Главная
Регистрация
Вход
Четверг
14.12.2017
21:39
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 390

Категории раздела
Святые [133]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [729]
Суздаль [265]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [187]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [46]
Юрьев [101]
Судогда [31]
Москва [41]
Покров [53]
Гусь [46]
Вязники [122]
Камешково [46]
Ковров [137]
Гороховец [29]
Александров [132]
Переславль [84]
Кольчугино [21]
История [14]
Киржач [37]
Шуя [74]
Религия [2]
Иваново [30]
Селиваново [6]
Гаврилов Пасад [4]
Меленки [15]
Писатели и поэты [8]
Промышленность [25]
Учебные заведения [9]
Владимирская губерния [7]
Революция 1917 [44]

Статистика

Онлайн всего: 43
Гостей: 42
Пользователей: 1
Jupiter

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Воскресная школа при Владимиpской духовной семинаpии

Воскресная школа при Владимиpской духовной семинаpии

В 1867 году при Владимиpской духовной семинаpии была открыта Воскресная школа.

Пожертвование в пользу Воскресной школы Владимирской семинарии в 1867 году

Недавно в Воскресную школу, открытую при нашей семинарии прислано из Петербурга пожертвование от г. Щербины, состоящее в трех изящно переплетенных экземплярах «Пчелы», сборника для народного чтения и для употребления при народном обучении, составленного и изданного самим же г. Щербиной. Честь имеем благодарить достопочтенного издателя «Пчелы» за его сочувствие к нашей школе. При скудности средств и малочисленности учебных пособий нашей школы, для нее немаловажно приобретение «Пчелы», такого прекрасного и всецело проникнутого православием и народностью и притом весьма искусно составленного сборника. Но для нас особенно ценно усердие и сочувствие к нашему делу истинно просвещенных людей и ревнителей православного народного образования. По пословице- не дорог подарок, дорога любовь,- а ее то, признаться, нам духовным не всегда приходится встречать в людях светского образования, несмотря на всю благонамеренность наших целей и даже на успешные плоды наших трудов. Ученики нашей семинарии, практикующиеся в педагогической школе, не встречавшие до сих пор в своем ближайшем владимирском обществе никакого особенного внимания к своей бескорыстной, и уже начавшей приносить благие плоды, педагогической деятельности, приняли пожертвование г. Щербины с истинным удовольствием и благодарностью. На днях же, к особенному удовольствию наших молодых педагогов получено в семинарском правлении формальное извещение о единовременном отпуске 100 рублей серебром из губернского казначейства, на приобретение всех нужных учебных пособий и классических принадлежностей для воскресной школы при нашей семинарии, по представлению г. Обер-Прокурора св. Синода и по сношению онаго с министром финансов. Итак средства нашей школы неожиданно обогатились, и открылась возможность расширить в ней учебно-педагогическую деятельность. Воспитанники семинарии приняли такое распоряжение начальства, как новое побуждение к усилению своих педагогических трудов в воскресной школе и свое усердие заявили тем, что решились, несмотря на крайне тяжелое для них время экзаменов, не прекращать занятий в школе по крайней мере по воскресным дням.
«Владимирские Епархиальные Ведомости» Неофициальная часть № 14 (15 июля 1867 г.).

Вот уже год, как существует Воскресная школа при нашей Семинарии. Живо помнятся нами все обстоятельства ее открытия, и в особенности памятны нам та робость и смущение, с которыми мы, при всей горячности усердия к делу, принимались учить грамоте бедных обывательских детей нашего города Владимира. Лестно было слышать нам, что нас призывают к делу серьезному, что мы удостаиваемся общественного и правительственного доверия, что на нас возлагаются большие надежды. Все это возвышало нас как-то в собственных глазах наших, и вот в феврале истекшего года вступили мы в непривычную нам дотоле, хотя и очень лестную для нас, должность народных учителей. Весьма натурально, при наступлении нового года, оглянуться несколько назад, и дать себе отчет: сделали ли мы хотя что-нибудь, что доказывало бы нам самим и обществу не бесполезность наших трудов, не бесполезность существования нашей Воскресной школы.

Прежде всего считаем долгом откровенно признаться, что наше усердие к делу обучения, особенно на первых порах, встречало не мало трудностей и препятствий. Не говорим уже о том, что обучение детей, по самой новости для нас этого труда, требовало от нас на первый раз не мало времени; а наши занятия по делу собственного образования оставляли нам для этого мало досужных часов.
При других благоприятных условиях в данном случае, и в короткое время можно сделать немало и с успехом. Но, с одной стороны, наша неопытность (искренно сознаемся в том) с другой – непостоянство посещения нашими учениками классов, а главным образом крайняя их неразвитость и неподготовленность много затрудняли ход дела обучения и задерживали порывы нашего усердия к нему. Мы имели дело большей частью с такими детьми, от которых еще нескоро можно было услышать и слов; не мало требовалось усилий и хлопот, чтобы только расположить их к себе и заставить говорить, нисколько не стесняясь. Во всяком однако случае справедливость требует сказать, что мы имеем кое что и такое, чем можно и похвалиться. С удовольствием спешим заявить это, и поделиться со всеми сочувствующими нашему делу.

Одно уже то, что число учеников Воскресной школы все более и более возрастает и что не было случаев, чтобы кто-нибудь из записавшихся учиться без каких-нибудь особенных (например семейных) причин совсем оставлял посещение классов, много говорит в пользу Воскресной школы при нашей Семинарии. Даже ученики приходского училища, переставши было ходить к нам, снова начинают посещать нашу школу. Хотя дело, как говорится, не в количестве, а в качестве, но в этом случае и количество весьма много может говорить в нашу пользу. В нашу школу поступали мальчики и девочки безграмотные и несколько умеющие читать. Сообразно степени развития и по различию пола, у нас существует четыре отделения:
1-е отделение безграмотных мальчиков;
2-е отделение мальчиков умеющих читать;
1-е отделение девочек безграмотных;
2-е отделение девочек умеющих читать.
Преподавателей-воспитанников семинарии неопустительно занимающихся своим делом по собственной охоте, считается 34, и они все большей частью лучше из воспитанников семинарии высшего класса. Учеников же и учениц Воскресной школы считается около 70-ти. Определенно цифру приходящих учиться впрочем нельзя поставить, так как число их постоянно изменяется, то возвышаясь, то уменьшаясь. Нет сомнения, что число учеников Воскресной школы было бы много более, если бы семинария находилась в центре города. Мы видим, что нашу школу посещают только живущие в той части города, в которой находится семинария. С мальчиками первого класса и параллельных классов девиц учители наши исключительно занимались обучением их грамоте и за тем письму. При обучении чтению они руководствовались способом звуковым (Стефани), заимствуя не мало и из буквосочетательного способа Пельмана. На такое смешение способов натолкнула их, так сказать, сама практика. Оказалось на деле, что при первоначальном ознакомлении с буквами, буквы всего лучше усвояются по аналитическому и описательному способу Пельмана. Первоначально заставляли детей изучать гласные буквы в генетическом порядке; затем, знакомили их с согласными, имея при этом ввиду не столько название букв, сколько звук их и составление из них слогов. Позанимавшись достаточное время составлением слогов прямых и обратных, посредством подвижных букв, переходили к чтению слогов по азбуке, и сим как-бы проверяли свои предварительные занятия на деле. Ученики сами, без подсказов учителя, называли буквы, произносили их звуки и из этих звуков первоначально составляли слоги и за тем целые слова и так незаметно переходили к связному чтению. Правда, на первых порах, слишком медленно дети выговаривали слова при чтении; но за то ни от нас, ни от наших учеников, не требовалось таких трудов при этом деле, какие, конечно, неизбежны были бы при составлении слогов и слов по старинному буквосочетательному способу, совершенно непрактичному и не состоятельному, каким он признан в настоящее время. Чтобы занятие с буквами, слогами и словами не было для детей слишком однообразно и дети не потеряли бы охоты к учению, им прочитывались статейки из «Родного Слова» Ушинского или книга для чтения Паульсона; прочитанные статейки ученики повторяли, а учитель поправлял рассказ, пополнял и объяснял. Когда ученики привыкли свободно составлять и разбирать слова, то переходили к связному чтению разных правоучений и молитв, какие находятся в букварях и потом стали читать по книге «Родное Слово». При связном чтении ученикам было объясняемо: где нужно повысить и где понизить голос, где нужно остановиться и сколько времени (о значении знаков препинания при чтении).
Таким образом, из поступивших в нашу школу 28 мальчиков и 20 девочек безграмотными свободно читают «Родное Слово» 22 мальчика и 17 девочек; прочие, уже слишком недаровитые, читают, очень медленно, но все-таки читают. В тех же отделениях ученики и ученицы обучаются письму по методу Миссера. Для этой цели в нашу школу приобретено достаточно бумаги разграфированной по означенному методу в типографии. Таким способом обучения письму довольно облегчен труд учителя.
Обучение письму начато недавно, потому еще немного видно успехов в этом деле: впрочем почти все обучающиеся довольно правильно пишут буквы. Письму обучают исключительно воспитанники семинарии, которые сами пишут изящно.

Во 2-м классе мальчиков и параллельном отделении девиц преподается: Священная История, Арифметика и Русская грамматика; продолжается обучение и чтению и письму, так как некоторые поступают прямо во 2-й класс, между тем читают довольно неправильно и без понимания. Кроме того в этих классах в Воскресные и Праздничные дни объяснение Евангелия составляет начало урока. Во 2-м классе мальчиков из Свящ. Истории пройдено до Царей, а во 2-м классе девиц до вступления Евреев в землю обетованную. Преподавание Истории состояло в живом и подробном рассказе священных событий, и очень многими преподанное усвоено довольно основательно. Из Арифметики одним преподавалась первая часть, другим вторая, из последней пройдено до дробей, в классе девочек преподается до настоящего времени первая часть.
Из русской грамматики преподается о правописании, больше конечно, практическим, чем теоретическим способом.

Вот пока весь успех нашей Воскресной школы, успех, конечно, небольшой, но и немалый, если вспомнить краткость времени существования нашей Воскресной школы. Как бы то ни было, но мы с помощью Божией свое дело делали, и уверены что делание наше было не бесплодно.

Высокое покровительство г. Министра Народного Просвещения к Воскресным школам при семинариях, а в том числе и нашей Владимирской, внимание к нашим посильным трудам и радует и поощряет нас в одно и тоже время; а главное – уверяет нас, что есть плоды и от наших скромных трудов. Кроме присланного от него в прошлом году денежного пособия нашей школе в количестве 100 руб. сер., им же прислано еще несколько брошюр «Житие Св. равноапостольного Кирилла и Мефодия», с иконами сих Угодников, для раздачи лучшим ученикам и ученицам в нашей школе,- каковая раздача к общей радости детей, и произведена самим о. Ректором семинарии вместе с преподавателем Педагогики о. Михаилом Херасковым. Наконец в нынешнем году г. Министр прислал еще 160 руб., как в пособие нашей школе, так и в награду собственно нам за наши учительские труды в Воскресной школе. Чувствуя глубокую искреннюю благодарность к такому высокому вниманию к нашему скромному деланию, спешим заявить о сем всем ревнителям народного образования и приглашаем обывателей города Владимира отдавать в нашу школу своих детей, и поощрять их, чтобы они не опустительно ходили к нам учиться. С нашей стороны все будет сделано.

Один из преподавателей Николай Ястребцов.

/«Владимирские Епархиальные Ведомости» Неофициальная часть № 6 (15 марта, 1868 год)/

Образцовая при Духовной семинарии школа

Образцовая при Владимирской семинарии школа была открыта 10-го января 1886 года. Первым ее учителем с 1886 года по 1893 год Николай Иванович Беседин.

19 февраля в образцовой начальной школе при Владимирской духовной семинарии

В 1890 году Святейший Синод сделал особое распоряжение о том, чтобы 19 февраля, в день освобождения в Бозе почившим Государем Императором Александром II-м крестьян от крепостной зависимости, ученики церковно-приходских школ слушали заупокойную литургию и панихиду о усопшем Царе-Освободителе. Во исполнение итого весьма важного и многознаменательного распоряжения Св. Синода, тысячи детей во всех концах России возносит в этот день свои детские чистые молитвы к Богу об упокоении великого благодетели Русского народа.
Существующая при Владимирской духовной семинарии школа, состоящая из детей самых бедных и низших классов народа, в памятный день 10 февр. 1891года также была собрана в семинарскую Богородицкую церковь для слушания литургии, которую совершал законоучитель школы, духовник семинарии, священник Ал. Богословский. Литургия была совершена рано (в 7 часов), так как хотелось, чтобы богослужение было окончено к началу учебных занятий в семинарии и школе, в виду желания о. Ректора семинарии и многих из лиц инспекции и воспитанников семинарии присутствовать в церкви за литургией.
Несмотря на раннее время дня, все питомцы школы к 7 часам собрались в церковь и учителем школы Н. Бесединым были поставлены в ряды против левого клироса, на котором стояло несколько воспитанников семинарии, готовых принять участие в чтении и пении, хотя их помощь, как оказалось впоследствии, была почти ненужной.
Началось богослужение. На возглас священника раздалось, сначала хотя и несмелое, но стройное пение учеников школы. На лицах посторонних присутствующих выразилось приятное изумление и вместе недоумение. Каждому хотелось знать, сумеют ли, в силах ли будут совладеть с сложным и разнообразным пением за литургией эти младенцы и по возрасту и по развитию,- или дело ограничится только пением: «Господи помилуй, Аминь» и других подобных кратких и легких выражений. Но за эктениями последовали изобразительные и далее другие стихи и песни, и со всеми ими дети совладели: от начала до конца всю литургию и затем панихиду они пропели без затруднения, без замешательства, как будто пел хор, навыкший в пении и составленный из лиц, уверенных в своих силах и знании. И пели не некоторые только ученики школы, избранные и заранее подученные, а пели все без исключения, пели отчетливо, твердо, не забегая вперед и не отставая от общего хора,— пели в тон, не фальшивя и не розня, не выкрикивая и не скрадывая слов. От детей, начинающих только учиться, едва только успевших совладеть с первоначальной грамотой, от детей, собранных — можно сказать — с улицы, ничего подобного нельзя было и ожидать. А между тем это было так,— это был факт, удостоверяющий в том, сколько труда и старания положено воспитателями школы (Кроме законоучителя, учителя и преподавателя, в школе занимаются исключительно воспитанники семинарии.) на то, чтобы выработать из этих детей образцовых учеников, чтобы ознакомить их со всем тем, что они читали и пели за богослужением 19 февраля. Особенно стройно пропеты были детьми: херувимская песнь, символ веры, Тебе поем, Отче наш и, вместо причастного стиха, тропари: «помилуй нас, Господи», а на панихиде: «со святыми упокой». Вообще все пение можно было назвать хвалебною песнью Богу из уст младенцев. А сколько радости, сколько удовольствия выражалось на этих простых детских личиках, когда выполнялось и оканчивалось какое либо трудное и продолжительное песнопение! Но если что особенно обратило внимание всех присутствующих, так это чтение Апостола одним из тех же учеников. Во время пения Трисвятаго из переднего ряда отделился мальчик, лет десяти, с трудом несший большую книгу Апостол, и стал на обычном месте чтецов посреди церкви. Взоры всех обратились на вышедшего и как-бы спрашивали: ужели этот малый будет читать Апостол,— под силу ли будет такое чтение такому чтецу? Должно быть, и сам учитель школы опасался за возможность хорошего чтения, и приблизился к чтецу, чтобы быть наготове поддержать его в затруднительном случае. Но мальчик нисколько не растерялся и не сбился, а правильно, без запинки и поспешности, с должною интонацией, прочитал положенное зачало из послания к Коринфянам, предпослав ему должный прокимен со стихами и закончив чтение так называемыми аллилуиариями. Ни одной ошибки в чтении, ни одной лишней или неуместной остановки; точно — читал чтец опытный и давно знакомый с этим делом. Невольно думалось: сколько же предварительного труда, сколько времени употреблено было учителем и учеником на то, чтобы явиться вполне готовым к такому не легкому и непривычному чтению! Да, большая честь и большая благодарность тем, которые трудятся в школе и стараются подробно знакомить детей со всеми принадлежностями церковного богослужения! И если бы эти дети ничего более не знали, кроме того, что они показали на богослужении 19 февраля; то и тогда нельзя было бы сказать, что они мало знают и мало выносят из школы. Но уже одна постановка дела участия детей в богослужении,— одна, так сказать, выправка их показывала, что дети многому учатся и многое знают, и что они смело могут поспорить с учениками лучшей начальной школы в знании положенных предметов. За литургией и панихидой дети усердно молились и в важнейшие моменты литургии клали земные поклоны, что опять показывало в них знакомство с значением совершающихся пред ними действий богослужения.
Об одном только можно было пожалеть, что в церкви почти никого не было из родителей учеников. Правда, это был рабочий день, когда родители были заняты своими работами: но если бы они заранее были предуведомлены, что их дети, и исключительно они, будут петь всю литургию; то можно с уверенностью сказать, что многие из них оставили бы все, чтобы только присутствовать на этой молитве, или лучше, на этом торжестве своих детей.
К девяти часам кончилось все богослужение, и дети отправились в свою школу, к своим обычным занятиям. Но по их лицам, по их движениям, по отрывочным словам можно было видеть, что все происходившее в церкви оставило очень глубокое впечатление в их детских сердцах и, без сомнения, послужить обильным материалом для бесконечных разговоров в школе и дома на много дней.

Празднование 300-летия Дома Романовых в Образцовой при Духовной семинарии школе

Юбилейное торжество 300-летия Дома Романовых ознаменовало было и в Образцовой при духовной Семинарии школе. Учащиеся школы 20 февраля присутствовали за часами и панихидой, а 21 за торжественной литургией с молебном в Семинарской Богородицкой церкви. По окончании литургии в 11 ½ часов ученики были собраны в здании школы, где и состоялся акт, посвященный юбилейному торжеству. Зданию был придан праздничный вид. Портреты Государя и патриарха Гермогена, имеющиеся в школе, были красиво декорированы – первый хвоей и цветами,- а второй венком из цветов.
Акт открылся пением «Царю небесный» после чего хором из учеников школы был исполнен народный гимн. Затем учитель школы обратился к ченикам с речью, в которой обрисовал всю смутную эпоху, останавливая особенное внимание учеников на лицах, снискавших бессмертную славу в тяжелую годину своими подвигами на спасение отчества, изложил историю избрания на царство Михаила Феодоровича Романова и дальнейший рост и развитие России под державным скипетром Царей из Дома Романовых. Во время речи, учениками были продекламированы патриотические стихотворения: «Убиение царевича Димитрия», «Смерть Сусанина» и специально составленные на сей день и разосланные по школам редакцией журнала «Народное образование», юбилейные кантаты, и пропета патриотическая песня «Смерть Сусанина».
Затем с кратким нравоучением к ученикам обратился законоучитель школы священник о. В. Беляевский. Выяснив обязанности подданных по отношению к своему Царю, он убеждал учеников быть всегда верными слугами Царя, чтить его как Помазанника Божия, служить ему верой и правдой до готовности отдать жизнь свою за негою закончился акт пением «Славься, славься наш русский царь»… и криками «ура». После сего ученикам роздано было по нескольку юбилейных брошюр и сласти.
«Владимирские Епархиальные Ведомости» Отдел неофициальный № 12 (23 марта 1913 года).
Образование в губернском городе Владимире
Владимиpская духовная семинаpия
Женская воскресная школа была открыта в 1893 г.
Владимиро-Суздальская епархия

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Jupiter (25.09.2016)
Просмотров: 325 | Теги: Владимир, учебные заведения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика