Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
21:40
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Делич Рихард Иванович

Рихард Иванович Делич

Н.В. Прошина «Почтенный наш учитель музыки»

Сейчас уже трудно ответить, что же заставило молодого немецкого музыканта Рихарда Делича покинуть родину и, приехав в тихий, небогатый губернский город Владимир, четверть века служить на благо его культуры. Возможность заработать? Сделать стремительную карьеру. Сменить обстановку, посмотреть мир? И да, и нет. Все годы он много трудился и лишь однажды съездил в Германию, чтобы навестить больную матушку. В наше время его имя мало кому известно. Но, как гласит мудрость, каждая благородная жизнь оставляет свои нити, навсегда вплетенные в дело мира. Такой была жизнь Рихарда Ивановича Делича, учителя музыки Благородного пансиона при Владимирской губернской гимназии.
В 1840-60-х гг. его имя во Владимире произносили с уважением. Он образцово исполнял свои служебные обязанности, давал многочисленные частные уроки и участвовал в концертах, которые устраивались в Дворянском собрании с благотворительной целью.

Фамилия Делич была знакома владимирцам и раньше. Во Владимирской губернской гимназии с 1836 г. преподавал иностранные языки (греческий, латинский, немецкий) Богдан Иванович Делич, старший брат Рихарда. Он начал с должности младшего учителя немецкого языка и вскоре стал старшим учителем греческого и латинского. В 1838 г. получил звание доктора философии Иенского университета, о чем было сообщено во «Владимирских губернских ведомостях».
31 августа 1838 года, любители просвещения были приглашены в Губернскую Гимназию, торжественно начать новый академический год, и выслушать, так сказать, публичный отчет ее занятий за прошедший. Когда собралась, довольно значительная публика и по прибытии гражданского Губернатора, акт начался молитвой, потом Старший Учитель Гимназии Небаба, прочел речь «О начале и значении Губернских Гимназий в системе русских учебных заведений» и Старший Учитель Доктор Иенского Университета Делич «О начале и достоинстве древних словесностей» на латинском языке.
«Речи учителей, - пишет современник, - по взглядам тогдашнего учебного начальства составляли самую существенную часть акта. Они должны были поддерживать ученый авторитет школы в глазах общества. Актовые речи учителей гимназии играли роль публичных лекций». Словом, честь произнести речь на акте выпадала не всякому. Ее обычно писали заранее и представляли на рассмотрение училищному комитету при Московском университете.
Б.И. Делич, вероятно, был не только хорошим специалистом, но и очень дисциплинированным человеком. Никто из учителей гимназии, кроме него, не соглашался принять на себя по совместительству заведование библиотекой. Директор в 1837 году предложил принять библиотеку учителю высших частей математики и физики – Небабе. В феврале 1838 г. Небабе удалось избавиться от заведывания библиотекой, передав его учителю греческого языка Деличу, который был библиотекарем до 1842 г. Библиотека была сдана Деличем инспектору Соханскому
Такое служебное рвение было вознаграждено: в начале 1842-го года он был переведен с повышением в Смоленскую гимназию на должность инспектора (директора).
Вероятно, именно Богдан Иванович, узнав об открывшейся вакансии учителя музыки в Благородном пансионе, способствовал приезду во Владимир из Альтенбурга своего младшего брата, 25-летнего Рихарда. Спустя много лет в сообщении о большом благотворительном концерте мельком упомянуто о том, что г. Делича вызвал во Владимир из-за границы бывший почетный попечитель гимназии. В августе 1841 г., когда новое здание гимназии и Благородного пансиона на Соборной площади принимало учащихся, в штате последнего уже числился учителем музыки с жалованием 200 рублей в год Рихард Иванович Делич. Величину этой суммы можно осознать, сравнив ее, например, с жалованьем надзирателя в гимназии.
В середине XIX в. учителей искусств (музыка, танцы, рисование) обычно выбирали из лиц со средним или домашним образованием, т.к. низкое жалование не привлекало высокообразованных специалистов. Эти лица обычно не принадлежали к полноправному ядру персонала, которые составляли совет гимназии и управляли ее жизнью. Однако эти обстоятельства не смущали молодого энергичного музыканта, вскоре о нем знал уже весь город.
Культурная жизнь Владимира, как и других провинциальных городов, была довольно скудной, поэтому дворяне обычно устраивали самодеятельные спектакли и концерты, иногда с благотворительными целями. Наиболее талантливые любители - певцы, пианисты, скрипачи и актеры - составляли костяк участников. Однако для достижения наилучшего эффекта всегда приглашались городские музыканты, учителя музыки, полковой оркестр и даже гимназисты. О мероприятиях 1839–1840 гг., 1842 г. «Владимирские губернские ведомости» сообщали кратко, но о пасхальном концерте 1844 г. на страницах газеты впервые была напечатана подробная информация. Ее автор писал о порядке проведения, о программе, об участниках концерта, о реакции публики и о количестве собранных средств. Здесь мы впервые встречаем фамилию Делича, который аккомпанировал двум вокалистам, играл в составе ансамбля, исполнил соло виртуозный концерт для фортепиано Калькбреннера и руководил хором воспитанников Благородного пансиона. В следующей, довольно сжатой информации о дворянском концерте 1848 г., Делич также упоминается как исполнитель виртуозных вариаций Феско. Можно не сомневаться, что этим не ограничивалось его участие. Более того, «д-ца Миропольская 12-ти лет», исполнившая в сопровождении оркестра фортепианное Рондо Гуммеля, была ученицей Делича. Это означало, что Рихард Иванович к тому времени уже приобрел авторитет. Спустя десять лет его труды на этом поприще были публично высоко оценены. На страницах «Владимирских губернских ведомостей» высказано, несомненно, всеобщее мнение владимирских дворян, что «г. Делич положил основание и поддерживает до сих пор музыкальное воспитание во Владимире». Делич давал уроки музыки детям наиболее состоятельных и видных семейств города: вице-губернатора А.П. Болтина, советника Палаты государственных имуществ И.И. Танеева, губернского врача Миропольского и многих других. Разумеется, в разное время во Владимире были и другие учителя музыки. Однако Делич пользовался большей популярностью. И.И. Танеев, страстный меломан, в детстве не получил должного музыкального воспитания, поэтому к своим детям он пригласил лучшего учителя музыки. Вот как об этом вспоминает его старший сын Владимир: «Мне было лет восемь или девять, когда мне наняли учителя музыки Делича. Из двух учителей, бывших в городе, Делич считался лучшим и, говорят, отлично знал свое дело». Хотя занятия музыкой не пошли впрок болезненному и нервному Володе, это обстоятельство не испортило отношений Рихарда Ивановича с семьей Танеевых. Позднее учитель давал уроки младшим детям, сыну Павлу и дочери Александре. Он по-прежнему приезжал два раза в неделю, часто обедал после урока. Младшему сыну Танеевых, Сереже (Сергей Иванович Танеев), Делич уроков не давал, но, несомненно, повлиял на его музыкальное воспитание. Первой учительницей маленького Сережи Танеева была 13-летняя Мария Миропольская, одна из младших дочерей доктора Миропольского, близкого друга семьи Танеевых. Прямых доказательств, что она училась музыке у Делича, нет, но с большой долей вероятности можно это утверждать, т.к. ее старшие сестры были его ученицами. Об этом сообщается во «Владимирских губернских ведомостях», в статье, посвященной благотворительному концерту в честь героических действий Щеголевской батареи во время Крымской войны 1853-1856 гг. Автор описывает радостное волнение всего владимирского дворянства, воодушевленного подвитом батареи под командованием штабс-капитана Щеголева: «В этот вечер весело было войти в прекрасно освещенную залу Дворянскою собрания, весело было взглянуть на оживленные лица всего общества; но еще веселее было посмотреть на ряд возле эстрады, в котором сидели любительницы музыки, участвовавшие в концерте. Лица их сияли неподдельным счастьем ... Какое чудное соединение: самая первая и прекрасная молодость воодушевляет воинов, окуренных порохом при страшном громе орудий». Чувствуется, что этим событием жил весь город! Далее подробно перечисляются все участники: пианистки Е. и А. Болтины, А. и Л. Миропольские, Н. Якимовская, скрипач В. Правоторов. «На музыкальное oбразование некоторых из них или имел, или имеет в настоящее время влияние учитель музыки при здешнем Дворянском пансионе г. Делич», - писал автор статьи. Рихард Иванович не только подготовил своих учениц к концерту и руководил хором воспитанников Благородного пансиона, но и аккомпанировал на фортепиано талантливому владимирскому скрипачу В. Правоторову, чья игра «много способствовала» успеху концерта. Кстати, Елизавета и Анна Болтины, в то время 15-летние девушки, любили бывать в гостях у Танеевых, нередко приглашали их детей к себе. Старший, Володя Танеев, был неравнодушен к обеим миловидным сестрам, особенно к Лизе». Даже младший шестилетний Сашенька Танеев (умер летом 1855) «до того любил этих двух девушек, что для него самая лучшая награда была ехать к ним в гости», - вспоминала гувернантка Танеевых Е.Б. Мелехина.
Делич был строгим учителем. Он мог за ошибки в игре бить карандашом по пальцам, мог отказаться от нерадивого ученика, но результаты его работы владимирское общество оценило довольно скоро. Местная газета все чаще сообщала о публичных гимназических актах, украшенных музыкальными номерами, которые были подготовлены под руководством Делича. Один из них - гимн Гайдна, - исполненный хором воспитанников Благородного пансиона в сопровождении оркестра полковой музыки, был с восторгом принят публикой и по ее просьбе повторен через год на «взрослом» балу. В рецензии на это событие репортер «Владимирских губернских ведомостей» от имени владимирского бомонда высказал Рихарду Ивановичу благодарность: «Хором и оркестром дирижировал со свойственным ему одушевлением Р.И. Делич, даровитый музыкант, опытный учитель музыки и пения при Владимирском благородном пансионе, приобретший общую доверенность здешней публики». Десять лет усердной работы принесли заслуженный успех.
Рихард Иванович не стоял в стороне от городских общественных начинаний. На Пасху 1854 г. владимирские дворяне решили заменить поздравительные визиты пожертвованиями в пользу детских приютов. В подобных случаях «Владимирские губернские ведомости» обычно публиковали списки жертвователей. В числе первых мы встречаем фамилию Р.И. Делича. Самые крупные взносы были от 1 до 3-х рублей (Делич, как и супруги Танеевы, внес 1 рубль).
В 1850-е гг. в культурной жизни города произошли заметные изменения. Во-первых, в 1851 г. недалеко от Золотых ворот появился городской театр с постоянной труппой. Во-вторых, капитальный ремонт здания Дворянского собрания лишил общество концертного зала почти на три года. В- третьих, во Владимир стали чаще приезжать гастролеры, отечественные и зарубежные. Среди них были певцы, исполнители на флейте, фортепиано, а также известные скрипачи А. Парис и Н. Афанасьев. Владимирские любители музыки быстро оценили преимущество профессионального исполнения музыки и охотно ходили на концерты. Возможно поэтому они в этот период предпочитали устраивать благотворительные спектакли вместо концертов. Исключение составляет уже упомянутый концерт 1854 г. Разумеется, Делич работал в Благородном пансионе и продолжал давать частные уроки, но его публичная деятельность несколько сократилась.
Общественно-культурная жизнь во Владимире, как и во всей России, начала оживляться в начале 1860-х гг. Возобновились благотворительные концерты, которые теперь организовывали не только дворяне, но и те, кому была необходима помощь. Особенным в этом отношении стал 1864 год. Тогда прошли целых три концерта (а не один, как в прежние годы!), которые были удостоены подробных рецензий в газете. И во всех концертах принимал участие Делич, известный всему городу музыкант. Этот год стал его своеобразной «лебединой песней».
В начале апреля учащиеся и преподаватели благородного пансиона устроили благотворительный концерт в пользу своей библиотеки. Программа получилась достойной: разнообразные инструментальные номера и несколько хоровых. Концерт получил одобрительный отзыв во «Владимирских губернских ведомостях». В нем отмечалась похвальная общественная активность молодежи, благородная цель (пополнение библиотеки) и назывались имена участников, среди которых одно из самых почетных мест отводилось Р.И. Деличу.
Свидетельством организаторского таланта, энергии и отзывчивости Рихарда Ивановича стало устройство городского благотворительного концерта в пользу лютеранской церкви. В апреле ее небольшая община, испытывая нужду в средствах для поддержания своего храма, обратилась к местным дворянам с просьбой о помощи. Русское православное дворянство горячо откликнулось. Был предоставлен зал Дворянского собрания, «дамы губернаторского круга» помогали распространять билеты, устраивать танцы и т.д. Приглашение исполнителей, подбор и репетиции пьес, составление программы, печатание афиш взял на себя Р. И. Делич. Он же был при этом активным участником концерта: играл партию фортепиано в наиболее сложных номерах. Репортер газеты в своей рецензии посвятил ему прочувствованные слова: «Мы по опыту знаем, каких трудов стоит устроить что-нибудь вроде концерта или спектакля. Это хлопотливое дело взял на себя почтенный наш учитель музыки Рихард Иванович Делич, который сделал все, что мог, и сделал так, что, вероятно, мало кто из посетителей остались недовольны проведенным ими вечером». В тот вечер играли как лучшие городские музыканты, так и скромные любители - лютеране. Звучали камерные ансамбли Моцарта и Рейссингера, фантазии на темы Беллини, Верди, небольшие пьесы и романсы. Об уровне концерта можно судить по упомянутой рецензии: «Исполнение музыкальных пьес сошло очень удовлетворительно, а некоторых - очень хорошо». Весь вечер прошел при полном зале, где более половины было русских, и завершился танцами до утра! Это обстоятельство наполняет душу гордостью за энтузиазм, веротерпимость и отзывчивость владимирцев XIX века.
Торжественный гимназический акт, прошедший в ноябре 1864 г., также привлек внимание горожан своей насыщенной, как в прежние времена, программой, большим количеством музыкальных номеров. Речи, отчеты и вручение наград лучшим ученикам перемежались пьесами Бетховена, Беллини, Мендельсона, православными духовными концертами. По традиции акт завершился гимном «Боже, царя храни». Репортер отметил, что вся музыка была исполнена воспитанниками Благородного пансиона, в чем главная заслуга Рихарда Ивановича. Кстати, он и сам играл в одном из номеров на виолончели. К сожалению, это было одно из последних событий подобного рода. Современники отмечали, что в 1860-е гг. «акты стали подвергаться сокращению, лишились главного своего украшения - речей учителей и учеников, и обратились в собрание почетных лиц города, родителей и членов совета гимназии, составляемое для заслушания отчета о ходе учебного дела за истекший год». Количество пансионеров постепенно сокращалось, а с ним и финансирование самого пансиона. В 1866 г. деньги, предназначавшиеся на уроки музыки, были переведены на ремонт здания гимназии; а в 1871 г. Дворянское собрание решило вопрос и о закрытии Благородного пансиона.
Итак, служба Р.И. Делича во Владимире завершилась... Возможно, он некоторое время еще давал частные уроки в состоятельных семьях. Возможно, по примеру своих великих соотечественников, особо талантливых детей учил бесплатно. Быть может, он подписал контракт и уехал работать в другой город или вообще покинул Россию. Грустно думать, что, покинув этот мир, он был предан земле далеко от Владимира, и могила его утеряна... Дальнейшая судьба этого человека пока неизвестна. Не найдено ни одной его фотографии. Лишь из его паспорта, чудом сохранившегося в архиве, мы узнаем о его происхождении: Саксен-Альтенбургский подданный, родился в 1816 г., а из словесного портрета явствует, что это был человек среднего роста, темно-русый, на гладковыбритом лице с правильными чертами - внимательные карие глаза.
Профессиональная деятельность Делича в значительной мере способствовала формированию музыкальных вкусов владимирского образованного общества. Сегодня мы можем сказать, что она оставила заметный след и в истории русской культуры. Несколько поколений его учеников создавали культурную городскую среду, в которой появился на свет и получил начальное музыкальное образование великий русский композитор Сергей Иванович Танеев.
Уроженцы и деятели Владимирской губернии
Станчинский Алексей Владимирович (1888-1914) — русский композитор и пианист. Родился во Владимирской губернии.
Петр Алексеевич Ставровский (1887-1938) - учитель пения.
Алексей Евграфович Ставровский (1848-1921) - выдающийся владимирский музыкант, педагог, композитор, регент кафедрального Успенского собора.
Категория: Владимир | Добавил: Николай (15.09.2017)
Просмотров: 1432 | Теги: Владимир, учебные заведения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru