Главная
Регистрация
Вход
Пятница
29.03.2024
14:25
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1589]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [179]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2393]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [126]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Селиваново

Погост Муска Селивановского района

Погост Муска (Мусково, Муськово)

Муска - Погост в Селивановском районе Владимирской области России. Находится около деревни Новлянка.


Фрагмент карты Менде Владимирской губернии 1850 года

«Погост Муска, на реке Ушне. находится в 100 верстах от губернского города и в 31 от уездного (Муромский уезд)».[1]

- Грунтовый могильник Новленский (Новлянский) (10-13 вв.) расположен на территории д. Новлянка, правый берег р. Ушна. Исследованы (Н.Е. Макаренко, 1905 г.) 7 погребений, содержавших остатки трупосожжений на стороне, помещенных в могильные ямы подпрямоугольной в плане формы, ориентированные в направлениях север-юг и северо-восток – юго-запад. Среди находок – железные топор, пешня, наконечник копья, пряжка, щитковые височные кольца, разнообразные шумящие украшения, в т.ч. подвеска-конек, шейные гривны, спиральные перстни, лепная финно-угорская и гончарная древнерусская посуда. Памятник датирован 10-11 вв. Е.И. Горюновой отнесен к мере. Разрушен застройкой.
- Селище (VIII-X, XI-XIII, XIV-XVII вв.) расположено на территория д. Новлянка, правый берег р. Ушна, правый склон широкого распадка, урочище Муськов погост. Протянулось с запада на восток, размеры ок. 300х180 м. Керамика лепная, горшковидной формы финно-угорская (муромская) 8-10 вв., гончарная древнерусская и позднесредневековая.

Погост упоминается в 1505-1506 гг. (Муско). [1]
В кон. XVIII века о погосте генеральное межевание оставило такое примечание: «реки Ушны, на правой, а безъимянного отвершка – на левой стороне; церковь деревянная Успения Пресвятыя Богородицы. Земля иловатая, хлеб и покосы средственны, лес дровяной».
Десятое воскресенье по Пасхе - оброчный день в память пожара. На погосте - улица Поповская.
Погост отстоит от Мурома в 31 вер., села Дубровы – 7 вер., пункта «Климово» - 5 ¼ вер. и камеры Земск. Нач. – в 17 вер.

Храм Успения Пресвятой Богородицы

В 1552 г. 12-13 июля Иван Грозный пошел в поход на Казань. Путь его лежал через современный Селивановский район Владимирской области. По дороге он построил деревянную церковь на погосте Муськово. Он находится около деревни Ново (Новлянка).

На озере, находившемся на лугах, принадлежавших родителям Иулиании (Лазаревской), крестьянка обрела чудотворную икону Праведной Иулиании с Житием (89 см. на 53,5 см.). На месте обретения образовался святой колодец. Икону перенесли в храм села Дуброво, но она вновь вернулась на прежнее место. Тогда ее перенесли в храм погоста Муськово, находящегося рядом с деревней Новое (Новлянка), где поместили за правым клиросом. В 1932–1933 гг. перед закрытием храма она чудесным образом ушла в Лазарево.
В настоящее время местонахождение иконы неизвестно. Храм в Муськове был разрушен. Над святым колодцем воздвигли часовню из красного кирпича. В 1941–1945 гг. часовню разрушили, но поставили деревянный столб, который вновь разрушили. После этого Святая Иулиания несколько раз являлась здесь молящейся, вся одетая в черное, «неземного роста», чему есть очевидцы ныне живущие. Спустя некоторое время, мелиораторы решили засыпать святой колодец, но, несмотря на все усилия, тракторист так и не смог подъехать к нему, так как трактор утопал в земле.
Прихожане Муромского Благовещенского монастыря по благословению и участием игумена Кронида восстановили святой источник (был сделан новый сруб, купальня очищена и благоустроена территория), который освятил 12 декабря священноинок Благовещенского монастыря о. Филарет при большом стечении верующих Мурома, Муромского и Селивановского районов. С двух сторон к святому источнику «накатанная» дорога круглый год. На святом колодце совершается множество исцелений, особенно детей, которых в старину называли «золотушными». Так было до осквернения святыни, и после ее возрождения есть свидетельства исцеления детей от диатеза, что повлияло на воцерковление (крещение) их родителей. После восстановления ежегодно на Духов день совершается крестный ход от храма Святой Троицы с. Дуброво.
Святой источник близ села Дуброво (расположен в лесу, в 3-х км. от села) Селивановского района Владимирской области.

