Христорождественская церковь в губернском городе Владимире
Христорождественская церковь в губернском городе Владимире
В 1786 году по ветхости прекратила свое существование одна из старинных церквей г. Владимира, известная под именем Христорождественской.
Церковь эта находилась в центре города, рядом с современным домом № 37 по улице Б. Московская.
Определить точно время основания Христорождественской церкви нет возможности. Известно только, что она основана была раньше 1639 г., так как в патриарших окладных книгах под 147 г. (1639) она уже значится прибылою и дани с нее взято четыре алтына; платил те деньги староста поп Самсон. В патриарших книгах церковь эта называется ружною.
По патриаршим оклыдным книгам она значится прибылою вновь к 149 (1641) г., дани с нее положено 4 алтына.
1 октября 1719 г. в 8 часов ночи во Владимире произошел пожар в «Царицыне слободе подле Земской избы и Гостина двора у вдовы Федосьи Тимофеевой дочери Леонтьевской жены Исаевской». Во время большого Владимирского пожара сгорела и Христорождественская церковь, сгорела «вся без остатку».
В челобитьи от 1720 г. поп Федор Никитин о ней говорит: «церковь во имя Рождества Христова из древних лет строение было Царского Величества в богомолии ружная». Для возобновления сгоревшей церкви поп Федор Никитин обратился в казенный патриарший приказ с просьбой о выдаче ему указа для сбора доброхотных подаяний на церковное строение, так как вновь построить сгоревшую церковь, по словам Фед. Никитина, некому,— приходу и вкладчиков не имелось. Указ был выдан, но сборов производить не пришлось. В октябре 1720 г. в новом челобитьи тот же Христорождественский поп писал: «По моему челобитью велено мне тое церковь Божию по прежнему построить, а ныне из Володимерского уезда из вотчины окольничего кн. Никиты Михайловича Жироваго Засекина из села Суходола дана старая деревянная церковь, что была во имя св. ап. Андрея Первозванного, на построение сгорелой помянутой церкви во имя Рождества Христова, я в той церкви престол соединением и на престоле св. антиминс тверд, царския двери и в деисусах св. иконы в целости». Поп Феодор Никитин просил казенный приказ выдать ему благословенную грамоту «о строении и освящении тое церкви во имя Рождества Христова». И эта просьба Феодора Никитина была удовлетворена. В 1721 году Христорождественская церковь была возобновлена. Федор Никитин впоследствии принял меры к улучшению материального быта служащих при нeй. 12 Июля 1736 года в этих видах он вступил во Владимирское духовное правление с пространным прошением, суть которого сводилась к следующему. Подле церкви Рождества Христова из древних лет застроена была каменная церковь во имя Воздвижения Честного Креста Господня «и волею Божиею не состроилася и была пуста». В 1676 г. больничный нищий Тихон Степанов ложно написал патриарху Иоакиму, будто бы церковь Воздвижения от разорения стоит впусте и церковною ее землею никто не владеет. При церкви Рождества Христова в то время священника не было, опровергнуть ложное показание нищего было некому, и земля отдана была по указу патриарха во владение нищему из оброку и с пошлинами по 10 алтын в год. После нищего Тихона Воздвиженской церковной землей владел безтяглый крестьянин с. Богослова Михаил Пипин без указу и без отдачи лет с 30 и больше и построил на той церковной земле двор в хоромное строение. В 1735 г. Пипин продал хоромное строение протодиаконице Успенского собора Афимье Феодоровой, которая и поселилась на Воздвиженской земле. В заключение своей челобитной Федор Никитин просил духовное правление Воздвиженское церковное меcтo осмотреть и отдать во владение церкви Рождества Христом, при чем он обязывался положенные с Воздвиженского пустового церковного места оброчные деньги повсягодно платить бездоимочно. Для осмотра пустовой Воздвиженской земли послан был из Владимирского духовного правления подканцелярист Иван Максимов и Воскресенский поп Стефан. Досмотрщики показали и донесли следующее. «Воздвиженское место имеется к церкви Рождества Христова в близости и оная земля с двором, в котором имеет жительство показанный поп Феодор, подлинно смежна, а пo мере самого того места, на котором Воздвиженская церковь имелась, в длину 5 сажен, поперек 3 сажени, да вкруг тогож места с трех сторон имеется земля церковного погосту на восток в длину 5 саж., да к полуденной и к полунощной стране по обе страны от оного места поперечнику по 5 сажи, итого 10 саж., а от западной страны пришли к самому тому месту дороги». Синодальный казенный приказ, получив доклад досмотрщиков, распорядился учинить надлежащую публикацию с барабанным боем, не найдется ля охочих людей взять Воздвиженскую землю в оброк.
29 марта 1737 года Владимирское духовное правление доложило приказу, что публикация с барабанным боем об отдаче Воздвиженской земли в оброк была учинена, но никого из охочих людей не явилось. Между тем поп церкви Рождества Христова Феодор Никитин просил отдать ему эту землю из оброка и пошлин по 30 коп. в год. 18 августа 1738 г. велено было, наконец, Воздвиженскую землю приписать платежом к Рождественской из оброка и пошлин 35 к. в год. В 1744 г. на данном церковном месте выстроена была вновь деревянная церковь с приделом в честь Тихвинской иконы Божией Матери.
Феодор Никитин упоминается, как священник Христорождественской церкви, еще и в 1756 г. В этом году поп Феодор Никитин путешествовал в Москву для приобретения золота и серебра на устройство царских врат. По всей вероятности, это одно лицо с указанным выше строителем Христорождественской церкви и с челобитчиком о передаче Воздвиженской земли. Преемником Феодора Никитина был Яков Феодоров, состоявший старостою поповским для сбора пошлин с венечных памятей и расходчиком семинарских денег. 8 янв. 1765 года он скончался.
После его смерти место оставалось праздным более года. В апреле 1766 г. в Христорождественскую церковь назначили заштатного соборного священника Матфея Стефанова, который пробыл здесь всего лишь три года, после чего место при Христорождественской церкви опять стало пустовать. Спустя некоторое время, по просьбе прихожан, к Христорождественской церкви назначили праздноживущего священника Григория Иванова, прошлое которого было далеко небезупречно. Он заявил себя раньше несколькими кляузными делами, за которые сослан был в 1767 году «для поправления своей совести» в Саровскую пустынь во всякую монастырскую черную работу на один год. Выбор прихожан остановился именно на нем, так как очевидно, что подыскать более достойного кандидата было трудно. Приход Христорождественской церкви считался к тому времена во Владимире одним из беднейших. В разборной ведомости за 1760 год показано было при Христорождественской церкви всего лишь 29 приходских дворов. Земля, принадлежавшая этой церкви, находилась за рекою Лыбелью. Здесь было поповское место - вдоль 101 саж., а поперек 10 саж. Кроме этой земли по указу синодального приказа, приведенному выше, во владение причта этой церкви отдано было пустое Воздвиженское место из оброку в длину 27, поперек 13 сажен. Священно-церковно-служители, таким образом, вынуждены были жить вдали от церкви и, вследствие малочисленности дворов, терпеть крайнюю нужду в пропитании. По этой же причине, хотя при Христорождественской церкви по штату полагался диакон, но с 1763 по 1773 г. желающих поступить на эту вакансию не оказалось, и место оставалось праздным.
Чем дальше шло время, тем положение священно-служителей становилось более тяжелым. В 1773 году за Христорождественской церковью считалось всего лишь 17 дворов. По генеральному межеванию г. Владимира за р. Лыбедью Христорождественской церкви было отведено не 101 саж., как полагалось до сих пор, а всего лишь 56; остальные отмежеваны были к Владимирскому собору. Тяжба, начатая священно-служителями Христорождественской церкви из-за этой земли, окончилась для них неудачно. 2 июля 1780 г. умер священник Михаил Иванов, и место его занял, по просьбе прихожан, диакон той же церкви Михаил Яковлев. К тому времени Христорождественский храм пришел в ветхость и близился к разрушению. В 1784 г. жители Солдатской слободы обратились к Преосв. Виктору с покорнейшем прошением такого содержания. «Оная Солдатская слобода по рассмотрению Владимирского наместнического правления поселена на отведенном от града Владимира в отдаленности месте близ Студеной горы и состоит в дальности от имеющихся в граде приходских церквей, почему той слободы жители штатной роты баталионные и отставные унтер-офицеры и рядовые солдаты, коих имеется до ста дворов, в воскресные и праздничные дни лишаются слушания церковного молитвословия и во исправлении мирских треб им обстоит иминуемая нужда. По такому обстоятельству состоит неминуемая потребность построить в той слободе церковь. А как имеется внутри града деревянная церковь во имя Рождества Христова с приделом теплым и оная церковь состоят от Троицкой и Борисоглебской каменных церквей в самой близости и приходу при ней малое число и затем, чтобы оная церковь на том месте стояла, никакой нужды не состоит, и потому оную церковь с приделом и со всею церковною утварью той Солдатской слободы жители желают перевезти и устроить в той слободе на удобном месте своим иждивением». Но Преосв. Виктор нашел во Владимире церковь еще более ветхую, более безприходную и при том стоящую на совершенно неудобном месте,— именно Сретенскую. По освидетельствовании оказалось, что эта церковь стоит на косогоре, кровля, углы и стены погнили; церковь покачнулась на левую сторону; с правой стороны ее р. Клязьма, а с левой «имеет течение ключевая вода», вследствие чего подмывается то место, на котором церковь стоит. В 178З году за этой церковью числилось всего лишь три двора. В силу таких соображений в новонаселенную Солдатскую слободу перенесена была церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, а не Христорождественская церковь. Но и закрытие Христорождественской церкви было вопросом лишь времени. Oт 1787 года сохранилось два указа, ближайшим образом касающихся последних дней существования во Владимире Христорождественского храма. В первом указе, от 29 мая, говорится следующее: «Сего мая 17 дня в сданном от Его Преосвященства в консисторию определении написано: что его сиятельство граф, здешний г. генерал-губернатор, разных орденов кавалер, Иван Петрович Салтыков, прежде словесно Его Преосвященству объяснял, чтобы состоящую в Кремле града Владимира церковь во имя Рождества Христова, котора де на плане быть не положена, уничтожить, а ныне о том же и письменно сообщил, дабы сие место предоставлено было на таковое ж богоугодное дело для построения народного училища к воспитанию обучающихся детей; а как де оная церковь имеется деревянная и состоит в самой близости между каменными церквами, к тому же и малоприходная, да и обывательскими домами застраивается и проходу впредь к ней быть не может, чего ради оную упразднить и, разобрав лес, употребить на топление соборной трапезной церкви, или продать, когда кто просить будет на построение храма, кроме окладных образов, утвари и ризницы. Деньги за оную хранить впредь до рассмотрения. Находящихся при ней священно и церковнослужителей, равно и приход, приписать к Никольской, что в Кремле, церкви и числить оную двоеприходною. Окладные образа и всю церковную утварь, ризницу и колокола по описи отдать в Кафедральный Его Преосвященства собор с роспискою. Ежели же что из той ризницы и утвари потребно будет к перенесению в Никольскую церковь, тo священнослужителям представить на рассмотрение письменно». Вторым указом, от 22 ноября, протоиерею Иоанну Иоаннову было предписало: «Минувшаго мая 17 дня сего года сданных от Его Преосвященства в духовную консисторию определением повелено состоящую в Кремле города Владимира церковь Рождества Христова, которая на плане быть не положена, упразднить и, разобрать лес, употребить на топление соборной трапезной церкви, или продать, когда кто просить будет. А сего ноября 18 дня, воспоследовавшею oт Его ж Преосвященстве на поданном от коллежского ассесора Ивана Александрова сына Небольсина прошения, что он ту Христорождественскую с приделом Тихвинским церковь, со всеми имеющимися в них иконостасами и образами, кроме взятых в Успенский собор, сторговал за сто рублей, резолюцией повелено: оную Христорождественскую деревянную церковь перевести и построить на первый случай в вотчинном того Небольсина, Киржачской округи, сельце Новом, настоящую в тож храмоименование, а придельную во имя Архистратига Михаила. За оную же Христорождественскую церковь, получа от господина Небольсина деньги сто рублев, употребить на возобновление погоревшей домовой соборной Рождественской церкви, почему в духовной консистории определено: об отдаче Христорождественской церкви для построения в сельце Новом к вам, протопопу с братиею, о принятии денег и о употреблении их по революции Его Преосвященства к эконому и казначею послать указы». После второго указа в 1787 году Христорождественская церковь была разобрана, а приход вместе с Тихвинской иконой был передан Николо-Кремлевской церкви. Позже там был построен Парковым двухэтажный дом. Источник: Н.В. Малицкий. Из прошлого Владимирской епархии. Вып. 1. 1904 г.
«Но самые интересные и запоминающиеся события в нашем дворе произошли в 1963 году. Когда при прокладке водопровода копали траншею под трубы, то на глубине полутора метров обнаружили следы старого кладбища. Захоронения были очень старыми, кое-где были видны деревянные фрагменты гробов. А в небольшом котловане на глубине около двух метров, выкопанном, очевидно, под колодец около липы, росшей с наклоном, были видны большие белые камни, похожие на известняк. На нас это произвело большое впечатление, да еще после посещения раскопок на Сунгире. Долгие годы это было для нас неразрешимой загадкой. Очень хотелось узнать, что было на месте нашего двора в далекие годы, откуда и почему там кладбище, как давно оно существовало. И только много лет спустя, прочитав книги Н.Н. Воронина «Владимир» и «Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV вв.», я узнал, что наш двор находился на месте площади древнего Торга, на которой в 1218 году князь Константин Всеволодович поставил небольшую каменную церковь. В 1626 году церковь была уже в запустении, а к 1676 году совсем пришла в ветхость. По предположению доктора исторических наук Н.Н. Воронина, «где-то в этом месте, под землей лежат не найденные развалины последней постройки домонгольской поры - каменной церкви Воздвижения (Князь Константин во Владимире строит в 1218 г. небольшую каменную церковь Воздвижения Честного Креста на Торгу. Она еще была цела в нач. XVIII в. и изображена на «чертеже» Владимира 1715 года. В XVIII веке церковь была совершенно разобрана.
В Мономаховом городе (Почтовый переулок, 2), неподалеку от торга конца XII в., выявлены следы деревянной церкви древнерусского времени и остатки 60 погребений (из которых не менее 10 - захоронения детей). Кроме остатков одежды, представленных золототкаными воротниками на берестяной основе с 1-3 бронзовыми пуговицами (11 комплексов), и серебряных перстневидных височных колеи (2 комплекса) захоронения ничего не содержали. Это городское кладбище было заброшено предположительно в XV в. (см. Наш старый двор, улица Большая Московская №35г).