Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
05.12.2016
21:41
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 194

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [396]
Суздаль [151]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [101]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [22]
Гусь [31]
Вязники [82]
Камешково [24]
Ковров [28]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [35]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [14]
Религия [1]
Иваново [10]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [5]

Статистика

Онлайн всего: 24
Гостей: 24
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Владимирское главное Народное училище

Народное училище

2-го июня 1779 г. во Владимире открыт Приказ Общественного Призрения», под председательством Правителя Наместничества, д.с.с. Самойлова.
22 апреля 1783 г. в построенных от Приказа деревянных домах, близ так называемого Потанина моста, открыты: 1) больница на 24 койки; 2) дом для сумасшедших; 3) смирительный дом для воздержания развращенных людей обоего пола от пороков, а также по инициативе графа Воронцова было решено завести школу для обучения юношества российской грамоте, правописанию, французскому языку, арифметике, геометрии, истории, географии, катихизису и начальным основаниям гражданских прав. Кто были ее учителя и ученики, остается неизвестным.
Судя по тому, как Приказ Общественного Призрения относился и к Главному народному училищу, особенно в первое время его существования, скорее всего, что в 1783 г. Приказ приготовил лишь помещение для проектированного уже правительством училища, а само училище едва-ли открылось.

По именному указу Императрицы Екатерины II от 12 августа 1786 г., Главное народное училище открыто во Владимире 22 сентября 1786 г.
Указ от 12 августа 1786 г. об открытии Главного народного училища на имя генерал-губернатора, графа Ив. П. Салтыкова получен был во Владимире 21 августа 1786 г.

Первым директором главного народного училища, по представлению Правителя Наместничества, был утвержден Павел М. Извольский, судя по некоторым бумагам, им составленным, человек просвещенный и заботливый. В «росписи чиновных особ Государства при начале 1783 года» в числе двух советников Владимирского Наместнического Правления значится: коллежский ассесор Павел Михайлович Извольский, это и был первый директор Главного Владимирского народного училища.
Из числа первых учителей училища известны по фамилиям - Виноградов и Воронин. Приготовление к учительским должностям Главного губернского народного училища и малых уездных приходских принадлежало заботам и иждивению Приказа Общественного Призрения. С этой целью в 1785 г. вызвано было на средства Влад. Приказа Общ. Призрения для приготовления к учительским должностям в С.-Петербургское Главное народное училище 13 воспитанников семинарии Владимирской, Суздальской и Переславской: отправка их в Петербург стоила 181 руб. 20 коп., на содержание в Петербурге полагалось 85 руб. в год на каждого, а на всех 1105 руб.; 48 руб. выдано студентам на одежду и 84 руб. на покупку книг; всего в первый год издержано было на будущих учителей Владимирских 1418 руб. 70 коп., эта сумма и была записана в расходных книгах Владим. Приказа за 1785 год. Между тем Приказ Общественного Призрения сам получал годового дохода не более 1645 руб., а расходовать ежегодно должен на содержание больницы, смирительного дома и училища до 1939 руб., так что являлся у него ежегодно дефицит средств. Ввиду такого безвыходного положения Владимирский Приказ Общ. Призрения от 8 декабря 1787 г. ходатайствовал перед Комиссией об учреждении народных училищ в Петербурге: или тех студентов из содержания Приказа исключить, или возвратить их во Владимир для помещения в здешние народные училища. Вследствие чего Комиссия при отношении от 13 марта 1788 г. возвратила пятерых студентов, а именно: Дмитрия Семеновского, Прохора Воронина, Алексея Щедринского, Никиту Федоровского и Андрея Рождественского; прочих же оставила в Петербурге «для своего употребления»; этим пятерым студентам при возвращении из Петербурга выдано было от Приказа 25 руб. для покупки теплого платья. Они, по прибытии во Владимир, были размещены: Воронин учителем во 2-м классе Владимирского Главного народного училища, прочие – в малые народные училища: Семеновский – в Суздальское, Щедринский – в Переславское, Рождественский – в Муромской и Федоровский – в Шуйское.
В Главное народное училище в первый год по открытии было принято 20 учеников, которые по сословиям разделились так: благородных – 9, лекарских – 2, духовных – 2, солдатских – 3 и дворовых – 4.
В 1-м классе Главного народного училища дети обучались таблице о познании букв, букварю, сокращенному катихизису, правилам для учащихся, священной истории, писать и цифрам. Курс 2-го класса состоял из тех же предметов, что и 1-го класса, с переменой только краткого катихизиса на пространный и правил для учащихся на книгу о должностях человека и гражданина. Курс 3-го класса обнимал: 2 ч. арифметики, российскую грамматику, метематическую географию, всемирную историю и краткое российское землеописание. В курс 4-го класса входили: геометрия, механика, физика, архитектура, естественная история, всеобщая история и всеобщее землеописание.
На 1787-88 уч. год принято было в 1-й класс 75 детей и преимущественно из детей благородного сословия (21) и дворовых (32).
Но с течением времени число обучающихся. Так, что в Главном народном училище в 1789-90 учебном году, когда сформированы были все четыре класса, обучалось только 102 ученика. Из купеческих детей обучалось ежегодно только 3-4 ученика и те выходили из училища раньше окончания курса.
Генерал-губернатор Заборовский Иван Александрович усовещал и стыдил владимирских граждан, но ничего не помогало. Наконец он вынужден был прибегнуть к строгим мерам. Вот что, например, он предписывал Владимирской Городской Думе от 16 февраля 1792 г.: «при испытании, производимом в здешнем Главном народном училище, присутствуя, нашел я в числе учащихся из градских детей, к удивлению и прискорбию моему, только четырех человек. Соразмеряя обширность здешнего города и количество граждан малому числу обучающихся, не могу я не изъявить крайнего неудовольствия обществу городскому, которое не только не старается всевозможным образом о воспитании юношества, но, оставляя молодых детей в совершенно грубости и глубоком невежестве, дает с самого младенчества способы единственно воспитыванью в лености, ведущей ко всем порокам и разврату; ибо при сем случае не должен я умолчать: 1) что, проезжая, везде видеть можно детей, только на улице играющих и резвостью занимающихся; 2) по слуху не безызвестно, что, к стыду общества, в великом множестве открытых здесь «Гербергов» (питейные дома с гербами, по-татарски кабаки, в Петровское время австерии, искаженное название которых осталось за одним питейным домом нач. ХХ века во Владимире – «истерский») – определяются в буфетчики и подносчики везде почти молодые дети, которые, видя единственно и непрерывно перед глазами людей буйных, пьяных, в своевольстве и беспутстве и неопрятности обращающихся, навыкают лености, нахальству, всякому разврату и бесчисленным порокам, а отсюда и выходит, что 3) при невежестве граждан не можно в губернском городе, к неудовольствию всех, найти из настоящих градских жителей ни хорошего мастера в каком-либо мастерстве, ни ремесленника и никакого художника, так что, если и исправляются некоторые ремесла, т овсе почти или разночинцами, либо дворовыми людьми, или солдатами, а настоящие граждане обратили себя единственно к содержанию постоялых дворов, харчевен и трактиров, составляющий главный их промысел и питающих распутство и невежество. Почему я к прискорбью моему Градской Думе необходимостью побуждаюсь сказать, что оная не имеет попечения о выполнении ни городового, ни ремесленного положения. Изъяснив так. об. беспечность и небрежение ее, даю сим строгое предписание, дабы Городская Дума, обратив все свое внимание, поспешила возбудить себя от недействия и, устремляя попечение свое действительным образом на выполнение городового и ремесленного положения, поставила себе главнейшей обязанностью, дабы дети гражданские, в просвещение их и собственную пользу их, для обучения непременно отдаваемы были в Главное народное училище, где они сверх тех наук, которые необходимо нужны для купеческого промысла и коммерческих оборотов, будут иметь способ воспитания в тихости, добронравии и в изучении правил веры и Закона Божия и через то приготовлять себя как полезными гражданами, так и христианами истинными. Затем силой устава народного училища запрещаю, дабы дети граждан отнюдь не были отдаваемы для обучения тем, кои от Приказа Общественного Призрения не имеют на то свидетельства и дозволения, и о воспрещении всем таковым производить дал я тому Приказу поведение. Градскому Голове, яко главному блюстителю польз общественных и порядка, особеннейше поручаю пещися об исполнении всего вышеозначенного, а потому всякое после сего несоблюдение или опущение сколько взыщется на Градской Думе, столько более и особенно на Голове Градском. Но дабы я подробнее мог тем видеть, каким образом в городе происходит воспитание юношества, требуя, дабы Градская Дума к рассмотрению моему немедленно доставила мне сведение, сколько всего на лицо в здешнем городе гражданских детей, считая от 7 до 15 лет, сколько из них обучается грамоте и другим наукам и где именно, и какое число остается совсем без обучения и воспитания, и почему именно». Подобные предписания были даны Управе Благочиния, чтобы она следила за обучением всех детей в народном училище и воспрещала обучать детей частным образом, а Приказу Общественного призрения, чтобы он внушил директору и учителям с охотой, прилежанием и вниманием обучать детей и тем «заохочивать» граждан к отдаче детей в училище.
Городская Дума от 27 января представила Губернатору ведомость о детях купцов и мещан от 7 до 15 лет с объяснением об обучении их грамоте, ремеслам и рукоделиям. В ведомость внесены сведения о 52 сыновьях 40 купцов и о 100 мальчиках, детях 85 мещан. Из первых оказалось не обученными грамоте 7 мальчиков по нежеланию родителей, а из вторых не обученных по той же причине оказалось 46 человек. Обучающихся в Главном народном училище оказалось только 3 мальчика, о прочих отмечено в ведомости, что обучены, без обозначения у кого и чему. В 1788 году в гор. Владимире купцов было 208 и мещан 819, а тех и других вместе 1027 человек. В препроводительном рапорте Городской Думы сказано: «так как родители в научение детей своих другим наукам или каким ремеслам отдать намерения не имеют и не желают, то сия Дума за силою Высочайшего о губерниях учреждения 1 ч. XXV г., 384 ст. усовестить или принудить их смелости не имеет, ибо в этой статье начертано: «никому принуждения не чинить, но отдавать на волю родителей, отдавать детей в школу ил оставить дома».
Владимирский комендант донес Приказу Общ. Призрения, что во Владимире найдены некоторые церковники и экономического ведомства девка, производящие учения 15 мальчиков. Церковно-служители эти отосланы были к преосвященному Виктору, епископу Владимирскому, при отношении, чтобы он «как им, так и прочим духовного звания людям, производить оное учение приказал запретить», а девка-мастерица отослана к Директору Домоводства в ее местожительство с наикрепчайшим подтверждением, дабы она «впредь никого учить грамоте отнюдь не отваживалась». Но никакие приказы и запреты не привели к ожидаемым результатам. Большинство владимирских граждан продолжало и после того обучать детей своих тайно «по прежним обрядам».

Церковь во имя Рождества Христова находилась «на месте нынешняго палисадника предъ домомъ директора гимназии. По патриаршимъ оклыднымъ книгамъ она значится прибылою вновь къ 149 (1641) г., дани съ нея положено 4 алтына». Эта церковь была «Царскаго Величества въ богомолии ружною».
1 октября 1719 г. в 8 часов ночи во Владимире произошел пожар в «Царицыне слободе подле Земской избы и Гостина двора у вдовы Федосьи Тимофеевой дочери Леонтьевской жены Исаевской». В этом пожаре церковь во имя Рождества Христова сгорела и священник её Федор Никитин просил патриарший приказ разрешить ему сбор подаяний на церковное строение в продолжение года с февраля 1720 г. Но откладывать постройку церкви до сбора нужных средств не пришлось, потому что, как доносил тот же священник, «изъ Володимерскаго уезда изъ вотчины окольничаго кн. Никиты Михаиловича Жироваго-Засекина изъ села Суходола дана была старая деревянная церковь, что была во имя свят. Ап. Андрея Первозваннаго, на построение сгорелой церкви во имя Рождества Христова, а въ той церкви престолъ соединениемъ и на престоле св. антиминсъ твердъ, царские двери и въ деисусахъ св. иконы въ целости». К началу 1721 г. эта церковь была перевезена и устроена. «Но, должно быть, по ветхости долго она не могла стоять, а потому въ 1744 г. на данномъ церковномъ месте выстроена была вновь деревянная церковь съ приделомъ въ честь Тихвинския иконы Божией Матери».
В 1786 г. эта церковь была разобрана и на её месте построен дом.


Улица Б. Московская, д. 37

В 1799 г. Главное народное училище было переведено в купленный от казны двухэтажный дом.

7 августа 1804 года Главное народное училище было преобразовано в мужскую гимназию, а малые народные училища – в уездные, а особо от последних повелено учредить приходские школы по городам и значительным селам Владимирской губернии с учителями – священниками и диаконами.
Владимирская губернская мужская гимназия в 1806 г. была переведена в дом губернатора Долгорукова Ивана Михайловича (ул. Большая Московская, д. 24), а Уездное училище разместилось в бывшем гимназическом доме (улица Б. Московская, д. 37).

Речь при открытии народного училища

Православные христиане!
Случалось ли кому-нибудь из вас в темную, непроглядную ночь идти по неизвестной, дальней дороге? Припомните, какое тяжелое чувство вы испытывали тогда: что только вас не страшило, что не останавливало! То кажущаяся равнина чуть не ввергала вас в овраг или рытвину; то, наоборот, на ровном, совершенно удобном месте вы каждую минуту опасались жестокого, бедственного падения. Тогда все как-то странно мерещилось перед глазами и принимало необыкновенный, чудовищный вид: неодушевленные предметы, казалось, будто двигаются; камень, куст, пень, дерево представлялись в воображении – то зверем, то опасным врагом, то каким-то непонятным страшилищем. Шаги ваши были медленны, не смелы; вы были в постоянном страхе. Но вот забрезжилось на небе, заалел восток, более и более стали освещаться и дорога и окружавшие ее предметы. Как же вы были рады тогда этому рассвету! «Слава Богу,- говорили вы,- дождались наконец света Божия! Что, как-бы не светало: глядите, ушли-было совсем в другую сторону! Что, как-бы не свет: смотрите, какая рытвина,- долго ли до бед! А теперь – как все ясно, удобно, безопасно!». Не только окрестность,- кажется, душа пешехода светлела вместе с светом небесным.
Вот вам хотя слабое, но, думается, верное отображение того различия, какое находится между положением необразованного и состоянием человека просвещенного. Мне кажется, я не преувеличиваю здесь ничего: не я один так думаю; все говорят, что ученье – свет, а неученье – тьма. Но всякое ли ученье дает свет?
Было время, когда науки находились в полном развитии,- и однако же люди не очень-то хвалились светом. «Я ничего не знаю» (все тоже, что – я в потьмах), говорил один из величайших мудрецов древнего мира. Теряли даже самую надежду достигнуть желаемого света: «что есть истина?» вопрошал образованный Римлянин Пилат, когда судил Спасителя. Это значит, что он не видел и не надеялся найти пути к свету разумения. Вообще язычники древнего мира, не исключая самых мудрых и образованных, названы в Св. Писании людьми сидящими во тьме и сени смертней, которым наконец воссиял свет велий. Что же это за свет, откуда он? Это пришествие на землю Единоверного Сна Божия – Света истинного, просвещающего всякого человека: Его спасительное учение дало свет нашему разуму, просветило Вселенную. Это – свет веры Христовой. К этому-то свету все и должны стремиться, чтобы выйти из жалкого и опасного состояния тьмы и невежества.
Между вами, слава Богу, нет людей неверующих; все вы – христиане, по милости Божией, Православные. И однако же большинство из вас – люди темные, до такой степени темные, что иные даже не могут ответить на вопрос, в кого и во что они веруют,- не умеют по надлежащему молиться Богу, не знают молитв, или, если и знают немногие, то несмысленно и неверно произносят их, верят всяким вымыслам, противным вере Христовой,- и эта святая, спасительная вера не светит им, и они остаются все в тех же потьмах. Как же быть, как выйти из этой тьмы, и где найти путь к свету Христову? Этот путь, братия, есть Православная школа.
Как бы вам попроще объяснить это? Возьмем для примера хоть семя, которое вы сеете в поле или в огороде. Ведь для того, чтобы семя не пропало даром, а принесло хороший и обильный плод, нужно наперед хорошенько обработать землю, распахать или перекопать и удобрить ее. Тоже нужно и с человеком, чтобы слово Божие, которое вы так часто слышите в храме и которое сам Спаситель уподобляет семени, укоренилось в вас и принесло благие плоды,- чтобы истины святой веры Христовой были ясны, как день, для вашего разумения. Нужно, так сказать, обработать душу человека, развить его способности, чтобы он мог сознательно усвоить Божественные истины веры и ясно уразуметь учение святой Православной церкви,- словом, чтобы он вышел на свет Божий. А эта предварительная обработка души, это развитие духовных сил человека – и есть прямое дело школы, и помимо школы невозможно. Школа прежде всего научает грамотности, и в тоже время указывает, что верно и справедливо в понятиях простого народа, и что несправедливо, ложно. Школа дает познания о таких вещах, о которых неграмотный – понятия не имеет и не слыхивал, между тем как эти познания очень пригодны и в житейском быту. Но самое главное,- школа научает, как право, по православному, веровать в Бога, и как нужно жить, чтобы угодить Богу и получить спасение. Вот почему дело школы и называется просвещением!
Согласитесь, поэтому, что наша Православная школа, после святого храма, есть самое Богоугодное учреждение. А потому вы и должны прежде всего принести благодарение Господу Богу, что Он внушил мысль и помог вам открыть училище.
Затем должны вы приложить полное усердие, чтобы поддержать свое училище,- должны доставлять все необходимое для преуспеяния его, что требуется с вашей стороны. Не пожалейте издержек: если ваши отцы и деды вели темную жизнь, да и многих из вас оставили в потьмах, то по крайней мере вы будьте добры к вашим детям и внукам, позаботьтесь вывести их на свет Божий! За это вам будет вечная благодарность и вечный помин от потомков ваших.
Свящ. Ф. У-в.
Образование в губернском городе Владимире

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Jupiter (29.08.2016)
Просмотров: 68 | Теги: Владимир, учебные заведения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика