Князь Георгий Ярославич Муромский. Собор Рождества Богородицы
Князь Юрий Давыдович
Юрий Давыдович (ум. 1237) - сын Давыда Юрьевича (св. Пётр/Князь Давыд Юрьевич). 1220 г. муромские князья Давыд и Юрий отправляют своих сыновей с Суздальской ратью на болгар. "В лето 6728... посла же и къ Муромскимъ княземъ, веля имъ послати сыны своя, и посла Давид сына своего Святослава, а Юрьи Олга... Изряди же Святославъ полки своя: Ростовский по правой руце, а Переславьской по левой, а самъ ста съ Муромскими князи посреди" ПСРЛ. - Т.7. - С.126.
Муромский князь: 1228 - 1237 гг. 1228 г. умер Муромский князь Давид Георгиевич и его сын. "В лето 6736. Умре сын Давыдовъ Муромьскаго месяца апреля, святыя неделя праздныя. Тое же недели преставися и самъ Давыдъ Муромский в черньцих и въ скиме". ПСРЛ. - Т.1. - С.191. В Воскресенской летописи: "Преставися князь Давидъ Муромъской въ черньцехъ, а по немъ седе на Муроме сын его Юрьи, а по Юрье седе на Муроме сын его Ярославъ, а у него были два сына Юрьи да Василей". ПСРЛ. - Т.7. - С.244. Удалилась и постриглась жена князя Святослава. "Того же лета Святославъ отпусти княгыню свою по свету, всхотевши ей въ монастырь, и дасть ей наделокъ многъ; отъиде от него до Бориша дни, иде въ Мкромъ къ братьи и пострижеся" ПСРЛ. - Т.1. - С.191. В 1229 г. князь Георгий Давидович участвует в походе великого князя Георгия Всеволодовича на Мордовскую землю. "Того же месяца (января - В.Ч.) въ 14 день великий князь Гюрги... идоша на Мордву и Муромский князь Гюрги Давыдовичъ вшедъ въ землю Мордовьскую, Пургасову волость..." ПСРЛ. - Т.1. - С.191. Старший брат Юрия Святослав, участник похода на волжских болгар в 1220 г., умер раньше отца, и Юрий наследовал муромское княжение в 1228 г. 1232 г. муромские князья участвуют в походе Суздальских и Рязанских князей на Мордву. "В лето 6740... Тое же зимы посла великый князь Георгий сына своего на Мордву, а съ нимъ... и Рязанскыи князи и Муромскыи". ПСРЛ. - Т.1. - С.196.
Осенью 1237 г., когда монголы подступили к южным границам Рязанского княжества, муромские князья совместно с рязанскими вышли на битву на реку Воронеж. "В лето 6745... Князи же Резаньстии... и Муромьский и Проньскии не пустячи къ городомъ, ехаша противъ имъ въ Вороняжь".
Муромский князь Юрий Давыдович погиб во время похода на Батыя в 1237 г., ему в Муроме наследовал единственный сын Ярослав.
Ярослав Юрьевич
Ярослав Юрьевич (ум. после 1248) - единственный сын князя Юрия Давыдовича. В 1232 г. муромские и рязанские войска участвовали в походе владимирских князей на мордву, однако неизвестно, принимал ли в этом походе участие Ярослав.
Князь муромский: 1237 - 1247 гг. После того, как в 1237 г. во время похода Батыя на Русь погиб муромский князь Юрий Давыдович, ему в Муроме наследовал единственный сын Ярослав. О его правлении практически ничего не известно.
В 1239 г. монголы завоевали мордовские земли и в том же году сожгли Муром. "В лето 6747... Того же лета на зиму взяша Татарове Мордовьскую землю, и Муромъ пожгоша". ПСРЛ. - Т.1. - С.201. Обеспамятовавшие жители города не могли нигде найти безопасность: матери плакали о детях, пред их глазами растоптанных конями татарскими; живые завидовали спокойствию мертвых. Старый вышний город, как назвал его писатель жития Константина, сделался невозможным возобновить на долгое время, жители, как прежде, едва ли не все опять переселились в новый городок к селу Чаадаеву.
Зимой 1239 г. Батый взял Муром и по льду Оки и Клязьмы пришёл к Гороховцу. По дороге он закопал свою золотую карету и насыпал холм над ней. Впоследствии деревню около холма назвали в память той зимы Зимёнки. Легенда записана муромским краеведом А.А. Епанчиным в Муроме на льнопрядильной фабрике от мастерового, крестьянина д. Коробкова Навашинского уезда Нижегородской губернии, Владимира Шаронова, 38 лет, 28 октября 1978 г. В годы Советской власти центр Зименкинского сельсовета, центральная усадьба госплемзавода «Зимёнки».
В 1248 г. упоминается, что князь Ярослав выдал замуж свою дочь за ростовского князя Бориса Васильковича. "В лето 6756... Оженися Борисъ князь Василковичъ у Ярослава у Муромского князя, и венчася у святое Богородицы въ Ростове". ПСРЛ. - Т. - С.201. Окрестности Мурома, 1257 г. вероятно, менее города потерпевшие от нападений неприятельских, скоро привлекли на себя внимание корыстолюбивых татар. Улавчий наместник Берки, царствовавший на место Батыева сына Сартака, им убитого, отправил своих численников в Русь. В 1257 г. перепись муромской земли татарами. "В лето 6765... Тое же зимы приехаша численици, исчетоша всю землю Суждальскую, и Рязаньскую, и Муромьскую". ПСРЛ. - Т.1. - С.203. «изочли домы и жителей; поставили своих десятников, сотников, тысячников и темников для собирания податей; они ездили из веси в весь, из города в город; безмолвие и скорбь царствовали повсюду». Господство монголов в Руси, говорит история, открыло туда путь купцам Бесерменским, Хазарским и Хивинским, издревле опытным в торговле и корыстолюбии. Они откупая у татар дань княжений, брали неуместные росты с бедных людей и, в случае неплатежа, отводили их в неволю.Укорительное слово Басурман, означает жестокость, сходную с тогдашними сборщиками. 1281 г. Муром опустошен татарами, приведенными великим князем Андреем Александровичем. "В лето 6789... Тое же зимы князь Андрей Александровичъ испроси ебе княжение великое подъ братомъ своимъ старейшимъ княземъ Дмитриемъ и приведе съ собою рать Татарскую Кавыдая и Алчедая и прииде съ ними къ Мурому... Муромъ пустъ сотвориша..." ПСРЛ. - Т.7. - С.175. «Несчастье это случилось 19 декабря – в Рождество Христово: церкви стояли пусты, вместо священного пения раздавался один плач и стон. Андрей, злобный сыен отца, столь любезного в России, праздновал один с татарами». В 1283 г. монголы, под предлогом утвердить Андрея на престоле великокняжеском, без остановки прошли Муром. В 1288 году, сын Темира, князя Татарского, с южной стороны вступил в Россию, снвоа опустошил область Муромскую огнем и мечом, как пишет Щербатов в истории своей. 1293 г. город опустошен татарами. "В лето 6801 князь Андрей Александровичъ иде въ орду... жаловася царю на брата своего великого князя Дмитриа Александровича; царь же отпусти брата своего Дедюню со множествомъ рати... и много градовъ поимаша... Муромъ... а всех градов взяша 14". ПСРЛ. - Т.7. - С.180. Сожжённый дотла монголо-татарами, Муром в 1293 г. исчезает со страниц русских летописей до 1345 г.
В 1248 - 1345 гг. сведения о муромских князьях отсутствуют.
Великие Владимирские князья: 1248-1248 гг. Михаил Ярославич Хоробрит, великий князь владимирский. 1246-1252 гг. Андрей Ярославич, великий князь владимирский. 1252-1263 гг. Александр Невский, великий князь владимирский. 1263-1272 гг. Ярослав III Ярославич, великий князь владимирский. 1272-1276 гг. Василий Ярославич, великий князь владимирский. 1276-1281 гг. Дмитрий Александрович, великий князь владимирский. 1281-1283 гг. Андрей Александрович, великий князь владимирский. 1283-1294 гг. Дмитрий Александрович, великий князь влад. (повторно). 1294-1304 гг. Андрей Александрович, великий князь влад. (повторно). 1304-1318 гг. Михаил Ярославич Тверской, великий князь владимирский. 1318-1322 гг. Юрий III Даниилович, великий князь владимирский. 1322-1326 гг. Дмитрий Михайлович Тверской, великий князь владимирский. 1326-1327 гг. Александр Михайлович Тверской, великий князь владимирский. 1328-1340 гг. Иван I Калита, великий князь московский, великий князь владимирский.
Василий Ярославич
Князь Муромский:?—1345 гг. Лишь под 1345 г. встречается известие, что умер князь Василий Ярославич Муромский, похороненный в монастыре Бориса и Глеба на реке Ушне (расстоянием от старого города в 15 верстах, от нового городка 7 верст). Это доказывает, что князь, быв в качестве владетеля, проживал, может быть, вне города по запустению церквей.
Его сменил брат князь Юрий Ярославич. "В лето 6853... Тое же зимы преставися князь Василей Ярославичъ Муромский". Во Владимирском летописце указан 1346 г. - "В лето 6854... Того же лета преставися князь Василеи Ярославичь Муромский, в черньцех и в скиме, положенъ в Муроме въ церкви святую мученику Бориса и Глеба" ПСРЛ. - Т.5. - Софийская первая летопись. - СПб., 1851. - С.225.ПСРЛ. - Т.30. - Владимирский летописец. - М., 1965. - С.108.
Георгий (Юрий) Ярославич
Блгв. кн. Гергий Ярославич. Франмент иконы "Собор Муромских святых". 1996 г. Мастер И. В. Сухов
Князь Муромский: 1345 - 1354 гг. Правление Юрия Ярославича началось после смерти старшего брата Василия зимой 1345/46 г.
Вокняжение в Муроме блгв. кн. Георгия Ярославича. Клеймо иконы "Святые князья Константин, Михаил и Феодор Муромские с житием". 1714 г. Мастер А. Казанцев (МИХМ)
В 1330 г. князь Ярослав, отец Юрия Ярославича, был должен митрополиту Феогносту 15 гривен церковных даней.
В государствование Московским великокняжением Симеона Гордым, князь Юрий Ярославич, желая поддержать восстановление городов, перевел часть жителей с нового городища на старое. "По запустении града Мурома от неверных людей прибыл из Киева в Муром благоверный князь Георгий Ярославич. Сей князь обновил тамошнюю церковь Благовещения (С этого времени св. мощи благоверного князя Константина и чад его – Михаила и Феодора начали славиться чудотворениями.) и второй храм св. страстотерпцев Бориса и Глеба и поставил в церкви их, по-прежнему, епископа, именем Василия, мужа праведна и благочестива" (Житие святителя Василия). В 1351 г. Юрий Ярославич «постави двор свои» в Муроме, по примеру князя в городе стали селиться «тако же и бояре его, и велможи, и купци, и чръные люди» (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 60). В ходе возрождения Мурома были восстановлены храмы, которые князь и горожане «обновиша и оукрасиша иконами и книгами». Повесть о Рязанском еп. св. Василии 40-х гг. XVI в. сообщает, что Юрий Ярославич «первоначальную церковь Благовещения Пресвятыя Богородицы обновил, такожде и вторый храм святых страстотерпец Бориса и Глеба обновил» - Памятники. Вып. 1. С. 235.
Обновление блгв. кн. Георгием Ярославичем Благовещенского храма. Клеймо иконы "Святые князья Константин, Михаил и Феодор Муромские с житием". 1714 г. Мастер А. Казанцев (МИХМ)
Княжение блгв. кн. Георгия Ярославича в Муроме. Клеймо иконы "Святые князья Константин, Михаил и Феодор Муромские с житием". 1714 г. Мастер А. Казанцев (МИХМ)
Василий II (1354-1360 гг.) - епископ при Муромском князе Юрии (Георгий) Ярославиче. Святитель Василий II - епископ Муромский, по преданию, принял постриг в Муроме, затем был хиротонисан во епископа Муромского митрополитом Московским Алексием (1354-1378 гг.) в 1354 г.
Летом 1355 г. в качестве претендента на муромский стол выступил его племянник князь Федор Глебович, осадивший город. "В лето 6862... Того же лета князь Феодоръ Глебовичъ, събра воя многы, иде ратию къ Мурому на князя Юрьа Ярославича, и съгна его зъ города съ Мурома, а самъ седе; а Муромцы яшася за него и поидоша съ нимъ въ орду, и бысть имъ великъ судъ передъ князьми ординскими, и достася княжение князю Феодору Глебовичю, а князь Юрьи выданъ бысть ему". Во Владимирском летописце указан 1355 г. - "В лето 6863... Того же лета князь Феодоръ с Муромци иде в Орду, а князь Юрьи Ярославичь приде после князя Феодора, неделя спустя и собра останочныя люди Муромцовъ, иде за ними в Орду; и в Орде имъ был великъ суд; досталося княжение Муромское князю Феодору, а князь Юрьи Ярославичь выданъ бысть ему, онъ же умори его. Того же лета преставися князь Юрьи Ярославичь Муромский". ПСРЛ. - Т.8. - Продолжение Воскресенской летописи. - СПб., 1859. - С.9.ПСРЛ. - Т.30. - С.111.
Юрий Ярославич бежал. Федор вокняжился в Муроме и привлёк на свою сторону большинство бояр, которые «яшася за него». Часть бояр отправилась вместе с князем в Орду (очевидно, за ярлыком на Муромское княжество). Однако и у Юрия Ярославича в городе остались сторонники. Через неделю после отъезда Федора Юрий Ярославич вернулся в Муром. «Собрав останочные люди муромци», он отправился вслед за племянником в Орду. Здесь им был «суд велик», в результате которого Федор получил ярлык на муромское княжение, ему выдали Юрия Ярославича. Юрий ехал за Федором под крепким караулом. Юрий, как отмечают летописцы, умер «с истомы» (по-видимому, насильственной смертью) в том же году (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 64). Более поздний Владимирский летописец прямо говорит, что кн. Федор «умори» Юрия Ярославича (Там же. Т. 30. С. 111). Поскольку запись о гибели муромского князя находится в летописях перед известием о смерти 21 ноября 1355 г. нижегородско-суздальского кн. Константина Васильевича, можно заключить, что Юрий Ярославич умер ранее указанной выше даты.
Имя Юрия Ярославича было занесено в синодики муромского в честь Преображения Господня мужского монастыря и Никольского собора в г. Зарайске. Рассказы об обновлении Мурома и о трагической гибели Юрия Ярославича вошли в большинство текстов т. н. лаврентьевско-троицкой группы летописей, в XV - сер. XVI в. неоднократно включались с разной степенью сокращения в общерусские летописные своды. В 40-х гг. XVI в. они были использованы Ермолаем (Еразмом) при создании Повести о Рязанском еп. Василии («О граде Мураме и о епископьи его, како преиде на Рязань»), согласно которой Юрий Ярославич был инициатором поставления святителя. Распространенная редакция Повести о Рязанском епископе св. Василии вошла в Житие блгв. муромского князя Константина и его детей Михаила и Феодора, написанное Ермолаем (Еразмом) в связи с канонизацией князей в 1547 г., и была использована тем же автором в Повести о Петре и Февронии. Установление почитания Юрия Ярославича в Муроме относится к времени не ранее XVII в.- после местной канонизации свт. Василия (1609). Свидетельствами почитания Юрия Ярославича являются памятники иконографии. Хотя его имя не включено в список Собора Владимирских святых, установленный при учреждении празднования Собора в 1982 г., Юрий Ярославич изображается на совр. иконах Собора Муромских святых. Память - 23 июня.
Фёдор Глебович
Фёдор Глебович - князь муромский с 1354 г....
В 1378 г. 2 августа Муромская дружина участвовала в битве с татарами на р. Пьяне. "В лето 6886... князь же Дмитрий Ивановичь прииде къ Новугороду Нижнему въ силе тяжце... и с ними рать ... Муромьскую... и поидоша за реку за Пьяну...". ПСРЛ. - Т.4. - С.73. В 1386 г. муромская дружина участвовала в походе великого князя Дмитрия Ивановича на Новгород Великий. "В лето 6894... То же зимы въ Филиповъ постъ, предъ Рожествомъ Христовым, князь великий Дмитрий Ивановичъ събра воя многи... рати ... Муромьская... поиде ратью къ Новугороду". ПСРЛ. - Т.4. - С.93. Дополнение: Софийская 1 летопись - "держа гневъ на Великый Новгородъ... что взяли разбоемъ городъ Кострому и Новъгородъ Нижний и многа зла учиниша тогда" ПСРЛ. - Т.5. - С.241. На Муром послано войско великого князя Дмитрия Ивановича "и князь Дмитрий ходилъ ратью на Рязань, а иную рать послалъ на Муромъ, на князя безчестья". ПСРЛ. - Т.4. - С.95.
В 1393 г. Муром отдан татарским ханом великому князю Василию I Дмитриевичу. "В лето 6901... Ходилъ въ другий рядъ князь Василий въ орду къ царю, и онъ ему дал новгородьское княжение, Нижний Новъгородъ и Муромъ, и Мещеру, и Торусу ..." ПСРЛ. - Т.4. - С.99. В 1395 г. - участие муромской дружины в походе на Литовскую землю. С 1408 г. Муром управлялся московским наместником. В 1408 г. Эдигей, князь Ордынский, вероятно, не получив требуемой дани, напал на области: Владимира, Переславля, Ростова и Мурома, пленив жителей, ограбив церкви и монастыри. «Жители падали ниц на землю перед врварами и в этом положении не смели шевельнуться, ждали решения судьбы своей, и монголы отсекали им головы, или стреляли по них, как будто для забавы». 1419-1422 гг. на Руси разразился гибельный голод. В 1426 году появилась язва, ужасная и жестокая; люди, ходя по улицам умирали, здоровые шли погребать усопших и, внезапно лишаясь жизни, в той же могиле были сами погребены. В 1425 г. скончался великий князь Василий Дмитриевич, оставив по духовному завещанию Муром в наследие сыну своему Василию.
В 1440 г. - участие муромской дружины в битве с татарами у Червленого Яру близ Дона. В январе 1445 г. под Муромом разбит татарский царь Ахмета; приезд великого князя Василия Васильевича (Темного). "В лето 6953... князь великий Василий Васильевич... пошли противу царя Махмета. Пришедъ бо царь седе въ Новегороде Нижнемъ... и оттуду поиде къ Мурому; князь же велики слушавъ то, и взялъ Крещение въ Володимире, поиде противу царя съ всею братьею къ Мурому; царь же слышавъ то възвратися бегомъ къ Новугороду; передние плъци великаго князя били Татар подъ Муромомъ... а самъ князь великий тогда седе въ Муроме". ПСРЛ. - Т.7. - С.112. Василий Васильевич прилагал особенное попечение о возобновлении и украшении Муромской крепости. Он сделал ее способной отражать всякого неприятеля. В июле 1445 г. - нападение татар после победы под Суздалем. "...а Татарове стоявъ въ Суздале 3 дни поидоша къ Володимерю... к граду не припущали, но прилоша къ Мурому, а оттоле къ Новугороду Нижнему". ПСРЛ. - Т.7. - С.113. При нападении Улу Махмета, царя Казанского, твердость дубовых стен Муромской крепости уступила многочисленности неприятелей: царь взял приступом крепость и поселился в Муроме. Великий князь, собрав войско, в 1445 г. прибыл из Москвы к Мурому. Передовой отряд разбил татар уже отступивших от Мурома, не желая гнаться за неприятелем, будто по случаю зимы, князь возвратился в столицу. В 1446 г. весной пришла вел. князю весть, что Махмет послал уже своих сыновей к Суздалю с войском, Василий с Московской дружиной и князьями: Можайским, Верейским и Боровским спешил остановить неприятеля. 7-го июля, в стане своем, на полях Суздальских, отслушав заутреню, князь лег отдохнуть. Неприятель, переправясь через реку Нерль, встревожил русское ополчение. Великий князь, устроив рать, бодро повел полки с распущенными знаменами и завязалось жаркое дело: храбрость уступала многочисленности татар, сам князь, имея простреленную руку, несколько пальцев отсеченных, висевших только на одной коже, тринадцать ран на голове, плечи, лицо и грудь синие от ударов, сделался пленником. Дети царя Улу Махмета, в этом случае, поступили как герои: ничем не оскорбив князя, сняли с него только княжеские украшения и крест тельный и все это отослали в Москву к княгине. Гордясь столь важным пленом, они возвратились через Владимир и Муром к отцу, уже бывшему в Нижнем. Бегич, чиновник татар, был послан для переговоров о завладении Москвой от Дмитрия Шемяки к царю Ахмету. "... бывшимъ имъ въ Муроме...". ПСРЛ. - Т.7. - С.113. Шемяка отправил при Бегиче посла своего, дьяка Федора Дубенского.
Махмет долго не имев вести о Бегиче и зная притом коварство Дмитрия, подумал, что Шемяка один, без его посредства, хочет вступить на престол Московский, призвал к себе великого князя и с лаской объявил ему свободу. Князь Василий Васильевич (Темный) 1 октября выехал из Курмыша, где царь Казанский находился с войском. Посланный от Шемяки дьяк Ф. Дубенский и от Улу Махмета Мурза-Бегич уже плыли Окой к Нижнему, услышав же о свободе великого князя, они возвратились от Дуденева монастыря в Муром, где в 1446 г. Наместник, князь Василий Иванович Оболенский захватил в плен татарского посла Бегича. "В лето 6954... князь Василий Ивановичъ Оболенской изимавъ Бегича и окова его...". ПСРЛ. - Т.7. - С.114.
Василий Васильевчи, возвращаясь из плена в Москву, пробыл в Муроме две недели, желая, может быть, иметь отдохновение и сделать через то честь верному своему наместнику и удовольствие народу. "... А князь велики прииде въ Муромъ, и мало побывъ тамо поиде къ Володимерю". ПСРЛ. - Т.7. - С.114. Вел. князь поехал в Троицкую обитель помолиться, взяв с собой двух сыновей – Иоанна и Юрия. Шемяка, извещенный от заговорщиков, послал князя Можайского с войском к Троицкой Лавре. Великий князь, слушав обедню у гроба св. Сергия, не верил, когда дворянин Бунко известил его о предстоящей опасности и даже с укоризною отослал; но после одумался и послал занять гору, по Московской дороге, куда изменники, на нескольких санях, отправили ратников, спрятав их под циновки. Стражи Василия дремали, смотря на мнимый обоз, мимо их проходивший на горе; из под рогож, тотчас слетевших с саней, явились воины и схватили оплошную стражу. Злодеи во всю прыть пустились к цели своей. Великий князь заперся в церкви: голос Можайского закричал: «брат любезный! Помилуй и положись на уверения Можайского – отопри двери!» Василий с чувством несчастного молился перед ракой св. Сергия, так что и сами враги его не могли от слез удержаться. Князь Можайский выходя из церкви тихо сказал пособникам: «возьмите его!» На другой день Василия привезли в Москву и 16 февраля злодейски ослепили. Сыновья Василия Темного (как стали называть уже князья) Иоанна и Юрий были сокрыты в монастыре их пестунами и ночью увезены к князю Ряполовскому – Ивану, в село Барово, недалеко от Юрьева. Сей верный князь, с двумя братьями Семеном и Дмитрием, собрал людей сколько мог, для обережки, и повез их в Муром, как укрепленный более других городов, с испытанным в верности народом. Так Муром на какое-то время стал местом временного местопребывания детей ослепленного великого князя Василия Васильевича (Темного). "... дети великаго князя пришедъ сели въ Муроме съ многими людми..." ПСРЛ. - Т.7. - С.117. КнязьДмитрий Шемяка, не приступая к способам насилия, употребил хитрую низость, призвал в Москву Иону (см.
Летописное известие 1446 г. о поездке рязанского епископа Ионы в Муром.), епископа Рязанского и Муромского и с видом раскаяния в поступке, говорил ему: «Владыко святый, иди в свою епархию, в г. Муром возьми детей великого князя и привези их ко мне». Коварный Шемяка обещал дать им удел, искалечив их родителя. Добрый, миролюбивый пастырь не мог видеть хитростей Дмитриевых, с радушием отправился в Муром и с пастырской попечительностью, убеждал бояр граждан и князей Ряполовских, выдать ему детей великого князя Иоанна и Юрия. Бояре требовали клятвы от Ионы и привели детей в соборный храм Богоматери, где епископ, отпев молебен, принял детей с церковной пелены на свою эпитрахиль. Святитель, с радостью исполнив этот обряд по их желанию, повез юных князей к Дмитрию, бывшему тогда в Переславле, в сопровождении князей Ряполовских и других благонамеренных сановников. Два дня юные дети пользовались обещанной им милостью; Шемяка плакал, будто от умиления, ласкал, целовал своих племянников, так лицемерно, а на третий день отправил их в Углич к их родителям, за крепким караулом. Обманутый епископ тщетно напоминал Дмитрию обязанность владетеля свято содержать данное слово. Не имея однако средств остановить поступка столь жестокого, Иона, к утешению своему, получил позволение отвезти детей в Углич. Князья Ряполовские первые сказали: «не дадим веселиться злобе» и решились свергнуть Дмитрия. К ним пристали князь Иван Стрига Оболенский (наместник Муромский), вельможа Ощера и многие дети боярские, тронутые несчастьем великого князя. Дмитрий отовсюду слышал ропот народа на несправедливый сверх того каждодневным упрекам Ионы (уже получившего сан Митрополита Московского), который смело ему говорил: «неправда тобою учиненная ввела меня в грех и посрамление; вместо того, чтобы выпустить князя, ты и детей его заключил с ним же. Бог накажет тебя, если ты не освободишь князя с детьми и не дашь им удела; пожалей себя и меня, выпусти его!» Шемяка долго думал, наконец согласился освободить все семейство. Василий, уважаемый народом и побуждаемый, может быть, советами друзей. Вступил опять на престол Московский в 1449 г., назначив старшего сына Иоанна своим соправителем. Сын Василия Темного, юный Иоанн III, по завещанию родителя наследуя область Мурома, приложил старание об увеличение города, бывшего местом его спасения от гонения Шемяки.
Городская крепость, находясь в хорошем состоянии, 29 сентября 1458 г. подверглась огню. "В лето 6966 Погоре градъ Муромъ, Кремль весь, месяца сентября 29". ПСРЛ. - Т.8.- С.147. Кремль города мурома выгорел весь. Великий князь Иоанн Васильевич оберегал границы свои от Казанского царя Ибрагима, нападавшего более на области Муромские, и неустанно старался усмирить мятежный дух Новгородцев. В 1468 г. Федора Иссакова, сына Марфы Посадницы, послал он со стражей в Муром, где Исааков будто постригся в монахи и умер 9 мая 1476 г. (иные писатели уверяют, что умер в Муромской темнице). "... Тоя же весны преставися въ городе въ Муроме Марфинъ сынъ Федоръ, и постригся месяца маия въ 9". ПСРЛ. - Т.4. - Псковская первая летопись. - С.252. В 1470 г. - участие в походе Московского войска на Казань. "В лето 6978 Тое весны послалъ рать свою князь великий судовую на Казанские места по Велици дни на другой недели... и Муромци такоже...". ПСРЛ. - Т.6. - С.188-189.
В 1474 г. - муромские князья находились в составе Московского войска, отправленного для оказания помощи Пскову против немцев. "В лето 6982... Бе бо множество ихъ видети, князей единых 22 из городов ... изъ Мурома ...". ПСРЛ. - Т.4. - Псковская первая летопись. - СПб., 1848. - С.248. В 1476 г. по указу великого князя Ивана III переведены на жительство новгородские бояре. "В лето 6984 ... Марта 31... пришедъ на Москву архиепископъ Великого Новагорода Феофил бити челомъ великому князю отъ всего Великого Новагорода за поиманыхъ бояръ ихъ, сидятъ которые на Коломне да и въ Муроме...а техъ поиманыхъ не отпустилъ князь велики ни единого. ПСРЛ. - Т.6. - С.205. В 1478 г. - поход Муромской дружины в составе Московского войска на Новгород Великий. "В лето 6986... да у себе же въ полку велелъ быти Переславцемъ всемь и Муромцемъ всемь". ПСРЛ. - Т.8. - С.187. В 1478 г. по повелению Иоанна сын Федора Василий и мать Марфа Борецкие, с довольным числом Новогородских граждан, взяты были в Москву, откуда посланы в города: Серпухов, Владимир, Муром, Нижний – на поселение.
Вероломство царя Казанского простиралось далее: во время летней ярмарки, образовавшейся в Казани, вместо прежней Муромской, бывшей во время болгар, царь велел разграбить имущество и товар русских купцов. Казанцы, говорит летописец, «украсились тканями шелковыми и в одеждах разноцветных, как павлины, гордо расхаживали перед своими домами. Махмет, зная что москвитяне не оставят без наказания поступка столь неприличного владетелям, отправили войско свое к границам русским. Великий князь, находясь в тяжкой болезни, послал ополчение, чтобы наказать царя Казанского, но полководцы придя в Муром не рассудили идти далее, потому что нашли неприятеля удалившимся от пределов Российских, или потому что не имели довольно сил для решительного боя.
По кончине Иоанна III, сын его Василий, желая обезопасить благосостояние своих подданных, запретил русским купцам ездить в Казань, на летнюю ярмарку, основав вместо оной другую близ монастыря св. Макария, что на Волге.
В 1489 г. - поселены новгородские бояре и гости. "В лето 6997... Тое же зимы князь великы Иванъ Васильевичь приведе из Новагорода изъ Великого многихъ бояръ и житьих людеи и гостей, всех головъ болши тысячи, и жаловалъ их на Москве, давалъ поместья и в Володимери, и в Моуроме, и в Новегороде Нижнемъ ...". ПСРЛ. - Т.8. - С.218.
В 1496 г. - поход Муромской дружины в составе Московского войска на Казань. "В лето 7004... князь великий послалъ въ Казань къ царю Магметъ Аминю въ помощь... и многыхъ детей боярскихъ... и Муромцы". ПСРЛ. - Т.8. - С.231. В 1506 г. - через Муром возвращалась из Казани часть Московского войска. "В лето 7014... И князь Дмитрей Ивановичь... поидоша отъ Казани къ Нижнему Новугороду, а царевичь и воевода великого князя Федоръ Михайловичъ Киселевъ поидоша Полемъ къ Мурому". ПСРЛ. - Т.6. - Софийская вторая летопись. - С.245. В 1508 г. - Великий князь Василий III отправил муромцев детей боярских на службу к князю Глинскому. "В лето 7016... Тое же зимы отъеха отъ короля Жидимонта князь Михайло Глинский и прислалъ бити челомъ въ службу великому князю Василию Ивановичу...и князь великий послалъ къ нему воеводу своего... да съ нимъ детей боярьскихъ Муромцов". ПСРЛ. - Т.6. - Софийская вторая летопись. - С.247.
Добродушный Василий, уважая память своего родителя, довольно благотворившего г. Муром, пожаловал Муромскому соборному храму в 1523 г. участок пахатной земли из городского выгона, лежащий между дороги Макарьевской, озерка и бывшего городского соснового леса, бором называемого, в честь св. чудотворцев Петра и Февронии, на просфоры.
В 1533 г. Великий князь Василий Иоаннович умер, оставив по себе память полезным для граждан постановлением: узнав, что наместники и тиуны кривят душей, он повелел избрать целовальников и присяжных из числа граждан, пользующихся общим уважением, чтобы они по очереди судили тяжебные дела между граждан вместе с тиунами.
6 января 1536 г. по указу великого князя Ивана IV (Грозного) князь Федор Михайлович Мстиславский отправлен в Нижний Новгород, осажденный татарами. "В лето 7044 Тоя же зимы генваря 6 дня приходили Татарове Казанские къ Нижнему Новугороду и на Балахну, и посадъ пожгли и беглыхъ людей на Волзе много посекли; и князь великий послалъ изъ Мурома князя Феодора Михайловича Мстиславского и иних воеводъ с людми, и Татарове Казанские прочь пошли". ПСРЛ. - Т.8. - С.291.
Оставшаяся вдова покойного, добродушного Василия, мать юного Иоанна IV, не столь попечительно управляющая государством, не могла защитить восточный край от набегов татарских. В 1538 г. Муромская земля разорена татарами. "В лето 7046... Тоя зимы ходиша Татарове по Московскимъ городомъ, въ Костромщины, и въ Муромщины... и монастыри многии пограбиша и пожгоша... и житьихъ людей и женъ младыхъ и отроковъ поведоша во свою землю...". ПСРЛ. - Т.4. - Псковская первая летопись. - С.302. «Царь Казансикй же, яко зний вынырнув из хврастия», подступил к Мурому, сжег предместье, но не мог взять самого города: граждане, затворясь в крепости, оборонялись крепко, отражая неприятеля из пушек и пищалей. Сафа-Гирей, узнав, что русское войско, под начальством князя Дмитрия Бельского и царя Алея, шло с двух сторон, чтобы подать осажденным помощь, обратился в бегство, оставив рассеянные толпы татар в земле Мещерской (Касимовской) и в селах Муромских, в добычу русскому ополчению. В 1539 г. казанцы опять появились в областях Нижнего, Мурома и других. Один из летописцев, сравнивая то время с Батыевым, говорит: «Батый протек молниею Русскую землю, Казанцы же не выходили из ея пределов и лили кровь христиан – как воду. Обратив монастыри в пепел, неверные жили и спали в церквах, пили из св. сосудов, сыпали горящие уголья в сапоги монахам и заставляли их плясать».
Муром - место сбора похода русских войск на Казань. "В лето 7057... другому воеводе передового же полка князю Василию Федоровичю Лопатину велел собиратися в Муроме". ПСРЛ. - Т.29. - Александро - Невская летопись. - М., 1965. - С.156. В 1552 г. - вызов Муромских воевод в Коломну. "В лето 7060 ... И в то время посла въ Муромъ и повеле быти воеводамъ изъ Мурома на Коломну и съ ними многимъ людемъ". ПСРЛ. - Т.6. - С.304. Из Коломны Окой плыли суда с запасными пушками. 16 июня великий князь Иван IV (Грозный) прибыл в Муром. "... царь и великий князь государь Иванъ Васильевичъ всеа Русии пошелъ съ Коломны во градъ Муромъ месяца июля въ 4 день... Прииде же въ Муромъ за неделю до Ильина дни... июля же месяца въ 13 день во вторник; и въ Муроме былъ неделю, и свершивъ ту молебная, и поиде изъ Мурома месяца июля въ 20 день... и тако Оку перевезеся". ПСРЛ. - Т.6. - С.305. В Александро-Невской летописи - "... И приходи государь в соборную церковь града того же Рождества Пречистыя и к великим чюдотворцем князю Петру и княгине Февронии, и по всемъ святымъ местом обходит с молением. И в Муромъ приехал ко государю от митрополита боярин митрополичь, а привез к великому князю грамоту, утверждаючи царя и все его воинство побарати за благочестие ..." ПСРЛ. - Т.29. - С.182. Посещая церкви, он с особенным благоговением благословил память св. благоверных князя Петра и его супруги Февронии, в соборном храме почивающих. В церкви же Благовещения с умилением молился царь над гробами св. князей Константина и чад его Михаила и Федора; предводимый священно-иноком Герасимом, положил в сердце своем воздвигнуть вместо деревянного – новый храм – каменный и устроить монастырь, по возвращении из похода Казанского. Во время семидневного пребывания в Муроме, царь получил из Москвы приятную весть, что супруга его спокойна и надеется на провидение Божие. Митрополит Макарий писал к Иоанну, с ревностью церковного учителя: «друг, будь чист и целомудрен душею, добродетели царя спасительны для царства!» и государь и воеводы читали грамоту с любвью. «Благодарим тебя, ответствовал Иоанн митрополиту, за пасторское учение вписанное у меня в сердце!» Жители Мурома восхищались слыша в столь нежных, христианских чувствованиях Монарха и видев его деятельное распоряжение в деле ратном: он смотрел полки, людей, оружие, велел росписать детей боярских на сотни и выбрать начальником для каждой.
Шатровый храм Косьмы и Дамиана
Предание повествует, что царь вначале жил в устроенной для него палатке или шатре, на месте где теперь стоит церковь Козмы и Дамиана. Здесь простудился и лежал некоторое время больной, оправившись от болезни Государь повелел воздвигнуть здесь каменный храм. Во имя бессребренников Козьмы и Дамиана. Но при разборке престола церкви в 1901 г. были найдены старинные антимнисы, в которых указано, что впервые Косьмо-Демьянская церковь была освящена в 1541 г. и вторично 5 декабря 1565 г. Точная дата постройки церкви не установлена (предположительно в 1541 - 1556 гг.). См. Шатровый храм Косьмы и Дамиана.
Воинов знатнейших родов отпустил из Мурома на судах Шиг Алея, проживавшего в Касимове. Иоанн 20 июля вслед за войском переехал Оку, ночевал в Саканском лесу на реке Велетьме, в 30 верстах от Мурома; второй стан его был на реке Шелакше, третий – под Насанским городищем. 19 августа Государь с войском, составившемся из 150000 человек, прибыл к Казани, где начались военные действия, столь славные в Российской истории и интересные для Мурома: там «явились Муромцы, дети боярские, стародавные племенем и доблестию», как назвал их тогда писатель, «ударили, сломили неприятеля, втиснули в ров и тем довершили победу». 2 октября Казань пала. «Войну победою Казанцы бы решили, когда б герои Муромские не поспешили» (Херасков)… Государь собственными глазами видел подвиги героев; какой еще награды для верных подданных? Иоанн сделал более: он ихъявил особенную милость и ласку витязям Муромским, навестил раненых и благодарил их за усердную службу. Покорителю царства Казанского нельзя было не вспомнить обещаний своих и, по примеру предков, ознаменовать это событие – делами веры. По возвращении в Москву из хода в 1553 г. он повелел в Муроме соорудить церковь Благовещения, вместо деревянной – каменную. При копании канав под церковное здание коснулись гробов св. князей Константина и чад его Михаила и Федора, которые находились в земле от поверхности на по-аршина; сняли каменную доску, длиной трех аршин, шириной в один аршин 6 ½ вершков, толщиной в 2 вершка, видом волнистую, цветом темно-серую, качеством твердую, каковых ныне не видно на земле здешнего края. Открыли св. мощи и прославили Бога. Сии св. мощи издавна славились чудесами и считались нетленными, как по положению собора духовных особ, бывшего в Москве 1547 году (т.е. за 6 лет до обретения св. мощей), где установлено праздновать князьям Константину с чадами 21 мая; князю же Петру и его супруге Февронии 25 июня, по особо составленным службам. Так совершилось все по уверению одной благочестивой старицы Варсонофии, которой будто открыто было о сем в сонном видении. Св. икона князей Муромских Константина с чадами, установленная над ракой св. угодников, по преданию, в город перенесена из Пскова одним муромским жителем Петром Псковитинским, до открытия мощей. Четвертак Сычев и Семен Попяткин, известные Государю, писали к царю в Москву о новоявленных угодниках; Иоанн, обрадованный известием, тотчас повелел изготовить для нового храма сосуды, ризы, колокола, книги, иконы и покров (червленный) на св. мощи; Гурий, епископ Рязанский и Муромский, освятил новый храм Благовещения и два придела: 1-й во имя св. Константина и чад его Михаила и Феодора, 2-й – св. Иоанна Богослова, вероятно, в честь тезоименитства Государева; положил в раку св. мощи и учредил монастырь под настоятельством игумена 24 января 1554 или 1555 г. Иоанн, когда еще соблюдал себя чистым перед Богом. По словам историка, возобновил многие храмы, кроме монастыря Благовещенского; даровал им разыне вклады, и построил дворец близ церкви св. Николая Чудотворца, что на берегу. После кончины Анастасии, супруги умной и добродетельной, Иоанна нрав переменился к горестному изумлению подданных. Он учредил опричнину в 1565 г., назначил города для себя особые (в их числе был и Муром); цель, с каковою, думать надобно, учреждена эта опричнина, не была достигнута; вместо того, чтобы доносить царю о притеснениях народа со стороны неблагонамеренных правителей, где таковые многие находятся, аки «кромешники», как их тогда иные называли,- они клеветали на невинных, преумножали грабежи и тем еще более растравляли жестокость Иоаннова характера. Голод и мор в 1570 г. сильно поддерживали уныние народа: одна четверть ржи стила в Москве 60 алтын, тягость для жителей ужасная. Иоанн, однако ж, не терял духа воинственного, готовя полки для нападения на Швецию: посла того королевства он велел отослать в Муром. В наказе (инструкции) данным Приставу (начальнику конвоя) сказано: «ехати (вам), в Муром; поставити послов в городе, выбравши добр двор и крепок, а не будет двора доброго, учинити около двора тын, и подписку посольских людей (коих было 50 челов.) пересматривати ежедневно, из тыну их не пущати никуды… Чтобы с ними не приходил ни каков человек: ни Русский ни Немец, ни выезжий… и ворота держат заперты, а на ночь замыкати». Так содержались они в Муроме более года. Из людей их умерло от язвы 15 человек. потом велено послов отправить в Москву и оттуда в Новгород; лошадей для их обоза велено купитьв Муроме; суммы ассигновано 90 руб., как на покупку лошадей, саней и упряжи, так и на корм. Цена лошади назначена 2 руб. и 2 руб. 50 коп. Послы выехали из Мурома 8 декабря 1571 года. Царя они нашли в Клину и за ним приехав в Новгород испросили мир, неприметно предложенный со стороны нашей, потому что Казанское царство опять взбунтовалось. Государь всю силу обратил на этот бунтующий народ. Сильное войско стояло в Муроме, готовое поразить неприятеля. Вероломные казанцы устрашились, прислали послов и испросили мир. Умножая войско для охранения государства, Иоанн составил значительную рать судовую и пехотную, и помня храбрые подвиги муромцев при Казани, велел быть им в передовом полку. Муром в это время считался довольно укрепленным и был сборным местом военных сил, вооружаемых для того, чтобы держать в страхе соседственный народ восточный. В нем домов, кроме боярских, монастырских и других беломестных, находилось – 738, лавок и прочих торговых мест, как-то: амбаров, харчевых ларей, балаганов, или по тогдашнему выражению лубошников – 315; судя по числу лавок, полагать надобно, что торговля внутренняя, или лавочная находилась в хорошем состоянии. Класс торговых гостей и сословия гостинной сотни, также посадский, занимались торгами отъездными по городам и уездам, как соседственным, так и отдаленным – многие переходили в Москву для торговли. Некоторые фамилии тогдашних жителей: князь Болховской и Мезецкий, бояре: Каверин, Бурцов, Лопухин, Кравков, Кобылин, Деревяшкин, Бабичев, Четвертаков, Арапов, Юматов, Муромцев, Апраксин, Дураков и Карамышев; гости (платившие в казну два золотых в год) А.С. Попяткин и Четвертак Сычев, Посадский Емельянов, Шелудяков, Малюкин, Мартынов, Третьяков. Ананьин, Вяльцов, Ходаков, Пашинин, Синев, Константинов, Радоснов, Коновалов, Скорняков, Тит Кожевник, Серебренник, Овчинник, Шахов, Масленков, Железников, Пенгилин, Пустулавов, Игнатов, Ширишков, Пастухов, Гундобин, Бибин, Симонов, Дворников, Дегтярев, Кокорев, Усов, Клепиков, Исаев, Гордеев и Кушельников. Мастера и художники были следующего рода: кожевники, скорняки, гончары, калачники, портные, сапожники, красильники, хлебники, серебряники, солодовщики, рыболовы, овчинники, плотники, маслобойцы и кирпичники. Улицы назывались: 1. Мытная большая, 2. Успенская, 3. Ильинская, 4. Выползова, 5. Спасская большая, 6. Калачная, 7. Подоставная, 8. Козмодамианская, 9. Пушкарская, 10. Ивановская, 11. Нижегородская, 12. Ямская, 13. Дмитриевская, 14. Митинская, 15. Гостиная, 16. Пароснова, 17. Букреевская, 18. Постовалова. 19. Зарютинская, 20. Воздвиженская, 21. Митина, 22. Хабаровская, 23. Темеритская, 24. Неводова. Название переулков: 1. Несчастный лес, 2. Пищальный, 3. Дубников, 4. Навалов. Места замечательных предметов города: 1. Зимний мыт, таможня, где брали пошлину с привозимых товаров; 2. Курган – земляная насыпь; 3. Казенный гостинный двор, где было 17 торговых лавок; 4. Слобода – Спасская-Кудринская; 5. Слобода Пищальная; 6. Слобода государственных мережников (рыболовов); 7. Слобода сокольных охотников; 8. Горы: а) Дятлова, б) Богатырева, в) Сколкова, г) Хозяева; 9. Мост деревянный, Николонабереженский, через ручей протекавший по оврагу мясных лавок. Береговая улица, на которой находился этот мост, и два другие – Беседский и Ямской,- отмыта почти вся весенними приливами Оки; она называлась от Ямского моста Ямской, от Беседского – Мережною, от Никольского моста – городскою, проходившею мимо стен городской крепости, и затем Козмодамианской, далее же к Бучихе Подокстовскою (от бывшего озера Кстова). На этой улице, простиравшейся около 3 ½ верст, т.е. вдоль земли всего города, кроме бывших домов, дворовых строений и огородов и сверх церквей Никольской и Козмодамианской, еще находились две церкви деревянные, одна во имя св. Иоанна Милостивого (во время описи Бартенева уже не существующая, а потому им описано одно церковное место; приход переведен к церкви Крестовоздвиженской), другая – во имя св. Ильи Пророка Божия (этот храм был разобран и приход его перечислен к церкви Николо-Зарядской. На месте, где была церковь Иоанна Милостивого, впоследствии, известный по богатству и щедролюбию гражданин Самарин (братья Кушельниковы) имел мыловаренный завод (позже принадлежавший братьям Суздальцевым). Вторая крепость – Острожек, как называли ее тогдашние писатели, от которой оставалась одна башня, напротив юго-западной башни Троицкого Девичьего монастыря (там где в XIX веке была харчевая площадь и мясной ряд),- крепость эта служила двором, укрепленным во время княжения Константина; это видно по рукописному житию св. Константина, и по городской описи; в последней сказано; «лавка торговаго человека Семена Попяткина находилась позади рыбнаго ряду ворву, против городовой, наугольной стрельни»; острожком названа здесь потому, что служила предметом обязанностей платить городовые и острожные подати, как видно по городским запискам. Из числа 4 дворов государевых хотя и был один для приезда царского на береговой улице – мережною называемой, состоявшей между церквями Ильинской и Николонабережной, «оный был столь ветх, что хоромы, горница и повалушка к проживанию были не способны, тоже, как и дом епископа Рязанского – в Успенской улице». Из описи Шешилова, произведенной в 1574 г., видно, что в Муроме домов тяглых (обложенных податьми) оставалось только 111, не жирных –в пусте стоящих – 97, мест опустошенных пожарами – 520; по этому видно, что Муром был истреблен жестоким пожаром; торговых же лавок на площади и в гостинном дворе было 202, порожних – 113. Жители, быв истреблены язвой, вытеснены своевольством тогдашних городских правителей и последствиями пожаров, разошлись по окрестным городам и селениям; в лавках, большей частью, торговали крестьяне из сел: Карачарово, Панфилово и монастырского села Кудрино, внутри города находившегося. В 1582 г. по поведлению царя Иоанна Васильевича войско, под начальством полководцев Воротынского и Дмитрия Хворостинина, ходило из Мурома усмирять народ черемисинский, обитавший в Казанской земле; черемисы, быв ожесточены поступками тогдашних чиновников, самовольно управлявших этими новопокоренными народами, кк будто отданными для их поживы, в рукопашном бою резались отчаянно на своих пепелищах и в лесах. В 1584 г. последовала кончина Иоанна IV, коего жизнь, наполненная переходами от добра ко злу и на оборот, приобрела ему название Грозного. Царствование Феодора Иоанновича, под управлением Бориса Годунова, ознаменовано торговыми постановлениями к пользе россиян; он запретил англичанам и другим иностранцам возить в Россию свои изделия, посылать по городам для закупки российских продуктов и продавать свои товары в розницу. Но Муром не мог участвовать в этом, столь полезном постановлении, по расстроенному состоянию жителей. Он прежними заслугами своими только обращал внимание монархов и отеческую их милость. Феодор Иоаннович, Борис и родственник его Димитрий Годуновы, из подражания к благотворительным предкам своим, поправляли церкви и делали разные вклады вещами, участками земли и рыбными ловлями. Несмотря на упадок благоденствия городских жителей, область Муромская все еще находилась в хорошем состоянии, по всем сельским занятиям. Тягло (подать государственная) с сох этого округа взималось с жителей по 12000 руб., наравне с Вологодской и Костромской и даже выше целой третью Тверской и Новоторжской. Уезд Муромский изобилован лесами необозримыми (по статистическим наблюдениям англичан, с заботливостью следивших за тогдашней промышленностью) славными, лучшими куницами, медведями, волками, лисицами, горностаями, белками, хорями, рысми и бобрами, занимавшими первое место при отправлении мехов и шкур за границу. Лоси, самые большие, жили в лесах Муромских. Мед, сверх употребления на любимые питья русских, отпускался из Мурома в другие области, а воск за границу.
/Н.Г. Добрынкин. Историческое обозрение города Мурома. Соч. А.А. Титова./