Основание церкви на этом погосте нужно относить к глубокой древности. В писцовых книгах 1629—30 гг. мы находим о нем следующие сведения: «погост Муской на реке Ушне, на погосте церковь Успение Пречистые Богородицы - строение приходских людей, а изстари строение было государево, при церкви вдовый поп Григорий Третьяк и сын его поп Демьян, дьячек и просвирница; на церковной земле два двора бобыльских и 2 кельи нищих, которые «питаются от церкви божией»; пашни церковной 40 четвертей в поле, перелогу и лесом поросло 11 четв., сена 150 копен, лесу непашеннаго 10 десятин».
Что касается Мусковского прихода, то сведения о нем мы находим в окладных книгах Рязанской епархии за 1676 г. «В погосте Муском церковь Успения Пресв. Богородицы; у тое церкви двор попа Федора, двор дьячков, в приходе деревня Лобанова, в ней 3 двора помещиковых, во всех живут дворники, 22 двора крестьянских и 1 бобыльский (в 1897 г. здесь 64 двора); сельцо Ново, в нем двор Муромския соборныя церкви протопопа, а в нем живет крестьянин, да 24 двора крестьянских и 1 бобыльский (в 1897 г. здесь 127 дворов); да к тон же церкви вновь приписан приход от пустовой церкви Флора и Лавра — деревня Прислон, а в ней 4 двора крестьянских и 3 бобыльских, дер. Высокова, в ней 11 дв. крестьянских и 4 бобыльских (в 1897 г. здесь 62 двора); дер. Андреевка, в ней 6 дв. крестьянских и 2 бобыльских (в 1897 г. здесь 60 дворов); дер. Селищи (Деревни: Прислон, Высокое и Селищи приложены были Семеном Федоровым Киселевым в 7058 (1550) г. в Троице-Сергиев монастырь. По писцовым книгам 1593—94 гг. значится в дер. Прислон 5 дворов жилых и 2 пустых, в дер. Высоком 4 дв. жилых и 2 пустых, в дер. Селищах 8 дв. жилых и 2 пустых.), в ней 9 дворов крестьянских и 2 бобыльских (в 1897 г. здесь 39 дворов). Да по сказке попа Федора у церкви Успения Пресв. Богородицы в погосте Муском церковной земли 3 четв. (?) в поле, а в дву по томуж, сена на 30 копен, а писцовой выписи на ту землю и на покосы не положил. Да к той же церкви вновь приписана деревня Бычина, в ней 7 дв. крестьянских. По окладу данных денег 2 руб. 2 алтына 3 деньги».
Дальнейших сведений о церкви погоста Муски до XIX столетия не имеется. В 1858 году эта церковь была вследствие ветхости капитально перестроена, а в 1895 году разобрана.
К концу70-х годов XIX столетия храм этот оказался настолько обветшалым, что его невозможно было исправлять. Открылась настоятельная нужда в построении нового храма. Поэтому священник погоста Муски о. Павел Лебедев и его прихожане, решили приступить к изысканию средств для этой цели. На ту пору в местности, где стоит погост Муска, случился большой спрос на кирпич. Он требовался частью для железной дороги, а частью для одной из фабрик. О. Павел Лебедев и его прихожане нашли возможным воспользоваться этим спросом для своего доброго дела. Имея под руками глину, они устроили кирпичный завод и стали выделывать кирпич. Одну часть кирпича они отлагали для своего будущего нового храма, а другую — продавали и из вырученных денег постепенно составляли церковный капитал для расходов по тому же предмету. Конечно, этот путь собирания средств для построения нового каменного храма был продолжителен и медлителен, но зато, он оказался верным. К 1890 г. у о. Павла Лебедева с его прихожанами выработано было денег до 1500 руб. и приготовлено было кирпича до 100 тысяч. Кроме этого, вывезен был бутовой камень для основания предполагаемого храма и припасены были другие строительные материалы. С этой подготовкой и решено было приступить к построению храма. Так как проект храма был уже готов, то оставалось только испросить разрешение на построение храма. Последовало прошение об этом Феогносту, бывшему Архиепископу Владимирскому и Суздальскому. 22 января 1890 г. была выдана храмозданная грамота, а с началом теплых весенних дней того же года открылись и сами работы по сооружению храма.
После закладки храма работы по дальнейшему сооружению его шли сравнительно быстро. В течение 1890—1894 годов строители успели вывести стены храма, оштукатурить и окрасить их, поставить иконостас и увенчать храм крестом, украшенным червонным золотом. В указанный промежуток времени строители не успели закончить только колокольню. Сравнительной быстроте всех работ по сооружению храма много содействовали и те добровольные пожертвования, которыми никогда не оскудевала русская земля. К числу наиболее крупных пожертвований на храм относится прежде всего жертва самого о. П. Лебедева, затем, жертва потомственного почетного гражданина, гор. Мурома, С. Зворыкина и, наконец, жертва потомственной почетной гражданки, того же города, О. Зворыкиной.
Когда все было готово к освящению давно желаемого и ожидаемого храма Господня, тогда по просьбе о. Павла Лебедева и его прихожан, от местного благочинного, протоиерея Заколпского, последовал к Сергию, Архиепископу Владимирскому и Суздальскому, почтительнейший рапорт, в котором доложено было об окончании построения храма, за исключением колокольни, и испрашивалось благословение освятить его.
Высокопреосвященнейший Сергий благословил освятить храм благочинному протоиерею Заколпскому. Днем освящения назначено было 13-е число ноября 1894 года. Все прихожане погоста Муеки, равно как и прихожане окрестных сел заблаговременно извещены были о торжественном дне освящения новосозданного храма. Поэтому еще накануне освящения храма народ густыми толпами стал прибывать в погост Муску.
12-го ноября в 5 часов вечера, раздался благовест ко всенощному бдению. Храм новосозданный был открыт. Народ, вступив в него, заметно любовался красотой его. Особенно приятное впечатление производил на народ прекрасный иконостас с его святыми иконами, написанными по червонному золоту, в греческом стиле, художником Сафоновым.
С прибытием в храм духовенства началось всенощное бдение Успению Пресвятой Богородицы. На литию и величание выходили о. благочинный протоиерей В. Заколпский, священник П. Лебедев и священник села Шульгина В. Добролюбов. Во время всего богослужения стройно пел хор певчих с Горбатовской фабрики. Соборное служение, а также стройное пение певчих вызывали в богомольцах благоговейное настроение. В 9 часов вечера всенощное бдение кончилось.
Утром 13-го ноября в 9 часов начался перезвон к водоосвящению. Как только храм был отворен, народ наполнил его до тесноты, так что детям пришлось стоять на окнах. Собравшееся духовенство, в предстоятельстве о. Благочинного, начало освящение воды. Затем, по церковному чинопоследованию совершено было освящение и одевание престола, одевание жертвенника, окропление св. водою алтаря, иконостаса и самых стен храма. Наконец, последовал обычный крестный ход вокруг новосозданного храма с окроплением наружных стен его. По завершении освящения по церковному чинопоследованию, началась в новосозданном храме первая Божественная литургия. За литургией, после того, как пропет был запричастный стих,— священник погоста Муски, о. Павел Лебедев, положивший так много трудов, забот и лишений при сооружении новоосвященного храма, обратился к своей пастве, не отстававшей от своего пастыря в соревновании святому делу, с словами следующего приветствия:
«настоящий день, братие, должен быть для нас поистине днем радости и веселия, ибо в этот день мы достигли своей давнишней заветной цели. Мы среди земли поставили дом Божий, в котором Господь благоволит принимать молитвы от Своих созданий. Мы среди земли устроили место селения славы Божией, в котором славится Пресвятое имя Божие. Мы соделали врачебницу, в которой, ради заслуг пострадавшего за нас Сына Божия, подается нам благодать Святого Духа, врачующая разнообразные немощи наши от дня рождения до самой смерти. Мы среди земли приуготовили себе божественную трапезу, от которой верующие питаются в жизнь вечную. Мы среди земли соорудили небесное училище, в котором непрестанно возвещается чистейшее учение нашего Спасителя. Мы среди земли поставили дом благословений Божиих, из которого исходят нам блага вечные. Стяжав такое бесценное сокровище, можем ли быть равнодушны к нему?»
После этих слов, о. Павел Лебедев, припомнив долгие дни построения храма, поблагодарил всех лиц, принимавших живое участие в этом деле, и выяснил значение подвига их перед Богом и людьми. В заключение своей речи о. Павел Лебедев обратился к Богу с следующими молитвенными словами:
«приими, Господи, от нас, рабов Твоих, новосозданный храм сей, как некогда принял Ты храм от Соломона, осенив его славою Своею. Приими и первую жертву нашу, здесь совершенную, как принял Ты жертву от рук праведного Авеля. Благослови и освяти всех нас, благопоспешествовавших устроению сего святилища Божия, благослови и всех, ныне предстоящих в нем и молящихся. Не переставай и на будущие времена изливать на нас богатые милости Свои, по молитвам Пречистой Владычицы нашей Богородицы, имени которой посвящен храм сей».
Кроме о. Павла Лебедева, обращался к прихожанам погоста Муски с словом назидания и о. благочинный протоиерей Заколпский. В своей краткой речи он убеждал прихожан продолжать любить благолепие дома Божия и до конца жизни своей быть послушными Отцу Небесному и Матери Церкви.
По окончании литургии, был совершен молебен Успению Божией Матери с провозглашением обычных многолетий. Заключительное многолетие было создателям, благотворителям и украсителям храма. Приложившись ко кресту, народ стал, при красном звоне церковных колоколов, расходиться по домам, унося с собой радостные впечатления дня.
Торжество освящения храма закончилось, по обычаю, скромной трапезой. Духовенство, почетнейшие прихожане и несколько посторонних лиц приглашены были в дом местного священника, о. Павла Лебедева. Здесь между гостями речь большей частью сосредоточивалась на трудах по сооружению храма.

Церковно-приходские школы.
Муськовский приход, расположенный на самой границе Муромского уезда с Судогодским, издавна слыв здесь под названием глухого и темного угла, причем разумеется весьма низкий уровень умственного развития и религиозно-нравственного состояния народа, входящего в состав прихода. В самом погосте находилось всего три дома священно-церковнослужительских и деревянный храм, ветхий, клонящийся к разрушению и упадку. Летом местоположение погоста довольно еще живописное и оживленное: расположен погост Муська на горе; внизу протекает р. Ушна, обильная рыбою; по берегам реки стелются луга, а далее сословий лес и кустарник. Но в зимнее время погост сей представлял как бы необитаемую пустыню, производящую тяжелое, удручающее впечатление в особенности на постороннего посетителя. Никуда и никакого тракта не пролегает чрез этот погост, а потому встретить здесь проезжающего или мимо проходящего человека — явление весьма редкое; неторная дорога или, вернее сказать, тропа прокладывается к погосту только местными прихожанами, обращающимися к причту для исправления треб, или посещающими храм в воскресные и праздничные дни. Прихожане здесь в массе своей — народ чернорабочий, что называется, крайне серый и суровый; в умственном отношении царствует тьма непроглядная; школы во всем приходе никакой не существовало до 1883 года, хотя прихожан до 1000 душ мужского пола.
В 1874 году вновь рукоположенный в погост священник Павел Лебедев, местный уроженец, сначала долго скорбел душою о своих духовных чадах, замечая их умственную неразвитость и духовную слепоту. Желая сколько-нибудь пролить благодатный свет в эту глубокую тьму прихода, он в 1883 году предложил прихожанам свой бескорыстный труд и начал безмездно обучать приходских детей грамоте в церковной сторожке. Помещение, нужно сказать, было неудобное,— тесно, темно и черно. Притом же, один священник, при многочисленном приходе будучи часто отвлекаем в приходские деревни для исправления треб, очевидно не имел возможности правильно вести школьные занятия, почему и успехи обучения были только лишь посредственные. И вот, чтобы поставить дело по школе на более твердую почву и установить регулярные и неопустительные занятия, о. Павел сначала пожелал иметь при школе особого учителя, а на обеспечение его положил, согласно с причтом, ежегодно отчислять 75 рублей сер.— сумму, получаемую от сдачи некоторой части церковной земли в арендное содержание. Учителем назначен сын священника села Талызина Сергей Виноградов, не окончивший курса духовной семинарии, но выдержавший экзамен на право учителя во Владимирской гимназии. Занятия стали правильнее, успехи лучше; но при большом наплыве учеников оказалось совершенно невозможным поместить в той же церковной сторожке всех желающих обучаться. Искренно радуясь, с одной стороны, пробудившемуся в крестьянских детях рвению обучаться грамоте, а с другой — опасаясь, чтобы не охладить их усердия отказом в приеме в школу, о. Павел решился взять на себя, казалось, непосильное дело по устройству нового, отдельного здания для школы и тем оказать своим прихожанам неоценимое благодеяние. Без всякой посторонней помощи, исключительно на собственные средства, он в течение одного лета 1892 года построил отдельное, обширное, светлое и красивое здание для помещения местной школы. Здание это, устроенное на возвышенном месте, вблизи храма, деревянное на прочном каменном фундаменте, крыто железом, с крытым коридором на всем протяжении длины его. Длина здания 15 арш., ширина 10 арш.; вверху его особая надстройка-мезонин 8 арш. в квадрате, предназначенный для помещения учителя. Здание внутри разделяется капитальной стеной на две не одинаковые по размеру половины: одна, более просторная, предназначена для мальчиков, которых свободно может поместиться здесь 70 человек,— другая половина для девочек, могущая вместить 30 человек. Школа снабжена приличной и в достаточном количестве классной мебелью. Устройство здания с внутренними принадлежностями и обстановкой обошлось о. Павлу около 1000 руб.,— и он не задумываясь пожертвовал такую великую для сельского священника сумму на святое дело просвещения темного народа.
Обязанности учителя в мужской школе возложены на того же Сергея Виноградова, а в женской — на приходского диакона. Преподавание Закона Божия в той и другой школе взял на себя священник Лебедев; он же изъявил усердие быть и попечителем мужской школы, а жена его — попечительницей женской школы, в которой открыт особый класс рукоделия.
Новое школьное здание было торжественно освящено 22-го ноябри 1892 г., в день воскресный. К торжеству освящения прибыл в Муськовский погост местный благочинный, священник В. Заколпский, который накануне совершил здесь всенощное бдение вместе с приходским священником Лебедевым и священником соседнего села Шульгина В. Добролюбовым. Литургию в воскресенье совершали соборне те же три священника; пели попеременно на двух клиросах: на правом ученики Муськовской церковно-приходской школы, на левом — ученики такой же школы Шульгинской, пели довольно стройно, без затруднения и без стеснения; ученики же бойко и осмысленно читали на всенощном кафизмы и шестопсалмие, за литургией — часы. Во время причастного стиха о. Павел сказал весьма назидательное слово о направлении и задачах церковного образования, из текста: «воспитовайте чад своих в наказании и учении Господни» (ЕФЕС. 6, 4) . После заамвонной молитвы благочинный свящ. В. Заколпский сказал поучение, по изложению вполне доступное пониманию простолюдинов, по содержанию — глубоко назидательное.
По окончании литургии совершен был крестный ход с хоругвями и иконами в школу; мальчики и девочки несли иконы с пением тропарей: «Спаси Господи и св. Кириллу и Мефодию». В школе было совершено водоосвящение, после которого окроплено все здание школы, как внутри, так и снаружи. По окончании окропления возглашено было обычное многолетие. В заключение о. Павел сказал еще несколько отеческих, задушевных слов детям, после чего дети, обучающиеся в школе, стройно и умилительно пропели гимны: «Боже, Царя храни», «Коль славен» и «Кириллу и Мефодию». Храм во время литургии, как и здание школы при освящении ее, переполнены были молящимися из местных прихожан и из ближайших соседних приходов, так что за невозможностью поместиться всем внутри храма, а тем более в школе, вся площадь церковная наполнена была народом. На лицах крестьян, никогда не видавших здесь подобного торжества, ясно отпечатлевались следы внутреннего восторга и радости; на главах многих видны были слезы умиления, а некоторые прихожане от избытка радости во услышание выражали своему батюшке глубокую благодарность с молитвенными благопожеланиями за его труды и попечение о их детях.
В доме о. Павла предложены были всем участвовавшим в богослужении и некоторым почетным лицам чай и скромная трапеза, а детям розданы попечительницей разные лакомства.

В деревнях Высокове и Андреевке существовали школы грамоты. Учащихся в обеих школах в 1896 году было 60. [1]
Интеллигенты - ревнители народного просвещения проектировали устроить для деревень Высокова и Андреевки прихода пог. Муска церковно-приходскую школу. От местного крестьянского общества требовалось только принять на себя в будущем расходы по отоплению школы, страхованию ее и найму сторожа. Предложение первоначально было принято, и работы начались. Место для школы отведено было Андреевским обществом у линии пролегающей железной дороги. На указанное место скоро привезен был строительный материал, и оставалось приступить только к самой стройке. Но здесь и вышла неожиданная задержка. Увидев на деле быстрое осуществление задуманного ревнителями народного просвещения предприятия, мужички серьезно заговорили о школе. На сходках послышались голоса за и против школы. Мало-по-малу дошло и до горячих споров. В результате вышло то, что в один день запасенные материалы самими мужичками перевезены были на фабрику, и школа для деревень была потеряна.
Встретясь лицом к лицу с полным невежеством и равнодушием к просвещению со стороны нашего простого мужичка, благотворители тем не менее не отказались от мысли содействовать благу народному. Нашли они другой исход, чтобы свет книжного обучения проникал в темные массы крестьян. Ими решено было на собственные средства открыть в обеих деревнях школы грамоты. И вот, в 1895 году наняты помещения, устроена классная мебель, приобретены учебники и пособия, приглашены учителя и обучение детей началось. Отцы и матери присматривались к школам, посещали производившиеся испытания ученикам и всегда радовались хорошим и бойким ответам своих детей. Увидев же и сознав, что детки их просвещаются в школах верою в Бога, проникаются духом любви к доброму и приобретают разные знания к жизни, они с большой охотой отдавали в школы не только мальчиков, но и девочек. Да и сами дети охотно поступали в школы, будучи поощряемы своими благодетелями к успешным занятиям. Для них каждогодно при Горбатском народном училище устраивались Рождественские елки с раздачей книг и праздничных подарков. Так доброе семя в школах сих сеялось из года в год в течение восьми лет. За это время сотни детей обучались в школах и десятки учеников получили свидетельства на льготу IV разряда. Со свидетельствами об окончании курса выпускались и девочки.
К 1903 — 4 году учебному году частные благотворительные средства истощились. «Наша обязанность совсем иная. Считаем должным гласно, в местном духовном органе, принести глубокую благодарность всем тем лицам, которые за восьмилетний период времени радели с пользою о благе малышей. В особенности же сердечное русское «спасибо» от лица причта, крестьян — родителей и детей — учеников главным руководителям и жертвователям на дело народного образования, каковыми считаются: инженер-технолог Ф.А. Ноак, бухгалтер А.С. Поснов, механик И.Я. Джоблинг, врач В.И. Киселев и бумажный мастер М.Ф. Петров» (В. Е. В. № 23-й. 1903 г.).

Каменный храм строился в 1890—95 гг. Престол в новом храме один в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Утварью, ризницей, Св. иконами и Богослужебными книгами церковь снабжена достаточно; замечательного по древности и ценности в церкви не было.
Причта при церкви по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание их получалось от служб и требоисправлений до 650 руб. Дома у членов причта собственные на церковной земле.
Земли при церкви значилось 174 дес. 1062 саж., в том числе сенокосной до 10 дес.; для хлебопашества почти вся земля не удобна.
Приход состоял из деревень: Лобанова (3 ½ вер. от церкви), Селищ (3 ½ вер. от церкви), Нового (1 вер.), Высокова (4 вер.) и Андреевки (5 вер.), в коих по клировым ведомостям числилось 348 дворов (в 1676 году в приходе было 108 дворов), 1025 душ муж. пола и 1115 женского. [1]

В мае 1910 года Преосвященный Евгений, Епископ Муромский, «совершивши, по осмотре храма, в Святцах всенощное бдение с обычным выходом на литию и величание, на ночлег Владыка проследовал в имение потомств. почет, гражд. П.А. Зворыкина — при дер. Новлянской, прихода пог. Муска. 23 в пог. Муска совершена литургия при участии о. благочинного протоиерея В. Заколпского, миссионера о. А. Акципетрова и местного священника о. П. Лебедева. Литургийные песнопения очень стройно и безошибочно исполнены местным хором под управлением Евд. Ив. Зворыкиной, что Владыка отметил в своей речи и благодарил настоятеля церкви, старосту П.А. Зворыкина и его сноху — управительницу хора за их ревность о благолепии храма и церковного служения».
«5 мая 1912 г. — по просьбе родственников умершего Муромского купца П.А. Зворыкина, служившего много лет ктитором при церкви п. Муска, Муромск. уезда, — при участии протоиереев И. Любимова, В. Робустова и священников П. Лебедева — из п. Муска — и Л. Белоцветова совершил вынос умершего из дома, заупокойную литургию в Сретенской церкви и чин отпевания и проводил усопшего до могилы на Всехсвятском кладбище».

Однажды близ Муськова явилась чудотворная икона прав. Иулиании Лазаревской, обретенная крестьянкой, полоскавшей белье. На этом месте забил родник. Над ним воздвигли деревянную часовню, а икону перенесли в муськовскую церковь, откуда она перед закрытием храма чудесным образом перенеслась в с. Лазарево, что под Муромом.
После революции церковь в Муськове закрыли, а часовню над родником разрушили, но ежегодно в воскресенье после 10-й пятницы у него совершается молебствие. Разрушена церковь в 1932-1933 гг.

Деревня Лобаново

Лобаново — деревня в Селивановском районе Владимирской области России, входит в состав Новлянского сельского поселения.
Деревня расположена в 1,5 км на юго-восток от центра поселения деревни Новлянка и в 9 км на юг от райцентра Красной Горбатки.
- Курганный могильник, кон. 1-го – нач. 2-го тыс. н.э. (племя мурома), располагался к северо-востоку от д. Лобаново, правый берег р. Ушна (левый приток р. Ока). Известен с кон. 19 в. Выявлены остатки трупоположений и трупосожжений на стороне. Вероятно, относится к числу финно-угорских (муромских) памятников кон. 1-го – нач. 2-го тыс. н.э. Распахан.

В старину помещик стал заселять пустующие тогда земли и послал туда мужиков. У одного из них был большой "лоб", за что его прозвали "Лобан", а второй был высокого роста, за что прозывали его "Высокий". Лобан основал деревню Лобаново, Высокий - д. Высоково. "Лобаново да Делово не руками делано - вилами, лопатами, да бабами горбатыми".
Деревня Лобаново впервые упоминается в окладных книгах Рязанской епархии 1676 года в составе Мусковского прихода, в ней было 3 двора помещиковых, 22 двора крестьянских и 1 бобыльский.
В конце XIX — начале XX века деревня входила в состав Дубровской волости Муромского уезда.
«Кулаки сожгли маслобойный завод. Собрание бедноты д. Делово (Селивановского района) постановило отобрать у кулаков маслобойный завод. Последние, узнав об этом, ночью подожгли завод. Была попытка поджога другого завода. Арестовано 6 кулаков» («Призыв», 17 марта 1930).
С 1929 года деревня являлась центром Лобановского сельсовета Селивановского района, с 1940 года — в составе Новлянского сельсовета.
«КОЛХОЗНЫЙ АГРОНОМ. Земли Лобановского колхоза мало чем отличались от земель других колхозов нашего района. Было время, что и сам колхоз по своей экономике ничем не отличался. Об этой артели ныне можно услышать лишь с положительной стороны. В успехах, достигнутых колхозом за последние 3—4 года, большую роль сыграл агроном кандидат ВКП(б) т. Кононов.
В артель он пришел весной 1938 года. В хозяйстве тогда дела шли плохо. Но чтобы их выправить, нужно было немедленно приступить к делу. Павел Александрович видел, что старый 8-польный севооборот был недостаточно выдержанным, он имел неудобную (веерообразную) конфигурацию полей, неудобную для механической об работки. И вскоре был введен травопольный, девятипольный севооборот.
Решительно была изменена организация труда. Из 4-х маленьких бригад были созданы две полеводческие и одна огородная. В каждой из них были укомплектованы производственные звенья, которые потом переросли в производственную систему, большинство из них стали стахановскими.
Отсталая часть людей всякую новинку, вводимую в колхозе, встречала в «штыки». Удобрений завозили очень мало, да и в землю валили их лопатами, а запахивали кучами. Большинство посевов (овса, пшеницы, ржи) были заражены различными видами головни, обработка почвы была мелкой, большинство посевов производила разбросным способом.
Чтобы сломить все это старое и повести борьбу за экономически крепкий колхоз, за зажиточную жизнь колхозников, нужны были люди, вооруженные агротехническими знаниями. Вот на этот участок Павел Александрович и устремил внимание. В 1938 году была организована агротехническая учеба с колхозниками. Она проводилась и проводится в свободное от работы время — зимой. Большинство колхозников, которые работают непосредственно на полях, уже имеют минимум знаний по агротехнике.
Этим в большей степени и сказывается ежегодное повышение урожайности. Если урожай яровых зерновых в 1938 году взять за 100 проц., то его рост в последующие годы выглядит так: в 1939 г. - 317 проц., а в 1940 году — 700. До 200 проц. вырос урожай картофеля. Виды на озимые сейчас прекрасные, они обещают колхозу высокий урожай.
— С отдельных участков,— убежденно заверяет агроном тов. Кононов,— мы получим не менее 40 центн. с 1 га.
Под руководством Павла Александровича в этом году значительно увеличено парниковое хозяйство, оно доведено до 110 рам. Парники засеяны помидорами и капустой, всходы которых радуют колхозников. С помощью агронома в колхозе освоена техника возделывания арбузов. А впереди предстоит много дел над введением новых сортов гороха и вики.
Агротехника в сельхозартели имени Кирова прочно вошла в колхозное земледелие.
А. НОВЛЯНСКИЙ» («Колхозная газета», 1 мая 1941).

С 2005 года — в составе Новлянского сельского поселения.
Численность населения: в 1859 г. – 300 чел. (43 двора), в 1905 г. – 407 чел. (65 дворов), в 1926 г. – 689 чел. (127 дворов), в 2002 г. – 189 чел., в 2010 г. – 151 чел.

Источники:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897. - 588, VIII c.
Категория: Селиваново | Добавил: Николай (17.11.2017)
Просмотров: 2565 | Теги: Селивановский район | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru