По именному указу Императрицы Екатерины II от 12 августа 1786 г., Главное народное училище открыто во Владимире 22 сентября 1786 г.
В 1804 года Главное народное училище было преобразовано в мужскую гимназию, а малые народные училища – в уездные, а особо от последних повелено учредить приходские школы по городам и значительным селам Владимирской губернии с учителями – священниками и диаконами. 8 сентября 1802 года учреждается в числе других и министерство народного просвещения; 24 января 1803 года возникает шесть учебных округов и издаются «Предварительные правила народного просвещения», излагающие главные основания предстоящей реформы. «Устав университетов и подведомых им учебных заведений», Высочайше утвержденный в 5-й день ноября 1804 года, завершает дело. Этих данных достаточно, чтобы судить о том, с какой поразительной быстротой совершилось преобразование. Такая поспешность, без сомнения, не могла не отразиться на внутреннем достоинстве нового порядка и послужила причиной некоторых существенных пробелов и промахов. Достаточно указать на то, что само открытие гимназий, в том числе и Владимирской, состоялось на основании одних «Предварительных правил», за несколько месяцев до обнародования самого Устава. К августу 1804 г. все было готово к открытию гимназии, и подготовительные меры были завершены присланными в июле рисунками форменного мундирного платья для чиновников Московского учебного округа, на основании Высочайшего указа, данного в 9-й день апреля 1804 г.: однобортный фрак темно-синего сукна с высоким стоячим воротником и обшлагами малинового цвета, золотыми гладкими пуговицами и золотым же шитьем.
Последним директором главного училища с 1802 по 1804 гг. был Алексей Алексеевич Цветаев. Он же был директором гимназии с 1804 до 1808 года.
7-го августа 1804 г. состоялось и само открытие гимназии, в присутствии представителя от Московского университета — профессора Михаила Никитича Снегирева, преосвященного Ксенофонта, гражданского губернатора князя Ивана Михайловича Долгорукого и многих почетных лиц города и других ревнителей просвещения. В гимназическом зале, украшенном живописными портретами Екатерины II «яко первой виновницы в России начавшей вятшее просвещение», Императора Александра Павловича и Императрицы Елизаветы Алексеевны, совершено было торжественное молебствие с водоосвящением, после чего преосвященный Ксенофонт окропил св. водою классные покои и в них учащих и учащихся и благословил их иконою живописною св. Благоверных Князей и Владимирских чудотворцев Георгия, Андрея, Глеба и Александра Невского. По окончании торжества, профессор Снегирев в общем собрании директора и учителей дал им инструкцию касательно ведения дела в новоустроенной гимназии, а затем вручил директору письменное изложение того же для непременного руководства к содействию, пользе и благоустройству заведения, не обременяя высшее начальство излишними и напрасными донесениями. Учителям предписывается вести каждому свою особую записную книгу ученикам, составлять месячные ведомости с отметками и подавать их не позже 2-го или 3-го числа каждого месяца директору при особых рапортах. В отдельности учителю исторических наук Виноградову поручена забота о собирании и помещении в книгохранилище естественных произведений Владимирской губернии, особливо из царства растений. Учитель физико-математических наук Боголепов должен всемерно стараться приохочивать учеников к изучению латинского языка и усугубить прилежание свое к преподаванию оного, не взирая на то, что некогда обучать оному будет другой учитель; ибо при сих обстоятельствах умножение числа учащихся и успехи их в вящшую послужат ему честь и одобрение и конечно обратят особенное внимание высшего начальства. Учитель французского и немецкого языков фон-Ферельцт тем с большою ревностью и прилежанием обязан обучать оным в гимназии, что содержит частный пансион. Ибо малейшее его в оной нерадение подаст вероятный повод к заключению, что он, руководствуясь корыстолюбивыми видами, желает ко вреду гимназии умножить число учащихся в своем пансионе, через что может он лишиться не только выгод и преимуществ, с учительским знанием сопряженных, но и права содержать пансион. Таковые же следствия иметь будет и внезапное его намерение прежде определения на место его других учителей оставить нынешнюю должность свою в гимназии.
Вскоре после гимназии было открыто Владимирское Уездное училище, и разместившееся в нижнем этаже корпуса Присутственных мест. Во Владимирском Главном народном училище в момент его преобразования в гимназию было 103 ученика; из них 53 ученика III и IV классов переведены были в I и II классы гимназии, а остальные 50 учеников I и II класса Главного училища составили комплект Владимирского уездного училища.
Улица Б. Московская, д. 37
На случай открытия гимназии губернатор Князь Долгоруков написал оду, которая была прочитана публично при торжестве открытия. Здесь замечательна опять не высота поэзии, но его патриотическое понятие о цели просвещения: Не в том прямое просвещенье, Чтоб мир стараться претворить! О! Коль безумно заблужденье Творца творению учить! Но плод наук и прилежанья, Смиряя буйственны желанья, Творит из нас честных людей, Царю, отечеству полезных, Своим согражданам любезных, Надежным твердостью мужей! «Полетели,- говорит Князь Долгоруков,- о таком отличном торжестве повсюду рапорты; зазвонили повсеместно газеты; а дома, между своей братьи, я прозван был, как водится, меценатом и покровителем наук! Как дешево покупаются самые отличные имена!». В первое время своего существования гимназия устроилась в прежнем помещении бывшего Главного народного училища и в нем оставалась до 1807 г. Однако, если помещение это и удовлетворяло потребностям Главного училища, оно оказалось и тесно и неудобно для гимназии. Еще в 1803 г. визитатор Дружинин, ревизовавший училища Владимирской дирекции, указывал гражданскому губернатору князю Долгорукому на настоятельную необходимость приобрести для будущей гимназии более подходящее помещение (отнош. к губерн. 21-го августа 1803). С этой целью сам Дружинин осматривал город и наметил несколько подходящих пунктов, удобных для возведения нового здания для гимназии; таковыми оказались: пустопорожнее место, оставшееся по сломке бывшего генерал-губернаторского дома; такое же пустое место между Дмитревским собором, церквами Борисоглебской и Никольской и Рождественским монастырем. Но в конце концов наиболее целесообразным Дружинин нашел — прикупить, если возможно, примыкающий к старому училищному зданию с левой стороны ветхий деревянный дом с землею купца Лазарева и расширить старое здание посредством пристройки. Однако, ни одному из этих предположений не было суждено осуществиться.
«Губернаторский Дом». Ул. Б. Московская, 24
Министерство просвещения заботилось о приобретении домов для губернских гимназий. Казна отпускала на этот предмет большие суммы денег; но постройка требовала много времени, а между тем помещение владимирской гимназии было очень тесно. Губернаторский дом обратил на себя внимание ученого начальства, и директора гимназии, от имени университета, вошел об этом в отношение с губернатором, без согласия которого предположение это не могло исполниться. Дом (ул. Б. Московская, 24), лично для Князя Долгорукова, был велик; кроме того все напоминало в нем ему потерю жены: это ускорило его согласие на уступку дома. «Я не хотел в нем жить,- говорил он,- но не хотел и того, чтобы преемник мой, вступя в него и располагая комнатами по произволу, мог поместить в них, кто любовницу, кто собак, кто иное что. В самом том покое, в котором жила Евгения, и тем осквернить место последнего ее издыхания. И для того я рассудил обратить этот дом в казенный навсегда. Отдав его под гимназию, я знал, что никакое частное лицо, распоряжаться им и распоряжаться в нем по прихоти – не станет. Храм наук удалял от этого дома всякую идею соблазна и нечистоты». В письме директору гимназии, Алексею Алексеевичу Цветаеву от 15 октября 1806 года, он пишет, как приято ему, что дом, в котором жила и скончалась добродетельная жена его, обратившись в общественное здание, не будет впредь зависеть от личных прихотей того, или другого, а будет служить, так сказать, памятником и той, которая провела в нем последние дни свои. Вместе с этим отношением препровождал он к директору гимназии два письма московских книгопродавцев о напечатании второго издания его сочинений, предоставляя директору войти с ним, или с кем угодно, в условия о напечатании не только этого издания, «но и всех тех, кои впредь быть могут», с дополнительными, какие во всю его жизнь окажутся, сочинениями, и обратить в пользу гимназии, «с распространением права гимназии на оныя до такой отдаленности времени, колико человеческия предположения в пространство будущего углубиться могут; чтоб и по смерти его все, что найдется к печатанию терпимым», не иным каким либо образом явилось в публике, как с доставлением всех от того выгод и прибытков в пользу гимназии. Это предположение не состоялось. Далее изъявлял он желание, чтоб польза гимназии от сих изданий состояла в приобретении не денег, а книг, дабы со временем основалась в владимирской гимназии библиотека, и чтобы для сего назначена была та комната, в которой скончалась жена его; также просил директора принять в заведывание гимназии и его собственные для содержания книг шкафы. К этому прибавляет он и причину пожертвования, которая состояла в том, что время первого издания его сочинений была та эпоха, в которую он наименован начальником Владимирской губернии, и что московскому университету он обязан раскрытием своих дарований. На все это Князь Долгоруков сделал формальный акт, в роде духовного завещания, который был принят и утвержден университетом. «Университет, удовлетворяя моему желанию, прислал на мое имя бумагу, изъявляющую лично его мне признательность за мое приношение, а директору наслано повеление: оставя помянутый покой в настоящем его виде, выставить в нем бюст мой и женин, сделать ковчег для сохранения моего акта и украсить его приличною надписью с краткою биографией покойной в память ее редким достоинствам душевным». «Я чрезвычайно был обрадован таким вниманием университета, и тем более, что он не сам собою только, но с дозволения товарища г. министра просвещения М.Н. Муравьева удостоил меня такой отличительной чести». «По некотором времени комната приняла предназначенный ей вид. В ней моим коштом сделан купол на столбах, под коим на площадке, тремя ступенями от полу возвышенной, поставлены были мой бюст и женин на высоких колоннах между ими, на лакированной тумбе, раззолоченный резной ящик скрывал в себе вышеписанный акт, на ящике изображалась надпись в стихах моего сочинения: Евгения была изящность естества; Семнадцать лет вкушал с ней райских дней блаженство; В чертах ее лица зрел мира совершенство; В чертах ее души зрел образ божества! Выше его на стене повешена была доска, с кратким описанием рода, воспитания и жизни покойной жены моей. Памятник сей, прекрасно отработанный и представляющий над собой герб фамилии Долгоруких, отменно украшал комнату, и во всей своей неприкосновенности, до выезда моего из Владимира, и даже после, слышал я, сохранился. Все стены комнаты занимали шкафы с книгами; а монумент стоял на самом том месте, где скончалась Княгиня. Тяжело очень мне будет, если когда-либо при жизни моей упразднится этот памятник. Молю Бога, да благословит навсегда сие дело рук моих. Но люди умеют ли что-нибудь ценить достойным образом! Падали бронзы, сокрушались мраморы, истреблялись лики божества! И мне ли сметь надеяться, что устроит против тли, все в свете губящей, мавзолей бесценный для меня, но для света едва известной, супруги!» Московский университет не преминул воспользоваться удобным случаем, и приобретение губернаторского дома за 30 тыс. руб. ассиг. состоялось очень скоро. Высочайший указ от 25 августа 1806 г. передает дом в училищное ведомство, а 12 марта 1807 г., в день восшествия на престол Императора Александра I, гимназия уже вступает во владение своим новым помещением, отпраздновав это событие торжественным актом. Так мужская гимназия в 1806 г. была переведена в губернаторский дом (ул. Большая Московская, д. 24), а в комнате, где умерла жена губернатора была открыта Гимназическая Библиотека. Новые помещения гимназии стали известны под именем большого гимназического дома; старое здание, под названием малого гимназического дома, осталось также в училищном ведомстве, и в нем помещено было уездное училище. Большой гимназический дом состоял из 4-этажного здания с двумя при нем флигелями, одним — двух-этажным по левую сторону (дом Славнова, ул. Б. Московская, 26) и другим — одноэтажным с правой стороны от входа во дворе. Все эти здания — каменные. Кроме того, в глубине гимназического двора, в двух-этажном флигеле, помещалась аптека Приказа общественного призрения. Будущий проезд от главной улицы к старой аптеке, между домами Славнова и Философова, составлял тогда часть гимназического двора. Новые здания перешли во владение гимназии в довольно ветхом состоянии; настоятельно необходим был капитальный ремонт. Профессор Снегирев, посетивший гимназию с сентябре 1808 г., подробно осматривал новое приобретение гимназии и нашел его крайне неисправным. Требовалось оштукатурить все строения внутри и снаружи, перекрасить крыши, фундаментально починить балкон с лицевой стороны большого дома, грозящий падением, так как четыре каменных столба, на которых он покоится, сильно повреждены, а перила его полуобрушены. Внутри большого дома необходима перекладка всех печей, перестилка и окраска полов, равно дверей и оконниц. Надворные деревянные постройки надо все перебрать вновь, а оба флигеля настолько плохи, что не тронутыми в них можно оставить лишь одни капитальные стены; притом малый флигель во дворе, где помещалась губернаторская кухня и жилые покои для служителей, совершенно не годится для жилья и может быть обращен только в сарай. Однако, недостаток средств не позволил гимназии немедленно же произвести этот капитальный ремонт, так что пришлось ограничиться только частными поправками, нетерпящими отлагательства. Помещение в гимназических зданиях распределено было следующим образом: в большом доме нижний этаж заключал в себе парадные сени, кухни и подвалы; во втором этаже четыре комнаты заняты были классами гимназии и устроены две квартиры для учителей, по 2 комнаты каждая. В бель-этаже, состоявшем также из 8 больших комнат, размещены были библиотека, канцелярия, физико-математический и естественно-исторический кабинеты и зал для торжественных собраний. Наконец верхний четвертый этаж отведен был под квартиры директора и других учителей.
В 1808 году Дмитревский Дмитрий Иванович уволился от службы в Московском почтамте и в сентябре того же года (по Страхову — 7 числа, а по аттестату из Московского Университета — 20 числа) был определен в должность директора Владимирских училищ. Дмитревский был директором гимназии с 1808 по 1828 год. 12 декабря 1808 года весь гимназический дом был освещен, на балконе была выставлена прозрачная картина с «вензелевым» именем Александра I, играла музыка, сочиненная специально для этого события. Педагоги выступили с докладами «О влиянии наук на возвышение народов», «О преимуществе общественного воспитания перед частным». После них следовало второе и третье отделения. Четыре воспитанника гимназии публично, в форме диалога, обсудили тему «О благодеяниях монарха». Другие ученики выступили с кафедры с краткими речами и стихами на латинском, французском и немецком языках. В конце праздника награждали отличившихся учеников. Одному из гимназистов – Александру Шумилову, сыну коллежского асессора, от имени губернатора была вручена небольшая серебряная медаль. Другим в качестве подарка раздавались книги. Весь торжественный акт «открытых испытаний» длился около трех часов и закончился праздничным ужином – «приличным угощением». Это событие привлекло значительную публику и получило большой резонанс в губернском провинциальном обществе.
Князь Долгоруков принимал живейшее участие в успехах и благосостоянии гимназии, посещая все публичные ее акты, также поощряя и содействуя к учреждению литературных бесед, которые ознакомлять с публикой и одушевлять своим присутствием – было всегда приятнейшим его удовольствием. В 1807 г. вышло второе издание сочинений Долгорукова в типографии Пономарева с тем, чтобы на вырученные на это деньги ежегодно покупались книги для составления в владимирской гимназии библиотеки. Пономарев обманул и университет и гимназию. Университет решился защищать права контракта, но во время вторжения в Москву неприятеля в 1812 г. многие акты университета пропали. Процесс кончился ничем, и гимназия ничего не получила. Квалифицированных педагогов не хватало. Уровень нравственности ряда гимназических учителей был низок, встречались горькие пьяницы и дебоширы. Например, в 1810 году за неоднократное появление на уроках в нетрезвом виде был уволен учитель изящных наук И.И. Евгенев. Однако постепенно ситуация изменилась к лучшему, увеличился оклад учителя, что позволило заполнить преподавательский штат лицами с высшим образованием.
Гимназической Театр Когда губернаторский дом перешел в ведение гимназии, губернатор князь Ив. Мих. Долгорукий просил директора оставить на некоторое время в гимназических сараях несколько вещей, для которых не находилось пока места в его новом помещении, между прочим и принадлежности его домашнего театра. Директор изъявил, конечно, свое полное согласие на это, но вместе с тем выпросил у князя разрешение пользоваться этими театральными принадлежностями для ученических спектаклей. Разрешение было дано, а в 1812 году, при выходе своем в отставку, князь Долгорукий подарил свой театр в пользу учащихся гимназии, также благодаря ходатайству Дмитревского. Никаких подробностей об ученических спектаклях до нас не сохранилось, а с 1814 года они совсем прекратились. Однажды в апреле этого года на сцене гимназического театра пленные французы, жившие во Владимире, разыграли трагедию «Магомет». Дело дошло до сведения попечителя Моск. учебн. округа Кутузова, а через него и до министра. Несмотря на оправдания Дмитревского, что это было дело губернатора, который устроил все почти без ведома директора, и что ученики гимназии на спектакле не присутствовали, попечитель округа потребовал, чтобы каждый раз, прежде чем ставить какую-либо пьесу, директор непременно извещал его об этом и ожидал особого разрешения. Благодаря этому стеснению, спектакли на сцене гимназического театра должны были прекратиться. Последнее упоминание о старых кулисах и других театральных принадлежностях мы встречаем в рапорте Дмитревского от 30 апр. 1826 г., в списке вещей негодных к употреблению; все они были за ветхостью исключены из описи, причем с нескольких более сохранившихся кулис снята была парусина; отдавши ее вымыть и выкрасить в синий цвет, директор распорядился сшить из нее несколько пар летних сюртуков и панталон, которые и были подарены семи бедным ученикам (рапорт 1 сент. 1827).
Музыкальный класс. Некто Иван Иванович Фрейдекер подал 7 сентября 1809 г. прошение директору, в котором заявлял, что, разумея музыку и зная играть на разных инструментах, он желает «содействовать к пользе учащихся» и берется преподавать гимназистам 2 раза в неделю музыку безвозмездно. Директор, в своем представлении Училищному комитету, указывает на великую силу и влияние музыки на моральное образование юношества и находит вполне уместным открыть при гимназии музыкальный класс. Он отмечает при этом выгодные условия, которые предлагает Фрейдекер, соглашающийся из любви к искусству и к общей пользе давать даровые уроки, и отзывается о нем с большой похвалой как о человеке безупречного поведения и великом знатоке музыкального искусства. 3 ноября 1809 г. последовало разрешение от университета.
Открытие класса состоялось 17 ноября 1809 года торжественным актом в присутствии многочисленной публики. При этом учитель Стрельцов прочел приличную случаю речь и оду своего сочинения. На первых норах заявило желание учиться музыке всего 13 учеников. «Охотников нашлось бы еще больше, гласит протокол акта, но многие еще не обзавелись скрипками, или еще не получили разрешения от своих родителей». В 1810 году супруга губернатора, графиня Аграфена Сергеевна Долгорукая, подарила в пользу гимназии 8 духовых инструментов, и будущность музыкального класса была обеспечена. На акте в 1814 г. и последующих годах уже упоминается об ученическом оркестре, который исполнением музыкальных номеров доставлял публике большое удовольствие. В том же 1814 году директор выхлопотал Фрейдекеру содержание в 200 р. ас. в год из экономических сумм гимназии. Класс музыки просуществовал до 1824 года, когда должен был прекратиться вместе с прекращением пособия, получаемого гимназией от приказа общественного призрения.
Урываев А.И. (1789-1819) – поэт, учитель Владимирской мужской гимназии.
Передавая губернаторский дом во владение гимназии, князь Долгорукий оставил в нем некоторую часть его меблировки: несколько зеркал в рамах из красного дерева, несколько бронзовых люстр, двое стенных часов, и еще несколько мелких вещей, частью испорченных. Затем, из года в год, путем покупки или частных пожертвований, гимназия пополняла свою обстановку новыми предметами; так, в 1809 г. куплены большие медные часы в футляре из красного дерева, в бель-этаже устроены две гостиных с мягкой мебелью, обитой ситцем (мебель прикупалась понемногу с 1809 по 1823 гг.), а стены украшались портретами членов Императорской Фамилии. Наблюдение за исправностью и порядком в гимназических зданиях возлагалось на учителей, имевших в этих зданиях казенные квартиры (согласно § 166 Устава). До нас сохранился ордер директора от 16 октября 1811 г., которым предлагается старшим учителям Боголепову, Воронину и Калайдовичу иметь надзор за порядком в большом гимназическом доме, за топкой печей, которая должна производиться днем, а отнюдь не вечером или ночью, и за освещением. Те же учителя по очереди должны непременно находиться вечером при уходе учеников из классов, дабы дети при них в порядке сошли с лестницы, все свечи из классов были вынесены и погашены, а печные трубы — везде закрыты. Тому же дежурному по дому иметь присмотр за свечей в парадных сенях, за запором наружных дверей и за исправностью ночного сторожа, от которого на другой день обязан принять рапорт о благосостоянии дома и с тем же отправить его к директору в 8 час. утра. «Сему очередному надзору, гласит ордер, с нынешнего числа поведена дневная записка, и г. дежурный за порядок своего дня отвечает. Оставляется на волю держать очередь поденно, понедельно или помесячно».
В 1812 г. уездное училище из малого гимназического дома было переведено в большой. В верхний этаж перенесены были классы гимназии и уездного училища, и там же устроено помещение для учебных пособий и других классических принадлежностей; в третьем этаже оставлена библиотека, кабинеты физический и естественно-исторический и зал для собраний, а во второй перенесены квартира директора, канцелярия, архив и устроено помещение для служителей. Здесь же отведена квартира для одного из учителей; остальные учители размещены были в малом гимназическом доме и в двухэтажном флигеле при большом доме. В тревожную годину отечественное войны, нарушившей правильное течение всех функций государственного организма и ослабившей общественную безопасность, потребовались и у нас особые веры в усиленной охране гимназии. В конце сентября во Владимире стали ходить слухи о приближении неприятеля; губернатор советует директору заблаговременно вывести нужнейшие гимназические вещи и письменные дела, а равно и оставшихся в городе учеников и пансионеров в более безопасное место. Директор Дмитревский с большим трудом успел купить на собственный счет три лошади и большую повозку за 276 руб. ас. и. уложив наиболее ценное гимназическое имущество и документы, приготовился к выезду при первой тревоге. Около месяца продолжалось это напряженное состояние; с разрешения губернатора, при гимназии учрежден был военный караул; учителя по очереди наблюдали, чтобы в 8 часов вечера все двери и ворота были заперты и огни потушены, чтобы, кроме наружной военной стражи, на дворе обязательно был ночной сторож и как можно чаще стучал в доску. Утром дежурный учитель являлся к директору с рапортом о состоянии дома. На старших учителей, под их личной ответственностью, возлагается полицейское наблюдение за всеми живущими в гимназических зданиях, с оттенком своеобразной цензуры нравов: так, директорский ордер 20 марта 1813 г. предписывает старшим учителям следить за людьми живущими в гимназических домах, и особенно в кухнях; не допускать посторонних праздношатающихся и особливо пьяных и наглых; внушать сторожам, чтобы они, как скоро кто посторонний войдет в кухню или на двор, немедленно давали знать дежурному, кто именно пришел, к кому и зачем. Низших служителей при гимназии положено было по Уставу трое (§ 167). Обыкновенно для этой цели служили инвалиды из нижних чинов гарнизона внутренней стражи, получавшие в нашей гимназии в конце разбираемого нами периода 10 р. ас. в месяц жалованья при казенном помещении. В 1815 году, с разрешения Училищного комитета, учитель философии и изящных наук Урываев открыл необязательный класс восточной поэзии. В 1816 г. вышло третье издание сочинений Князя Долгорукова: «Бытие моего сердца» и посвящено было московскому университету. Он вверил издание честному и просвещенному книгопродавцу, Александру Сергеевичу Ширяеву, который дал за право издания на тысячу рублей книг, по выбору Князя, которые на счет Ширяева были отправлены во Владимирскую гимназию и составили хорошее начало гимназической библиотеки. Открытие нового класса закона Божия торжественно состоялось 18 января 1820 г. Утром директор, учителя и учащиеся слушали литургию в приходской Георгиевской церкви; в 12 часов в гимназию прибыл преосвященный Ксенофонт, губернатор Юрлов, знатнейшие духовные и гражданские особы. «Преосвященный совершил водосвятие, после чего прочтены были предписания начальства об учреждении класса и представлен план преподавания сего предмета. Затем законоучитель протоиерей Смирнов произнес приличную сему случаю речь. Благоговейный архипастырь, прочитав молитву над преклонившими главы питомцами, призвал благословение Отца светов на подвиг учения, умудряющего юные сердца во спасение, и окропил их св. водою. Хор певчих возгласил священные песни и заключил акт громким многолетием Государю Императору и всей Августейшей Фамилии, стократно повторенным в сердцах всех присутствующих, преисполненных радости и благодарения к Господу Вседержителю, утверждающему все заведения просвещения народного в отечестве нашем на камени веры и закона рукою возлюбленного помазанника своего — Александра I».
С января 1829 г. до февраля 1838 г. директор гимназии - Федор Федорович Калайдович. Когда в апреле 1829 г. вступил в должность директора заместивший Дмитревского Калайдович, он прежде всего обратил внимание на необходимость полного обновлены всех гимназических строений. Из его рапорта в училищный комитет видно, что рамы все погнили, балкон совсем ветх, полы надо перестлать, замки везде поломаны, штукатурка обвалилась, кровли совершенно худые; надворные строения и ворота грозят падением. С разрешения университетского начальства, директор отправил к губернскому архитектору (10 февраля 1830) все необходимые документы для составления сметы предполагаемого ремонта; оказалось, что ремонт этот обойдется не менее 15161 р. 75 к. по большому гимназическому дому и 3283 р. по малому; но так как гимназия не имела в наличности такой суммы, то дело пришлось отложить до более благоприятного времени. Для характеристики тогдашних порядков заметим, что у архитектора бумаги пролежали более 4 лет; неоднократные обращения директора и к нему лично и к губернатору не имели никакого действия; также безуспешны были отношения университетского начальства к Владимирскому губернскому правлению, и только вмешательство министра народного просвещения понудило архитектора составить требуемые сметы, а главное — возвратить гимназии ее документы, настоятельно необходимые по случаю введения Устава 1828 года. Личный состав педагогического персонала Владимирской губернской мужской гимназии 1804-1833 гг.
Педагоги гимназий и уездных училищ были включены в систему чинопроизводства, что давало возможность учителям получить личное дворянство и продолжить карьеру в университете. В ходе реформ в сфере образования постепенно менялась и программа обучения. Если первоначально не было строгой системы предметов, то постепенно курс гимназического обучения приобрел классический вид. По уставу 1828 года программа стала включать полные курсы латинского, немецкого и французского языков, а также «начальные основания всех наук»: географии, истории, статистики, философии, изящных искусств, начальных основ политики и экономии, математики, опытной физики, естественной истории и рисования. В 1833 году гимназия была преобразована по уставу 8-го декабря 1828 г. Повысился ее общественный статус, она стала выполнять роль головного учебного центра губернии. В ней готовились учительские кадры для всех училищ. Совет гимназии проводил экзамены и выдавал желающим свидетельства на право поступления в университеты, институты, а также свидетельства на звание уездного учителя. Тот же совет экзаменовал чиновников по особой программе и выдавал аттестат на продвижение в чинах.
Благородный Пансион
12 декабря 1832 г. общее дворянское собрание решило устроить при гимназии дворянский пансион. 27 апреля 1835 г. было утверждено Министром Народного Просвещения Положение о Благородном Пансионе при Владимирской Губернской Гимназии.
Ул. Б. Московская, 35
В начале XIX в. это здание принадлежало купцу Петровскому. Еще в 1833 г. губернский предводитель дворянства генерал-майор Акинфов обратил внимание на соседний с дворянским домом большой 3-х этажный каменный дом купцов Петровских; лучшее помещение для дворянского пансиона трудно было найти; дом этот был достаточно обширен, имея по фасаду 26 сажен длины, непосредственно примыкал к дворянскому зданию, имел достаточное количество земли. 8 февраля 1835 г. Акинфов заключил с владельцами владимирскими купцами Осипом и Яковом Михайловыми Петровскими предварительный запродажный контракт в сумме 32500 руб. ас. 21 мая Акинфов уже извещает попечителя округи князя Серг. Мих. Голицына о совершении купчей, а 31 июля состоялся ввод во владение. Оставалось приспособить вновь приобретенное здание для пансиона. В 1836 году его начали перестраивать под дворянский пансион при мужской гимназии. Первоначальное составление плана и смет, равно как и наблюдение за работами было поручено губернскому архитектору Евграфу Яковлевичу Петрову (ученик известного русского архитектора М.Ф. Казакова) с вознаграждением по 2000 руб. в год. Но выбор этот оказался очень неудачен. За 2 года (1836-37) Петров едва успел окончить вчерне каменную кладку, именно вывести для расширения здания во всю длину его со стороны двора новую каменную стену на расстоянии 5 сажен от старой, заменить внутренние деревянные лестницы каменными и переделать портал по фасаду здания со стороны улицы. Вскоре Петров умер и не успел закончить начатое дело. Насколько работы эти были сделаны небрежно, можно судить по результатам осмотра, произведенного в мае 1839 года архитектором Московской дворцовой конторы Дрегаловым В.Г., которого депутатское собрание пригласило на место умершего Петрова. Осмотр этот дал самые плачевные результаты. Оказалось, что вновь сделанная со двора пристройка дала значительную осадку вследствие дурно исполненного бутовой работы; новая стена дала большие трещины; арки, соединявшие новую стену со старой, по всем трем этажам перекосились и потрескались, угрожая падением; перекосило также все оконные арки в новой стене, и покривились потолки во втором и третьем этажах. Кирпич для кладки стен оказался не лучшего достоинства, и сама кладка – не надлежащей прочности… Все исправления, затем внутренняя отделка здания и снабжение его необходимым инвентарем было закончено лишь к августу 1841 года. В 1837 году при Гимназии открыт Физический Кабинет. Торжественное собрание в губернской гимназии. 31 августа 1838 года, любители просвещения были приглашены в Губернскую Гимназию, торжественно начать новый академический год, и выслушать, так сказать, публичный отчет ее занятий за прошедший. Когда собралась, довольно значительная публика и по прибытии гражданского Губернатора, акт начался молитвой, потом Старший Учитель Гимназии Небаба, прочел речь «О начале и значении Губернских Гимназий в системе русских учебных заведений» и Старший Учитель Доктор Иенского Университета Делич «О начале и достоинстве древних словесностей» на латинском языке. Ученикам также была предоставлена честь показать перед публикой свои занятия и свои упражнения в языках, они произносили краткие приветствия на латинском, греческом, немецком и французском языках, читали свои сочинения в прозе и стихах. Особенное внимание заслужил малютка говоривший немецкое приветствие. После того, как посетители налюбовались образцами рисованья и каллиграфии, Старший Учитель Троицкий, прочел историческую записку за 1837-38 академический год. По окончании поднесли г. Гражданскому Губернатору книги назначенные в награду отличившимся из учеников и они имели честь из рук Его Превосходительства получать эти книги вместе с приветствиями. Потом прочтены имена переведенных в высшие классы. В заключение почетный попечитель Сергей Никанорович Богданов, столь ревностно пекущийся о усилении деятельности и средств нашей гимназии, и которому она обязана так много заведением Физического Кабинета, пригласил посетителей в другую залу, где было приготовлено угощенье и где посетители, следуя предложению Богданова, с верноподданнической любовью выпили тост столь драгоценной для сердца Русских за здравие Государя Императора.
15 февраля 1838 г. директор училищ Владимирской Губернии коллежский советник Калайдович министром народного просвещения уволен от должности с полным пансионом. 22 апреля, вследствие представления исправляющего должность Директора, инспектора гимназии учитель Владимирского приходского училища Возницын определен надзирателем вольноприходящих учеников гимназии с правом состоять в 12 классе и 500 руб. годового жалованья из экономических сумм гимназии. Почетный попечитель гимназии Богданов награжден знаком отличия беспорочной службы за 20 лет.
Большой пожар 1840 г. истребил все здание гимназии. О пожаре в гимназии первое документальное известие находим в рапорте и.д. директора училищ – инспектора гимназии Соханского попечителю Московского учебного округа от 29 марта 1840 г. «С величайшим прискорбием честь имею донести Вашему Превосходительству о несчастье, постигшем наше заведение. В начале 2-го часа по полуночи, с 28 на 29 марта, в бель-этаже гимназического корпуса в экзаменной зале, в углу близ печи, подле внутренней стены, из-под пола показалось пламя и в самое короткое время распространилось по всей зале. Все усилия подавить пожар в самом его начале остались тщетными, потому что дым, наполнивший мгновенно залу и смежные с ней комнаты – библиотеку и физический кабинет,- отнимал возможность приблизиться к горевшему полу. Оставалось спасать то, что можно было спасти. Первым предметом моего попечения была библиотека, но она отделялась от залы створчатыми, неплотно затворявшимися дверями, и вход в нее был через объятую пламенем залу. Покушались проникнуть в нее с другой стороны – через физический кабинет; задыхаясь от дыма едва успели спасти большую часть кабинета, но в библиотеку проникнуть не было никакой возможности, а потому она вся сделалась добычей пламени. Все дела, документы и приходо-расходные книги из канцелярии спасены…» И.д. директора ходатайствует о разрешении временно поместить гимназические классы в доме, принадлежащем гимназии, но занимаемом уездным училищем. А последнее поместить в квартире и.д. директора во флигеле. Результаты пожара были таковы: сгорел дом, сгорела классная мебель, часть физических приборов и вся библиотека: из последней сохранилось только несколько десятков книг, бывших на дому у преподавателей.
В 1839 г. Министерство Народного Просвещения изъявило согласие на уступку в пользу мужской гимназии и пансиона – дома, занятого уездным училищем, с тем, чтобы отстройка его под квартиры для служащих при пансионе лиц была сделана дворянством на свой счет. В этом доме разместилась квартира директора и канцелярия гимназии. После пожара 29 марта 1840 г., истребившего главный гимназический корпус, гимназия временно перешла в дом, занимаемый уездным училищем, а последнее было переведено в квартиру инспектора, в одном из гимназических флигелей.
11 февраля 1841 г. и.д. директора училищ инспектор гимназии Соханский доносит попечителю округа, что «утром 10 числа сего февраля старший учитель Владимирской гимназии высших частей математики Дмитрий Небаба – лишил себя жизни – застрелился». Василий Андреевич Озеров - директор гимназии с февраля 1841 по август 1844 г.
До 1840 года гимназисты посещали соседнюю приходскую Егорьевскую церковь. 24 августа 1841 г., с благословения архиепископа Владимирского Парфения, состоялось освящение домовой церкви Александра Невского при пансионе мужской гимназии. 30 августа 1841 г. состоялось торжество открытия благородного пансиона.
Здание пансиона получилось очень большим и вместительным. Сюда решили перевести и всю губернскую мужскую гимназию, и в 1841 г. гимназия была переведена в новое здание. Малый дом гимназии, в котором она помещалась после пожара, был в 1842 г., с разрешения министра нар. пр., уступлен пансиону. Сгоревший гимназический дом был продан в частные руки за 10000 р.; эти деньги были причислены к экономическим суммам гимназии. Новое помещение для тогдашнего состава гимназии (103 ученика) было довольно просторно и в общем удобно, но с увеличением числа пансионеров, которое быстро росло в 1840-х годах, в нем стало тесно. Тогда, в 1849 г., решено было вывести из главного здания квартиры директора и комнатных надзирателей, расширив на их счет помещение самого пансиона. Для этого пришлось произвести, в 1849—1850 гг. перестройку главного здания, что обошлось в 8708 р. Расход был покрыт из экономических сумм гимназии (5714 р.) и пансиона (2993 р.). В 1850 г. здание пансиона было занято квартирой директора, канцелярией и еще маленькой квартирой для одного из служащих.
Николай Иванович Соханский - директор гимназии с августа 1844 по сентябрь 1863 гг.; по выражению историка гимназии А.В. Захарова, «старый деятель Владимирской гимназии и один из самых выдающихся ее представителей за весь столетний период»; в 1843 г. по чину надворного советника внесен в III часть дворянской родословной книги Владимирской губернии. «Учитель танцевания при Благородном Владимирском Пансионе имеет намерение открыть общий ежедневный танц-класс, в котором будут объясняться все бальные в некоторые характерные танцы, как-то: русская, качуча, полька и матльот, полагая с каждого учащегося по 30 коп. серебром за урок, с тем условием, чтобы учащихся в классе было не менее 20-ти человек. При сказанном условии о ценности по 30 коп. серебром с каждого, на моей же ответственности будут: зала, освещение и музыка. Желая быть полезным Почтеннейшей Публике в своем искусстве, рекомендую любителям терпсихоры объявить мне об их согласии заблаговременно. Жительство имею в Троицкой улице, в доме бывшего Пансионского дьячка. Антон Шмейсер» (Влад. губ. вед. №46. 17 ноября 1845). С 1865 г. число учеников уменьшилось; преобразование гимназии в классическую, сокращение числа льгот, установление испытаний зрелости. Только в 70-х гг. воинская повинность привлекла белее учеников, особенно из городских и сельских сословий, процент которых значительно возрос. Педагогическая часть поставлена лучше, учащийся персонал умножился. В 1876-1877 гг. в гимназии было 270 чел. и до 80 пансионеров. Гимназия состояла из 9 классов (8 нормальных и 1 приготов.), прием в начале августа: в приготовительный класс мальчики 8-12 лет (умеющие читать и писать), в 1-й класс 10-13 лет (беглое чтение и письмо, первые арифметические действия, молитвы), во 2-й класс 11-14 лет, в 3-й класс 12-15 лет и т.д. Плата 15 руб. за приходящего. Преподаются следующие науки: 1) закон Божий (молитвы, священная история, пространный катихизис, богослужение, история церкви – всего 15 ур.), 2) русский язык в связи с церков. славянск. (вся грамматика до V кл., словесность с V кл., русская литература с VI кл., 30 уроков, 3) латинский язык (вся грам. до VII кл., с VII кл. практика – 49 ур.), 4) греческий язык (грамматика до VII кл., с VII кл. упражнения, 37 ур.), 5) математика (арифметика до IV кл. – 14 ур., алгебра с III до VIII кл. – 8 ур., геометрия с IV до VII кл. – 5 ур., тригонометрия в VII кл. – 2 ур., повторение в VIII кл. – 3 ур., всего 32 урока), 6) математическая география (в VIII кл. – 1 ур.), 7) физика (с VI кл. – 6 ур.), 8) естественная история (геология, минералогия, ботаника и зоология в VI кл. – 2 ур.), 9) история (эпизодический курс с III до V кл. – 4 ур., систематический с V – 8 ур.), 10) география (общая I-III кл., русская – IV кл., повторение с VII-VIII кл. – 10 ур.), 11) немецкий язык (грамматика со II-IV кл., повторение и переводы с VII-VIII кл., 19 ур.), 12) французский язык (грамматика со II-IV кл., повторение и перевод. с VII-VIII кл., 19 уроков). Недельных уроков в приготов. 14, в 1-м – 20, во 2-м – 25, в 3-м – 31, в 4-м – 32, в 5-м – 31, в 6-м – 29, в 7-м – 25, в 8-м – 28; весь курс 235, или около 8,000 часов. Кроме того, пение и гимнастика. Учение с 9 ч. утра до 2 ½ дня. Окончило курс в 1877 г. 8 чел. (т.е. 3 % общего числа) с правом поступить в университет (с проверочным испытанием), вступить на гражданскую службу и получить чин коллежского регистратора; по отношению к воинской повинности во 2-м разряде. В гимназии хорошая библиотека, обильно снабженный естественно-исторический кабинет, домовая церковь во имя св. Александра Невского и ссудо-сберегательная касса служащих. Помещение довольно просторное, классы во втором этаже, окнами на север, спальни большие. Что касается внутренней жизни, то ученики, выросшие в раздолье Владимирских садов и валов, не очень склонны точно следовать всем правилам. При том домашняя обстановка мало содействует усилиям воспитателей, и родители в большинстве случаев обращают внимание на учебную деятельность молодых классиков только тогда, когда те начинают получать так называемые неудовлетворительные баллы. Первое знакомство с нравами гимназической бурсы (кон. 1850-х гг.). 1851 г. «Почетный попечитель гимназии – кол. асс. Князь Федор Андреевич Голицын, награды: Св. Ан. 3-й ст. и Св. Владимира 4-й ст. Кавалер; Инспектор гимназии – кол. совет. Коссович Игнатий Андреевич; законоучитель – священник Александро-Невской церкви при Пансионе, кандидат Василий Емельянович Богородицкий». В 1854 г. был основан краеведческий музей, который разместился в одном из залов губернской мужской гимназии. В 1869 г. была открыта постоянная выставка продукции мануфактур и заводов губернии в одном из залов губернской мужской гимназии. «6 июня 1868 г. 1) Доклад о том, что существовавшие при здешней губернской гимназии землемеро-таксаторские классы содержались на счет губернского земского сбора, следовательно за закрытием этих классов все принадлежности их, как то: инструменты, книги и т.п. должны поступить в ведение земства, как собственность его, между тем до сего времени губернская управа не имеет ни какого сведения — какие именно остались вещи после закрытия землемеро-таксаторских классов и где они находятся. Постановлено: просить г. директора училищ здешней губернии доставить губернской управе ведомость инструментам и книгам и другим принадлежностям, оставшимся после закрытия землемеро-таксаторских классов, с уведомлением где эти вещи ныне находятся» (Журналы Губернской и уездных земских управ Владимирской губернии... 1868, кн. 5.).
Шемякин Алексей Николаевич (ум. в 1887) - переводчик древних путешественников—иностранцев по России, учитель русского языка и географии во Владимирской гимназии. В конце 1870-х годов, вследствие возрастания числа учеников, явилась настоятельная потребность в открытии параллельных отделений при низших классах гимназии, а размеры помещения были для этого недостаточны. На помощь гимназии пришло Владимирское губернское земство, которое в декабре 1878 г. пожертвовало 6000 р. на сооружение пристройки к зданию гимназии, специально в видах открытия параллельных классов. Тогда хозяйственный комитет гимназии решил произвести крупное расширение гимназического здания, употребив на это, кроме земской суммы, деньги из средств пансиона (11298 р.), гимназии (607 р.) и пособие от казны (1000 р.), отпущенное округом из строительного капитала. Постройка была окончена в 1884 г. и обошлась в 19057 р. 20 к. У главного корпуса гимназии получилось двух-этажное каменное крыло, идущее вдоль западной окраины двора. Верхний этаж его был разделен на классные комнаты, а в нижнем был устроен гимнастический зал. Но постройка оказалась непрочной и потребовала в 1891 г. капитального ремонта, который обошелся в 8412 р. (5250 р. от казны и 3162 р. из средств пансиона).
Двух-этажное каменное крыло
В 1880 г. во Владимирской мужской гимназии образовался кружок, создавший свою тайную библиотеку. В 1888 г. в гимназии была устроена телефонная станция.
С июля 1870 г. до августа 1871 г. директор - Кривоносов Александр Алексеевич. И.д. директора с декабря 1871 г. до июля 1877 г. - Закс Николай Александрович. С июля 1877 г. до сентября 1888 г. директор - Сыроечковский Иван Егорович. С сентября 1888 г. директор - Студенецкий Лука Максимович. С апреля 1895 г. до октября 1896 г. директор - Соколов Димитрий Алексеевич. С апреля 1897 г. до июля 1898 г. директор - Панкратов Николай Васильевич. С июля 1898 г. до июля 1904 г. директор - Стрельцов Алексей Александрович.
Гимназия состояла из девяти классов ("восемь нормальных и приготовительного"). Плата с приходящих 40 рублей в год. В пансион принимаются лишь дети дворян, бедные бесплатно, остальные с платой 240 рублей в год. В настоящее время в гимназии обучается 250 учеников" (В. Гeоргиевский. "Город Владимир..." 1896). Уроки гимнастики резко отличались от установившегося порядка ведения уроков. Они проходили либо в гимнастическом зале, где имелись гимнастические снаряды, либо - в хорошую погоду - на улице во дворе гимназии. Тут была свобода движений. Любители с упоением делали упражнения на снарядах, проводились различные спортивные игры. А самое главное, мы были вне стен класса и не сидели за партами. Учебников гимнастики у нас не было, и уроков на дом не задавали.
В 1905 - 1914 гг. директором был Беллевич Степан Юлианович (12 сентября 1860 - 6 июля 1914).
15 мая 1911 г. умер от кровоизлияния в мозг Инспектор гимназии Михаил Сергеевич Смирнов. См. Приложение 1 (в комментариях)
С 1914 г. до 1918 года директор - Стогов.
Гимназический хор
В.Н. Леонтьев преподавал пение и был регентом гимназического хора.
Духовой и струнный оркестры гимназии
Для торжественных выходов и маршировок был организован из учеников гимназии собственный духовой оркестр. Руководил оркестром капельмейстер полка Баневич. В задачу оркестра в первую очередь входила обязанность играть для потешных. В 1913 году в день приезда государя в город все ученики гимназии были построены в гимназическом дворе. Впереди оркестр, затем рота потешных, а за ними ученики гимназии, построенные по классам во главе с классными наставниками. В таком порядке колонна вышла из ворот гимназии и направилась к отведенному им месту, где они должны были ожидать приезда государя. Оркестр играл, что ему полагалось, потешные были наверху блаженства. После этой встречи государя во Владимире, был устроен смотр в городе Переславле, куда поехали и потешные. Об этой поездке рассказал Н.С. Фомин, который был одним из участников духового оркестра: «Помню, не очень ладно кончилось для нас такое интересное событие, как встреча с царем. Это о духовом оркестре. Оркестр был организован в 1912 году, и весной 1913 года вместе с ротой потешных выехал в Переславль, где царь встречался с дворянами северных губерний по случаю 300-летия Дома Романовых. Оркестр с ротой мелюзги был своеобразным презентом царю от владимирских дворян. От станции Берендеево до Переславля нас везли на московских машинах, которые приглашали специально. На приеме мы должны были пройти с ротой потешных мимо царя, чтобы показать свою выправку и молодцеватость. Всех нас заранее переписали для последующего награждения царским подарком - часами. Но вышел казус. На приветствие царя рота ничего не ответила. Следуя сразу за нами, то есть за своим оркестром, который старался дуть во всю мощь, рота ничего не могла услышать, и царские слова (о, ужас!) повисли в воздухе. Оркестр перестарался. Часов, конечно, не получили. Обратно, вместо автомашин, ехали в почтовых тарантасах. Между прочим, эта поездка совпала с подготовкой к весенним экзаменам, на которые мы пришли сразу после возвращения. Я провалился по русскому языку. Но, видимо, учитывая все же уважительными наши встречи с царем, мне поставили переходной балл. 1913 год был вершиной торжества роты потешных, особенно импонировал ребятам царский смотр».
Рота потешных
В 1915 году была открыта вторая Мужская Гимназия Владимирского Общества распространения Образования. Во время Первой мировой войны во Владимир были эвакуированы две гимназии из ликвидированного Варшавского учебного округа: Седлецкая мужская и Петроковская женская. Располагались они в мужской губернской и женской гимназиях, учащиеся занимались во вторую смену. Городской голова Н.Н. Сомов ходатайствовал перед думой об оставлении гимназий во Владимире. «24 мая город. дума будет вновь рассматривать вопрос об оставлении навсегда во Владимире Седлецкой гимназии, или, вернее говоря, об открытии новой мужской гимназии. Было бы желательно, чтобы вопрос о необходимости открытия в городе 3-ей гимназии был предварительно подвергнут всестороннему обсуждению, только в этом случае решение может быть правильным и авторитетным. Постановление думы от 26 апр. ходатайствовать об оставлении Седлец. гимн. было, видимо, принято из опасения, что ученики этой гимназии с уходом ее педагогич. персонала будут лишены возможности продолжать свое образование. Но такое опасение не основательно. Не надо забывать, что существующая уже несколько лет Общественная гимназия имеет вакансии во всех классах; в ней в данное время состоит всего 194 уч., а в Седлецкой 249, так что с открытием параллельных отделений в младших классах Обществ. гимн. могла бы принять всех учеников Седл. гим. Кроме того, надо иметь в виду, что в Седлец. гим. из 249 уч. местных коренных жителей города – всего около 70, все же остальные – беженцы и более, чем вероятно, что с окончанием войны большая половина их вернется в свои родные места, таким образом впоследствии и открывать параллелей вероятно не придется. Далее, переходя от принципиального решения этого дела к чисто практической, деловой стороне его, дума должна задать себе вопрос, какие средства потребуются на оборудование новой, 3-ей по времени возникновения, гимназии, а вопрос должен ставиться именно об открытии новой мужской гимназии, так как Седл. гим. не имеет вовсе никакого инвентаря. Для новой гимназии потребуется прежде всего подходящее помещение, вся обстановка, физический и естественный кабинеты, библиотека и необходимые школьные принадлежности и пособия. И если дума решит закрепить во Владимире педагогич. персонал Седлец. гимназии, то с осени этого года она должна вывести новую гимназию из помещения губернской гим. и дать ей возможность вести правильные занятия в утренние часы. По самому скромному расчету оборудование теперь гимназии может обойтись не менее сотни тысяч руб. Поэтому, казалось, было бы целесообразнее прийти на помощь уже существующей гимназии в смысле ее расширения путем открытия параллельн. младших классов, чем затрачивать огромные средства на открытие новой. В то же время с увеличением комплекта учеников Общество распространения образования, содержащее гимназию, получить возможность понизить плату за ученье по крайней мере до 80 руб., т.е. до той поры, которая теперь установлена в губернской. Но даже, решив оставить во Владимире Седлецкую гим., дума все же, конечно, не слагает с себя обязательства поддерживать Общественную, а потребность тогда в материальной поддержке для Общественной гим. будет велика, так как с возможным в таком случае уменьшением числа учеников сократится и поступление платы за учение, которая является одним из главных источников существования. Городской думе придется тогда, чтобы сохранить эту гимназию, позаботиться о покрытии дефицита, который не замедлит получиться. В виду указанных соображений, представлялось бы более целесообразным, не открывая новой, укрепить уже существующую гимназию, возникшую по общественному почину, что особенно ценно, тем самым педагогич. персоналу Седлец. гимназии была бы предоставлена возможность продолжать свое культурное дело в другой местности, которая более нуждается в новом рассаднике просвещения, и где этот персонал может встретить лучшие условия для своего существования, чем во Владимире» («Старый владимирец», 24 мая 1917). 1 июля 1917 года Временное правительство постановило: навсегда оставить гимназии во Владимире.
В октябре 1917 г. в помещении мужской гимназии родительским комитетом устроена для учащихся дешевая столовая.
Столовая
15 октября 1917 г. в здании мужской гимназии учащимися был дан спектакль, чистый сбор с которого поступил в пользу недостаточных учеников и учениц местных гимназий. Были поставлены пьесы: «Кулак» Шишкина (по поэме И.С. Никитина) и «Три врача на одного пятнышко» шутка Рутковского. «Губернская гимназия в виду отсутствия средств на содержание параллельных классов с следующего 1917-18 учебного года повышает плату за обучение до 80 рублей» («Старый владимирец», 1 марта 1917).
Церковь и гимназия существовали до 1918 г. В 1918 году Владимирская мужская гимназия была преобразована в Единую Трудовую школу. Срок обучения был установлен в девять лет. Школа подразделялась на две ступени: первая со сроком обучения четыре года и вторая со сроком обучения пять лет. Было открыто шесть школ II ступени.
Приложение 1 Михаил Сергеевич Смирнов. 15 мая 1911 г. Владимирская мужская гимназия понесла тяжелую утрату в лице внезапно скончавшегося от кровоизлияния в мозг Инспектора Михаила Сергеевича Смирнова. По своему происхождению, образованию и первоначальной службе покойный был весьма близок духовной среде. Сын священника Калужской губернии, родившийся в 1875 г. 8 окт., Михаил Сергеевич, по окончании семинарского образования с званием студента семинарии, поступил на службу учителем церковно-приходской школы в село Дешовки, Козельского уезда, — отсюда через полгода службы перемещен был на надзирательское место в Калужское мужское духовное училище. Недолго, всего полтора года, пробыл здесь молодой студент. Восполняя на службе, путем усиленных занятий, семинарское образование, он успешно подготовился к конкурсным испытаниям в С.-Петербургский историко-филологический институт, где и окончил образование в 1903 г. После непродолжительной службы, по окончании образования, в Черниговской и Каменец-Подольской гимназиях и Скопинском Реальном училище, Михаил Сергеевич, распоряжением Управляющего Моск. Учеб. Округом от 2 августа 1905 г., был назначен преподавателем древних языков во Владимирскую гимназию и состоял в этой должности до 1 августа 1910 г. Выдающаяся деятельность Михаила Сергеевича, его необыкновенная трудоспособность и уменье, при строгости требований, создать добрые отношения к учащимся были отмечены как заслуга, и предложением Попечителя Моск. Учебного Округа он назначен был Инспектором Владимирской гимназии. Не много, менее года, прослужил он в этой должности, но сумел и здесь оставить по себе добрую память. То особенное внимание, которыми почтили его сослуживцы и ученики в день погребения, является естественным выражением благодарности неутомимому труженику за его благородный труд, приведший его к преждевременной могиле. На гроб умершего возложено было более десяти венков металлических; живые цветы и зелень постоянно сменялись на гробе, по мере их увядания. Каждый класс гимназический озабочен был выражением в той или иной форме своего внимания к почившему. 18 мая в день погребения, которое совершено было, за теснотой гимназического храма, в Дмитриевском соборе, за богослужением были: Начальник губернии, сослуживцы покойного, ученики гимназии и множество молящихся из граждан города, которым хорошо известен был Михаил Сергеевич по своей деятельности в гимназии. Пред отпеванием Законоучитель гимназии свящ. А.А. Васильев произнес при гробе речь… Речь воспитанника гимназии А. Благонравова была последней земной данью учащихся своему дорогому наставнику. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 23-й. 1911 г.).