Главная
Регистрация
Вход
Пятница
29.03.2024
17:05
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1589]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [179]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2393]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [126]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Домовая Церковь Александра Невского при Владимирской мужской гимназии

Домовая Церковь Александра Невского при мужской гимназии

До 1840 года гимназисты посещали соседнюю приходскую Егорьевскую церковь. Требование от учителей являться к праздничному богослужению непременно в Егорьевскую церковь оказалось для многих из них обременительным и вызвало ропот. Поэтому ордером 9 мая 1809 г. директор установил для учителей очередной порядок присутствования в означенной церкви для наблюдения за порядком и тишиной среди учеников. Для прочих же неочередных учителей это посещение необязательно, хотя и желательно; Дмитревский ставит на вид учителям, что это посещение будет служить для него единственным свидетельством усердия к службе и искреннего рачения о благе учеников.
Тимофей Ястребов, протоиерей Владимирского Успенского собора; состоял катихизатором уездного училища и сверх сего безвозмездно занимался с учениками гимназии в промежуток времени от 13-го января 1809 г. по 13 мая 1810 г. Умер после тяжелой и продолжительной болезни, длившейся 6 месяцев.
Иоаким Смирнов, протоиерей Никитской приходской церкви. Родился в 1777 г.; кончил курс во Владимирской духовной семинарии. За время болезни Ястребова исправлял его должность. Утвержден катихизатором уездного училища и гимназии 17 августа 1810 г. Неоднократно получал выражения благодарности и благоволения за свое отличное усердие и ревность как от местного архиерея, так и от высшего училищного начальства

По инициативе С.Н. Богданова был поднят вопрос об устройстве при пансионе домовой церкви во имя Св. Благов. Князя Александра Невского. Собрание предводителей и депутатов в заседании 27-го апреля 1840 г. решило ассигновать из экономических дворянских сумм в виде особого пожертвования 9500 руб. на устройство церкви; а на содержание ее отпускать ежегодно по 1600 руб. 15 октября 1840 г. последовало согласие министра, 30 апреля 1841 г. состоялся указ Свят. Синода о разрешении устроить церковь при пансионе, 8 июля эта церковь была уже готова отделкой.
24 августа 1841 г., с благословения архиепископа Владимирского Парфения, состоялось освящение церкви. Совершено оно было присутствующим во Владимирской консистории о. архим. Иеронимом в сослужении протоиереев кафедрального собора о. Павла Ставровского, ключаря о. Иоанна Доброхотова, настоятеля приходской Николозлатовратской церкви о. Иоанна Остроумова и законоучителя гимназии о. Иоанна Миловского. Последний был утвержден настоятелем пансионской церкви, а причетником – церковник Успенского женского монастыря Иван Смирнов. Экзекутор дворянского собрания кол. ас. Танков изъявил желание быть старостой.
Престол в ней был один во имя св. благов. Кн. Александра Невского.
30 августа 1841 г. состоялось торжество открытия пансиона. В этот день в 8 часов утра воспитанники, как поступившие на иждивение дворянства, так и своекоштные, собрались в домовую церковь пансиона для слушания Божественной литургии, по выслушании которой, сопутствуемые гг. директором, инспектором, учителями и надзирателями, они отправились по двое в ряд в Успенский кафедральный собор к молебствию по случаю тезоменитства Наследника престола Государя Цесаревича и Великого Князя Александра Николаевича.
Причта по указу св. Синода 1841 г. положено: священник и псаломщик. На содержание причта положен оклад: священнику 200 р., псаломщику 100 р.
21 сентября 1875 г. Муромского уезда села Жайского причетник Николай Вишняков перемещен в г. Владимир к Александровской, что при дворянском пансионе, церкви.
15-го декабря 1876 г. диакон Николо-Галейской церкви Павел Ильинский перемещен к Александро-Невской церкви, что в Дворянском Владимирском пансионе.
26 марта 1877 года законоучителем Гимназии, свящ. М. Херасковым, присоединен к православной церкви в Пансионской гор. Владимира церкви преподаватель Владимирской Губернской Гимназии, Иосиф Матвеевич Седлак.

Поучение к воспитанникам Владимирской гимназии, в день храмового праздника Св. Благов. Велик. Кн. Алекс. Невского (23 ноября 1876)

Корень премудрости, еже боятися Господа. Исполнение премудрости, еже боятися Господа. Венец премудрости – страх Господень (Сир. 1, 20. 16. 18.).
Любезные воспитанники!
Пользуясь вашим совокупном собранием в храме Божием в настоящий день вашего училищного праздника, я обращаю ваше внимание на вышеприведенные замечательные слова свящ. мудреца. Желал бы я, чтобы в усвоили сердцем и душой его взгляд на дело, составляющее цель всей вашей учебной жизни и деятельности, и значит в высшей степени для вас дорогое и важное, т.е. на науку и образование, или – как он говорит – на премудрость. Под этим именем разумеют обыкновенно многознание, или разностороннее и глубокое развитие умственных сил в человеке. Священный же мудрец говорит, что если это многознание не приводит к Богу, и если это развитие не соединено с страхом Господним; то оно не имеет ни здорового корня, ни надлежащего завершения, и значит может быть фальшиво и бесценно. Как было бы жаль. Если бы вы по неведению, или по узкости взгляда на образование, стали гоняться только за его призраками, и, истративши столько сил и трудов в школе, в результате получили бы вещь, не стоящую внимания, или даже непотребную и опасную!..
Попробуем же, под руководством священного мудреца, установить истинное понятие о мудрости. Поелику кроме ума, ищущего знания, в нас есть еще другие, не менее высокие способности и потребности, так – есть у нас сердце, жаждущее наслаждений и счастья, есть свободная воля, стремящаяся к добродетели; то без всякого сомнения мудрецов не по имени, а на самом деле может быть назван только тот, кто развит по всем сторонам человеческого духа, т.е. когда он не только умен и учен, но и прекрасен по сердцу и добродетелен в жизни. Не так ли? И вот если бы знание и развитость умственная необходимо вели за собой и счастье и добродетель; тогда конечно они были бы и началом и венцом премудрости. Но к сожалению, это не всегда бывает в опыте,- и эта горькая истина всем нам конечно слишком хорошо известна. Рядом с обширной ученостью бывает в людях и поразительная черствость сердца и грубость чувств, а в жизни растление и пороки. Тот же самый человек, который так прекрасно умеет рассуждать о достоинстве человеческом и добродетели, нередко в жизни на каждом шагу опровергает свои возвышенные теории. Грустная – говорим – эта истина,- и однако же она не подлежит сомнению.
Где же искать ту силу, которая могла бы уравновешивать в человеке все его потребности, и давала бы стройное и согласное направление всем его способностям? Эта-то сила и есть, по словам св. мудреца, страх Господень, т.е. живое религиозное чувство, низводящее к нам всесильную и освящающую благодать Божию. В самом деле искренний и истинный христианин, в сердце которого живо сознание своей внутренней связи с Богом,- который ходит непрерывно под всевидящим взором Отца Небесного, любящего и милующего, но в тоже время гнушающегося всякой неправдой,- такой человек имеет столь сильные побуждения к добродетели и столь крепкие опоры для нее, каких не может дать ни какая мудрость земная.
Не то, чтобы здесь действовал собственно страх перед правосудием Божиим и боязнь наказания. Не эти чувства преобладают в боголюбивой душе христианина, и не они собственно дают силу его воле. Дело здесь гораздо глубже и таинственнее, чем м. б. думается. Не за тем Господь Спаситель приходил на землю, чтобы уяснить горькую судьбу, ожидающую грешников в будущей жизни, или только начертать высокий идеал богоподобия, и предложить его в Своей жизни для нашего подражания. Нет, таинственным и непостижимым образом Он прививает к себе самую натуру нашу падшую и растленную, и сообщает ей новую благодатную жизнь, как добрая маслина – привитым к ней диким лозам. Люди, емлющиеся за Христа Спасителя не на словах и по наружности только, а всем сердцем и душой, обретают в себе необыкновенную мощь и силу на всякое дело благое, и безбоязненно идут навстречу всяким опасностям и искушениям. Вспомните то злополучное время, как некогда язычество, озлобленное успехами Христовой веры, подняло, можно сказать, все силы ада против кротких и смиренных христиан, думая стереть их с лица земли. И что же? Бешенный фанатизм язычников встретил такую силу в малом стаде Христовом, об которую сокрушился сам. Но и доныне все хотящие благочестно жити, т.е. истинные ученики Христа Спасителя, гонимы суть,- гонимы от духа времени, от растленных обычаев мирских, от злобы и высокомерия глаголемых мудрецов,- и однако-же это не сокрушает, а только возвышает их добродетель. Они постоянно слышат в себе сладкий голос Отца Небесного, указующий им прямой и светлый путь к нравственному совершенству, которого так усиленно, но безуспешно отыскивают мудрецы века сего. Поразительны бывают те примеры, как иногда и простые люди, под руководством Евангелия и таинственно осеняемые благодатию Божией, обнаруживают необыкновенно тонкое понимание всего высокого и благородного, и в своей суровой и гнетущей обстановке являют себя истинными героями добродетели. Поставьте рядом с этими светлыми, хотя м. б. и непривлекательными с виду личностями, наших ученых моралистов, у которых нередко путаются и туманятся самые понятия о добродетели, а в жизни большей частью преобладает сухой и отталкивающий эгоизм; припомните наших пресловутых мудрецов, которые всю судьбу человека ограничивают землей и телом, отрицают самостоятельное бытие его богоподобной души, и род людской производят от безсловесных животных,- приведите, говорю, все это себе на мысль, и вы поймете всю неотразимую правду и силу слов божеств. мудреца, что корень премудрости – еже боятися Господа, а венец премудрости – страх Господень. А без этого венца – как уродлива и дика бывает вся мудрость человеческая!
Все это к тому говорится, чтобы вы от юности возлюбили Господа Спасителя и его божественное слово, заключенное в Евангелии. Приложите все ваше усердие, чтобы усвоить это слово, но не умом только, а главным образом сердцем и душой. Постарайтесь внести во всю свою жизнь, и учебную и домашнюю, дух Христов, так чтобы в мыслях ваших было смирение и простота веры, в сердце – чистота и непорочность, в делах – пристойность, трудолюбие и святость. Не бойтесь, и не представляйте всего этого чем-то необыкновенным, страшным и тяжелым. Сам Господь сказал, что иго Его благо и бремя Его легко есть, т.е. святой закон Его достолюбезен и родственен нашей душе,- можно прибавить,- в особенности юной душе, еще не омраченной непотребными страстями и не испорченной жизнью. И если бы, в самом деле, вы захотели заняться очищением своего сердца и воспитанием себя по духу Христа Спасителя тек же серьезно и усердно, как занимаетесь, в большинстве, наукой, то сколько бы цены прибавилось всем вашим познаниям, сколько добрых надежд можно бы возложить на вас в будущем! Есть кажется предубеждение, что наука и религия – две вещи несовместимые. Не верьте этому! С сего святого места и от имени Божия говорю вам, что это неправда. И проповедуют эту неправду обыкновенно люди, с одной стороны, не имеющие истинной и глубокой учености – люди односторонние, а с другой стороны – убогие в нравственном отношении, неведующие Писания, ни силы его. Нет, любите науку, и занимайтесь ею столько, сколько найдете в себе сил! Наука – свет, наука – жизнь для ума нашего. Она дает быстрый и высокий полет нашему духу, широко открывает перед нами прекрасный мир Божий,- и значит тоже ведет ко Христу, как и слово Божие. Знаменитейшие отцы Церкви, Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст были ученейшими мужами своего времени,- и сколько прекрасных и истинно-христианских плодов принесла им наука! Но помните, что сие бывает только в том случае, если занятие науками идет при светоче слова Божия и под легким, благим бременем закона Христова. Что же вам мешает поступать именно так?!..
Молитвами св. отцов Церкви, великих образцов христианской науки, и св. Благовер. Кн. Александра, покровителя нашего учебного заведения,- да будет сие с вами!
Аминь.
/Протоиерей Михаил Иванович Херасков/

1880 г. заявление церковного старосты домовой церкви мужской гимназии Н.Д. Микулина, в котором он, в числе недостатков, замечает, что при церкви нет:
«1) Плащаницы и раки, в которую она полагается.
2) Икон двунадесятых праздников, именуемых святыми.
3) Порядочного Евангелия (единственное, которое имеется, обносилось и давно уже не застегивается).
4) Панихидного столика с принадлежностью.
5) Ни одной порядочной пелен для аналоев».
Сверх того, не говоря уже о разных мелочах, добавляет, что в ризнице имеется только один порядочный подризник, облачение на диакона весьма скудное, и что, по его соображениям, для удовлетворения церкви в предметах наиболее необходимых, потребно не менее 1000 руб.
Губернское земское собрание постановило: отпустить в распоряжение церковного старосты домовой церкви мужской гимназии на необходимые потребности – 1000 руб.

«ГИМНАЗИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ. Церковь эту можно считать по современной терминологии учебно-вспомогательным кабинетом при гимназии. Специального помещения при постройке здания для церкви не было предусмотрено. Церковь помещалась в двух классных комнатах на третьем этаже здания с низкими потолками, в восточном углу. После закрытия церкви в этом помещении расположились две классные комнаты. Около гимназии была расположена небольшая колокольня с небольшими колоколами. В церкви регулярно проводились службы - утренняя служба в праздники, обедня и вечерняя служба в предпраздничные дни (всенощная). Служил законоучитель А. Васильев. Хор состоял из учеников гимназии под руководством В.Н. Леонтьева. Службы были сокращены до минимума. Богомольцами в церкви были учащиеся (пансионеры), члены семей служащих в гимназии, живших при гимназии во главе с директором и инспектором гимназии. Богомольцы располагались в определенном порядке. Посторонних людей почти не было, так как вход в церковь был через коридор гимназии. Вполне понятно, что постороннему человеку не для чего было идти в гимназическую церковь» (В.А. Успенский. В 1914 году он окончил Владимирскую мужскую гимназию.).
«Начало нового учебного года, которое происходило 16 августа (по старому стилю, 29 августа по новому) отмечалось весьма торжественно. В тот день все ученики собирались к 10 часам в здании гимназии. Все были в новых форменных костюмах, без каких-либо книг. Пришедшие собирались в своих классах. Прежде всего, надо было найти свою классную комнату, в которой предстояло пробыть минимум год. На дверях каждой классной комнаты было название класса, который тут будет находиться. Распределение классных комнат производило начальство, руководствуясь какими-то только ему известными соображениями. Отыскав свою классную комнату, ученик встречал там своих будущих товарищей. Со многими из них он не виделся со дня начала летних каникул. Происходили радостные дружеские встречи. Общее веселье царило в классе. Тут же сидели или вновь приходили и будущие товарищи: оставленные на второй год в том же классе. Они с некоторым недоверием и опаской смотрели на тех новых товарищей, с которыми предстояло учиться дальше. Тут же производилось и распределение мест за партами. Все парты были двойные, с проходами между ними. Полюбовно составлялись пары, и каждая пара занимала свое место. Обычно рассаживались приблизительно в том порядке, как сидели в прошедшем году. Любители первых парт усаживались за первые парты, а любители задних парт занимали места на задних партах. Обычно туда садились наиболее крупные по телосложению мальчики, чтобы не загромождать вид на доску маленьким, худым. Я был очень худеньким мальчиком небольшого роста и был любителем первых парт. Крупных разногласий при распределении мест обычно не возникало.
