Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
04.12.2016
15:18
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 194

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [396]
Суздаль [150]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [101]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [22]
Гусь [31]
Вязники [81]
Камешково [24]
Ковров [28]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [35]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [14]
Религия [1]
Иваново [10]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [5]

Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери г. Владимира
Владимирская икона Божьей Матери

Церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери
Сретенская церковь
Солдатская церковь

Адрес: ул. Ломоносова, д. 17а

Престолы: Владимирской иконы Божией Матери, Сретения Господня, "Всех скорбящих Радость" иконы Божией Матери.


Сретенская церковь в Солдатской слободе

Колокольня Сретенской церкви

Церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери

Мозаичная икона

Впервые Сретенская церковь построена на берегу Клязьмы по приказу великого князя Андрея Боголюбского в 1164 г. Повод для её возведения был выбран особый – в этом месте князь в сопровождении духовенства, при большом стечении местных жителей встречал перевозимую по р. Клязьме в Успенский собор из Боголюбова Владимирскую икону Божией Матери. В память встречи иконы – сретения – и был выстроен деревянный храм. При постройке Сретенской церкви князем был установлен крестный ход 21 сентября (по старому стилю), который совершали священнослужители Успенского собора. Эта традиция продержалась недолго, и уже в 1177 г. соборным причтом крестный ход был отменён.
Во время разорения Владимира в 1238 г. «дикия орды монголовъ ворвались въ городъ, между прочимъ, Воложскими воротами, бывшими близъ сей церкви, она конечно была разорена или, можетъ быть, совсемъ даже уничтожена». С тех пор она долго не возобновлялась.
В 1656 г. упоминается в архивах «прибылою вновь».
Очевидно, существующая в 1656 г. церковь пришла в ветхость. В Топографическом описании г. Владимира 1761 г. упоминается «церковь Пресвятыя Богородицы, деревянная, построена въ 1674 г.» Построение церкви в 1674 г. подтверждается заметкой в документах патриаршего казенного приказа: «178 (1670) г. июня 25 по челобитной Владимирскому богородицкому протопопу Андрею на церковное строение, что онъ строитъ на берегу церковь во имя Сретения Богородицы денегъ ему 10 руб. дано». Очевидно Сретенская церковь была приписана к Успенскому собору.
В 1710 и 1715 гг., как значится в патриарших данных книгах, при этой церкви был священник, а также и в 1722 г.

«Церковь во имя Сретения Владимирския иконы Божией Матери находится въ такъ называемой Солдатской слободе, прилегающей къ г. Владимиру съ западной стороны. Приходъ этой церкви обнимаетъ слободы Солдатскую и Стрелецкую. Если первая принадлежитъ къ сравнительно позднейшимъ поселениямъ, то Стрелецкая слобода при Владимире существовала издавна».

Владимирская Стрелецкая слобода

Стрельцы в старину бывали не только при городах, но и при некоторых монастырях. Так из актов, изданных Археологической Экспедицией, узнаём о стрельцах Кирилловских, Чебоксарских, Белоозерских, Великолуцких, Псковских и на Украинской черте в Белгороде. Стрельцы имели казенные пищали, зелье (порох) и свинец и бывали обыкновенно в осаде, и бились на боях и на приступах.
Владимирские стрельцы изстари жили в особой слободе вместе с пушкарями.
При городе Владимире в прежнее время были слободы: Стрелецкая и Пушкарские - Красная и Гатилова. Стрелецкая и Пушкарская Гатилова слободы были по эту сторону речки Лыбеди, а Красная слобода на Красной горе за Лыбедью.
В кон. XVI в., как видно из грамот царей и вел. кн. Иоанна Васильевича и Феодора Иоанновича, некоторые из стрельцов поселились на Пушкарской земле в Гатиловой слободке; но по тем грамотам и по приговору окольничего и воеводы Артемья Васильевича Измайлова велено было: «очистить имъ Пушкарскую Гатилову слободу и дворы свои снести въ свою Стрелецкую слободу». В 1584 г. была дана пушкарям выпись с книг городовых приказчиков Петра Колзакова и Афонасья Максимова, из которой видно, что в Гатиловой слободе было 8 дворов Владимирских пушкарей, 3 двора стрельцов на пушкарской земле, 9 дворищ порожних отданных пушкарям, 2 дворища, на которых жили стрельцы и 1 дворище поповское. В Красной слободе на Красной горе за рекою Лыбедью был 1 двор пушкакрский, 1 двор стрельца на пушкарской земле и 9 мест пушкарских пустых. «За крестомъ идучи къ городу были пушкарские пахатные земли, а отъ креста къ Лыбеди 7 местъ пустыхъ пушкарскихъ. Межи той пушкарской слободы были – какъ видно изъ техъ же книгъ городовыхъ прикащиковъ – отъ Онашкина врага отъ вершины отъ новомонастырския земли да по за Столипскому врагу и по за Воронову да по Мельниковщикову по дорогу къ Пушкарской Красной слободке».
В Стрелецкой слободе в 1592 г., как видно из грамоты царя и в. кн. Феодора Иоанновича за приписью дьяка Андрея Щелкалова – стрельцов было 100 человек, стрелецким сотником был Василий Есипов; вместо денежного жалованья даны им были «лавочные и каменные места и сусленой и квасной промыслъ, а вместо хлебнаго жалованья дана земля и сенные покосы». Из писцовых Владимирских книг Ивана Головленкова, да подъячего Василья Львова 1625-1626 гг. видно, что во Владимире были: «внутри города полокъ стрельца Исачка Агапьева, да за торговыми воротами въ осыпи харчевня стрельца Пашки Панкратова, изба квасная стрельца Тимошки Иванова съ товарищи 32 человекъ, вдоль 3 сажени, поперекгъ тожъ, лавки всякихъ чиновъ людей торгуютъ всякими товары, а подъ лавками земля стрелецкая, нанимаютъ те люди ту землю у стрельцовъ, да отъ города на площади лавка стрельца Ондрюшки Казанца, имъ Великий Государь указали те лавочные и полочные места по писцовымъ книгамъ отдать Володимерскимъ стрельцамъ десятнику Лучке Афонасьеву съ товарищи 30 человекомъ по прежнему».
По писцовым Владимирским книгам 1639-1640 гг. написано: «Въ Володимире Стрелецкой слободы слобода старая на лыбедномъ враге, а въ ней стрелецкие дворы: дворы десятниковъ Тимошки Иванова сына Телегина, Дружинки Савина да Офоньки Микитина сына Чупашева, да 18 дворовъ рядовыхъ стрельцовъ. Слобода Красная на речке на Лыбеди, а въ той три двора стрелецкие. Слобода Гатилова на речке на Лыбеди, а въ ней место церковное, что была церковь Николы Чудотворца Воинсково съ кладбищемъ, а запустела та церковь съ Литовскаго разорения, да на церковной же земле место пустое попово, да въ той слободе шесть дворовъ стрелецкихъ, да место дворовое пустое, да место дворовое сотника стрелецкого Микифора Домнина. Да въ той же Гатиловой слободе дворы и места дворовые за Володимирскими пушкарями смешаны съ стрелецкими дворами и съ дворовыми месты черезъ дворъ и черезъ место. И всего въ Старой и въ Гатилове и въ Красной Горе слободахъ место дворовое сотничье, да 3 двора десятинниковъ, да 27 дворовъ рядовыхъ стрельцовъ обоего 30 дворовъ, а людей въ нихъ детей и братий и племянниковъ и соседъ и подъсоседниковъ и захребетниковъ 57 человекъ. Да въ Старой и въ Гатилове и въ Красной Горе въ Стрелецкихъ слободахъ по Государевой грамоте по новому письму и мере и по стрелецкой сказке лишние земли, что было за 70 человеки за стрельцами-жъ 70 местъ дворовыхъ и съ огороды, а ныне те места пашутъ къ полевой земле 30 человекъ стрельцовъ». «А прежде сего блаженные памяти Государя Царя и Великаго Князя Федора Ивановича всея Русии въ жалованной грамоте сотого году за приписью дьяка Андрея Щелканова написано по прибору сотника стрелецкого Василья Есипова въ Володимере было сто человекъ стрельцовъ, а велено имъ въ Володимире торговать и рукодельемъ промышлять и хлебъ и колачи печь и квасъ и ботвиянъ держать и торговлею торговать рубли на два и на три, а больше того не торговать и баню свою построить».
«При открытии Владимиркой губернии по имянному Высочайшему повелению Императрицы Екатерины II все жители Стрелецкой слободы по недальному разстоянию отъ города Владимира записаны во Владимирское купечество и мещанство и съ того времени Стрелецкая слобода доныне остается известною только по названию».

«Въ Стрелецкой слободе или точнее въ Гатилове слободе на реч. Лыбеди въ старину была церковь во имя св. Николая Чудотворца. Въ патриаршихъ окладныхъ книгахъ 136 (1628) г. значится: «церковь великаго чудотворца Николы за земляною осыпью въ Стрелецкой слободе… дани 4 алтына». Въ писцовыхъ книгахъ г. Владимира 1639 и 1640 гг. въ Гатилове слободе значится «место церковное», что была церковь Николы Чудотворца воинскаго съ кладбищемъ, а запустела та церковь съ литовскаго разорения, потому что положенная дань въ 1628 г. была уплачена. Въ последствии же въ патриаршихъ окладныхъ книгахъ подъ 164 (1656) г. стоитъ такая отметка: «церковь стоитъ пуста, попа и церковныхъ причетниковъ и приходскихъ людей и церковные земли и никакихъ угодий нетъ, дани иметь не съ чего и впредь той церкви въ приходную книгу не писать».
Около полутораста лет въ этой местности не было никакой церкви; затем, когда Казанская церковь Ямской слободы была перенесена на ея нынешнее место, когда сгорела и Петропавловская церковь, ближайшая къ Стрелецкой слободе, когда съ другой стороны население Владимира стало возрастать, явилась настоятельная надобность въ церкви для населения Стрелецкой и ближайших къ ней слободъ».

В 1784 г. просили епископа Владимирского и Муромского Виктора (Анисимова) о переносе к ним в слободу из города ветхой деревянной Христорождественской церкви. Преосвященный Виктор просьбу удовлетворил, но перенести повелел Сретенский храм с берега Клязьмы, который годом ранее имел в приходе всего три двора. К весне 1785 г. храм разобрали и поставили в новом месте – Солдатской слободе. Холодный храм освящен в честь Владимирской иконы Божией Матери.
В 1788 г. к храму прибавилась тёплая церковь в честь Сретения Господня с иконостасом из упразднённого мужского Покровского монастыря на Нерли.
В нач. XIX в., когда в губернии вовсю велось каменное церковное строительство, Сретенский храм оставался единственным деревянным во Владимире. В нач. 1805 г. прихожане церкви во главе со старостой Захаром Гавриловым и священником Степаном Ивановым подали прошение в духовную консисторию о разрешении возведения каменного храма: «всепокорнейшее просим на построение оной каменной церкви по малости церковной суммы в сборе повелеть дать для сбору при указе книгу на 5 лет». Менее чем через полгода, 22 июня 1805 г., епископ Владимирский и Суздальский Ксенофонт (Троепольский) дал благословенную грамоту и разрешил сбор средств на постройку нового храма.
Каменная церковь была построена в 1807 г. в стиле классицизма. В 1807 г. был освящён придельный храм в честь Сретения Господня, а в 1809 г. освятили главный престол в честь Владимирской иконы Божией Матери. Тогда была выстроена и колокольня, увенчанная шпилем, но мелкое строительство продолжалось ещё какое-то время. Несмотря на то, что храм стал Владимирским (причём ещё до постройки каменного), его продолжали называть Сретенским в память о церкви, основанной князем Андреем Боголюбским.
Как отмечает опись, составленная в 1809 г., церковь не отличалась ни богатством, ни роскошью. Богослужебная утварь была большей частью медной, и особой ценностью отличался лишь запрестольный образ Богоматери, украшенный мелким жемчугом. В храмовой библиотеке среди богослужебных книг упоминается экземпляр «книжки о способе коим избавиться от оспиной заразы», надо полагать весьма популярное чтиво в те времена повальных эпидемий оспы, чумы и холеры.
Изначально тесовая крыша Сретенской церкви в 1829 г. заменена железной, позолочена единственная глава над холодным храмом и маленькие главки над приделом и на конце шпиля колокольни.
Приблизительно в те же годы прежний трёхъярусный «гладкий» иконостас служитель Спасо-Евфимиева монастыря Иван Сомов заменил новым резным. Иконостас тёплого храма был заменён в 1834 г. Стены придела в 1830-1832 гг. покрыли священные картины, а холодная церковь спустя десятилетие расписана ярославским мещанином Михаилом Швецовым. Всё это говорит об увеличении церковного капитала, который теперь тратился не только на ремонт храма, но и на более значительные изменения. Так, в 1866 г. был выстроен северный придел, престол которого освящён в честь иконы Божией матери «Всех Скорбящих Радость», ещё больше тёплая церковь расширена в 1870-1780 гг., когда с запада была пристроена паперть.
Тогда же все три иконостаса заменили новыми. Интересна история колоколов Сретенской церкви. По описи 1809 г. на храмовой звоннице числилось 4 колокола, из которых самый большой весил 26 пудов 2 фунта (424 кг). В 1816 г. колокол заменили другим, весом в 51 пуд 27 фунтов (842 кг). Почти сразу же – в 1817 г. – и этот колокол сняли, заменив его более тяжёлым, весившим 66 пудов 2 фунтов (1084 кг). В 1875 г. был установлен 100-пудовый «голос», а прежний разбили. Этот колокол провисел на звоннице до известных событий, порождённых Октябрьским переворотом 1917 г.
В 1876 г. д. Семязино приписана к Казанской церкви Ямской слободы, часть сельца Тельмячева (4 вер. от Владимира, при р. Дериножке, 27 дворов, 200 жит. в 1877 г.) – к церкви Сретения Владимирской иконы Божией Матери, что в Солдатской слободе.
В кон. XIX в. причт Сретенской церкви составляли священник и псаломщик. Кроме дохода от требоисправлений и процентов с причтового капитала, священнослужители получали арендную плату с церковных земель – практика довольно частая. В приходе числились жители Владимира и близлежащего сельца Тельмячеево – всего более 1200 душ, «все православные».
О месте бывшего Сретенского храма у Клязьмы в те времена напоминала ветхая и всеми забытая часовня-столбик.

Благочинный IV Владимирского округа, протоиерей Сретенской гор. Владимира церкви, Михаил Беляев, 19 июня 1913 г. назначен благочинным градо-Владимирских церквей.
2 декабря 1913 года диакон-псаломщик Сретенской гор. Владимира церкви Иоанн Орлов определен на священническую вакансию к церкви Николо-Волосова женского монастыря.
Первый удар по храму нанесён в апреле 1922 г., когда изъяли серебряную церковную утварь общим весом 26 килограммов. В ноябре 1923 г. была зарегистрирована община при храме в составе 148 человек. Казалось, беда миновала: богослужения проходили регулярно, хоть и приходилось получать разрешение на их проведение.
7 марта 1930 г. Сретенская церковь была «приговорена» к закрытию решением горсовета. Причина – обращение жителей Солдатской слободы и Красного городка с требованием передачи храма «под культурно-просветительное учреждение, какового указанные районы лишены». Прихожане встали на защиту своей церкви, написав жалобу во ВЦИК, и церковь оставили общине. Вторая попытка закрыть Сретенский храм также не увенчалась успехом. Доводы о «контрреволюционной поповщине, выколачивающей деньгу» и «богобоязненных старушках», «религиозном дурмане» и ненавистном колокольном звоне снова не возымели действия. Правда, церковь лишилась своих голосов, среди которых был и тот самый колокол в 100 пудов весом.
До самого последнего дня в храме продолжал служить Михаил Степанович Беляев, ставший настоятелем в далёком уже 1888 г. Отважный батюшка вместе с прихожанами всеми силами препятствовал его закрытию, продолжая проповедовать слово Божие среди повальных арестов и расстрелов. 29 апреля 1937 г. НКВД направляет в горсовет циркуляр о закрытии Сретенской церкви…
Осквернённый храм побывал и мебельным складом, и деревообрабатывающим предприятием. Массивные стены, на «ветхость» которых ссылались товарищи при ликвидации церкви, выдержали все невзгоды и испытания советского гнёта. Церковь как и прежде сияет, лаская и радуя глаз, своим возвращением доказывая о неминуемой победе Света над Тьмой.
15 февраля 1939 г. Владимирский горсовет закрывает очередную церковь - Сретенскую в бывшей Солдатской слободе.
16 января 1940 г. Верховный Совет РСФСР утвердил постановление Ивановского облисполкома от 9 мая 1939 г. о закрытии Сретенской церкви и передаче здания церкви Владимирскому горсовету. 20 января облисполком переслал постановление в горсовет для объявления его верующим. Таким образом, к 1940 г. во Владимире осталась одна действующая церковь - Князь-Владимирская на городском кладбище.
В 1992 г. в храм был вновь открыт.
Первое Богослужение после открытия храма было совершено архимандритом Маркеллом Егоровским 15 февраля 1992 г., в 10 утра отслужен водосвятный молебен и совершен первый Крестный ход вокруг храма. Отопления не было, окна на время были заложены кирпичом, хламу, как писал архимандрит Маркелл в Богослужебном журнале, было до потолка. Но уже к началу Великого поста, в том же 1992 г., службы в храме стали проходить ежедневно утром и вечером. Отопление уже было готово к Святой Пасхе, снята кирпичная кладка с окон, были остеклены новые и частично отремонтированы старые рамы, покрыта и покрашена крыша, отремонтированы полы.
С 1994 г. началось строительство двух иконостасов и по благословению архиепископа Евлогия положено начало фресковой живописи по образцу древнерусской московской школы. Ремонтные работы по восстановлению храма продолжались.
12 июля 1998 г., Высокопреосвященнейшим Елогием был освящен главный престол храма в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери в городе Владимире. Так был открыт новый период в жизни храма.


Деревянный, пристроенный с северо-западной стороны тёплый флигель церкви.

Могила архимандрита Маркелла (1929 – 2005 гг.)


Храмы города Владимира

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Jupiter (05.05.2015)
Просмотров: 1123 | Теги: Владимирское благочиние, Церковь, Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика