Главная
Регистрация
Вход
Суббота
24.02.2018
19:06
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 426

Категории раздела
Святые [132]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [785]
Суздаль [277]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [213]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [46]
Юрьев [107]
Судогда [31]
Москва [41]
Покров [62]
Гусь [52]
Вязники [170]
Камешково [48]
Ковров [163]
Гороховец [60]
Александров [138]
Переславль [88]
Кольчугино [22]
История [14]
Киржач [37]
Шуя [79]
Религия [2]
Иваново [32]
Селиваново [6]
Гаврилов Пасад [6]
Меленки [20]
Писатели и поэты [8]
Промышленность [28]
Учебные заведения [11]
Владимирская губерния [7]
Революция 1917 [44]

Статистика

Онлайн всего: 22
Гостей: 21
Пользователей: 1
oljga70

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Селиваново

Погост Муска Селивановского района

Погост Муска (Мусково, Муськово)

«Погост Муска, на реке Ушне. находится в 100 верстах от губернского города и в 31 от уездного (Муромский уезд)».

- Новлянка. Грунтовый могильник Новленский (Новлянский), 10-13 вв. Территория д., правый берег р. Ушна. Исследованы (Н.Е. Макаренко, 1905 г.) 7 погребений, содержавших остатки трупосожжений на стороне, помещенных в могильные ямы подпрямоугольной в плане формы, ориентированные в направлениях север-юг и северо-восток – юго-запад. Среди находок – железные топор, пешня, наконечник копья, пряжка, щитковые височные кольца, разнообразные шумящие украшения, в т.ч. подвеска-конек, шейные гривны, спиральные перстни, лепная финно-угорская и гончарная древнерусская посуда. Памятник датирован 10-11 вв. Е.И. Горюновой отнесен к мере. Разрушен застройкой.
- Новлянка (Селивановский р-н). Селище, VIII-X, XI-XIII, XIV-XVII вв. Территория пос., правый берег р. Ушна, правый склон широкого распадка, урочище Муськов погост. Протянулось с запада на восток, размеры ок. 300х180 м. Керамика лепная, горшковидной формы финно-угорская (муромская) 8-10 вв., гончарная древнерусская и позднесредневековая.

Погост упоминается в 1505-1506 гг. (Муско).
В кон. XVIII века о погосте генеральное межевание оставило такое примечание: «реки Ушны, на правой, а безъимянного отвершка – на левой стороне; церковь деревянная Успения Пресвятыя Богородицы. Земля иловатая, хлеб и покосы средственны, лес дровяной».
Десятое воскресенье по Пасхе - оброчный день в память пожара. На погосте - улица Поповская.
Погост отстоит от Мурома в 31 вер., села Дубровы – 7 вер., пункта «Климово» - 5 ¼ вер. и камеры Земск. Нач. – в 17 вер.

Храм Успения Пресвятой Богородицы

В 1552 г. 12-13 июля Иван Грозный пошел в поход на Казань. Путь его лежал через современный Селивановский район Владимирской области. По дороге он построил деревянную церковь на погосте Муськово. Он находится около деревни Ново (Новлянка).

Основание церкви на этом погосте нужно относить к глубокой древности. В писцовых книгах 1629—30 гг. мы находим о нем следующие сведения: «погост Муской на реке Ушне, на погосте церковь Успение Пречистые Богородицы - строение приходских людей, а изстари строение было государево, при церкви вдовый поп Григорий Третьяк и сын его поп Демьян, дьячек и просвирница; на церковной земле два двора бобыльских и 2 кельи нищих, которые «питаются от церкви божией»; пашни церковной 40 четвертей в поле, перелогу и лесом поросло 11 четв., сена 150 копен, лесу непашеннаго 10 десятин».
Что касается Мусковского прихода, то сведения о нем мы находим в окладных книгах Рязанской епархии за 1676 г. «В погосте Муском церковь Успения Пресв. Богородицы; у тое церкви двор попа Федора, двор дьячков, в приходе деревня Лобанова, в ней 3 двора помещиковых, во всех живут дворники, 22 двора крестьянских и 1 бобыльский (в 1897 г. здесь 64 двора); сельцо Ново, в нем двор Муромския соборныя церкви протопопа, а в нем живет крестьянин, да 24 двора крестьянских и 1 бобыльский (в 1897 г. здесь 127 дворов); да к тон же церкви вновь приписан приход от пустовой церкви Флора и Лавра — деревня Прислон, а в ней 4 двора крестьянских и 3 бобыльских, дер. Высокова, в ней 11 дв. крестьянских и 4 бобыльских (в 1897 г. здесь 62 двора); дер. Андреевка, в ней 6 дв. крестьянских и 2 бобыльских (в 1897 г. здесь 60 дворов); дер. Селищи (Деревни: Прислон, Высокое и Селищи приложены были Семеном Федоровым Киселевым в 7058 (1550) г. в Троице-Сергиев монастырь. По писцовым книгам 1593—94 гг. значится в дер. Прислон 5 дворов жилых и 2 пустых, в дер. Высоком 4 дв. жилых и 2 пустых, в дер. Селищах 8 дв. жилых и 2 пустых.), в ней 9 дворов крестьянских и 2 бобыльских (в 1897 г. здесь 39 дворов). Да по сказке попа Федора у церкви Успения Пресв. Богородицы в погосте Муском церковной земли 3 четв. (?) в поле, а в дву по томуж, сена на 30 копен, а писцовой выписи на ту землю и на покосы не положил. Да к той же церкви вновь приписана деревня Бычина, в ней 7 дв. крестьянских. По окладу данных денег 2 руб. 2 алтына 3 деньги».
Дальнейших сведений о церкви погоста Муски до XIX столетия не имеется. В 1858 году эта церковь была вследствие ветхости капитально перестроена, а в 1895 году разобрана.
К концу70-х годов XIX столетия храм этот оказался настолько обветшалым, что его невозможно было исправлять. Открылась настоятельная нужда в построении нового храма. Поэтому священник погоста Муски о. Павел Лебедев и его прихожане, решили приступить к изысканию средств для этой цели. На ту пору в местности, где стоит погост Муска, случился большой спрос на кирпич. Он требовался частью для железной дороги, а частью для одной из фабрик. О. Павел Лебедев и его прихожане нашли возможным воспользоваться этим спросом для своего доброго дела. Имея под руками глину, они устроили кирпичный завод и стали выделывать кирпич. Одну часть кирпича они отлагали для своего будущего нового храма, а другую — продавали и из вырученных денег постепенно составляли церковный капитал для расходов по тому же предмету. Конечно, этот путь собирания средств для построения нового каменного храма был продолжителен и медлителен, но зато, он оказался верным. К 1890 г. у о. Павла Лебедева с его прихожанами выработано было денег до 1500 руб. и приготовлено было кирпича до 100 тысяч. Кроме этого, вывезен был бутовой камень для основания предполагаемого храма и припасены были другие строительные материалы. С этой подготовкой и решено было приступить к построению храма. Так как проект храма был уже готов, то оставалось только испросить разрешение на построение храма. Последовало прошение об этом Феогносту, бывшему Архиепископу Владимирскому и Суздальскому. 22 января 1890 г. была выдана храмозданная грамота, а с началом теплых весенних дней того же года открылись и сами работы по сооружению храма.
После закладки храма работы по дальнейшему сооружению его шли сравнительно быстро. В течение 1890—1894 годов строители успели вывести стены храма, оштукатурить и окрасить их, поставить иконостас и увенчать храм крестом, украшенным червонным золотом. В указанный промежуток времени строители не успели закончить только колокольню. Сравнительной быстроте всех работ по сооружению храма много содействовали и те добровольные пожертвования, которыми никогда не оскудевала русская земля. К числу наиболее крупных пожертвований на храм относится прежде всего жертва самого о. П. Лебедева, затем, жертва потомственного почетного гражданина, гор. Мурома, С. Зворыкина и, наконец, жертва потомственной почетной гражданки, того же города, О. Зворыкиной.
Когда все было готово к освящению давно желаемого и ожидаемого храма Господня, тогда по просьбе о. Павла Лебедева и его прихожан, от местного благочинного, протоиерея Заколпского, последовал к Сергию, Архиепископу Владимирскому и Суздальскому, почтительнейший рапорт, в котором доложено было об окончании построения храма, за исключением колокольни, и испрашивалось благословение освятить его.
Высокопреосвященнейший Сергий благословил освятить храм благочинному протоиерею Заколпскому. Днем освящения назначено было 13-е число ноября 1894 года. Все прихожане погоста Муеки, равно как и прихожане окрестных сел заблаговременно извещены были о торжественном дне освящения новосозданного храма. Поэтому еще накануне освящения храма народ густыми толпами стал прибывать в погост Муску.
12-го ноября в 5 часов вечера, раздался благовест ко всенощному бдению. Храм новосозданный был открыт. Народ, вступив в него, заметно любовался красотой его. Особенно приятное впечатление производил на народ прекрасный иконостас с его святыми иконами, написанными по червонному золоту, в греческом стиле, художником Сафоновым.
С прибытием в храм духовенства началось всенощное бдение Успению Пресвятой Богородицы. На литию и величание выходили о. благочинный протоиерей В. Заколпский, священник П. Лебедев и священник села Шульгина В. Добролюбов. Во время всего богослужения стройно пел хор певчих с Горбатовской фабрики. Соборное служение, а также стройное пение певчих вызывали в богомольцах благоговейное настроение. В 9 часов вечера всенощное бдение кончилось.
Утром 13-го ноября в 9 часов начался перезвон к водоосвящению. Как только храм был отворен, народ наполнил его до тесноты, так что детям пришлось стоять на окнах. Собравшееся духовенство, в предстоятельстве о. Благочинного, начало освящение воды. Затем, по церковному чинопоследованию совершено было освящение и одевание престола, одевание жертвенника, окропление св. водою алтаря, иконостаса и самых стен храма. Наконец, последовал обычный крестный ход вокруг новосозданного храма с окроплением наружных стен его. По завершении освящения по церковному чинопоследованию, началась в новосозданном храме первая Божественная литургия. За литургией, после того, как пропет был запричастный стих,— священник погоста Муски, о. Павел Лебедев, положивший так много трудов, забот и лишений при сооружении новоосвященного храма, обратился к своей пастве, не отстававшей от своего пастыря в соревновании святому делу, с словами следующего приветствия:
«настоящий день, братие, должен быть для нас поистине днем радости и веселия, ибо в этот день мы достигли своей давнишней заветной цели. Мы среди земли поставили дом Божий, в котором Господь благоволит принимать молитвы от Своих созданий. Мы среди земли устроили место селения славы Божией, в котором славится Пресвятое имя Божие. Мы соделали врачебницу, в которой, ради заслуг пострадавшего за нас Сына Божия, подается нам благодать Святого Духа, врачующая разнообразные немощи наши от дня рождения до самой смерти. Мы среди земли приуготовили себе божественную трапезу, от которой верующие питаются в жизнь вечную. Мы среди земли соорудили небесное училище, в котором непрестанно возвещается чистейшее учение нашего Спасителя. Мы среди земли поставили дом благословений Божиих, из которого исходят нам блага вечные. Стяжав такое бесценное сокровище, можем ли быть равнодушны к нему?»
После этих слов, о. Павел Лебедев, припомнив долгие дни построения храма, поблагодарил всех лиц, принимавших живое участие в этом деле, и выяснил значение подвига их перед Богом и людьми. В заключение своей речи о. Павел Лебедев обратился к Богу с следующими молитвенными словами:
«приими, Господи, от нас, рабов Твоих, новосозданный храм сей, как некогда принял Ты храм от Соломона, осенив его славою Своею. Приими и первую жертву нашу, здесь совершенную, как принял Ты жертву от рук праведного Авеля. Благослови и освяти всех нас, благопоспешествовавших устроению сего святилища Божия, благослови и всех, ныне предстоящих в нем и молящихся. Не переставай и на будущие времена изливать на нас богатые милости Свои, по молитвам Пречистой Владычицы нашей Богородицы, имени которой посвящен храм сей».
Кроме о. Павла Лебедева, обращался к прихожанам погоста Муски с словом назидания и о. благочинный протоиерей Заколпский. В своей краткой речи он убеждал прихожан продолжать любить благолепие дома Божия и до конца жизни своей быть послушными Отцу Небесному и Матери Церкви.
По окончании литургии, был совершен молебен Успению Божией Матери с провозглашением обычных многолетий. Заключительное многолетие было создателям, благотворителям и украсителям храма. Приложившись ко кресту, народ стал, при красном звоне церковных колоколов, расходиться по домам, унося с собой радостные впечатления дня.
Торжество освящения храма закончилось, по обычаю, скромной трапезой. Духовенство, почетнейшие прихожане и несколько посторонних лиц приглашены были в дом местного священника, о. Павла Лебедева. Здесь между гостями речь большей частью сосредоточивалась на трудах по сооружению храма.

Церковно-приходские школы.
Муськовский приход, расположенный на самой границе Муромского уезда с Судогодским, издавна слыв здесь под названием глухого и темного угла, причем разумеется весьма низкий уровень умственного развития и религиозно-нравственного состояния народа, входящего в состав прихода. В самом погосте находилось всего три дома священно-церковнослужительских и деревянный храм, ветхий, клонящийся к разрушению и упадку. Летом местоположение погоста довольно еще живописное и оживленное: расположен погост Муська на горе; внизу протекает р. Ушна, обильная рыбою; по берегам реки стелются луга, а далее сословий лес и кустарник. Но в зимнее время погост сей представлял как бы необитаемую пустыню, производящую тяжелое, удручающее впечатление в особенности на постороннего посетителя. Никуда и никакого тракта не пролегает чрез этот погост, а потому встретить здесь проезжающего или мимо проходящего человека — явление весьма редкое; неторная дорога или, вернее сказать, тропа прокладывается к погосту только местными прихожанами, обращающимися к причту для исправления треб, или посещающими храм в воскресные и праздничные дни. Прихожане здесь в массе своей — народ чернорабочий, что называется, крайне серый и суровый; в умственном отношении царствует тьма непроглядная; школы во всем приходе никакой не существовало до 1883 года, хотя прихожан до 1000 душ мужского пола.
В 1874 году вновь рукоположенный в погост священник Павел Лебедев, местный уроженец, сначала долго скорбел душою о своих духовных чадах, замечая их умственную неразвитость и духовную слепоту. Желая сколько-нибудь пролить благодатный свет в эту глубокую тьму прихода, он в 1883 году предложил прихожанам свой бескорыстный труд и начал безмездно обучать приходских детей грамоте в церковной сторожке. Помещение, нужно сказать, было неудобное,— тесно, темно и черно. Притом же, один священник, при многочисленном приходе будучи часто отвлекаем в приходские деревни для исправления треб, очевидно не имел возможности правильно вести школьные занятия, почему и успехи обучения были только лишь посредственные. И вот, чтобы поставить дело по школе на более твердую почву и установить регулярные и неопустительные занятия, о. Павел сначала пожелал иметь при школе особого учителя, а на обеспечение его положил, согласно с причтом, ежегодно отчислять 75 рублей сер.— сумму, получаемую от сдачи некоторой части церковной земли в арендное содержание. Учителем назначен сын священника села Талызина Сергей Виноградов, не окончивший курса духовной семинарии, но выдержавший экзамен на право учителя во Владимирской гимназии. Занятия стали правильнее, успехи лучше; но при большом наплыве учеников оказалось совершенно невозможным поместить в той же церковной сторожке всех желающих обучаться. Искренно радуясь, с одной стороны, пробудившемуся в крестьянских детях рвению обучаться грамоте, а с другой — опасаясь, чтобы не охладить их усердия отказом в приеме в школу, о. Павел решился взять на себя, казалось, непосильное дело по устройству нового, отдельного здания для школы и тем оказать своим прихожанам неоценимое благодеяние. Без всякой посторонней помощи, исключительно на собственные средства, он в течение одного лета 1892 года построил отдельное, обширное, светлое и красивое здание для помещения местной школы. Здание это, устроенное на возвышенном месте, вблизи храма, деревянное на прочном каменном фундаменте, крыто железом, с крытым коридором на всем протяжении длины его. Длина здания 15 арш., ширина 10 арш.; вверху его особая надстройка-мезонин 8 арш. в квадрате, предназначенный для помещения учителя. Здание внутри разделяется капитальной стеной на две не одинаковые по размеру половины: одна, более просторная, предназначена для мальчиков, которых свободно может поместиться здесь 70 человек,— другая половина для девочек, могущая вместить 30 человек. Школа снабжена приличной и в достаточном количестве классной мебелью. Устройство здания с внутренними принадлежностями и обстановкой обошлось о. Павлу около 1000 руб.,— и он не задумываясь пожертвовал такую великую для сельского священника сумму на святое дело просвещения темного народа.
Обязанности учителя в мужской школе возложены на того же Сергея Виноградова, а в женской — на приходского диакона. Преподавание Закона Божия в той и другой школе взял на себя священник Лебедев; он же изъявил усердие быть и попечителем мужской школы, а жена его — попечительницей женской школы, в которой открыт особый класс рукоделия.
Новое школьное здание было торжественно освящено 22-го ноябри 1892 г., в день воскресный. К торжеству освящения прибыл в Муськовский погост местный благочинный, священник В. Заколпский, который накануне совершил здесь всенощное бдение вместе с приходским священником Лебедевым и священником соседнего села Шульгина В. Добролюбовым. Литургию в воскресенье совершали соборне те же три священника; пели попеременно на двух клиросах: на правом ученики Муськовской церковно-приходской школы, на левом — ученики такой же школы Шульгинской, пели довольно стройно, без затруднения и без стеснения; ученики же бойко и осмысленно читали на всенощном кафизмы и шестопсалмие, за литургией — часы. Во время причастного стиха о. Павел сказал весьма назидательное слово о направлении и задачах церковного образования, из текста: «воспитовайте чад своих в наказании и учении Господни» (ЕФЕС. 6, 4) . После заамвонной молитвы благочинный свящ. В. Заколпский сказал поучение, по изложению вполне доступное пониманию простолюдинов, по содержанию — глубоко назидательное.
По окончании литургии совершен был крестный ход с хоругвями и иконами в школу; мальчики и девочки несли иконы с пением тропарей: «Спаси Господи и св. Кириллу и Мефодию». В школе было совершено водоосвящение, после которого окроплено все здание школы, как внутри, так и снаружи. По окончании окропления возглашено было обычное многолетие. В заключение о. Павел сказал еще несколько отеческих, задушевных слов детям, после чего дети, обучающиеся в школе, стройно и умилительно пропели гимны: «Боже, Царя храни», «Коль славен» и «Кириллу и Мефодию». Храм во время литургии, как и здание школы при освящении ее, переполнены были молящимися из местных прихожан и из ближайших соседних приходов, так что за невозможностью поместиться всем внутри храма, а тем более в школе, вся площадь церковная наполнена была народом. На лицах крестьян, никогда не видавших здесь подобного торжества, ясно отпечатлевались следы внутреннего восторга и радости; на главах многих видны были слезы умиления, а некоторые прихожане от избытка радости во услышание выражали своему батюшке глубокую благодарность с молитвенными благопожеланиями за его труды и попечение о их детях.
В доме о. Павла предложены были всем участвовавшим в богослужении и некоторым почетным лицам чай и скромная трапеза, а детям розданы попечительницей разные лакомства.
С. В. З.
Учащихся в обеих школах в 1896 г. было 59.

Каменный храм строился в 1890—95 гг. Престол в новом храме один в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Утварью, ризницей, Св. иконами и Богослужебными книгами церковь снабжена достаточно; замечательного по древности и ценности в церкви не было.
Причта при церкви по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание их получалось от служб и требоисправлений до 650 руб. Дома у членов причта собственные на церковной земле.
Земли при церкви значилось 174 дес. 1062 саж., в том числе сенокосной до 10 дес.; для хлебопашества почти вся земля не удобна.
Приход состоял из деревень: Лобанова (3 ½ вер. от церкви), Селищ (3 ½ вер. от церкви), Нового (1 вер.), Высокова (4 вер.) и Андреевки (5 вер.), в коих по клировым ведомостям числилось 348 дворов (в 1 676 году в приходе было 108 дворов), 1025 душ муж. пола и 1115 женского.

В деревнях Высокове и Андреевке существовали школы грамоты; учащихся в обеих школах в 1896 году было 60.

Однажды близ Муськова явилась чудотворная икона прав. Иулиании Лазаревской, обретенная крестьянкой, полоскавшей белье. На этом месте забил родник. Над ним воздвигли деревянную часовню, а икону перенесли в муськовскую церковь, откуда она перед закрытием храма чудесным образом перенеслась в с. Лазарево, что под Муромом.
После революции церковь в Муськове закрыли, а часовню над родником разрушили, но ежегодно в воскресенье после 10-й пятницы у него совершается молебствие. Разрушена церковь в 1932-1933 гг.

Лобаново, Делово и Высоково

- Лобаново. Курганный могильник, кон. 1-го – нач. 2-го тыс. н.э. (племя мурома). К северо-востоку от д., правый берег р. Ушна (левый приток р. Ока). Известен с кон. 19 в. Выявлены остатки трупоположений и трупосожжений на стороне. Вероятно, относится к числу финно-угорских (муромских) памятников кон. 1-го – нач. 2-го тыс. н.э. Распахан.
В старину помещик стал заселять пустующие тогда земли и послал туда мужиков. У одного из них был большой "лоб", за что его прозвали "Лобан", а второй был высокого роста, за что прозывали его "Высокий". Лобан основал деревню Лобаново, Высокий - д. Высоково. "Лобаново да Делово не руками делано - вилами, лопатами, да бабами горбатыми".
Высоково упоминается в 1550 г., Лобаново - в 1767 г., Делово (Ковягино тож) - в 1592-94 г. Высоково и Лобаново - прихода погоста Муска (Мусково, Муськово тож), Делово - приход с. Дуброва. Все деревни Селивановского (бывшего Муромского) р-на Владимирской обл.
Численность населения в 2010 году: в дер. Лобаново (Новлянское сельское поселение Селивановского района) – 59 муж. и 92 жен., всего 151 чел.; в дер. Делово – 39 муж. и 47 жен., всего 86 чел.; в д. Высоково – 245 муж. и 294 жен., всего 539 чел.; в д. Селищи – 18 муж. и 14 жен., всего 32 чел.; в д. Новлянка – 416 муж. и 478 жен., всего 894 чел.; в д. Андреевка – 35 муж. и 49 жен., всего 84 чел.
Селивановский район

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Селиваново | Добавил: Jupiter (17.11.2017)
Просмотров: 117 | Теги: Селивановский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика