Огромный духовный авторитет у муромцев и окрестных жителей имел протоиерей отец Гавриил Ястребов, служивший в муромской Вознесенской церкви. По благодатному значению и духовным дарам современники сравнивали его с праведным Иоанном Кронштадским.
Отец Гавриил родился около 1815 года в семье священника. Отец протоиерея Гавриила – отец Василий – служил в Успенской церкви села Мошок Судогодского уезда.
После окончания духовного училища поступил во Владимирскую духовную семинарию, которую окончил в 1836 году по 1-му разряду (№4, 1 отделение). В 1838 году поступил учителем во Владимирское духовное училище. В 1839 году переведён в Муром, где продолжил свою преподавательскую деятельность в Муромском Духовном училище (с 1839 по 1850 год и с 1872 по 1875 год).
В 1850 году в священнический сан иерея его рукоположил архиепископ Владимирский и Суздальский Парфений (Чертков), и отец Гавриил был определён в Вознесенскую церковь города Мурома.
Отец Гавриил проживал с супругой Софией и двумя детьми (сыном Александром и дочерью Варварой) в небольшом деревянном доме по ул. Касимовской (ныне ул. Л. Толстого), недалеко от Вознесенской церкви (дом Ястребовых находился справа от Дворца культуры). В семье было шесть детей: сыновья Михаил и Александр и дочери Надежда, София и Варвара. Одна из дочерей, Александра, умерла младенцем, в возрасте4-х лет. София, впоследствии стала директором Муромской прогимназии. Его сын - Ястребов Михаил Гаврилович, который родился около 1843 г., окончил Владимирскую духовную семинарию, а в 1865 г. - Санкт-Петербургскую духовную академию (но сочинения не предоставил).
Протоиерей Гавриил
Трагическое событие - внезапная смерть сына Александра, замерзшего ночью на дороге - сильно потрясло отца Гавриила, увидевшего в этом перст Божий и наказание за грехи, и отразилось на всей его последующей жизни. С того времени ночи напролет батюшка проводил в молитвах и земных поклонах. Молитвенный труд был вознагражден Господом даром прозорливости, так что отец Гавриил мог читать чужие мысли и обличать тайные грехи. В Муроме существовал обычай: перед свадьбой брали благословение у отца Гавриила, и благословленные им браки были счастливыми. Силой своей проповеди отец Гавриил обращал к Православию раскольников.
Однажды приходит к нему женщина и просит благословить на брак ее дочь. «Нет, нет, иди с Богом» — отвечает ей отец Гавриил. «Батюшка, да ведь они любят друг друга» — настаивает женщина. «Нет, не будет моего благословения». Пришла та домой и отказала молодому человеку. Тот возмутился – как можно доверять какому-то старику? «Нет, — говорит та, — раз отец Гавриил не благословил, не быть тому». А через две недели бывший жених скончался от тифа. Прошло несколько лет. Стала девица засиживаться, как вдруг посватался к ней сапожник, живший на той же, что и они, улице. Да беда – горький пьяница. Пошла мать вновь советоваться к отцу Гавриилу. «Выдавай» — говорит. «Батюшка, да ведь он пьяница» — «Выдавай!» Послушалась она, а сапожник перестал пить.
Жил в Муроме инспектор винных заводов мещанин Неофит Тихонович Любомудров со женою Александрой Флегонтовной (урожденная Пальмова) и дочерью Сусанной (1886 – 1938). Дом их находился на западном углу улиц Московской и Полевой (ныне ул. Артема). Отец Гавриил очень любил эту семью и часто бывал у них. Перед тем как приехать, он неизменно говорил: «Саша, запрягай лошадь, приеду сегодня». Однажды, поджидая гостя, Александра Флегонтовна купила целую тарелку винограда и обварила его, для пущей сладости, кипятком. «Саша, зачем ты весь обварила? Батюшка ведь не корова, съест веточку, а остальное прокиснет, а я не ем», - говорит Неофит Тихонович. Вскоре приехал отец Гавриил и посмотрел выразительно на хозяина. Тот опустил голову и покраснел, поняв, что тому ведомы слова его. Сели за стол. Только хочет Неофит Тихонович что-нибудь спросить, как отец Гавриил сразу же отвечает, как будто знает, о чем его должны спросить. Отец Александры Флегонтовны нижегородский дворянин и владимирский кавалер Флегонт Флегонтович Пальмов, выйдя в отставку, решил поселиться у дочери в Муроме. Прожив несколько дней, захотел он вновь поступить на службу. Дочь и зять стали его уговаривать остаться, но старик заупрямился и уж совсем было собрался уезжать в Нижний Новгород. Дело было на страстной седмице. К светлой заутрене пошел он в Вознесенскую церковь. Когда отец Гавриил стал поздравлять прихожан, то подошел с Крестом к нему, и хотя виделись они впервые и ранее друг о друге ничего не знали, говорит: «Ради Воскресшего Христа, останешься?» «Да я, батюшка…» - замялся Флегонт Флегонтович. «Я тебя спрашиваю, ради Воскресшего Христа, останешься?» - вновь говорит отец Гавриил. «Останусь, батюшка!» Тут отец Гавриил с ним похристосовался. Флегонт Флегонтович сдержал слово и до конца жития своего проживал в Муроме. Похоронен рядом с дочерью и зятем в Спасском монастыре.
У Неофита Тихоновича был неверующий приказчик. Однажды послал он его на загородный винный завод за деньгами. Приказчик взял извозчика и поехал на пристань. У Вознесенской церкви остановил его отец Гавриил и попросил подвезти до дома. «Да я, батюшка, спешу», - говорит приказчик. «Ничего, подвези» - настаивает отец Гавриил. Поехали, и по дороге батюшка рассказал ему кто он, зачем едет, куда, и сколько денег получит и, что как только он подъедет к пристани, так деньги ему с парохода вручат. Подъехал приказчик к пристани и слышит, что его имя с парохода кричат. Сходит с него человек и вручает сумму, и именно ту, что назвал отец Гавриил.
Жил в Муроме на Московской улице, д. № 26 (нумерация современная) «благочестивый» купец Корщиков, родом из крестьян села Карачарова. Мучной торговец. При покупке он использовал «припаянные гири», т. е. написано, к примеру, на ней 1 фунт, а на деле вес ее больше, при продаже, наоборот – «пустые гири», вес которых был менее.
Пришел однажды в Вознесенскую церковь Неофит Тихонович с семейством и уставшая стоять супруга попросила у Корщикова позволения немного присесть на его скамеечку. «Это наше» - был ответ. «Да я немного». «Это наше» - был ответ. Так и не дал. На ту пору случился голод, и стал Корщиков продавать «живую муку», т. е. лежалую, с червями. Дошло сие до отца Гавриила. Однажды во время проповеди он сказал, что есть среди нас такие, что, пользуясь народным бедствием, извлекают из этого выгоду, и при этом все время смотрел на Корщикова. После проповеди обиженный купец вошел в алтарь и говорит: «Что же это ты меня бесчестишь? Я свечи в рубль ставлю, а ты!..» Отец Гавриил ему на это отвечает: «Разве может быть угодна Богу жертва твоя на ворованные деньги?» Корщиков после этого разговора долго не ходил к Вознесению. Когда он умер, то вся Московская улица была посыпана зерном на помин души, но ни одна птица не клюнула, так и потоптали все ногами.
В 80—90-е годы XIX века жил в Муроме на Благовещенской улице (ул. Тимирязева) купец Каратыгин Иван Максимович, бывший старообрядцем, беспоповцем, по Спасову Согласию большому Началу. Однажды приехала к нему из родного его села тетка – очень видная начетчица, пользовавшаяся во всем Спасовом Согласии славой святой при жизни, и вскорости умерла здесь. Каратыгин дал телеграмму на родину о случившемся, и приехавшие земляки порешили нести ее на руках в родное село, находившееся в 36 верстах от Рязани. Стояла страшная жара. Понесли, и, перейдя Шелудяков (Поняв) мост через Успенский овраг на Зимнем мыте у часовни, гроб уронили и покойница выпала из него. Распространилась страшная вонь, а под ней оказалась куча мохнатых червей, какие, по сообщению сведующих людей, только в аду бывают. Со страху все разбежались, так что с великим трудом и большими денежными посулами нашли смельчаков, чтобы похоронить ее на Напольном кладбище в Муроме. Каратыгин призадумался: «Вот так святая, вот так праведница». Мучимый сомнениями, решил он отправиться к отцу Иоанну Кронштадтскому за советом. По дороге остановился он в некоем месте на ночлег в гостинице. За какой-то надобностью вышел он ночью из номера и видит – идет к нему навстречу священник и говорит: «Каратыгин из Мурома! Зачем ты ищешь отца Иоанна Кронштадтского? Ведь у вас есть в Муроме отец Гавриил – он лучше отца Иоанна». Утром Каратыгин спросил, что за священник с ним разговаривал, а ему и говорят, что по описанию это сам отец Иоанн и был. По приезде домой Каратыгин сразу же пошел к отцу Гавриилу и рассказал о своих сомнениях в вере. На что тот ответил: «Вера у нас одна, только крестимся по-разному и т. д. Не смущайся, переходи в нашу». Каратыгин стал после этого ревностным православным.
Духовные дарования отца Гавриила не остались незамеченными муромлянами и жителями округи – в Вознесенскую церковь потянулись тысячи недугующих и чающих духовного утешения.
На протяжении многих лет он являлся усердным жертвователем на нужды малоимущих учеников духовных училищ Владимирской епархии.
В 1868 году отца Гавриила назначают благочинным по 1-му благочинническому округу, а в 1870 году духовником.
Свою пастырскую деятельность отец Гавриил продолжал соединять с преподавательской и в 1872-1875 ггодах числился как учитель церковного пения в Муромском Духовном училище. Он был любим прихожанами, за его всегда дружелюбное, доброе отношение к ним и за его всегдашнюю готовность удовлетворять всем их законным желаниям.
За своё ревностное служение отец Гавриил был удостоен сана протоиерея, в который его возвёл в 1873 г. архиепископ Владимирский и Суздальский Антоний Павлинский (1866-1878 гг.).
В 1892 - 1893 годах трудами отца Гавриила совместно со старостой купцом И. П. Мяздриковым к Вознесенской церкви был пристроен обширный придел во имя Преподобного Сергия Радонежского, за что отца Гавриила наградили наперсным крестом с украшениями.
Глубокое почитание отца Гавриила народом было столь велико, что верующие часто, встречая батюшку перед службой, задерживали его на длительное время, так что приходилось посылать из храма извозчика и с великим трудом «изволять» от собеседников. Все паломники, приходившие или приезжавшие в Муром издалека, обязательно заходили к отцу Гавриилу. На его проповеди собиралось множество народу, причем приходили люди всех сословий. С равным благоговением его слушали и беседовали с ним после служб и совершенно простые и образованные люди; бывало так, что по окончании богослужения он еще час, а то и более беседовал с народом. Через его руки проходили большие суммы денег от жертвователей, но для себя лично он ничего не брал - все шло на богоугодные дела.
В конце января 1897 года отец Гавриил сильно простудился, вследствие чего получил воспаление лёгких и через восемь дней 6 февраля (ст. ст.) (по другим данным – 14 февраля) скончался. За трое суток около десяти тысяч человек, как горожан, так и жителей ближних и дальних сёл пришли проститься с почившим пастырем. В доме непрерывно служились панихиды, а стены жилища «плакали» от обилия народа. Все, что было необходимо для погребения почитаемого народом пастыря, было приобретено духовными чадами батюшки. Накануне погребения, с вечера, тело было перенесено в Вознесенскую церковь, где с отцом Гавриилом до самого раннего утра прощался народ, шедший нескончаемой цепочкой мимо его гроба. На следующий день по окончании Литургии, тело почившего погребли в склепе у алтаря Входоиерусалимского придела Вознесенского храма. Весь сорокоуст на могиле батюшки почти непрерывно служили панихиды, иногда по несколько десятков раз в день. Каждый год в день кончины на его могилу приходило множество народу, не только из муромских горожан, но также паломники из окрестных деревень и городов, включая Нижний Новгород, Ярославль и Рязань. Весь сорокоуст на могиле батюшки почти непрерывно служили панихиды, иногда по нескольку десятков раз в день.
Проводы отца Гавриила Ястребова
Каждый год в день кончины на его могилу приходило множество народу, не только горожане, но и паломники из окрестных деревень и городов, даже из Нижнего Новгорода.
Однажды на Пасху некий муромлянин, проходя мимо могилы отца Гавриила сказал: «Христос воскресе, отец Гавриил!» - и в ответ услышал из могилы: «Воистину воскресе!»
«Крест установлен в память протоирея Гавриила Васильевича Ястребова. Священствовал в сем храме Вознесения Господня 47 лет. Почил в Бозе в 1897 г. 14 февраля (ст. с.). Похоронен возле алтаря церкви».
Когда в 1929 году Вознесенский храм был закрыт, то многие видели, как по храму с горящей свечой ходит отец Гавриил. Ныне могила находится под пристройкой к алтарю, которая была сделана после закрытия храма.
Протоиерей Иоанн Семёнович Любимов, настоятель, назначенный в Вознесенскую церковь Указом Святейшего Синода за № 2093 от 5 мая 1897 года, был одним из свидетелей чудесной помощи, происходившей от гробницы отца Гавриила Ястребова. Все случаи благодатной помощи были зафиксированы как сразу же по его кончине, так и в течение последующих лет. Свидетельства вносились в особую тетрадь, выданную в Вознесенскую церковь по распоряжению Святейшего Синода (в годы революционной смуты тетрадь была утрачена или изъята большевиками). По свидетельствам очевидцев, по молитвам к отцу Гавриилу наиболее частыми были случаи обращения в православную веру иноверцев, а также помощь в устроении семейных проблем.
После возобновления приходской жизни в Вознесенском храме, возобновились и случаи благодатной помощи у могилы отца Гавриила. В храме постоянно совершаются панихиды по почившему старцу.
В 2008 году летом были обретены мощи о. Гавриила. По благословению Архп. Владимирского Евлогия они временно пребывают под спудом (пока не канонизирован), пока не было окончено строительство придела блгвв. Кн. Петра и Февронии, начатое в том же году.
19 февраля 2013 года в Муроме почтили память местночтимого святого - протоиерея Гавриила Ястребова. В день памяти была торжественна совершена Божественная литургия и панихида. По окончании панихида было освящено и роздано молящимся коливо и хлеб на помин души батюшки Гавриила. В течение всего дня к могиле старца шли верующие города.
Возможно, в скором будущем верующие смогут приложиться к мощам отца Гавриила, уже изготовлена специальная рака. Вместе с тем в высших церковным кругах уже решается вопрос о канонизации Муромского святого. Из местночтимого Гавриил Ястребовов может быть признан общероссийским святым. Если это случится, то отец Гавриил будет уже 12-м Муромским святым.