Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
09:25
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Меленки

Село Казнево Меленковского района

Село Казнево

Казнево — село в Меленковском районе Владимирской области России, входит в состав Ляховского сельского поселения.
Село расположено близ берега Оки в 4 км на юг от центра поселения села Ляхи и в 23 км на юго-восток от райцентра города Меленки. «Село Казнево, близь реки Оки, при речке Кузиной и при озерах Игрище и Круглом, находится в 19-тн верстах от уездного города, и в 140 от губернского». [1]
Пойма реки Оки между Ляхами и Казневым считается особо охраняемой природной зоной.

Селище (14-17 вв.) расположено в 1.5 км. к северу от деревни Казнево, склон надпойменной террасы левого берега р. Ока. Размеры ок. 540х200 м., высота над поймой до 8 м. Керамика гончарная позднесредневековая, в т.ч. сероглиняная и чернолощеная. [2]
Грунтовый могильник (7-10 вв.) расположен в 0.2 км. к западу от деревни Казнево, рядом с кладбищем, левый берег р. Ока, ок. 1.2 км. от русла. Занимает верхнюю часть пологого всхолмления, поросшего деревьями и кустарником, размеры ок. 100х100 м. По сведениям местных жителей, погребения были обнаружены при земляных работах.
В 1991 г. А.Е. Леонтьевым при зачистке стенок старой силосной траншеи исследовано женское трупоположение с северо-западной ориентировкой в прямоугольной могильной яме размерами 1.85х0.70 м., с глубиной 0.50 м. Положение костяка в могиле вытянутое на спине. Сохранность костей плохая. При погребенной найдены: части головного убора узкая бронзовая спираль налобного венчика на кожаном или шерстяном шнурке, плоский ремень, сплошь унизанный бронзовыми обоймочками, два полукуружня головного венчика; семь бронзовых щитковых височных колец; железная гривна с обмоткой из бронзовой проволоки; ожерелье из стеклянных бусин различной формы и подвесок в виде лапки, трапециевидной, колокольчатой и костыльковой; бронзовая сюльгама с длинными усами; кожаный ремень с прямоугольными обоймицами, имеющими пуансонный орнамент. В изголовье погребенной стояли два лепных неорнаментированных горшка. Погребение датировано 2-й пол. 7 - нач. 8 в. [2] См. Племя Мурома.

В 1552 г. Иван Грозный пошел в поход на Казань. Путь его лежал через современный Меленковский район Владимирской области. На берегу реки Оки Грозный казнил бесплодных женщин, а затем основал село с Никольской деревянной церковью на месте казней, названное Казнево.
До образования города Меленки (в 1778) село Казнево входило в состав Унженской волости.
Документальные сведения о Казневе находятся в писцовых книгах 1628–30 годов. По этим книгам Казнево значится за Муромцами, братьями Иваном и Василием Петровичами Власьевыми, в селе тогда была церковь во имя Николая Чудотворца, построенная вотчинниками.
В конце XVIII село принадлежало графине Катерине Алексеевне Салтыковой.
«Второй завод Приокского округа был построен на реке Сноведи в 1724 году Муромскими посадскими людями Данилом Железняковым, да Никифором, Федором и Кириллом Мяздриковыми.
Они в 1720-х годах открыли руду в разных местах (в том числе в Муромском уезде, в Унженском стану, в Рожновом бору, на реке Сноведи, а также около с. Казнева), заявили об этом бергколлегии и по ее указу от 18 июня 1724 года были пожалованы рудоносными землями и получили разрешение выстроить на последних железный завод» (Металлургическая промышленность Владимирской губернии).
В конце XIX — начале XX века село входило в состав Ляховской волости Меленковского уезда.
«Об установлении таксы для взимания платы за перевоз через реку Оку при селе Казневе.
Уездная земская управа имеет честь представить при сем на благоусмотрение земского собрания прошение крестьянина села Казнева Григория Федорова Степанова, об установлении таксы для взимания платы за перевоз через реку Оку, при селе Казневе. № 2788. 20-го августа 1901 года».
«Прошение крестьянина с. Казнева Григория Федорова Степанова. Второе Казневское сельское общество по приговору своему, составленному 27-го мая, сдало мне в арендное содержание на шесть лет перевоз чрез реку Оку, находящийся при селе Казневе с тем, чтобы с переезжающих на этом перевозе лиц взималась законная, а не произвольная плата.
Представляя при сем копию приговора, я имею честь покорнейше просить уездную земскую управу сделать распоряжение об установлении таксы для взимания платы с проезжающих за перевоз, взятый мною в аренду у второго Казневского общества и о высылке таковой для руководства мне. Копию приговора по миновании надобности прошу мне возвратить и о распоряжении своем объявить через Ляховское волостное правление. 1901 года мая 31-го дня».
«Прошение крестьянина с. Казнева Акима Герасимова Бубнова о выдаче ему пособия.
Месяца декабря 28 дня 1900 года, волею Божию, меня, Бубнова, на работе постигла неожиданная болезнь, которой с момента ее наступления, я лишился возможности приобретать своими руками насущный хлеб для пропитания самого себя и оставшегося без единственного работника моего семейства (изложенного в приговоре); при всем этом моем безвыходном положении крайне нуждаюсь в посторонней помощи и уходе. Выше объясненное мое болезненное состояние лично наблюдал за ходом моей болезни в течение с 28 февраля по 28 марта сего 1901 года, в Ляховской больнице, земский врач 4-го участка г. Юдицкий.
На основании вышеизложенного осмеливаюсь покорнейше просить Меленковское уездное земское очередное собрание, не признает ли уважительным о назначении какого либо соответственного денежного пособия. При сем прилагаю приговор об имущественном и семейном моем положении, сельского схода 2 Казневского общества от 1 августа 1901 года.
Приговор 2-го Казневского сельского схода.
1901 года августа 1 дня. Мы, нижеподписавшиеся, крестьяне, бывшие г-жи Спазиной Владимирской губернии, Меленковского уезда, Ляховской волости, 2-го Казневского сельского общества, с. Казнева, состоящего всего из 55 ревизских, 85 наличных душ мужского пола и 32 домохозяев, имеющих по 47 ст. и прим. к ней общ. полож. о крест. право голоса на сходе, собрались сего числа на сходе по распоряжению сельского старосты нашего Андриана Павлова Бубнова в количестве 27 наличных крестьян домохозяев. На сходе этом слушали словесное заявление крестьянской жены нашего общества Анны Сергеевой Бубновой о выдаче ей мирского приговора в том, что ее муж Аким Герасимов Бубнов в настоящее время, хотя и находится в живых, но по болезни, которой он одержим, нуждается в посторонней помощи-уходе, о чем поговорив между собою, все единогласно постановили: приговор выдать ей, Бубновой, лишившейся единственного работника и кормилица семьи; семейство их состоит из него самого, требующего ухода, 51 года, жены, просительницы 50 лет, детей — дочери Ольги 17 лет, Анастасии 15 лет, Пелагеи 9 лет и Анны 7 лет; имущественное их положение состоит из одной избы с двором, крыты деревом и соломой, из скота — одной лошади; в этом и составили настоящий мирской приговор, который и утверждаем своим подписом. Сельский староста Андриан Бубнов и 26 крестьян домохозяев, бывших на сельском сходе» (Журн. оч. Меленковск. у. з. собр. 1901).

С 1929 года село являлось центром Казневского сельсовета в составе Ляховского района.
С 1963 года в составе Ляховского сельсовета Меленковского района Владимирской области.
«Таня стала бригадиром. В газете «Коммунар» уже рассказывалось о том, как девушка из Казнева Татьяна Ильина получила к СПТУ №12 специальность механизатора и стала работать на полях родного колхоза «Путь к коммунизму». Это ей пионеры восьмилетней школы №4 подарили именной трактор «Беларусь», изготовленный из металлолома, собранного в операции « Нечерноземью – пионерские тракторы».
Татьяна, закончив сельское профессиональное техническое училище, призвала девушек района смелее осваивать специальность механизатора. Она три года возглавляла в нашем хозяйстве одно из механизированных звеньев по возделыванию картофеля.
В конце минувшего знойного лета правление колхоза поручило ей возглавить казневскую бригаду. Кандидат в члены обкома ВЛКСМ Татьяна Ильина с чувством большой ответственности восприняла это назначение. Теперь у нее есть производственный опыт, сейчас она учится на заочном отделении Загорского сельхозтехникума. Готовится к защите диплома.
В минувшее лето молодой бригадир старалась сделать все зависящее от нее, чтобы без потерь убрать с большим трудом выращенный урожай. На казневских песчаных полях получено в среднем по 9.6 центнеров зерна с гектара. Ячмень дал по 15 центнеров.
В казневской бригаде на полях выполнены все летне-осенние работы по подготовке к будущей весне. Выполнен план по взмету зяби. Механизаторы вывозят органические удобрения, а для их накопления и увеличения объемов заготовки доставляют подстилочный торф.
Татьяна Ильина встретила XXX районную комсомольскую конференцию кандидатом в члены КПСС.
Л. СУХОВА, Главный агроном колхоза «Путь к коммунизму» («Коммунар». -1981. - 12 декабря).


Т. Ильина. Фото А. Сабова.

Численность населения: в 1859 г. – 354 чел., в 1897 г. – 516 чел., в 1905 г. – 584 чел., в 1926 г. – 768 чел., в 2002 г. – 58 чел., в 2010 г. – 47 чел.

Казневский приход

Местное предание относит первоначальное основание села, Казнева и церкви в нем ко временам Иоанна Грозного, ко времени похода на Казань: будто бы на этом месте совершены были какие-то казни, а затем основано поселение и церковь. Но достоверность этого предания ничем, кроме имени «Казнева», не подтверждается.
Документальные сведения о Казневе находятся в писцовых книгах 1628—30 гг. По этим книгам Казнево значится за Муромцами, братьями Иваном и Василием Петровыми Власьевыми; в селе тогда была церковь во имя Николая Чудотворца, построенная вотчинниками; при церкви: священник, дьячок и просвирница; пашни церковной было по 10 четв. в поле, сена 20 копен. В селе были два двора вотчинниковых, 2 двора людских, 4 дв. надворных людей, 4 дв. крестьянских и 2 бобыльских.
Та же церковь Николая Чудотворца значится в Казневе и по окладным книгам Рязанской епархии за 1676 г. «У той церкви двор попа Федота, двор дьячков, да приходских: два двора помещиковых, на тех дворах 9 изб, живут в них дворовые люди, а поп Федот сказал, кроме де роженичной молитвы, ни с какою потребою в те избы он не ходит, да в том же селе 21 двор крестьянский, 6 дв. бобыльских и 1 дв. надворного слуги (в 189 г. в Казневе 76 дворов), деревня Верья, в ней 16 дв. крестьянских и 3 бобыльских (эта деревня приписана к Нижне-Верейскому приходу), дер. Добра-вода, в ней 10 дв. крестьянских и 3 бобыльских (в кон. XIX в. эта деревня не существовала), дер. Урюсева, в ней 37 дв. крестьянских и 1 бобыльский (в 1897 г. здесь 81 двор). Земли церковной из боярской дачи по 5 четвертей в поле сенных покосов на 60 конец».
Дальнейшие сведения о церкви в селе Казневе довольно спутаны. Из предыдущих выписок мы видим, что здесь была церковь во имя Св. Николая Чудотворца. Но из храмозданной грамоты, данной в 1748 году Преосв. Алексием, Архиепископом Рязанским и Муромским на имя каптенармуса лейб-гвардии Измайловского полка Стефана Власьева, видно, что в это время в Казневе была деревянная церковь в честь Казанской иконы Пресв. Богородицы, которая «от давняго стояния обветшала и службы Божией в ней исправлять было невозможно». Отсюда следует заключить, что бывшая в 1676 г. церковь была перестроена и по перестройке освящена в другое наименование. [1]
Вместо ветхой церкви Власьев просил Архиепископа разрешить ему построить новую деревянную же церковь во имя Успения Пресв. Богородицы. Но из сохранившейся на Цветной триоди подписи, сделанной в 1766 году прикащиком села Ляхов Артемием Афанасьевым, видно, что в то время в Казневе была церковь во имя Пресв. Троицы. И в кон. XIX века в Казневе находится Троицкая церковь. Это разноречие можно объяснить, тем, что намерения храмоздателя почему-либо изменились и новопостроенная церковь освящена в другое наименование, как это бывало и в других местах. [1]
Таким образом деревянная церковь построена в половине XVIII столетия. Но народ хранил память о прежде бывшей Никольской церкви и праздник Николая Чудотворца чествовал больше, чем день Св. Троицы.

В кон. XIX века эта старая церковь была обновлена и снаружи и внутри. Престол в ней один во имя Живоначальной Троицы.
Утварью, ризницей, Св. иконами и богослужебными книгами церковь не богата; некоторые иконы и богослужебные книги довольно ветхи. В архиве церковном хранилась храмозданная грамота, данная в 1748 году Архиепископом Рязанским Алексием.
Причта при церкви по штату положено: священник и псаломщик. На содержание их получалось: жалованья от казны 400 р., от земли церковной до 100 руб. и от служб и требоисправлений до 150 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле. [1]
Земли при церкви: усадебной 1 дес., пахотной и сенокосной 32 дес. 2322 саж., в том числе под дорогой, оврагами и ручьями 2 дес. 2100 саж. [1]
Приход состоял из села Казнева и деревни Урюсева (4 вер. от церкви), в коих по клировым ведомостям числилось 573 души муж. пола и 584 женского.

В Казневе имелась церковно-приходская школа; учащихся в 1896 году было 11. [1]