Раздавался звонок. По этому звонку мы все выходили в зал. Шли в порядке старшинства классов, начиная с младших. Стоявший у дверей инспектор регулировал наше движение. В зале мы занимали места тоже по установленному с давних пор порядку. Почти для каждого класса была отведена определенная площадь. В зале уже все было готово для молебна. Стоял стол с чашей для святой воды. На столе лежал золотой крест и Евангелие. Дымилось разожженное кадило. Лежало приготовленное облачение для нашего батюшки. Стоял наготове хор во главе с В.Н. Леонтьевым.
Входили через другую дверь и наши преподаватели (в зал вели две двери). Приходил директор. Батюшка облачался в церковные одежды, и начинался молебен. Он служился по определенному чину с водосвятием. Этот порядок был твердо установлен. В конце молебна возглашалось по установившемуся ритуалу многолетие. Но к этому добавлялось еще многолетие учащим и учащимся. После окончания молебна мы расходились по своим классам, садились за парты и ждали своего классного наставника. Входил наш наставник. Обычно это был уже знакомый нам преподаватель, бывший классным наставником несколько лет подряд. Его мы встречали веселым приветствием, он тоже ласково с нами здоровался. Если классным наставником был новый преподаватель, да к тому же ранее еще не имевший в нашем классе уроков, то при встрече с ним чувствовалась некоторая напряженность. Классный наставник окидывал хозяйским глазом класс, который он должен опекать целый год. Смотрел и оценивал расселение учащихся по партам. Иногда производил пересадку учеников, что бывало сравнительно редко, и только в младших классах. Затем вынимал список учеников класса и проверял их по списку. Покончив с этим делом, убеждался, что нет лишних учеников, что иногда случалось: второгодники и новички, не зная заранее, в каком классе - основном или параллельном - будут учиться, заходили в тот класс, который им понравился. Таких учеников водворяли в свой класс. Затем классный наставник доставал расписание уроков, составленное для всех учителей и для всех классов, и сообщал фамилии преподавателей по различным предметам и расписание уроков на неделю. Покончив с административно-организационными делами, классный наставник считал нужным сделать нам несколько отеческих наставлений в зависимости от существующей конкретной обстановки, и нас отпускали домой» (В.А. Успенский.).
31-го декабря 1908 года скончался от рака в желудке на 77-м году жизни диакон Александро-Невской церкви при мужской Владимирской гимназии Николай Алексеевич Миролюбов. Н.А., по окончании курса во Владимирском дух. училище, проходил псаломщическую должность — с 1850 по 1858 год при Никольской гор. Владимира церкви, с 1858 по 1861 г. в с. Веркуце, Меленковского уезда, и с 1861 по 1884 год при Ильинской гор. Владимира церкви. В диакона к Александроневской церкви Н.А. рукоположен 4 декабря 1884 года. Отпевание о. Н.А. Миролюбова происходило в Богословской церкви 3-го января сего года. За отпеванием Законоучителем гимназии свящ. А.А. Васильевым сказана следующая речь:
«Были на исходе последние часы минувшего года, ожидалось наступление нового лета с тем особенным чувством, которое овладевает людьми при ожиданиях чего-то неизвестного, неопределенного... В это время угасал на болезненном одре своем почивающий во гробе сем старец, скромный труженик на ниве Господней. Не переступил он за грань минувшего года, — елей жизни истощился в старческом организме и горящий светильник незримою рукою смерти переставлен из одного мира в другой. Новый год принес осиротевшим печаль, а страдальцу на болезненном одре вечное упокоение. Мирно спи сном непробудным, дорогой сослуживец, — исполнилось время труда твоего: ты вошел во гроб, как пшеница созрелая, во время пожатая (Иов, 5; 26). Эти слова многострадательного Иова весьма уместно повторить при сем гробе. Возраст усопшего говорит о том, что Господь особенно возлюбил его и даровал ему долговременную жизнь для лучшего приготовления к последней жатве. Усопший пережил те года, которые назначены Богом, как срок для жизни человеческой. Он видел благословение Божие над домом своим, успех в деле рук своих, имел крепость телесную до конца своей жизни и сподобился кончины тихой, мирной, с напутственными таинствами в вечную жизнь. Не плакать нужно при этом гробе, а благодарить Господа за милости к усопшему и для себя пожелать таких же милостей Господних. Долголетняя жизнь, несмотря на скорби житейские, желательна для всех нас, — но этим драгоценным даром Божиим люди пользуются неодинаково: одни умирают в молодых годах, другие доживают до старости. От чего это зависит? Причин сему естественных весьма много, — но главные из них — воздержание и труд. Воздержание было причиною долговременного жития наших предков, — они не знали целительных вод, не прибегали к заграничному климату, но между тем пользовались здоровьем долговременным. Ныне же при всех средствах естественных и искусственных люди редко доживают до глубокой старости, но дряхлеют в молодых годах, наживая болезни, от которых не могут исцелить никакие средства. Причиной этой хилости нынешних людей служит невоздержание телесное и душевное. Недаром врачебная наука нередко предписывает воздержание, как средство против болезней. Другая причина долгожизненности — труд, указанный человеку для поддержания, укрепления и развития телесных сил. Без упражнений в труде тело человека теряет бодрость, становится вялым и при жизни безжизненным.
Вспоминая лежащего во гробе сем старца, мы отмечаем в нем воздержание и труд, как два качества, которыми была украшена его жизнь. От дней своей юности почивший поставлен был в необходимость вести воздержную, трудовую жизнь. Родившись в бедной причетнической семье и пройдя низший курс духовного образования в школе своего времени, суровой и строгой, почивший с двадцатилетнего возраста своего, в течение 58-ми лет состоял на должностях, мало обеспечивающих безбедное существование. При недостатке средств приходилось жить сдержанно, без удовлетворения прихотей человеческих, и трудом добывать средства к жизни. Нося духовный сан, как особенную почесть, дарованную за ревностное служение, почивший средства к жизни приобретал заботливостью и трудом. Он не считал для себя унизительным стать в положение ремесленника и сидеть над станком переплетным целые дни. Это был труд усердный, мозольный труд. К нему присоединялись заботы об учащихся. Не имея своей большой семьи, почивший по родственному чувству своему, всегда имел при себе детей присных своих, а при них и чужих содержал у себя квартирантами. Всю заботу о них покойный принимал на себя. Около него ютилась беднота, и нужна была особенная опытность и личный досмотр, чтобы на малые средства предоставить школьникам пропитание, тепло и удобства для занятий. Много в епархии найдется теперь молитвенников за своего заботливого хозяина, — иные и школу прошли лишь благодаря его уменью прожить малыми средствами. В последние годы почивший пользовался от трудов своих и некоторым достатком, но привычка к жизни скромной, воздержной и труженической осталась в нем до конца. Он не любил жить чужим трудом и все обязанности по своему довольно сложному хозяйству принимал на себя, не обременяя других. Всегда исправный по службе, неутомимо ревностный и исполнительный, он всегда находил время для своего ремесленного труда и забот хозяйственных, — об отдыхе он начал говорить лишь пред смертью.
Сон сладок работающему (Еккл. 5, 11), поучает нас Слово Божие. Да будет и тебе сладок твой вечный покой, неутомимый труженик. Теперь отдыхай от трудов своих там, где нет ни забот, ни печалей, ни воздыхания. Уповаем, что Господь с любовию взирал на твою скромную жизнь и упокоит тебя в своих селениях праведных. Прими прощальное слово от меня, твоего сослуживца. Я знаю, что множество юношей окружили бы гроб твой, если бы им ведома была твоя кончина. Мы все любили тебя, ценили твой бескорыстный, молитвенный труд и почитали твою почтенную старость». (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 3-й. 1909).

Псаломщик с. Дроздова, Шуйск. у., Иоанн Глазков, 25 сент. 1912 г., перемещен в г. Владимир к Гимназической цер., с рукоположением во диакона.

Церковь и гимназия существовали до 1918 г.


Звонница, отмечающая место ранее существовавшей на этом месте храмовой звонницы домовой Александро-Невской церкви при мужской гимназии. Вид с северной стороны.

В 2002-2003 гг. к фасаду бывшего здания гимназии пристроена двухарочная звонница как памятный знак утраченной звонницы. Красно-кирпичная звонница - повторение ранее существовавшей на этом месте храмовой звонницы, которая долгое время стояла без купола после закрытия домовой церкви.

До XVIII века около соседнего дома стояла деревянная во имя Рождества Христова, а рядом с ней было кладбище. Церковь во имя Рождества Христова находилась «на месте нынешняго палисадника предъ домомъ директора гимназии. По патриаршимъ оклыднымъ книгамъ она значится прибылою вновь къ 149 (1641) г., дани съ нея положено 4 алтына». Эта церковь была «Царскаго Величества въ богомолии ружною».
1 октября 1719 г. в 8 часов ночи во Владимире произошел пожар в «Царицыне слободе подле Земской избы и Гостина двора у вдовы Федосьи Тимофеевой дочери Леонтьевской жены Исаевской». В этом пожаре церковь во имя Рождества Христова сгорела и священник ее Федор Никитин просил патриарший приказ разрешить ему сбор подаяний на церковное строение в продолжение года с февраля 1720 г. Но откладывать постройку церкви до сбора нужных средств не пришлось, потому что, как доносил тот же священник, «изъ Володимерскаго уезда изъ вотчины окольничаго кн. Никиты Михаиловича Жироваго-Засекина изъ села Суходола дана была старая деревянная церковь, что была во имя свят. Ап. Андрея Первозваннаго, на построение сгорелой церкви во имя Рождества Христова, а въ той церкви престолъ соединениемъ и на престоле св. антиминсъ твердъ, царские двери и въ деисусахъ св. иконы въ целости». К началу 1721 г. эта церковь была перевезена и устроена. «Но, должно быть, по ветхости долго она не могла стоять, а потому въ 1744 г. на данномъ церковномъ месте выстроена была вновь деревянная церковь съ приделомъ въ честь Тихвинския иконы Божией Матери».
В 1786 г. церковь во имя Рождества Христова была разобрана и на ее месте построен Парковым двухэтажный дом (ул. Б. Московская, д. 37).
«Но самые интересные и запоминающиеся события в нашем дворе произошли в 1963 году. Когда при прокладке водопровода копали траншею под трубы, то на глубине полутора метров обнаружили следы старого кладбища. Захоронения были очень старыми, кое-где были видны деревянные фрагменты гробов. А в небольшом котловане на глубине около двух метров, выкопанном, очевидно, под колодец около липы, росшей с наклоном, были видны большие белые камни, похожие на известняк. На нас это произвело большое впечатление, да еще после посещения раскопок на Сунгире. Долгие годы это было для нас неразрешимой загадкой» (Наш старый двор. О.И. Мамаев).
Губернская мужская гимназия
Образование в губернском городе Владимире
Категория: Владимир | Добавил: Николай (15.07.2017)
Просмотров: 2035 | Теги: Владимир, учебные заведения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru