Местная Религиозная Организация Православный Приход Свято-Сретенского Храма Города Мурома Владимирской области Муромской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) зарегистрирована 4 апреля 2012 г.
Настоятель, председатель приходского совета - Терентьев Михаил Александрович.
Адрес: город Муром, улица Карла Маркса, д. 55.
Церковь Сретения Господня Мурома
Димитриевская церковь упоминается в сотной книге г. Мурома 1574 г. Церковь св. великомуч. Димитрия Солунского, деревянная, с двумя приделами: св. Петра и Алексея Московских чудотворцев. Сосуды оловянные, 1 крест обложен серебром, икон местных – 4, книг печатных и письменных – 9, колоколов – 2, весу 3 пуд. Строения храма и утвари братьев же Судовщиковых; позади церкви, вероятно, близ нынешней Московской дороги, к Успенскому оврагу, где стоял дом, бывший Дица, ныне Герцыг, находится пруд с живой рыбой, коим владели Димитровской церкви священно-служители, вместе с гражданами. В описи Бартенева 1637 г. Дмитриевская церковь описывается так: "Да в Дмитриевской улице по конец посаду церковь великого страстотерпца Христова Дмитрия Солунского древяна на клетцы, с папертью, да с приделы Петра Митрополита, а другой придел Алексия митрополита московских чудотворцев. А в церкви Божией милосердия образ местный великого страстотерпца Христова Димитрия на празелени. Да в приделе образ Петра митрополита киевского, московского и всея Руси чудотворца, да образ Пречистой Богородицы Одигитрии - оба на празелени. Двери Царские и сень и столбцы на празелени, и деисус на празелени. Да пред местными образами в церквях и в приделах 6 свеч поставных. Да в алтаре образ Пречистой Богородицы запрестольный на празелени. Крест воздвизальный древян обложен серебром позолочен. Да на жертвеннике сосуды церковные оловянные. Да в церкви же книг: Евангелие запрестольное, евангелисты медные; Апостол печатный; Минея общая, да две Триоди постных, да Триодь цветная, да Служебник, да Часословец - все печатные; Охтай письменный. Да на колокольнице два колокола невелики, а весу в них по смете три пуда. А церковь и в церквях Божии милосердия образы, книги и ризы и на колокольнице колокола и все церковное строение Смирнова да Третьяка Микитиных сыновей Судовщикова. А земли под тою церковью в длину 20 сажен, поперек 13 сажен. Да на церковной же земле двор попа Прокофия В длину его двора и с огородом 20 сажен, поперек 12 сажен. Да к той же церкви дан позади его попова двора пруд, по старине в общее с посадскими людьми". Замечание описи об именах строителей Димитриевской церкви дает основание предполагать, что она незадолго до 1637 г. была построена вновь; в противном случае о строителях церкви едва ли сохранилась память. По окладу 1676 г. в приходе к церкви Димитрия Селунского числилось 20 дворов посадских, 1 двор воротника и 1 двор стрелецкий. Дальнейших сведений о Димитриевской церкви до кон. XVIII в. не имеется. В конце того же столетия при холодной деревянной Димитриевской церкви существует теплая деревянная же церковь в честь Сретения Господня. О времени построения этой второй церкви сведений не имеется, но она, очевидно, построена уже после 1637 г., ибо в описи не упоминается.
В 1795 г. вместо этих ветхих деревянных церквей устроен каменный храм с такой же колокольней. Главный престол нового храма освящен в честь Сретения Господня, теплый же придел в честь великомученика Димитрия Селунского. После постройки нового храма иконы из деревянных церквей были розданы в бедные сельские церкви, главным образом в церковь Горицкого погоста Муромского уезда. В 1801 г. к Сретенской церкви была приписана церковь Архистратига Михаила с приходом. Эта церковь находилась в самом городе Муроме, т.е. в приделах вала, окружавшего собственно город... В 1829 г. в память ее в Сретенской церкви был устроен придел в честь Архистратига Михаила. В 1888-1892 гг. трапеза Сретенского храма была разобрана до основания и устроена вновь в значительно больших размерах. Престолы в трапезе были освящены в то же наименование, что и прежде.
Преосвященный Евгений, Епископ Муромский, 1 февраля — по приглашению причта и старосты — был за всенощным бдением в Сретенской церкви, совершил литию и полиелей и помазал свящ. елеем всех богомольцев, переполнивших обширный храм до крайней тесноты; здесь же 2-го числа совершил литургию и праздничный молебен при участии протоиереев — соборного А. Боброва и местного В. Робустова.
24 января 1909 г. во Владимирской больнице скончался диакон Сретенской, гор. Мурома, церкви Феодор Иоаннович Виноградов, 45 лет. Он был сын священника с. Помры, Нижегородской губ. и уезда, обучался в Нижегородском духовном училище и в Киржачской учительской семинарии, семь лет был учителем земской школы, в 1891 году 4 февраля рукоположен в диакона в село Окулово, Муромского уезда, 22 февраля 1903 года перемещен к Муромской Сретенской церкви. О. Феодор не отличался вообще крепким здоровьем, а в последние годы, особенно после смерти жены, очень часто заболевал. Прогрессивно увеличивающаяся болезнь уложила его в постель, с которой встать ему было не суждено. После умершего остались дочь, окончившая курс в Муромской женской гимназии и состоящая сельской учительницей, и сын, обучающийся во Владимирской духовной семинарии.
5 мая 1912 г. — по просьбе родственников умершего Муромского купца П.А. Зворыкина, служившего много лет ктитором при церкви п. Муска, Муромск. уезда, — при участии протоиереев И. Любимова, В. Робустова и священников П. Лебедева — из п. Муска — и Л. Белоцветова совершил вынос умершего из дома, заупокойную литургию в Сретенской церкви и чин отпевания и проводил усопшего до могилы на Всехсвятском кладбище.
Памяти о. протоиерея Сретенской города Мурома церкви Василия Никифоровича Робустова
В 3 часа утра 12 ноября 1913 года мирно скончался местный протоиерей города Мурома о. Василий Никифорович Робустов. Многотрудна и не бесплодна была жизнь почившего. Родился он в 1846 году в бедной семье дьячка села Степанькова, Меленковскаго уезда. На «медные гроши», по его словам, он учился в Муромском духовном училище и затем во Владимирской духовной семинарии и в 1868 году благополучно окончил курс первым учеником в 1 разряде и удостоен степени студента семинарии. О продолжении образования в академии нельзя было и думать, так как была забота о поддержании семьи отца. Через год, по выходе из семинарии, Василий Никифорович получил назначение на должность учителя по латинскому языку в родном Муромском училище. Скудно в те времена вознаграждался труд учителей училища, но Василий Никифорович не унывал с младенчества привыкнувши к бедности, и не заботился увеличивать средства для своего существования, употребляя все свободное от классных занятий время на усовершенствование себя в избранном для преподавания предмете и на ревностное приготовление к урокам. Опытом изведав бедность и трудность учения, он с сердечной любовью относился к питомцам училища, особенно к тем, которые обладали слабыми способностями, и своим ласковым словом и отеческим обхождением подбодрял их в нелегкой жизни вдали от родительской ласки и любви, за что пользовался от учеников училища искренним уважением и почтением. Училищная корпорация скоро оценила способности молодого педагога и почтила его избранием от себя в число членов Правления училища; эту должность Василий Никифорович с честью проходил с 1872 по 1878 год. Воспитанный с детства при св. церкви, о. Василий со дня окончания курса семинарии имел стремление к служению в храме Божием, но сознание важности священнического служения и своего не достоинства долго удерживали его от принятия сана священства; только в 1881 году он решился принять великий сан и 12 декабря был рукоположен во священника к приходско-кладбищенской Воскресенской города Мурома церкви. Не находя возможным соединять священническое служение со службой в духовном училище, без ущерба для первого, Василий Никифорович отказался от преподавания латинского языка, всецело предавшись пастырскому деланию. Но ненадолго ему пришлось прервать свои сношения с училищем. В 1883 году училищно-окружное духовенство избрало его от себя членом Правления училища и он проходил эту должность три года, в 1889 году тем же духовенством он был избран членом строительного комитета по постройке каменного здания для училища и трудился — до 1894 года, в 1901 году снова избран членом Правления училища и состоял таковым до дня смерти. За все время своего служения в означенных должностях при училище о. Василий отличался аккуратностью, неопустительно посещал все заседания Правления, присутствовал на экзаменах, и всегда был защитником и заступником за детей бедных родителей. Как священник, о. Василий отличался строгой религиозностью, исполнительностью и постоянной готовностью исполнить всякую законную просьбу прихожан. Совершая ежедневно богослужение в кладбищенской Воскресенской церкви, он постоянно, во всякое время дня и ночи, был готов к требоисправлениям не только в домах своих прихожан, но и в домах прихожан других церквей, живущих на так называемом «штапу», — пригороде, отдаленном от центра города и от приходских храмов. Но такая ревность к церковному служению и к требоисправлениям сильно повлияли на его здоровье. В 1895 году он вынужден был ходатайствовать перед Епархиальным начальством о перемещении и был переведен к Сретенской церкви. Здесь для о. Василия служение было гораздо легче, у него более оставалось свободного времени, которое он посвящал на составление прекраснейших по содержанию поучений, про-износимых им очень часто и в своей Сретенской церкви, и в городском соборе, — в последнем преимущественно в высокоторжественные царские дни и в двунадесятые праздники. Невзирая на свое слабеющее здоровье и на немалое количество приходских дел, о. Василий не отказывался от прохождения разных должностей по Епархиальной службе и от исполнения поручений Епархиального начальства. Так он проходил должности смотрителя свечных лавок с 1885 по 1889 год, уполномоченного на училищно-окружные и Епархиальные съезды с 1888 по 1905 год, члена отделения Епархиального Училищного Совета с 1888 года по день смерти, члена ревизионного комитета по проверке отчетов духовного училища с 1892 по 1901 год, члена комиссии по ревизии Муромских собора и монастырей в 1883, 1889,1890, 1893, 1909 годах, исполнял обязанности градского благочинного в 1901 и 1902 годах и с 1886 года состоял духовником градского духовенства. При исполнении обязанностей по всем должностям о. Василий отличался внимательностью, пунктуальностью и привлекал к себе расположение и уважение от всех сотрудников и сослуживцев. Епархиальное начальство по достоинству ценило службу и ревность почившаго. Он в последовательном порядке был награжден в 1882 году набедренником, в 1886 году получил благословение Св. Синода, в 1888 году — скуфью, в 1894 году камилавку, в 1899 году — наперсный крест, в 1903 году Высочайше награжден орденом св. Анны 3 ст., в 1908 году удостоен сана протоиерея. Кроме сего несколько раз получал благодарность Епархиального начальства и Архипастырское благосло-вение. Градское духовенство, прихожане Воскресенской и Сретенской церквей и все граждане города видели в о. Василии ревностного служителя алтаря Господня и нелицеприятного труженика на ниве Христовой и относились к нему с сердечной любовью и глубоким уважением. Это особенно заметно выразилось в период со дня его смерти до часа погребения. В 6 час. утра стало известным в городе, что скончался о. Василий, и с этого времени двери дома его постоянно впускали и выпускали усердных почитателей и духовных чад, приходящих в последний раз взглянуть на своего любимого пастыря и наставника и сказать ему последнее «прости». По составленному о. благочинным расписанию священники и о.о. диаконы читали при гробе почившего денно и нощно св. Евангелие, по дням это чтение прерывалось служением панихид, которые совершали и по своей инициативе и по желанию граждан приходящие протоиереи и священники города. В 8 час. утра 15 числа улицы близ дома почившего и по направлению к Сретенской церкви были наполнены народом, собравшимся проводить усопшего. В 8 ½ час. на раменах священно-церковно-служителей гроб был вынесен из дома и тихо, с постоянными остановками для служения литий, несен был к приходскому храму. Грустно было смотреть на эту печальную процессию! Всего только за неделю о. Василий радовался, что окончен ремонт в его храме, что храм раньше был мрачен внутри, а теперь «как солнце» (буквальное его выражение), сияет золотом. «Вот 17-го числа, — Бог даст, Владыка совершит у нас обновление храма, — и я буду покоен», так говорил он неделю назад. Но не дал Бог дожить ему до этого дня... Литургию совершали — местный о. благочинный, протоиерей А. Бобров и священники: И. Никольский, И. Добродеев, И. Трелин, П. Покровский. Вместо запричастна свящ. о. П. Добровольский произнес глубоко прочувствованное слово. Величественный чин отпевания совершен собором всего градского духовенства. Были во время отпевания произнесены надгробные речи — о. И. Добродеевым и местным о. диаконом Н. Виноградовым. В 2 часа дня окончился чин отпевания и печальная процессия направилась к Всехсвятскому (Напольному) кладбищу. В 3 часа звон колоколов кладбищенской церкви возвестил, что «все кончилось», земля приняла в свои недра тело труженика пастыря.... Б. «Владимирские Епархиальные Ведомости» Отдел неофициальный № 2 (11 января, 1914 года).
«Освящение храма. Нам сообщают, что в воскресенье, 22 декабря епископ муромский Митрофан совершит освящение главного придела в церкви Сретения Господня – по случаю переустройства и возобновления иконостаса. Прихожане, как мы слышали, подносят ктитору храма А.А. Зворыкину икону в благодарность за его труды» («Муромский край», 21-го декабря 1913).
22 декабря 1914 г. Владыка по случаю возобновления иконостаса вСретенской церкви гор. Мурома, совершил в церкви Божественную литургию, перед которой и было освящение иконостаса, а накануне – всенощное бдение. В служении участвовали о. благочинный городских церквей, протоиерей Алексий Бобров и местный настоятель священник о. Николай Модестов.
22-го октября 1914 г. в Сретенской церкви города Мурома совершалась заупокойная литургия и чин священнического отпевания бывшего эконома и священника церкви при Муромском духовном училище о. Александра Санчурского, умершего 19-го числа после продолжительной болезни на 68 году от рождения. Литургию совершил Благочинный городских церквей, протоиерей Алексий Бобров и настоятель храма священник о. Николай Модестов; в отпевании же принимали участие, кроме означенных лиц, 12 священников, из коих двое приезжих родственников покойного, а остальные — городские. За литургией и отпеванием присутствовали помощник Смотрителя, учителя и ученики духовного училища. Надгробное слово произнес священник Вознесенской церкви о. Леонид Белоцветов, кратко, но хорошо и верно охарактеризовавший умершего. Последний проходил должность псаломщика при Сретенской церкви города Мурома (где и отпевался) 17 лет; при той же церкви служил диаконом 16 лет и наконец священником и экономом 11 лет при Муромском духовном училище. Священник А. Алякринский.
31 мая 1929 г. пленум горсовета возбудил ходатайство о закрытии церкви. Закрыта в январе 1930 г.
Сретенская церковь в Муроме. Вид с запада. 1930-е годы.
В 1980 - 90-е гг. в храме располагалась мастерская по изготовлению памятников.
В декабре 1999 г. передана Владимиро-Суздальской епархии. 9 ноября 1998 г. в одном из приделов храма была отрыта часовня. 23 марта 2001 г. в основном объеме храма состоялось первое богослужение - водосвятный молебен.
Сретенская церковь
В настоящее время Сретенская церковь богато украшена св. иконами и вполне достаточно снабжена утварью и ризницей. Из священных изображений особенно чтится не только прихожанами, но и окрестными жителями изображение Животворящего Креста Господня. Молебствия пред этим Крестом особенно усердно совершаются во время эпидемических болезней. Из утвари прежней церкви сохранились до настоящего времени только деревянные сосуды.
Крест запрестольный выносной «Сретенский». Живопись – XVII-XVIII вв.; оклад – 1848 г. Дерево, темпера; серебро, медь чеканка, резьба, золочение. Реставрирован в 1993 г. в ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря. Живопись – реставратор Е.И. Бучило. Руководитель – Н.В. Дунаева. Оклад – В.Е. Петров.
Происходит из часовни, стоявшей на древней Выползовой улице в Муроме (примерно на углу ул. Артема и К. Маркса). По преданию название это связано с тем, что по ней «болящие» ползли за исцелением к «Животворящему Кресту». Считается, что он был обнаружен среди «древностей» городского собора Рождества Богородицы. Крест был установлен в специально сооруженной для него часовне. Видимо в первой пол. XVIII в. священнослужители перенесли «Крест Господень» в деревянную церковь Димитрия Солунского. В 1795 г. Его установили в построенном вместо нее новом кирпичном Сретенском храме. После закрытия прихода в 1929 г., крест поступил в Муромский музей. «Сретенский крест» является одним из известных чудотворных крестов в России. Ряд эпидемий XVIII-XIX вв. не получили в Муроме значительного распространения, по мнению жителей, благодаря чудодейственной силе Сретенского креста.