Главная
Регистрация
Вход
Пятница
09.12.2016
18:28
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 195

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [400]
Суздаль [151]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [102]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [24]
Гусь [31]
Вязники [86]
Камешково [24]
Ковров [30]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [38]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [18]
Религия [1]
Иваново [11]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [5]

Статистика

Онлайн всего: 20
Гостей: 20
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Губернская мужская гимназия

Губернская мужская гимназия

По именному указу Императрицы Екатерины II от 12 августа 1786 г., Главное народное училище открыто во Владимире 22 сентября 1786 г.

В 1804 году Главное и малые народные училища были преобразованы в мужскую гимназию и уездные училища соответственно.


Улица Б. Московская, д. 37

Гимназия была открыта 7 августа 1804 года.
На этот случай губернатор Князь Долгоруков написал оду, которая была прочитана публично при торжестве открытия. Здесь замечательна опять не высота поэзии, но его патриотическое понятие о цели просвещения:
Не в том прямое просвещенье,
Чтоб мир стараться претворить!
О! Коль безумно заблужденье
Творца творению учить!
Но плод наук и прилежанья,
Смиряя буйственны желанья,
Творит из нас честных людей,
Царю, отечеству полезных,
Своим согражданам любезных,
Надежным твердостью мужей!
«Полетели,- говорит Князь Долгоруков,- о таком отличном торжестве повсюду рапорты; зазвонили повсеместно газеты; а дома, между своей братьи, я прозван был, как водится, меценатом и покровителем наук! Как дешево покупаются самые отличные имена!»
С самого начала существования гимназии владимирский губернатор Долгоруков Иван Михайлович привлёк к преподаванию энтузиастов народного просвещения - Д.И. Дмитревского, А.А. Цветаева.


«Губернаторский Дом»
Ул. Большая Московская, д. 24

Министерство просвещения заботилось о приобретении домов для губернских гимназий. Казна отпускала на этот предмет большие суммы денег; но постройка требовала много времени, а между тем помещение владимирской гимназии было очень тесно. Губернаторский дом обратил на себя внимание ученого начальства, и директора гимназии, от имени университета, вошел об этом в отношение с губернатором, без согласия которого предположение это не могло исполниться. Дом (ул. Большая Московская, д. 24), лично для Князя Долгорукова, был велик; кроме того все напоминало в нем ему потерю жены: это ускорило его согласие на уступку дома. «Я не хотел в нем жить,- говорил он,- но не хотел и того, чтобы преемник мой, вступя в него и располагая комнатами по произволу, мог поместить в них, кто любовницу, кто собак, кто иное что. В самом том покое, в котором жила Евгения, и тем осквернить место последнего ее издыхания. И для того я рассудил обратить этот дом в казенный навсегда. Отдав его под гимназию, я знал, что никакое частное лицо, распоряжаться им и распоряжаться в нем по прихоти – не станет. Храм наук удалял от этого дома всякую идею соблазна и нечистоты». В письме директору гимназии, Алексею Алексеевичу Цветаеву от 15 октября 1806 года, он пишет, как приято ему, что дом, в котором жила и скончалась добродетельная жена его, обратившись в общественное здание, не будет впредь зависеть от личных прихотей того, или другого, а будет служить, так сказать, памятником и той, которая провела в нем последние дни свои. Вместе с этим отношением препровождал он к директору гимназии два письма московских книгопродавцев о напечатании второго издания его сочинений, предоставляя директору войти с ним, или с кем угодно, в условия о напечатании не только этого издания, «но и всех тех, кои впредь быть могут», с дополнительными, какие во всю его жизнь окажутся, сочинениями, и обратить в пользу гимназии, «с распространением права гимназии на оныя до такой отдаленности времени, колико человеческия предположения в пространство будущего углубиться могут; чтоб и по смерти его все, что найдется к печатанию терпимым», не иным каким либо образом явилось в публике, как с доставлением всех от того выгод и прибытков в пользу гимназии. Это предположение не состоялось.
Далее изъявлял он желание, чтоб польза гимназии от сих изданий состояла в приобретении не денег, а книг, дабы со временем основалась в владимирской гимназии библиотека, и чтобы для сего назначена была та комната, в которой скончалась жена его; также просил директора принять в заведывание гимназии и его собственные для содержания книг шкафы.
К этому прибавляет он и причину пожертвования, которая состояла в том, что время первого издания его сочинений была та эпоха, в которую он наименован начальником Владимирской губернии, и что московскому университету он обязан раскрытием своих дарований. На все это Князь Долгоруков сделал формальный акт, в роде духовного завещания, который был принят и утвержден университетом.
«Университет, удовлетворяя моему желанию, прислал на мое имя бумагу, изъявляющую лично его мне признательность за мое приношение, а директору наслано повеление: оставя помянутый покой в настоящем его виде, выставить в нем бюст мой и женин, сделать ковчег для сохранения моего акта и украсить его приличною надписью с краткою биографией покойной в память ея редким достоинствам душевным».
«Я чрезвычайно был обрадован таким вниманием университета, и тем более, что он не сам собою только, но с дозволения товарища г. министра просвещения М.Н. Муравьева удостоил меня такой отличительной чести».
«По некотором времени комната приняла предназначенный ей вид. В ней моим коштом сделан купол на столбах, под коим на площадке, тремя ступенями от полу возвышенной, поставлены были мой бюст и женин на высоких колоннах между ими, на лакированной тумбе, раззолоченный резной ящик скрывал в себе вышеписанный акт, на ящике изображалась надпись в стихах моего сочинения:
Евгения была изящность естества;
Семнадцать лет вкушал с ней райских дней блаженство;
В чертах ея лица зрел мира совершенство;
В чертах ея души зрел образ божества!
Выше его на стене повешена была доска, с кратким описанием рода, воспитания и жизни покойной жены моей. Памятник сей, прекрасно отработанный и представляющий над собой герб фамилии Долгоруких, отменно украшал комнату, и во всей своей неприкосновенности, до выезда моего из Владимира, и даже после, слышал я, сохранился. Все стены комнаты занимали шкафы с книгами; а монумент стоял на самом том месте, где скончалась Княгиня. Тяжело очень мне будет, если когда-либо при жизни моей упразднится этот памятник. Молю Бога, да благословит навсегда сие дело рук моих. Но люди умеют ли что-нибудь ценить достойным образом! Падали бронзы, сокрушались мраморы, истреблялись лики божества! И мне ли сметь надеяться, что устроит против тли, все в свете губящей, мавзолей бесценный для меня, но для света едва известной, супруги!»
Так мужская гимназия в 1806 г. была переведена в губернаторский дом (ул. Большая Московская, д. 24), а в комнате, где умерла жена губернатора была открыта гимназическая библиотека.
Князь Долгоруков принимал живейшее участие в успехах и благосостоянии гимназии, посещая все публичные ее акты, также поощряя и содействуя к учреждению литературных бесед, которые ознакомлять с публикой и одушевлять своим присутствием – было всегда приятнейшим его удовольствием.
Князем в гимназии был устроен театр.
В 1807 г. вышло второе издание сочинений Долгорукова в типографии Пономарева с тем, чтобы на вырученные на это деньги ежегодно покупались книги для составления в владимирской гимназии библиотеки. Пономарев обманул и университет и гимназию. Университет решился защищать права контракта, но во время вторжения в Москву неприятеля в 1812 г. многие акты университета пропали. Процесс кончился ничем, и гимназия ничего не получила.
Мужская гимназия занимала помещение в 717 кв. саж., при котором имелся сад в 45 кв. саж. Тобольский губернатор Трескин открыл в гимназии минералогический кабинет.
В первые годы гимназия состояла из 4-х классов и насчитывала до 100 учеников.
В 1808 году Дмитревский Дмитрий Иванович уволился от службы в Московском почтамте и в сентябре того же года (по Страхову — 7 числа, а по аттестату из Московского Университета — 20 числа) был определен в должность директора Владимирских училищ.