1 апреля 1869 г. в Казнево родился Евдоким (в миру Василий Иванович Мещерский) — епископ Волоколамский, Епископ Каширский (с 1909), деятель обновленчества, обновленческий митрополит Одесский, председатель обновленческого Синода (1923—1925, фактически до 1924), до 1922 года — епископ Православной Российской Церкви, архиепископ Нижегородский и Арзамасский.
В 1903 году старый деревянный храм в с. Казневе сгорел дотла, успели вынести только церковную утварь и несколько икон. Летом 1904 года на средства Преосвященного Евдокима, Ректора Московской Духовной Академии, выстроена новая - временная деревянная церковь-школа и в тоже время явилась мысль о сооружении нового каменного храма. В надежде на помощь Божию осуществление этой мысли взял на себя Преосвященный Евдоким. На пожертвованные деньги и отчасти на собственные средства к августу 1906 года было приготовлено достаточное количество материала для того, чтобы приступить к закладке храма. В августе начались подготовительные работы и 1-го сентября решено было совершить закладку. Около 11-ти часов 1-го сентября в село Казнево приехал Преосвященный Евдоким и из временного деревянного храма прямо прошел на место, назначенное для построения нового каменного храма. Здесь уже был приготовлен бут и обозначено место престола. Преосвященный облачился в полное архиерейское облачение и в сослужении Архимандрита Михаила и нескольких священников начал чинопоследование освящения места для постройки храма и его закладки. Масса народа, разодетого по праздничному, окружала место, предназначенное для построения храма. Со всех сторон передавались серебряные и медные монеты под камни закладываемого храма. С пением псалмов Преосвященный и духовенство обошли все четыре угла закладываемого храма и везде клали крестообразно кирпичи и окропляли их святой водой. Была написана бумага, в которой говорилось о благословении Архиепископа Владимирского на сооружение каменного храма, указывалось, кто производил закладку и в какое время. Эта бумага, за подписями наиболее уважаемых лиц из участников торжества, была герметически закупорена в стеклянную трубку и положена с левой стороны будущего престола в особо приготовленное место, которое и было немедленно заложено тремя рядами кирпичей. Уже на другой день под руководством опытного подрядчика работа кипела и быстро двигалась вперед. Величина храма рассчитана на тысячу человек.
В 1904 г. объявлена благодарность Владимирского Епархиального Начальства управляющему мануфактурной в гор. Меленках фабрикой Якову Захаровичу Цаде за пожертвование от фабрики 100 руб. на устройство новой церкви в селе Казневе. В 1907 г. преподано Архипастырское благословение фабриканту Якову Никоновичу Фокину (потомственный почетный гражданин гор. Иваново-Вознесенска) за пожертвование 100 руб. на построение храма в с. Казневе. В 1907 г. объявлена благодарность Епархиального Начальства Управляющему мануфактурной фабрикой в гор. Меленках Якову Захаров. Цаде за пожертвование 25 руб. на новостроящийся храм в с. Казневе.
В 1907 г. Ректор Московской духовной академии, Преосвященный Евдоким, Епископ Волоколамский, минувшими святками посетил свое родное село Казнево, Меленковского уезда, где им построена церковь. Заезжал также Преосвященный Евдоким и совершал богослужение во вновь открытой прошлой осенью близ Меленок женской обители. 1-го января 1907 г., в день нового года, Епископ Евдоким служил литургию в соборном храме города Меленок. К участию с ним в этом торжественном богослужении были приглашены о. настоятель собора, протоиерей В. Филадельфин и шесть священников из близ лежащих к г. Меленкам сел. После литургии все служившие священники были приглашены в квартиру о. настоятеля собора, прот. Филадельфина; сюда же пожаловал и Преосвященный Евдоким, где вел продолжительную и дружескую беседу со всеми присутствовавшими. (В. Е. В. № 3-й. 1907).
30 августа 1910 года в женской Скорбященской пустыни, Меленковского уезда, было освящение новой каменной ограды и закладка колокольни. На освящение и закладку прибыл, с разрешения Архиепископа Николая, Преосвященный Евдоким, Епископ Каширский.

Род Казневых

Сельские жители России до середины XIX в. обычно не имели фамилий. Их заменяли отчества и прозвания. Священнослужители иногда получали «фамилию» - прозвание по названию родного села или церкви. При поступлении в духовные училища или семинарии юноше обязательно присваивалась фамилия, которая давалась начальством произвольно и могла меняться даже в процессе учёбы (Фамилии часто давались от названий местности, церковных праздников, имен святых, библейских событий и мифологии, фамилии писателей, успехов в учебе, внешности, названий растений и птиц, и пр.). По окончании учебы эта фамилия становилась официальной и передавалась по наследству. Довольно часто даже родные братья получали разные фамилии.
Первым из этого рода в документах ГАВО упоминается священник церкви св. Николая Чудотворца с. Казнево Meленковского уезда Владимирской губ. Василий Степанов. В течение последующих четырёх поколений его потомки служили в этой церкви, а позже в церквях сёл и уездных городов Владимирской губ.
Представители рода мужского пола до четвёртого колена включительно имели прозвание Казневские. В пятом колене фамилия эта становится для них официальной, а в шестом колене, наряду с ней в роду появились новые фамилии: Грамматины и Спасские (при этом фамилии начали получать и лица женского пола).
I колено
1. Василий Степанов (Казневский) родился в 1700 г., умер в 1785 г. В 1781 г. - священник церкви св. Николая Чудотворца с. Казнево в Меленковского уезда. В 1782 г. числился «за старостью уволенным». Дети: Михаил (2).
II колено
2/1. Михаил Васильев (Казневский) родился в 1735 г., умер в с. Казнево после 1795 г. В 1773 г. священник в с. Казнево. По 5-ой ревизии 1795 г. «за оказавшейся в нём по свидетельству светских персон во время бывшего в 784 году разбора болезнью оставлен на пропитании сыновнем». В 1790 г. жил в с. Казнево в семье своего сына Федора. Был женат; овдовел до 1782 г. Дети: Федор (3), Тимофей (4).
III колено
3/2. Федор Михайлов (Казневский) родился в с. Казнево в 1756 г., умер там же в 1791 г. С 1782 до 1791 гг. - священник церкви св. Николая Чудотворца в с. Казнево. Своих сыновей с детства приучал к грамоте и церковной службе. К моменту смерти Федора Михайлова дети его были молоды, и на его место был назначен дьячок Василий Иванов, произведённый затем в том же году во священника. На освободившееся место дьячком той же церкви был определён младший сын Федора - Сильвестр, которому едва исполнилось 12 лет.
Жена: Прасковия Петрова. Родилась в 1756 г., умерла после 1810 г. Мещанская дочь из г. Меленки. После смерти мужа жила в семье сына Сильвестра, а затем в семье своего внука Егора Фомина. Дети: Фома (5), Сильвестр (6), Варвара (7).
4/2. Тимофей Михайлов (Казневский) родился в с. Казнево в 1761 г. До 1789 г. - пономарь церкви св. Николая Чудотворца в с. Казнево. В 1789 г. был переведён пономарём в с. Юрово Покровского окр. Суздальской епархии.
Жена: Евдокия Михайлова. Родилась в 1757 г. Дочь пономаря из погоста Игово Маленковского окр. Дети: Агафья (род. 1779), Игнатий (род. 1781).
IV колено
5/3. Фома Федоров (Казневский) родился в с. Казнево в 1776 г., умер там же в 1801 г. С 13 лет - пономарь церкви св. Николая Чудотворца в с. Казнево. В метрической книге 1796 г. по с. Казнево есть подпись: «Пономарь Фома Федоров руку приложил» и «вместо заболевшего дьячка Сильвестра Федорова он же руку приложил». Скончался молодым, оставив вдову с четырьмя малолетними детьми (последний даже не успел увидеть отца). На место отца в том же 1801 г. был определён пономарём его 7-летний сын - Егор.
Жена: Надежда Иванова. Родилась в 1770 г., умерла после 1845 г. Дочь священника из с. Ватрениц Елатьменской округи Тамбовского наместничества. После смерти мужа жила с четырьмя детьми в доме дьячка Сильвестра Федорова - брата мужа. С 1810 г., когда её старший сын пономарь Егор Фомин в 17 лет стал хозяином своего двора, она с младшими сыновьями стала жить в его доме. В 1829-1840 гг. была просвирней при храме в с. Казнево. Дети: Егор (8), Семён (9), Василий (10), Парфений (11).
6/3. Сильвестр Федоров (Казневский) родился в с. Казнево в 1779 г., умер там же в 1829 г. С 12 лет - дьячок церкви св. Николая Чудотворца в с. Казнево. Когда Фома Федоров в возрасте 25 лет умер, Сильвестр взял в свой дом семью брата. К этому времени он был уже женат, имел троих детей, с ним также жила его мать и сестра Варвара. Тесновато было в деревенском доме - 12 человек разного возраста, в том числе семь детей. Трудно было прокормить такую семью. Работником был ещё племянник Егор - 10-летний пономарь. Лишённый сам с юных лет получить образование, Сильвестр делал всё возможное, чтобы устроить на учёбу молодое поколение. Ему удалось добиться поступления в духовные учебные заведения племянников Семёна, Василия, Парфения и сына Тимофея. Сам Сильвестр служил дьячком в Казневе до конца своей жизни.
Жена: София Александрова. Родилась в 1780 г., умерла в 1839 г. После смерти мужа жила в семье своего зятя, Ивана Иванова (Геннисаретского). Дети: Екатерина (род. 1798 г., умерла после 1834), Александра (12), Тимофей (13), Наталия (14), Акулина (15), Федосья (16).
7/3. Варвара Федорова. Родилась в с. Казнево в 1790 г. Жила с матерью сначала в семье брата Сильвестра, затем до 19 лет - в семье племянника Егора Фомина.
V колено
8/5. Егор Фомин Казневский родился в с. Казнево в 1794 г., умер там же после 1855 г. После смерти своего отца в 7 лет был назначен на его место пономарём церкви св. Николая Чудотворца в с. Казнево. Некоторое время жил с матерью и младшими братьями в семье дяди Сильвестра. К 17 годам стал хозяином своего дома, куда переселились кроме матери и братьев его бабушка Прасковья Петрова и тётка Варвара. Помогал братьям во время их учёбы. Пережил смерть троих несовершеннолетних сыновей. А после окончания учёбы сына Тимофея жил в женском окружении: кроме жены и матери приютил оставшихся после смерти Сильвестра трёх его взрослых дочерей. До конца своих дней был пономарем родного храма.
Жена: Мария Васильева. Родилась в 1794 г., умерла после 1855 г. Дети: Василий (род. около 1813 г., умер 16 августа 1828), Анна (род. около 1816), Тимофей (17).
9/5. Семён Фомин Казневский родился в с. Казнево в 1796 г., умер в с. Польное после 1861 г. После смерти отца с 5- и лет жил в семье дяди Сильвестра, а затем в семье старшего брата Егора. Обучался во Владимирской духовной семинарии до 1814 г. В том же году был назначен дьячком церкви Николая Чудотворца в с. Степаньково Меленковского уезда. Около 1839 г. был переведён в церковь погоста Польное Меленковского уезда, где служил дьячком Успенской церкви до конца жизни. Семён Фомин постарался дать духовное образование своим сыновьям Николаю; Фоме, Василию и Ивану.
1-я жена: Наталия Иванова. Родилась в 1796 г., умерла в 1846 г. Дети от первой жены: Феврония (18), Николай (19), Фома (20), Василий (21), Иван (22), Анна (род. 1844).
2-я жена: Анастасия Никифорова. Родилась в 1807 г. Дети от второй жены: Пётр (род. 1848), Иван (род. 1850).
10/5. Василий Фомин Казневский родился в с. Казнево в 1798 г., умер после 1850 г. С 3-х лет жил в семье дяди Сильвестра, а затем в семье старшего брата Егора. Обучался во Владимирском духовном училище. В 1819-1850 гг. - дьячок Казанской церкви в с. Денятино.
Жена: Ксения Федотова. Родилась в 1798 г., умерла после 1850 г. Дети: Капитолина (род. в 1820), Ефим (род. в 1824), Евдокия (род. в 1829).
11/5. Парфений Фомин Казневский родился в с. Казнево в 1802 г., умер 22 мая 1868 г. Был в семье младшим из четырёх братьев, увидевшим свет уже после смерти отца - пономаря сельской церкви, который умер 25 лет отроду. Его детство прошло вначале в семье дяди Сильвестра, а затем в семье старшего брата Егора. Старшие братья к 1819 г. уже находились на службе, и Парфению в 1826 г. представилась возможность окончить полный курс наук Владимирской духовной семинарии с аттестатом II разряда, после чего он был посвящён к Покровской церкви погоста Спас-Железный Посох во священника (1827). Указом по Консистории был определён депутатом (1835). Был награждён набедренником (1853), бронзовым наперсным крестом на Владимирской ленте (1859), а за ревностное и усердное прохождение возложенных на него должностей пожалован бархатною фиолетовою скуфьей (1861). За заслуги по духовному ведомству был награждён камилавкой (1867). Прослужив 40 лет при одной церкви, за год до смерти был выведен за штат.
Жена: Матрёна Петрова. Родилась в с. Богородское Меленковского уезда в 1811 г., умерла до 1861 г. Дочь пономаря Петра Егорова. Дети: Павел (23), Евдокия (24), Иоанн (25), Симеон (26), Мария (род. 1849).
12/6. Александра Сильвестрова родилась в с. Казнево в 1801 г., умерла после 1845 г. Замуж не выходила. После смерти отца жила с матерью в доме мужа сестры Акулины - дьячка Ивана Геннисаретского, а после смерти матери с 1839 г. - в доме двоюродного брата Егора Фомина. В 1845 г. она снова в семье Акулины.
13/6. Тимофей Сильвестров (Фальковский). Родился в с. Казнево в 1805 г., умер в с. Мошок 17 марта 1871 г. Окончил Владимирскую семинарию в 1826 г., получив фамилию Фальковский. В 1828 г. епископом Парфением был произведен во священника с. Маринино Ковровской округи . С 1838 г. священник с. Мошок Судогодской округи. Выведен за штат в 1867 г.
Жена: Анна Петрова. Родилась в 1807 г. После смерти мужа жила в доме зятя Алексея Аменицкого, получая пенсию за 35-летнее служение мужа. Дети: Евгения (род. в 1834), Николай (27), Александра (род. в 1844), Пётр (28).
14/6. Наталия Сильвестрова родилась в с. Казнево в 1808 г., умерла после 1840 г. До 1829 г. жила в семье отца. После его смерти вышла замуж. В 1840 г. по исповедной росписи значилась солдаткой. Жила в доме двоюродного брата - Егора Фомина.
15/6. Акулина Сильвестрова. Родилась в с. Казнево в 1813 г., умерла после 1876 г.. Вышла замуж около 1835 г. Муж: Иван Иванов Геннисаретский. Родился в 1813 г., умер после 1876 г. Сын дьячка. Окончив низшее отделение Владимирской семинарии в 1835 г. с фамилией Геннисаретский, был назначен дьячком церкви Николая Чудотворца в с. Казнево. В 1853 г. перемещён в г. Меленки Владимирской губ., где исполнял обязанности псаломщика соборной Покровской церкви. Дети: Василий (род. в 1836), Федор (род. в 1840).
16/6. Федосья Сильвестрова родилась в с. Казнево в 1817 г. После смерти отца жила с матерью в доме мужа сестры Акулины - дьячка Ивана Геннисаретского, а после смерти матери с 1839 г. - в доме двоюродного брата Егора Фомина.
VI колено
17/8. Тимофей Егоров Казневский родился в с. Казнево в 1820 г. В 1816 г. кроме г. Владимира в губернии были открыты духовные училища в ряде уездных городов, в том числе в Муроме. Это училище стало затем «Альма-матер» для многих представителей рассматриваемого рода. Расстояние от с. Казнево до г. Владимира 140 верст, а до г. Мурома в 5 раз меньше, да и сообщение удобное, р. Ока радом. В 1834 г. Тимофей учился в Муромском духовном училище. В дальнейшем он был пономарем, но сведений о месте его службы установить не удалось. Дети: Иван (29). [3]
21/9. Василий Семёнович Грамматин. От первого брака отца. Родился в с. Степаньково в 1832 г., умер в с. Илькино 20 июня 1885 г. В 1846 г. поступил, а в 1854 г. окончил Владимирскую духовную семинарию с очень хорошими оценками. Служил по окончании семинарии причетником в с Ильинском-Стромиловом Юрьевского уезда и г. Судогде. В 1859 г. был рукоположен во священника церкви с. Казнево - «родовое гнездо», где служили его дед, прадед и прапрадед. Имея большую семью, с 1859 по 1866 гг. «безмездно» обучал крестьянских детей в своём доме чтению, чистописанию и Закону Божию, за что получил благодарность от Епархиального начальства «с разрешением на будущее время открыть в своём доме формальное училище». Пометало стихийное бедствие, поразившее село. В 1868 г. Василий Семёнович получил благодарность от Епархиального начальства «за спасение приходского храма от пожара с потерею своего дома». В 1870 г. он был перемещён в с. Илькино Меленковского уезда, где прихожанами только что был выстроен новый храм и дом для настоятеля. Там он служил до конца своей жизни. Клировая ведомость 1879 г. отмечала «весьма хорошее поведение к прохождению должности». В 1881 г. В.С. Грамматин был назначен настоятелем Кудрино-Илькинского прихода. Имел награды: скуфья, камилавка, наперсный крест, орден «св. Анны 3-й ст.».
Жена: Мария Ивановна (ур. Казанская). Родилась в с. Домнино в 1837 г., умерла 26 декабря 1927 г. Дочь священника церкви Ильи Пророка с. Домнино Меленковского уезда Ивана Павловича Казанского. Так породнились духовные роды Грамматиных и Казанских.
Тяжёлое горе постигло семью во время эпидемии дифтерии весной 1880 г. В течение двух недель родители похоронили трёх своих детей: 14 мая скончался сын Павел 6-и лет, 15 мая - дочь Анна 15-и лет и 30 мая - Лидия 2-х лет. Три старших сына: Михаил, Дмитрий и Николай пошли по стопам отца и окончили Владимирскую семинарию. После смерти мужа Мария Ивановна Грамматина с тремя дочерьми Ольгой, Александрой и Евгенией переехала в с. Денятино Меленковского уезда, где ей как вдове священника была выделена усадьба на земле, принадлежащей церкви. В материалах І-ой Всероссийской переписи населения в 1897 г. по с. Денятино по переписному участку № 3 и счётному участку № 6 записано:
«Усадьба вдовы священника Марии Ивановны Грамматиной на земле, принадлежащей церкви. Число строении - 1 деревянное, крытое деревом. Всего населения Ж - 2:
1. Грамматина Мария Ивановна - хозяйка, лет 61, вдова, духовного звания, родилась в Маленковском уезде, православная, родной язык русский, читать умеет, обучалась у отца- священника. Главное занятие - просвирня.
2. Грамматина Ольга Васильевна - дочь, лет 36, девица православная, читать умеет, обучалась у отца-священника, Главное занятие, что дает средства - при матери, побочное - портниха». А по Всероссийской сельскохозяйственной переписи 1916 г. в семье дворянки Марии Ивановны в этом же доме проживало уже 7 человек, в том числе две её дочери и четверо внуков. Сама она в 79 лет продолжала работать просвирней при храме. В хозяйстве у неё «имеется крупный рогатый скот - 1, пашня - 4 десятины ржи и 8 десятин картофеля».
Дети: Ольга (32), Михаил (33), Анна (34), Александра (35), Дмитрий (36), Николай (37), Павел (38), Евгения (39), Лидия (40).


О.В. Грамматина Денятино, около 1900 г.

32/21. Ольга Васильевна Грамматина родилась в с. Казнево в 1860 г, умерла в с. Денятино в 1946 г. От отца выучилась грамоте, с детства хорошо знала молитвы. С 1870 г. жила в с. Илькино. Была очень набожной. Замуж не выходила. В 1888 г., как сиротствующая дочь священника, вместе со своей сестрой Александрой получала пособие в 12 руб. с процентов от капитала доктора М.И. Алякринского. После смерти отца жила с матерью в с. Денятино Меленковского уезда. Помогала ей пппо хозяйству, была портнихой, а затем, продолжая дело матери, стала просвирней, прислуживала в церкви до её закрытия.


М.В. Грамматин Шуя, май 1925 г.

33/21. Михаил Васильевич Грамматин родился в с. Казнево в 1861 г., умер в с. Сергеево Шуйского уезда 10 июля 1925 г. Похоронен на Троицком кладбище г. Шуи. Старший из четырёх сыновей в большой семье сельского священника. В 1876 г. по окончании Муромского духовного училища поступил во Владимирскую духовную семинарию, которую окончил в 1882 г. одним из первых со званием студента. Был принят в Московскую духовную академию, которую окончил в 1886 г. со степенью кандидата богословия. Получил назначение на службу в родное Муромское духовное училище, где с 16 августа 1887 г. был учителем «русского языка с церковно-славянским и церковного пения». С 1891 по 1894 гг. - член правления училища. В 1892 г. опубликовал во «Владимирских Епархиальных Ведомостях» очерк «Муромское духовное училище за 75 летний период существования». Указом Правительствующего Сената от 7 марта 1892 г. утверждён в чине коллежского асессора. С 1893 г. - надзорный советник. С 1895 г. - коллежский советник. В 1896 г. получил серебряную медаль на ленте ордена св. Александра Невского - награду «В память царствования императора Александра III». В 1897 г. за труды по приведению в порядок архивов Муромского духовного правления - благословение Св. Синода. В 1899 г. Высочайшим приказом по гражданскому ведомству произведши в статские советники. Высочайшим Указом в 1901 г. награждён орденом «св. Анны 3-й ст.». С 1899 по 1903 гг. участвовал в народных чтениях для арестантов Муромской тюрьмы по воскресным и праздничным дням. В 1901 г. - лектор церковных Палестинских чтений и Народных чтений. В 1903 г. приказом обер-прокурора Синода перемещён на должность помощника смотрителя Шуйского духовного училища. Преподавал там «Православный катехизис и изъяснения богослужения с церковном уставом». В 1907 г. - член комиссии по проверке предметов старины в г. Шуя. С 1903 по 1908 гг. делопроизводитель Правления «Общества вспомоществования нуждающимся Шуйского духовного училища». В 1907 г. «за отлично-усердную службу» награждён орденом «св. Станислава». В 1908 г. указом Священного Синода назначен смотрителем Шуйского духовного училища. В 1910-1912 гг. заведовал Шуйской земской публичной библиотекой. В 1912 г. съездом уполномоченных Шуйского окр. ему была выражена благодарность «за особые труды по благоустройству Шуйского духовного училища». В 1912 г. «за отлично-усердную службу и особые заслуги» награждён орденом «св. Анны 2-й ст.». Регулярно печатался во «Владимирских епархиальных ведомостях» под псевдонимом «М.Г.», в том числе написал статьи: в 1911 г. «Ломоносов как естествоиспытатель», в 1916 г. «К 100- летнему юбилею Шуйского духовного училища». В 1917 г. в особо трудное время старался обеспечить питание своих учеников, организуя их родителей, написал «Обращение к бывшим питомцам Шуйского училища с призывом учредить юбилейную стипендию». Оставался в должности смотрителя училища до его закрытия в 1918 г. С октября 1918 г. - контролёр Центрального государственного контроля, затем - контролёр (инспектор) Военного контроля (инспекции) Приволжского и Московского округа - до ноября 1921 г. До июля 1922 г. был учителем Шуйской школы 2-й ступени. В 1922 г. в Симбирске был посвящён в сан протоиерея и служил в Александро-Невской церкви г. Шуи до сентября 1923 г. Затем - священник Кресто-Воздвиженской церкви с. Кохмы Шуйского уезда, а с 15 августа 1924 г. - священник Михайло-Архангельской церкви в с Михаил-Архангел Шуйского уезда. Во время богослужения с ним случился удар, и он скончался в соседнем с. Сергеево.
Жена: Мария Федоровна (ур. Загорская). Умерла в 1928 г. Похоронена на Троицком кладбище г. Шуи.
34/21. Анна Васильевна Грамматина родилась в с. Казнево в 1865 г., умерла там же 15 мая 1880 г. Скончалась во время эпидемии от дифтерии.
Дмитрий Васильевич Грамматин родился в с. Казнево 22 сентября 1869 г. Детство Дмитрия прошло в с. Илькино Меленковского уезда, куда был переведён его отец после потери от пожара своего дома в с. Казнево.

Источники:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897. - 588, VIII c.
2. Археологическая карта России Владимирская область. Под редакцией Ю.А. Краснова. Москва. 1995.
3. А.С. Грамматин, А.А. Бенедиктов. Родственные поколения священнослужителей Владимирской епархии. 2015.

Категория: Меленки | Добавил: Николай (20.06.2019)
Просмотров: 2160 | Теги: Меленковский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru