Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
19:46
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

Деревня Шульгино Селивановского района Владимирской области

Деревня Шульгино

Шульгино — деревня в Селивановском районе Владимирской области России, входит в состав Новлянского сельского поселения.
Деревня расположена в 2 км на юг от центра поселения деревни Новлянка и в 11 км на юг от райцентра рабочего посёлка Красная Горбатка, железнодорожная платформа «32 км» на линии Ковров — Муром. «Село Шульгино находится в 100 верстах от губернского города и в 28-ми от уездного Муромский уезд».[1]

В писцовых книгах 1629—30 гг. Шульгино почему-то не значится, так что неизвестно, существовало ли это село в начале XVII века и была ли здесь церковь.
Первые сведения о нем относятся к 1676 году; в окладных книгах этого года отмечено, что в Шульгине — церковь Успения Пречистой Богородицы, при церкви двор попа Спиридона, двор дьячков, в приходе 3 двора помещиковых, в одном живет дворник, да крестьянских 20 дворов (в 1897 г. в Шульгине 90 дворов); по сказке попа Спиридона церковные земли из помещиковых дач по чети в поле да сенных покосов на 10 копен.
В кон. XVIII века при генеральном межевании было: 39 дворов, 114 муж., 112 жен., всего – 226 душ. Примечание гласит: «На суходоле, при пруде; земля иловатая, хлеб средственный, лес мелкий дровяной, крестьяне на пашне». Общего владения: Василия Михайловича Караулова, Федора и Василия Ивановичей Ульяниновых, Андрея Ивановича Нечаева и Василия Петровича Кароедова.

Последние вотчинники: гг. Ростовцев и Колтовский. В селе каменная церковь, церковно-приходское училище с 50 учащ. мальчиками. Крестьяне хлебопашцы. В селе кузница для бытовых надобностей. Отхожими промыслами пользуются плотники и пильщики теса.
Возле села проходит Муромская железная дорога.
До Мурома – 28 вер., села Дубровы – 9 вер., пункта «Климово» - 2 ½ вер. и камеры Земск. Нач. – 14 вер.
В конце XIX — начале XX века село входило в состав Дубровской волости Муромского уезда.
«В с. Шульгино, Дубровской в., Муромского у. в 1919 году был организован Р. К. С. М. В начале работа среди членов шла очень организованно, вся молодежь относилась к Союзу с большим воодушевлением.
В марте месяца 1920 года, члены родившиеся в 1901 году были призваны в ряды Красной Армии, но их место заполнились молодыми допризывниками, которые тоже хорошо относились к работе.
Но когда был избран председателем ячейки Ерохин, то благодаря его халатности, Союз потерял свою производительность и все члены пошли в распущенность.
Только по прибытию члена Шульгинcкoгo Р. К. С. М. т. Бодрова с 6-го съезда Р.К.П. было добрано собрание за котором т. Бодров рассказал что говорилось на съезде, члены приветствовали этот доклад и выбрали Бодрова председателем Союза, чем и было положено конец разгильдяйству.
Шульгинский Союзмол снова взялся за работу» («Луч», 1 мая 1921 г.).
«Как живут крестьяне с. Шульгина.
Основным занятием граждан села Шельгина, Дубровской вол., Муромского уезда является земледелие, которое ведется по старому дедовскому спocoбу, т.е. трехпольно. Среди надельной земли есть много пустующей, которая расположена ввиде лyгов и не используется для пашни. Шульгинцы не имеют никаких сельско-хозяйственных машин, ни для посев и отбора семян, ни для травосеяния и взмета пара, и даже не представляют себе возможности какого-либо улучшения в хозяйстве.
Скотоводство развито в слабой степени. Лошадка и коровенка имеются далеко не у всех. На общество, включающее в себе 150 дворов, приходится лишь 30 лошадей, что дает на каждую лошадь земли по обработке приблизительно на 22 едока. Племенного скота тоже не имеется, а местный отличается своим худосочием и слабостью, что объясняется недостатком кормов. Лугов, или улучшенного пастбища для скота — нет, а пастьба производится лишь на паровом поле, которое все вытаптывается животными и не содержит клочка травы. Если не накормишь скотину дома, то ей приходится быть весь день голодной. Такие условия пастьбы приводят к тому, что удой от коров получается самый незначительный и граждане разводят коз, получая от них равную прибыль (удой козы почти равняется удою от коровы).
Птицеводство в с. Шульгино также развито очень слабо, ввиду общей маломощности граждан. Каждый домахозяин имеет лишь ничтожное количество кур; уток же и гусей совсем не имеется в хозяйстве населения. Также слабо поставлено и садоводство и огородничество. Садов, которые, служили бы подспорьем в хозяйстве, нет. Kой-где в огородах растут единично фруктовые деревья, не приносящие никакой выгоды; а если у кого и найдется клочок земли, засаженный фруктовыми деревьями, то он находится в заброшенном виде.
Огородничество не приносит никакого дохода, так как у населения мало знаний и опыта. Крестьяне каждую осень вынуждены ехать куда-либо для выменивания на хлеб разного вида овощей. Путешествуют иногда за этим делом за 30 верст, в гор. Муром.
Общий недостаток во всем заставлял крестьян искать побочного заработка и до 1918 г. многие уходили на фабрики и заводы, оставляя заколоченными свои усадьбы. После же революции все вернулась в деревню и занялись своим делом.
Наличие неудобной земли препятствует расширению земледелия, а отсутствие руководительства и примера — улучшению хозяйства. Только нынешней весной крестьяне выделили угон для посева клевера, чтобы получить примерный участок.
Мало заботятся Шульгинцы и о деле просвещения. За недостатком топлива занятия в школе происходили с перебоями. Еще хуже поставлено дело внешкольного образования. Культурно-просвет. работа не ведется за отсутствием хороших работников. Библиотека бездействует; газеты попадают в село редко. Что касается лекций и диспутов, то о них и говорить не приходится. Хорошо бы иметь культшефство над селом» («Луч», 11 августа 1923).
С 1929 года село являлось центром Шульгинского сельсовета Селивановского района, позднее вплоть до 2005 года — в составе Новлянского сельсовета.

Численность населения: в 1859 г. – 387 чел.; в 1905 г. – 492 чел.; в 1926 г. – 630 чел.; в 2002 г. – 111 чел.; в 2010 г. – 92 чел.

КФХ "Рось" Фирсова Григория Петровича действует с 30 ноября 1992 г. Руководитель организации: глава хозяйства Фирсов Григорий Петрович. Регистрация юридического лица КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО "РОСЬ" ФИРСОВА ГРИГОРИЯ ПЕТРОВА признана ошибочной по решению регистрационного органа.
КФХ Фирсова Г.П. зарегистрирована 24 декабря 2009 г. Руководитель организации: глава Фирсов Григорий Петрович. Организация КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО ФИРСОВА Г.П. ликвидирована 26 марта 2010 г.

Шульгинский приход

Сведения о Шульгинском приходе довольно скудны.
Первые сведения о нем относятся к 1676 году; в окладных книгах этого года отмечено, что в Шульгине — церковь Успения Пречистой Богородицы, при церкви двор попа Спиридона, двор дьячков, в приходе 3 двора помещиковых, в одном живет дворник, да крестьянских 20 дворов (в 1897 г. в Шульгине 90 дворов); по сказке попа Спиридона церковные земли из помещиковых дач по чети в поле да сенных покосов на 10 копен.
Деревянная церковь существовала в Шульгине в течение всего XVIII столетия; в начале XIX столетия она за ветхостью была разобрана и вместо нее на средства помещика Муромцева построен каменный храм с такой же колокольней. [1]
«Муромского у. в селе Шульгине крестьяне: Ермолай Григорьев 61 г., жена его Евдокия Филиппова 60 лет; вдова Ксения Алексеева 71 года; Лаврентий Прокофьев 73 лет; Ермил Федоров 59 лет, Лаврентий Павлов 60 лет, Семен Иванов 69 лет с женой своей, в первый раз в жизни своей в прошедшем посте в 1882 г. исповедались и причастились Св. Таин».
В «Моск. Ц. Вед.» сообщается, что 29 марта 1887 г., в Вербное воскресенье, в московском Богоявленском монастыре пред совершением литургии, торжественно, по чиноположению церкви и на правилах единоверия, преосвященным Мисаилом, епископом дмитровским, были присоединены к православию обратившиеся из раскола два старообрядца Федосеевского толка, крестьяне Владимирской губернии Г.В. Сенатов и его сын Василий, юноша 18 лет (Села Шульгина, Муромского уезда. Старший Сенатов, Гавриил Васильев, был раскольничьим наставником Федосеевского толка.). Гавриил Сенатов через своего сына 22-го марта, в помещении Шумова, по окончании беседы со старообрядцами подал преосвященному письмо, в котором объяснил, что он родился, воспитывался и повенчан законным браком в православной церкви, но потом был совращен в раскол и дозволил себя, по учению федосеевцев, перекрестить; затем в продолжение почти 30 лет он очень многих («не одну сотню») из православных совратил в раскол; 10 лет назад переехал на жительство в Москву, сделался у Федосеевцев наставником и духовным «лжеотцом»; но исполняя свои духовные обязанности, в одно время Г. Сенатов почувствовал страх при мысли: кто дал ему право принимать к себе на исповедь кающихся? Много и долго он об этом думал. Тревожные думы минутами отходили от него, но с особенною силой они пробуждались, когда он, часто проезжая мимо храма Св. Николая, что в Покровском, прочитывал крупные слова начертанные на колокольне при означенном храме: «Приидите, людие, Триипостасному Богу поклонимся». Почему я не хожу в сию церковь и не покланяюсь там Богу? - спрашивал сам себя Сенатов, и для разрешения этого вопроса он стал углубляться в Св. Писание, стал усердно молиться Богу, и Господь милостиво призрел на заблудшего. Сенатов однако-же смущался, как предстать перед православным архипастырем, которого он хульно обзывал «антихристом». Простится-ли ему эта хула и еще горшая хула — на всю православную церковь? Может ли он надеяться на помилование Божие за те совращения, которые он производил своим лжеучением и влиянием? Смущавшегося владыка удостоил письмом, которым ободрил, утешил и успокоил ищущего мира душевного. За день до происшествия Сенатов (отец) представил «рукописание» — подробное изложение покаянных чувств и искреннего сожаления о всем, что им было сделано в удалении от православной церкви. Накануне присоединения отец и сын исповедались перед духовным отцом по чиноположению православной церкви, а по присоединении удостоены за литургией причащения Святых Христовых Таин; в то же время народу бесплатно раздавались брошюры изданные Братством Св. Петра митрополита; по окончании литургии владыка благословил новоприсоединившихся св. иконой и сказал им вылившуюся от сердца речь; а в келиях владыки за его подписью даны им были книги (изданные тем же Братством): Истинно древняя и истинно православная церковь (соч. митрополита Григория), и Деяния Московских соборов 1666—7. Здесь старец Сенатов заявил пред многими свидетелями, что ответное письмо владыки «подвигло его на решимость безотлагательно присоединиться к церкви», чтобы светлый праздник встретить вместе с православными, покаявшись в своих согрешениях и причастившись Св. Таин, от которых он сам себя дерзостно отлучил на много лет и гибнул гладом.

«21 января 1905 года скончался в городе Муроме слепой старец иерей Василий Михайлович Ландышев. Назад тому 35 лет, когда во Владимирской епархии не было миссионеров, священник о. Василий Ландышев служил в селе Шульгине, Мур. уезда (откуда происходит родом г. Сенатов), состоящем на половину из раскольников разных согласий. К чести сего старца надо сказать, что он не сидел сложа руки, а по выпискам Озерского постоянно вел беседы частные и публичные на улице с раскольниками. Благодаря беседам немало людей познало неправоту раскола и присоединилось к Церкви. Пишущий сии строки был бы очень благодарен Гавриле Васильевичу Сенатову или его сыну Василию Гавриловичу Сенатову, которые знают деятельность их бывшего священника о. Василия Ландышева и сообщили бы, прочитав сии строки, свое впечатление об усопшем старце. В 1892 году, после неудачной операции в Московских клиниках, Ландышев ослеп и таким образом 13 лет вел страдальческую жизнь. Василий 25 лет в своем доме бесплатно обучал крестьянских детей и его учениками все восхищались» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 6-й. 15-го марта 1905 г.).

В Шульгине с 1884 года существовала церковно-приходская школа; учащихся в 1896 году было 50.

Престол в храме один в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Утварью, ризницей и св. иконами церковь снабжена была не богато. Из прежней церкви сохранялись древние иконы: Знамения Божией Матери, свят. Иоанна Предтечи и свят, в.-муч. Георгия, другие же старинные иконы, как говорит местное предание, были проданы храмоздателем в Москву.
Причта при церкви по штату положено — священник и псаломщик. На содержание их получалось: жалованья от казны 400 руб., от служб и требоисправлений и от хлебного сбора до 200 руб. в год, земля же пахотная доходу почти не приносила. Дома у членов причта собственные на церковной земле. [1]
Земли при церкви: усадебной 1 дес., пахотной 34 десят. 2223 кв. саж.
Приход состоял из села Шульгина и деревень: Большого Кольцова (3 вер. от церкви), Малого Кольцова (4 вер.) и Елхов (3 вер.), в коих по клировым ведомостям 1897 г. числилось 164 двора, 474 души муж. пола и 538 женского. [1]
И. д. псаломщика с. Шульгина Мур. у. Михаил Вигилянский согласно прошению 27 сентября 1916 г. освобожден от должности.
Иванов Иван Владимирович (священник) родился 13 ноября 1876 г. в с. Шульгино Муромского уезда Владимирской губернии. Из крестьян. С 1917 г. – псаломщик. С 1920 г. - священник с. Шульгино. 10 января 1933 г. – арестован. 24 января 1933 г. - приговорен к 3 годам ИТЛ. С 1937 г. - священник с. Чудь Муромского района. 19 ноября 1937 г. – арестован. 15 декабря 1937 г. - приговорен к расстрелу. 26 декабря 1937 г. - расстрелян в г. Горький, захоронен на Бугровском кладбище. В 1959 г. - реабилитация по 1937 году. В 1989 г. - реабилитация по 1933 году.

Церковь закрыта не позже 1930-х годов. Пустует, находится в аварийном состоянии.
В 2015 году был обретен Крест Свято-Успенского храма села Шульгино.



Храм Успения Пресвятой Богородицы

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897. - 588, VIII c.
Селивановский район
Погост Муска
Категория: Муром | Добавил: Николай (24.01.2018)
Просмотров: 2052 | Теги: Муромский уезд, Селивановский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru