Главная
Регистрация
Вход
Среда
18.07.2018
15:35
Приветствую Вас Гость | RSS



ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 488

Категории раздела
Святые [132]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [909]
Суздаль [305]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [239]
Музеи Владимирской области [55]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [48]
Юрьев [113]
Судогда [34]
Москва [41]
Покров [70]
Гусь [95]
Вязники [178]
Камешково [51]
Ковров [163]
Гороховец [75]
Александров [154]
Переславль [89]
Кольчугино [27]
История [15]
Киржач [38]
Шуя [82]
Религия [2]
Иваново [33]
Селиваново [6]
Гаврилов Пасад [6]
Меленки [24]
Писатели и поэты [8]
Промышленность [29]
Учебные заведения [12]
Владимирская губерния [19]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]

Статистика

Онлайн всего: 29
Гостей: 29
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

Князь Ярослав (Константин) Святославич
В 1096 г. Олег, собрав войско в Смоленске, двинулся на Муром и потребовал от Изяслава уйти из его вотчины в вотчину Владимира Мономаха - в Ростов и Суздаль. Но Изяслав собрал войско для обороны Мурома из ростовцев, суздальцев и белозерцев.
В битве под стенами Мурома 6 сентября 1096 г. Изяслав погиб.
«В лето 6604... Изяславъ же исполчися предъ градомъ на поли. Олегъ же поиде к нему полкомъ, и сступишася обои, и бысть брань люта. И убиша Изяслава, сына Володимеря, внука Всеволожа, месяца семтября в 6 день ... Олег же вниде в городъ и прияша и горожане. Изяслава же вземше, положиша и в монастыри святаго Спаса ...»

Князь Ярослав (Константин) Святославич


Князь Константин Муромский

Ярослав Святославич (в крещении Панкратий, в местных святцах упоминается как Константин (Ярослав) - сын киевского князя Святослава Ярославича и Оды, вероятно дочери маркграфа Луитпольда Бабенберга, внук Ярослава Владимировича Мудрого.
По некоторым сведениям, воспитывался в Германии.

Князь муромский: 1096 - 1123 гг.
Впервые появляется на страницах летописи в 1096 г., когда он помогал Олегу Святославичу Гориславичу овладеть Ростово-Суздальской землей. Святославичи были тогда разбиты под Ростовом братьями Мстиславом Владимировичем и Вячеславом Владимировичем. После поражения Ярослав ушёл в Муром.

Датой основания города Рязани считается ее первое упоминание в летописи в 1096 г. Ярослава Святославича. Иловайский считает первым независимым Рязанским князем. От него пошли линии независимых Муромских и Рязанских князей.
В 1097 г., вместе с братьями Олегом и Давыдом участвовал в съезде князей в Любече, на котором они получили Черниговское княжество.

Крещение Мурома

Именно князя Ярослава и его семейство историки и церковное предание отождествляют с крестившими муромскую землю святым князем Константином, княгиней Ириной, убиенным муромскими язычниками княжичем Михаилом (сын) и княжичем Феодором (второй сын).
«Повесть о водворении христианства в Муроме» рассказывает, что муромские жители пребывали в язычестве, соблюдали свои обряды. Они считали своим пророком «Моамефа» и приносили в жертву собственных детей, поклонялись рекам, озерам, потокам, колодцам и деревьям, мертвых хоронили по обычаям, отличным от христианских.
Ревнуя об утверждении христианства на Руси, князь Константин хотел иметь своим уделом город Муром, населенный язычниками, чтобы просветить его жителей светом христианской веры. "Князь Константин, слыша о Муроме, яко велик и славен, и множеством людей живущих в нем, и богатством всяким кипящий", испросил у своего отца Святослава этот город себе в удел. Отец не хотел отпускать Константина, опасаясь за его жизнь. Но Константин решился на все ради святой веры.

В 1097 г. сын киевского князя Святослава князь Константин испросил благословения на просвещение муромских язычников вместе со своими сыновьями, князьями Михаилом и Феодором, и супругой Ириной, епископом Василием, духовенством, воинами и слугами из славного города Киева пришел к городу Мурому.
Святой благоверный князь Константин послал сына своего Михаила для увещания в покорности и обещал дары, отчины и легкие оброки. Муромцы обманом призвав князя Михаила в город для мирных переговоров, убили его, и тело бросили за городом, а сами затворились в городе и стали приготовляться к бою. Вскоре подступил к стенам Мурома Константин со всем своим войском и по осаде, взял город без кровопролития.

На месте, где лежало «извергнутое из города» тело убиенного князя Михаила, существовала деревянная божонка или часовня, «рубленая в клетку, съ шатровымъ верхомъ, возстановляемая время отъ времени въ прежнемъ виде», позже была заменена каменной церкви-часовни.
«Не въезжая на бывший деревянный мост, со стороны старой Московской дороге к городу (по нынешнему тракту Вязниковскому), в левой стороне находится деревянная часовня, построенная в память страдальческой кончины князя Михаила; святое тело его брошено гражданами будто на этом месте. По отдалении часовни этой от крепости, следовательно и от центра города, нельзя полагать иначе, что до покорения Мурома здесь находился военный стан. Константин, подняв тело убитого сныа, вероятно, похоронил его на этом месте, ибо, не обладая городом и не имев еще церкви, нельзя было похоронить св. Михаила внутри не покоренного им города, как полагали некоторые» («Историческое Обозрение города Мурома», А.А. Титов, 1834 г.).


Рисунок деревянной часовни на месте убиения князя Михаила

Каменная церковь-часовня на месте убиения князя Михаила


Памятный крест на месте убиения князя Михаила около Благовещенского монастыря

Когда же князь подошел к городу со своей большой дружиной, жители смирились и согласились принять его, но заменить свое язычество на православную веру не пожелали.

Не принуждая язычников силой к принятию веры Христовой, князь Константин не оставил, однако, мысли об их просвещении. Прежде всего он построил в Муроме храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и похоронил там своего сына, а вскоре воздвиг и другую церковь во имя святых Бориса и Глеба. Он не раз призывал к себе старейшин города и убеждал их переменить веру. С проповедью о Христе обращалось к муромцам и духовенство, прибывшее с князем.

Однажды толпа язычников, недовольная князем, подступила к его дому, грозя смертью. Горожане поклялись убить или выгнать князя, но христианства не принимать. Святой Константин с сыном Феодором и княгиней Ириной заперлись в Благовещенском храме и усердно молились, пока не услышали голос: «Константине! Услышана молитва твоя, дерзай, не бойся. Аз есмь с тобою». Князь вышел с иконой Пресвятой Богородицы к мятежникам. Чудесное сияние лилось от иконы. Пораженные Божественным сиянием, мятежники согласились принять Святое Крещение. «И тако крестишася вся люди града Мурома во имя Отца и Сына и Святого Духа, радующеся и славяще Бога», - повествует летописец.

После общего поста князь «повеле всем людям идти на реку, глаголемую Оку. И тако все люди с великой радостию идяху на реку с женами и детьми, и всяк возраст града Мурома мужеский пол и женский бродяху в реке… пресвиторы же, по берегу стоящи, молитвы глаголаху». По местному преданию, крещение муромцев проходило в озере Кстово, соединенном с рекой Окой. Название Кстово произошло от слова «крестить» («кстить»). Теперь этого озера нет, а находилось оно недалеко от современной пристани. Чудотворная икона Богоматери после этого чудесного крещения муромцев получила название Муромской.


Благоверные князья Константин (Ярослав) и чада его Михаил и Феодор Муромские

После крещения муромцев надлежало позаботиться об умножении храмов. Святой Константин «заповеда ставити церкви в городе и в селах и монастыри мужские и женские», и учредил в епископскую кафедру.
Согласно летописи, в 1098 г. в Муроме уже был построен Спасо-Преображенский монастырь.

В 1101 г. Ярослав вместе с другими князьями собрался в Золотче и участвовал в заключении мира с половцами.
В 1110 г. потерпел поражение от мордвы.

До смерти Давыда в 1123 г. Ярослав владел Муромским княжеством, в которое входила в то время и Рязань.

Князь черниговский: 1123 - 1127 гг.
С переходом Ярослава из Мурома в Чернигов в 1123 г. в Муроме сел Всеволод Давыдович.

Князь Муромский: 1127 - 1129 гг.
В 1127 г. Всеволод Ольгович выгнал Ярослава Святославича из Чернигова, а дружину всю его посёк и разграбил.
Князь киевский Мстислав Владимирович, объединившись с братом Ярополком Переяславским, пошёл на Всеволода, требуя, чтобы тот вернул Чернигов Ярославу. Всеволод же действовал более не оружием, а подарками, задаривая киевских бояр, чтобы они были ему заступниками перед великим князем, и так тянулось до самой зимы.
Зимой Ярослав пришёл из Мурома в Киев и стал торопить Мстислава, моля его о помощи. Мстислав, ещё прежде обещавший защищать Ярославову Вотчину и целовавший на том крест, совсем уже было собрался в поход, но тут игумен Андреева монастыря Григорий, всем известный, как человек праведный и честный, отговорил его. Мстислав помирился со Всеволодом, а Ярослава отослал в Муром, не вернув ему вотчину.

Самостоятельность Муромо-Рязанского княжества

В самостоятельное княжество Муромско-Рязанская земля выделилась из состава Черниговского княжества в 1127 г. при князе Ярославе Святославиче.

Скончался святой князь в 1129 г. Его кончина причинила великую скорбь народу. Все оплакивали его, как отца. Похоронили у построенной им Благовещенской церкви, рядом с сыновьями Михаилом и Феодором.
"В лето 6635... а Ярославъ седе на Муроме и на Рязане и сиде два году и преставися и положенъ в Муроме. А на Муроме и на Рязани остались дети его... Ростиславъ да Святославъ были на Рязани, а Юрий на Муроме" ПСРЛ. - Т.7. - С.242.


Муромский Свято-Благовещенский собор


Рака с мощами князя Константина и сыновей его Михаила и Федора в Свято-Благовещенском мужском монастыре

Святой благоверный князь Константин и его чада Михаил и Федор Муромские
Юрий Кузнецов. Точечная техника, 60х45. Дерево, левкас, темпера, лак

В 1345 г. потомок святого князя Константина, благоверный князь Георгий Ярославич, восстановил первоначальную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. С того времени Господь прославил святых князей Константина и его сыновей, так как у гробов их стали совершаться чудеса.
В 1547 г. на Соборе, созванном святителем Макарием, Митрополитом Московским, святые благоверные князья Константин, Михаил и Феодор были прославлены в лике святых. В Муроме местно чтилась и память княгини Ирины, супруги князя Константина.
В 1553 г. царь Иоанн Васильевич Грозный, идя в поход против татар к городу Казани, зашел в город Муром и пробыл там две недели. Совершив молебен у гробов святых чудотворцев, он дал обещание построить монастырь, если возвратится из похода с победой. С Божией помощью он взял Казань и, возвратившись в Москву, повелел у гробов святых чудотворцев построить каменную церковь. Когда стали копать рвы для этой церкви, нашли мощи святых князей целыми и невредимыми. По окончании постройки церкви в нише церковной стены было устроено особое место, где и положили святые мощи. Царь Иоанн Васильевич повелел рязанскому епископу Гурию освятить новопостроенный храм и прислал к его освящению различную церковную утварь. Храм был освящен, и при нем устроен монастырь.

Епископ Владимирский и Суздальский Парфений с архимандритами: Павлом (ставший епископом Костромским) и Аркадием (ставшим епископом Пермским), 1 сентября 1828 г. переложили св. мощи князя Константина и чад его Михаила и Федора из деревянной раки в новую сереброкованную, сделанную в Москве по усердию граждан и других доброхотных дателей, стоящую около 30000 руб. Стечение народа было многочисленное. Преосвященный позволил быть в церкви некоторым гражданам при переложении св. мощей. На другой день, во время литургии, он произнес назидательную речь, приличную этому торжеству.

Вскрытие мощей в подавляющем большинстве происходило согласно решениям местных властей (но инициатива спускалась сверху), а позже на основании циркуляра Наркомюста от 25 августа 1920 г. «О ликвидации мощей», который предлагал провести их полную ликвидацию, опираясь на революционное сознание масс (мощи было предписано сдавать в музей или закапывать в землю). Муромские безбожники исполнили желание вождя уже в феврале 1919 г.
Вот что стало об этом известно из листовки, опубликованной 7 февраля 1919 г. под названием «Вековой обман»: «7 февраля по постановлению Уездного Исполкома и партии было произведено особой комиссией обследование имущества Благовещенского мужского монастыря и попутно вскрыты находящиеся там так называемые “нетленные мощи”. Мера эта вызвана тем, что верующие до сих пор не удосужились произвести в муромских церквах учет церковного имущества, а также тем, что при наличии в городе эпидемии сыпного тифа, эти “мощи” могли являться источником заразы и пр.».
Этой же комиссией был составлен следующий протокол: «7 февраля 1919 г. Комиссия по проверке церковного имущества и инвентаря в Муромском Благовещенском монастыре в Муроме, собравшись, согласно постановлению Исполкома и Комитета партии коммунистов от 6 февраля сего года... и, избрав председателя т. Д. Николаева и секретарем т. Щелкова, явилась в мужской Благовещенский монастырь и, пригласив присутствовать при проверке гр. и. о. настоятеля монастыря о. Мелетия и иеромонахов о. Кирилла и о. Феофана и игумена о. Мелхиседека, приступила к проверке, причем обнаружили: инвентарных книг о состоянии монастырского имущества не оказалось. По объяснению о. Мелетия эта книга была похищена три с половиной года тому назад во время поездки во Владимир для засвидетельствования означенной книги; новой же книги до сего времени составлено не было. Ввиду невозможности детальной проверки имущества находящегося в ризнице, комиссией упомянутое помещение было заперто, и ключ взят председателем комитета т. Д. Николаевым. Затем было приступлено к поверхностному осмотру находящихся в церкви вещей — в алтаре были осмотрены жертвенник и престолы (кроме неподвижного главного престола), причем покровы на жертвенниках и престолах приподнимались о. Мелетием. Под одним из престолов была обнаружена завернутая в грязную тряпку епитрахиль, под другим — кусок железной решетки и мелкие части листовой жести.
По окончании осмотра алтарей была осмотрена находящаяся посредине рака с мощами, которые в монастыре значатся под именем “мощей святых, благоверных князей Константина и чад его Михаила и Феодора”. По предложению комиссии о. Мелетием был вскрыт верхний покров, причем оказалось: в раке лежат зашитые в зеленый шелк три человеческие фигуры, рядом с ними с левой стороны зашитый также в зеленый шелк мешкообразный сверток. По объяснению о. Мелетия, в нем находилась голова матери князей Ирины. На головах трех человеческих фигур были надеты бархатные шапки. Сами фигуры были перевязаны лентами, и в ногах фигур находилось большое количество ваты.
Вскрывать дальше о. Мелетий отказывался, однако на настойчивое требование комиссии приступил к распарыванию головы фигуры, лежащей с правой стороны: был вынут человеческий череп, желто-коричневого цвета, полуистлевший, набитый ватой, тряпками и землей. Затем о. Мелетием продолжалось “вскрытие” остальной части фигуры: была распорота зеленая шелковая оболочка, под которой оказалась вторая розового цвета, по вскрытии ее на месте груди обнаружено большое количество ваты и тряпок, которыми придавалась форма груди. После вынимания ваты, на том месте, где должны были находиться ноги, обнаружено большое количество полусгнивших костей, желто-коричневого цвета, под которыми в особом полотняном полотенце (хорошо сохранившимся) оказалась еще куча таких же костей. В обоих свертках кости были собраны в беспорядке. По заключению врачей трудно установить, одному ли скелету и какого пола принадлежат эти кости. От раки шел запах гнили и пыли.
Далее была вскрыта средняя фигура, по объяснению монахов принадлежащая князю Константину, верхняя оболочка и следующая у фигуры была такого же цвета и мантии, что и у первой. Далее следовала пелена из домашнего цветного холста, нижняя часть которого полу истлела. В эту пелену была завернута куча костей, несколько большего размера, чем у предыдущей, но такого же цвета. По мнению врачей, костей и тут оказалось более, чем полагается одному человеческому скелету. Были, например, части костей от другого черепа.
По вскрытии мешочка, в котором, по заявлению монахов, должна была находиться голова княгини Ирины, оказался человеческий череп с провалившейся срединой, набитый, как и предыдущие, ватой и тряпками. Последнюю фигуру не вскрывали, а оставили в первоначальном положении. На ощупь она представляет то же самое, что и две первые фигуры, называемые монахами “Мощами святых благоверных князей Константина, Михаила и Феодора” и считаемые нетленными со времени Иоанна Грозного...
Ввиду выяснившегося обмана Комиссия постановила: 1. Широко оповестить граждан о результатах вскрытия “мощей”, представив им на месте убедиться в многовековом обмане попами народа; 2. Поручить Городскому Совету провести точную проверку имущества этого монастыря и других церквей и монастырей г. Мурома. Председатель Комиссии — Д. Николаев. Секретарь — Щелков. Понятые: заведующий Благовещенским монастырем иеромонах Мелетий, иеромонах Феофан, монах о. Кирилл, игумен Мелхиседек, пономарь Ананьев, сторож... Митрофанов, Г. Лобков».

22 мая 1923 г. в Благовещенском монастыре состоялось повторное вскрытие святых мощей благоверных князей Константина, Ирины и чад их Михаила и Феодора, более доскональное и циничное, и с последующей их передачей в Муромский музей. По этому случаю которого и был составлен надлежащий акт: «1923 года мая 22 дня, Муромская Уездная Комиссия по ликвидации монастырей и переучету церковного имущества, действующая на основании постановления, утвержденного Президиумом Уезд. Исполнительного Комитета от 23 мая 1923 г. протоколом № 29 параграф 38, в лице заведующего отделом правления т. Зайцева Семена Михайловича, заведующего Отделом Народного образования т. Комарова Петра Флоровича, заведующего местным музеем Богатова Ивана Петровича, уполномоченного Уезд. Церковного Управления священника Зеленина, Уполномоченного от мирян гр. Сокольского, Председателя Церковного совета церкви быв. Благовещенского монастыря гр-на Нюханова, в присутствии экспертов врача Фортунатова и ученого археолога Селезнева Феодора Яковлевича, а также в присутствии помощника начальника Уездно-Городской Милиции Яковлева и начальника 1-го района Городской Милиции тов. Богатова Алексея, прибыла в полчаса первого дня в церковь бывшего монастыря (Благовещенского), где и произвела осмотр и вскрытие мощей (останков) князей Константина, Михаила и Феодора...
На основании удостоверения, выданного Президиумом Муромского Исполкома членам Уездной Комиссии по ликвидации монастырей и по переучету церковного имущества от 23 мая 1923 г. на право изъятия раки с мощами (останками) Константина, Михаила и Феодора и передачи таковых местному музею — сего числа изъяты от группы верующих бывшего Благовещенского монастыря и переданы в Муромский Музей Местного Края. Сдали: Члены комиссии. Принял председатель Музея Местного Края».
По устным воспоминаниям жителей Мурома, рисуется печальная картина изъятия святых мощей из муромских храмов. Надо отметить, что глубоко верующие люди были потрясены вовсе не тем, что мощи Муромских святых — это частично уцелевшие костные останки, а тем, что чтимые храмовые святыни силой изымались из церквей. И особенно запечатлелся в памяти муромцев перенос святых мощей Константина, Ирины и их сыновей Михаила и Феодора в местный музей 22 мая 1923 г. Священнослужители Благовещенского храма и других храмов Мурома наотрез отказались участвовать в этом святотатственном акте. С трудом представителям власти удалось найти священника-обновленца Крестовоздвиженской церкви, согласившегося участвовать в изъятии святых мощей. Прихожане Благовещенского храма и все жители города были оскорблены таким кощунством, они пытались отстоять свои святыни и даже нападали на представителей власти, изымающих мощи, кидали в безбожников камни и особенно в обновленца. Только вооруженные милиционеры сдерживали толпу. Святыню везли на телеге к музею. Люди бежали следом, кидая камни в оскорбителей. Даже когда рака была внесена в музей, люди не успокоились и побили в музее стекла. Обновленцу же с большим трудом удалось выпрыгнуть в овраг за музеем и скрыться. Затем он вынужден был уехать из города и, по некоторым сведениям, вскоре умер.
Верующие, несмотря ни на что, шли в музей на поклонение поруганным святыням. Тем самым невероятно возрос процент посещаемости музея. Если за четыре года (1919-1922) его посетили 10996 человек, то только за 1923 г. количество посетителей составило 24831 человек.
Пресса Муромского района не могла остаться в стороне от этого необычайного события и на своих страницах излагала следующие подробности: «... За полчаса до открытия музея во дворе уже собралось до ста человек... Двери открыли. Зрители, в беспорядке толкая друг друга, входят в музей и, не останавливаясь проходят прямо к мощам. Здесь они с глубоким молчанием выслушивают научное объяснение, каждый по-своему переваривает».
Долгие годы мощи святых угодников были выставлены на обозрение в музее в атеистическом отделении. Муромский музей тогда поставил антирелигиозную пропаганду на широкую ногу. Директор музея И.П. Богатов, известный своими нападками на христианство, желая деморализовать население Владимирской области, написал даже работу «Владимирские святые и их чудеса», изданную губернским Союзом безбожников, где с неприкрытым сарказмом и злой иронией писал о святых чудотворцах.
Затем святые мощи вновь оказались “под спудом”, то есть в запасниках музея, и хотя сотрудники музея хорошо понимали, что место этих святынь в храме, но до самого последнего времени трудно было осуществить передачу святых мощей Церкви.
С утратой Благовещенским монастырем его главной святыни утрачивает обитель и свой статус.
21 сентября 1923 г. по адресу Красноармейский переулок, д. 8 был направлен оперуполномоченный Никитин с целью ареста о. Мелхиседека. При обыске были изъяты частицы святых мощей благоверных князей Константина, Михаила и Феодора, которыми, по слову о. Мелхиседека, он наделял верующих благочестивых людей. Обвинялся он как участник контрреволюционной организаций, направляющей свою деятельность на свержение государственного строя.

В 1989 г. мощи Муромских святых — благоверных князя Константина, княгини Ирины и чад их Михаила и Феодора, князя Петра и княгини Февронии, праведной Иулиании Лазаревской — были возвращены из Муромского историко-художественного музея в Благовещенский собор. Долгожданный акт возвращения святых мощей из Муромского музея произошел только в конце XX столетия, а именно 20 января 1989 г. святые мощи благоверных князя Константина, княгини Ирины и чад их Михаила и Феодора, князя Петра и княгини Февронии, праведной Иулиании Лазаревской были переданы в Муромский Благовещенский храм, тогда еще остававшимся единственным действующим в городе (в соответствии с приказом Министерства культуры РСФСР 618-П от 4 ноября 1988 г.). Рака была отреставрирована, а святые мощи были переоблачены в алтаре благочинным Муромского округа протоиереем Анатолием, игуменом Палладием и иеродиаконом Благовещенского храма Петром (Посадневым) и были уложены во вновь освященную гробницу при пении тропаря, кондака и величания святым. Раку с мощами святых благоверных Константина, Ирины и чад их Михаила и Феодора установили возле иконы Божией Матери «Знамение». Ровно через 70 лет после первого кощунственного вскрытия (в 1919 г.) мощи святых просветителей города, а также устроителей этого храма благоверных Константина, Ирины и их сыновей Михаила и Феодора вернулись туда, где они были обретены и прославлены.
Вскоре после этого события настоятельское место в Благовещенском соборе занял священник Петр Кибалюк (29 мая 1989 г.-1991 г.).

Память

3 июня/21 мая - память святые благоверных князей Константина и чад его Михаила и Феодора, Муромских чудотворцев (XII).
23 июня/6 июля в Соборе Владимирских святых.

Молитва благоверному князю Константину и чадам его Михаилу и Феодору

О храбрый воине и избранный воеводо Небеснаго Царя Христа, победивый прелесть идолослужения силою Святаго Духа и просветивый град Муром святым крещением, святый благоверный княже Константине! Усердно предстояще честней раце многоцелебных мощей твоих, со слезами молим тя, просяще прияти нам твоим к Богу ходатайством грехов оставление. Предстани, святе, яко имеяй дерзновение ко Святей Троице, и подвигни с собою на молитву преудобренныя своя две отрасли: благовернаго князя Михаила, послушнаго тебе до смерти, и кровь свою пролиявшаго за град сей, и, яко незлобиваго агнца, заколена бывша, и благовернаго князя Феодора, ревнителя благочестию. Испросите своими молитвами стране нашей мир, на враги победу и одоление. Еще со слезами смиренно просим: сохраните, блаженнии, невредим град сей, егоже возлюбисте и свободисте от работы демонския. Обитель же сию и живущия и труждающияся в ней соблюдите невредимо от всех козней и стрел демонских. Даруйте, святии, царствующим градом, граду сему, всякому граду и стране мирное и немятежное житие и изобилие плодов земных. По морю плавающим и путешествующим и к мощем вашим с верою прибегающим безбеднии правителие будите; злых свобождение, мирное и радостное в домы их возвращение молитвами вашими даруйте, да вси с радостию взываем: о благовернии наши заступницы! Соблюдите всех без напастей, да вси прибегающе с верою к цельбоносней раце мощей ваших исцеление душам и телесем нашим приемлюще, прославляем вас, наши заступники, славяще Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4:

Константин днесь весело ликовствует, предстоя престолу Святыя Троицы, видя отечествие свое, мастию духовною сияющее, емуже последоваша Михаил и Федор, сынове его, и молятся вси трие вкупе о душах наших.

Кондак, глас 8:

Изрядному воеводе и правоверному князю Константину с сынома его вкупе отечество его, хваляся, вопиет, имеюще его начальника и заступника, яко избавльшееся им от прелести и скверны идольския. Сего ради вопием ему сице: радуйся, княже Константине преблаженне.


Икона Муромских святых князя Константина со чадами

Ирина Муромская (ок. +1129, память 21 мая) – жена святого князя Константина (Ярослава) Святославича Муромского.

Всеволод Давыдович

Всеволод Давыдович сын Черниговского и Муромского князя Давыда Святославича.

Князь Муромский: 1123 - 1127 гг.
С переходом Ярослава из Мурома в Чернигов в 1123 г. в Муроме сел Всеволод Давыдович.
1124 г.- Женитьба в Муроме Всеволода Давыдовича - племянника кн. Ярослава на полячке.
"В лето 6632... В се же лето ведена бысть Леховица в Муромъ за Давидовича Всеволода" ПСРЛ. - Т.7. - Воскресенская летопись. - СПб., 1856. - С.26.

Князь Ярослав (Константин) Святославич

Князь Муромский: 1127 - 1129 гг.
В 1127 г. пришел в Муром князь Ярослав Святославич, изгнанный из Чернигова Всеволодом Ольговичем.
"В лето 6635... И приде Ярослав из Мурома и поклонися Местиславу, река: "Хрестъ еси ко мне целовал, поиди на Всеволода" ПСРЛ. - Т.1. - Лаврентьевская летопись. - СПб., 1846. - С.130.
В 1129 г. умер и погребен князь Ярослав Святославич.
"В лето 6635... а Ярославъ седе на Муроме и на Рязане и сиде два году и преставися и положенъ в Муроме. А на Муроме и на Рязани остались дети его... Ростиславъ да Святославъ были на Рязани, а Юрий на Муроме" ПСРЛ. - Т.7. - С.242.

Юрий Ярославич

Князь Муромский: 1129 - 1143 гг.
В 1129 г. после кончины князя Ярослава Святославича на муромский стол сел его сын - Юрий (Феодор) Ярославич.

Братья:
- Святослав (умер 1145) - князь рязанский (1129—1143) и муромский (1143—1145).
- Ростислав (умер 1153) - князь пронский (1129—1143), рязанский (1143—1145) и муромский (1145—1153).
- Михаил - почитается общероссийским святым; погиб в Муроме в малолетстве от рук язычников.
- Фёдор - почитается общероссийским святым; историки отождествляют его со старшим братом Юрием.
Сведений о жене и потомстве Юрия Ярославича не сохранилось.

В 1131 г. произошло столкновение муромо-рязанских князей с половцами.

Святослав Ярославич

Святослав Ярославич - сын св. муромского князя Ярослава (Константина) Святославича.

Князь рязанский: 1129 - 1143 гг.
После смерти Юрия Ярославича в 1129 г., Рязанская земля досталась Святославу вместе с братом Ростиславом в совместное владение. Святослав княжил в Рязани, а Ростислав - в Пронске.

Князь Муромский: 1143 - 1145 гг.
В 1143 г. после смерти старшего брата Юрия занял муромский престол, одновременно передав рязанский престол младшему брату Ростиславу.

Святослав Ярославич умер в Муроме в 1145 г.
"В лето 6653... Той же зиме умре Святослав, сын Ярославль, у Муроме, а братъ его Ростиславъ седе на столе" ПСРЛ. - Т.2. - С.21.

Город Муром.

Князь Глеб Владимирович. 988 - 1015 гг.
После Глеба Владимировича в Муроме сидели Киевские великокняжеские, затем черниговские наместники.
Князь Давид Святославич. 1076 - 1093 гг.
В 1088 г. Муром был сожжён.
Князь Олег Святославич Гориславич. 1094 г. и 1096 г.
Князь Изяслав Владимирович. 1095 - 1096 гг.
Князь Ярослав (Константин) Святославич. 1096 - 1123 гг. 1097 г. - крещение жителей Мурома.
Князь Всеволод Давыдович. 1123 - 1127 гг.
Князь Ярослав (Константин) Святославич. 1127 – 1129 гг.
Князь Юрий Ярославич. 1129 - 1143 гг.
Князь Святослав Ярославич. 1143 - 1145 гг.
Илья Муромец/ Илия Печерский. 1143 - 1188 гг.
Князь Ростислав Ярославич. 1145 - 1147 гг. и 1149 - 1153 гг.
Князь Владимир Святославич. 1147 - 1149 гг. и 1155 - 1161 гг.
Князь Юрий Владимирович. 1161 - 1176 гг.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Муром | Добавил: Jupiter (24.05.2015)
Просмотров: 2883 | Теги: святость, Муром, князь | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика