Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
09:12
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Учебные заведения

Из истории Владимирского Духовного училища (1905-1918)

Из истории Владимирского Духовного училища (1905-1918)

Начало »»» Владимирское мужское духовное училище


Ул. Луначарского, д. 13а

В воскресенье 22 октября 1906 г. состоялось освящение нового здания Владимирского мужского духовного училища. В день освящениям 12 часам дня с крестным ходом была принесена из собора чудотворная Владимирская икона Божией Матери и поставлена в. одной из верхних зал нового корпуса. Сюда в половине первого прибыл Высокопреосвященнейший Николай для совершения молебна, в котором, кроме Владыки, приняли участие о. Ректор семинарии прот. И.В. Соболев, члены правления от духовенства и члены строительного комитета, имеющие духовный сан. Кроме того, на молебствие собралась вся корпорация духовного училища и прибывшие ученики вместе со своими родителями и родственниками. Весь молебен был пропет хором архиерейских певчих, который в большинстве своих мальчиков состоит из учеников духовного училища. За молебном Владыка дважды обошел новые комнаты для каждения и окропления св. водой. В конце молебствия, кроме обычного многолетия, между прочим, было провозглашено „здравие и спасение" Высокопреосвященному экзарху Грузии, Архиепископу Никону, положившему начало освящаемому зданию, и всем лицам, порадевшим о его устройстве. Тут же после многолетия певчими был исполнен концерт: „Тебе подобает песнь, Боже в Сионе"... в благословение учащим и учащимся Владыка передал икону Владимирских Чудотворцев, принятую от него Смотрителем училища. Сделавши детям ласковое, отеческое наставление учиться, Владыка оставил им денег у Смотрителя на гостинцы, а затем с крестным ходом в сопровождении всех детей-учеников отбыл из училища в собор. На другой день 23-го открылись самые занятия в духовном училище, тут же после молебна „пред началом учения отроков". За этим молебном начальник училища А.И. Троицкий обратился ко всем собравшимся питомцам с речью, в которой выяснил им особенную важность всегда быть вежливыми, опрятными и аккуратными, беречь отстроенное с великим трудом здание. Обращаясь в частности ко вновь поступившим ученикам приготовительного и первого класса, Смотритель училища ободрил их и сказал, чтобы они без всякой робости и боязни обращались со всеми своими нуждами, обращались как к нему, так и ко всем членам корпорации. Оживленные лица отдохнувших за длинный вакационный период воспитанников производили отрадное впечатление на лиц педагогического персонала и располагали их при самом начале занятий к более интенсивному труду, как в виду сокращенности учебного года, так и в виду введения новых программ с текущих учебных дней. См. Постройка и ремонт зданий Владимирского Духовного училища.
В понедельник 29 января 1907 г. Высокопреосвященнейший Николай посетил мужское духовное училище. Владыка прибыл во время первого урока и проследовал в училищную церковь, которая совершенно закончена отделкой и совсем готова к освящению. Выяснив вместе со Смотрителем училища А.И. Троицким все нужное к освящению, Владыка назначил и самое освящение на 2-е февраля, на день храмового училищного праздника. (В. Е. В. № 5-й. 3 февр. 1907).
Освящение храма в здании Владимирского мужского духовного училища состоялось 2-го февраля 1907 г.
«В настоящее время закончилась своей отделкой рекреационная зала для учеников мужского духовного училища. Эта зала расположена в старом корпусе под училищным храмом; она довольно обширна и идет во всю длину храма; по фасаду имеет четыре окна, а по боковой стороне восемь, зала очень светлая; пол ее выстлан метлахскими плитками» (В. Е. В.. № 39-й. 29 сент. 1907).
Владимирское духовное училище было построено по проекту и под руководством известного губернского архитектора П.Г. Бегена. Здание несло все типичные для творчества этого архитектора черты: красный кирпич без штукатурной отделки, кроме оконных проемов, белый цвет которых придавал зданию нарядный вид. Вход в здание также напоминал парадное крыльцо русских теремов, хотя и не имел ступенек.
Новый корпус духовного училища был построен на средства Владимирской епархии, но значительные средства также были пожертвованы частными благотворителями, среди которых были купцы, приходские священники, монастыри, родители учащихся и простые миряне Владимирской губернии. Строительство обошлось в крупную сумму - 127 158 рублей 67,5 копеек. Подробный отчет о расходовании средств на постройку училища был опубликован в 48-м номере газеты «Владимирские епархиальные ведомости» за 1908 г. Таким образом, только в 1908 г. Строительный комитет по постройке нового корпуса училища рассчитался со всеми своими кредиторами. Здание получилось солидным и соответствовало последним достижениям строительной техники. В училище были проведены водопровод и канализация, которых не имели некоторые высшие начальные училища города.

С 1901 г. и до последнего дня своего существования Владимирское мужское духовное училище возглавлял Александр Иванович Троицкий, кандидат богословия Казанской духовной академии, в прошлом выпускник Владимирского духовного училища и семинарии. К началу 1906 - 1907 учебного года он уже имел чин статского советника, был награжден орденами Св. Станислава и Св. Анны 2-й и 3-й степени, являлся членом Владимирской ученой архивной комиссии, автором учебника по истории русской словесности для духовных училищ.
Общее руководство всеми духовно-учебными заведениями Владимирской епархии осуществлял Епархиальный училищный совет. В своей деятельности он руководствовался строгими инструкциями, получаемыми от Священного Синода. Срок обучения был 4 года, с приготовительным классом - 5. В каждой параллели не должно было быть более двух классов, а в классе - не более 40 человек. Долгие годы в духовных училищах имели право обучаться только дети служителей церкви.
Революционные события 1905-1907 гг. повлияли на жизнь духовных учебных заведений Российской империи. С 1906 г. право поступать в духовные училища получили дети всех сословий. В 1912 г. во Владимирском духовном училище из 363 учащихся 69 учеников не являлись детьми лиц духовного сословия. Произошли некоторые изменения и в содержании образования. Факультативно было разрешено преподавание новых языков. В 1907 г. там стали преподавать немецкий язык.
Желающих обучаться во Владимирском духовном училище было значительно больше, чем разрешалось епархиальным уставом. Педагоги училища, озабоченные развитием образования в России, пытались изменить сложившуюся ситуацию, даже за счет своего личного бюджета. Сохранилось заявление педагога училища Павла Ивановича Новгородского следующего содержания: «В виду невозможности поступить в 1-й класс всем выдержавшим испытания, и в виду отсутствия специальных на этот предмет средств <...> я хотел бы открыть третье отделение 1-го класса за свой личный счет, лишь бы только дано было для этого класса помещение при училище». В 1907 - 1908 учебном году оказались переполненными и оба вторых класса училища. Не желая исключать из училища детей, правление училища обращается с просьбой к архиепископу Владимирскому Николаю с просьбой разрешить открыть в училище третий параллельный второй класс. В объяснительном письме смотритель училища Александр Иванович Троицкий высказывает свои соображения по поводу того, где училище может найти средства на содержание этого класса, однако архиепископ Николай написал на письме администрации, что он «не признает возможным» удовлетворить просьбу педагогов. Более двух десятков учеников вынуждены были покинуть стены владимирского училища и искать места учебы в других училищах губернии, а, возможно, и за ее пределами.
В училище в соответствии с инструкциями был организован строгий контроль за поведением учащихся. Все проступки учащихся на уроках и в перемены заносились в специальный журнал. Отдельная графа в журнале отводилась для записи о том, какое наказание за проступок было назначено провинившемуся. Например: «Дубенский Михаил и Якиманский Григорий (из второго штатного класса) очень дурно ведут себя на уроках пения и не носят обихода. Задерживаются в классе на полчаса». Кроме задержек после уроков от 20 минут до 1 часа, существовали такие меры наказания, как «выговор перед классом, а за большой проступок перед всем училищем после утренней молитвы или в столовой после вечерней», а также «лишение праздничного отпуска в город, лишение участия в экскурсии за город». Высшей мерой наказания было исключение из училища, но эти случаи были крайне редки. Записи проступков в училищный журнал могли иметь для ученика очень серьезные последствия. Администрация Владимирской семинарии просматривала журналы ученических проступков учащихся, и имела право отказать в поступлении в семинарию отдельным учащимся, несмотря на успехи в учебе, если эти учащиеся имели серьезные дисциплинарные нарушения в ходе обучения в училище.
Контроль за поведением учащихся велся не только во время занятий в училище, но и после уроков. Надзиратели училища, которыми были в основном студенты семинарии, еще не получившие места, наблюдали за поведением учащихся в общежитии и на дому. В общежитии жило не более 1/3 учащихся, а 2/3 жили на квартирах. Существовал специальный журнал, в который педагоги и надзиратели училища каждый день записывали какого числа, сколько и какие дома они посетили, а смотритель училища Александр Иванович Троицкий регулярно проверял этот журнал и следил за работой надзирателей. Ученикам не разрешалось без ведома училищного начальства выходить из своих домов в город, посещать театр и другие зрелищные представления. Эти выходы можно было делать только в воскресные или праздничные дни.
Велась в училище и воспитательная работа. В 1909 г. во все духовные училища поступили письма из Священного Синода с указаниями о проведении Божественной литургии и мероприятий по случаю 100-летнего юбилея Н.В. Гоголя. Во Владимирском духовном училище накануне юбилея был проведен торжественный вечер, на котором выступили многие учащиеся с чтением стихов о Гоголе, отрывков из его произведений. Совместный хор преподавателей и учащихся исполнил несколько музыкальных произведений, посвященных памяти великого писателя. Была также организована выставка рисунков учащихся с иллюстрациями к произведениям Н.В. Гоголя. 19 марта 1909 г., в день рождения Гоголя, после торжественной литургии дети не учились и были отпущены по домам по случаю праздника.
Накануне праздников после всенощного богослужения в училище проводились чтения на религиозно-нравственные и общеобразовательные темы. В своем отчете о состоянии работы по учебно-воспитательной части за 1913-1914 учебный год Александр Иванович писал: «Очень любили учащиеся литературно-вокально-музыкальные вечера. Была оформлена очень красиво сцена и на ней ставились с гримом и костюмировкой некоторые пьесы Чехова, «Дедушка и внучка» Крышевского, декламировались различные стихотворения. Ученики самостоятельно организовали оркестр балалаечников и успешно выступали в канун праздников».
В хорошую погоду осенью и по весне детям разрешалось играть на свежем воздухе. Ученики играли в крокет, лапту, бабки, футбол, бегали на гигантских шагах. С 1913 - 1914 гг. в училище было введено преподавание гимнастики. Эти уроки «вел подпоручик А. Иванчиков». Зимой мальчики в основном находились в помещении общежития. Выучив уроки, они играли в шашки, шахматы, разгадывали шарады. «Некоторые увлекались плетением сетей и разных сумок, другие работали из гипса. 40 человек занимались в особой комнате выпиливанием различных вещей из дерева. Многие изъявили желание научиться переплетному делу», - писал в одном из отчетов А.И. Троицкий.
Обучение в училище, проживание в общежитии и питание в училищной столовой были платными. Далеко не все родители имели возможность оплатить обучение своих детей. Для того, чтобы помочь нуждающимся учащимся, при училище с 1888 г. существовало Общество вспомоществования нуждающимся ученикам училища. К 1914 г. в него входило более 300 членов. Членам общества, вносившим в течение многих лет значительные суммы, присваивалось звание почетных пожизненных членов. Существовали звания почетного действительного члена, действительного члена и соискателей. В число почетных пожизненных членов Общества вспомоществования Владимирского духовного училища входили такие знаменитые купцы Владимирской губернии, как Бурылин и Гарелин. Среди почетных действительных членов были А.И. Троицкий, купцы Муравкины, профессор Московского университета и директор Московского Публичного и Румянцевского музеев И.В. Цветаев. Действительными членами Общества вспомоществования были все педагоги духовного училища и многие священники города Владимира и губернии. В 1914 г. неприкосновенный капитал Общества вспомоществования при духовном училище составлял 18 700 рублей, значительная часть которого была заключена в процентных бумагах, что позволяло училищу ежегодно получать дополнительные средства в виде определенных сумм. На пособия ученикам из этой суммы в 1914 г. «было израсходовано 902 рубля 11 коп.». Денежные пособия выделялись на обучение, проживание в общежитии, пошив или починку сапог, костюма, пальто и шапки. В 1914 г. деньгами общества воспользовалось 144 ученика.
Таким образом, Владимирское мужское духовное училище в период с 1906 по 1917 гг. было хорошо организованным учебным заведением, в котором работали высококвалифицированные педагоги, заботившиеся о том, чтобы дети получили хорошее образование, росли и становились духовно-нравственными и воспитанными гражданами российского общества. Владимирское духовное училище по праву пользовалось авторитетом у владимирцев и жителей губернии.

Иван Васильевич Малиновский после окончания курса в Киевской духовной академии, в 1887 году был определен во Владимирское мужское духовное училище на кафедру латинского языка в параллельные классы, а затем через год перемещен на должность учителя греческого языка в штатные классы. С 1895 года он немало потрудился для Ремесленно-земледельческой исправительной колонии малолетних преступников. Около пятнадцати лет (с 25 сент. 1896) он состоял членом Владимирского уездного отделения Епархиального Училищного Совета. И.В. с 1902 года состоял преподавателем епархиального женского училища. В женском приходском училище преподавал Закон Божий. Указом Св. Синода от 16 марта 1911 года последовало назначение учителя духовного училища И.В. Малиновского на должность наблюдателя церковных школ Грузинской епархии.
В воскресенье 1 мая 1911 г. корпорация Владимирского духовного училища провожала своего сотоварища — учителя греческого языка Ивана Васильевича Малиновского, назначенного на должность Грузинского наблюдателя церковных школ. К 7 часам вечера все лица педагогического персонала, при участии бывшего священника и духовника училища о. М. Авророва, собрались в училищном храме. Здесь на аналогие, заранее была положена икона Боголюбивой Божией Матери, приготовленная в подарок И.В. его сослуживцами. Священником училища о. П. Воскресенским совершено было, согласно распоряжению г. Смотрителя училища, молебное пение в путь шествующим с провозглашением в конце его установленного многолетия. По окончании молебна, Смотритель обратился к И. В — чу с следующею речью:
«Многоуважаемый Иван Васильевич! Напутствуя Вас церковною молитвою, мы — Ваши близкие соработники просим принять от нас это иконное изображение великой святыни местного края, принять в знак нашего сердечного благословения и на предлежащий путь в одну из окраин нашего отечества, и на предстоящую Вашу новую деятельность.
Нет сомнения, что на первых порах, находясь среди непривычной, чуждой Вам обстановки, своими мыслями Вы будете непрестанно переноситься в родной край, ко всему близкому, дорогому, что Вы здесь оставляете, с чем сжилась, сроднилась Ваша душа. На своем ответственном посту руководителя начальным образованием среди народа, хотя нам и единоверного, но иноплеменного, народа пламенного по своему темпераменту, склонного к бурному проявлению своих душевных настроений, Вы не раз с любовию вспомните наш мирный город с его редкими памятниками родной старины и дорогими сердцу русского православного человека святынями. Вот, через три седмицы мы изыдем в сретение чудотворной иконы Царицы Богородицы. В этот день душа Ваша будет в особенности жить воспоминаниями о родном граде: пред умственным взором Вашим пройдут картины этого трогательного, умилительного и вместе величественного торжества, — картины, питающие наше религиозное чувство с самого раннего детства. Подносимое Вам св. изображение Боголюбивой Богоматери, каковое Вы, надеемся, возьмете с собой, будет поддерживать и возгревать Ваши чувства и воспоминания по отношению к родным местам.
В мысленных обращениях Ваших к пережитому и оставляемому здесь Владимирское духовное училище, без сомнения, займет одно из первых мест. Хотя Ваша деятельность не ограничивалась одним нашим заведением, и Вы с прирожденной Вам энергией добре служили делу просвещения и инуде, но здесь, в нашем училище, можно сказать, был корень Вашего делания; в училище, в коем Вы и сами восприяли начала премудрости, и именно в нем одном только непрерывно прошел весь почти 24-х летний период Вашей службы родному краю и отечеству; здесь на училищной службе пережили Вы дорогие каждому из нас по воспоминаниям молодые годы своей жизни с их радостями и утешениями; здесь Вам довелось трудиться вкупе с многими сверстниками Вашими по средней и высшей школе, связь с коими бывает особенно тесна на весь остаток жизни; и они не на словах, конечно, а по истине — в сердцах своих всегда были проникнуты к Вам добрыми чувствами и пожеланиями более, нежели сослуживцы иных мест Вашей деятельности. В тех же видах считаю нужным указать, что под Вашим руководством и при участии Ваших попечений в течение 23 лет завершили училищное образование многие сотни питомцев: большинство из них сохранили о Вас добрые воспоминания, как о человеке отзывчивого сердца и благородных намерений. — В этой совместной с нами деятельности были однако для Вас, как и для каждого из нас, дни скорбей и печалей. Не хочу в настоящий момент замалчивать, что огорчения Ваши исходили и от нас, а в частности и от меня лично, видевшего от Вас даже до службы моей здесь много искреннего расположения и доброго отношения. Не мало, конечно, в эти моменты Вы посетовали на нас в своей душе... Еликими Вас оскорбихом во вся дни живота нашего с Вами, вся, по христианскому братолюбию и ради настоящего дня, нам простите. Смею все-таки уверить Вас, что горькое Вашей душе причинялось не по злому чувству и не по лицеприятию; в делах службы приходится, как Вам должно быть известно, руководиться не личными расположениями, а побуждениями иного порядка; в новом же Вашем служении, в роли главного руководителя целой отрасли епархиальной жизни, в этом Вы еще более уверитесь, как равно будете иметь не один случай убедиться, что главе учреждения приходится быть в ответе за вины, совершенные иногда не по его желанию и произволению... Но эти временные огорчения и печали не могли сделать Вас чуждым училищу и его интересам: нельзя ведь было сразу разрушить и уничтожить то, что созидалось и закреплялось в течение многих лет.
Есть и еще звено, тесно связующее Вас с училищем, есть еще важное обстоятельство, по которому память об училище и память добрая сохранится у Вас надолго. Вы приняли на себя серьезный и делающий честь Вашей личности труд разработки истории нашего заведения. В настоящее время, как стало известно, труд этот близится к завершению; окончательная отделка его будет происходить в месте нового Вашего служения, и в часы этих литературных занятий Ваша мысль невольно будет обращаться к тому учреждению, которому Вы посвятили и свои лучшие силы и свои молодые годы. При воспоминании же о дорогом, близком Вашему сердцу, забудется всякая печаль, и останется в душе тихая, безмятежная радость.
Мы с своей стороны сохраним о Вас добрые воспоминания и желаем от души, чтобы эта святая икона, коей мы Вас благословляем, послужила верным залогом нашего дальнейшего общения с Вами и чтобы Боголюбивая Царица Небесная была надеждой и прибежищем Вашим в трудные минуты предстоящей жизни и деятельности».
Под впечатлением прослушанного приветствия, И.В. в ответной речи прежде всего обратился к дорогим воспоминаниям о начале своей служебной деятельности в годы молодости; прерывающимся от волнения голосом он передал кратко все то, что пережила его душа в разные моменты его деятельности в училище и благодаря чему последнее остается для него незабвенным. В заключение он выразил благодарность и бывшему своему начальнику и сослуживцам-товарищам за ту любовь и внимание, которые оказаны ему при расставании и с училищем и с родным краем, благодарил особенно и за нарочитое по церковному чину молебное ему напутствие. На другой день, по окончании уроков, И.В. прощался с своими питомцами-учениками 3-го и 4-го класса.
Вследствие назначения И.В. Малиновского Епархиальным наблюдателем церковно-приходских школ Тифлисской епархии, во Владимирском духовном училище освободились уроки греческого языка в штатных отделениях. Согласно разрешению высшей учебной власти, уроки эти объединены в руках учителя, преподающего латинский язык в штатных классах, т. е. переданы А.Н. Молитвословову.
Устройство читальни в мужском дух. училище . С 1-го ноября 1911 г. при училищном общежитии для пансионеров устроена особая читальня. Побуждением к этому послужили следующие обстоятельства. Во 1-х, значительная часть учеников выучивает уроки к 7 часам вечера, и часто некоторые из них проводят время в праздности. Правда, ученики получают из библиотеки книги для чтения; но за неимением особого лица для исполнения обязанностей по библиотеке и за многолюдством училища, каждый класс получает книги только раз в неделю. Обыкновенно, им рекомендуется меняться книгами в течение этого срока друг с другом. Но так как ученики средних и малых способностей не успевают скоро прочитать взятой книги, то обмен происходит только среди небольшой группы читателей, и в половине недели некоторые из них уже оказываются без чтения, не зная часто на что употребить свободное время. Праздность же особенно пагубна в отроческом возрасте, так как наталкивает детей на шалости и непристойные поступки. Во 2-х, выписываемые в библиотеку детские журналы обычно выдавались ученикам по выходе их из переплета, т. е. не ранее, как, через полгода после выпуска их из редакции; между тем на страницах этих журналов помещаются часто статьи, имеющие интерес чисто временный (по поводу торжественного памятования исторических событий, празднования годовщин смерти и рождения выдающихся писателей и деятелей и т. п.), и потому чтение их полезно ученикам вскоре после выхода книжек. Кроме сего, такое чтение журналов является прекрасной популяризацией их. Обычно ученики привыкли больше читать отдельные сочинения, а журналов с их разносторонним содержанием чуждаются, опасаясь во взятой книжке найти мало для себя интересного и т. о. остаться на некоторое время без чтения. Посетители читальни, ознакомясь с текущими журналами, могут рекомендовать чтение тех или иных из них прочим товарищам. — Ученики с удовольствием посещают читальню, и, в виду малых ее размеров, пришлось установить очередь между посетителями.

Александр Иванович Вознесенский в 1884 году окончил курс Владимирской духовной семинарии одним из первых студентов (под № 3). В 1886 году освободилась в духовном училище должность учителя приготовительного класса. Высокопреосвященнейший Феогност, хорошо знавший А. И—ча по выпускным семинарским экзаменам, беспрепятственно 24 марта 1886 года определил его на это место, как самого наидостойнейшего кандидата. 24 марта 1911 г. исполнилось 25 лет службы учителя приготовительного класса Владимирского духовного училища Александра Ивановича Вознесенского.


Михаил Иванович Авроров

Михаил Иванович Авроров студент Владим. духовн. семинарии 1890 года. Учитель Образцовой при духовной семинарии школы; в должности учителя состоял с 15 сентября 1904 г. Духовник и священник училищной церкви Владимирского мужского духовного училища; в должности с 15 сентября 1904 г.
«1-е и 2-е февраля 1911 г. во Владимирском духовном училище…
2-го февраля, в день храмового праздника духовного училища, литургия была совершена маститым духовником градского духовенства прот. А.И. Остроумовым в сослужении с священником Сергиевской церкви о. М. Авроровым. Вместо запричастного пения, надзирателем училища И.А. Белороссовым произнесено было поучение на сей день. Участие о. Авророва в богослужении вызвано было тем, что корпорация решила приурочить к данному празднику свое прощание с ним, как бывшим своим духовником и священнослужителем.
Перед молебным пением из алтаря вынесена была и положена на аналогий икона Сретения Господня, приготовленная для поднесения о. Михаилу. Затем, в конце молебна смотритель училища обратился к о. Авророву с следующим словом:
«Достоуважаемый о. Михаил! Предлежащее священное изображение того события из жизни Богомладенца Христа, которое мы днесь в нашем храме сугубо празднуем, корпорация училища просит принять для молитвенной памяти в знак ее искреннего расположения к Вам. — Чтобы не оставалась в смущенном недоумении прирожденная Вашей душе скромность, я считаю долгом изъяснить и те побуждения, которые руководили нами в вещественном выражении своих добрых чувств к Вашей личности.
Когда шесть слишком лет тому назад состоялось определение Ваше для священнослужения в училище, Вы явились и в град сей и к сему храму мало ведомым для нас иереем одного из захолустных сел епархии: нам неизвестны были ни достоинства Вашей личности, ни заслуги Вашей предшествовавшей деятельности. Самый род служения Вашего здесь поставил Вас, по-видимому, вне близкого общения с членами корпорации училища. Отправление Вами своих обязанностей начиналось и происходило в то время, когда прекращалась по отношению к питомцам деятельность большинства лиц. Но если было мало внешнего видимого общения у Вас с нами, то Вы сумели установить более серьезную и важную — внутреннюю связь между служением своим и нашим. Посвящая шесть дней своего делания книжному научению отроков в духе православной веры и заветов церкви, Вы прекрасно поняли, какое великое воспитательное значение имеет для учащейся молодежи наше богослужение.
Поэтому-то отправление Вами церковных служб было проникнуто столь искренним благоговением и такой серьезной осмысленностью, что предстоящим невольно сообщалось молитвенное настроение и становились особенно ясны и красоты священнодействий и глубокие мысли богослужебных молитвословий. Так было, неложно свидетельствую, и с нами — людьми возраста совершенного, и молящимися питомцами. — Проникая в качестве духовника последних, в сокровенная сердец их, Бы с осторожностью доброго возделывателя духовной нивы удаляли отсюда плевелы, всеянные врагом рода человеческого, и отеческими советами старались возвращать то доброе и прекрасное, что составляет предмет наших непрестанных забот и стремлений. Наши отроки своей отзывчивой душой чувствовали сие Ваше попечение о них и старались возможными для них средствами выразить Вам и расположение и любовь. А тем более, конечно, нам приходилось ценить и уважать в Вас столь дорогое сотрудничество в деле воспитания.
Редки были Ваши появления в среде лиц корпорации. Поводом к тому являлись лишь особые, исключительные обстоятельства школьной жизни. Но достаточно было первого Вашего вхождения к нам, первой беседы, как мы почувствовали, что Вы совсем близкий нам человек и что для Вас не безразличны и наши интересы и наши заботы.
Так вот что, о. Михаил, дорого было для нас в Вашей личности, вот что создало расположение к Вам. Теперь, когда прекращается Ваше служение у нас, мы выражаем искреннее желание, чтобы Господь привел Вам послужить у нас вновь хотя бы в той деятельности, какая здесь открыта для представителей духовенства.
Приемля и лобызая этот священный предмет нашего мирского благословения Вашему иерейству, Вы в новом месте служения, пред престолом, освященным во имя Великого Чудотворца русской земли, не позабывайте нас грешных в Ваших святых молитвах».
О. Михаил в прочувствованных словах благодарил за оказанное ему внимание и расположение, а ученикам на прощание дал несколько отеческих наставлений. — По окончании богослужения в квартире смотрителя лицам корпорации и приглашенным гостям был предложен чай.
S» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 8-й. 1911 г.).
Михаил Иванович Авроров скончался в ссылке в г. Кохма Ивановской области 26 апреля 1947 г. Его супруга - Евдокия Константиновна скончалась также в г. Кохма 27.06.1957 г. Похоронены рядом на городском кладбище. Попечение об их могилах несет Свято-Благовещенский приход г. Кохмы.

24 февраля 1914 года умер Введенский Алексей Михайлович (1863 —1914 гг.) - преподаватель Владимирского духовного училища.
27 сентября 1914 г. архиепископ Алексий III (Дородницын) в первый раз посетил Владимирское мужское духовное училище. Встреченный в 12 часов в вестибюле священнослужителями и корпорацией Владыка при пении храмового тропаря проследовал в храм. Во время входного «Достойно», краткой сугубой эктении и многолетия он прикладывался к престолу, иконам и осматривал алтарь. Здесь особенное внимание он обратил на висящие по стенам св. изображения «принесение Исаака в жертву», «моление Христа о чаше» и «Иисус в Гефсиманском саду» - дар кафедрального собора ко дню освящения храма (2 февраля 1888 года). По распоряжению Владыки ученики общим хором пропели догматик 7-го гласа знаменного распева. После чего Архипастырь обратился к ученикам с задушевным словом. В котором выяснил, что непорочность, чистота душ составляют то великое украшение их возраста, за которое так любил детей Спаситель; при этом, увещевая учеников хранить эти высокие достоинства, указал, что наилучшим средством к сему является горячая, искренняя молитва, и преподал в тех же целях совет избегать чтения книг без указания и руководства наставников и воспитателей. Затем, сойдя с солеи, Владыка обходил ряды учеников, приветливо говорил с одним, ласкал других и, наконец, при выходе учеников из храма, пропустил их всех мимо себя, непрерывно осеняя благословением. Из храма Архипастырь проследовал в 4-й параллельный класс на урок латинского языка, где и оставался в течение получаса, сам вызывал и спрашивал учеников, при чем собственноручно отметил в журнале их ответы высшим баллами. По окончании урока, Владыка в учительской комнате вел беседу с лицами корпорации, предложив им награду с учебным делом обращать серьезное внимание на эстетическое и физическое воспитание детей: ради первого рекомендовал занятия музыкой, организацию оркестра и устройство актов и вечеров, в интересах последнего – поощрение игр на свежем воздухе и загородные прогулки. Наряду с этим Владыка интересовался жизнью персонала училища, взаимообщением ее членов.
В половине 2-го часа Архипастырь, преподав благословение лицам корпорации и напутствуемый от последних пением: «ис полла эти деспота», отбыл из училища.
Несмотря на кратковременное пребывание в стенах Владимирского духовного училища, Владыка оставил по себе сильное впечатление и отрадное утешение среди тружеников школы, что он любит детей, любит учебно-воспитательное дело и готов, ради преуспеяния последнего, оказать с своей стороны всякое содействие и помощь.

В первой половине октября 1914-го года из Владимира был отправлен для воинов Сибирского и Малороссийского полков транспорт разных необходимых предметов, собранных от добровольных жертвователей, нарочито приезжавших сюда из армии офицеров. В этой жертве небольшая лепта послана русским воинам и от духовного училища. На денежный сбор, произведенный между лицами корпораций и учениками, были куплены теплые чулки, фуфайки, сахар, чай, мыло, спички и табак. Некоторые лица жертвовали самыми предметами; ученики общежития в течение нескольких дней уделяли от своих порций сахара и чая.

30 ноября 1914 года исполнилось 100 лет со времени открытия Владимирского духовного училища по уставу 1814 года. По первоначальному предположению имелось ввиду торжественно отпраздновать этот день особым актом. Но св. Синод, ввиду наступления военных действий, указом от 26 июля 1914 г. распорядился отложить празднование юбилеев духовно-учебных заведений до более благоприятного времени. Посему, с благословения Алексия, решено было отметить день столетия училища церковным торжеством.
Накануне, в субботу 29 ноября, в 12 час. дня в училищном храме была совершена панихида по всем скончавшимся труженикам школы, почившим Владимирским Архипастырям и Государям Императорам, при коих протекала минувшая жизнь заведения. Перед началом панихиды смотритель училища ознакомил молящихся учителей и учеников в кратких чертах с историей училища. В сам день столетия божественную литургию совершил Преосвящ. Евгений, Епископ Юрьевский, в сослужении о. Ректора дух. Семинарии прот. П. Борисовского, преп. Семинарии иером. Афанасия, помощника смотрителя училища свящ. Ф. Шебалина и свящ. кафедрал. собора А. Благовещенского. В благодарственном Господу Богу молебне, сверх означенных лиц. Принимали участие члены правления от духовенства – свящ. А. Владычин и свящ. В. Лебедев. Перед молебным пением Преосвященный Евгений изволил сказать слово, в котором обрисовал условия обучения и воспитания в училищах до реформы 1869 года, разъяснил положительные и отрицательные стороны этой реформы и выпукло оттенил особенности вновь нарождающейся реформы дух. школы.
Вечером 30 ноября для учеников училища помощником смотрителя и классным и воспитателями были устроены чтения касательно главным образом текущей войны.
1 декабря учащиеся, с разрешения Его Высокопреосвященства, были освобождены от занятий. Утром они присутствовали за литургией в кафедральном соборе, где, по окончании литургии, о. протоиереем П.П. Евгеновым был отслужен молебен Спасителю, Божией Матери и Владимирским чудотворцам – князьям, нетленно почивающим в соборе. За литургией и молебном пел училищный хор. После церковной службы ключарь собора прот. В.Г. Валединский ознакомил учеников с историей и святынями собора. Отсюда ученики старших классов отправились, в сопровождении смотрителя училища и его помощника, в музей Архивной Комиссии для осмотра хранящихся здесь предметов. Объяснения давал почетный член комиссии А.В. Смирнов.
27 марта 1916 г. во Владимирском мужском духовном училище был устроен праздник искусства. На прекрасно декорированных витринах были выставлены художественные работы воспитанников училища - живопись, черчение, рисование, письмо уставом и полууставом, выполненные под руководством преподавателя черчения и рисования в училище, X.В. Медведкова. В 12 ½ час. дня на праздник пожаловали Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Алексий, Архиепископ Владимирский и Суздальский и Его Преосвященство Преосвященнейший Евгений, Епископ Юрьевский. Встреченные в главном входе училища начальствующими и преподавательской корпорацией училища, а также начальствующими духовной семинарии и епархиального училища, приглашенными на праздник, Владыки проследовали в выставочный зал. Здесь были осмотрены работы воспитанников. Особенное внимание Владык и присутствующих обратило уставное и полууставное письмо с художественными древними заставками и заглавными буквами. Прекрасно также выполнены живописные изображения древних подвижников. За лучшие работы экспонентам присуждены денежные премии (от 3-х рублей до 75 коп.). Премии вручались детям Его Высокопреосвященством и выданы 21 мальчику.

Февральскую революцию 1917 г. педагоги Владимирского духовного училища, как и многих других учебных заведений Российской империи, восприняли с энтузиазмом. В апреле 17-го года в здании Владимирского женского епархиального училища прошел съезд педагогов духовных учебных заведений Владимирской епархии, председателем на котором единодушно был избран Александр Иванович Троицкий. Съезд принял такие решения и предложения, о которых ранее невозможно было даже помышлять. В частности, в духовных училищах решено было допустить «свободную организацию кружков самообразования, издание ученических журналов, устройство ученических клубов, библиотек, поощрение разумных развлечений, эстетических занятий, физических упражнений и всего, что развивает самодеятельность учащихся, возвышает их самосознание и предохраняет от дурных поступков». Было принято решение сделать все административные и педагогические должности в духовных учебных заведениях выборными, отменить в них преимущества по службе для лиц духовного звания. В правовом и материальном положении служащих духовных училищ предлагалось уравнять со служащими светских учебных заведений, а «лицам, окончившим курс духовных академий, дать право штатной службы в светских учебных заведениях».
1 мая 1917 года педагоги Владимирского духовного училища подали резолюцию А.И. Троицкому о своем отношении к личности архиепископа Алексия. В резолюции сообщалось: «В своем отношении к подчиненным Алексий возвел в систему под видом строгой законности грубый деспотизм и позволял себе оскорбительное глумление над человеческой личностью». 5 мая газета «Старый владимирец» опубликовала решение епархиального съезда духовенства и мирян, который постановил: «удалить архиепископа Алексия с Владимирской кафедры».
Учебные занятия во Владимирском дух. училище по причине незаконченного ремонта и затруднительного положения продовольственного дела, отложены до 2 октября 1917 г. 1-го октября – молебен перед началом учения и со 2-го числа занятия начаты.
12-13 марта 1918 г. во Владимире прошел внеочередной съезд духовенства и мирян, на котором рассматривалось предложение Правления Владимирского духовного училища «во что бы то ни стало поддержать существование духовных школ и принять все возможные меры к изысканию средств на их содержание». Не имея возможности найти средства на покрытие всех расходов по поддержанию стабильной работы училища, съезд признает необходимым для сокращения расходов перенести учебные занятия на неотопительный период, с 1-го августа по 15 октября и с 1 апреля по 1 июня, сократив период занятий с обычных 6 месяцев до 4-х. «В 1917 году учеников-сирот пользовалось бесплатным содержанием 20 учеников, к началу 1918 года на бесплатном содержании состояло 14 учеников, а 6 вакансий были свободны. Съезд постановил: в виду стеснительных обстоятельств, содержать в общежитии только учеников-сирот своего округа не свыше 20, а нужды беднейших родителей удовлетворять из средств, имеющихся в распоряжении Общества вспомоществования… Заслушали отношение Правления училища, от 11 марта за № 158, об организации при училище Родительского Комитета с резолюцией Его Высокопреосвященства о разрешении. По обсуждении данного вопроса и по ознакомлении с положением о родительской организации постановили: открытие при училище Родительского Комитета признать необходимым, согласно правилам прилагаемого положения… Слушали отношение Правления училища, от 28 февраля—13 марта, за №166, о сведении части древних деревьев училищного сада, Съезд постановил: согласиться с мнением Правления училища…
Будущий очередной Съезд назначить на 4 февраля—22 января 1919 года.
Председатель Съезда, села Абакумова, Покровского уезда, священник Стефан Покровский.
Секретарь Съезда: погоста Борисоглебского, что в Баглачеве, Владимирского уезда, священник Александр Орлов.
Села Сновиц, Владимирского уезда, священник Алексей Никологорский» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 5-й. Апрель 1918 г.).
В июле 1918 г. Владимирский городской и уездный отделы народного образования ходатайствуют перед Центральным Комиссариатом по просвещению о преобразовании с наступающего учебного года местных духовных учебных заведений в светские школы. Согласно этому документу «В помещение местного духовного училища перевести «2 Владимирскую мужскую гимназию», сделав первые 4 класса ее двухкомплектными с тем, чтобы 2-й комплект (т. е. высшее начальное уч.) этих классов мог обслуживать учеников бывшего духовного училища. Эту гимназию переименовать в «4-ю Владимирскую гимназию» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 13-14. Август 1918 г.).
В зданиях быв. духовного училища были открыты Третьи школы II и I ступени.
Ни одному из педагогов Владимирского духовного училища не было предложено мест в новых школах среднего звена. Часть педагогов была оставлена без работы, другим были предложены должности учителей только в школах первой ступени, что не соответствовало их высокому профессиональному педагогическому уровню. И практически никто из педагогов духовного училища не пошел работать в новые советские школы, а предпочел искать другие гражданские профессии.
В здании духовного училища в 1919 г. были организованы краткосрочные курсы красных землеустроителей; на них преподавал известный геодезист Александр Георгиевич Чудов (1852-1927).
1919 г. «В последних числах июля начались работы по перевозке архивов быв. духовных учебных заведений г. Владимира: Владимирского духовного училища, Полоцкого духовного училища (эвакуированного во Владимир) и епархиального женского училища. Архивы этих упраздненных в 1918 учебном году учебных заведений до сих пор хранились в зданиях 2-й и 3-й советской трудовой школы. В последнее время здания названных школ спешно эвакуируются под лазареты, вследствие чего явилась настоятельная надобность вывезти в экстренном порядке находящиеся там архивы…
Архивы духовных учебных заведений: Владимирского духовного училища, Епархиального женского училища и эвакуированного во Владимир Полоцкого духовного училища. Все эти архивы пришлось спешно принять в виду очистки зданий 2-й и 3-й Советских трудовых школ под лазареты. Архивы сложены в здании храма бывшего Малороссийского полка» (Отчеты в Главархив Уполномоченного по Владимирской губернии Н.В. Малицкого о своей деятельности за июнь - август и октябрь 1919).

В годы Первой мировой и Гражданской войн часть училищных корпусов занимал госпиталь, а с 1922 г. здание было передано Владимирской образцовой опытно-показательной школе им. Н.К. Крупской. Школа просуществовала в этом здании до 1984 г.

В 1991 г. при Владимирском епархиальном управлении были созданы годичные пастырские курсы (руководитель — протоиерей Георгий Горбачук). В 1992 году курсы были преобразованы в духовное училище.
9 апреля 1998 г. Священный Синод РПЦ, по ходатайству архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия (Смирнова) и по докладу епископа Верейского Евгения (Решетникова), постановил преобразовать Владимирское духовное училище во Владимирскую Свято-Феофановскую духовную семинарию; ректором семинарии был назначен протоиерей Георгий Горбачук.
Женское епархиальное училище
Категория: Учебные заведения | Добавил: Николай (14.11.2019)
Просмотров: 994 | Теги: Владимир, учебные заведения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru