Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
20.11.2017
14:27
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 381

Категории раздела
Святые [133]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [719]
Суздаль [242]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [183]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [46]
Юрьев [100]
Судогда [31]
Москва [41]
Покров [52]
Гусь [46]
Вязники [121]
Камешково [46]
Ковров [132]
Гороховец [29]
Александров [132]
Переславль [83]
Кольчугино [21]
История [14]
Киржач [37]
Шуя [71]
Религия [2]
Иваново [28]
Селиваново [6]
Гаврилов Пасад [4]
Меленки [14]
Писатели и поэты [8]
Промышленность [15]
Учебные заведения [3]
Владимирская губерния [1]

Статистика

Онлайн всего: 28
Гостей: 28
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Владимирская губернская мужская гимназия

Губернская мужская гимназия

По именному указу Императрицы Екатерины II от 12 августа 1786 г., Главное народное училище открыто во Владимире 22 сентября 1786 г.

В 1804 года Главное народное училище было преобразовано в мужскую гимназию, а малые народные училища – в уездные, а особо от последних повелено учредить приходские школы по городам и значительным селам Владимирской губернии с учителями – священниками и диаконами.
8 сентября 1802 года учреждается в числе других и министерство народного просвещения; 24 января 1803 года возникает шесть учебных округов и издаются «Предварительные правила народного просвещения», излагающие главные основания предстоящей реформы. «Устав университетов и подведомых им учебных заведений», Высочайше утвержденный в 5-й день ноября 1804 года, завершает дело. Этих данных достаточно, чтобы судить о том, с какой поразительной быстротой совершилось преобразование. Такая поспешность, без сомнения, не могла не отразиться на внутреннем достоинстве нового порядка и послужила причиной некоторых существенных пробелов и промахов. Достаточно указать на то, что само открытие гимназий, в том числе и Владимирской, состоялось на основании одних «Предварительных правил», за несколько месяцев до обнародования самого Устава.
К августу 1804 г. все было готово к открытию гимназии, и подготовительные меры были завершены присланными в июле рисунками форменного мундирного платья для чиновников Московского учебного округа, на основании Высочайшего указа, данного в 9-й день апреля 1804 г.: однобортный фрак темно-синего сукна с высоким стоячим воротником и обшлагами малинового цвета, золотыми гладкими пуговицами и золотым же шитьем.

Последним директором главного училища с 1802 по 1804 гг. был Алексей Алексеевич Цветаев. Он же был директором гимназии с 1804 до 1808 года.
7-го августа 1804 г. состоялось и само открытие гимназии, в присутствии представителя от Московского университета — профессора Михаила Никитича Снегирева, преосвященного Ксенофонта, гражданского губернатора князя Ивана Михайловича Долгорукого и многих почетных лиц города и других ревнителей просвещения. В гимназическом зале, украшенном живописными портретами Екатерины II «яко первой виновницы в России начавшей вятшее просвещение», Императора Александра Павловича и Императрицы Елизаветы Алексеевны, совершено было торжественное молебствие с водоосвящением, после чего преосвященный Ксенофонт окропил св. водою классные покои и в них учащих и учащихся и благословил их иконою живописною св. Благоверных Князей и Владимирских чудотворцев Георгия, Андрея, Глеба и Александра Невского.
По окончании торжества, профессор Снегирев в общем собрании директора и учителей дал им инструкцию касательно ведения дела в новоустроенной гимназии, а затем вручил директору письменное изложение того же для непременного руководства к содействию, пользе и благоустройству заведения, не обременяя высшее начальство излишними и напрасными донесениями. Учителям предписывается вести каждому свою особую записную книгу ученикам, составлять месячные ведомости с отметками и подавать их не позже 2-го или 3-го числа каждого месяца директору при особых рапортах. В отдельности учителю исторических наук Виноградову поручена забота о собирании и помещении в книгохранилище естественных произведений Владимирской губернии, особливо из царства растений. Учитель физико-математических наук Боголепов должен всемерно стараться приохочивать учеников к изучению латинского языка и усугубить прилежание свое к преподаванию оного, не взирая на то, что некогда обучать оному будет другой учитель; ибо при сих обстоятельствах умножение числа учащихся и успехи их в вящшую послужат ему честь и одобрение и конечно обратят особенное внимание высшего начальства. Учитель французского и немецкого языков фон-Ферельцт тем с большою ревностью и прилежанием обязан обучать оным в гимназии, что содержит частный пансион. Ибо малейшее его в оной нерадение подаст вероятный повод к заключению, что он, руководствуясь корыстолюбивыми видами, желает ко вреду гимназии умножить число учащихся в своем пансионе, через что может он лишиться не только выгод и преимуществ, с учительским знанием сопряженных, но и права содержать пансион. Таковые же следствия иметь будет и внезапное его намерение прежде определения на место его других учителей оставить нынешнюю должность свою в гимназии.

Вскоре после гимназии было открыто уездное училище, и разместившееся в нижнем этаже корпуса присутственных мест.
Во Владимирском Главном народном училище в момент его преобразования в гимназию было 103 ученика; из них 53 ученика III и IV классов переведены были в I и II классы гимназии, а остальные 50 учеников I и II класса Главного училища составили комплект Владимирского уездного училища.


Улица Б. Московская, д. 37

На случай открытия гимназии губернатор Князь Долгоруков написал оду, которая была прочитана публично при торжестве открытия. Здесь замечательна опять не высота поэзии, но его патриотическое понятие о цели просвещения:
Не в том прямое просвещенье,
Чтоб мир стараться претворить!
О! Коль безумно заблужденье
Творца творению учить!
Но плод наук и прилежанья,
Смиряя буйственны желанья,
Творит из нас честных людей,
Царю, отечеству полезных,
Своим согражданам любезных,
Надежным твердостью мужей!
«Полетели,- говорит Князь Долгоруков,- о таком отличном торжестве повсюду рапорты; зазвонили повсеместно газеты; а дома, между своей братьи, я прозван был, как водится, меценатом и покровителем наук! Как дешево покупаются самые отличные имена!».
В первое время своего существования гимназия устроилась в прежнем помещении бывшего Главного народного училища и в нем оставалась до 1807 г. Однако, если помещение это и удовлетворяло потребностям Главного училища, оно оказалось и тесно и неудобно для гимназии. Еще в 1803 г. визитатор Дружинин, ревизовавший училища Владимирской дирекции, указывал гражданскому губернатору князю Долгорукому на настоятельную необходимость приобрести для будущей гимназии более подходящее помещение (отнош. к губерн. 21-го августа 1803 г.). С этой целью сам Дружинин осматривал город и наметил несколько подходящих пунктов, удобных для возведения нового здания для гимназии; таковыми оказались: пустопорожнее место, оставшееся по сломке бывшего генерал-губернаторского дома; такое же пустое место между Дмитревским собором, церквами Борисоглебской и Никольской и Рождественским монастырем. Но в конце концов наиболее целесообразным Дружинин нашел — прикупить, если возможно, примыкающий к старому училищному зданию с левой стороны ветхий деревянный дом с землею купца Лазарева и расширить старое здание посредством пристройки. Однако, ни одному из этих предположений не было суждено осуществиться.


«Губернаторский Дом»
Ул. Большая Московская, д. 24

Министерство просвещения заботилось о приобретении домов для губернских гимназий. Казна отпускала на этот предмет большие суммы денег; но постройка требовала много времени, а между тем помещение владимирской гимназии было очень тесно. Губернаторский дом обратил на себя внимание ученого начальства, и директора гимназии, от имени университета, вошел об этом в отношение с губернатором, без согласия которого предположение это не могло исполниться. Дом (ул. Большая Московская, д. 24), лично для Князя Долгорукова, был велик; кроме того все напоминало в нем ему потерю жены: это ускорило его согласие на уступку дома. «Я не хотел в нем жить,- говорил он,- но не хотел и того, чтобы преемник мой, вступя в него и располагая комнатами по произволу, мог поместить в них, кто любовницу, кто собак, кто иное что. В самом том покое, в котором жила Евгения, и тем осквернить место последнего ее издыхания. И для того я рассудил обратить этот дом в казенный навсегда. Отдав его под гимназию, я знал, что никакое частное лицо, распоряжаться им и распоряжаться в нем по прихоти – не станет. Храм наук удалял от этого дома всякую идею соблазна и нечистоты». В письме директору гимназии, Алексею Алексеевичу Цветаеву от 15 октября 1806 года, он пишет, как приято ему, что дом, в котором жила и скончалась добродетельная жена его, обратившись в общественное здание, не будет впредь зависеть от личных прихотей того, или другого, а будет служить, так сказать, памятником и той, которая провела в нем последние дни свои. Вместе с этим отношением препровождал он к директору гимназии два письма московских книгопродавцев о напечатании второго издания его сочинений, предоставляя директору войти с ним, или с кем угодно, в условия о напечатании не только этого издания, «но и всех тех, кои впредь быть могут», с дополнительными, какие во всю его жизнь окажутся, сочинениями, и обратить в пользу гимназии, «с распространением права гимназии на оныя до такой отдаленности времени, колико человеческия предположения в пространство будущего углубиться могут; чтоб и по смерти его все, что найдется к печатанию терпимым», не иным каким либо образом явилось в публике, как с доставлением всех от того выгод и прибытков в пользу гимназии. Это предположение не состоялось.
Далее изъявлял он желание, чтоб польза гимназии от сих изданий состояла в приобретении не денег, а книг, дабы со временем основалась в владимирской гимназии библиотека, и чтобы для сего назначена была та комната, в которой скончалась жена его; также просил директора принять в заведывание гимназии и его собственные для содержания книг шкафы.
К этому прибавляет он и причину пожертвования, которая состояла в том, что время первого издания его сочинений была та эпоха, в которую он наименован начальником Владимирской губернии, и что московскому университету он обязан раскрытием своих дарований. На все это Князь Долгоруков сделал формальный акт, в роде духовного завещания, который был принят и утвержден университетом.
«Университет, удовлетворяя моему желанию, прислал на мое имя бумагу, изъявляющую лично его мне признательность за мое приношение, а директору наслано повеление: оставя помянутый покой в настоящем его виде, выставить в нем бюст мой и женин, сделать ковчег для сохранения моего акта и украсить его приличною надписью с краткою биографией покойной в память ее редким достоинствам душевным».
«Я чрезвычайно был обрадован таким вниманием университета, и тем более, что он не сам собою только, но с дозволения товарища г. министра просвещения М.Н. Муравьева удостоил меня такой отличительной чести».
«По некотором времени комната приняла предназначенный ей вид. В ней моим коштом сделан купол на столбах, под коим на площадке, тремя ступенями от полу возвышенной, поставлены были мой бюст и женин на высоких колоннах между ими, на лакированной тумбе, раззолоченный резной ящик скрывал в себе вышеписанный акт, на ящике изображалась надпись в стихах моего сочинения:
Евгения была изящность естества;
Семнадцать лет вкушал с ней райских дней блаженство;
В чертах ее лица зрел мира совершенство;
В чертах ее души зрел образ божества!
Выше его на стене повешена была доска, с кратким описанием рода, воспитания и жизни покойной жены моей. Памятник сей, прекрасно отработанный и представляющий над собой герб фамилии Долгоруких, отменно украшал комнату, и во всей своей неприкосновенности, до выезда моего из Владимира, и даже после, слышал я, сохранился. Все стены комнаты занимали шкафы с книгами; а монумент стоял на самом том месте, где скончалась Княгиня. Тяжело очень мне будет, если когда-либо при жизни моей упразднится этот памятник. Молю Бога, да благословит навсегда сие дело рук моих. Но люди умеют ли что-нибудь ценить достойным образом! Падали бронзы, сокрушались мраморы, истреблялись лики божества! И мне ли сметь надеяться, что устроит против тли, все в свете губящей, мавзолей бесценный для меня, но для света едва известной, супруги!»
Московский университет не преминул воспользоваться удобным случаем, и приобретение губернаторского дома за 30 тыс. руб. ассиг. состоялось очень скоро. Высочайший указ от 25 августа 1806 г. передает дом в училищное ведомство, а 12 марта 1807 г., в день восшествия на престол Императора Александра I, гимназия уже вступает во владение своим новым помещением, отпраздновав это событие торжественным актом.
Так мужская гимназия в 1806 г. была переведена в губернаторский дом (ул. Большая Московская, д. 24), а в комнате, где умерла жена губернатора была открыта Гимназическая Библиотека.
Новые помещения гимназии стали известны под именем большого гимназического дома; старое здание, под названием малого гимназического дома, осталось также в училищном ведомстве, и в нем помещено было уездное училище.
Большой гимназический дом состоял из 4-этажного здания с двумя при нем флигелями, одним — двух-этажным по левую сторону (дом Славнова, ул. Большая Московская, д. № 26,) и другим — одноэтажным с правой стороны от входа во дворе. Все эти здания — каменные. Кроме того, в глубине гимназического двора, в двух-этажном флигеле, помещалась аптека Приказа общественного призрения. Будущий проезд от главной улицы к старой аптеке, между домами Славнова и Философова, составлял тогда часть гимназического двора.
Новые здания перешли во владение гимназии в довольно ветхом состоянии; настоятельно необходим был капитальный ремонт. Профессор Снегирев, посетивший гимназию с сентябре 1808 г., подробно осматривал новое приобретение гимназии и нашел его крайне неисправным. Требовалось оштукатурить все строения внутри и снаружи, перекрасить крыши, фундаментально починить балкон с лицевой стороны большого дома, грозящий падением, так как четыре каменных столба, на которых он покоится, сильно повреждены, а перила его полуобрушены. Внутри большого дома необходима перекладка всех печей, перестилка и окраска полов, равно дверей и оконниц. Надворные деревянные постройки надо все перебрать вновь, а оба флигеля на столько плохи, что не тронутыми в них можно оставить лишь одни капитальные стены; притом малый флигель во дворе, где помещалась губернаторская кухня и жилые покои для служителей, совершенно не годится для жилья и может быть обращен только в сарай. Однако, недостаток средств не позволил гимназии немедленно же произвести этот капитальный ремонт, так что пришлось ограничиться только частными поправками, нетерпящими отлагательства.
Помещение в гимназических зданиях распределено было следующим образом: в большом доме нижний этаж заключал в себе парадные сени, кухни и подвалы; во втором этаже четыре комнаты заняты были классами гимназии и устроены две квартиры для учителей, по 2 комнаты каждая. В бель-этаже, состоявшем также из 8 больших комнат, размещены были библиотека, канцелярия, физико-математический и естественно-исторический кабинеты и зал для торжественных собраний. Наконец верхний четвертый этаж отведен был под квартиры директора и других учителей.

В 1808 году Дмитревский Дмитрий Иванович уволился от службы в Московском почтамте и в сентябре того же года (по Страхову — 7 числа, а по аттестату из Московского Университета — 20 числа) был определен в должность директора Владимирских училищ. Дмитриевский был директором гимназии с 1808 по 1828 год.

Князь Долгоруков принимал живейшее участие в успехах и благосостоянии гимназии, посещая все публичные ее акты, также поощряя и содействуя к учреждению литературных бесед, которые ознакомлять с публикой и одушевлять своим присутствием – было всегда приятнейшим его удовольствием.
В 1807 г. вышло второе издание сочинений Долгорукова в типографии Пономарева с тем, чтобы на вырученные на это деньги ежегодно покупались книги для составления в владимирской гимназии библиотеки. Пономарев обманул и университет и гимназию. Университет решился защищать права контракта, но во время вторжения в Москву неприятеля в 1812 г. многие акты университета пропали. Процесс кончился ничем, и гимназия ничего не получила.

Гимназической Театр.
Когда губернаторский дом перешел в ведение гимназии, губернатор князь Ив. Мих. Долгорукий просил директора оставить на некоторое время в гимназических сараях несколько вещей, для которых не находилось пока места в его новом помещении, между прочим в принадлежности его домашнего театра. Директор изъявил, конечно, свое полное согласие на это, но вместе с тем выпросил у князя разрешение пользоваться этими театральными принадлежностями для ученических спектаклей. Разрешение было дано, а в 1812 году, при выходе своем в отставку, князь Долгорукий подарил свой театр в пользу учащихся гимназии, также благодаря ходатайству Дмитревского. Никаких подробностей об ученических спектаклях до нас не сохранилось, а с 1814 года они совсем прекратились. Однажды в апреле этого года на сцене гимназического театра пленные французы, жившие во Владимире, разыграли трагедию «Магомет». Дело дошло до сведения попечителя Моск. учебн. округа Кутузова, а через него и до министра. Несмотря на оправдания Дмитревского, что это было дело губернатора, который устроил все почти без ведома директора, и что ученики гимназии на спектакле не присутствовали, попечитель округа потребовал, чтобы каждый раз, прежде чем ставить какую-либо пьесу, директор непременно извещал его об этом и ожидал особого разрешения. Благодаря этому стеснению, спектакли на сцене гимназического театра должны были прекратиться. Последнее упоминание о старых кулисах и других театральных принадлежностях мы встречаем в рапорте Дмитревского от 30 апр. 1826 г., в списке вещей негодных к употреблению; все они были за ветхостью исключены из описи, причем с нескольких более сохранившихся кулис снята была парусина; отдавши ее вымыть и выкрасить в синий цвет, директор распорядился сшить из нее несколько пар летних сюртуков и панталон, которые и были подарены семи бедным ученикам (рапорт 1 сент. 1827).

Музыкальный класс.
Некто Иван Фрейдекер подал 7 сентября 1809 г. прошение директору, в котором заявлял, что, разумея музыку и зная играть на разных инструментах, он желает «содействовать к пользе учащихся» и берется преподавать гимназистам 2 раза в неделю музыку безвозмездно. Директор, в своем представлении Училищному комитету, указывает на великую силу и влияние музыки на моральное образование юношества и находит вполне уместным открыть при гимназии музыкальный класс. Он отмечает при этом выгодные условия, которые предлагает Фрейдекер, соглашающийся из любви к искусству и к общей пользе давать даровые уроки, и отзывается о нем с большой похвалой как о человеке безупречного поведения и великом знатоке музыкального искусства. 3 ноября 1809 г. последовало разрешение от университета, а 17-го числа того же месяца состоялось открытие нового класса торжественным актом в присутствии многочисленной публики. При этом учитель Стрельцов прочел приличную случаю речь и оду своего сочинения. На первых норах заявило желание учиться музыке всего 13 учеников.
«Охотников нашлось бы еще больше, гласит протокол акта, но многие еще не обзавелись скрипками, или еще не получили разрешения от своих родителей». В 1810 году супруга губернатора, графиня Аграфена Сергеевна Долгорукая, подарила в пользу гимназии 8 духовых инструментов, и будущность музыкального класса была обеспечена. На акте в 1814 г. и последующих годах уже упоминается об ученическом оркестре, который исполнением музыкальных номеров доставлял публике большое удовольствие. В том же 1814 году директор выхлопотал Фрейдекеру содержание в 200 р. ас. в год из экономических сумм гимназии. Класс музыки просуществовал до 1824 года, когда должен был прекратиться вместе с прекращением пособия, получаемого гимназией от Приказа обществ. призрения.

Урываев Алексей Иванович (1789 - 1819) – поэт, учитель Владимирской мужской гимназии.

Передавая губернаторский дом во владение гимназии, князь Долгорукий оставил в нем некоторую часть его меблировки: несколько зеркал в рамах из красного дерева, несколько бронзовых люстр, двое стенных часов, и еще несколько мелких вещей, частью испорченных. Затем, из года в год, путем покупки или частных пожертвований, гимназия пополняла свою обстановку новыми предметами; так, в 1809 году куплены большие медные часы в футляре из красного дерева, в бель-этаже устроены две гостиных с мягкой мебелью, обитой ситцем (мебель прикупалась понемногу с 1809 по 1823 гг.), а стены украшались портретами членов Императорской Фамилии. Наблюдение за исправностью и порядком в гимназических зданиях возлагалось на учителей, имевших в этих зданиях казенные квартиры (согласно § 166 Устава). До нас сохранился ордер директора от 16 октября 1811 г., которым предлагается старшим учителям Боголепову, Воронину и Калайдовичу иметь надзор за порядком в большом гимназическом доме, за топкой печей, которая должна производиться днем, а отнюдь не вечером или ночью, и за освещением. Те же учителя по очереди должны непременно находиться вечером при уходе учеников из классов, дабы дети при них в порядке сошли с лестницы, все свечи из классов были вынесены и погашены, а печные трубы — везде закрыты. Тому же дежурному по дому иметь присмотр за свечей в парадных сенях, за запором наружных дверей и за исправностью ночного сторожа, от которого на другой день обязан принять рапорт о благосостоянии дома и с тем же отправить его к директору в 8 час. утра. «Сему очередному надзору, гласит ордер, с нынешнего числа поведена дневная записка, и г. дежурный за порядок своего дня отвечает. Оставляется на волю держать очередь поденно, понедельно или помесячно».

Первый Дворянский Пансион

Пригласивши к себе частным образом некоторых уездных предводителей, в числе 11, съехавшихся во Владимир по случаю выборов в декабре 1808 года, князь Долгоруков взял с них подписку (от 16 декабря 1808 г.), в силу которой они обязывались вносить ежегодно по 100 руб. на содержание одного пансионера от каждого уезда. Это постановление носило характер частного соглашения некоторых уездных предводителей; в нем не принял участия губернский предводитель дворянства, и оно не прошло через санкцию общего дворянского собрания. Тем не менее губернатор Долгорукий, через Министра Внутренних Дел, довел его до сведения Государя, на что и последовало выражение монаршего благоволение всему Владимирскому дворянству за столь похвальный подвиг ко благу общему.
В это время директор гимназии Дмитревский взял на себя все предварительные хлопоты по снабжению пансиона необходимым инвентарем и заготовке всяких припасов для будущих питомцев. Устройство пансиона при гимназии сделалось его излюбленной мечтой; он не оставлял в покое ни губернатора, ни предводителей дворянства, ни частных лиц; просил, убеждал, склонял к пожертвованиям, доказывал пользу просвещения.
3 июля 1809 г. при гимназии был устроен пансион для бедных детей-дворян. Этот пансион существовал до кон. 1814 года. См. Первый Дворянский Пансион для бедных детей-дворян при Владимирской гимназии.

В 1812 г. уездное училище из малого гимназического дома было перенесено в большой. В верхний этаж перенесены были классы гимназии и уездного училища, и там же устроено помещение для учебных пособий и других классических принадлежностей; в третьем этаже оставлена библиотека, кабинеты физический и естественно-исторический и зал для собраний, а во второй перенесены квартира директора, канцелярия, архив и устроено помещение для служителей. Здесь же отведена квартира для одного из учителей; остальные учители размещены были в малом гимназическом доме и в двухэтажном флигеле при большом доме.
В тревожную годину отечественное войны, нарушившей правильное течение всех функций государственного организма и ослабившей общественную безопасность, потребовались и у нас особые веры в усиленной охране гимназии. В конце сентября во Владимире стали ходить слухи о приближении неприятеля; губернатор советует директору заблаговременно вывести нужнейшие гимназические вещи и письменные дела, а равно и оставшихся в городе учеников и пансионеров в более безопасное место. Директор Дмитревский с большим трудом успел купить на собственный счет три лошади и большую повозку за 276 руб. ас. и. уложив наиболее ценное гимназическое имущество и документы, приготовился к выезду при первой тревоге. Около месяца продолжалось это напряженное состояние; с разрешения губернатора, при гимназии учрежден был военный караул; учителя по очереди наблюдали, чтобы в 8 часов вечера все двери и ворота были заперты и огни потушены, чтобы, кроме наружной военной стражи, на дворе обязательно был ночной сторож и как можно чаще стучал в доску. Утром дежурный учитель являлся к директору с рапортом о состоянии дома.
На старших учителей, под их личной ответственностью, возлагается полицейское наблюдение за всеми живущими в гимназических зданиях, с оттенком своеобразной цензуры нравов: так, директорский ордер 20 марта 1813 г. предписывает старшим учителям следить за людьми живущими в гимназических домах, и особенно в кухнях; не допускать посторонних праздношатающихся и особливо пьяных и наглых; внушать сторожам, чтобы они, как скоро кто посторонний войдет в кухню или на двор, немедленно давали знать дежурному, кто именно пришел, к кому и зачем.
Низших служителей при гимназии положено было по Уставу трое (§ 167). Обыкновенно для этой цели служили инвалиды из нижних чинов гарнизона внутренней стражи, получавшие в нашей гимназии в конце разбираемого нами периода 10 р. ас. в месяц жалованья при казенном помещении.
В 1815 году, с разрешения Училищного комитета, учитель философии и изящных наук Урываев открыл необязательный класс восточной поэзии.
В 1816 г. вышло третье издание сочинений Князя Долгорукова: «Бытие моего сердца» и посвящено было московскому университету. Он вверил издание честному и просвещенному книгопродавцу, Александру Сергеевичу Ширяеву, который дал за право издания на тысячу рублей книг, по выбору Князя, которые на счет Ширяева были отправлены во Владимирскую гимназию и составили хорошее начало гимназической библиотеки.
Открытие нового класса закона Божия торжественно состоялось 18 января 1820 г. Утром директор, учителя и учащиеся слушали литургию в приходской Георгиевской церкви; в 12 часов в гимназию прибыл преосвященный Ксенофонт, губернатор Юрлов, знатнейшие духовные и гражданские особы. «Преосвященный совершил водосвятие, после чего прочтены были предписания начальства об учреждении класса и представлен план преподавания сего предмета. Затем законоучитель протоиерей Смирнов произнес приличную сему случаю речь. Благоговейный архипастырь, прочитав молитву над преклонившими главы питомцами, призвал благословение Отца светов на подвиг учения, умудряющего юные сердца во спасение, и окропил их св. водою. Хор певчих возгласил священные песни и заключил акт громким многолетием Государю Императору и всей Августейшей Фамилии, стократно повторенным в сердцах всех присутствующих, преисполненных радости и благодарения к Господу Вседержителю, утверждающему все заведения просвещения народного в отечестве нашем на камени веры и закона рукою возлюбленного помазанника своего — Александра I».

В 1829—1838 гг. директором Владимирской губернской гимназии был Федор Федорович Калайдович.
Когда в апреле 1829 года вступил в должность директора заместивший Дмитревского Калайдович, он прежде всего обратил внимание на необходимость полного обновлены всех гимназических строений. Из его рапорта в училищный комитет видно, что рамы все погнили, балкон совсем ветх, полы надо перестлать, замки везде поломаны, штукатурка обвалилась, кровли совершенно худые; надворные строения и ворота грозят падением. С разрешения университетского начальства, директор отправил к губернскому архитектору (10 февраля 1830 г.) все необходимые документы для составления сметы предполагаемого ремонта; оказалось, что ремонт этот обойдется не менее 15161 р. 75 к. по большому гимназическому дому и 3283 р. по малому; но так как гимназия не имела в наличности такой суммы, то дело пришлось отложить до более благоприятного времени.
Для характеристики тогдашних порядков заметим, что у архитектора бумаги пролежали более 4 лет; неоднократные обращения директора и к нему лично и к губернатору не имели никакого действия; также безуспешны были отношения университетского начальства к Владимирскому губернскому правлению, и только вмешательство министра народного просвещения понудило архитектора составить требуемые сметы, а главное — возвратить гимназии ее документы, настоятельно необходимые по случаю введения Устава 1828 года.

Личный состав педагогического персонала Владимирской губернской мужской гимназии 1804-1833 гг.

В 1833 году гимназия была преобразована по уставу 8-го декабря 1828 года.

Благородный Пансион

12 декабря 1832 г. общее дворянское собрание решило устроить при гимназии дворянский пансион.
27 апреля 1835 года было утверждено Министром Народного Просвещения Положение о Благородном Пансионе при Владимирской Губернской Гимназии.



Улица Б. Московская, д. 35

В начале XIX в. это здание принадлежало купцу Петровскому. Еще в 1833 г. губернский предводитель дворянства генерал-майор Акинфов обратил внимание на соседний с дворянским домом большой 3-х этажный каменный дом купцов Петровских; лучшее помещение для дворянского пансиона трудно было найти; дом этот был достаточно обширен, имея по фасаду 26 сажен длины, непосредственно примыкал к дворянскому зданию, имел достаточное количество земли. 8 февраля 1835 г. Акинфов заключил с владельцами владимирскими купцами Осипом и Яковом Михайловыми Петровскими предварительный запродажный контракт в сумме 32500 руб. ас. 21 мая Акинфов уже извещает попечителя округи князя Серг. Мих. Голицына о совершении купчей, а 31 июля состоялся ввод во владение. Оставалось приспособить вновь приобретенное здание для пансиона.
В 1836 году его начали перестраивать под дворянский пансион при мужской гимназии. Первоначальное составление плана и смет, равно как и наблюдение за работами было поручено губернскому архитектору Евграфу Яковлевичу Петрову (ученик известного русского архитектора М.Ф. Казакова) с вознаграждением по 2000 руб. в год. Но выбор этот оказался очень неудачен. За 2 года (1836-37) Петров едва успел окончить вчерне каменную кладку, именно вывести для расширения здания во всю длину его со стороны двора новую каменную стену на расстоянии 5 сажен от старой, заменить внутренние деревянные лестницы каменными и переделать портал по фасаду здания со стороны улицы.
Вскоре Петров умер и не успел закончить начатое дело. Насколько работы эти были сделаны небрежно, можно судить по результатам осмотра, произведенного в мае 1839 года архитектором Московской дворцовой конторы Дрегаловым, которого депутатское собрание пригласило на место умершего Петрова. Осмотр этот дал самые плачевные результаты. Оказалось, что вновь сделанная со двора пристройка дала значительную осадку вследствие дурно исполненного бутовой работы; новая стена дала большие трещины; арки, соединявшие новую стену со старой, по всем трем этажам перекосились и потрескались, угрожая падением; перекосило также все оконные арки в новой стене, и покривились потолки во втором и третьем этажах. Кирпич для кладки стен оказался не лучшего достоинства, и сама кладка – не надлежащей прочности… Все исправления, затем внутренняя отделка здания и снабжение его необходимым инвентарем было закончено лишь к августу 1841 года.
В 1837 году при Гимназии открыт Физический Кабинет.

ПОЛОЖЕНИЕ
о
Благородном Пансионе
при
Владимирской Губернской Гимназии, утвержденное Господином Министром Народного Просвещения 27 апреля 1835 года.

Сие воспитательное заведение, заменяя с большею выгодою домашнее образование столь разнообразное и частью не удовлетворительное, доставит живущим во Владимирской губернии дворянам и чиновникам верные средства прилично воспитать детей своих без значительных на то издержек.
На устройство для помещения пансиона приличных зданий, Дворянство Владимирской губернии, с Высочайшего соизволения, жертвует единовременно по 20 коп. с владельческой души, что составит более 60,000 руб. и на содержание 26 пансионеров из детей бедных дворян, ежегодно по 7 коп. с души, более 20,000 руб.
I. Цель, состав и общие основания.
1. Курс учения в сем Пансионе разделяется на 7 классов, для каждого назначается по одному году.
2. Воспитанники Пансиона будут обучаться следующим предметам: 1) Закону Божию, Священной и Церковной Истории; 2) Российской грамматике, логике, риторике, пиитике и Славянскому языку; 3) Арифметике, первым началам алгебры, включая и уравнений 2-й степени, геометрии; 4) Географии, всеобщей и Российского Государства; 5) Истории всеобщей и Российского Государства; 6) Статистике всеобщей и Российского Государства; 7) Латинской словесности; 8) Немецкой словесности; 9) Французской словесности; 10) Чистописанию; 11) Черчению; 12) Рисованию.
3. Как по уставу учебных заведений принимаются в Гимназию дети не моложе 10 лет, умеющие читать, писать и знающие первые четыре действия Арифметики; а Дворянство Владимирской губернии желает принимать в Пансион воспитанников и моложе сего возраста, и при том не знающих первых правил арифметики: то при Пансионе учредится особый приготовительный класс, учителя коего, не считаясь в Государственной службе будут получать плату установленную штатом.
4. Вне классов, пансионеры находятся под особенным надзором Начальства пансиона.
5. Для занятия воспитанников вне классов, пансион имеет собственно оному принадлежащие учебные пособия: глобусы, географические карты, исторические таблицы, словари и другие книги.
6. Воспитанники могут, по мере возможности и по усмотрению Начальства, быть обучаемы, в свободное от учения время – пению, музыке, танцам и фехтованию.
7. Окончившие полный курс учения в пансионе воспитанники и удостоенные похвальных аттестатов, по собственному своему усмотрению, или по желанию родителей их, поступают для окончательного образования в Университеты, где по получении звания студента предоставляется им снискать все выгоды, различным ученым степеням присвоенные; те же из воспитанников, кои по разным обстоятельствам будут принуждены ограничиться курсом Гимназического учения, по успешном окончании онаго пользуются следующими преимуществами: они принимаются в Гражданскую службу, предпочтительно тем, кои не обучались в Гимназии, или в других по крайней мере равных оным, по предметам преподавания учебным заведениям. они определяются на места канцелярских служителей высшего разряда; сверх сего для них сокращаются сроки производства, и родовые дворяне поступают в первый классный чин через год, а дети дворян личных, через два года действительной службы. При дальнейшем производстве в чины, и вообще по службе, пользуются правами, изложенными в Высочайше утвержденном 25 июня 1834 года положении, о чиновниках второго разряда.
8. Те из удостоенных при выпуске похвальным аттестатами, воспитанников, кои сверх прочих наук обучались и греческому языку, определяются в гражданскую службу 14 классом и получают соответствующие оному места. Отличнейшие меж ними награждаются золотыми и серебряными медалями, по усмотрению Совета Гимназии с утверждения Университета.
9. Главный надзор за пансионом поручается Почетному Попечителю Гимназии.
10. Директор Гимназии, есть вместе и Директор пансиона при ней состоящего; должность его помощника по учебной части исправляет Инспектор Гимназии, а для непосредственного заведывания хозяйственной частью, назначается по выбору дворянства особый чиновник, которому не присваивается прав и преимуществ Государственной службы. Сверх того при пансионе находятся комнатные надзиратели и экономы. ..
IV. Распределение времени.
19. Распределение времени и занятий определяются следующими правилами:
В 5 или 5 ½ часов утра воспитанники встают и к 6 часам собираются на молитву.
Время до 9 часов определяется на завтрак и приготовление к классам.
От 9 до 12 часов продолжается учение в классах.
От 12 до 1-го отдых, музыка или гимнастические упражнения.
От 1-го до 3-го обед, отдых и приготовление к классам.
От 3-х до 6-ти учение в классах.
От 6-ти до 6 ½ отдых.
От 6 ½ до 8 повторение уроков.
От 8 до 9 ½ ужин и отдых, после которого воспитанники собираются на вечернюю молитву; сим заключаются все занятия дня.
20. Молитвы как утренние и вечерние, так и перед столом и после стола, читают воспитанники по очереди, или по назначению Инспектора, который наблюдает, чтобы все слушали со вниманием и молились с благоговением, стараясь обще с Священником, обучающим Закону Божию, при всяком удобном случае внушать воспитанникам сие чувство благоговения и объяснять истинную цель и важности молитвы.
21. В воскресные и праздничные дни, воспитанники в сопровождении надзирателей собираются в церковь для слушания Божественной литургии. Перед началом службы Законо-учитель объясняет им содержание Евангелия и Апостольских деяний или посланий того дня. Послеобеденное в сии дни время назначается для прогулок.
22. В свободное от ученья дни благонравные и прилежные воспитанники могут быть отпускаемы в дома родителей, или тех особ, коим они вверены, но не иначе, как по собственному всякий раз приглашению и в сопровождении присылаемых за ними надежных людей. Воспитанники отпускаются поутру и возвращаются вечером; им позволяется и ночевать вне Пансиона, когда бывает несколько праздничных дней сряду.
23. В сих случаях каждый воспитанник получает от Инспектора билет, в коем означается, когда и на сколько времени он отпущен. Приглашающие к себе воспитанников отмечают на сем билете, когда пансионер отправлен обратно; билеты возвращаются Инспектору самими воспитанниками…»

Торжественное собрание в губернской гимназии

31 августа 1838 года, любители просвещения были приглашены в Губернскую Гимназию, торжественно начать новый академический год, и выслушать, так сказать, публичный отчет ее занятий за прошедший. Когда собралась, довольно значительная публика и по прибытии гражданского Губернатора, акт начался молитвой, потом Старший Учитель Гимназии Небаба, прочел речь «О начале и значении Губернских Гимназий в системе русских учебных заведений» и Старший Учитель Доктор Иенского Университета Делич «О начале и достоинстве древних словесностей» на латинском языке. Ученикам также была предоставлена честь показать перед публикой свои занятия и свои упражнения в языках, они произносили краткие приветствия на латинском, греческом, немецком и французском языках, читали свои сочинения в прозе и стихах. Особенное внимание заслужил малютка говоривший немецкое приветствие. После того, как посетители налюбовались образцами рисованья и каллиграфии, Старший Учитель Троицкий, прочел историческую записку за 1837-38 академический год. По окончании поднесли г. Гражданскому Губернатору книги назначенные в награду отличившимся из учеников и они имели честь из рук Его Превосходительства получать эти книги вместе с приветствиями. Потом прочтены имена переведенных в высшие классы. В заключение почетный попечитель Сергей Никанорович Богданов, столь ревностно пекущийся о усилении деятельности и средств нашей гимназии, и которому она обязана так много заведением Физического Кабинета, пригласил посетителей в другую залу, где было приготовлено угощенье и где посетители, следуя предложению Богданова, с верноподданнической любовью выпили тост столь драгоценной для сердца Русских за здравие Государя Императора.

15 февраля директор училищ Владимирской Губернии коллежский советник Калайдович министром народного просвещения уволен от должности с полным пансионом.
22 апреля, вследствие представления исправляющего должность Директора, инспектора гимназии учитель Владимирского приходского училища Возницын определен надзирателем вольноприходящих учеников гимназии с правом состоять в 12 классе и 500 руб. годового жалованья из экономических сумм гимназии.
Почетный попечитель гимназии Богданов награжден знаком отличия беспорочной службы за 20 лет.

В 1839 г. Министерство Народного Просвещения изъявило согласие на уступку в пользу мужской гимназии и пансиона – дома (ул. Большая Московская, д. 24), занятого уездным училищем, с тем, чтобы отстройка его под квартиры для служащих при пансионе лиц была сделана дворянством на свой счет. В этом доме разместилась квартира директора и канцелярия гимназии.

30 августа 1841 г. Состоялось торжество открытия пансиона. В этот день в 8 часов утра воспитанники, как поступившие на иждивение дворянства, так и своекоштные, собрались в домовую церковь пансиона для слушания Божественной литургии, по выслушании которой, сопутствуемые гг. директором, инспектором, учителями и надзирателями, они отправились по двое в ряд в Успенский кафедральный собор к молебствию по случаю тезоменитства Наследника престола Государя Цесаревича и Великого Князя Александра Николаевича. Затем из собора устроен был крестный ход в здание пансиона, где в рекреационном зале совершено архиерейским служением водосвятие и затем – окропление св. водой всего помещения. Отсюда присутствующие приглашены были в зал дворянского собрания, где и состоялся акт открытия пансиона. Преосвященный Парфений сказал приличное случаю слово; губернский предводитель дворянства кн. А.Б. Голицын прочел краткий исторический очерк возникновения пансиона; почетный попечитель гимназии С.Н. Богданов и директор В.А. Озеров произнесли речи. Один из учеников – Доброхотов – от лица воспитанников прочел стихи своего сочинения. Хор и оркестр исполнили гимн, по окончании которого присутствующие подписали протокол открытия пансиона. В заключение воспитанники перешли в столовую, где их ждал обед и угощение, а все почетные лица, после осмотра здания пансиона, приглашены были г. губернским предводителей дворянства к завтраку, приготовленному в залах дворянского дома.

Большой пожар 1840 г. истребил все здание гимназии. О пожаре в гимназии первое документальное известие находим в рапорте и.д. директора училищ – инспектора гимназии Соханского попечителю Московского учебного округа от 29 марта 1840 г. «С величайшим прискорбием честь имею донести Вашему Превосходительству о несчастье, постигшем наше заведение. В начале 2-го часа по полуночи, с 28 на 29 марта, в бель-этаже гимназического корпуса в экзаменной зале, в углу близ печи, подле внутренней стены, из-под пола показалось пламя и в самое короткое время распространилось по всей зале. Все усилия подавить пожар в самом его начале остались тщетными, потому что дым, наполнивший мгновенно залу и смежные с ней комнаты – библиотеку и физический кабинет,- отнимал возможность приблизиться к горевшему полу. Оставалось спасать то, что можно было спасти. Первым предметом моего попечения была библиотека, но она отделялась от залы створчатыми, неплотно затворявшимися дверями, и вход в нее был через объятую пламенем залу. Покушались проникнуть в нее с другой стороны – через физический кабинет; задыхаясь от дыма едва успели спасти большую часть кабинета, но в библиотеку проникнуть не было никакой возможности, а потому она вся сделалась добычей пламени. Все дела, документы и приходо-расходные книги из канцелярии спасены…» И.д. директора ходатайствует о разрешении временно поместить гимназические классы в доме, принадлежащем гимназии, но занимаемом уездным училищем. А последнее поместить в квартире и.д. директора во флигеле.
Результаты пожара были таковы: сгорел дом, сгорела классная мебель, часть физических приборов и вся библиотека: из последней сохранилось только несколько десятков книг, бывших на дому у преподавателей.
11 февраля 1841 г. и.д. директора училищ инспектор гимназии Соханский доносит попечителю округа, что «утром 10 числа сего февраля старший учитель Владимирской гимназии высших частей математики Дмитрий Небаба – лишил себя жизни – застрелился».

Здание пансиона получилось очень большим и вместительным. Сюда решили перевести и всю губернскую мужскую гимназию, и в 1841 г. гимназия была переведена в новое здание.

24 августа 1841 г., с благословения архиепископа Владимирского Парфения, состоялось освящение домовой церкви Александра Невского при пансионе мужской гимназии.
Николай Иванович Соханский, директор владимирской губернской гимназии с августа 1844 по сентябрь 1863 гг.; по выражению историка гимназии А.В. Захарова, «старый деятель Владимирской гимназии и один из самых выдающихся ее представителей за весь столетний период»; в 1843 г. по чину надворного советника внесен в III часть дворянской родословной книги Владимирской губернии.
С 1865 г. число учеников уменьшилось; причина преобразования гимназии в классическую, сокращение числа льгот, установление испытаний зрелости. Только в 70-х гг. воинская повинность привлекла белее учеников, особенно из городских и сельских сословий, процент которых значительно возрос. Педагогическая часть поставлена лучше, учащийся персонал умножился. В 1876-1877 гг. в гимназии было 270 чел. и до 80 пансионеров. Директоров за все время существования гимназии было 10, учащих в первое время 6 ч., в 1859 г. 11 чел., в 1876 г. 18 чел. Гимназия состоит из 9 классов (8 нормальных и 1 приготов.), прием в начале августа: в приготовительный класс мальчики 8-12 лет (умеющие читать и писать), в 1-й класс 10-13 лет (беглое чтение и письмо, первые арифметические действия, молитвы), во 2-й класс 11-14 лет, в 3-й класс 12-15 лет и т.д.
Плата 15 руб. за приходящего. Преподаются следующие науки:
1) закон Божий (молитвы, священная история, пространный катихизис, богослужение, история церкви – всего 15 ур.),
2) русский язык в связи с церков. славянск. (вся грамматика до V кл., словесность с V кл., русская литература с VI кл., 30 уроков,
3) латинский язык (вся грам. до VII кл., с VII кл. практика – 49 ур.),
4) греческий язык (грамматика до VII кл., с VII кл. упражнения, 37 ур.),
5) математика (арифметика до IV кл. – 14 ур., алгебра с III до VIII кл. – 8 ур., геометрия с IV до VII кл. – 5 ур., тригонометрия в VII кл. – 2 ур., повторение в VIII кл. – 3 ур., всего 32 урока),
6) математическая география (в VIII кл. – 1 ур.),
7) физика (с VI кл. – 6 ур.),
8) естественная история (геология, минералогия, ботаника и зоология в VI кл. – 2 ур.),
9) история (эпизодический курс с III до V кл. – 4 ур., систематический с V – 8 ур.),
10) география (общая I-III кл., русская – IV кл., повторение с VII-VIII кл. – 10 ур.),
11) немецкий язык (грамматика со II-IV кл., повторение и переводы с VII-VIII кл., 19 ур.),
12) французский язык (грамматика со II-IV кл., повторение и перевод. с VII-VIII кл., 19 уроков).
Недельных уроков в приготов. 14, в 1-м – 20, во 2-м – 25, в 3-м – 31, в 4-м – 32, в 5-м – 31, в 6-м – 29, в 7-м – 25, в 8-м – 28; весь курс 235, или около 8,000 часов. Кроме того, пение и гимнастика. Учение с 9 ч. утра до 2 ½ дня. Окончило курс в 1877 году 8 чел. (т.е. 3 % общего числа) с правом поступить в университет (с проверочным испытанием), вступить на гражданскую службу и получить чин коллежского регистратора; по отношению к воинской повинности во 2-м разряде. Содержание гимназии до 40 т. руб. в год, т.е. 148 руб. на ученика (личный состав до 28 т. руб., хозяйственные расходы до 12 т.).
В гимназии хорошая библиотека, обильно снабженный естественно-исторический кабинет, домовая церковь во имя св. Александра Невского и ссудо-сберегательная касса служащих. Помещение довольно просторное, классы во втором этаже, окнами на север, спальни большие. Что касается внутренней жизни, то ученики, выросшие в раздолье Владимирских садов и валов, не очень склонны точно следовать всем правилам. При том домашняя обстановка мало содействует усилиям воспитателей, и родители в большинстве случаев обращают внимание на учебную деятельность молодых классиков только тогда, когда те начинают получать так называемые неудовлетворительные баллы.
Первое знакомство с нравами гимназической бурсы (кон. 1850-х годов).
В 1854 году по инициативе К.Н. Тихонравова был основан краеведческий музей, который разместился в одном из залов губернской мужской гимназии.
«6 июня 1868 г. 1) Доклад о том, что существовавшие при здешней губернской гимназии землемеро-таксаторские классы содержались на счет губернского земского сбора, следовательно за закрытием этих классов все принадлежности их, как то: инструменты, книги и т. п. должны поступить в ведение земства, как собственность его, между тем до сего времени губернская управа не имеет ни какого сведения — какие именно остались вещи после закрытия землемеро-таксаторских классов и где они находятся. Постановлено: просить г. директора училищ здешней губернии доставить губернской управе ведомость инструментам и книгам и другим принадлежностям, оставшимся после закрытия землемеро-таксаторских классов, с уведомлением где эти вещи ныне находятся» (Журналы Губернской и уездных земских управ Владимирской губернии... 1868, кн. 5.).

Шемякин Алексей Николаевич (ум. в 1887 г.) - переводчик древних путешественников—иностранцев по России, учитель русского языка и географии во Владимирской гимназии.
В 1869 г. была открыта постоянная выставка продукции мануфактур и заводов губернии в одном из залов губернской мужской гимназии. Как следует из отчетов комитета, экспонаты пополнялись главным образом за счет пожертвований частных лиц, в первую очередь самих членов комитета.
В 1870 году по западной границе усадьбы было пристроено двухэтажное каменное крыло.
В 1880 г. во Владимирской мужской гимназии образовался кружок, создавший свою тайную библиотеку.
Воспоминания о Владимирской гимназии (Д.Н. Кардовский).


Улица Подбельского, д. 2. Владимирский Главпочтамт

Здание Дворянского пансиона построено в 1914 г. Здание предназначалось для квартир преподавателей и воспитателей Дворянского Пансиона. Ранее на этом месте, на углу Троицкой улицы и переулка, находилась старая городская усадьба: одноэтажный деревянный дом с мезонином, во дворе - флигель и высокая голубятня. Во флигеле жила большая семья Завадских.
В 1917-м году в здании разместился Владимирский Временный Губернский Исполнительный Комитет.


Приготовительный класс гимназии

Гимназия состояла из девяти классов ("восемь нормальных и приготовительного"). Плата с приходящих 40 рублей в год. В пансион принимаются лишь дети дворян, бедные бесплатно, остальные с платой 240 рублей в год. В настоящее время в гимназии обучается 250 учеников" (В. Гeоргиевский. "Город Владимир..." 1896).
Уроки гимнастики резко отличались от установившегося порядка ведения уроков. Они проходили либо в гимнастическом зале, где имелись гимнастические снаряды, либо - в хорошую погоду - на улице во дворе гимназии. Тут была свобода движений. Любители с упоением делали упражнения на снарядах, проводились различные спортивные игры. А самое главное, мы были вне стен класса и не сидели за партами. Учебников гимнастики у нас не было, и уроков на дом не задавали.


Гимнастика

В 1900 году учащихся в гимназии было 400.
В 1904 году Владимирская мужская гимназия отметила своё столетие.


Директор гимназии С.Ю. Беллевич

В 1905 - 1914 гг. директором был С.Ю. Беллевич, а после него до 1918 года - Стогов.


Гимназический хор

В.Н. Леонтьев преподавал пение и был регентом гимназического хора.



Духовой и струнный оркестры гимназии

Для торжественных выходов и маршировок был организован из учеников гимназии собственный духовой оркестр. Руководил оркестром капельмейстер полка Баневич. В задачу оркестра в первую очередь входила обязанность играть для потешных. В 1913 году в день приезда государя в город все ученики гимназии были построены в гимназическом дворе. Впереди оркестр, затем рота потешных, а за ними ученики гимназии, построенные по классам во главе с классными наставниками. В таком порядке колонна вышла из ворот гимназии и направилась к отведенному им месту, где они должны были ожидать приезда государя. Оркестр играл, что ему полагалось, потешные были наверху блаженства. После этой встречи государя во Владимире, был устроен смотр в городе Переславле, куда поехали и потешные. Об этой поездке рассказал Н.С. Фомин, который был одним из участников духового оркестра: «Помню, не очень ладно кончилось для нас такое интересное событие, как встреча с царем. Это о духовом оркестре. Оркестр был организован в 1912 году, и весной 1913 года вместе с ротой потешных выехал в Переславль, где царь встречался с дворянами северных губерний по случаю 300-летия Дома Романовых. Оркестр с ротой мелюзги был своеобразным презентом царю от владимирских дворян. От станции Берендеево до Переславля нас везли на московских машинах, которые приглашали специально. На приёме мы должны были пройти с ротой потешных мимо царя, чтобы показать свою выправку и молодцеватость. Всех нас заранее переписали для последующего награждения царским подарком - часами. Но вышел казус. На приветствие царя рота ничего не ответила. Следуя сразу за нами, то есть за своим оркестром, который старался дуть во всю мощь, рота ничего не могла услышать, и царские слова (о, ужас!) повисли в воздухе. Оркестр перестарался. Часов, конечно, не получили. Обратно, вместо автомашин, ехали в почтовых тарантасах. Между прочим, эта поездка совпала с подготовкой к весенним экзаменам, на которые мы пришли сразу после возвращения. Я провалился по русскому языку. Но, видимо, учитывая всё же уважительными наши встречи с царем, мне поставили переходной балл. 1913 год был вершиной торжества роты потешных, особенно импонировал ребятам царский смотр».


Рота потешных

В октябре 1917 г. в помещении мужской гимназии родительским комитетом устроена для учащихся дешевая столовая.


Столовая

15 октября 1917 г. в здании мужской гимназии учащимися был дан спектакль, чистый сбор с которого поступил в пользу недостаточных учеников и учениц местных гимназий. Были поставлены пьесы: «Кулак» Шишкина (по поэме И.С. Никитина) и «Три врача на одного пятнышко» шутка Рутковского.
«Губернская гимназия в виду отсутствия средств на содержание параллельных классов с следующего 1917-18 учебного года повышает плату за обучение до 80 рублей» (газета «Старый владимирец», 1 марта 1917 г.).

Церковь и гимназия существовали до 1918 г.
В 1918 году гимназия была преобразована в «Первую советскую школу второй ступени». В 1919 году школа была закрыта Советскими властями.

В здании бывшей мужской гимназии в 1941-м году, приказом коменданта города разместился эвакогоспиталь № 1888, через который прошли сотни раненых воинов, многие из которых вернулись в строй.
В 1950 году школа вновь открыта как средняя женская Школа № 23 .
В настоящее время в здании располагается - Владимирская городская детская художественная школа.

В 2016 году во Владимире была обнародована гражданская инициатива по присвоению имени академика Кардовского Д.Н. Детской художественной школе и установке на здании бывшей мужской гимназии мемориальной доски работы скульптора Ильи Шанина.

Полная версия » » » Владимирская губернская гимназия (800.1Kb)
В среде гимназистов 1905-06 гг. в г. Владимире
Библиотека и театр во Владимире в начале ХХ века (М.В. Касаткин)
Наш старый двор (улица Большая Московская №35г).
Образование в губернском городе Владимире

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Jupiter (21.03.2016)
Просмотров: 1051 | Теги: Владимир, учебные заведения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика