Мужская Гимназия Владимирского Общества распространения Образования Частная мужская прогимназия Смирнова открыта в августе 1908 г.
Улица Большая Московская, д. 14
В 1909 г. – 121 уч. «Содержатель - Порф. Вас. Смирнов. Законоучители: священ. А. Троицкий, свящ. В. А. Архангельский. Преподаватели: В. В. Шемяков, В. С. Куницин, Клавд. Григор. Дмитриева-Байцурова, А. А. Флерова. А. А. Кузнецов, С. И. Парфенов, Ив. Фед. Светозаров» (Календарь и памятная книжка Владимирской губернии на 1911 год).
«Заведующий прогимназией – Порф. Вас. Смирнов. Законоучит. – священник Серг. Ал-ев. Троицкий. Священ. – Ник. Ал-ндр. Архангельский. Преподаватели: Вас. Пав. Тепин, Анд. Вик. Златовратский, Влад. Алек. Юдин, Ник. Ник. Шемянов, Алексей Михайлович Лифанов, Пет. Иван. Лерх, Клавд. Григ. Дмитриева-Байцурова, Александра Ал-ндр. Флерова, Ник. Матв. Давыдов, Вяч. Ник. Леонтьев, Ив. Фед. Светозаров» (Календарь и памятная книжка Владимирской губернии на 1912 год).
«Инспектор – стат. сов. Порф. Вас. Смирнов. Законоучители: священники – Серг. Ал-ев. Троицкий и Ник. Ал-ндр. Архангельский. Преподаватели: домаш. учит. Клавд. Григор. Дмитриева-Байцурова, домаш. учит. Ал-ндр. Ал-ндр. Флерова, неим. чина Ив. Фед. Светозаров, кол. сов. Серг. Фед. Архангельский, неим. чина Мих Наум. Панов, неим. чина Ал-ндр Ив. Соловьев, домаш. учит. Мария Ал-ндр. Матвеенко, неим. чина Пет. Ник. Розанов, неим. чина Васил. Леонид. Сахаров, неим. чина Геннадий Серг. Тихонравов» (Календарь и памятная книжка Владимирской губернии на 1913 год).
«Директор – стат. совет. Порфирий Васил. Смирнов. Законоучитель – свящ. Николай Ал-ндров. Архангельский. Преподаватели и преподавательницы: Владимир Григ. Наркевич, Михаил Наум. Панов, Всеволод Ал-ндр. Михайлов, Михаил Ал-сеев. Зарудин, Александра Ал-ндр. Соловьева, Анна Конст. Ларме, Мария Ал-ндр. Матвеенко, Варвара Серг. Толстопятова, Петр Никол. Розанов, Василий Леонид. Сахаров, Иван Федор. Светозаров. Помощник классных наставников и письмоводитель – Геннадий Серг. Тихонравов» (Календарь и памятная книжка Владимирской губернии на 1914 год).
Мужская прогимназия Смирнова была преобразована в 1915 году в Общественную Мужскую гимназию. Располагалась гимназия в доме Кузнецова (ул. Б. Московская, д. 44).
Улица Б. Московская, д. 44
«Мужская Гимназия Владимирского Общества распространения Образования (Большая Московская ул., д. наслед. Кузнецова). Директор — стат. сов. Порфирий Васильевич Смирнов. И. о. Инспектора — колл. асс. Михаил Иван. Карский. Законоучитель — свящ. Николай Ал-ндр. Архангельский. Преподаватели: неим. чина Владимир Григорьевич Наркевич, неим. чина Всеволод Александрович Михайлов, неим. чина Михаил Алексеевич Зарудин, Михаил Наумович Панов, Григорий Сергеев. Соколов, Варвара Сергеевна Наркевич, Ал-ндра Ал-ксандр. Соловьева, Мария Ал-дровна Матвеенко, Анна Константин. Ларме, неим. чина Василий Васил. Горшков, неим. чина Иван Федор. Светозаров. Письмоводитель — губ. секр. Василий Сергеевич Калинин» (Календарь и памятная книжка Владимирской губернии на 1916 год).
Во время Первой мировой войны во Владимир были эвакуированы две гимназии из ликвидированного Варшавского учебного округа: Седлецкая мужская и Петроковская женская. Располагались они в мужской губернской и женской гимназиях, учащиеся занимались во вторую смену. «Подобно другим городам, и во Владимире в жандармском управлении «работали» сотрудники, которые сообщали то, что нужно было знать, жандармам для борьбы с освободительным движением. Таким сотрудником Владимирского жандармского управления оказался преподаватель Седлецкой гимназии Ю.С. Дашевский, который в жандармском управлении значился под кличкой «Фельдман». Дашевский доносил о разговорах, и настроениях служащих в Седлецкой гимназии, земстве, обитателей квартиры Татарского, студенческой организации по оказанию помощи жертвам войны, и лиц, принимавших участие в трудовых дружинах учащихся для сельских работ. Дашевский «работал» в жандармском управлении с апреля 1916 года и получал в месяц 30 р. В 1915 году Дашевский состоял военным цензором в г. Седлеце по просмотру почтово-телеграфной корреспонденции. При допросе Дашевский сознался в том, что работал в жандармском управлении во Владимире» («Известия Вл. Г.В.Исп. К-та», №26, 7-го апреля 1917). «В конце марта месяца Губернским Исполнительным Комитетом выяснена личность довольно деятельного „осведомителя" Владимирской охранки, известного под кличкой „Фельдман". Оказалось, что это учитель Седлецкой гимназии Юлий Семенович Дашевский. Ныне Губернским Исполнительным Комитетом получены от Каменец-Подольского Исполнительного Комитета новые сведения. Оказывается, что Ю.С. Дашевский еще с 1902—03 гг., будучи студентом Новороссийского университета, состоял в партии с. р. — и в то-же время под кличкой „Фельдман" сотрудничал в Одесском охранном отделении. По окончании университета он из боязни провала в Одессе выехал за границу, где и пробыл несколько лет, ведя знакомство с русскими с.-р. В 1912 году, состоя преподавателем естественной истории и географии в Винницком коммерческом училище, Дашевский „сотрудничал" также под кличкой „Фельдман" в Подольском жандармском управлении и получал оттуда но 25 руб. в месяц. Таким образом кличка «Фельдман» облюбована Дашевским уже 15 лет тому назад. В настоящее время Дашевский содержится во Владимирской тюрьме» («Известия Вл. Г.В.Исп. К-та», №42, 27-го апреля 1917).
«Две гимназии. Кто не знает известной поговорки «мужик плачет да подносит, солдат морщится да пьет». Нечто подобное разыгралось у нас среди педагогов средне учебных заведений. По какому-то странному стечению обстоятельств эвакуированная во Владимир Седлецкая гимназия получает права гражданства, а местная гимназия, возникшая по общественной инициативе, оказалась за бортом. Обидное пренебрежение общества к своему детищу удваивается еще и потому, что гимназия эта за время своего существования сумела заслужить общие симпатии тех, кому приходилось соприкасаться с ней. Но что странно, так это то, что Седлецкая гимназия вовсе не имеет желания оставаться во Владимире и только подчинилась, как объясняют, влиянию сторонней силы. О чем же думал город? Неужели у нас такой излишек в учебных заведениях, чтобы не ценить своей родной гимназии и притягивать Седлецкую гимназию, лишая ее при этом свободного выбора. Большинство родителей, разбираясь в вопросах образования, с удовлетворением останавливалось на общественной гимназии, где нет режима «казенных» учебных заведений, где отношение к ученикам педагогов не оставляет желать лучшего и по какому-то недоразумению в настоящее время приходится тискать детей опять в те рамки казенных гимназий с режимом, сложившимся при Шварце и Кассо, а в Седлецкой гимназии даже и с обрусительной тенденцией. Нельзя же рассчитывать, что весь этот налет казенщины слетел с «казенных» педагогов моментально. Почему бы городу не перерешит вопроса и, не насилуя Седлецкой гимназии, обратить внимание на общественную гимназию, тем более, что ученики Седлецкой гимназии легко могут влиться в общественную, что даст возможность последней понизить плату за обучение» («Старый владимирец», 3 мая 1917).
«24 мая город. дума будет вновь рассматривать вопрос об оставлении навсегда во Владимире Седлецкой гимназии, или, вернее говоря, об открытии новой мужской гимназии. Было бы желательно, чтобы вопрос о необходимости открытия в городе 3-ей гимназии был предварительно подвергнут всестороннему обсуждению, только в этом случае решение может быть правильным и авторитетным. Постановление думы от 26 апр. ходатайствовать об оставлении Седлец. гимн. было, видимо, принято из опасения, что ученики этой гимназии с уходом ее педагогич. персонала будут лишены возможности продолжать свое образование. Но такое опасение не основательно. Не надо забывать, что существующая уже несколько лет Общественная гимназия имеет вакансии во всех классах; в ней в данное время состоит всего 194 уч., а в Седлецкой 249, так что с открытием параллельных отделений в младших классах Обществ. гимн. могла бы принять всех учеников Седл. гим. Кроме того, надо иметь в виду, что в Седлец. гим. из 249 уч. местных коренных жителей города – всего около 70, все же остальные – беженцы и более, чем вероятно, что с окончанием войны большая половина их вернется в свои родные места, таким образом впоследствии и открывать параллелей вероятно не придется. Далее, переходя от принципиального решения этого дела к чисто практической, деловой стороне его, дума должна задать себе вопрос, какие средства потребуются на оборудование новой, 3-ей по времени возникновения, гимназии, а вопрос должен ставиться именно об открытии новой мужской гимназии, так как Седл. гим. не имеет вовсе никакого инвентаря. Для новой гимназии потребуется прежде всего подходящее помещение, вся обстановка, физический и естественный кабинеты, библиотека и необходимые школьные принадлежности и пособия. И если дума решит закрепить во Владимире педагогич. персонал Седлец. гимназии, то с осени этого года она должна вывести новую гимназию из помещения губернской гим. и дать ей возможность вести правильные занятия в утренние часы. По самому скромному расчету оборудование теперь гимназии может обойтись не менее сотни тысяч руб. Поэтому, казалось, было бы целесообразнее прийти на помощь уже существующей гимназии в смысле ее расширения путем открытия параллельн. младших классов, чем затрачивать огромные средства на открытие новой. В то же время с увеличением комплекта учеников Общество распространения образования, содержащее гимназию, получить возможность понизить плату за ученье по крайней мере до 80 руб., т.е. до той поры, которая теперь установлена в губернской. Но даже, решив оставить во Владимире Седлецкую гим., дума все же, конечно, не слагает с себя обязательства поддерживать Общественную, а потребность тогда в материальной поддержке для Общественной гим. будет велика, так как с возможным в таком случае уменьшением числа учеников сократится и поступление платы за учение, которая является одним из главных источников существования. Городской думе придется тогда, чтобы сохранить эту гимназию, позаботиться о покрытии дефицита, который не замедлит получиться. В виду указанных соображений, представлялось бы более целесообразным, не открывая новой, укрепить уже существующую гимназию, возникшую по общественному почину, что особенно ценно, тем самым педагогич. персоналу Седлец. гимназии была бы предоставлена возможность продолжать свое культурное дело в другой местности, которая более нуждается в новом рассаднике просвещения, и где этот персонал может встретить лучшие условия для своего существования, чем во Владимире» («Старый владимирец», 24 мая 1917).
«Владимирская Общественная гимназия обратилась в Городскую Думу с ходатайством об оказании ей поддержки, в виду стесненного материального положения гимназии. Городская Дума постановила выдать Общественной Гимназии 10 тысяч рублей» («Известия Вл. Г.В.Исп. К-та», №78, 21-го июня 1917).
1 июля 1917 года Временное правительство постановило: навсегда оставить гимназии во Владимире.
В 1917-м году образовалось Общество «Просвещение». «Одну из главных своих задач – учреждение вечерних курсов для взрослых обоего пола по программе 3-х старших классов реального училища – оно решило провести в жизнь с 1-го августа. Курсы, при их солидной постановке, потребуют прежде всего больших средств. В первую очередь должен быть оплачен труд преподавателей, отдающих курсам все свое свободное время. При этом не следует рассчитывать на предложение со стороны преподавателей своих трудов безвозмездно или за дешевое вознаграждение, ибо ждать от людей материально малообеспеченных красивых филантропических жестов, требующих от них и отказа от отдыха и затраты немалого труда, было бы непредусмотрительно. Нужно, чтобы на помощь обществу пришли все сочувствующие начинаниям общества, а не возлагать благотворительность лишь на плечи каких-нибудь 10 человек – преподавателей. Да и не в интересах самих курсов иметь такой преподавательский персонал, который, работая безвозмездно, мог бы считать себя свободными как в отношении посещения уроков, так и продолжительности своих занятий на курсах. Такое положение, несомненно, имело бы последствие частую смену учителей, само собой разумеется, нежелательную и вредную для дела. Далее нужны средства на наем помещения для курсов, прислуги, на освещение и проч. И вот эти то расходы, составляя в общей сложности внушительную сумму к сожалению, парализуют стремление общества сделать курсы доступными и для лиц неимущих. Плата на курсах установлена в 100 руб. в год. Чтобы дать возможность поступить на курсы всем желающим, в том числе малоимущим и неимущим, нужны денежные пожертвования, нужны субсидии. Правление общества принимает все меры к тому, чтобы найти средства. Предположено возбудить ходатайства о субсидии в губернск. и уездн. Земствах, городском управлении, устроить лотерею-аллегри и сделать сбор по подписным листам» («Старый владимирец», 22 июля 1917).
1-го августа 1917 г. начались занятия на Владимирских вечерних курсах для взрослых обоего пола Общества «Просвещения». Ввиду значительного наплыва желающих поступить на курсы открыто параллельное отделение 1 класса. Заведующий курсами В. Юдин. Курсы проводились по адресу: Большая ул., д. Кузнецова, здание Общественной гимназии.
Занятия в Общественной гимназии в 1917 году начались с 9 сентября, приемные экзамены с 1 сентября. «Родительское собрание. 18 сентября в помещении Общественной гимназии состоялось родительское собрание. Избран родительский комитет: председатель Богуславский, товарищами: А.И. Джаксон и И.Я. Бобров» («Владимирская жизнь», 20 сент. 1917). «Помощь родителей. По предложению директора Общественной гимназии на собрании родительского комитета произведен сбор в фонд вспомоществования нуждающимся ученикам названной гимназии. Собрано свыше 270 рублей» («Владимирская жизнь», 20 сент. 1917). «Беспроцентный кредит. Член родительского комитета Общест. гимназии г. Шер предложил комитету на все нужды комитета кредитоваться у него беспроцентно» («Владимирская жизнь», 20 сент. 1917). «Список членов родительского комитета при Общественной гимназии, пожертвовавших в фонд, учреждаемого при гимназии взаимопомощи нуждающимся ученикам: П.Ф. Смирнов—50 pyб., Н.А. Богуславский—20 р., Я.Е. Коробов—10р., И.Я. Бобров—7 р., Е.И. Смирницкий—20 р., Н.Н. Беляев — 10 р., Н.В. Свицкая—10 руб., С.Э. Шер—50 р., М.М. Флоринский—3 р., Э.М. Кнорре—10 р., Е.А. Мытарева 5 р., П.А. Безпалова—5 р., А.А. Крылова—5 р., А.А. Игнатьева—5 руб., А.И. Джексон— 5 р., М.И. Громова—5 р., И.Д. Лисин—15 р., А.С. Трещалов-50 р., П.И. Неволин—3 р. и И.М. Мартынов—5 руб.» («Владимирская жизнь», 23 сент. 1917). «Состав родительского комитета. При Общественной гимназии сконструировался родит. комитет в след. составе: От приготов. класса—Н.И. Мессинг, П.И. Сафонов, Н.Ф. Козлов. От 1-го основного — Н.Н. Беляев, Я.Е. Коробов и Н.В. Свицкая, от парал. — И.Я. Бобров, Благонадеждин и Ершов. 2 класса— Е.П. Смирницкий, Э.М. Кнорре и Г.А. Безпалова. 3 к. - М.М. Флоринский, Н.Ф. Федоров и В.П. Борисова. 4 к. - Н.А. Богуславский, М.Н. Мартынов и С.Н. Федоров. 5 к. - С.Э. Шер, М.И. Громова и М.А. Егорова. 6 к. - В.Т. Шеповалов и В.В. Башмачников. 7 к. - Е.Н. Мытарева, А.А. Крылова и А.И. Джаксон. 8 к. - И.Т. Лисин, А.С. Трещалов и Е.А. Игнатьева. Завтраки. Родительский комитет при Общественной гимназии по примеру истекшего года приступил к организации завтраков для детей. В прошлом учебном году (1916—17 г.) на оборудование завтраков было собрано пожертвований 1085 р. 15 к. Получено от продажи завтраков - 1196 руб. 94 коп. Стоимость завтрака была 12 коп. 20 чел. пользовались бесплатно и 11 чел. за половинную плату» («Владимирская жизнь», 24 сент. 1917).
«4 октября 1917 г. в помещении Общественной гимназии состоялось совещание родителей учеников приготов. и 1 классов совместно с преподавателями гимназии. Предметом совещания послужило отсутствие учебников и методы преподавания. Педагогический персонал охотно давал ответы на вопросы родителей. Вообще первое совещание, если и не дало практических результатов, то все же перекинуло мостик доверия от семьи к школе» («Владимирская жизнь», 1917).
«8-го октября в помещении казенной мужской гимназии состоялся концерт с участием московских артистов. Артисты были очень слабые, за исключением Холодкова, который с успехом исполнил «Арию князя Игоря» и пролог из оперы Паяца и некоторые вещи на бис. Концерт был устроен Владимирской студенческой организацией в пользу военнопленных» («Владимирская жизнь», 11 окт. 1917).
В июле 1918 г. Владимирский городской и уездный отделы народного образования ходатайствуют перед Центральным Комиссариатом по просвещению о преобразовании с наступающего учебного года местных духовных учебных заведений в светские школы. Согласно этому документу «В помещение местного духовного училища перевести 2-ю Владимирскую мужскую гимназию, сделав первые 4 класса ее двухкомплектными с тем, чтобы 2-й комплект этих классов мог обслуживать учеников бывшего духовного училища. Эту гимназию переименовать в 4-ю Владимирскую гимназию».
В 1918 году Владимирская женская и мужская гимназии были преобразованы в Единую Трудовую школу. Срок обучения был установлен в девять лет. Школа подразделялась на две ступени: первая со сроком обучения четыре года и вторая со сроком обучения пять лет. Было открыто шесть школ II ступени.
Учебные заведения губернского города Владимира
Губернская мужская гимназия
Земская женская гимназия
|