Протоиерей Афанасий Яковлевич Виноградов
13 сентября 1877 года, в 9 часов вечера, редкий благовест на соборной колокольне возвестил жителям г. Мурома, что скончался, уважаемый ими, Протоиерей Афанасий Яковлевич Виноградов. По своему долголетию и многоплодной, полезной деятельности своей о. Афанасий принадлежит к числу замечательных личностей. А.Я. был сын диакона села Дубков, Владимирской епархии, Покровского уезда, Икона Виноградова. Образование получил в Сергиево-лаврской семинарии. По клировым книгам Муромского собора значится ему 89 лет; но, из рассказов его при жизни, можно с достоверностью полагать, что ему было более 90 лет. В разговорах не раз случалось слыхать от него, что, бывши уже в высших классах семинарии, слушал он уроки у высокопреосвященнейшего Филарета, бывшего митрополита Московского, когда оный, еще до пострижения в монашество, поступил в звание учителя высшего красноречия и пиитики. А это было в начале 1808 года, на 24-м году от рождения высокопреосвященнейшего митрополита. Священнослужебную деятельность свою о. Протоиерей начал с 1810 года и проходил оную при пяти преемственно наших Иерархах. По окончании семинарского курса, в августе 1810 года преосвященнейшим Ксенофонтом епископом Владимирским и Суздальским рукоположен он во священника к Муромской Георгиевской церкви; в 1814 году переведен к Предтеченской и в 1853 году в Муромский собор, где был настоятелем до 1870 года. В течении такого продолжительного служения своего св. церкви, о. Афанасий исполнял многие и другие должности: с 1814 — 16 гг. он проходил должность законоучителя муромского уездного Училища; с 1816 — 28 гг. учителя муромского духовного Училища; с 1821 года присутствующего в муромском духовном Правлении, до закрытия его; с 1824 — 64 гг. Благочинного муромских градских церквей. В 1865 г. удостоен за службу по духовному ведомству по Владимирской епархии, орденом Св. Анны 2-й степени с Императорской короной – г. Мурома Богородицкого Собора протоирей Афанасий Виноградов. С 1868 года Благочинный муромского округа. Сверх сего состоял председателем тюремного, оспенного и ревизионного комитетов и цензором проповедей. 7 августа 1870 г. – шестидесятилетний юбилей священнического служения о. Протоиерея Муромского собора, Афанасия Яковлевича Виноградова. В 1870 г., он сложил с себя все должности и уволился в заштат. Эти последние годы его протекли в полном уединении — и редко кто видал его где-либо, кроме св. храма, который посещал он ежедневно. Молитва, чтение слова Божия и душеполезных книг были единственным его занятием до последних дней жизни. — И что в особенности замечательно, — при такой глубокой старости, он не потерял ни сознания, ни памяти, даже зрения — читал без очков. Но крепость сил оставила его, он был слаб и дряхл, ходил с трудом, и не часто мог совершать божественное служение. Недели за три до смерти бессилие совершенно приковало его к постели, с которой он более уже не вставал. За несколько дней, сам приготовил себе все потребное к исходу, приобщился Св. Тайн и напутствованный елеосвящением. 13-го сентября вечером, мирно предал душу свою Богу, кончиною по истине христианскою, безболезненною, непостыдною, мирною. Во всю жизнь в г. Муроме о. Протоиерей пользовался особенной любовью и уважением как от духовенства, так и от граждан. Такое к себе расположение всех приобрел он сколько долговременным, полезным служением своим, но преимущественно своею добротой. Простота в обращении, непамятозлобие, миролюбие были отличительною его чертою. Нельзя без особенного удовольствия вспомнить, как он ко всякому был ласков, приветлив, доброжелателен и снисходителен. При нелегкой, продолжительной, благочиннической службе своей, он всегда и во всем старался внушить и устроить согласие, мир, общую любовь, — и едва-ли кто может упрекнуть его за какой-либо не добрый, или даже двусмысленный совет, а тем более поступок. — Такое миролюбивое направление его не укрылось от взоров и епархиального начальства. Высокопреосвященный Парфений, в бытность свою в городе Муроме по обозрению епархии, в одном весьма расположенном к нему, почтенном доме высказался о нем в следующих словах: «здесь в Муроме у меня два замечательные Протоиерея, Троепольский и Виноградов, и оба с разными направлениями. — Нужно судиться — ступай к Троепольскому; желаешь мириться — иди к Виноградову. Доброе и полезное служение о. Афанасия Яковлевича не оставалось без должного внимания к нему и Высшего начальства. Ему пожалованы были награды, каких удостаивают не многих из духовенства. Не говоря о набедреннике, скуфье, камилавке, он с 1873 года Протоиерей, на груди коего два креста в память отечественных войн, наперстный и орден св. Анны 2-й степени, украшенный Императорской короной. Но самое приятнейшею для него наградою было празднование пятидесятилетнего юбилея его служения в сане священника, которое письменно почтил, бывший тогда епархиальный Преосвященный. — Достойный делатель мзды своея! Но на земле ничего нет прочного и постоянного. И этот, так много и долго потрудившийся, замечательный о. Протоиерей мирно почивает теперь во гробе. Праведных души во веки живут, свидетельствует Премудрый, и память их в род и род. Можно сказать, что души людей добрых долго живут в памяти народной и уважение к личностям хорошим, заслуженным крепко хранится в сердцах знавших их. Не говоря о том, что о. Протоиерей уже во гробе; не говоря о том, что он давно прервал свои отношения к пасомым и ко всем, знавшим его, — в течении трех дней — с минуты его смерти до погребения, дом его был полон посещавшими и панихиды о нем совершались чуть не ежечасно. Не доказательство ли это общей к нему любви и уважения? 15-го сентября, в 8 часов утра, все духовенство г. Мурома собралось в дом о. Протоиерея воздать ему последний долг. Священники на своих руках вынесли гроб в соборный храм. Два Протоиерея и семь священников совершали Божественную литургию. Несмотря на то, что день был будничный, собор переполнен был молящимися. О. Протоиерей Ястребов, священники Орфанов и Дроздов, во время литургии и отпевании почтили намять почившего приличными панегириками. За тем с хоругвями, св. иконами, при колокольном звоне, в сопровождении всего муромского духовенства и многочисленного собрания граждан, бренные останки маститого старца руками священников и диаконов отнесены были на кладбище. Мир праху твоему, добрый и почтенный старец — долголетний служитель алтаря Божия! Да удостоит Премилосердый Господь бессмертный дух твой служении пред святым, пренебесным Своим жертвенником! Свящ. А. О — в.
Речь при погребении о. протоиерея А.Я. Виноградова. (1877 г., сентября 15 дня) И «ослабев умре Авраам в старосте добрей, старец исполнен дней, и приложим кълюдем своим», читаем в свяящ. книге бытия (XXV, 8). — Это библейское сказание о Патриархе, отце верующих, как хорошо применимо к сему почившему, старейшему из нас, собрату и сослужителю нашему о. протоиерею Афанасию Яковлевичу!.. Жизнь его протекла по истине патриархально. Рожденный и воспитанный в сельской простоте, положивший в основание и начало своего воспитания и образования веру в Бога и познание о Нем, он и во всю жизнь свою не изменил образа простоты жизни во всех ее требованиях и проявлениях, и основным правилом всей своей деятельности имел и во всю жизнь свою хранил веру в Бога живого, всюду присущего и всеведущего. И не эта ли простота жизни, проникнутая страхом Божиим, была главною причиною его крепкой и долгоденственной жизни?.. Какое хорошее воспитание — полагать в основу и начало его, при простоте жизни, ведение и познание о Боге!.. Но, обратимся к почившему. И «ослабев умре». Каждый из нас собственными глазами весьма часто мог видать, как в последние годы и дни жизни своей, сей, убеленный от лет сединою, преутружденный старец слабыми и неровными шагами брел во св. храм сей, вместе с другими «возносити молитвы своя ко Господу». И всякий мог понять и ясно заметить, что жизнь его идет к скончанию. Так полный хороших зерен, спелый колос пшеницы, не удерживаемый на своем стебле, клонится долу — и серп жнеца собирает его в житницу. И «ослабев умре в старосте добрей». Не всякая старость может быть названа доброю, - есть различие между старостью и старостью. Есть старость венец и слава, но бывает старость — стыд и бесчестие. Дерево познается и ценится по плодам его; так жизнь человека и конец жизни оцениваются по действиям и поступкам. По сему премудрый определяет старость не единственно многолетием, но, при хорошем уме, доброю, полезною и деятельною жизнью, украшенною благоповедением. Старость бо честна не многолетна, ниже в числе лет исчитается: Седина же есть мудрость человеком, и возраст старости житие не скверно (Прем. Сол. IV, 8—9). Достопочтенный старец сей, едва не целое столетие странник и пришлец мира сего, а теперь житель другого мира, при долготе лет своих, явил себя на земли и мудростью, и житием не скверным, чистым. Вскоре по окончании образования своего в рассаднике служителей слова Божия, рукополагается он в служителя Престолу Божию «приносити жертвы за себе и о людских невежествиих» (Евр. IX, 7),- быть пастырем, учителем и отцом словесных овец стада Христова. И священнодействуя преемственно в трех св. храмах града нашего, в течении более полустолетия, он всегда, всюду и во всем являл себя правилом веры, образцом кротости, смирения, снисхождения и учителем правильной, тихой, воздержанной в слове и поступках жизни. Как внимательно благоговейно творил он дело Божие, чтя всегда Божественная честне! С каким усердием, при первом зове, спешил к постели больного и к одру умирающего, принося слово веры и утешения духовного! С какою простотою и добротою душевною беседовал с духовными чадами своим и,— при всяком удобном случае предлагая им назидательный урок, совет, внушение, наставление, отличительной чертой коих было миротворство... Так что один из уважаемых архипастырей наших отозвался о нем таким образом: «хочешь мириться — иди к протоиерею Виноградову»... Уверен, что многие из духовных чад его вспоминают и будут вспоминать о нем, как о добром деятеле на ниве Господней. Честь тебе, почивший! При светлом своем уме и такой доброй жизни своей, он обратил на себя внимание Иерархов своих, преемственно пятерых, при коих протекало многолетнее служение его. Для них он был помощником в деле архипастырского служения их, и как бы правою рукою, пользуясь достойно благоволительным вниманием их. Назначенный быть вождем и надзирателем немалого здешнего духовенства, сорок лет непрерывно исполнял он не легкую эту обязанность, при многих тоже почтенных и важных должностях. И как многоплодна и благотворна была и эта его деятельность!.. Сколько добрых советов, наставлений, вразумлений слышало от него духовенство наше! Сколько опытных и умных распоряжений вышло из уст его, способствовавших к достижению добрых намерений и благих целей! От сердца миротворный увещания его сколько погасили неприятностей, ссор, жалоб, восстановив должный порядок, согласие и общение!.. Но не достанет, мне ни времени, ни слова; не хватит моего уменья изобразить в точности всю многоплодную и благотворную деятельности его служения на пользу духовенства и всех. Сокращу в немногие слова: от сердца благодарность, уважение, любовь и всегдашная добрая память о тебе от нас, добрый, достойный уважения, почтения и любви, наш наставник, руководитель и отец!!! Такая многоплодная, долговременная деятельность его не осталась без особого внимания и чествования и от высшего начальства и правительства. Не говоря о наградах священнических, он почти 35 лет — протоиерей, грудь коего украшена двумя крестами в память отечественных войн, наперсным крестом и орденом св. Анны 2-й степени с Императорскою короною. Но самою замечательною и приятнейшею для него наградою был юбилей пятидесятилетнего беспорочного служения его в сане священника, совершенный за несколько еще лет до кончины его, и тем он более приятнее для него и впечатлительнее, что бывший тогда Иерарх наш почтил его своим письменным приветом. Слава и хвала тебе почтеннейший и уважаемый о. протоиерей! И стоя на высоте таких заслуг, отличий и преимуществ, он одинаково всегда был прост, добр, всегда для всякого доступен. Вящшая тебе честь и хвала! Но преутружденный долготою дней своих и многодеятельностию, за несколько еще лет до кончины своей, он слагает с себя все свои должности и обязанности, — дабы спокойно и уединенно посвятить остаток дней своих единственно на служение Богу, и — тем более — приуготовить себя к исходу в иной мир, подобно праведному Симеону, с миром. Так в уединении и тиши догарал светильник этот, и, ослабев, умре. И эта многочисленность собравшихся здесь почтить исход и погребение его новое доказательство и подтверждение, что он умре в старости добрей... Да почиет мирно мирный дух твой, уважаемый предстоятель наш! Да почиет в небесных, блаженных, бессмертных обителях, яко же есть и имя твое! О сем помолимся. Аминь! Священник Александр Орфанов.
Владимирская епархия.
|