Первый Дворянский Пансион

Пригласивши к себе частным образом некоторых уездных предводителей, в числе 11, съехавшихся во Владимир по случаю выборов в декабре 1808 года, князь Долгоруков взял с них подписку (от 16 декабря 1808 г.), в силу которой они обязывались вносить ежегодно по 100 руб. на содержание одного пансионера от каждого уезда. Это постановление носило характер частного соглашения некоторых уездных предводителей; в нем не принял участия губернский предводитель дворянства, и оно не прошло через санкцию общего дворянского собрания. Тем не менее губернатор Долгорукий, через Министра Внутренних Дел, довел его до сведения Государя, на что и последовало выражение монаршего благоволение всему Владимирскому дворянству за столь похвальный подвиг ко благу общему.
В это время директор гимназии Дмитриевский взял на себя все предварительные хлопоты по снабжению пансиона необходимым инвентарем и заготовке всяких припасов для будущих питомцев. Устройство пансиона при гимназии сделалось его излюбленной мечтой; он не оставлял в покое ни губернатора, ни предводителей дворянства, ни частных лиц; просил, убеждал, склонял к пожертвованиям, доказывал пользу просвещения.
3 июля 1809 г. при гимназии был устроен пансион для бедных детей-дворян. Этот пансион существовал до кон. 1814 года.
См. Первый Дворянский Пансион для бедных детей-дворян при Владимирской гимназии.

В 1816 г. вышло третье издание сочинений Князя Долгорукова: «Бытие моего сердца» и посвящено было московскому университету. Он вверил издание честному и просвещенному книгопродавцу, Александру Сергеевичу Ширяеву, который дал за право издания на тысячу рублей книг, по выбору Князя, которые на счет Ширяева были отправлены во Владимирскую гимназию и составили хорошее начало гимназической библиотеки.

В 1833 году гимназия была преобразована по уставу 8-го декабря 1828 года.

Благородный Пансион

12 декабря 1832 г. общее дворянское собрание решило устроить при гимназии дворянский пансион.
27 апреля 1835 года было утверждено Министром Народного Просвещения Положение о Благородном Пансионе при Владимирской Губернской Гимназии.


Улица Б. Московская, д. 35

В начале XIX в. это здание принадлежало купцу Петровскому. Еще в 1833 г. губернский предводитель дворянства генерал-майор Акинфов обратил внимание на соседний с дворянским домом большой 3-х этажный каменный дом купцов Петровских; лучшее помещение для дворянского пансиона трудно было найти; дом этот был достаточно обширен, имея по фасаду 26 сажен длины, непосредственно примыкал к дворянскому зданию, имел достаточное количество земли. 8 февраля 1835 г. Акинфов заключил с владельцами владимирскими купцами Осипом и Яковом Михайловыми Петровскими предварительный запродажный контракт в сумме 32500 руб. ас. 21 мая Акинфов уже извещает попечителя округи князя Серг. Мих. Голицына о совершении купчей, а 31 июля состоялся ввод во владение. Оставалось приспособить вновь приобретенное здание для пансиона.
В 1836 году его начали перестраивать под дворянский пансион при мужской гимназии. Первоначальное составление плана и смет, равно как и наблюдение за работами было поручено губернскому архитектору Евграфу Яковлевичу Петрову (ученик известного русского архитектора М.Ф. Казакова) с вознаграждением по 2000 руб. в год. Но выбор этот оказался очень неудачен. За 2 года (1836-37) Петров едва успел окончить вчерне каменную кладку, именно вывести для расширения здания во всю длину его со стороны двора новую каменную стену на расстоянии 5 сажен от старой, заменить внутренние деревянные лестницы каменными и переделать портал по фасаду здания со стороны улицы.
Вскоре Петров умер и не успел закончить начатое дело. Насколько работы эти были сделаны небрежно, можно судить по результатам осмотра, произведенного в мае 1839 года архитектором Московской дворцовой конторы Дрегаловым, которого депутатское собрание пригласило на место умершего Петрова. Осмотр этот дал самые плачевные результаты. Оказалось, что вновь сделанная со двора пристройка дала значительную осадку вследствие дурно исполненного бутовой работы; новая стена дала большие трещины; арки, соединявшие новую стену со старой, по всем трем этажам перекосились и потрескались, угрожая падением; перекосило также все оконные арки в новой стене, и покривились потолки во втором и третьем этажах. Кирпич для кладки стен оказался не лучшего достоинства, и сама кладка – не надлежащей прочности… Все исправления, затем внутренняя отделка здания и снабжение его необходимым инвентарем было закончено лишь к августу 1841 года.

ФИЗИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ

В 1837 году при Гимназии открыт Физический Кабинет. Для него была пожертвована сумма денег от дворянства Владимирской Губернии, определением Дворянского Депутатского Собрания при Губернском Предводителе Акинфове, 3418 руб. 25 коп.
На эту сумму состоялся первый заказ аппаратов, означенных по описи под номерами от 1-го до 30-го включительно и под номерами 32, 33 и 34-м.
Заказ был сделан Почетным Попечителем Владимирской Гимназии Сергеем Никаноровичем Богдановым в Москве, мастерам таких аппаратов Нейгебауеру и Кони; с тем чтобы большую часть инструментов они сами устроили, а некоторые выписали от лучших художников.
30 первых аппаратов были доставлены во Владимир в июне 1837 года.
По почте из Москвы были доставлены инструменты, была куплена книга,- «в которой ведется подробная опись аппаратам, и вещей, приобретенных при расстановке в зале Библиотеки Гимназии физических аппаратов августа 11-го…»
С 6-го сентября 1837 года Физический Кабинет находится в содержании и заведывании старшего учителя физики и математики в высших классах Владимирской Гимназии Дмитрия Небабы,- занимая вместе с таковым Кабинетом – собственно Гимназии принадлежащим – особую комнату.
Главная и прямая цель устройства Физического Кабинета есть, объяснение явлений Природы, о которых будет говорено при преподавании Физики во Владимирской Гимназии. Он также может служить средством к исследованию о физических местных свойствах климата, имея инструменты для наблюдений метеорологических и земного магнитизма. А сделавшись достаточно полным, может доставить ожидаемую пользу, не только ученикам Гимназии и пансионерам, но и посторонним лицам, живущим во Владимире, которые захотят удовлетворять свое благородное любознание. Основываясь на этих мыслях г. почетный попечитель Владимирской Гимназии Сергей Никанорович Богданов, принимая вообще деятельное участие в устройстве Физического кабинета, сделал для него пожертвование значительной важности (кроме что собственно от себя деньгами 200 руб.): это пожертвование есть книга, в которую записываются имена, особ, желающих впредь содействовать денежными или другими приличными приношениями к приобретению Физического Кабинета и Библиотеки. Книга эта – превосходной отделки, с надписью на серебряной доске назначения оной; с виньеткою весьма хорошей работы, в которой эмблематически выражается начало благого и полезного учреждения от имени Владимирского Дворянства, и с заглавным листом, на котором во первых нарисован герб Владимирской Губернии, и под гербом вылитографована группа Физических аппаратов.
По 27-е мая 1838 года пожертвований для Физического Кабинета и Библиотеки, от разных особ было записано и считалось в наличности по книге таковой суммы: 1243 рубля 60 коп. ассигнациями, и 283 руб. по курсу.
В феврале 1838 года в Москве был сделан заказ механику Нейгебауеру еще 9 аппаратов на сумму 405 руб. Эти 9 аппаратов были получены во Владимире 20 марты, и внесены в опись под номерами от 35 до 44-го включительно.

Так составился Физический Кабинет, который имеет отдельных по разным назначениям предметов 42. Вышеупомянутая книга пожертвований по желанию Богданова хранится при Кабинете же, вместе с подробной описью и разными бумагами относительно приобретения и денежных расходов онаго.
Кабинет, конечно еще далек от полноты соответственно нынешнему состоянию Физических наук, даже от полноты ограниченной физикой гимназического курса, и можно сказать, что он только получил основание. А как начинаниям подобного рода, предстоят в провинциях Отечества нашего, многие затруднения,- во первых со стороны знающих дело художников, которые чрезвычайно редки и находятся только в Столицах; во вторых и по новости предмета. Вследствие чего, это обзаведение. По справедливости, можно считать за шаг вперед, и притом за шаг значительной важности к удобнейшему преподаванию физики.
Вот краткое исчисление самых аппаратов:

А. ОПТИЧЕСКИЕ.
1. Диоптрический телескоп, работы Фрауенгофера, в 2 ½ фута, с особой трубкой: которая привинчивается для рассматривания через него земных предметов, выписан из Мюнхена.
2. Микроскоп сложной с 6-ю различными номерами предметных стекол.
3. Микроскоп простой Ботанический.
4. и 5. Зеркал выгнутых два: одного диаметр 15 дюйм. и фокус расстояния 18 дюйм., другого диаметр 6-ть дюйм. 3 лин.
6. Зеркало выпуклое в диаметре 6-ть дюйм.
7. Камера обскура и вместе камера клара.
8. Две трегранные призмы чистого стекла, работы Шевалье выписаны из Парижа.

Б. ОТНОСЯЩИЕСЯ К ИССЛЕДОВАНИЯМ О ТЕПЛОТЕ.
9. и 10. Два термометра, с делениями Цельса и Реомюра.
11. Тормометр для испытания кислотных и соляных растворов, с назначением градусов внутри особой стеклянной трубки.
12. Леслиев дифференциальный термометр.
13. Термоскоп, или Франклинов кипятильник.
14. Вогнутые два металлические зеркала, в диаметре 16 дюйм. 8 лин. для опытов о распространении теплоты лучеобразном.

В. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ.
15. Математический инструмент полный работы Кони.
16. Повторительный теодолит Эртеля, выписан из Мюнхена.

Г. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ.
17. Электрическая машина, стеклянный круг ее в 21 дюйм. 4 линии, с двумя лейденскими банками, скамейкой и пр. …
18. Электрическая батарея из четырех больших банок.
19. Всеобщий разрядник, к нему тиски.
20. Электрофор.
21. Кинеролеев термометр.
22. Голванический снаряд, в 60 пар, каждая пара спаяна и величиной в 4 квадратных вершка, к нему стеклянный бокал для разложения воды.

Д. МАГНИТНЫЕ И ЭЛЕКТРО-МАГНИТНЫЕ.
23. Магнит естественный. В медной оправе.
24. Магнит искусственный (из стали) о трех дугах.
25. Компас с солнечными часами.
26. Инклинатор, или компас наклонения магнитной стрелки, работы Кони; по засвидетельствованию г. профессора Перевощикова, могущий служить к наблюдениям довольно точным.
27. Магнитная стрелка, для открытия действия галванического тока на ее направление.
28. Мультипликатор Швейгеров.
29. Галвано-магнитный снаряд, обнаруживающий движение двух цилиндров одного в другом медного и цинкового, на оси которых проходит магнитная полоса.
30. Снаряд (Молля) для возбуждений магнитности в железе посредством галванизма.
31. Электро-динамический снаряд.

Е. ДЛЯ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ.
32. Сифонный барометр с подвижною шкалою и метрическим на ней делением; на котором со времени его получения, производятся ежедневно наблюдения.
33. Гидрометр волосной, или Сессюров.

Ж. ОТНОСЯЩИЕСЯ К ИССЛЕДОВАНИЯМ О ТЯЖЕСТИ.
34. Вески Гидростатистические, с разновесками.
35. Ареометр Никольсона.

З. ХИМИЧЕСКИЕ.
36. Водородное огниво, с губчатою платиною.
37. Лампа спиртовая Берцелиуса.
38. Лампа спиртовая простая, с светильнею.
39. и 40. Две лампы спиртовые, в которых усиливается жар посредством паров алкоголя.
41. Кран к пузырю, обыкновенный наполняемый газами.
42. Паяльная трубка.

Примечание. Недостаток некоторых снарядов здесь, судя по пределам физического преподавания пополняется частью снарядами физического кабинета, принадлежащего собственно Гимназии.

Истинные любители просвещения, готовые сознавать достоинство науки и утверждать его за ней, всегда находятся в благоустроенных обществах. Но чтобы наука восстановилась и приняла там свое значение, надобно чтобы она имела собственное пристанище, свой – так сказать – собственный дом и не скиталась бесприютною. Не превознося много описываемого здесь Физического Кабинета, можно думать однако, что он есть достойный храм Физики во Владимире, возраждающийся достойным его средством – благотворительностью любителей просвещения.

К сему известию о Физическом кабинете считаю приятнейшим долгом присовокупить еще о пробных испытаниях ново-приобретенных аппаратов, произведенных по желанию г. почетного Попечителя 13 и 15 чисел мая в актовой зале Гимназии; и которые притом удостоены присутствием Его Превосходительства г. гражданского Губернатора и многих почетных особо обоего пола Владимирской публики.

На мне лежала обязанность занять готовое внимание столь достойных почтения посетителей: что по мере сил моих я исполнил следующим образом.
Первый раз имел честь произвести добывание газов: кислородного, водородного и угольной кислоты. Показал некоторые средства обнаруживать свойства этих невидимых веществ; также свойства и химический состав воздуха. Изложил понятие о химическом составе тел и об элементарных веществах.

Во второй раз, при тех же посетителях,- предложено было обозрение так называемых невещественных деятелей природы: света, теплоты, электричества, магнитизма; приспособляя исследования об них к имеющимся аппаратам. Произведены опыты: 1-е с вогнутыми металлическими зеркалами,- о лучистом распространении теплоты, 2-е с галваническим снарядом, сожигая листочки разных металлов и разлагая воду на ее составные части; 3-е с снарядом (Молля), который обнаруживает возбуждение магнитического тока и 4-е с галвано-магнитным снарядом.
Сверх того эти испытания послужили с особенной пользой для учеников Гимназии 6 и 7 классов (учащихся физики): чем удовлетворилась другая цель назначения оных.
Д. Небаба.

29 марта 1840 года физический кабинет с библиотекой пострадали от пожара.
Значительное приращение после пожара физический кабинет получил только в 1843 г., когда попечитель округи прислал для него приборов на 200 руб. сер.; тогда число приборов достигло 94. К концу периода прибавилось еще 4. Других учебных пособий в гимназии было мало; к концу периода числилось: географических карт – 12, атласов – 12, глобусов – 2.
В нач. 1858 г. директор училищ Соханский, с разрешения попечителя округа, устроил при физическом кабинете шкаф «для хранения минералов и сухих растенйи». Коллекция минералов составила основу естественно-исторического кабинета.

ПОЛОЖЕНИЕ
о
Благородном Пансионе
при
Владимирской Губернской Гимназии, утвержденное Господином Министром Народного Просвещения 27 апреля 1835 года.

Сие воспитательное заведение, заменяя с большею выгодою домашнее образование столь разнообразное и частью не удовлетворительное, доставит живущим во Владимирской губернии дворянам и чиновникам верные средства прилично воспитать детей своих без значительных на то издержек.
На устройство для помещения пансиона приличных зданий, Дворянство Владимирской губернии, с Высочайшего соизволения, жертвует единовременно по 20 коп. с владельческой души, что составит более 60,000 руб. и на содержание 26 пансионеров из детей бедных дворян, ежегодно по 7 коп. с души, более 20,000 руб.
I. Цель, состав и общие основания.
1. Курс учения в сем Пансионе разделяется на 7 классов, для каждого назначается по одному году.
2. Воспитанники Пансиона будут обучаться следующим предметам: 1) Закону Божию, Священной и Церковной Истории; 2) Российской грамматике, логике, риторике, пиитике и Славянскому языку; 3) Арифметике, первым началам алгебры, включая и уравнений 2-й степени, геометрии; 4) Географии, всеобщей и Российского Государства; 5) Истории всеобщей и Российского Государства; 6) Статистике всеобщей и Российского Государства; 7) Латинской словесности; 8) Немецкой словесности; 9) Французской словесности; 10) Чистописанию; 11) Черчению; 12) Рисованию.
3. Как по уставу учебных заведений принимаются в Гимназию дети не моложе 10 лет, умеющие читать, писать и знающие первые четыре действия Арифметики; а Дворянство Владимирской губернии желает принимать в Пансион воспитанников и моложе сего возраста, и при том не знающих первых правил арифметики: то при Пансионе учредится особый приготовительный класс, учителя коего, не считаясь в Государственной службе будут получать плату установленную штатом.
4. Вне классов, пансионеры находятся под особенным надзором Начальства пансиона.
5. Для занятия воспитанников вне классов, пансион имеет собственно оному принадлежащие учебные пособия: глобусы, географические карты, исторические таблицы, словари и другие книги.
6. Воспитанники могут, по мере возможности и по усмотрению Начальства, быть обучаемы, в свободное от учения время – пению, музыке, танцам и фехтованию.
7. Окончившие полный курс учения в пансионе воспитанники и удостоенные похвальных аттестатов, по собственному своему усмотрению, или по желанию родителей их, поступают для окончательного образования в Университеты, где по получении звания студента предоставляется им снискать все выгоды, различным ученым степеням присвоенные; те же из воспитанников, кои по разным обстоятельствам будут принуждены ограничиться курсом Гимназического учения, по успешном окончании онаго пользуются следующими преимуществами: они принимаются в Гражданскую службу, предпочтительно тем, кои не обучались в Гимназии, или в других по крайней мере равных оным, по предметам преподавания учебным заведениям. они определяются на места канцелярских служителей высшего разряда; сверх сего для них сокращаются сроки производства, и родовые дворяне поступают в первый классный чин через год, а дети дворян личных, через два года действительной службы. При дальнейшем производстве в чины, и вообще по службе, пользуются правами, изложенными в Высочайше утвержденном 25 июня 1834 года положении, о чиновниках второго разряда.
8. Те из удостоенных при выпуске похвальным аттестатами, воспитанников, кои сверх прочих наук обучались и греческому языку, определяются в гражданскую службу 14 классом и получают соответствующие оному места. Отличнейшие меж ними награждаются золотыми и серебряными медалями, по усмотрению Совета Гимназии с утверждения Университета.
9. Главный надзор за пансионом поручается Почетному Попечителю Гимназии.
10. Директор Гимназии, есть вместе и Директор пансиона при ней состоящего; должность его помощника по учебной части исправляет Инспектор Гимназии, а для непосредственного заведывания хозяйственной частью, назначается по выбору дворянства особый чиновник, которому не присваивается прав и преимуществ Государственной службы. Сверх того при пансионе находятся комнатные надзиратели и экономы. ..
IV. Распределение времени.
19. Распределение времени и занятий определяются следующими правилами:
В 5 или 5 ½ часов утра воспитанники встают и к 6 часам собираются на молитву.
Время до 9 часов определяется на завтрак и приготовление к классам.
От 9 до 12 часов продолжается учение в классах.
От 12 до 1-го отдых, музыка или гимнастические упражнения.
От 1-го до 3-го обед, отдых и приготовление к классам.
От 3-х до 6-ти учение в классах.
От 6-ти до 6 ½ отдых.
От 6 ½ до 8 повторение уроков.
От 8 до 9 ½ ужин и отдых, после которого воспитанники собираются на вечернюю молитву; сим заключаются все занятия дня.
20. Молитвы как утренние и вечерние, так и перед столом и после стола, читают воспитанники по очереди, или по назначению Инспектора, который наблюдает, чтобы все слушали со вниманием и молились с благоговением, стараясь обще с Священником, обучающим Закону Божию, при всяком удобном случае внушать воспитанникам сие чувство благоговения и объяснять истинную цель и важности молитвы.
21. В воскресные и праздничные дни, воспитанники в сопровождении надзирателей собираются в церковь для слушания Божественной литургии. Перед началом службы Законо-учитель объясняет им содержание Евангелия и Апостольских деяний или посланий того дня. Послеобеденное в сии дни время назначается для прогулок.
22. В свободное от ученья дни благонравные и прилежные воспитанники могут быть отпускаемы в дома родителей, или тех особ, коим они вверены, но не иначе, как по собственному всякий раз приглашению и в сопровождении присылаемых за ними надежных людей. Воспитанники отпускаются поутру и возвращаются вечером; им позволяется и ночевать вне Пансиона, когда бывает несколько праздничных дней сряду.
23. В сих случаях каждый воспитанник получает от Инспектора билет, в коем означается, когда и на сколько времени он отпущен. Приглашающие к себе воспитанников отмечают на сем билете, когда пансионер отправлен обратно; билеты возвращаются Инспектору самими воспитанниками…»

Торжественное собрание в губернской гимназии

31 августа 1838 года, любители просвещения были приглашены в Губернскую Гимназию, торжественно начать новый академический год, и выслушать, так сказать, публичный отчет ее занятий за прошедший. Когда собралась, довольно значительная публика и по прибытии гражданского Губернатора, акт начался молитвой, потом Старший Учитель Гимназии Небаба, прочел речь «О начале и значении Губернских Гимназий в системе русских учебных заведений» и Старший Учитель Доктор Иенского Университета Делич «О начале и достоинстве древних словесностей» на латинском языке. Ученикам также была предоставлена честь показать перед публикой свои занятия и свои упражнения в языках, они произносили краткие приветствия на латинском, греческом, немецком и французском языках, читали свои сочинения в прозе и стихах. Особенное внимание заслужил малютка говоривший немецкое приветствие. После того, как посетители налюбовались образцами рисованья и каллиграфии, Старший Учитель Троицкий, прочел историческую записку за 1837-38 академический год. По окончании поднесли г. Гражданскому Губернатору книги назначенные в награду отличившимся из учеников и они имели честь из рук Его Превосходительства получать эти книги вместе с приветствиями. Потом прочтены имена переведенных в высшие классы. В заключение почетный попечитель Сергей Никанорович Богданов, столь ревностно пекущийся о усилении деятельности и средств нашей гимназии, и которому она обязана так много заведением Физического Кабинета, пригласил посетителей в другую залу, где было приготовлено угощенье и где посетители, следуя предложению Богданова, с верноподданнической любовью выпили тост столь драгоценной для сердца Русских за здравие Государя Императора.

В 1837-38 году учебные пособия гимназии значительно усилены. Библиотека умножена 276 томами, в том числе попечителем округа выписаны из Германии 227 томов древних классиков лучших тамошних изданий на сумму 1000 руб. Физический Кабинет Владимирского Благородного пансиона, заботливостью почетного попечителя и новыми пожертвованиями значительно умножен. В марте приобретено 9 аппаратов на сумму 405 руб. В июле куплена Атвудова машина за 350 руб. ассигнац. Сверх того Рамейков принес в дар на 50 руб., стеклянных аппаратов колб, реторт и проч.
15 февраля директор училищ Владимирской Губернии коллежский советник Калайдович министром народного просвещения уволен от должности с полным пансионом.
22 апреля, вследствие представления исправляющего должность Директора, инспектора гимназии учитель Владимирского приходского училища Возницын определен надзирателем вольноприходящих учеников гимназии с правом состоять в 12 классе и 500 руб. годового жалованья из экономических сумм гимназии.
Почетный попечитель гимназии Богданов награжден знаком отличия беспорочной службы за 20 лет.

В 1839 г. Министерство Народного Просвещения изъявило согласие на уступку в пользу мужской гимназии и пансиона – дома (ул. Большая Московская, д. 24), занятого уездным училищем, с тем, чтобы отстройка его под квартиры для служащих при пансионе лиц была сделана дворянством на свой счет. В этом доме разместилась квартира директора и канцелярия гимназии.

30 августа 1841 г. Состоялось торжество открытия пансиона. В этот день в 8 часов утра воспитанники, как поступившие на иждивение дворянства, так и своекоштные, собрались в домовую церковь пансиона для слушания Божественной литургии, по выслушании которой, сопутствуемые гг. директором, инспектором, учителями и надзирателями, они отправились по двое в ряд в Успенский кафедральный собор к молебствию по случаю тезоменитства Наследника престола Государя Цесаревича и Великого Князя Александра Николаевича. Затем из собора устроен был крестный ход в здание пансиона, где в рекреационном зале совершено архиерейским служением водосвятие и затем – окропление св. водой всего помещения. Отсюда присутствующие приглашены были в зал дворянского собрания, где и состоялся акт открытия пансиона. Преосвященный Парфений сказал приличное случаю слово; губернский предводитель дворянства кн. А.Б. Голицын прочел краткий исторический очерк возникновения пансиона; почетный попечитель гимназии С.Н. Богданов и директор В.А. Озеров произнесли речи. Один из учеников – Доброхотов – от лица воспитанников прочел стихи своего сочинения. Хор и оркестр исполнили гимн, по окончании которого присутствующие подписали протокол открытия пансиона. В заключение воспитанники перешли в столовую, где их ждал обед и угощение, а все почетные лица, после осмотра здания пансиона, приглашены были г. губернским предводителей дворянства к завтраку, приготовленному в залах дворянского дома.

Библиотека гимназии 1833-49 гг.

К началу 1833 г. во Владимирской гимназии было две библиотеки: подвижная и неподвижная, или фундаментальная. Первая представляла собой книжный склад, из которого снабжались за деньги учебниками и учебными пособиями воспитанники всех училищ Владимирской дирекции. Запас книг в ней поэтому постоянно колебался – в отношении состава, количества экземпляров и общей их стоимости. Около 1 числа каждого месяца совет гимназии, поверяя денежные суммы гимназии, поверял и наличный запас книг подвижной библиотеки. Продавалось ежегодно учебных книг около 1000 экземпляров, на сумму около 1000 руб. сер.
Фундаментальная библиотека гимназии к 1 января 1834 г. заключала в себе 1096 названий книг. В 1830-х годах пополнение ее шло быстро. По уставу 1828 г. на содержание и пополнение библиотеки и кабинетов при гимназии определялась сумма в 750 руб. асс. в год. Но размеры покупки книг выходили за пределы штатной суммы. Из служебной переписки видно, что в конце 1830-х годов начальство Московского округа, с разрешения министерства народного просвещения, доставляло Владимирской гимназии возможность приобретать книги в долг, при помощи средств Московского университета. Таким именно способом происходила усиленная выписка книг по латинской и греческой словесности в 1837, 1838, 1839 и 1840 годах. Книги эти выписывались начальством Московского округа из-за границы, при посредстве С.-Петербургского книгопродавца Эгерс и К, в канцелярию округа и оттуда пересылались во Владимирскую гимназию.
Фундаментальная библиотека помещалась в одной комнате с Физическим Кабинетом. Заведывание ей по уставу 1828 года возлагалось на одного из старших учителей – по выбору директора. В 1835 году инспектором гимназии был назначен учитель математики Соханский, он около 2-х лет продолжал нести обязанности библиотекаря, но наконец стал тяготиться ими и просил директора передать заведывание библиотекой кому-либо из старших учителей. Директор в 1837 году предложил принять библиотеку учителю высших частей математики и физики – Небабе. В феврале 1838 г. Небабе удалось избавиться от заведывания библиотекой, передав его учителю греческого языка Деличу, который был библиотекарем до 1842 г. Библиотека была сдана Деличем инспектору Соханскому, а затем была поручена учителю латинского зыка Лыткину, в руках которого оставалась до 1857 г.
Быстрый рост фундаментальной библиотеки был остановлен пожаром в главном доме гимназии, происшедшем 29 марта 1840 года.
Библиотека вся полностью сгорела. К началу 1844 г. в библиотеке оказывается 485 названий в 1358 томах, т.е. менее половины количества, числившегося в 1834 г.
В начале 1841 г., до открытия пансиона, дворянством была ассигнована сумма в 3000 руб. асс. на заведение пансионской библиотеки. Несколько месяцев этой библиотекой заведывал инспектор Соханский, в августе 1842 г., по предписанию директора, обе библиотеки – пансионская и фундаментальная – перешли в заведывание учителя Лыткина. Позднее пансионская библиотека слилась с фундаментальной.
В августе 1863 г. была учреждена в гимназии библиотека для учеников, или ученическая. Вначале она состояла из 102 назв. в 177 т. и помещалась вместе с фундаментальной библиотекой, находясь в заведывании библиотекаря последней до 1868 г.
В 1868 г., по распоряжению учебного начальства, при гимназии была учреждена «библиотека о местном крае», входящая, как особый отдел, в состав фундаментальной библиотеки.

Большой пожар 1840 г. истребил все здание гимназии. О пожаре в гимназии первое документальное известие находим в рапорте и.д. директора училищ – инспектора гимназии Соханского попечителю Московского учебного округа от 29 марта 1840 г. «С величайшим прискорбием честь имею донести Вашему Превосходительству о несчастье, постигшем наше заведение. В начале 2-го часа по полуночи, с 28 на 29 марта, в бель-этаже гимназического корпуса в экзаменной зале, в углу близ печи, подле внутренней стены, из-под пола показалось пламя и в самое короткое время распространилось по всей зале. Все усилия подавить пожар в самом его начале остались тщетными, потому что дым, наполнивший мгновенно залу и смежные с ней комнаты – библиотеку и физический кабинет,- отнимал возможность приблизиться к горевшему полу. Оставалось спасать то, что можно было спасти. Первым предметом моего попечения была библиотека, но она отделялась от залы створчатыми, неплотно затворявшимися дверями, и вход в нее был через объятую пламенем залу. Покушались проникнуть в нее с другой стороны – через физический кабинет; задыхаясь от дыма едва успели спасти большую часть кабинета, но в библиотеку проникнуть не было никакой возможности, а потому она вся сделалась добычей пламени. Все дела, документы и приходо-расходные книги из канцелярии спасены…» И.д. директора ходатайствует о разрешении временно поместить гимназические классы в доме, принадлежащем гимназии, но занимаемом уездным училищем. А последнее поместить в квартире и.д. директора во флигеле.
Результаты пожара были таковы: сгорел дом, сгорела классная мебель, часть физических приборов и вся библиотека: из последней сохранилось только несколько десятков книг, бывших на дому у преподавателей.
11 февраля 1841 г. и.д. директора училищ инспектор гимназии Соханский доносит попечителю округа, что «утром 10 числа сего февраля старший учитель Владимирской гимназии высших частей математики Дмитрий Небаба – лишил себя жизни – застрелился».

Здание пансиона получилось очень большим и вместительным. Сюда решили перевести и всю губернскую мужскую гимназию, и в 1841 г. гимназия была переведена в новое здание.

В 1876-1877 гг. в гимназии было 270 чел. и до 80 пансионеров. С 1865 г. число учеников уменьшилось; причина преобразования гимназии в классическую, сокращение числа льгот, установление испытаний зрелости. Только в 70-х гг. воинская повинность привлекла белее учеников, особенно из городских и сельских сословий, процент которых значительно возрос. Педагогическая часть поставлена лучше, учащийся персонал умножился. Директоров за все время существования гимназии было 10, учащих в первое время 6 ч., в 1859 г. 11 чел., в 1876 г. 18 чел. Гимназия состоит из 9 классов (8 нормальных и 1 приготов.), прием в начале августа: в приготовительный класс мальчики 8-12 лет (умеющие читать и писать), в 1-й класс 10-13 лет (беглое чтение и письмо, первые арифметические действия, молитвы), во 2-й класс 11-14 лет, в 3-й класс 12-15 лет и т.д.
Плата 15 руб. за приходящего. Преподаются следующие науки:
1) закон Божий (молитвы, священная история, пространный катихизис, богослужение, история церкви – всего 15 ур.),
2) русский язык в связи с церков. славянск. (вся грамматика до V кл., словесность с V кл., русская литература с VI кл., 30 уроков,
3) латинский язык (вся грам. до VII кл., с VII кл. практика – 49 ур.),
4) греческий язык (грамматика до VII кл., с VII кл. упражнения, 37 ур.),
5) математика (арифметика до IV кл. – 14 ур., алгебра с III до VIII кл. – 8 ур., геометрия с IV до VII кл. – 5 ур., тригонометрия в VII кл. – 2 ур., повторение в VIII кл. – 3 ур., всего 32 урока),
6) математическая география (в VIII кл. – 1 ур.),
7) физика (с VI кл. – 6 ур.),
8) естественная история (геология, минералогия, ботаника и зоология в VI кл. – 2 ур.),
9) история (эпизодический курс с III до V кл. – 4 ур., систематический с V – 8 ур.),
10) география (общая I-III кл., русская – IV кл., повторение с VII-VIII кл. – 10 ур.),
11) немецкий язык (грамматика со II-IV кл., повторение и переводы с VII-VIII кл., 19 ур.),
12) французский язык (грамматика со II-IV кл., повторение и перевод. с VII-VIII кл., 19 уроков).
Недельных уроков в приготов. 14, в 1-м – 20, во 2-м – 25, в 3-м – 31, в 4-м – 32, в 5-м – 31, в 6-м – 29, в 7-м – 25, в 8-м – 28; весь курс 235, или около 8,000 часов. Кроме того, пение и гимнастика. Учение с 9 ч. утра до 2 ½ дня. Окончило курс в 1877 году 8 чел. (т.е. 3 % общего числа) с правом поступить в университет (с проверочным испытанием), вступить на гражданскую службу и получить чин коллежского регистратора; по отношению к воинской повинности во 2-м разряде. Содержание гимназии до 40 т. руб. в год, т.е. 148 руб. на ученика (личный состав до 28 т. руб., хозяйственные расходы до 12 т.).
В гимназии хорошая библиотека, обильно снабженный естественно-исторический кабинет, домовая церковь во имя св. Александра Невского и ссудо-сберегательная касса служащих. Помещение довольно просторное, классы во втором этаже, окнами на север, спальни большие. Что касается внутренней жизни, то ученики, выросшие в раздолье Владимирских садов и валов, не очень склонны точно следовать всем правилам. При том домашняя обстановка мало содействует усилиям воспитателей, и родители в большинстве случаев обращают внимание на учебную деятельность молодых классиков только тогда, когда те начинают получать так называемые неудовлетворительные баллы.
В 1862 году по инициативе К.Н. Тихонравова был основан краеведческий музей, который разместился в одном из залов губернской мужской гимназии.
В 1869 г. была открыта постоянная выставка продукции мануфактур и заводов губернии в одном из залов губернской мужской гимназии. Как следует из отчетов комитета, экспонаты пополнялись главным образом за счет пожертвований частных лиц, в первую очередь самих членов комитета.
В 1870 году по западной границе усадьбы было пристроено двухэтажное каменное крыло.

Из стен гимназии вышли многие выдающиеся деятели отечественной науки и культуры. В числе их: Смирнов Дмитрий Александрович (1819—1866) — писатель, биограф А. С. Грибоедова; Столетов Николай Григорьевич (1834—1912) — генерал, дипломат, ученый-географ, герой русско-турецкой войны, организатор болгарского ополчения; Столетов Александр Григорьевич (1839—1896) —ученый-физик, профессор Московского университета, создатель первой физической лаборатории, основоположник электротехники; Златовратский Николай Николаевич (1845—1911) —писатель-разночинец; Зворыкин Николай Алексеевич (1854—1884) — физик, магистрант физико-математического факультета Московского университета; Альбов Николай Михайлович (1866—1897) — крупный ученый-ботаник и географ, путешественник; Кардовский Дмитрий Николаевич (1866— 1943) — график, театральный художник и живописец, крупный педагог; Власов Александр Константинович (1868—1922) — ученый-математик, профессор Московского университета, автор «Курса высшей математики», разрабатывал вопросы проективной и начертательной геометрии; Саваренский Федор Петрович (1881 —1946) — гидрогеолог, создатель новой науки — инженерной геологии, академик, профессор, научный консультант крупнейших строек страны (Днепрострой, метрополитен и других); Батурин Павел Степанович (1889—1919) —революционер, комиссар чапаевской дивизии; Благонравов Анатолий Аркадьевич (1894—1975) —доктор технических наук, профессор, академик, дважды Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, осуществлял большие работы по исследованию космического пространства; Безыменский Александр Ильич (1898— 1973) — известный советский поэт, один из организаторов владимирской комсомолии; Воронин Николай Николаевич (1904—1976) — исследователь древнерусской культуры, доктор исторических наук, профессор, лауреат Ленинской и Государственной премий, почетный гражданин г. Владимира.
Этот длинный список можно было бы еще продолжить, но и по нему можно судить, какое славное учебное заведение страны находилось в этих стенах.

Домовая Церковь Александра Невского при мужской гимназии (утрачена)


Звонница, отмечающая место домовой Александро-Невской церкви при мужской гимназии во Владимире. Вид с северной стороны.

По инициативе С.Н. Богданова был поднят вопрос об устройстве при пансионе домовой церкви во имя Св. Благов. Князя Александра Невского. Собрание предводителей и депутатов в заседании 27-го апреля 1840 г. решило ассигновать из экономических дворянских сумм в виде особого пожертвования 9500 руб. на устройство церкви; а на содержание ее отпускать ежегодно по 1600 руб. 15 октября 1840 г. последовало согласие министра, 30 апреля 1841 г. состоялся указ Свят. Синода о разрешении устроить церковь при пансионе, 8 июля эта церковь была уже готова отделкой.
24 августа 1841 г., с благословения архиепископа Владимирского Парфения, состоялось освящение церкви. Совершено оно было присутствующим во Владимирской консистории о. архим. Иеронимом в сослужении протоиереев кафедрального собора о. Павла Ставровского, ключаря о. Иоанна Доброхотова, настоятеля приходской Николозлатовратской церкви о. Иоанна Остроумова и законоучителя гимназии о. Иоанна Миловского. Последний был утвержден настоятелем пансионской церкви, а причетником – церковник Успенского женского монастыря Иван Смирнов. Экзекутор дворянского собрания кол. ас. Танков изъявил желание быть старостой.
Престол в ней был один во имя св. благов. Кн. Александра Невскаго. Причта по указу св. Синода 1841 г. положено: «священникъ и псаломщикъ. На содержание причта положенъ окладъ: священнику 200 р., псаломщику 100 р.»
21 сентября 1875 г. Муромского уезда села Жайского причетник Николай Вишняков перемещен в г. Владимир к Александровской, что при дворянском пансионе, церкви.

Поучение к воспитанникам Владимирской гимназии, в день храмового праздника Св. Благов. Велик. Кн. Алекс. Невского (23 ноября 1876 г.)

Корень премудрости, еже боятися Господа. Исполнение премудрости, еже боятися Господа. Венец премудрости – страх Господень (Сир. 1, 20. 16. 18.).
Любезные воспитанники!
Пользуясь вашим совокупном собранием в храме Божием в настоящий день вашего училищного праздника, я обращаю ваше внимание на вышеприведенные замечательные слова свящ. мудреца. Желал бы я, чтобы в усвоили сердцем и душой его взгляд на дело, составляющее цель всей вашей учебной жизни и деятельности, и значит в высшей степени для вас дорогое и важное, т.е. на науку и образование, или – как он говорит – на премудрость. Под этим именем разумеют обыкновенно многознание, или разностороннее и глубокое развитие умственных сил в человеке. Священный же мудрец говорит, что если это многознание не приводит к Богу, и если это развитие не соединено с страхом Господним; то оно не имеет ни здорового корня, ни надлежащего завершения, и значит может быть фальшиво и бесценно. Как было бы жаль. Если бы вы по неведению, или по узкости взгляда на образование, стали гоняться только за его призраками, и, истративши столько сил и трудов в школе, в результате получили бы вещь, не стоящую внимания, или даже непотребную и опасную!..
Попробуем же, под руководством священного мудреца, установить истинное понятие о мудрости. Поелику кроме ума, ищущего знания, в нас есть еще другие, не менее высокие способности и потребности, так – есть у нас сердце, жаждущее наслаждений и счастья, есть свободная воля, стремящаяся к добродетели; то без всякого сомнения мудрецов не по имени, а на самом деле может быть назван только тот, кто развит по всем сторонам человеческого духа, т.е. когда он не только умен и учен, но и прекрасен по сердцу и добродетелен в жизни. Не так ли? И вот если бы знание и развитость умственная необходимо вели за собой и счастье и добродетель; тогда конечно они были бы и началом и венцом премудрости. Но к сожалению, это не всегда бывает в опыте,- и эта горькая истина всем нам конечно слишком хорошо известна. Рядом с обширной ученостью бывает в людях и поразительная черствость сердца и грубость чувств, а в жизни растление и пороки. Тот же самый человек, который так прекрасно умеет рассуждать о достоинстве человеческом и добродетели, нередко в жизни на каждом шагу опровергает свои возвышенные теории. Грустная – говорим – эта истина,- и однако же она не подлежит сомнению.
Где же искать ту силу, которая могла бы уравновешивать в человеке все его потребности, и давала бы стройное и согласное направление всем его способностям? Эта-то сила и есть, по словам св. мудреца, страх Господень, т.е. живое религиозное чувство, низводящее к нам всесильную и освящающую благодать Божию. В самом деле искренний и истинный христианин, в сердце которого живо сознание своей внутренней связи с Богом,- который ходит непрерывно под всевидящим взором Отца Небесного, любящего и милующего, но в тоже время гнушающегося всякой неправдой,- такой человек имеет столь сильные побуждения к добродетели и столь крепкие опоры для нее, каких не может дать ни какая мудрость земная.
Не то, чтобы здесь действовал собственно страх перед правосудием Божиим и боязнь наказания. Не эти чувства преобладают в боголюбивой душе христианина, и не они собственно дают силу его воле. Дело здесь гораздо глубже и таинственнее, чем м. б. думается. Не за тем Господь Спаситель приходил на землю, чтобы уяснить горькую судьбу, ожидающую грешников в будущей жизни, или только начертать высокий идеал богоподобия, и предложить его в Своей жизни для нашего подражания. Нет, таинственным и непостижимым образом Он прививает к себе самую натуру нашу падшую и растленную, и сообщает ей новую благодатную жизнь, как добрая маслина – привитым к ней диким лозам. Люди, емлющиеся за Христа Спасителя не на словах и по наружности только, а всем сердцем и душой, обретают в себе необыкновенную мощь и силу на всякое дело благое, и безбоязненно идут навстречу всяким опасностям и искушениям. Вспомните то злополучное время, как некогда язычество, озлобленное успехами Христовой веры, подняло, можно сказать, все силы ада против кротких и смиренных христиан, думая стереть их с лица земли. И что же? Бешенный фанатизм язычников встретил такую силу в малом стаде Христовом, об которую сокрушился сам. Но и доныне все хотящие благочестно жити, т.е. истинные ученики Христа Спасителя, гонимы суть,- гонимы от духа времени, от растленных обычаев мирских, от злобы и высокомерия глаголемых мудрецов,- и однако-же это не сокрушает, а только возвышает их добродетель. Они постоянно слышат в себе сладкий голос Отца Небесного, указующий им прямой и светлый путь к нравственному совершенству, которого так усиленно, но безуспешно отыскивают мудрецы века сего. Поразительны бывают те примеры, как иногда и простые люди, под руководством Евангелия и таинственно осеняемые благодатию Божией, обнаруживают необыкновенно тонкое понимание всего высокого и благородного, и в своей суровой и гнетущей обстановке являют себя истинными героями добродетели. Поставьте рядом с этими светлыми, хотя м. б. и непривлекательными с виду личностями, наших ученых моралистов, у которых нередко путаются и туманятся самые понятия о добродетели, а в жизни большей частью преобладает сухой и отталкивающий эгоизм; припомните наших пресловутых мудрецов, которые всю судьбу человека ограничивают землей и телом, отрицают самостоятельное бытие его богоподобной души, и род людской производят от безсловесных животных,- приведите, говорю, все это себе на мысль, и вы поймете всю неотразимую правду и силу слов божеств. мудреца, что корень премудрости – еже боятися Господа, а венец премудрости – страх Господень. А без этого венца – как уродлива и дика бывает вся мудрость человеческая!
Все это к тому говорится, чтобы вы от юности возлюбили Господа Спасителя и его божественное слово, заключенное в Евангелии. Приложите все ваше усердие, чтобы усвоить это слово, но не умом только, а главным образом сердцем и душой. Постарайтесь внести во всю свою жизнь, и учебную и домашнюю, дух Христов, так чтобы в мыслях ваших было смирение и простота веры, в сердце – чистота и непорочность, в делах – пристойность, трудолюбие и святость. Не бойтесь, и не представляйте всего этого чем-то необыкновенным, страшным и тяжелым. Сам Господь сказал, что иго Его благо и бремя Его легко есть, т.е. святой закон Его достолюбезен и родственен нашей душе,- можно прибавить,- в особенности юной душе, еще не омраченной непотребными страстями и не испорченной жизнью. И если бы, в самом деле, вы захотели заняться очищением своего сердца и воспитанием себя по духу Христа Спасителя тек же серьезно и усердно, как занимаетесь, в большинстве, наукой, то сколько бы цены прибавилось всем вашим познаниям, сколько добрых надежд можно бы возложить на вас в будущем! Есть кажется предубеждение, что наука и религия – две вещи несовместимые. Не верьте этому! С сего святого места и от имени Божия говорю вам, что это неправда. И проповедуют эту неправду обыкновенно люди, с одной стороны, не имеющие истинной и глубокой учености – люди односторонние, а с другой стороны – убогие в нравственном отношении, неведующие Писания, ни силы его. Нет, любите науку, и занимайтесь ею столько, сколько найдете в себе сил! Наука – свет, наука – жизнь для ума нашего. Она дает быстрый и высокий полет нашему духу, широко открывает перед нами прекрасный мир Божий,- и значит тоже ведет ко Христу, как и слово Божие. Знаменитейшие отцы Церкви, Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст были ученейшими мужами своего времени,- и сколько прекрасных и истинно-христианских плодов принесла им наука! Но помните, что сие бывает только в том случае, если занятие науками идет при светоче слова Божия и под легким, благим бременем закона Христова. Что же вам мешает поступать именно так?!..
Молитвами св. отцов Церкви, великих образцов христианской науки, и св. Благовер. Кн. Александра, покровителя нашего учебного заведения,- да будет сие с вами!
Аминь.
/Протоиерей Михаил Иванович Херасков/

1880 г. заявление церковного старосты домовой церкви мужской гимназии Н.Д. Микулина, в котором он, в числе недостатков, замечает, что при церкви нет:
«1) Плащаницы и раки, в которую она полагается.
2) Икон двунадесятых праздников, именуемых святыми.
3) Порядочного Евангелия (единственное, которое имеется, обносилось и давно уже не застегивается).
4) Панихидного столика с принадлежностью.
5) Ни одной порядочной пелен для аналоев».
Сверх того, не говоря уже о разных мелочах, добавляет, что в ризнице имеется только один порядочный подризник, облачение на диакона весьма скудное, и что, по его соображениям, для удовлетворения церкви в предметах наиболее необходимых, потребно не менее 1000 руб.
Губернское земское собрание постановило: отпустить в распоряжение церковного старосты домовой церкви мужской гимназии на необходимые потребности – 1000 руб.

Церковь и гимназия существовали до 1918 г.
В 2002-2003 гг. к фасаду бывшего здания гимназии пристроена двухарочная звонница как памятный знак утраченному храму. Красно-кирпичная звонница - повторение ранее существовавшей на этом месте храмовой звонницы, которая долгое время стояла без купола после закрытия домовой церкви.
Архитектор: Петров Е.Я., Дрегалов В.Г.

Гимназия состояла из девяти классов ("восемь нормальных и приготовительного"). Плата с приходящих 40 рублей в год. В пансион принимаются лишь дети дворян, бедные бесплатно, остальные с платой 240 рублей в год. В настоящее время в гимназии обучается 250 учеников" (В. Гeоргиевский. "Город Владимир..." 1896).

В 1900 году учащихся в гимназии было 400.

В 1918 году гимназия была преобразована в «Первую советскую школу второй ступени».
В 1919 году школа была закрыта Советскими властями.
В 1950 году школа вновь открыта как средняя женская школа № 23.
В 1954 году заведующим учебной частью Ю.И. Лукьяновым предлагалось присвоить школе № 23 имя А.Г Столетова в связи со 150-летним юбилеем со дня организации гимназии, однако этот вопрос был решён только в 1970 г. В этом же 1954—1955 учебном году в школе № 23 объединили мальчиков и девочек.
В настоящее время в здании располагается - Владимирская городская детская художественная школа.
ДХШ образована в 1970 году. С того времени школа выпустила не одну тысячу своих учеников, многие из которых впоследствии стали профессиональными художниками, работниками культуры, архитекторами. А главное – обогатились духовно, приобщились к миру искусства и вносят достойный вклад в дело духовного возрождения России, укрепления ее статуса великой державы в мировом сообществе в сфере образования, культуры и искусства.
Образование в губернском городе Владимире

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Jupiter (21.03.2016)
Просмотров: 370 | Теги: Владимир, учебные заведения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика