Главная
Регистрация
Вход
Пятница
22.11.2024
07:08
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [256]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в гор. Муроме (утрачена)

Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи гор. Мурома

Стояла Предтеченская церковь на месте современной средней школы № 3.


Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи. 1900 г.

Первоначальное основание Предтеченской церкви нужно относить к глубокой древности. Она упоминается в сотной книге г. Мурома 1574 г. В описи же Бартенева 1637 г. мы находим следующее: «На старом церковном месте, где стоял прежде сего храм Ивана Предтечи за осыпью, пять келий. А в них живут нищие, питаются от церкви Божией».
Таким образом, Предтеченская церковь в нач. XVII в. Стояла на новом месте. Когда случилось это перенесение с точностью не известно, но, очевидно, позднее 1574 г., ибо в это время Предтеченская церковь значится на посаде за осыпью.
Бартенев дает о ней следующее описание:
«Да близко тоежъ Троицкие церкви у осыпи церковь Великого Пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна древяна клетцки съ папертью, да въ приделе Петра Митрополита Московского и всея русии чудотворца, а въ церкве Божия милосердия образъ местный Великого Пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна на золоте съ деяньемъ венецъ серебряной сканный съ финифтомъ, да три гривны серебряны позолочены, да пятнадцать витыхъ серебряныхъ же, да три креста серебряны же да 150 копеекъ серебряныхъ позолоченыя, да местный же образъ Пречистые Богородицы Одигитрия обложенъ серебромъ басменнымъ позолоченъ венецъ басменный золоченъ, цата серебряная золочена; да у Пречистые Богородицы прикладу деветеры серьги серебряны позолочены съ жемчуги, да передъ местными образы две свечи поставные невелики. Двери Царские и сень и столбцы на празелени. Да в тябле деисус образ Всемилостивого Спаса на золоте, а Богородица и Предтеча и Архангел и Апостолы все писаны напразелени. А пред деисусом паникадило медное невелико. Да в алтаре образ Пречистой Богородицы запрестольный на празелени, крест Воздвизальный древян. Да на жертвеннике сосуды церковные оловянные.
Да в приделе образ местный Петра митрополита на празелени, да образ местный же преподобного Феодосия общему житию начальника напразелени. Да в алтаре образ Пречистой Богородицы запрестольный напразелени.
Да на той же церковной земле другая теплая церковь Василия Кесарийского древяна клецки. А в церкви Божией милосердия образ местный Василия Кесарийского с деянием на золоте, да образ местный Пречистой Богородицы на празелени. Двери Царские и сень и столбцы на празелени. Да в алтаре образ Пречистой Богородицы запрестольный на празелени ж. Да на жертвеннике сосуды церковные оловянные, кадило медное. Да в церкви же книг: Евангелие напрестольное печатное, евангелисты серебреные; два Охтая письменных; Пролог; Триодь постная печатная; Триодь цветная печатная; Апостол печатный же; Соборник да два Трефоля; Псалтырь письменный же. Да на колокольнице 4 колокола невеликих, а весу в них по смете 5 пуд. А церкви и в церквях Божия милосердия образы и книгии ризы и колокола и все церковные строения мирское, приходных людей. Да на церковной же земле двор попа Михаила Гурьева. У него же на дворе келья бобыльская Якунки Малафеева сына Бутылы. Оброку платит попу Михаилу с кельи по гривне на год. А земли под теми церквами и под кладбищами и под поповым двором и под бобыльскою келью в длину 21 сажень, поперек 20 сажен.
Да на старом церковном месте, где стоял пред сего храм Иоанна Предтечи за осыпью, пять келий. А в них живут нищие, питаются от церкви Божией. Келья Андрюшки Иванова,келья Афоньки Володимерова, келья Осипки Васильева, келья Петрушки Иванова. Поперек того двора 4 сажени. Келья нищей Матренки. А земли под теми кельями в длину 15 сажен, поперек тож. Да против той же церкви Ивана Предтечи в осыпе место порожнее на кургане в длину 15 сажен, поперек 10 сажен. А по приправочным книгам было на том месте 10 келий нищих, а ныне на том месте тех келий нет».

Дальнейших сведений о судьбе этих деревянных церквей не имеется. В окладных книгах 1676 г. упоминается церковь Иоанна Предтечи; при ней в приходе 20 дворов посадских и 1 двор, в котором живет дворник. В 1806 г. вместо деревянных церквей был построен каменный храм с такой же колокольней.
4-го октября 1853 г. преосвящ. Иустином, бывшим в то время епископом Владимир., Александр Георгиевич Аменицкий был рукоположен во священника к Предтеченской церкви гор. Мурома.
В 1866 г. храм был разобран до основания. 21 августа 1866 г. была совершена закладка и началась постройка новаго обширного храма в Предтеченском приходе. Церковной суммы имелось только 8079 р., да по первой подписке собрано около 2 тыс. р.; а всех денег требовалось 44740 руб., как значится в приходо-расходных книгах по постройке храма. Нужно было изыскать слишком 34 тыс. руб. Строительный Комитет в первые шесть лет постройки храма (1866 — 1872) состоял только из 3-х членов: о. Ал. Г. Ам., церк. стар. Ф. И. К. и его помощника. Сначала дело шло хорошо: в первые два года денег было собрано и построено на 18940 р., но потом пожертвования так уменьшились, что стройка затянулась надолго. Не мало за это время пришлось о. Ал. Г. пережить забот и трудов. Благодаря общему вниманию и уважению, каким пользовался он в своем приходе, в конце 1872 г. он успел убедить многих почётных и усердных прихожан принять на себя звание Членов-строителей. Своими крупными пожертвованиями и мудрой распорядительностью, при деятельном участии самого о. Ал. Г., как Председателя, они так тогда быстро подвинули дело вперед, что храм в 2 года окончательно был устроен, внутри изящно отделан.
22 и 23 сентября 1875 г. храм был освящен при торжественном служении бывших в то время в епархии архиереев: Архиеп. Антония и Еп. Иакова.
На время постройки каменного храма была построена деревянная церковь, которая по освящению нового храма в 1875 г. была разобрана.
Новый храм с большими удобствами, открытый, с хорошим духовым отоплением..., превзошел ожидания многих, и признательные прихожане составили тогда акт, в котором писали:
„1875 г. окт. ... не можем остаться неблагодарными к Председателю Комитета, нашему приходскому священнику Александру Г. Аменицкому, который своею энергичностию, заботливостию и своими убеждениями очень много способствовал устройству храма, как в начале, так особенно в последнее время, спустя 6 лет, когда постройка храма, по независящим от него, священника Аменицкого, причинам, остановилась... не можем умолчать при сем о тех лишениях и неудобствах, какия он испытывал в течение 8-ми лет, совершая Богослужение в тесном деревянном храме. Не менее считаем себя обязанными благодарить нашего священника, как своего пастыря, за ревностное и полезное 22-х-летнее служение его в нашем храме, преимущественно же за его честную, скромную и, м. сказ., примерную жизнь, по которой он заслужил всеобщую любовь и уважение не только прихожан, но и жителей города.
Отдавая должную справедливость полезной деятельности его, как Председателя Комитета, и вполне сознавая достоинства его, как пастыря церкви, мы желаем выразить ему открыто свою признательность и в знак нашей любви и уважения поднести ему наперсный крест с украшениями; а потому избираем из среды себя церковного старосту пот. поч. гр. Ал. Ал. Суздальцева.... просить Высокопр. Антония, Архиеп. Вл. и Сузд., исходатайствовать Высочайшее соизволение на представление нам этого права“.
В новом храме устроено три престола: средний в память Усекновения главы св. Иоанна Крестителя, по бокам его в честь Собора Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил и во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.


Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи. 1900 г.

Церковь богата украшена св. иконами и богата утварью и ризницей. Богатством украшений особенно отличаются местные старинные иконы: Спасителя, Божией Матери, Иоанна Крестителя, Трех святителей и Архистратига Михаила; напрестольное Евангелие в серебряном вызолоченном окладе, серебряные вызолоченные сосуды. По правую сторону амвона на бронзовом аналогии положен образ Воскресения Христова и двунадесятых праздников; в середине его врезан восьмиконечный серебряный вызолоченный крест, на обратной стороне коего написано: «части св. мощей - древо креста Господня, ризы Господни, Петра митрополита, Леонтия Ростовского, Василия Великого, Ефрема, мученика Христофора, Тихона чудотворца, Ефимия Суздальского, Муромских чудотворцев князя Константина с чады, Ярославских чудотворцев - князя Федора с чады, мученика Артемия, Лукияна, св. Дамиана, мученицы Ирины, камень горы Фаворской, камень, с него же вознесся Господь, Гроба Владычицы, жезл Моисеев, гроба Сергия чудотворца, Иакова Перского, мученицы Татианы, Пантелеимона и Ефимии Прехвальныя». Кроме этого, есть 4 небольших сребропозлащенных креста, вставленных в икону Воскресения Христова, с частицами св. мощей Муромских чудотворцев, и крест, употребляемый при водоосвящении, с частицами святых мощей с надписью: «сей Св. Животворящий крест в церковь св. Иоанна Предтечи приложил Данил Железников год 73 (?) здравия и спасения и поминовения душ наших». [1]
Ризница церковная весьма богата. [1]
Причта при церкви по штату положено: священник и псаломщик. На содержание их получалось: процентов с причтового капитала (9113 руб.) - 354 руб., арендной платы за землю, пожертвованную в пользу причта и церкви и находящейся при с. Урванове Меленковского уезда 100 руб. и от служб и требоисправлений до 1000 руб., а всего до 1500 руб. в год. Церковных домов для причта не было. В приходе по клировым ведомостям числилось 508 душ мужского пола и 554 женского; все православные и жили в городе. [1]




Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи. 1900 г.

Преосвященный Евгений, Епископ Муромский, 6 апреля 1908 г. совершил литургию в соборе при участии местного причта. По окончании литургии, Владыка проследовал в Предтеченскую приходскую церковь, по приглашению местного священника, где совершил молебствие перед поднятием креста на вновь-устроеннную колокольню.
«С разрешения Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященного Николая, в городе Муроме при Предтеченской церкви, по инициативе местного священника о. П.Ф. Трелина, открывается „Кружок ревнителей религиозно-нравственного просвещения". Устав „Приходского кружка" составлен применительно к уставу Миссионерских кружков Меленковского уезда (Еп. Вед. 1911 г. №3). По уставу кружок имеет целью — содействовать религиозно-нравственному просвещению в приходе и противодействовать наплыву разного рода лжеучений и неправославных веяний путем учреждения при храме библиотеки с духовными журналами и книгами, — бесплатной раздачей листков и брошюр о доброй, православно-христианской жизни и путем частных взаимных бесед. В состав кружка могут входить все местные прихожане, обоего пола и всех сословий. Для решения вопросов кружка и для обмена мыслями по поводу прочитанных книг — члены собираются не менее семи раз в год».
В 1913 г. священником П. Трелиным был открыт приходской кружок ревнителей религиозно-нравственного просвещения при Предтеченской гор. Мурома церкви.
29-го августа 1913-го года в Муроме торжественно открыто общество трезвости, председателем которого был избран учредитель общества, священник Предтеченской города Мурома церкви Петр Ф. Трелин.
Члены Общества могли бесплатно пользоваться книгами и брошюрами из церковно-приходской библиотеки «для религиозно-нравственной поддержки… и для укрепления их в воздержании от хмельных напитков». Собрания членов Общества проходили в предоставленном В.А. Вощининым доме по улице Рождественской (ныне ул. Ленина). В апреле 1916 г. там же было открыто отделение приходской библиотеки, «в состав которой вошло более 400 экз. книг религиозно-нравственного, исторического, противоалкогольного, патриотического содержания, духовных и светских журналов», а также полные собрания сочинений русских писателей. Среди журналов выписывались такие, как «Трезвая жизнь», «Вестник трезвости», «Сеятель трезвости», «Кормчий» и др. Комплектовалась библиотека за счет средств Общества и пожертвований.
«В о-ве трезвости.
18 декабря в мещанской управе происходило заседание совета предтеченского о-ва трезвости. Молодое о-во существующее 4 месяца, имеете уже 74 члена. Наступивший праздник Рождества Христова о-во ознаменовывает раздачей бедным городским детям подарков вместе с плакатами соответствующего содержания. В ближайшем будущем предполагается устроить лекцию о вреде пьянства» (Газета «Муромский край», 28-го декабря, 1913).

Праздник трезвости в г. Муроме

9 апреля 1914 года в городе Муроме, с благословения Его Высокопреосвященства и с разрешения местной гражданской власти, был устроен «праздник трезвости». В 4 часа по полудни члены Муромского общества трезвости во главе с Благочинным города, протоиереем А. Бобровым, прибыли с крестным ходом из Предтеченской церкви в собор. Здесь крестный ход был встречен Епископом Митрофаном с соборным духовенством. По входе в храм, Владыка в сослужении всего соборного причта и священников, состоящих членами общества трезвости, совершил по пасхальному чину благодарственный молебен Спасителю, Божией Матери, Иоанну Предтече, как покровителю Муромского общества трезвости, и Муромским чудотворцам Петру и Февронии, мощи которых почивают в соборе. Кроме обычных многолетий, было провозглашено многолетие «ревнителям христианской трезвости». В пении молебна участвовали все члены общества, присутствовавшие в соборе. По окончании молебна, крестный ход с пением трезвенниками пасхальных песней возвратился в Предтеченскую церковь. Казенные винные лавки, трактиры и пивные в течение этого дня были закрыты.
Свящ. А. Алякринский. («Владимирские Епархиальные Ведомости» Отдел неофициальный № 16, 19 апреля. 1914).
1914 год: «Советом Муромского общества трезвости получено от губернского попечительства о народной трезвости 200 руб. в пособие на приобретение противоалкогольного музея, библиотеки и волшебного фонаря».
«Общество трезвости служащих на М. К. ж д.
Управляющим М. Каз. ж. дорогой разослан по станциям циркуляр об организации обществ трезвости. Цель общества — борьба с возрастающим пьянством среди железнодорожных служащих» (Газета «Муромский край», 8-го февраля 1914).

«Из г. Мурома. С благослбвения Его Высокопреосвященства, 14 августа посетил наш город Муром Епархиальный миссионер трезвости священник о. Георгий Яковл. Жук. Прежде всего он ознакомился с существующим уже здесь обществом трезвости при Предтеченской церкви и дал несколько очень полезных указаний. Затем принял самое живое и деятельное участие в открытии противоалкогольных чтений со световыми картинами, устраиваемых здесь Акцизным ведомством в лазаретах. При его содействии сначала состоялось соединенное собрание из членов Предтеченского Общества Трезвости и чинов Акциза по делу этих чтений, на котором после вступительной речи отца Георгия и обмена мнений решено было объединиться для сего между собою, работать рука-об-руку, собираться на общий совет, совместно вырабатывать программу чтений и принимать участие в самых чтениях. Вечером 14 августа после всенощного бдения открыты были чтения сначала в городском лазарете, а 15 августа, в 4 часа дня,— в Земском, находящемся в помещении Акцизного ведомства. И там и здесь открывал чтения и заканчивал их о. Георгий, произнося каждый раз изустно, с большим воодушевлением соответствующие речи: в городском лазарете сначала на тему „Война и алкоголизм", а после чтений „о душевной врачебнице", в Земском же — „о вреде пьянства" и потом — „об утешении при скорбях во Христе". Все речи о. Георгия выслушаны были как ранеными, так и всеми присутствовавшими с особым вниманием.
В этот же приезд о. Георгий успел произнести в г. Муроме еще и несколько проповедей в разных церквах, а именно: в Предтеченской — за всенощным бдением 14 августа на тему „Духа не угашайте", затем с соборной паперти пред крестным ходом в Успенскую церковь 15 августа — „о нашем спасении во Христе", вечером того же дня за всенощным бдением, за архиерейской службой на тему „В чем наша надежда в переживаемое время", 16 августа за литургией в Троицком женском монастыре, сначала, после Евангелия „о необходимости единения и мира", а потом, во время причастного стиха, специально к монашествующим „о служении Христу и людям в ангельском чине", и наконец снова в соборе за архиерейским богослужением, в конце литургии о том, что настало время усиленной молитвы и покаяния.
Живая, изустная речь проповедника, проникнутая глубокою религиозностью и горячим патриотизмом по поводу переживаемых отечеством тяжелых испытаний, отчетливая дикция и высоковдохновенный тон произнесения проповедей не просто привлекали внимание народа, а даже вызывали слезы и плач у многих. Особенно это должно сказать о проповеди отца Георгия, произнесенной им с соборной паперти пред крестным ходом при большом стечении народа.
Свято-Никольское Ореховское Общество Трезвости. Пятнадцать лет существует в с. Орехове, Покровского уезда, Свято-Никольское Общество Трезвости. Открыто оно по почину ныне умершего о. Александра Васильевича Рождественского. Ал. Вас. Рождественский сын о. Протоиерея Василия Матвеевича Рождественского, ныне здравствующего, — Председателя Ореховского Общества Трезвости. Ал. Вас. Рождественский по окончании Петроградской Академии, там же поступил священником при Обществе распространения религиозно-нравственных чтений и основал известное в России Александро-Невское Общество Трезвости в Петрограде. Трезвость имеет широкие задачи:
1) Принимая во внимание, что корень пьянства в ослаблении воли человеческой, духовенство наше наметило открыть здесь, как в местечке, населенном фабричным людом, Общество Трезвости. Для людей ослабевших, погрязших в тине зеленого змия, ежедневно в два часа дня Председатель Общества служит в храме молебен св. Чудотворцу Николаю с акафистом и водоосвящением. За молебном о. Председатель произносит слово о пагубном действии алкоголя на семейную и общественную жизнь пьяницы, рисует картину счастливой и многополезной трезвой жизни, а затем пред иконой св. Николая вступающие в число членов Общества дают клятвенное обещание воздерживаться от опьяняющих напитков.
2) Для тех, кто не подвержен был пьянству, в целях предохранения от него, учреждены религиозно-нравственные чтения, введено общее хоровое пение, открыта касса взаимопомощи для нуждающихся певчих-трезвенников.
3) Одинаковую же цель имеет и Миссионерский кружок, в состав которого вошли члены Общества, поставившие себе задачей не столько полемику с сектантами и старообрядцами, сколько утверждение членов Общества в истинах православной веры. Так как отрезвление народа, поднятие в нем религиозного духа являлось злобой последних дней, то наше Общество Трезвости с самого начала основания привлекало не один десяток лиц, интересующихся постановкой этого дела и с этой целью нарочито приезжавших в Орехово. Но никто так всесторонне не интересовался нашими трудами, как приезжавший к нам уже два раза Владимирский Миссионер Трезвости о. Георгий Жук, который, помимо интереса, внес в наше дело часть своего полезного труда. Первый приезд этого труженика в борьбе с демоном-пьянства относится к 27 дек. 1914 года. Ознакомившись через о. Председателя с постановкой Общества Трезвости, откликнувшись, насколько возможно, на все нужды Общества, наконец, составив, при помощи о. Председателя, общую характеристику самих трезвенников, о. Георгий пожелал сам побеседовать с ними, что он и сделал прежде всего в храме за ранней литургией. Темой его беседы было евангельское повествование дня. Простая, в тоже время картинная речь о. Георгия, проникнутая убеждением, действовала неотразимо на слушателей, которые с глубочайшим вниманием отнеслись к беседе батюшки и свое впечатление поспешили передать лицам, работавшим в Обществе. Не ограничиваясь этой беседой, о. Георгий тотчас же отправился в храм при училище фабрики Саввы Морозова, где в это время шла литургия. Здесь о. Георгий произнес слово на тему: о возвращении человека к православию не только исповеданием веры, но и жизнью. После кратковременного отдыха о. Георгий посетил Миссионерский кружок, где также беседовал о борьбе с течениями атеистического характера. Отсюда о. Георгий отправился в казармы при фабриках для рабочих. Сначала в 12-ю казарму, где говорил о значении Св. Писания, а затем в 7 казарму, где сказал о подражании Христу и святым угодникам Божиим. Не оставил он без своей беседы и нас, работающих в Обществе, и для нас он уделил несколько минут своего времени. В перерыв между поездками он пригласил нас всех в здание церковно-приходской школы, где в чисто любезной товарищеской беседе высказал свое впечатление об общем ходе нашей работы, поделился и своим опытом, живую иллюстрацию которого мы видели уже на деле во время бесед. Невольно своей деятельностью он заражал нас всех, невольно под влиянием его речи хотелось работать с такой же интенсивностью, как он — о. Георгий. Что касается общего впечатления на народ от всего проведенного дня в Орехове о. Георгием, то об этом впечатлении ясно говорят те вопросы, с которыми, после его отъезда, к нам обращались пасомые, вопросы, показывающие, с каким вниманием Общество отнеслось к беседам этого труженика.
Второй приезд о. Георгия имел специальный характер, беседу совместно с чиновниками Акцизного Ведомства, с ранеными воинами местных лазаретов о вреде пьянства и о пользе трезвости. Насколько сильно успел в своей часовой беседе произвести впечатление на этих героев войны, об этом говорят похвальные отзывы раненых воинов о приезжавшем батюшке и просьба повторить эти беседы. Если о. Георгий имел в виду через собеседования с ранеными воинами поселить мысль о трезвости и в глуши русских сел и деревень, куда должны возвратиться воины по излечении своем, то можно смело сказать, что о. Георгий в этом успел много» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 37-й. 1915 г.).

Закрыта Предтеченская церковь была в 1920-е гг.
«Комунхозом в числе других строительных работ приступлено к переоборудованию церкви «Вознесения» под школу I ступени и церкви «Предтечи» под амбулаторию..» («Муромский рабочий», 14 авг. 1930).
Снесена во второй пол. 30-х гг.


Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи. 1935 г.

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897. - 588, VIII c.
Город Муром Часовня в честь кн. Михаила
Георгиевская церковь в Кожевниках гор. Мурома
Тюремный храм во имя Божией Матери, Утоления печали.
Муромская епархия.
Собор Рождества Богородицы.
Смоленская церковь.
Категория: Муром | Добавил: Николай (25.10.2018)
Просмотров: 1814 | Теги: Муром | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru