26-го января 1886 года совершилось при Семинарии давно ожидаемое торжество открытия Образцовой церковно-приходской школы. Слухи о предстоявшем торжестве, а равно и давнишние заботы и приготовительные распоряжения Архипастыря об устроении этой школы уже известны были Владимирскому обществу; а потому еще задолго до открытия школы к семинарскому начальству стали поступать многочисленные прошения и словесные заявления родителей — горожан о зачислении их детей в число учеников предполагаемой школы. Но при всем желании удовлетворить поскорее эти прошения, а равно и исполнить требование нового семинарского устава об открытии образцовых при семинариях школ, пришлось употребить предварительно не мало времени на основательное устроение и учебную организацию школы вполне согласно цели и предположениям правительства; так — чтобы наша школа по справедливости могла называться образцовой. Бог помог осуществить задуманную цель, и притом — как не надеялась, кажется, самая «записка об образцовых школах при Духовных Семинариях», изданная одновременно с новым семинарским уставом. Первою заботою было найти удобное и целесообразное, помещение для школы. Затруднений при этом было не мало, особенно при нашей многолюдной семинарии, не только не имевшей каких либо запасных комнат, но и до сих пор не мало терпящей неудобств от тесноты учебного своего помещения (Нет напр. у нас доселе сносной сборной комнаты для наставников, которая вот уже давно ютится в узкой и тесной части коридора, нарочито для сего отсеченной в среднем этаже учебного корпуса; и чтобы добраться до этой комнаты, наставникам приходится всегда проходить сквозь густые массы учеников, толпящихся в этом коридоре и снующих по лестницам. Нет также удобной и просторной залы для гимнастики, для которой собирались бы зараз ученики из разных классов. Есть даже совершенно неудобная комната для одного из параллельных классических отделений. И т. д.). Все эти неудобства имеют быть устранены в нынешнем году: так — как на предполагаемый ремонт семинарских зданий уже исходатайствована и ассигнована Хозяйственным Управлением при Синоде потребная сумма. Но пока тянулось дело о ремонте (а оно тянулось уже несколько лет, и могло затянуться еще надолго), и пока составлялись ремонтные сметы для определения денежных средств (которые могли, разумеется, быть и не быть отпущены), Владыка наш решился непременно устроить требуемую семинарским уставом школу, и дал для сего в распоряжение семинарскому Правлению собственных денег. Решено было в том же учебном корпусе, где учатся семинаристы, расширить и переделать для школы прежнее служительское помещение, а служителей распределить по другим местам семинарского общежительного корпуса, и кроме сего под одним из классов нижнего этажа вынуть землю, облицевать стены, устроить новые потолки, и тоже устроить помещение для школы. Работы начались около сентября месяца 1885 года, т. е. с осеннего краткодневного времени, много препятствуемы были дурной погодой и замедлены разными неожиданными дополнительными работами, каковые всегда, как известно, встречаются при постройках и особенно при перестройках прежних жилых зданий. Когда помещение для школы было отстроено с отдельным от семинарского отоплением, с асфальтовыми полами, с учебными партами, с лампами для вечерних занятий и прочими учебными удобствами, нужно было достаточно осушить школьные комнаты посредством расставленных в разных местах особых печек и железных и кирпичных с целыми рядами железных труб. Едва ли не больше всего взяло времени это осушение; ибо хотелось, чтобы дети помещались в совершенно здоровых, сухих, светлых и теплых комнатах. Как во время этого осушения, так и во время работ, Преосвященный очень часто посещал семинарию, чтобы видеть, как движется задуманное им дело, и не просмотрены ли какие-нибудь строительные и учебные потребности будущей школы. Между тем как шли строительные работы по школе, Высокопреосвященнейший Феогност озабочен был с одной стороны приисканием достойных и опытных деятелей в школе, именно — законоучителя и учителя, с другой стороны отысканием средств для содержания сих лиц, а равно и для снабжения школы всеми необходимыми учебными принадлежностями — как при открытии ее, так и на все последующее время, и наконец целесообразным внутренним устройством школы; так — чтобы она, согласно изданной записке об образцовых школах, и давала возможность детям Владимирских горожан бесплатно получать основательное первоначальное обучение — и притом в церковном духе, а с другой стороны — так была-бы прилажена к учебному семинарскому строю, чтобы все семинаристы обоих отделений Ѵ-го и VI-го классов удобно находили бы в ней свою подготовительную педагогическую и учебную практику, без ущерба однако же в своих обычных учебных занятиях. Достойные и опытные деятели школы предъизбраны были по указанию самого Владыки. Законоучителем школы определен духовник при семинарии о. Василий Аристархович Косаткин, при определении которого на сию последнюю должность, нарочито имелась в виду и его педагогическая известность на школьном поприще в прежних местах его службы. Учителем же школы избран многоопытный и горячо преданный своему делу — бывший ученик Владимирской Семинарии, Николай Иванович Беседин, около двадцати лет занимавшийся учительством в народных школах, и притом с отличною похвалою от подлежащего своего начальства. Свое материальное обеспечение наша образцовая школа нашла в благотворительности братства св. благ. князя Александра Невского. По благословению нашего Архипастыря, Братство прислало для школы в достаточном количестве все нужные учебные пособия и руководства, которые в соединении с прежними и доставшимися по наследству от бывшей воскресной школы руководствами и пособиями, делают в этом отношении нашу образцовую школу обильною и даже богатою на первых порах ее существования. Кроме сего Владыкою из особых Епархиальных средств ассигновано 400 руб. на жалованье учителю школы. Наконец городское общество, по ходатайству Владыки, ассигновало для школы ежегодно двести рублей и сверх сего пятьдесят рублей на текущий год, из коих сто рублей назначено духовнику и законоучителю, в добавочное жалованье к получаемому им жалованью от казны за учебные труды по школе, а остальные ассигнованы на ремонт и хозяйственное содержание помещения школы, именно: на отопление, освещение, на наем служителя и прочее. По предложению Высокопреосвященного Феогноста, Ректор Семинарии, вместе с Инспектором и преподавателем дидактики, имев рассуждение как о нуждах имевшей открыться при Владимирской Семинарии образцовой школы, так и главным образом о способе ее внутреннего устройства и о привлечении учеников семинарии к участию в деле школьного обучения, как того требует семинарский устав (примеч. к § 123-му), пришли к следующим заключениям. Во первых в школе предположено быть двум отделениям: младшему — с двадцатью пятью учениками и старшему — с двадцатью, всего сорок пять учеников. Но при самом открытии школы, вследствие усиленных просьб от родителей, пришлось отступить от этой нормы, тем более что помещение школы совершенно позволило это; так что принято свыше шестидесяти учеников. Дальнейшие просьбы, коих было очень не мало, уже не могли быть удовлетворяемы. Во вторых предположено принимать детей не моложе восьми лет и не старше двенадцати. Но на практике пришлось несколько отступить и от этого предположения — собственно в пользу не достигших восьмилетнего возраста. В третьих, cам ход учебных занятий распределен в школе таким образом: 1. Учитель и законоучитель одновременно должны иметь занятия в школе, но на разных группах и в разных помещениях (для школы устроены две смежные просторные комнаты, разделявшиеся коридором). 2. Чтобы с одной стороны всем воспитанникам пятого и шестого классов обоих отделений дать возможность ознакомиться с ведением в школе обучения по разным предметам, а с другой — чтобы не даром проходило то время, в которое по семинарскому расписанию в известном отделении не назначено занятия, — решено, чтобы каждое из отделений пятого и шестого классов в полном составе было посылаемо в образцовую школу тогда, когда в этом отделении по семинарскому расписанию поставлен z (т. е. не полагается уроков). 3. Из школьного же расписания выработан и составлен трехнедельный круг так, что в течении его каждое отделение каждого класса семинарии (Ѵ-го и ѴI-го) имеет возможность побывать на всех предметах обеих групп; а по истечении трех недель этот круг повторяется. 4. Чтобы такой порядок мог быть выполнен, начало и продолжение занятий на первых двух уроках в школе назначаются в тоже самое время, что и в семинарии, а свободные от семинарских уроков часы для воспитанников пятого и шестого класса приноровляются семинарским учебным расписанием именно к этим двум первым урокам школы; так что воспитанники семинарии в составе целых классов посещают школу только во время первого и второго уроков — и по семинарскому расписанию. 5. Но чтобы устройство школы и порядок занятий в ней ближе подходили к объяснительной записке, сама необходимость заставила, чтоб еще из воспитанников пятого и шестого классов ежедневно посылались в школу для целодневного в ней присутствия по два человека из каждого отделения, а всего восемь человек. Один из воспитанников семинарии повторить на вечерних занятиях с учениками школы один урок, другой воспитанник — другой и т. д. При таком порядке каждый воспитанник пятого и шестого класса обоих отделений (всех учеников 172) менее, чем в течение месяца, будет иметь возможность присутствовать в школе в продолжении целого дня. 6., Утренние занятия в школе распределяются так: первый урок от 9 ¼ до 10 ¼; второй урок — от 10 ½ до 11 ½; третий урок от 11 ½ до 12 ½; четвертый урок — от 12 ½ до 1 ½. Между вторым и третьим и между третьим и четвертым уроками для маленьких учеников школы предоставляется делать промежуточные смены по усмотрению ее учителей. 7. А так как утренние занятия в школе положено продолжать не до часу, как значится в объяснительной записке, а до часу с половший по полудни; то вечерние занятия у нас естественно могли быть на полчаса сокращены. У нас они имеются от 4 ½ до 6-ти часов вечера. Сделано это собственно для соблюдения экономии в учебном времени учеников семинарии. Распределение учебных занятий на третьем и четвертом утренних уроках предоставлено взаимному соглашению законоучителя с учителем, и может быть изменяемо по их усмотрению применительно к разным учебным обстоятельствам и нуждам школы. Таковое изменение не должно и не будет касаться и расстраивать семинарского расписания учебных часов. Когда все было обсуждено, приготовлено и улажено относительно внешнего и внутреннего устройства школы, тогда уже назначен был и день ее торжественного открытия на 26-е января 1886 года. За несколько дней до открытия школы расклеены были на уличных столбах печатные об этом объявления, в которых между прочим указан как возраст принимаемых в школу детей, так и то, что занятия в ней будут не только утренние, но и вечерние и что обучение в ней будет бесплатное. Лишь только горожане увидали эти объявления, как посыпались к семинарскому начальству их письменные заявления и прошения о зачислении детей их в школу, или — по сложившемуся в народе выражению «в образцовую семинарию». Если бы не остановить приток этих прошений, то их накопилась бы чрезвычайная масса. И без того пришлось принять далеко большее против предположенного количество мальчиков, как выше и было уже замечено. В школу к нам ходят и записано до «шестидесяти восьми» мальчиков. По записанным адресам этих мальчиков, они были распределены между учениками семинарии, квартирующими поблизости к их домам, — с тем, чтобы каждый семинарист привел порученного ему мальчика в Богородицкую Семинарскую церковь к литургии в Воскресенье 26-го января, дабы все эти мальчики могли быть заранее поставлены в церкви в назначенном для них месте. Литургию совершал сам Высокопреосвященнейший Феогност в сослужении ректора Семинарии — протоиерея М.И. Хераскова, о. протоиереи А. Сервицкого, духовника Семинарии и законоучителя школы — о. В.В. Косаткина и преподавателя Семинарии В. Г. Боголюбова. Архиерейское служение, и в особенности повод его совершения в стенах семинарии, привлекли множество молящегося народа, кроме приглашенных на торжество городских властей и почетных посетителей; но за теснотой далеко не всем, к сожалению, возможно было проникнуть в храм. За часами было посвящение в стихарь шестерых учеников семинарии, избранных по представлению семинарского начальства, и за литургией было посвящение в священники и диакона. В обычное для произнесения проповедей время законоучитель школы о. Василий Косаткин сказал приличное случаю поучение с теплым назиданием для учеников семинарии, призываемых к педагогической деятельности в новооткрываемой школе и с посильным вразумлением даже и для малолетних учеников школы. По окончании литургии Владыка со служащими отправился в помещение школы, отстоящей только на несколько шагов от церкви. Сюда же переведены были и мальчики, а около них разместились как почетные и некоторые усердствующие посетители семинарского торжества, некоторые из родителей и родственников мальчиков, так и избранные ученики семинарии. По облачении служащих и Высокопреосвященного Феогноста, при стройном пении архиерейских певчих, начато было молебнов пение «при начатии учения отроков». За этим богослужением, по прочтении евангелия, отцом ректором семинарии произнесена была пред молящейся публикой речь. По окончании речи обычным порядком совершено было водоосвящение, по окончании которого Владыка в своем священном облачении обошел по всем местам новоустроенных помещений для школы и окропил их святой водой, а по окончательном завершении богослужения начал благословлять детей, одаряя при сем каждого из них крестиками и брошюрками жизнеописания святых учителей Кирилла и Мефодия. Им же преподана для школы видная по объему, хорошего письма и украшенная икона Спасителя, которая и поставлена на надлежащем месте в одной из учебных комнат школы, как священный памятник архипастырского благословения школе. В другой же комнате поставлена в кивоте прекрасная икона святителей Гурия, Варсонофия и Германа, подаренная Его Высокопревосходительством, г. Обер-Прокурором Св. Синода К. П. Победоносцевым, во время пребывания его во Владимире и на память посещения им Владимирской Семинарии, на возвратном пути из Казани 17-го июля 1885 года. Равноапостольные проповедники веры Христовой и учредители первоначальных образовательных школ в области Казанской — да осеняют своим невидимым благословением и нашу Владимирскую школу! Священное и богослужебное торжество открытия школы при нашей Семинарии окончилось уже во втором часу пополудни. После богослужебных трудов Владыка отправился в квартиру ректора семинарии, где была предложена ему от лица преподавателей семинарии общая товарищеская трапеза, на которой присутствовал и Преосвященный Аркадий, викарий Владимирской епархии, только что прибывший к месту своего нового служения. К сожалению отсутствовали из Владимира начальник губернии и предводитель дворянства во время нашего праздника, а г. вице губернатору и председателю земской губернской управы помешали быть на нем одному служебные, а другому семейные обстоятельства. Все они однако же, через ректора Семинарии, накануне приглашавшего на праздник, выразили полное свое сочувствие учреждающейся при Семинарии образцовой церковно-приходской школе и пожелали ей процветания и правильного роста. Господин председатель управы воспользовался все-таки открывшеюся для него возможностью присутствовать с нами во время молебного пения в школе. Кроме обоих Преосвященных и господ преподавателей семинарии, из посторонних гостей присутствовали на нашем обеде: г. директор народных училищ В. Н. Екмецкий, городской голова А.Н. Никитин, член городской управы г. Луковников, городской техник, строивший школу М. П. Кнопф, секретарь братства св. благ. Князя Александра Невского — о. Василий Косаткин, казначей братства стат. сов. А. И. Алявдин и друг. Веселой дружеской беседой растворена была наша семейная трапеза и запечатлена духом братского единения и общего сочувствия к идее учреждаемых при семинарии народных школ. Присутствие любимого и глубокоуважаемого Архипастыря, Высокопреосвященнейшего Феогноста, к отеческой обходительности которого, а также и к хлебосольному гостеприимству, приобвыкли можно сказать все наставники семинарии, сообщали празднику нашему поистине семейный и задушевный характер. Все сердечно разделяли радость Архипастыря об осуществлении давно занимавшего его и озабочивавшего дела, теперь благополучно доведенного до конца. Во время затрапезных тостов, первый тост возглашен был конечно за здоровье Государя Императора, и когда замолкли радостные клики и пение многолетия, ректор Семинарии чрез некоторый промежуток времени обратился к Преосвященному с следующими словами приветствия: «Ваше Высокопреосвященство! О цели и назначении открытой при нашей семинарии образцовой церковно-приходской школы и о смысле настоящего праздника по случаю ее открытия — нам пришлось уже сказать давеча, при освящении помещения для школы. Но мне, как начальнику семинарии, есть особенный повод выдвинуть к общему вниманию то обстоятельство, что с нынешнего дня наш новый семинарский устав получил свое полное осуществление в нашей семинарии. В этом уставе существует параграф, узаконяющий бытие церковно-приходских школ при всех духовных семинариях. Но до сих пор этот параграф был пробелом в нашей учебной жизни, и конечно не мог не тяготить нас, как напоминание о неисполненной в некотором роде нашей обязанности. Хоть мы могли и не винить, себя в этом, ибо не только средств для существования школы, но и самого помещения для нее не существовало; но все же, слыша и читая, как при некоторых, впрочем не очень многочисленных семинариях, стали появляться и открываться узаконенные семинарским уставом школы, не хотелось и нам надолго отстать от этих упредивших нас примеров, и от этих семинарий, которые очевидно находились в более благоприятных чем мы обстоятельствах. Не обинуясь можно сказать, что если бы не Вы, Ваше Высокопреосвященство — отыскали средства к устроению и открытию этой школы, то мы и до сих пор ее не имели бы, и в ненаполненном пробеле семинарского устава находили бы свой укор. А потому позвольте мне, Ваше Высокопреосвященство, и от себя и от лица всей семинарской корпорации провозгласить тост за Ваше драгоценное для нас здоровье!»
Этот тост одушевленно принят был всем нашим семинарским обществом, которое вставши с своих мест троекратно и громогласно пропело «многая лета» своему Архипастырю. С своей стороны и Владыка, поблагодарив присутствующих за усердие, милостиво провозгласил тост как за здоровье ректора Семинарии, так и всей присутствовавшей семинарской корпорации. Окончив трапезу и с видимым удовольствием и благосклонностью к нам, пробыв в нашем обществе почти до четвертого часу, Владыка Феогност возвратился домой. Ради общего Семинарского праздника и казенно-коштным воспитанникам в столовой предложено было некоторое утешение. Сверх обычных праздничных блюд, на обеде им роздан был десерт. Между тем дело обучения в новооткрытой школе пошло и идет правильным и успешным образом. Дети очень ревностно стекаются в школу не только утром, но и вечером. Иных мальчиков, живущих в отдаленных частях города, провожают сами отцы или родственники, и дожидаются в семинарии до самого окончания вечерних уроков. В Воскресные и праздничные дни ученики образцовой школы собираются к богослужению в Богородицкую Семинарскую церковь вместе с учениками семинарии, где для мальчиков учеников отведено особое место. Во избежание же тесноты половина учеников Семинарии собираются в учебной зале семинарского корпуса, где для них служится всенощное бдение отцом духовником Семинарии. Он же служит раннюю литургию в Богородицкой церкви для одной половины семинаристов, а другая половина их собирается в ту же церковь на позднюю литургию в обычное время — вместе с маленькими учениками образцовой школы. Есть полное основание надеяться, что из добрых семян, посеянных на наших глазах, вырастут и желаемые добрые плоды. N. N.
Речь, произнесенная ректором Владимирской духовной Семинарии, протоиереем М. Херасковым, при открытии образцовой церковно-приходском школы при означенной Семинарии. 26 января 1886 г.
Благородные и Христолюбивые мужи! С сегодняшнего для, как видите, Господь сподобил нас видеть начало образцовой церковно-приходской школы при нашей Духовной Семинарии. Таковые школы, по мысли правительства и согласно новому Высочайше утвержденному Уставу наших средних духовно-учебных заведений, должны явиться со временен при всех Духовных Семинариях. Идея их та, чтобы там-же, где учатся будущие пастыри народа, зажигались и первоначальные светочи народного просвещения; чтобы тк. ск. на самых глазах будущих руководителей народа, и при их собственном содействии, полагались твердые религиозные основы народного воспитания посредством образцового обучения детей в русско-национальном и строго православном духе, и чтобы этим путем предварительной и взаимной практики учебной зарождалась и закреплялась с ранней школьной поры духовная и нравственная связь между народом и его будущими религиозными руководителями. Мудрая, многообещающая и поистине достойная всеобщего сочувствия идея! Но пока для этих школ не определились ясно источники содержания и материальные средства от которых зависит как известно та или иная участь самых великих и благонамеренных идей; до тех пор нашим семинариям приходится собственными усилиями раздвигать различные препятствия к открытию в стенах своих образцовых народных школ, и по собственному тк. ск. вдохновению изобретать и средства их содержания, находить для них помещения и определять самый образ их существования. От того мы и чувствуем в настоящие минуты особенный повод поделиться с нами, христолюбивые мужи, своею местною радостью об открытии у нас давно желанной и ожидаемой школы, и пригласить вас к совокупным благодарственным молитвам ко Господу Богу, пославшему нам и средства и силы к ее устроению. Все мы конечно слышали и прочитали, что Правительство идет уже с своею помощью на встречу организующимся церковно-приходским школам. Но когда мы в первый раз прочитали в своем новом учебном уставе о том, что повелевается и надлежит быть при наших семинариях образцовым школам, то в нашем распоряжении были только одни собственные наши соображения, хлопотливые заботы и недоуменные вопросы о том, как все сие должно осуществиться. Ни средств, ни помещения, ни служебных сил и лиц, ничего не было! Не дожидаясь, пока придет совне откуда-нибудь помощь, Архипастырь наш благословил приступить к устройству этого помещении для школы в самом семинарском здании на местные епархиальные средства, а Братство св. благоверного князя Александра Невского, но его жe воле и указанию, взяло покуда на свое попечение содержание служащих при школе лиц и снабжение ее учебными пособиями; и наконец городское Владимирское общество, представителей которого мы здесь с удовольствием видим, сочувственно отозвалось на призыв нашего Владыки, и можно сказать — не скупо назначило ежегодную свою содейственную помощь нашей юной школе. Вот краткая история возникновения ныне освящаемой образцовой школы при нашей семинарии и способы ее существования. Усердию благодаря всех содействовавших нам лиц и прося их сочувствия и на будущее время, возблагодарим наипаче всего милосердного Господа Бoгa, благословившего наши труды и усилия, и на Его-же всесильную помощь возложим всю будущую судьбу, возрастание и развитие ныне рождающейся школы нашей!.. Вас же, любезные воспитанники наши, приглашаем проникнуться и воодушевиться той благородной и святой идеей церковно-приходских школ, о которой я только что сказал. К вашим доселешним учебным трудам и немалочисленным школьным занятиям прибавляются новые труды и новые занятия, — что делать? но зато в будущем возрастает ваше полезное значение для общества и церкви, умножается ваша честь и слава, а с другой стороны и много облегчается предстоящее вам поистине многотрудное пастырское служение учительства. Убеждаем вас внимательно слушать и наблюдать все, что увидите вы в этой школе, открываемой для вашей практики учебной, и неленостно подражать вашим опытным руководителям и учителям. На всех же вас, а равно и на маленьких ваших учеников, в которых вам приходится первым полагать семена начального обучения, призываем благодать и вседейственную помощь Божию! (Владимирские епархиальные ведомости. 1886, № 4) Первым ее учителем с 1886 года по 1893 год Николай Иванович Беседин.
21 июля 1896 г. Алексей Иванович Добролюбов занял место учителя в Образцовой при семинарии школе и перешел во Владимир.
19 февраля 1890 г. в образцовой начальной школе при Владимирской духовной семинарии
В 1890 году Святейший Синод сделал особое распоряжение о том, чтобы 19 февраля, в день освобождения в Бозе почившим Государем Императором Александром II-м крестьян от крепостной зависимости, ученики церковно-приходских школ слушали заупокойную литургию и панихиду о усопшем Царе-Освободителе. Во исполнение итого весьма важного и многознаменательного распоряжения Св. Синода, тысячи детей во всех концах России возносит в этот день свои детские чистые молитвы к Богу об упокоении великого благодетели Русского народа. Существующая при Владимирской духовной семинарии школа, состоящая из детей самых бедных и низших классов народа, в памятный день 10 февр. 1891 года также была собрана в семинарскую Богородицкую церковь для слушания литургии, которую совершал законоучитель школы, духовник семинарии, священник Ал. Богословский. Литургия была совершена рано (в 7 часов), так как хотелось, чтобы богослужение было окончено к началу учебных занятий в семинарии и школе, в виду желания о. Ректора семинарии и многих из лиц инспекции и воспитанников семинарии присутствовать в церкви за литургией. Несмотря на раннее время дня, все питомцы школы к 7 часам собрались в церковь и учителем школы Н. Бесединым были поставлены в ряды против левого клироса, на котором стояло несколько воспитанников семинарии, готовых принять участие в чтении и пении, хотя их помощь, как оказалось впоследствии, была почти ненужной. Началось богослужение. На возглас священника раздалось, сначала хотя и несмелое, но стройное пение учеников школы. На лицах посторонних присутствующих выразилось приятное изумление и вместе недоумение. Каждому хотелось знать, сумеют ли, в силах ли будут совладеть с сложным и разнообразным пением за литургией эти младенцы и по возрасту и по развитию,- или дело ограничится только пением: «Господи помилуй, Аминь» и других подобных кратких и легких выражений. Но за эктениями последовали изобразительные и далее другие стихи и песни, и со всеми ими дети совладели: от начала до конца всю литургию и затем панихиду они пропели без затруднения, без замешательства, как будто пел хор, навыкший в пении и составленный из лиц, уверенных в своих силах и знании. И пели не некоторые только ученики школы, избранные и заранее подученные, а пели все без исключения, пели отчетливо, твердо, не забегая вперед и не отставая от общего хора,— пели в тон, не фальшивя и не розня, не выкрикивая и не скрадывая слов. От детей, начинающих только учиться, едва только успевших совладеть с первоначальной грамотой, от детей, собранных — можно сказать — с улицы, ничего подобного нельзя было и ожидать. А между тем это было так,— это был факт, удостоверяющий в том, сколько труда и старания положено воспитателями школы (Кроме законоучителя, учителя и преподавателя, в школе занимаются исключительно воспитанники семинарии.) на то, чтобы выработать из этих детей образцовых учеников, чтобы ознакомить их со всем тем, что они читали и пели за богослужением 19 февраля. Особенно стройно пропеты были детьми: херувимская песнь, символ веры, Тебе поем, Отче наш и, вместо причастного стиха, тропари: «помилуй нас, Господи», а на панихиде: «со святыми упокой». Вообще все пение можно было назвать хвалебною песнью Богу из уст младенцев. А сколько радости, сколько удовольствия выражалось на этих простых детских личиках, когда выполнялось и оканчивалось какое либо трудное и продолжительное песнопение! Но если что особенно обратило внимание всех присутствующих, так это чтение Апостола одним из тех же учеников. Во время пения Трисвятаго из переднего ряда отделился мальчик, лет десяти, с трудом несший большую книгу Апостол, и стал на обычном месте чтецов посреди церкви. Взоры всех обратились на вышедшего и как-бы спрашивали: ужели этот малый будет читать Апостол,— под силу ли будет такое чтение такому чтецу? Должно быть, и сам учитель школы опасался за возможность хорошего чтения, и приблизился к чтецу, чтобы быть наготове поддержать его в затруднительном случае. Но мальчик нисколько не растерялся и не сбился, а правильно, без запинки и поспешности, с должною интонацией, прочитал положенное зачало из послания к Коринфянам, предпослав ему должный прокимен со стихами и закончив чтение так называемыми аллилуиариями. Ни одной ошибки в чтении, ни одной лишней или неуместной остановки; точно — читал чтец опытный и давно знакомый с этим делом. Невольно думалось: сколько же предварительного труда, сколько времени употреблено было учителем и учеником на то, чтобы явиться вполне готовым к такому не легкому и непривычному чтению! Да, большая честь и большая благодарность тем, которые трудятся в школе и стараются подробно знакомить детей со всеми принадлежностями церковного богослужения! И если бы эти дети ничего более не знали, кроме того, что они показали на богослужении 19 февраля; то и тогда нельзя было бы сказать, что они мало знают и мало выносят из школы. Но уже одна постановка дела участия детей в богослужении,— одна, так сказать, выправка их показывала, что дети многому учатся и многое знают, и что они смело могут поспорить с учениками лучшей начальной школы в знании положенных предметов. За литургией и панихидой дети усердно молились и в важнейшие моменты литургии клали земные поклоны, что опять показывало в них знакомство с значением совершающихся пред ними действий богослужения. Об одном только можно было пожалеть, что в церкви почти никого не было из родителей учеников. Правда, это был рабочий день, когда родители были заняты своими работами: но если бы они заранее были предуведомлены, что их дети, и исключительно они, будут петь всю литургию; то можно с уверенностью сказать, что многие из них оставили бы все, чтобы только присутствовать на этой молитве, или лучше, на этом торжестве своих детей. К девяти часам кончилось все богослужение, и дети отправились в свою школу, к своим обычным занятиям. Но по их лицам, по их движениям, по отрывочным словам можно было видеть, что все происходившее в церкви оставило очень глубокое впечатление в их детских сердцах и, без сомнения, послужить обильным материалом для бесконечных разговоров в школе и дома на много дней.
27 апреля 1903 года состоялась торжественная закладка каменного трехэтажного флигеля, имевшего соединить главный и классный корпуса Владимирской духовной семинарии. С того же времени начались работы по капитальному ремонту этих корпусов, больницы, квартиры ректора и канцелярии и по постройке нового здания образцовой при семинарии школы.
15 октября 1904 года состоялось Освящение зданий Владимирской духовной семинарии.
5—9-го октября 1904 года посетил для осмотра школ Владимирскую епархию Наблюдатель церковных школ дейст. ст. сов. В.И. Шемякин. В г. Владимире он осмотрел школы Стрелецкую, Предтеченскую, при Успенском женском монастыре и образцовые школы при духовной семинарии и женском Епархиальном училище. В прекрасном новом здании образцовой школы при духовной семинарии Его Превосходительство рекомендовал устроить четырехлетний курс школы.
На освободившееся место учителя образцовой при духовной семинарии школы, 1 июля 1911 г. назначен старший учитель Щербовской второклассной школы Константин Иванович Кудрявцев, студент местной духовной семинарии выпуска 1905 года.
Празднование 300-летия Дома Романовых в Образцовой при Духовной семинарии школе
Юбилейное торжество 300-летия Дома Романовых ознаменовало было и в Образцовой при духовной Семинарии школе. Учащиеся школы 20 февраля присутствовали за часами и панихидой, а 21 за торжественной литургией с молебном в Семинарской Богородицкой церкви. По окончании литургии в 11 ½ часов ученики были собраны в здании школы, где и состоялся акт, посвященный юбилейному торжеству. Зданию был придан праздничный вид. Портреты Государя и патриарха Гермогена, имеющиеся в школе, были красиво декорированы – первый хвоей и цветами,- а второй венком из цветов. Акт открылся пением «Царю небесный» после чего хором из учеников школы был исполнен народный гимн. Затем учитель школы обратился к ченикам с речью, в которой обрисовал всю смутную эпоху, останавливая особенное внимание учеников на лицах, снискавших бессмертную славу в тяжелую годину своими подвигами на спасение отчества, изложил историю избрания на царство Михаила Феодоровича Романова и дальнейший рост и развитие России под державным скипетром Царей из Дома Романовых. Во время речи, учениками были продекламированы патриотические стихотворения: «Убиение царевича Димитрия», «Смерть Сусанина» и специально составленные на сей день и разосланные по школам редакцией журнала «Народное образование», юбилейные кантаты, и пропета патриотическая песня «Смерть Сусанина».
Затем с кратким нравоучением к ученикам обратился законоучитель школы священник о. В. Беляевский. Выяснив обязанности подданных по отношению к своему Царю, он убеждал учеников быть всегда верными слугами Царя, чтить его как Помазанника Божия, служить ему верой и правдой до готовности отдать жизнь свою за негою закончился акт пением «Славься, славься наш русский царь»… и криками «ура». После сего ученикам роздано было по нескольку юбилейных брошюр и сласти. «Владимирские Епархиальные Ведомости» Отдел неофициальный № 12 (23 марта 1913 года).
Образцовая школа Владимирской духовной семинарии. 1913 г.