Главная
Регистрация
Вход
Пятница
05.12.2025
07:52
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1656]
Суздаль [479]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [497]
Музеи Владимирской области [65]
Монастыри [7]
Судогда [16]
Собинка [146]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [206]
Вязники [356]
Камешково [282]
Ковров [434]
Гороховец [131]
Александров [303]
Переславль [117]
Кольчугино [99]
История [39]
Киржач [96]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [219]
Учебные заведения [179]
Владимирская губерния [59]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2435]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [39]
Оргтруд [209]
Боголюбово [42]
ВТЗ [157]
Володарка [7]
театр [5]

Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0

 Каталог статей 
-->
Главная » Статьи » История » Учебные заведения

Школа № 4, гор. Владимир

Школа № 4, города Владимир

«В городе приступлено к ремонту 4-й школы I ступени (быв. 1 высшее начальное училище)» («Призыв», 12 октября 1922).
4-я школа II ступени была открыта 26 октября 1923 года.
«26 октября 4 школа II ступени праздновала свое открытие.
В скромной обстановке школы, убранной зеленью и портретами вождей, звонкие голоса учащейся молодежи нетерпеливо ждали начала.
Занавес открыт, поют «Интернационал».
Завшколой тов. Климов в простых словах знакомит собравшихся с историей самой школы, о первых шагах, о материальном состоянии, о том, что общими усилиями, при помощи Губоно, Госбанка и других организаций и самих родителей, школу открыли.
В заключение тов. Климов выразил уверенность, что школа приготовит нужных Республике достойных граждан.
Интересно отметить выступление представителя от учащихся, который сказал, что «мы, учащиеся, вместе с педагогами идем по тому строительству школы, котоpoе вырабатывает людей труда, людей коллектива; у нас уже сейчас есть начало коллективного труда — кооперация, кружки, секции.
Мы, учащиеся, сами принимаем участие в убранстве наших классов, превращая их в место уюта».
После приветствий Бобровым, Соколовым, Дробениным и др., был поставлен спектакль, который прошел с большим успехом.
Играли: «Русскую народную свадьбу» — пьесу в 4-x действиях» («Призыв», 1 ноября 1923).
«Первый выпуск 4-й школы II-й ступени, «на радостях» решил похулиганить вовсю. В классной комнате переломана вся мебель, ни одного целого стола нет. Портреты валяются на полу, доска тоже. Стекла у портретов побиты. Электрическая арматура раздроблена почти во всей школе.
Окончившие школу теперь вполне самостоятельные граждане — почему бы с ним не применить вполне законной меры — предъявить гражданский иск через нарсуд?
Ежегодно школой тратятся громадные средства на ремонт и ежегодно все коверкается учащимися.
Пора это прекратить.
Когда проходишь мимо уголка борьбы с туберкулезом — ясно бросается в глаза масса плевков на плакатах с надписями: «не плюй, куда попало».
Хулиганство владимирских второступевцев переходит границы» («Призыв», 15 июня 1926).
«Горсовет поручил губоно ускорить перевод 4-й школы второй ступени в помещение бывшей семинарии. В освободившееся помещение 4-й школы будет переведена 9-я школа первой ступени» («Призыв», 10 декабря 1926).


Улица Большая Московская, д. 104. Бывшая Духовная семинария.

«4-ю школу второй ступени недавно перевели в новое, «более благоустроенное» помещение, оставшееся после штаба стрелкового корпуса. Здание похоже на сырой темный подвал. Ремонта почти никакого после выезда штаба сделано не было, хотя кому то на ремонт было отпущено 3000 рублей. Единственно что сделали - устроили одну дверь и замазали глиной несколько печек. На полу грязь, сыро, холодно... Холодно несмотря на то, что печи топятся целыми днями» («Призыв», 16 янв. 1927).
«В 4-й школе 2-й ступени из комнаты, занимаемой ячейкой ВЛКСМ, произведена кража. Воры похитили штамп ячейки и различные писчебумажные принадлежности» («Призыв», 22 марта 1927).
«На последнем заседаний пленума секции народного образования горсовета были заслушаны доклады о работе 3-й и 4-й школы второй ступени.
Представитель 4-й школы в своем докладе указал, что школа существует уже около 4 лет. В ней 500 учащихся. Занятия ведутся в 14 группах. До декабря занятия в школе были двухсменные, но затем они были отменены. Зимой ученикам было очень трудно заниматься - в классах стоял страшный холод. В школе тоже был проведен медицинский осмотр, через который прошло 368 человек; 356 чел. оказались с плохим зрением, 72 - малокровных, 132 — нервных, 90 - жаловались на частые головные боли, искривление позвоночника замечено у 132, неблагополучными по туберкулезу оказалось 62 ученика.
С будущего операционного года в школе решено ввести завтраки.
Школа имеет кооперативный уклон, но учащиеся поставлены в трудные условия. Кооперативные организации не берут на практику учеников. Поэтому, изучение кооперативной работы ведется чисто теоретически, что постепенно расхолаживает учащихся.
В прошлом году техстрой взялся отремонтировать школу. Но ремонт вышел никуда негодным. В результате через год школа снова требует ремонта.
Выступавший в прениях т. Вольский указал, что кооперативный уклон в школе остается лишь на бумаге. Это недопустимо. Кооператоры должны пойти навстречу школе. Окончившие ученики должны быть использованы, если не в городской, то хотя бы в сельской кооперативной сети.
Другие выступавшие в прениях указывали на безобразную работу техстроя по ремонту 4-й школы. Если ремонт также скверно будет произведен и в этом году — то виновных необходимо отдать под суд» («Призыв», 24 июня 1927).
4-я школа I-й ступени в 1927 году располагалась на Студеной Горе, д. № 6.


Улица Большая Московская, д. № 106

«В этом году 4-я школа II-й ступени ведет занятия в бывшем помещении штаба корпуса, во дворе педтехникума (сейчас ул. Большая Московская, д. № 106). За лето помещение это было основательно отремонтировано, на что горсоветом было отпущено около 5000 рублей. Из 148 учащихся, бывших на испытании, вновь принято в школу в этом году 110 человек. Занятия в школе идут в одну смену. Организовать горячие завтраки для учащихся школа считает трудным. Взамен этого, за небольшую плату, всем без исключения учащимся будет отпускаться чай и белый хлеб. Школа имеет кооперативный уклон. В этом учебном году учащиеся школы будут принимать участие в обслуживании районного отделения ЦРК и будут выполнять отдельные поручения ЦРК. Силами школьников предполагается вести пропаганду за привлечение в кооперацию новых пайщиков» («Призыв», 2 окт. 1927).
В 1928 г. благодаря учащимся, в 4-й школе г. Владимира сорвали проведение «комсомольского Рождества и Пасхи». Школу заклеймили как «гнездо антисоветского элемента».
«Спрос на труд
17 марта 1930 г. в 1 час дня все вызванные подростки по повесткам должны явиться в помещение школы ФЗУ (4-я школа II ступени) для отбора в подготовительные группы школы стройуча и ФЗУ, представив с собой нижеследующие документы: справку об окончании школы, метрическую выпись, справку о материально-имущественном положении…» («Призыв», 17 марта 1930).
«В своей докладной записке зав. техникумом ссылался на отсутствие помещения и в качестве реальной меры предлагал облОНО возбудить ходатайство перед городским советом о выселении школы 1-й ступени № 6 и школы 2-й ступени № 4 в другое помещение» («Призыв», 21 августа 1930).
В 1930 году для осуществления дела политехнизации школ, центральные органы предложили всем своим подведомственным учреждениям немедленно провести прикрепление всех школ к предприятиям. 4-я школа прикреплена к кирзаводу и ЦРК.
«В школе № 4 (улица Луначарского, 13) капитальный ремонт помещения и ремонт инвентаря затягивается.
Горфо не отпускает причитающуюся по смете денежные средства. Из-за этого рабочие прогуливают, т.к. не на что купить материалы.
Заведующий школой тов. Шишуков ежедневно обивает пороги горфо, но один ответ — «Денег нет».
Добиваясь скорейшего окончания ремонта тов. Шишуков затратил своих 200 руб., а также родительских 1290 руб., но на дальнейшие закупки ремонтного материала средств нет.
Квартира заведующего также требует ремонта: крыша проржавела в дождливое время в коридоре — образуются лужи. Когда начнется ремонт — неизвестно.
В школе недостает педагогического персонала по немецкому языку, пению, рисованию, черчению и истории.
В отношении снабжения дровами школы дело обстоит так: доставлено 300 кубометров из полагающихся на учебный год 470.
С целью получения дров для отопления квартир педагогического персонала восемь учителей внесли причитающуюся сумму в комендатуру горсовета, где обещали дрова доставить в ближайшие дни. Но прошел не один уже месяц, а дрова до сих пор не доставляются.
Отсутствуют необходимые учебные пособия по истории. На потребное количество их своевременно сделана заявка, но они не высылаются ввиду того, что не переведены деньги областной культбазе» («Призыв», 1 августа 1934).


Учитель 4 средней школы А.А. Попов. 1936 г.

«В средней школе № 4 имеется два зала, которые совершенно не оборудованы для занятий физкультурой» («Призыв», 1 июня 1937).


Ул. Луначарского, д. 13а

Школа № 4 им. Крупской

Опытно-Показательная школа имени Н.К. Крупской стала частью школы № 4.
В 1936 году Шерышев Павел Павлович по семейным обстоятельствам переехал жить во Владимир. Павел поступил учиться в школу № 4 на ул. Луначарского. В их классе было всего девять мальчиков, с которыми он и проучился 8-10 классы. На всю жизнь запомнил Павел некоторых своих учителей. Биологию преподавала Елена Арсентьева Бутакова. Математику вел известный на весь Владимир Алексей Александрович Попов, по прозвищу «Нутик» потому что, всегда входя в класс, он говорил: « Ну - те ка, ребята, давайте займемся…». Вскоре у него в новой школе появились друзья: Лев Шломин, который был хорошим спортсменом. Отец Льва Николай Яковлевич Шломин, бывший офицер царской армии преподавал в школе военное дело, его вскоре репрессировали и расстреляли.
«1937, печальной памяти год, сорвал со своих мест добрую половину ленинградского населения. Не миновала эта чаша и мою семью… Наша школа номер 4 находилась на улице Луначарского. Восьмой класс «А» принял меня настороженно, но с интересом. Уже через несколько дней я чувствовала себя вполне свободно. Но прежде чем рассказать о моих товарищах, мне хотелось бы добрым словом вспомнить тех, кто нас учил. И, прежде всего, учителя математики и одновременно нашего классного руководителя Алексея Александровича Попова. Это был педагог, что называется, от Бога. Весь класс отлично знал математику и без обычного трепета ждал, когда учитель, посмотрев в журнал, произносил свою знаменитую фразу; «Нутес, пожалуйте к доске...» Кстати, эта фраза послужила основанием для прозвища - мы совершенно беззлобно называли его «Нутик». Он был строг, но справедлив и никогда не обижал, делая замечания.
Александр Павлович Воскресенский преподавал русский и литературу. Без особых методических изысков он добивался того, что мы много читали и учились грамотно излагать свои мысли, свои суждения о прочитанном. Пусть в памяти города останутся хотя бы имена наших наставников. Это Елена Арсеньевна Бутакова (химия), Ксения Наркисовна Орлова (физика и астрономия), её отец Наркис Иванович (география). Таисия Дмитриевна Сапунова (немецкий язык). С учителями истории происходило что-то странное. Они постоянно менялись. Одно время нам преподавала историю Софья Моисеевна Коптиевская, кандидат наук, видимо, тоже из ссыльных. На её уроках-лекциях было невыносимо скучно. И всё же мы получили хорошие знания по всем предметам. Спасибо родной школе!
Мои дорогие школьные товарищи! С какой теплотой и благодарностью я их вспоминаю! С кем-то была ближе, с кем-то дальше, но всё равно все остались в памяти как родные. Иных уж нет, о некоторых ничего не знаю. Последний раз мы собирались спустя 30 лет после окончания школы. С тех пор наши ряды, конечно, значительно поредели. Самыми закадычными моими подругами были Вера Миртова, которая долго работала потом начальником областной судебно-медицинской экспертизы, Тоня Леншева, окончившая московский институт связи и живущая в Москве, и Ага Ошуркова, к сожалению, умершая очень рано. Она вышла замуж за нашего одноклассника Виталия Иванова, который во время войны получил звание Героя Советского Союза. Он был лётчиком, о чём мечтал ещё на школьной скамье. Замечательным товарищем был Шура Шнейдман. Он не побоялся заступиться за меня, дочку «врага народа», когда меня принимали в комсомол, и его выступление стало решающим. Меня приняли, несмотря на сопротивление старшей пионервожатой Валентины Гужовой. Шура погиб в самом конце войны под Кёнигсбергом. Вечная ему память!..
19 июня 1941 года на выпускном вечере мы распрощались со школой и строили планы на дальнейшую жизнь, ещё не подозревая, что им не суждено сбыться. После окончания школы нас, комсомольцев, направили на большую стройку на Всполье и говорили, что это строится тракторный завод. Мы работали разнорабочими - возили песок, кирпичи, видимо, тогда ещё только строился котлован для будущего здания. Через некоторое время я получила «повышение» - стала контролировать ездки машин с грузом и за каждую ездку выдавала талончик, что потом, видимо, учитывалось при начислении зарплаты водителям. Бывало, что и лишний талончик дашь, если очень попросят. Но вообще дисциплина была железная. Вместе с нами работали молодые ребята, пригнанные из Бессарабии, которая за год до войны была возвращена Румынией Советскому Союзу. Красивые, молодые, плохо одетые, но с некоторыми приметами национальных костюмов, они едва говорили по-русски, были малообразованны, но работали на совесть. Глубокой осенью я закончила свою работу на строительстве и мне удалось устроиться во владимирскую редакцию радиовещания…» (И.В. Гура (Шоофс). Добрый старый Владимир. Краеведческий альманах «Старая Столица», выпуск 2).
Все выпускники довоенных лет средней школы № 4 с большой теплотой вспоминают своего любимого учителя математики Алексея Александровича Попова. В 1890 году он окончил Московский педагогический институт и в том же году начал свою учительскую деятельность в высших начальных училищах города Владимира. В середине 20-х годов он исполнял обязанности заведующего опытно-показательной школой им. Крупской. Интеллигентный, с благородным лицом, в очках, с бородкой клинышком, прекрасно знавший свой предмет, Алексей Александрович не мог не вызывать уважительного к себе отношения у воспитанников. В конце 30-х ему было уже за шестьдесят, но он продолжал работать и работать добросовестно, в полную силу. Как у многих учителей всех времен, у него была кличка — «Нутика». Вызывая ученика к доске, он указательным пальцем приглашал его выйти из-за парты, приговаривая: «Нуте-ка, нуте-ка, молодой человек, пожалуйте к доске!» Эта привычка старого учителя и вызвала столь забавную кличку. Скончался Алексей Александрович Попов в начале 40-х годов и был похоронен на Князь-Владимирском кладбище.
«Мы, учителя и учащиеся четвертой средней школы, носящей славное имя дорогой Надежды Константиновны Крупской, собравшись на траурный митинг, с великой скорбью и горечью встретили весть о смерти стойкого, чуткого большевика, верного друга всех трудящихся.
Трудно выразить словами чувство горечи от этой тяжелой утраты. Надежда Константиновна была одной из старейших и преданнейших работников партии большевиков, она отдала всю свою жизнь партии и делу рабочего класса.
B момент тяжелой утраты мы твердо и уверенно говорим, что замечательная жизнь Надежды Константиновны будет служить для нас примером. Мы отдадим все силы и знания за дело Ленина—Сталина, за которое боролась товарищ Крупская.
Память о Надежде Константиновне будет вечно жить в сердцах каждого из нас» («Призыв», 3 марта 1939).
«ТРИДЦАТЬ ЛЕТ УЧИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В этом году исполняется 30 лет учительской деятельности учительницы 4 средней школы Валентины Николаевны Краснощековой.
Валентина Николаевна — уроженка Владимира. С детства ей пришлось вытерпеть много жизненных невзгод. Семья жила бедно. Рано умер отец. Мать работала прачкой. Ей трудно было дать образование своей дочери. С поклонами и унижениями девочку удалось устроить в частную гимназию, которую Валя кончила успешно.
С 1910 года Валентина Николаевна начинает свою педагогическую деятельность. Вначале работала в деревне, а потом, как отличница-выдвиженка — в городе. Прошлый год ее жизнь отмечена радостным событием — Краснощекова занесена в областную книгу почета.
В настоящее время учительница имеет аттестат Народного комиссариата просвещения на преподавание в 7 классах полной средней школы. Работая в нашем коллективе, она пользуется большим авторитетом, как умелый воспитатель юношества, как чуткий и отзывчивый товарищ.
Учителя 4 средней школы С. Тихомиров, Воскресенский, Орлов, Царевская, Усова» («Призыв», 12 марта 1940).


«Учителя ФЕДОРОВСКИЕ
Дмитрий Дмитриевич
умер 1950 г.
Екатерина Людвиговна
1890 г. – 1963 г.»

С любовью и глубоким уважением вспоминают выпускники 1941 года свою учительницу Екатерину Людвиговну Федоровскую. Неизвестно, в каком году она приехала во Владимир, но в начале 20-х годов уже работала в опытно-показательной школе учителем начальных классов, хотя в 1907 «выдержала экзамен при учительском Виленском институте с правом преподавания немецкого и французского языков в старших группах средних учебных заведений». Жила Екатерина Людвиговна с дочерью на улице им. Воровского в д. № 23. Высокообразованная, интеллигентная, строгая и справедливая, она была образцом для своих учеников во всем. Не считаясь со временем, много занималась со школьниками во внеурочные часы. До сих пор ее ученики вспоминают воскресные поездки с любимой учительницей на станцию Карякинскую, где они отдыхали, играли, разводили костры, устраивали чаепитие. Умерла Екатерина Людвиговна в 1963 г.
«В средней школе № 4 (директор З.И. Василенко) только на словах готовы, но здесь еще ничего не сделано. В школе ни один просвет к затемнению не готов, не вовлечена общественность в это дело» («Призыв», 26 февраля 1941).
«Передовая учительница
Среди учительниц города — много прекрасных работников, добивающихся высоких показателей и в учебной, и в воспитательной работе.
Одной из таких является Валентина Николаевна Краснощекова — классный руководитель 6 «А» класса четвертой средней школы.
Она требовательна к учащимся. Но в то же время она очень чутко, внимательно относится к каждому учащемуся в отдельности. В результате, ее учащиеся отличаются дисциплинированностью, сознательным отношением к труду и из четверти в четверть повышают успеваемость. Такие ученики, как Боровков и другие, сильно отстававшие в прошлом и по дисциплине, и по успеваемости, сейчас, будучи под непосредственным наблюдением тов. Краснощековой, имеют резкий перелом в лучшую сторону.
Тов. Краснощекова ведет большую воспитательную работу с активом класса, со всем классом и с каждым отдельно учащимся, ставит на обсуждение учащихся вопросы дружбы, коллективизма, вопросы борьбы за честь класса и школы. Ведет она большую работу и среди родителей. Родители ее класса являются активными помощниками школы в воспитании детей.
Кроме педагогической, Валентина Николаевна ведет большую агитационную работу среди рабочих — бессарабцев в стройконторе № 3. Ни дождь, ни вьюга не останавливают ее, и она, нагруженная наглядными пособиями, идет к своим слушателям, неся большевистское слово в массы.
Депутат горсовета, учительница третьей начальной школы С. Максимова» («Призыв», 8 марта 1941).
1 мая 1941 года. «В колонне – учащиеся средней школы № 4. Коллектив этой школы получил переходящее красное знамя горкома ВЛКСМ и гороно за оборонную работу. Среди учащихся немало ворошиловских стрелков, гимнастов, значкистов ПВХО, ГСО, юных моряков. Дети, как их отцы и матери, готовятся к обороне, к защите своей родины, рубежи которой священны и неприкосновенны».
«Сегодня настает ответственная пора. Все ученики, начиная с 4 класса, будут держать испытания, вынесут на проверку свои знания, накопленные ими во время учебного года.
Для того, чтобы достойно выдержать испытания, надо было хорошо подготовиться к ним. Я начал готовиться к испытаниям в середине третьей четверти и без поспешности повторил все самые трудные разделы программы.
Приходя из школы в 8-9 часов вечера я занимался литературой — самым легким для меня предметом. Утром учил уроки и к 12 час. дня кончал их. До часу я гулял. Иногда, если было свободное время, ходил в кино. С часу или двух дня повторял наиболее трудные разделы: алгебру, геометрию и т. д. Так, не теряя ни одной минуты, я готовил себя к испытаниям.
Ф. Альбицкий, учащийся 7 класса средний школы №4» («Призыв», 20 мая 1941).
«Двор четвертой средней школы залит солнечными лучами. 8 часов утра. Час довольно ранний, но у ворот появляется по одному и кучками нарядная детвора. Она идет выполнять свой долг перед страной — отчитываться в своих знаниях и навыках, что накопила в стенах школы. Каждый из ребят внутренне взволнован.
Подхожу к одной из групп. Это ученицы 7 класса «а». Спрашиваю о их самочувствии. И вся группа весело и звонко в ответ:
- Очень хорошо, бодро, трусости нет, так как готовились изрядно.
Один вопрос все же всех волнует: что дадут?
Захожу в школу. Администрация - учителя и ассистенты в сборе. Идут последние приготовления: раскладывается бумага для письменных работ, ставятся на экзаменационные столики цветы. Директор З.И. Василенко и завуч С.А. Петров последний раз обходят классы и хозяйским внимательным взглядом окидывают, все ли в порядке.
И здесь все несколько возбуждены — большую ответственность чувствуют перед страной.
По коридорам тихо расхаживают дежурные. Это члены родительского комитета и активисты из родителей.
У дверей одного из классов стоит активистка - родительница Анна Павловна Ремизова. У нее две дочери и обе держат испытания. Одна из них Вера учится в 10 классе «а». Анна Павловна волнуется, пожалуй, больше дочери. Она говорит:
— Как скоро прошли эти десять золотых лет. И девочка это чувствует. Вчера у Веры собрались ее подруги. Как, говорили они, не хочется расставаться и покидать свою родную школу. А я вот,— прибавляет Анна Павловна,— жду результатов. Хочется, чтобы обе дочери сдали испытания на отлично.
Стрелка подвинулась к 9 часам. Первый звонок и в стены школы вливается радостная, возбужденная детвора.
Вхожу в 10 класс «а». Здесь для сочинения даны три темы. Каждая из них широка по своему объему и глубока по содержанию. Среди них особенно привлекает внимание вторая: «Образ товарища Сталина в искусстве».
Но вот темы выбраны и в классе водворяется тишина. Три подруги Лоншова Тоня, Шоофс Ира, Сахарова Галя выбрали вторую тему. Они сосредоточенно пишут. И после, просматривая их сочинения, чувствуешь и глубокое знание современного эпоса, и гордость за свою прекрасную родину и ее героев, и искреннюю любовь к отцу и другу дорогому Сталину.
И то, как организованно начался первый день испытаний, и первые итоги письменных работ по 4 классу (учительница А.Н. Самохвалова, ассистент Е.С. Фомичева), где все 30 человек написали диктант без единой плохой отметки,— есть залог успешного конца учебного года.
Одно мрачное пятно — это неумелое руководство и неповоротливость торгующих организаций, которые не сумели обеспечить школы буфетами. Этот пробел немедленно устранить и исправить.
Учительница С. Максимова» («Призыв», 22 мая 1941).
Эвакогоспиталь № 1890 с 23 июня 1941 по 15 октября 1943 г. занимал школы № 3 и № 4 по ул. Луначарского, дом 13 и дом 13а.
Приказ о развертывании был издан 23 июня 1941 г., по мобилизационному плану госпиталь был рассчитан на 200 коек, ему отводилось здание 4-й средней и 3-й начальной школ, располагавшихся в одном здании по ул. Луначарского, 13а (здание бывшего духовного училища), площадью 1200 кв. метров.
До 15 июля был произведен ремонт здания, побелено почти все помещение изнутри, отремонтированы и подготовлены главные помещения госпиталя: операционная и перевязочная, где должна была поддерживаться стерильность, организовано подсобное хозяйство за городом, построены свинарники, оборудованы склады вещевой и аптечный, создан санпропускник на 50 человек с поточной системой приема раненых, оборудована суховоздушная камера на 50 комплектов обмундирования, в нижней части здания оборудован пищеблок с раздаточной, моечной и разделочной комнатами. Оборудованы кабинеты физиотерапии, лечебной физкультуры, зубоврачебный, лаборатория, общежития сестер и хозкоманды на 50 человек. В бывшем школьном зале был оформлен клуб, являвшийся при необходимости резервом для размещения раненых. Его начальником стал Николай Константинович Воронин.

В 1941 г. состоялся последний выпуск средней школы № 4 им. Крупской. Школа № 4 им. Н.К. Крупской была расформирована. Учителя и учащиеся были распределены по другим городским школам, но большинство оказалось в школе № 3.

Четвертая неполная средняя школа


Спортивный переулок, д. 2

2 октября 1940 г. на базе ФЗУ (фабрично-заводского ученичества) завода «Автоприбор» было открыто ремесленное училище (РУ) №7 на 250 человек. Оно готовило слесарей-инструментальщиков и станочников. РУ заняло здание неполной средней школы №4 (Спортивный переулок, д. 2).
«Во время ВОВ сначала мы ходили в школу на Студеной Горе, где во дворе дома № 6 был барак. В нем устроили два класса. Через две недели нас перевели на ул. Стрелецкую, в пристройку дома для слепых детей. Мы учились в три смены. Уходили из дома очень рано, а возвращались домой к 11 часам. Во втором классе мы вернулись на Студеную Гору, в барак. В 3-4 классах перешли в кирпичное здание рядом (школа № 4). Когда я училась в третьем классе, помню, шили кисеты для фронтовиков. И еще помню, в качестве помощи фронту нам было дано задание насобирать по 3 кг. крапивы и сдать в школу, использовать как лекарственное сырье... И еще осталось воспоминание, как в школе в качестве дополнительного питания нам давали небольшой кусочек хлеба, иногда на него была положена ложка картофельного пюре, а в маленьких кулечках давали 2-3 ложки сахарного песку».
«На сооружение бомбардировщика «Владимирский школьник»
Четвертая неполная средняя школа решила подкрепить свое участие в сборе средств на сооружение бомбардировщика «Владимирский школьник» новым взносом. С этой целью школой был устроен платный вечер, сбор с которого, в сумме 1200 рублей, направлен в оборонный фонд.
Е. Зверева» («Призыв», 27 февраля 1943).
«Четвертая неполная средняя школа. Половина четвертого класса учительницы Е.И. Герасимовой держит испытания по географии. Ребята хорошо знают предмет, любят его. Безошибочно показывают по карте. Когда показывают Сталинград, много и с болью рассказывают о том, что переживал этот героический город от фашистской гадины. Результаты следующие, отличных ответов 10, хороших — 6, посредственных — 4» («Призыв», 1 июня 1943).
В 1943 году по решению правительства в 72 городах страны, в том числе и во Владимире, вводится раздельное обучение в школах. Четвертая неполная средняя школа стала женской.
«4-я неполная средняя школа занимает два здания – основное и филиал. Основное здание прекрасно отремонтировано, вымыто, приведено в порядок и… стоит в полном блеске, ожидая учеников в октябре.
Филиал имеет совсем другой вид: полы не вымыты, не вставлены зимние рамы, кое-где не хватает стекол, в классах не приготовлены вешалки для верхней одежды. Помещения для горячих завтраков нет, завтракать ребята бегают в основное здание.
Несмотря на полную неподготовленность помещения, занятия в две смены начаты именно в филиале. Ученицы начальных классов складывают свои пальто прямо на пол, перемены проводят в грязном коридоре.
Четыре дня идут занятия, но до сих пор не налажены горячие завтраки. ОРС завода, где директором тов. Цаплин (ОЗПО), к которому прикреплена школа, вместо горячих завтраков дает учащимся пока только кипяток.
В 4 классах должна быть пионерская организация. Тов. Артамонова — секретарь комсомольской организации завода, где директором тов. Подозников, не выделила в школу вожатых» («Призыв», 5 сент. 1943).
«Первый день в школе. Приветливо встретила четвертая неполная средняя школа (директор В. Максимова) учащихся – девочек 5-7 классов. Дети уже заранее собрались в зале, тихо делятся впечатлениями прошедшего лета. Чисто одеты, пионеры – в галстуках.
Звонок. Тишина. Ни одного опоздавшего в школу. В классах чисто, портреты, плакаты. Хорошо отремонтированная, светлая, уютная школа говорит о том, что каждому учащемуся надо особенно любовно, бережно относиться к школе, чтобы она сохранила такой же вид до конца. Порядок, чистоту девочки сумеют сохранить. Всего в школе учащихся 364 человека. Явилось в первый день 347. Десять отсутствовали по уважительной причине» (Е. Зверева. «Призыв» 3 октября 1943).
«Все учащиеся неполной средней школы № 4 и средней школы № 1 вовлечены в члены РОКК и сдали нормы на значок БГСО. Ребята хорошо научились оказывать первую помощь раненым бойцам при транспортировке.
Особенно отличились и показали хорошие знания ученики этих школ Сергеева, Палицына, Тарбит, Кузьмина, Соколова.
Остальные школы должны следовать этому примеру и также вовлечь всех учащихся в члены РОКК.
Преподаватель санитарного дела Соколова» («Призыв», 14 марта 1944).
30 сентября 1944 г. Владимирское гороно издает приказ № 90, согласно которому: СШ № 1 (ж) объединяется с НСШ № 4 и размещается на ул. Большая Московская д. 1; СШ № 3 (ж) из клуба Молотова выводится в помещение бывшей СШ № 4 на ул. Луначарского д. № 13; Начальная Школа № 4 вновь организуется в помещении НСШ № 4; из НСШ № 5 выводится два класса в НШ № 4.
Учебные заведения города Владимира

Категория: Учебные заведения | Добавил: Николай (03.12.2019)
Просмотров: 1561 | Теги: учебные заведения, владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2025


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru