Главная
Регистрация
Вход
Суббота
07.12.2019
20:09
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [136]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [1155]
Суздаль [350]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [372]
Музеи Владимирской области [59]
Монастыри [5]
Судогда [9]
Собинка [83]
Юрьев [200]
Судогда [86]
Москва [42]
Покров [113]
Гусь [127]
Вязники [231]
Камешково [68]
Ковров [299]
Гороховец [104]
Александров [218]
Переславль [100]
Кольчугино [62]
История [32]
Киржач [69]
Шуя [93]
Религия [4]
Иваново [48]
Селиваново [28]
Гаврилов Пасад [8]
Меленки [72]
Писатели и поэты [53]
Промышленность [80]
Учебные заведения [58]
Владимирская губерния [31]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [75]
Медицина [38]
Муромские поэты [5]
художники [13]
Лесное хозяйство [12]
священники [1]
архитекторы [2]

Статистика

Онлайн всего: 16
Гостей: 16
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Учебные заведения

Школа № 4, гор. Владимир

Школа № 4, гор. Владимир

Опытно-Показательная школа имени Н.К. Крупской

В 1920 году при ИНО открылась 1-я Опытно-Показательная школа. Ее первым директором был Петр Алексеевич Жаровщиков.
«В воскресенье, 4-го декабря (1921 г.), состоялось общее собрание родителей учащихся Владимирской опытно-показательной школы-коммуны при ИНО, на котором постановлено взять на содержание школы одного ребенка школьного возраста из Татреспублики. Ребенок будет на полном иждивении родителей учащихся и педагогов школы вплоть до нового урожая. Жить он будет в общежитии-коммуне при школе. Избрана особая комиссия из родителей и преподавателей, которой и поручено непосредственное наблюдение и заботы за жизнью и состоянием ребенка» (газета «Призыв», 10 декабря 1921).
5 декабря 1921 г. в Опытно-показательной школе состоялся литературно-вокальный вечер в память Н.А. Некрасова. Среди вечера был устроен сбор в пользу голодающих детей Поволжья. Дети и присутствующие на вечере родители охотно жертвовали.
Ученики своими силами оборудовали кабинеты: физико-математический, естествознания, географии, родного языка и истории. Ездили на экскурсии по Волге. Выпускали рукописную газету «Мысли школьника» и журнал «Родная школа». Большую роль в жизни учащихся играл ученический клуб, организованный в феврале 1922 г. Члены клуба готовили доклады, вечера художественной самодеятельности, на которых инсценировались даже отрывки из опер.
Сознательную дисциплину и товарищескую спайку ребят этой школы отмечали учителя, родители, представители различных комиссий. Учащиеся регулярно устраивали выставки своих работ, на каждой из которых представлялось до 700 экспонатов: рисунки, физические приборы, макеты, вышивки, модели электростанций и др.
«Многие знают о существовании Опытно-показательной школы коммуны. Знают о том, что эта школа чем-то отличается от прочих школ города и отличается в хорошую сторону. Многие родители стремятся пристроить своих детей прежде всего в показательную школу. Но что делает эту школу отличительной от других и почему она носит такое, на первый взгляд, витиеватое название «опытно-показательной школы-коммуны», это для широких слоев владимирской публики покрыто мраком неизвестности. Школа эта имеет семилетний курс. На первых трех годах обучения применяется классная система, начиная с 4-ой группы занятия ведутся по кабинетам; применяется точно также и лабораторный метод, к сожалению, не могущий занять преобладающего места благодаря недостаточности помещения и за отсутствием нужных материалов. вполне исчерпывающе проводится в школе принцип наглядности и принцип трудового подхода к изучению дисциплин. Здесь школа являет собой пример показательности школ Республики, где из ребенка развивалась бы не бездушная кукла, набитая бессистемно-книжной премудростью, а гармонически воспитанная человеческая личность. Старая школа, практикуя граммофонный метод преподавания, совершенно не заботилась о создании единой связной программы, тесно сплетенной с жизнью. Школа-коммуна устранила эту ненормальность. Два раза в год (перед зимней и летней школой) педагогические комиссии и совет школы вырабатывают единую программу с удачно подобранным изучаемым материалом из местного края. Программы эти составляются на основании новых принципов школьного воспитания. Программы первых трех групп отличаются тем, что представляют собой единое целое без всякого разделения по отдельным предметам. Для ребенка становится незаметно, что сейчас он изучает арифметику, через час географию и т.д. Здесь, незаметно для него самого, даются ему сведения из всех областей, доступных для его понимания. В старших группах система преподавания предметная, но и там тесная связь между предметами поддерживается тщательнейшим образом. Например – целью преподавания русского языка являются попытки внести жизнь в преподавание путем применения иллюстрированного чтения, развития живой речи учащихся, пробуждения творчества детей, развитие критического отношения к читаемому. Что касается математики, то она не представляется для детей каким-то кавардаком цифр, дробей и проч., а предметом, тесно связанным с жизнью. Учащиеся свободно могут разобраться в различных диаграммах, сами их свободно чертят, умеют составлять графики для переводов одних величин в другие, лично справляются с черчением планов в известном масштабе, умеют произвести измерения и построения на поверхности земли и проч. В школе практикуется метод обучения иностранным языкам посредством бесед и игр. В течение двух лет замечено, что при таком методе дети очень интересуются изучением языков. Большей любовью среди учащихся пользуется рисование, ставящее целью научить детей посредством рисунка излагать свои мысли. В старших группах рисуют с натуры. Во всех группах рисование тесно связано с другими предметами. Учащиеся иллюстрируют при помощи карандаша и кисти, чтения и беседы по изучению языков, географии, истории, естествознанию и математике. Такое рисование пробуждает в детях творческую самодеятельность и развитие художественного вкуса.
Вся жизнь школы построена на вполне сознательной дисциплине. Самое высшее наказание – выговор и вызов в президиум Совета родителей провинившегося ребенка. То послушание, какое поражает посетителя школы, основано исключительно на уважении учащихся к преподавателям, сумевшим установить с детьми истинно дружеские отношения.
Насколько учащиеся любят свою школу, показывает то обстоятельство, что несмотря на пребывание в ней с 9 час. утра и до 3-4 часов вечера, они все-таки не хотят уходить домой, с охотой работая после занятий. Показательной здесь также является сравнительно низкая цифра пропусков,- всего было пропущено из 9714 учеников-дней 10%.
При школе существует общежитие-коммуна на 12 человек,- первая тсупень по переходе всей школы на положение школьной коммуны. Общежитие является действительной маленькой дружной коммуной, построенной на разумном труде, чередующемся с целесообразным досугом. Дети сами регулируют совю жизнь и организуются для выполнения той или иной задачи. Это выработает в них твердую уверенность, что каждый отдельный человек есть часть коллектива, что коллективный труд целесообразнее одиночного…» («Призыв», 11 февраля 1922 г.).
В 1922 г. здание бывшего Духовного училища было передано Опытно-показательной школе.
Педагогический Совет Владимирской Опытно-показательной школы cовместно с Губоно ходатайствовал перед Н.К. Крупской (Лениной-Ульяновой) о разрешении назвать школу ее именем. 29 декабря 1922 года от Н.К. Крупской получено согласие и, таким образом, школа стала носить название: «Владимирская Опытно-показательная школа имени Н.К. Крупской».
«Школьная выставка. 10 июня открылась во Владимире выставка работ учащихся опытно-показательной школы. Эта выставка — публичный экзамен школы, т. к. выставлены работы, проделанные в течение настоящего учебного года. По ним всякий посетитель может ознакомиться и проследить работу школы и состоящего при ней детского сада в течение всего года.
Выставка производит самое отрадное впечатление, и следует горячо рекомендовать посетить ее всем, интересующимся воспитанием и образованием детей. А для всех учителей посетить эту выставку прямой долг.
Выставка расположена в трех комнатах. Середину самой большой из них занимают работы детского сада. Вы здесь видите рисунки, аппликации, макеты и другие изделия малышей. Вы чувствуете по этим работам, как и в каком направлении развиваются дети. У стены лежат дневники детского сада. Здесь записаны наблюдения над отдельными детьми. Читая их, вы замечаете все разнообразие внутренней деятельности детей, их психологические особенности, их склонности, интересы; видите, что руководительницами все это учтено. Сопоставляя дневник с выставленными тут же работами, вы можете проследить, как развивался тот или иной ребенок.
По бокам большой комнаты выставлены работы школьников по естествознанию, русскому языку, истории и рисованию. Здесь вы видите естественно научные коллекции, собранные и преппарированные детьми разных групп, террариум, несколько аквариумов, диаграммы наблюдений над погодой, тетради-дневники с записями наблюдений — это результат занятий, преимущественно, в летней школе. Работы по русскому языку и истории заключают в себе иллюстрации прочитанных в школе и дома рассказов, сказок и басен и ученические тетради с работами в том самом виде, как они подавались, со всеми промахами и погрешностями и с замечаниями преподавателей. Выставленные тут же №№ ученического журнала позволяют судить о свободном творчестве детей вне учебной программы.
Две другие комнаты заняты работами учащихся по физике и математике и географии.
Ряд самодельных физических приборов: весы, насосы, мензурки, ватерпасы, блоки, батареи и др. и даже модель целой электрической станции показывают, что дети умеют сделать и, следовательно, что они знают настолько, что могут применить на деле. Тот материал, из которого изготовлены приборы, консервные банки, пробки, трубочки, воск и сургуч, наводит на мысль, что и при нашей бедности, благодаря вдумчивости и находчивости преподавателя и учеников, можно изучать физику и гораздо лучше, чем прежде, на дорогих приборах: что сами сделали, то знают основательно. Масса прекрасно и чрезвычайно показательно исполненных диаграмм показывает, как основательно изучается жизнь школы, города России. Ряд графических изображений математических выкладок показывает, что в этой школе наглядность обучения даже математике доведена до совершенства.
В географической комнате, кроме ряда диаграмм, иллюстрирующих важные стороны человеческой жизни, вы видите макеты разных уголков нашей республики и земного шара и по ним можете судить, насколько правильные представления о них имеются у детей. Остроумная электрическая карта Владимирской губернии останавливает внимание большинства посетителей.
Особый уголок в первой комнате отведен преподаванию иностранных языков по натуральному, в соединении с трудовым, методу. Всем интересующимся обучением языкам рекомендуется заглянуть туда.
На меня лично выставка произвела самое светлое впечатление. Имея такую школу, как опытно-показательная, а по ней должны равняться и все другие, мы смело можем глядеть в будущее. Труд учащихся свободен, легок, бодр и смел и полезен, не в отвлеченном смысле, а на деле. Чувствуется, что окончившие эту школу будут знающими и дельными работниками.
И работа учащих видна: вдумчивая, серьезная, строго продуманная и согласованная с силами и интересом учащихся. Я вышел с выставки удовлетворенным и спокойным за школу. Рекомендую посетить выставку всем и проверить мои впечатления; она бесплатная, помещается за Лыбедью в зд. бывш. Духовного уч., открыта до 1 июля с 10 до 2-х, кроме понедельника, а в праздники с 12 до 4 дня» (Газета "Призыв", 19 июня 1923 г.).
«Еще о выставке Владимирской Опытно-показательной школы имени Н.К. Крупской.
С 10-го июня по 1-е июля в нашем городе была открыта выставка ученических работ, детского творчества в Опытно-показ. школе имени Н.К. Крупской и детсада.
Выставка имела успех, и для подавляющего большинства посетивших ее педагогов она дала нечто новое, заронила желание начать работу по другому.
Уверила многих сомневающихся в своих силах, показав, что труд и любовь к нему могут сделать многое в смысле приближения к идеалу трудовой школы, хотя бы и работали на этой ниве самые обыкновенные работники.
Выставка натолкнула посетителей-педагогов на новую дорогу в своей деятельности.
У некоторых создала непреклонное желание многое виденное на выставке применить у себя в школе.
И все это лишний paз доказывает, насколько сильна тяга у нашего учительства «подучиться», посмотреть новое, позаимствовать его и применить у себя.
Ясно, что того апатичного шкраба 19—20—21-го годов, когда мысль была направлена лишь на то, как бы достать пуд хлеба, как бы получить жалованье,— уже нет.
Сдвиг в сторону самообразования, в сторону горячего желания получше работать в новой школе и правильно ответить на те запросы, какие ставит учительству Советское государство,— этот сдвиг налицо.
В эти 18 дней выставку посетила 600 человек, преимущественно школьных работников и почти 1000 человек детей-школьников I и II ступени в виде экскурсий на выставку. Выставкой интересовалось не только местное городское учительство, но много было и из уезда.
Приходили пешком учителя из Судогды и Судогодского уезда, приезжали учителя с фабрики Карла Либкнехта, Ковровского уезда, с культкомиссией во главе.
Работников опытной школы это ободряет, которые с будущего учебного года имеют в виду еще больше расширить и углубить свою педагогическую деятельность, еще больше «повернуть руль на открытое море жизни и современности» и по «путям к новой школе» добраться до этой новой школы.
Выставка закрыта, но она согласно учебного плана Губернских педагогических курсов по переподготовке учителей будет в течение лета использована для слушателей этих курсов в качестве иллюстрации к некоторым лекциям по педагогическому циклу» (Газета «Призыв», 18 июля 1923 года).
«В ШКОЛЕ «КОММУНА». Гр. Н…., приславший заметку в редакцию о «пролетаризации» опытно-показательной школы «Коммуна», пишет:
— «Мою дочь исключили из школы. И исключили только из-за того, что я имею на руках промысловый патент III-го разряда.
Это происходит в то время, когда в школе остаются учиться дети таких крупных воротил, как Сырунина и Краснощекова».
Правда, по справедливости этого быть не должно.
Что скажет администрация школы?» («Призыв», Среда, 10 октября 1923 года).
«Годовая отчетная выставка школы им. Крупской.
Год трудовой жизни опытно-показательной школы им. Крупской, год напряженной работы закончился годовой отчетной выставкой. Выставка вместе с детсадом занимает семь больших комнат, вместивших 400 экспонатов, не считая некоторых прошлогодних, еще не потерявших своего значения и интереса.
Осмотр выставки, сопровождаемый объяснениями как педагогов, так и учащихся дает полную картину большой работы в школе.
В газетной статье нет возможности подробно описать как впечатления от выставки, так и самую выставку. Остановимся на самом выдающемся.
В первых четырех группах представлена наглядно на схемах и экспонатах, изготовленных детьми, работа по комплексной программе ГУС-а. Каждый комплекс, каждая тема иллюстрирована экспонатами в том порядке, в каком протекала работа.
Материал V группы также расположен по комплексам, а дальше с VI группы экспонаты представлены по предметам.
Тут же, в справочном столе лежат и программы, и задания по Дальтон-плану, и литература, которой пользовалась школа.
За истекший год в школе против прошлых лет можно заметить следующие нововведения: IV группа находилась в руках одного лица, что судя по выставке, дало положительные результаты. В школе в VIII группе введен был Дальтон-план, который, как видно из бесед с учащимися и педагогами, дал тоже положительные результаты.
В школе в этом году был организован кооператив, на выставке со всеми подробностями представлена работа этого кооператива вплоть до образцов всех товаров, продававшихся в кооперативе.
Обращают на себя внимание экспонаты по физике, сделанные из бросового материала, но довольно ярко и наглядно иллюстрирующие курс физики, а также заинтересованность и усвоение детьми этого курса.
Школа, кроме обучения детей, вела еще довольно сложную работу по переподготовке учительского персонала из других школ. На выставке можно видеть, что за истекший год прошло через школу 50 человек школьных работников, которые были в школе по 2 недели, участвуя в жизни школы, в разработке программ, в собраниях, советах и т.д. А всего через двухнедельный практикум в школе за 2 ½ года прошло 212 человек учителей. Эта колоссальная работа педагогического персонала отнимала не мало времени и сил.
На выставке представлена и общественная работа школы. Самоуправление учащихся, пионерское и комсомольское движение в школе отразилось в тех или иных экспонатах. Стенные газеты, плакаты, протоколы собраний, школьный журнал, которого вышло уже 25 номеров – все это говорит за то, что организация детской жизни в школе налаживается и против прошлых лет заметно подвинулась вперед.
Выставку, главным образом, посещают педагоги, учащиеся и родители. Чаще раздаются голоса одобрения и отдается должная дань работе школы.
Некоторые из городских учителей, посетивших выставку, высказывали пожелание теснее связаться с опытной школой в повседневной годовой работе. Этому желанию совет школы, насколько мне известно, вполне идет навстречу и с осени план более тесного единения и связи школы с городским учительством будет проводиться в жизнь.
Есть, конечно, недостатки в школе, но, судя по выставке, достижения в работе школы идут гигантскими шагами и, если прислушаться к беседам и толкам вокруг школы, то можно несомненно утверждать, что школа оправдывает свое назначение опытно-показательного учреждения и, по выражению члена гос. уч. совета т. В. Иванова, является ценным фактором для местного края в области школьного строительства» («Призыв», 6 июня 1925 г.).
«Из жизни Владимирской опытно-показательной школы им. Н.К. Крупской.
13-го сентября 1925 г. состоялось общее собрание родителей учащихся школы. Собрание было сравнительно многолюдным; присутствовало свыше 60 ч. Обсуждались вопросы о задачах работы школы на 1925-26 уч. год и о коллективной закупке учебников.
Следует отметить живой интерес родителей к новой системе преподавания, которая вводится в школе в пяти старших группах (с 5 по 9 гр.). Система эта лабораторно-студийная или, как ее обычно не совсем точно называют, Дальтон-план.
Развивая в детях самодеятельность и воспитывая в них способность к самостоятельной работе, эта система вместе с тем дает возможность не задавать уроков на дом, а всю работу проводить в школе коллективным путем при минимальной количестве учебников. Учебники будут в каждой группе общим достоянием всех, а не у каждого учащегося. Это сократит расходы на учебники.
Собрание родителей в принятой резолюции приветствовало новую систему учебных занятий в школе и постановило на следующем заседании заслушать подробный доклад о Дельтон-плане, а также подтвердило свое весеннее постановление — заслушать план работы школы на первый триместр (от сентября до ½ декабря). Постановлено еще выработать план постоянной работы и связи школы с родительским составом путем периодических собраний, на которые будут приглашаться не только родители учащихся, но и представители всего организованного населения, интересующиеся работой опытно-показательного учреждения» («Призыв», 18 сентября 1925 г.).
По школьному образованию (1926 год): школ 1-й ст. 10, учащихся в них 2348, учителей 78; школ ІІ-й ст. 4, учащихся в них 1717, учителей 73; опытно-показательная школа 9-тилетка 1, учащихся в ней 245, учителей 18.
«На-днях состоялось родительское собрание в опытно-показательной школе имени Крупской. Был поднят вопрос о закупке учебников и устройстве горячих завтраков для учеников. Вынесено единогласное решение: собрать 1000 рублей на учебники, а также необходимые средства для организации горячих завтраков. Ремонт помещения школы закончен. Занятия будут вестись в одну смену» («Призыв», 2 окт. 1927 г.).

ШКОЛА № 4

В 1918 году Владимирская женская и мужская гимназии были преобразованы в Единую Трудовую школу. Срок обучения был установлен в девять лет. Школа подразделялась на две ступени: первая со сроком обучения четыре года и вторая со сроком обучения пять лет. Было открыто шесть школ II ступени.
«4-ю школу второй ступени недавно перевели в новое, «более благоустроенное» помещение, оставшееся после штаба стрелкового корпуса. Здание похоже на сырой темный подвал. Ремонта почти никакого после выезда штаба сделано не было, хотя кому то на ремонт было отпущено 3000 рублей. Единственно что сделали - устроили одну дверь и замазали глиной несколько печек. На полу грязь, сыро, холодно... Холодно несмотря на то, что печи топятся целыми днями» («Призыв», 16 янв. 1927 г.).


Улица Большая Московская, д. № 106

«В этом году 4-я школа II-й ступени ведет занятия в бывшем помещении штаба корпуса, во дворе педтехникума (сейчас ул. Большая Московская, д. № 106). За лето помещение это было основательно отремонтировано, на что горсоветом было отпущено около 5000 рублей. Из 148 учащихся, бывших на испытании, вновь принято в школу в этом году 110 человек. Занятия в школе идут в одну смену. Организовать горячие завтраки для учащихся школа считает трудным. Взамен этого, за небольшую плату, всем без исключения учащимся будет отпускаться чай и белый хлеб. Школа имеет кооперативный уклон. В этом учебном году учащиеся школы будут принимать участие в обслуживании районного отделения ЦРК и будут выполнять отдельные поручения ЦРК. Силами школьников предполагается вести пропаганду за привлечение в кооперацию новых пайщиков» («Призыв», 2 окт. 1927 г.).
В 1928 г. благодаря учащимся, в 4-й школе г. Владимира сорвали проведение «комсомольского Рождества и Пасхи». Школу заклеймили как «гнездо антисоветского элемента».
2 октября 1940 г. на базе ФЗУ (фабрично-заводского ученичества) завода «Автоприбор» было открыто ремесленное училище (РУ) №7 на 250 человек. Оно готовило слесарей-инструментальщиков и станочников. РУ заняло здание неполной средней школы №4 (Спортивный переулок, д. 2).
Школа переехала на улицу Луначарского.
Все выпускники довоенных лет средней школы № 4 с большой теплотой вспоминают своего любимого учителя математики Алексея Александровича Попова. В 1890 году он окончил Московский педагогический институт и в том же году начал свою учительскую деятельность в высших начальных училищах города Владимира. В середине 20-х годов он исполнял обязанности заведующего опытно-показательной школой им. Крупской. Интеллигентный, с благородным лицом, в очках, с бородкой клинышком, прекрасно знавший свой предмет, Алексей Александрович не мог не вызывать уважительного к себе отношения у воспитанников. В конце 30-х ему было уже за шестьдесят, но он продолжал работать и работать добросовестно, в полную силу. Как у многих учителей всех времен, у него была кличка — «Нутика». Вызывая ученика к доске, он указательным пальцем приглашал его выйти из-за парты, приговаривая: «Нуте-ка, нуте-ка, молодой человек, пожалуйте к доске!» Эта привычка старого учителя и вызвала столь забавную кличку. Скончался Алексей Александрович Попов в начале 40-х годов и был похоронен на Князь-Владимирском кладбище.
С любовью и глубоким уважением вспоминают выпускники 1941 года свою учительницу Екатерину Людвиговну Федоровскую. Неизвестно, в каком году она приехала во Владимир, но в начале 20-х годов уже работала в опытно-показательной школе учителем начальных классов, хотя в 1907 «выдержала экзамен при учительском Виленском институте с правом преподавания немецкого и французского языков в старших группах средних учебных заведений». Жила Екатерина Людвиговна с дочерью на улице им. Воровского в д. № 23. Высокообразованная, интеллигентная, строгая и справедливая, она была образцом для своих учеников во всем. Не считаясь со временем, много занималась со школьниками во внеурочные часы. До сих пор ее ученики вспоминают воскресные поездки с любимой учительницей на станцию Карякинскую, где они отдыхали, играли, разводили костры, устраивали чаепитие. Умерла Екатерина Людвиговна в середине 50- х годов. Ее захоронение также утрачено.
«В средней школе № 4 (директор т. Василенко) только на словах готовы, но здесь еще ничего не сделано. В школе ни один просвет к затемнению не готов, не вовлечена общественность в это дело» («Призыв» 26 февраля 1941 г.).
1 мая 1941 года. «В колонне – учащиеся средней школы № 4. Коллектив этой школы получил переходящее красное знамя горкома ВЛКСМ и гороно за оборонную работу. Среди учащихся немало ворошиловских стрелков, гимнастов, значкистов ПВХО, ГСО, юных моряков. Дети, как их отцы и матери, готовятся к обороне, к защите своей родины, рубежи которой священны и неприкосновенны».
«Сегодня настает ответственная пора. Все ученики, начиная с 4 класса, будут держать испытания, вынесут на проверку свои знания, накопленные ими во время учебного года.
Для того, чтобы достойно выдержать испытания, надо было хорошо подготовиться к ним. Я начал готовиться к испытаниям в середине третьей четверти и без поспешности повторил все самые трудные разделы программы.
Приходя из школы в 8-9 часов вечера я занимался литературой — самым легким для меня предметом. Утром учил уроки и к 12 час. дня кончал их. До часу я гулял. Иногда, если было свободное время, ходил в кино. С часу или двух дня повторял наиболее трудные разделы: алгебру, геометрию и т. д. Так, не теряя ни одной минуты, я готовил себя к испытаниям.
Ф. Альбицкий, учащийся 7 класса средний школы №4» («Призыв», 20 мая 1941 г.).
«Двор четвертой средней школы залит солнечными лучами. 8 часов утра. Час довольно ранний, но у ворот появляется по одному и кучками нарядная детвора. Она идет выполнять свой долг перед страной — отчитываться в своих знаниях и навыках, что накопила в стенах школы. Каждый из ребят внутренне взволнован.
Подхожу к одной из групп. Это ученицы 7 класса «а». Спрашиваю о их самочувствии. И вся группа весело и звонко в ответ:
- Очень хорошо, бодро, трусости нет, так как готовились изрядно.
Один вопрос все же всех волнует: что дадут?
Захожу в школу. Администрация - учителя и ассистенты в сборе. Идут последние приготовления: раскладывается бумага для письменных работ, ставятся на экзаменационные столики цветы. Директор З.И. Василенко и завуч С.А. Петров последний раз обходят классы и хозяйским внимательным взглядом окидывают, все ли в порядке.
И здесь все несколько возбуждены — большую ответственность чувствуют перед страной.
По коридорам тихо расхаживают дежурные. Это члены родительского комитета и активисты из родителей.
У дверей одного из классов стоит активистка - родительница Анна Павловна Ремизова. У нее две дочери и обе держат испытания. Одна из них Вера учится в 10 классе «а». Анна Павловна волнуется, пожалуй, больше дочери. Она говорит:
— Как скоро прошли эти десять золотых лет. И девочка это чувствует. Вчера у Веры собрались ее подруги. Как, говорили они, не хочется расставаться и покидать свою родную школу. А я вот,— прибавляет Анна Павловна,— жду результатов. Хочется, чтобы обе дочери сдали испытания на отлично.
Стрелка подвинулась к 9 часам. Первый звонок и в стены школы вливается радостная, возбужденная детвора.
Вхожу в 10 класс «а». Здесь для сочинения даны три темы. Каждая из них широка по своему объему и глубока по содержанию. Среди них особенно привлекает внимание вторая: «Образ товарища Сталина в искусстве».
Но вот темы выбраны и в классе водворяется тишина. Три подруги Лоншова Тоня, Шоофс Ира, Сахарова Галя выбрали вторую тему. Они сосредоточенно пишут. И после, просматривая их сочинения, чувствуешь и глубокое знание современного эпоса, и гордость за свою прекрасную родину и ее героев, и искреннюю любовь к отцу и другу дорогому Сталину.
И то, как организованно начался первый день испытаний, и первые итоги письменных работ по 4 классу (учительница А.Н. Самохвалова, ассистент Е.С. Фомичева), где все 30 человек написали диктант без единой плохой отметки,— есть залог успешного конца учебного года.
Одно мрачное пятно — это неумелое руководство и неповоротливость торгующих организаций, которые не сумели обеспечить школы буфетами. Этот пробел немедленно устранить и исправить.
Учительница С. Максимова» («Призыв», 22 мая 1941 г.).
Эвакогоспиталь № 1890 с 23 июня 1941 по 15 октября 1943 г. занимал школы № 3 и № 4 по ул. Луначарского, дом 13 и дом 13а.
Приказ о развертывании был издан 23 июня 1941 г., по мобилизационному плану госпиталь был рассчитан на 200 коек, ему отводилось здание 4-й средней и 3-й начальной школ, располагавшихся в одном здании по ул. Луначарского, 13а (здание бывшего духовного училища), площадью 1200 кв. метров.
До 15 июля был произведен ремонт здания, побелено почти все помещение изнутри, отремонтированы и подготовлены главные помещения госпиталя: операционная и перевязочная, где должна была поддерживаться стерильность, организовано подсобное хозяйство за городом, построены свинарники, оборудованы склады вещевой и аптечный, создан санпропускник на 50 человек с поточной системой приема раненых, оборудована суховоздушная камера на 50 комплектов обмундирования, в нижней части здания оборудован пищеблок с раздаточной, моечной и разделочной комнатами. Оборудованы кабинеты физиотерапии, лечебной физкультуры, зубоврачебный, лаборатория, общежития сестер и хозкоманды на 50 человек. В бывшем школьном зале был оформлен клуб, являвшийся при необходимости резервом для размещения раненых. Его начальником стал Николай Константинович Воронин.
«Во время ВОВ сначала мы ходили в школу на Студеной Горе, где во дворе дома № 6 был барак. В нем устроили два класса. Через две недели нас перевели на ул. Стрелецкую, в пристройку дома для слепых детей. Мы учились в три смены. Уходили из дома очень рано, а возвращались домой к 11 часам. Во втором классе мы вернулись на Студеную Гору, в барак. В 3-4 классах перешли в кирпичное здание рядом (школа № 4). Когда я училась в третьем классе, помню, шили кисеты для фронтовиков. И еще помню, в качестве помощи фронту нам было дано задание насобирать по 3 кг. крапивы и сдать в школу, использовать как лекарственное сырье... И еще осталось воспоминание, как в школе в качестве дополнительного питания нам давали небольшой кусочек хлеба, иногда на него была положена ложка картофельного пюре, а в маленьких кулечках давали 2-3 ложки сахарного песку».
«Четвертая неполная средняя школа. Половина четвертого класса учительницы Е.И. Герасимовой держит испытания по географии.
Ребята хорошо знают предмет, любят его. Безошибочно показывают по карте. Когда показывают Сталинград, много и с болью рассказывают о том, что переживал этот героический город от фашистской гадины.
Результаты следующие, отличных ответов 10, хороших — 6, посредственных — 4» («Призыв», 1 июня 1943 г.).

В 1943 году по решению правительства в 72 городах страны, в том числе и во Владимире, вводится раздельное обучение в школах. Четвертая неполная средняя школа стала женской.
«Первый день в школе.
Приветливо встретила четвертая неполная средняя школа (директор В. Максимова) учащихся – девочек 5-7 классов.
Дети уже заранее собрались в зале, тихо делятся впечатлениями прошедшего лета. Чисто одеты, пионеры – в галстуках.
Звонок. Тишина. Ни одного опоздавшего в школу. В классах чисто, портреты, плакаты. Хорошо отремонтированная, светлая, уютная школа говорит о том, что каждому учащемуся надо особенно любовно, бережно относиться к школе, чтобы она сохранила такой же вид до конца. Порядок, чистоту девочки сумеют сохранить.
Всего в школе учащихся 364 человека. Явилось в первый день 347. Десять отсутствовали по уважительной причине» (Е. Зверева. «Призыв» 3 октября 1943 г.).
Постановление Совета Министров СССР от 1 июля 1954 года восстановило совместное обучение мальчиков и девочек во всех школах с 1954/55 учебного года.
Школа № 4 и школа № 3 были объединены.
Основная статья: Учебные заведения города Владимира

Copyright © 2019 Любовь безусловная


Категория: Учебные заведения | Добавил: Николай (03.12.2019)
Просмотров: 9 | Теги: учебные заведения, Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край



Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:


Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика