Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
09:27
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Учебные заведения

Школа № 4, гор. Владимир

Школа № 4, города Владимир

Опытно-Показательная школа имени Н.К. Крупской

В 1912 г. при Владимирской учительской семинарии была открыта образцовая школа. Точно не установлено, но предположительно она была на Студеной горе, где сейчас расположен дом паломников.
«7-го декабря 1917 г. начинаются занятия во вновь открытой образцовой школе при Владимирской Земской женской гимназии. Занятия будут происходить по вечерам, т. к. за недостатком места в гимназии отвести для малышей утренние часы оказалось «невозможным» («Владимирская жизнь», 4 дек. 1917).
21 декабря 1919 года при ИНО открылась 1-я Опытно-Показательная школа (ОПШ). Ее первым директором был Жаровщиков Петр Алексеевич.
До 1920 гг. образцовая школа I ступени размещалась на Студёной Горе, в одноэтажном деревянном доме с мезонином, что у церкви Архистратига Михаила.


Ул. Студеная Гора, д. 1

С 1-го января 1920 г. по октябрь 1922 г. школа в ведении Наркомпроса. В 1920 году образцовой школе был присвоен статус опытно-показательной школы-коммуны.
В 1920—1922 гг. школа занимала бывший дом Фаворского в Куткином переулке (ныне ул. Гоголя, здание не сохранилось).
Первоначально школа имела лишь 5 групп с небольшим колличеством учащихся, но с каждым годом число групп и учащихся увеличивалось.
«В воскресенье, 4-го декабря (1921), состоялось общее собрание родителей учащихся Владимирской опытно-показательной школы-коммуны при ИНО, на котором постановлено взять на содержание школы одного ребенка школьного возраста из Татреспублики. Ребенок будет на полном иждивении родителей учащихся и педагогов школы вплоть до нового урожая. Жить он будет в общежитии-коммуне при школе. Избрана особая комиссия из родителей и преподавателей, которой и поручено непосредственное наблюдение и заботы за жизнью и состоянием ребенка» («Призыв», 10 дек. 1921).
Софья Оттовна Дрейер-Мотренко (1895 – 1970) - учитель немецкого языка и рисования в опытно-показательной школе (1919-1930).
5 декабря 1921 г. в Опытно-показательной школе состоялся литературно-вокальный вечер в память Н.А. Некрасова. Среди вечера был устроен сбор в пользу голодающих детей Поволжья. Дети и присутствующие на вечере родители охотно жертвовали.
Ученики своими силами оборудовали кабинеты: физико-математический, естествознания, географии, родного языка и истории. Ездили на экскурсии по Волге. Выпускали рукописную газету «Мысли школьника» и журнал «Родная школа». Большую роль в жизни учащихся играл ученический клуб, организованный в феврале 1922 г. Члены клуба готовили доклады, вечера художественной самодеятельности, на которых инсценировались даже отрывки из опер.
Сознательную дисциплину и товарищескую спайку ребят этой школы отмечали учителя, родители, представители различных комиссий. Учащиеся регулярно устраивали выставки своих работ, на каждой из которых представлялось до 700 экспонатов: рисунки, физические приборы, макеты, вышивки, модели электростанций и др.
«Многие знают о существовании Опытно-показательной школы коммуны. Знают о том, что эта школа чем-то отличается от прочих школ города и отличается в хорошую сторону. Многие родители стремятся пристроить своих детей прежде всего в показательную школу. Но что делает эту школу отличительной от других и почему она носит такое, на первый взгляд, витиеватое название «опытно-показательной школы-коммуны», это для широких слоев владимирской публики покрыто мраком неизвестности. Школа эта имеет семилетний курс. На первых трех годах обучения применяется классная система, начиная с 4-ой группы занятия ведутся по кабинетам; применяется точно также и лабораторный метод, к сожалению, не могущий занять преобладающего места благодаря недостаточности помещения и за отсутствием нужных материалов. вполне исчерпывающе проводится в школе принцип наглядности и принцип трудового подхода к изучению дисциплин. Здесь школа являет собой пример показательности школ Республики, где из ребенка развивалась бы не бездушная кукла, набитая бессистемно-книжной премудростью, а гармонически воспитанная человеческая личность. Старая школа, практикуя граммофонный метод преподавания, совершенно не заботилась о создании единой связной программы, тесно сплетенной с жизнью. Школа-коммуна устранила эту ненормальность. Два раза в год (перед зимней и летней школой) педагогические комиссии и совет школы вырабатывают единую программу с удачно подобранным изучаемым материалом из местного края. Программы эти составляются на основании новых принципов школьного воспитания. Программы первых трех групп отличаются тем, что представляют собой единое целое без всякого разделения по отдельным предметам. Для ребенка становится незаметно, что сейчас он изучает арифметику, через час географию и т.д. Здесь, незаметно для него самого, даются ему сведения из всех областей, доступных для его понимания. В старших группах система преподавания предметная, но и там тесная связь между предметами поддерживается тщательнейшим образом. Например – целью преподавания русского языка являются попытки внести жизнь в преподавание путем применения иллюстрированного чтения, развития живой речи учащихся, пробуждения творчества детей, развитие критического отношения к читаемому. Что касается математики, то она не представляется для детей каким-то кавардаком цифр, дробей и проч., а предметом, тесно связанным с жизнью. Учащиеся свободно могут разобраться в различных диаграммах, сами их свободно чертят, умеют составлять графики для переводов одних величин в другие, лично справляются с черчением планов в известном масштабе, умеют произвести измерения и построения на поверхности земли и проч. В школе практикуется метод обучения иностранным языкам посредством бесед и игр. В течение двух лет замечено, что при таком методе дети очень интересуются изучением языков. Большей любовью среди учащихся пользуется рисование, ставящее целью научить детей посредством рисунка излагать свои мысли. В старших группах рисуют с натуры. Во всех группах рисование тесно связано с другими предметами. Учащиеся иллюстрируют при помощи карандаша и кисти, чтения и беседы по изучению языков, географии, истории, естествознанию и математике. Такое рисование пробуждает в детях творческую самодеятельность и развитие художественного вкуса.
Вся жизнь школы построена на вполне сознательной дисциплине. Самое высшее наказание – выговор и вызов в президиум Совета родителей провинившегося ребенка. То послушание, какое поражает посетителя школы, основано исключительно на уважении учащихся к преподавателям, сумевшим установить с детьми истинно дружеские отношения.
Насколько учащиеся любят свою школу, показывает то обстоятельство, что несмотря на пребывание в ней с 9 час. утра и до 3-4 часов вечера, они все-таки не хотят уходить домой, с охотой работая после занятий. Показательной здесь также является сравнительно низкая цифра пропусков,- всего было пропущено из 9714 учеников-дней 10%.
При школе существует общежитие-коммуна на 12 человек,- первая тсупень по переходе всей школы на положение школьной коммуны. Общежитие является действительной маленькой дружной коммуной, построенной на разумном труде, чередующемся с целесообразным досугом. Дети сами регулируют совю жизнь и организуются для выполнения той или иной задачи. Это выработает в них твердую уверенность, что каждый отдельный человек есть часть коллектива, что коллективный труд целесообразнее одиночного…» («Призыв», 11 фев. 1922).
1922-23 гг. – в ведении губоно. В 1922 г. с школой сливается губернский детский сад.
Осенью 1922 г. здание бывшего Духовного училища было передано Опытно-показательной школе.


Ул. Луначарского, д. 13а.

Педагогический Совет Владимирской Опытно-показательной школы cовместно с Губоно ходатайствовал перед Н.К. Крупской (Лениной-Ульяновой) о разрешении назвать школу ее именем. 29 декабря 1922 года от Н.К. Крупской получено согласие и, таким образом, школа стала носить название: «Владимирская Опытно-показательная школа имени Н.К. Крупской».
«Школьная выставка. 10 июня открылась во Владимире выставка работ учащихся опытно-показательной школы. Эта выставка — публичный экзамен школы, т. к. выставлены работы, проделанные в течение настоящего учебного года. По ним всякий посетитель может ознакомиться и проследить работу школы и состоящего при ней детского сада в течение всего года.
Выставка производит самое отрадное впечатление, и следует горячо рекомендовать посетить ее всем, интересующимся воспитанием и образованием детей. А для всех учителей посетить эту выставку прямой долг.
Выставка расположена в трех комнатах. Середину самой большой из них занимают работы детского сада. Вы здесь видите рисунки, аппликации, макеты и другие изделия малышей. Вы чувствуете по этим работам, как и в каком направлении развиваются дети. У стены лежат дневники детского сада. Здесь записаны наблюдения над отдельными детьми. Читая их, вы замечаете все разнообразие внутренней деятельности детей, их психологические особенности, их склонности, интересы; видите, что руководительницами все это учтено. Сопоставляя дневник с выставленными тут же работами, вы можете проследить, как развивался тот или иной ребенок.
По бокам большой комнаты выставлены работы школьников по естествознанию, русскому языку, истории и рисованию. Здесь вы видите естественно научные коллекции, собранные и преппарированные детьми разных групп, террариум, несколько аквариумов, диаграммы наблюдений над погодой, тетради-дневники с записями наблюдений — это результат занятий, преимущественно, в летней школе. Работы по русскому языку и истории заключают в себе иллюстрации прочитанных в школе и дома рассказов, сказок и басен и ученические тетради с работами в том самом виде, как они подавались, со всеми промахами и погрешностями и с замечаниями преподавателей. Выставленные тут же №№ ученического журнала позволяют судить о свободном творчестве детей вне учебной программы.
Две другие комнаты заняты работами учащихся по физике и математике и географии.
Ряд самодельных физических приборов: весы, насосы, мензурки, ватерпасы, блоки, батареи и др. и даже модель целой электрической станции показывают, что дети умеют сделать и, следовательно, что они знают настолько, что могут применить на деле. Тот материал, из которого изготовлены приборы, консервные банки, пробки, трубочки, воск и сургуч, наводит на мысль, что и при нашей бедности, благодаря вдумчивости и находчивости преподавателя и учеников, можно изучать физику и гораздо лучше, чем прежде, на дорогих приборах: что сами сделали, то знают основательно. Масса прекрасно и чрезвычайно показательно исполненных диаграмм показывает, как основательно изучается жизнь школы, города России. Ряд графических изображений математических выкладок показывает, что в этой школе наглядность обучения даже математике доведена до совершенства.
В географической комнате, кроме ряда диаграмм, иллюстрирующих важные стороны человеческой жизни, вы видите макеты разных уголков нашей республики и земного шара и по ним можете судить, насколько правильные представления о них имеются у детей. Остроумная электрическая карта Владимирской губернии останавливает внимание большинства посетителей.
Особый уголок в первой комнате отведен преподаванию иностранных языков по натуральному, в соединении с трудовым, методу. Всем интересующимся обучением языкам рекомендуется заглянуть туда.
На меня лично выставка произвела самое светлое впечатление. Имея такую школу, как опытно-показательная, а по ней должны равняться и все другие, мы смело можем глядеть в будущее. Труд учащихся свободен, легок, бодр и смел и полезен, не в отвлеченном смысле, а на деле. Чувствуется, что окончившие эту школу будут знающими и дельными работниками.
И работа учащих видна: вдумчивая, серьезная, строго продуманная и согласованная с силами и интересом учащихся. Я вышел с выставки удовлетворенным и спокойным за школу. Рекомендую посетить выставку всем и проверить мои впечатления; она бесплатная, помещается за Лыбедью в зд. бывш. Духовного уч., открыта до 1 июля с 10 до 2-х, кроме понедельника, а в праздники с 12 до 4 дня» ("Призыв", 19 июня 1923).
«Еще о выставке Владимирской Опытно-показательной школы имени Н.К. Крупской. С 10-го июня по 1-е июля в нашем городе была открыта выставка ученических работ, детского творчества в Опытно-показ. школе имени Н.К. Крупской и детсада.
Выставка имела успех, и для подавляющего большинства посетивших ее педагогов она дала нечто новое, заронила желание начать работу по другому.
Уверила многих сомневающихся в своих силах, показав, что труд и любовь к нему могут сделать многое в смысле приближения к идеалу трудовой школы, хотя бы и работали на этой ниве самые обыкновенные работники.
Выставка натолкнула посетителей-педагогов на новую дорогу в своей деятельности.
У некоторых создала непреклонное желание многое виденное на выставке применить у себя в школе.
И все это лишний paз доказывает, насколько сильна тяга у нашего учительства «подучиться», посмотреть новое, позаимствовать его и применить у себя.
Ясно, что того апатичного шкраба 19—20—21-го годов, когда мысль была направлена лишь на то, как бы достать пуд хлеба, как бы получить жалованье,— уже нет.
Сдвиг в сторону самообразования, в сторону горячего желания получше работать в новой школе и правильно ответить на те запросы, какие ставит учительству Советское государство,— этот сдвиг налицо.
В эти 18 дней выставку посетила 600 человек, преимущественно школьных работников и почти 1000 человек детей-школьников I и II ступени в виде экскурсий на выставку. Выставкой интересовалось не только местное городское учительство, но много было и из уезда.
Приходили пешком учителя из Судогды и Судогодского уезда, приезжали учителя с фабрики Карла Либкнехта, Ковровского уезда, с культкомиссией во главе.
Работников опытной школы это ободряет, которые с будущего учебного года имеют в виду еще больше расширить и углубить свою педагогическую деятельность, еще больше «повернуть руль на открытое море жизни и современности» и по «путям к новой школе» добраться до этой новой школы.
Выставка закрыта, но она согласно учебного плана Губернских педагогических курсов по переподготовке учителей будет в течение лета использована для слушателей этих курсов в качестве иллюстрации к некоторым лекциям по педагогическому циклу» («Призыв», 18 июля 1923).
«В ШКОЛЕ «КОММУНА». Гр. Н…., приславший заметку в редакцию о «пролетаризации» опытно-показательной школы «Коммуна», пишет:
— «Мою дочь исключили из школы. И исключили только из-за того, что я имею на руках промысловый патент III-го разряда.
Это происходит в то время, когда в школе остаются учиться дети таких крупных воротил, как Сырунина и Краснощекова».
Правда, по справедливости этого быть не должно.
Что скажет администрация школы?» («Призыв», 10 окт. 1923).
1923-24 гг. в ведении УОНО. С 1924 г. в ведении Наркомпроса.
3-го февраля 1924 г. во владимирской опытно-показательной школе имени Н.К. Крупской был детский вечер в честь 3-х-летнего юбилея общежития при школе. Присутствовали родители, дети из детдома имени Луначарского, учащиеся из подшефной Богословской школы. Вечер устраивался исключительно силами детей общежития.
Программа самая разнообразная. После краткого слова одного из учащихся—члена общежития коммуны, была поставлена пьеска в 2-х действиях «Пылинка»—Дементьевой. Детская пьеска с уклоном природоведения,— где герои пылинки от хлопка, шерсти, льна, шелка и сажи каменного угля рассказывали с пением каждый свою историю. Очень удачно поставлены были живые картины при бенгальском освещении — «Наш герб», — «Представителя СССР» и др. Во время картины «Наш герб» присутствующими в зале был исполнен «Интернационал».
Среди других номеров обращает на себя внимание разыгранная в семи картинах шарада — (аз-бука-ком-му-низ-ма), а также трио и дуэт, исполненные 9-ти-летними девочками под аккомпанимент рояля. Приходится отметить то отрадное впечатление, какое произвел вечер на всех присутствующих.
Дети-слушатели были очень довольны, не менее своих товарищей артистов».
«17-го февраля 1924 г., в опытно-показательной школе было отпраздновано пятилетие со дня основания детсада при школе. На празднике присутствовали родители, дошкольные работники города, учащиеся школы, бывшие питомцы детсада, представители учреждений и командированные в школу школьные работники уезда.
После официального заседания с приветствиями в честь юбилея, в зал с красными флангами, под звуки марша, влился поток детей. Дети получили поздравление от губОНО, от педагогического коллектива школы и др. Было высказано им пожелание увидеть их в школе в качестве уже ее питомцев. Затем дети совершенно непринужденно, без всякой особой подготовки и муштровки, исполнили игру, в которой воспроизвели оставшееся у них в памяти событие из жизни сада поездку в колонию летом.
Праздник весело закончился свободными детскими играми и раздачей подарков – сластей от шкафа школы – Правления Артсоюза» («Призыв», 24 февр. 1924).
В 1924-м учебном году школа имела 4 группы д./сада, 8 групп школы с общим количеством детей 310 ч. «Вместе с расширением школы широко развертывается работа ее по переподготовке массового учительства и идет интенсивная разработка новых методов в сторону их практического осуществления. Новые принципы трудовой школы первоначально носили отвлеченный характер. Являлась настоятельная потребность облечь их в плоть и кровь, применить к современной обстановке, ввести в обиход повседневной школьной жизни. Школой этой области была проделана большая работа. Она чутко прислушивалась к запросам современности в области педагогической мысли, и воплощала их в своей деятельности. Школа первая начала работу по программам ГУСа, организуя свои занятия по комплексной системе.
Такая работа школы нашла себе надлежащую оценку, ярко выразившуюся в массовом ее посещении. Школа широко открыла двери всем интересующимся школьным строительством и делится с ними результатами своих опытов, своими достижениями. О количестве посетителей можно судить по следующим цифрам: за последние два года имели в школе двухнедельный практикум около 200 школьных работников; посетили школу и выставки ученических работ, которые устраиваются ежегодно, более 2000 лиц. Кроме того, школа участвовала на двух выставках Наркомпроса» («Призыв», 1924).
«Первая в губернии школа-девятилетка.
Владимирская опытно-показательная школа имени Н.К. Крупской преобразована из семилетки в школу с 9-тилетним курсом. При школе существует детский сад, куда принимаются дети с 8-хлетнего возраста, которые непосредственно переходят в 1-ю группу школы. Следовательно, осуществляется полная преемственность в переходе детей от одной ступени воспитания в другую, затем в третью. Ребенок, поступивший в детсад в период 3-х—4-хлетнего возраста, постепенно доходит до дверей высшего учебного заведения, проводя все 13—14 лет в одних и тех же стенах учебного заведения под руководством одного, цельного, программного плана воспитания и обучения. Ему не встретится необходимости переживать ломку своих привычек к обстановке, к товарищам, к укладу школьной жизни, к руководителям,— ломку, которая неизбежна бывает при переходе учащихся из одной школы в другую, из детсада в 1 ступень, из 1 ступени во 2-ю. Воспитать человека от первых, детских шагов его до университета, в то же время отдавать свою работу на суд всему педагогическому миру интересующемуся населению — это задача чрезвычайно серьезная. Школа, благодаря своему опыту, надеется с ней справиться при поддержке руководящих органов Наркомпроса и профсоюза с одной стороны, трудового населения и шефа школы Артсоюза — с другой» («Призыв», 20 апреля 1924).
«Выпуск учащихся опытно-показательной школы. Учебный год закончился особыми отчетными конференциями учащихся. Каждая группа детей выступала перед собравшимися товарищами, родителями и представителями различных учреждений, с докладами о проделанной за год работе. После этого, каждый учащийся устно выступал перед аудиторией на ту или иную тему из пройденного курса. Все собрания велись самими-же детьми, под председательством одного из учащихся. Дети очень заинтересованы этой системой поверки знаний. Все учащиеся пожучили от школы особые краткие характеристики, взамен прежних цифровых бальников» («Призыв», 31 мая 1924).
В 1925 году во Владимирской опытно-показательной школе прошла первая научно-практическая конференция работников центральных и местных ОПУ, в которой приняли участие свыше 300 человек. Популярность школы в те годы была так велика, что в 1924-25 учебном году на 20 мест в первый класс было подано 113 заявлений.
«Годовая отчетная выставка школы им. Крупской.
Год трудовой жизни опытно-показательной школы им. Крупской, год напряженной работы закончился годовой отчетной выставкой. Выставка вместе с детсадом занимает семь больших комнат, вместивших 400 экспонатов, не считая некоторых прошлогодних, еще не потерявших своего значения и интереса.
Осмотр выставки, сопровождаемый объяснениями как педагогов, так и учащихся дает полную картину большой работы в школе.
В газетной статье нет возможности подробно описать как впечатления от выставки, так и самую выставку. Остановимся на самом выдающемся.
В первых четырех группах представлена наглядно на схемах и экспонатах, изготовленных детьми, работа по комплексной программе ГУС-а. Каждый комплекс, каждая тема иллюстрирована экспонатами в том порядке, в каком протекала работа.
Материал V группы также расположен по комплексам, а дальше с VI группы экспонаты представлены по предметам.
Тут же, в справочном столе лежат и программы, и задания по Дальтон-плану, и литература, которой пользовалась школа.
За истекший год в школе против прошлых лет можно заметить следующие нововведения: IV группа находилась в руках одного лица, что судя по выставке, дало положительные результаты. В школе в VIII группе введен был Дальтон-план, который, как видно из бесед с учащимися и педагогами, дал тоже положительные результаты.
В школе в этом году был организован кооператив, на выставке со всеми подробностями представлена работа этого кооператива вплоть до образцов всех товаров, продававшихся в кооперативе.
Обращают на себя внимание экспонаты по физике, сделанные из бросового материала, но довольно ярко и наглядно иллюстрирующие курс физики, а также заинтересованность и усвоение детьми этого курса.
Школа, кроме обучения детей, вела еще довольно сложную работу по переподготовке учительского персонала из других школ. На выставке можно видеть, что за истекший год прошло через школу 50 человек школьных работников, которые были в школе по 2 недели, участвуя в жизни школы, в разработке программ, в собраниях, советах и т.д. А всего через двухнедельный практикум в школе за 2 ½ года прошло 212 человек учителей. Эта колоссальная работа педагогического персонала отнимала не мало времени и сил.
На выставке представлена и общественная работа школы. Самоуправление учащихся, пионерское и комсомольское движение в школе отразилось в тех или иных экспонатах. Стенные газеты, плакаты, протоколы собраний, школьный журнал, которого вышло уже 25 номеров – все это говорит за то, что организация детской жизни в школе налаживается и против прошлых лет заметно подвинулась вперед.
Выставку, главным образом, посещают педагоги, учащиеся и родители. Чаще раздаются голоса одобрения и отдается должная дань работе школы.
Некоторые из городских учителей, посетивших выставку, высказывали пожелание теснее связаться с опытной школой в повседневной годовой работе. Этому желанию совет школы, насколько мне известно, вполне идет навстречу и с осени план более тесного единения и связи школы с городским учительством будет проводиться в жизнь.
Есть, конечно, недостатки в школе, но, судя по выставке, достижения в работе школы идут гигантскими шагами и, если прислушаться к беседам и толкам вокруг школы, то можно несомненно утверждать, что школа оправдывает свое назначение опытно-показательного учреждения и, по выражению члена гос. уч. совета т. В. Иванова, является ценным фактором для местного края в области школьного строительства» («Призыв», 6 июня 1925).
«13-го сентября 1925 г. состоялось общее собрание родителей учащихся школы. Собрание было сравнительно многолюдным; присутствовало свыше 60 ч. Обсуждались вопросы о задачах работы школы на 1925-26 уч. год и о коллективной закупке учебников.
Следует отметить живой интерес родителей к новой системе преподавания, которая вводится в школе в пяти старших группах (с 5 по 9 гр.). Система эта лабораторно-студийная или, как ее обычно не совсем точно называют, Дальтон-план.
Развивая в детях самодеятельность и воспитывая в них способность к самостоятельной работе, эта система вместе с тем дает возможность не задавать уроков на дом, а всю работу проводить в школе коллективным путем при минимальной количестве учебников. Учебники будут в каждой группе общим достоянием всех, а не у каждого учащегося. Это сократит расходы на учебники.
Собрание родителей в принятой резолюции приветствовало новую систему учебных занятий в школе и постановило на следующем заседании заслушать подробный доклад о Дельтон-плане, а также подтвердило свое весеннее постановление — заслушать план работы школы на первый триместр (от сентября до ½ декабря). Постановлено еще выработать план постоянной работы и связи школы с родительским составом путем периодических собраний, на которые будут приглашаться не только родители учащихся, но и представители всего организованного населения, интересующиеся работой опытно-показательного учреждения» («Призыв», 18 сент. 1925).
В ноябре 1925 года Жаровщикова перевели на работу в губернский отдел образования.
По школьному образованию (1926 год): школ 1-й ст. - 10, учащихся в них - 2348, учителей - 78; школ ІІ-й ст. - 4, учащихся в них - 1717, учителей - 73; опытно-показательная школа 9-тилетка - 1, учащихся в ней - 245, учителей - 18.
Весной 1927 году школу посетил Генри Ноэль Брэйлсфорд.
«На-днях будет приступлено к переустройству школьного музея при опытно-показательной школе во Владимире. Проект переустройства одобрен» («Призыв», 13 июля 1927).
«С начала учебного года число учащихся в опытно-показательной школе им. Крупской будет увеличено. Чтобы увеличить число классов школы и произвести необходимый ремонт, горсовет отпустил школе 2500 руб.» («Призыв», 11 авг. 1927).
«На-днях состоялось родительское собрание в опытно-показательной школе имени Крупской. Был поднят вопрос о закупке учебников и устройстве горячих завтраков для учеников. Вынесено единогласное решение: собрать 1000 рублей на учебники, а также необходимые средства для организации горячих завтраков. Ремонт помещения школы закончен. Занятия будут вестись в одну смену» («Призыв», 2 окт. 1927).
«Вторые смены, так вредно отражавшиеся на занятиях, были уничтожены во всех городских школах 2-й ступени, за исключением 3-й школы. На-днях и ей удалось избавиться от второй смены. В дальнейшем, первая, вторая и третья группы этой школы обеих смен будут заниматься в опытно-показательной школе. В 3-й школе остаются лишь старшие группы лет» («Призыв», 23 октября 1927).
До 1929 г. она продолжала называться опытно-показательной. В 1930 г. школа стала фабрично-заводской семилеткой № 1.
В 1930 году для осуществления дела политехнизации школ, центральные органы предложили всем своим подведомственным учреждениям немедленно провести прикрепление всех школ к предприятиям. Школа-семилетка им. Крупской прикреплена к фабрике «Пионер» и ватной.
«Отрядом пионеров при ФЗС им. Крупской на-днях был проведен субботник в совхозе «Коммунар». В работе приняли участие 25 чел. Было разобрано и убрано с парников в сарай более 7 тонн свеклы» («Призыв», 10 октября 1930).
«Школа им. Крупской участвует во всеобуче. Решения партсъезда о всеобщем нач. обуч. учениками школы имени Крупской подхвачено своевременно и проводится в жизнь.
Из всех групп школы создана бригада по выявлению неграмотных детей школьного возраста, а также взяты на учет и все взрослые малограмотные и неграмотные Залыбедского района. Школьники устроили показательную доску, на которой отмечается вся работа по ликвидации неграмотности и учет посещаемости.
Не отстают учащиеся и с реализацией займа. На сегодняшний день имеется облигаций на 150 рублей. Подписка продолжается.
Недостаток школы — плохая работа пионеротряда. Пионер-вожатый тов. Соколов на сборы отряда не является. Дисциплины среди пионеров нет» («Призыв», 5 ноябр. 1930).
«На днях зав. школой имени Крупской тов. Беликов на собрании родителей отчитывался о работе школы за прошедший учебный год.
Помимо общеобразовательных предметов в школе были введены уроки интернациональные, антирелигиозные и военные. Кроме того, школа имела опытно-показательный уклон, а потому группы получали задания: младшие на лепку из глины экспонатов сельско-хозяйственных и фабрично-заводских машин, а старшие группы занимались трудом по ткачеству из ниток и бумаги.
Разбивка работы педагогами была плановая и проводился учет всех работ школы. Отстающим группам давалась помощь через прикрепление педагогов.
Школьниками выпускались газеты. Каждый революционный праздник, все политические кампании, а также и антирелигиозные праздники подробно освещались в газете. За учебный период их выпущено 11 номеров.
Не забыта школьниками и ликвидация неграмотности. Ученики старших групп вели работу среди неграмотных и малограмотных и ликвидировали неграмотность у 17 человек. Младшие же группы занимались разноской повесток по извещению неграмотных.
Кампания по сбору утильсырья и мешков учениками была подхвачена своевременно и быстро. Особое внимание они уделили сбору цветных металлов, которых было собрано достаточное количество.
Для снабжения малообеспеченных учеников школьным советом и комсодом было отпущено 550 рублей. Из этой суммы было удовлетворено 15 человек обувью и 17 учеников пользовались бесплатно горячими завтраками.
Проходило в школе и соцсоревнование. Соревновалась группа с группой и класс с классом. Кроме этого был заключен договор на соцсоревнование со школой семилеткой фабрики «Оргтруд». Пунктами соревнования были: лучшее снабжение учебными пособиями, охват всех учеников подпиской на газеты и журналы, введение горячих завтраком, 100-процентная посещаемость школы и организации правильного самоуправления.
Все ученики также охвачены и подпиской на займы. Они приобрели на 100 р. облигаций 2-го и 3-го займа и вынесли решение о подписке на заем «Пятилетка — в 4 года». Кроме этого коллективно собранные деньги в сумме 40 руб. положили в сберкассу.
Решение партии о коллективизации учениками было отмечено организацией сельско-хозяйственной артели по обработке земли. Своими силами школьники обработали участок земли и засадили его овощами. В работе артели принимало участие 112 человек. Было стремление организовать колхоз с вступительными взносами с каждого члена, но этот вопрос оставлен открытым из-за отсутствия земли.
Сейчас школа перестраивается в политехническую. Она будет иметь фабрично-заводский уклон и для практических занятий прикрепится к одной из фабрик.
Работа учеников школы имени Крупской, надо сказать, поставлена образцово» («Призыв», 29 сент. 1930).
«А вот в школе семилетке им. Крупской завтраки доставляются ЦРК регулярно, но зато в 12 или 1 час дня, когда младшие группы уже распущены домой. Последние всегда остаются без завтрака» («Призыв», 26 окт. 1930).
С 1931 года - фабрично-заводская семилетка (ФЗС). «При школе ФЗС им. Крупской на-днях открылся клуб. Задача клуба — дать культурный отдых учащимся.
При клубе работают кружки: фото, физкультурный, синяя блуза. В клубе есть газеты, журналы, книги технического и политического характера, есть также игры: шахматы, полит-лото и др.
Клуб открылся по инициативе школьного отряда пионеров. Предложение об открытин клуба было подхвачено учениками школы и педагогическим коллективом и, спустя некоторое время, проведено в жизнь. Педагоги помогают в работе клуба, проводят беседы, помогают в проведении «вечеров вопросов и ответов» и т. д.
Школа им. Крупской вызывает последовать ее примеру остальные школы города.
Б. Яковлев» («Призыв», 29 января 1931).
Вскоре она стала школой № 4 с сохранением имени Крупской.

ШКОЛА № 4

«В городе приступлено к ремонту 4-й школы I ступени (быв. 1 высшее начальное училище)» («Призыв», 12 октября 1922).
4-я школа II ступени была открыта 26 октября 1923 года.
«26 октября 4 школа II ступени праздновала свое открытие.
В скромной обстановке школы, убранной зеленью и портретами вождей, звонкие голоса учащейся молодежи нетерпеливо ждали начала.
Занавес открыт, поют «Интернационал».
Завшколой тов. Климов в простых словах знакомит собравшихся с историей самой школы, о первых шагах, о материальном состоянии, о том, что общими усилиями, при помощи Губоно, Госбанка и других организаций и самих родителей, школу открыли.
В заключение тов. Климов выразил уверенность, что школа приготовит нужных Республике достойных граждан.
Интересно отметить выступление представителя от учащихся, который сказал, что «мы, учащиеся, вместе с педагогами идем по тому строительству школы, котоpoе вырабатывает людей труда, людей коллектива; у нас уже сейчас есть начало коллективного труда — кооперация, кружки, секции.
Мы, учащиеся, сами принимаем участие в убранстве наших классов, превращая их в место уюта».
После приветствий Бобровым, Соколовым, Дробениным и др., был поставлен спектакль, который прошел с большим успехом.
Играли: «Русскую народную свадьбу» — пьесу в 4-x действиях» («Призыв», 1 ноября 1923).
«4-ю школу второй ступени недавно перевели в новое, «более благоустроенное» помещение, оставшееся после штаба стрелкового корпуса. Здание похоже на сырой темный подвал. Ремонта почти никакого после выезда штаба сделано не было, хотя кому то на ремонт было отпущено 3000 рублей. Единственно что сделали - устроили одну дверь и замазали глиной несколько печек. На полу грязь, сыро, холодно... Холодно несмотря на то, что печи топятся целыми днями» («Призыв», 16 янв. 1927).
«В 4-й школе 2-й ступени из комнаты, занимаемой ячейкой ВЛКСМ, произведена кража. Воры похитили штамп ячейки и различные писчебумажные принадлежности» («Призыв», 22 марта 1927).
«На последнем заседаний пленума секции народного образования горсовета были заслушаны доклады о работе 3-й и 4-й школы второй ступени.
Представитель 4-й школы в своем докладе указал, что школа существует уже около 4 лет. В ней 500 учащихся. Занятия ведутся в 14 группах. До декабря занятия в школе были двухсменные, но затем они были отменены. Зимой ученикам было очень трудно заниматься - в классах стоял страшный холод. В школе тоже был проведен медицинский осмотр, через который прошло 368 человек; 356 чел. оказались с плохим зрением, 72 - малокровных, 132 — нервных, 90 - жаловались на частые головные боли, искривление позвоночника замечено у 132, неблагополучными по туберкулезу оказалось 62 ученика.
С будущего операционного года в школе решено ввести завтраки.
Школа имеет кооперативный уклон, но учащиеся поставлены в трудные условия. Кооперативные организации не берут на практику учеников. Поэтому, изучение кооперативной работы ведется чисто теоретически, что постепенно расхолаживает учащихся.
В прошлом году техстрой взялся отремонтировать школу. Но ремонт вышел никуда негодным. В результате через год школа снова требует ремонта.
Выступавший в прениях т. Вольский указал, что кооперативный уклон в школе остается лишь на бумаге. Это недопустимо. Кооператоры должны пойти навстречу школе. Окончившие ученики должны быть использованы, если не в городской, то хотя бы в сельской кооперативной сети.
Другие выступавшие в прениях указывали на безобразную работу техстроя по ремонту 4-й школы. Если ремонт также скверно будет произведен и в этом году — то виновных необходимо отдать под суд» («Призыв», 24 июня 1927).
«С 1-го сентября при фабрике «Пионер» открыта школа фабрично-заводского ученичества. В школу принято 60 учеников — детей рабочих; пятеро из них — воспитанники детских домов. Занятия ведутся в помещении 4-й школы II-й ступени. Содержится школа на средства губтекстильтреста» («Призыв», 2 окт. 1927).
4-я школа I-й ступени в 1927 году располагалась на Студеной Горе, д. № 6.


Улица Большая Московская, д. № 106

«В этом году 4-я школа II-й ступени ведет занятия в бывшем помещении штаба корпуса, во дворе педтехникума (сейчас ул. Большая Московская, д. № 106). За лето помещение это было основательно отремонтировано, на что горсоветом было отпущено около 5000 рублей. Из 148 учащихся, бывших на испытании, вновь принято в школу в этом году 110 человек. Занятия в школе идут в одну смену. Организовать горячие завтраки для учащихся школа считает трудным. Взамен этого, за небольшую плату, всем без исключения учащимся будет отпускаться чай и белый хлеб. Школа имеет кооперативный уклон. В этом учебном году учащиеся школы будут принимать участие в обслуживании районного отделения ЦРК и будут выполнять отдельные поручения ЦРК. Силами школьников предполагается вести пропаганду за привлечение в кооперацию новых пайщиков» («Призыв», 2 окт. 1927).
В 1928 г. благодаря учащимся, в 4-й школе г. Владимира сорвали проведение «комсомольского Рождества и Пасхи». Школу заклеймили как «гнездо антисоветского элемента».
«Спрос на труд
17 марта 1930 г. в 1 час дня все вызванные подростки по повесткам должны явиться в помещение школы ФЗУ (4-я школа II ступени) для отбора в подготовительные группы школы стройуча и ФЗУ, представив с собой нижеследующие документы: справку об окончании школы, метрическую выпись, справку о материально-имущественном положении…» («Призыв», 17 марта 1930).
«В своей докладной записке зав. техникумом ссылался на отсутствие помещения и в качестве реальной меры предлагал облОНО возбудить ходатайство перед городским советом о выселении школы 1-й ступени № 6 и школы 2-й ступени № 4 в другое помещение» («Призыв», 21 августа 1930).
В 1930 году для осуществления дела политехнизации школ, центральные органы предложили всем своим подведомственным учреждениям немедленно провести прикрепление всех школ к предприятиям. 4-я школа прикреплена к кирзаводу и ЦРК.


Ул. Луначарского, д. 13а

В 1936 году Шерышев Павел Павлович по семейным обстоятельствам переехал жить во Владимир. Павел поступил учиться в школу №4 на ул. Луначарского. В их классе было всего девять мальчиков, с которыми он и проучился 8 - 10 классы. На всю жизнь запомнил Павел некоторых своих учителей. Биологию преподавала Елена Арсентьева Бутакова. Математику вел известный на весь Владимир Алексей Александрович Попов, по прозвищу «Нутик» потому что, всегда входя в класс, он говорил: « Ну - те ка, ребята, давайте займемся…». Вскоре у него в новой школе появились друзья: Лев Шломин, который был хорошим спортсменом. Отец Льва Николай Яковлевич Шломин, бывший офицер царской армии преподавал в школе военное дело, его вскоре репрессировали и расстреляли.
«1937, печальной памяти год, сорвал со своих мест добрую половину ленинградского населения. Не миновала эта чаша и мою семью… Наша школа номер 4 находилась на улице Луначарского. Восьмой класс «А» принял меня настороженно, но с интересом. Уже через несколько дней я чувствовала себя вполне свободно. Но прежде чем рассказать о моих товарищах, мне хотелось бы добрым словом вспомнить тех, кто нас учил. И, прежде всего, учителя математики и одновременно нашего классного руководителя Алексея Александровича Попова. Это был педагог, что называется, от Бога. Весь класс отлично знал математику и без обычного трепета ждал, когда учитель, посмотрев в журнал, произносил свою знаменитую фразу; «Нутес, пожалуйте к доске...» Кстати, эта фраза послужила основанием для прозвища - мы совершенно беззлобно называли его «Нутик». Он был строг, но справедлив и никогда не обижал, делая замечания.
Александр Павлович Воскресенский преподавал русский и литературу. Без особых методических изысков он добивался того, что мы много читали и учились грамотно излагать свои мысли, свои суждения о прочитанном. Пусть в памяти города останутся хотя бы имена наших наставников. Это Елена Арсеньевна Бутакова (химия), Ксения Наркисовна Орлова (физика и астрономия), её отец Наркис Иванович (география). Таисия Дмитриевна Сапунова (немецкий язык). С учителями истории происходило что-то странное. Они постоянно менялись. Одно время нам преподавала историю Софья Моисеевна Коптиевская, кандидат наук, видимо, тоже из ссыльных. На её уроках-лекциях было невыносимо скучно. И всё же мы получили хорошие знания по всем предметам. Спасибо родной школе!
Мои дорогие школьные товарищи! С какой теплотой и благодарностью я их вспоминаю! С кем-то была ближе, с кем-то дальше, но всё равно все остались в памяти как родные. Иных уж нет, о некоторых ничего не знаю. Последний раз мы собирались спустя 30 лет после окончания школы. С тех пор наши ряды, конечно, значительно поредели. Самыми закадычными моими подругами были Вера Миртова, которая долго работала потом начальником областной судебно-медицинской экспертизы, Тоня Леншева, окончившая московский институт связи и живущая в Москве, и Ага Ошуркова, к сожалению, умершая очень рано. Она вышла замуж за нашего одноклассника Виталия Иванова, который во время войны получил звание Героя Советского Союза. Он был лётчиком, о чём мечтал ещё на школьной скамье. Замечательным товарищем был Шура Шнейдман. Он не побоялся заступиться за меня, дочку «врага народа», когда меня принимали в комсомол, и его выступление стало решающим. Меня приняли, несмотря на сопротивление старшей пионервожатой Валентины Гужовой. Шура погиб в самом конце войны под Кёнигсбергом. Вечная ему память!..
19 июня 1941 года на выпускном вечере мы распрощались со школой и строили планы на дальнейшую жизнь, ещё не подозревая, что им не суждено сбыться. После окончания школы нас, комсомольцев, направили на большую стройку на Всполье и говорили, что это строится тракторный завод. Мы работали разнорабочими - возили песок, кирпичи, видимо, тогда ещё только строился котлован для будущего здания. Через некоторое время я получила «повышение» - стала контролировать ездки машин с грузом и за каждую ездку выдавала талончик, что потом, видимо, учитывалось при начислении зарплаты водителям. Бывало, что и лишний талончик дашь, если очень попросят. Но вообще дисциплина была железная. Вместе с нами работали молодые ребята, пригнанные из Бессарабии, которая за год до войны была возвращена Румынией Советскому Союзу. Красивые, молодые, плохо одетые, но с некоторыми приметами национальных костюмов, они едва говорили по-русски, были малообразованны, но работали на совесть. Глубокой осенью я закончила свою работу на строительстве и мне удалось устроиться во владимирскую редакцию радиовещания…» (И.В. Гура (Шоофс). Добрый старый Владимир. Краеведческий альманах «Старая Столица», выпуск 2).
Все выпускники довоенных лет средней школы № 4 с большой теплотой вспоминают своего любимого учителя математики Алексея Александровича Попова. В 1890 году он окончил Московский педагогический институт и в том же году начал свою учительскую деятельность в высших начальных училищах города Владимира. В середине 20-х годов он исполнял обязанности заведующего опытно-показательной школой им. Крупской. Интеллигентный, с благородным лицом, в очках, с бородкой клинышком, прекрасно знавший свой предмет, Алексей Александрович не мог не вызывать уважительного к себе отношения у воспитанников. В конце 30-х ему было уже за шестьдесят, но он продолжал работать и работать добросовестно, в полную силу. Как у многих учителей всех времен, у него была кличка — «Нутика». Вызывая ученика к доске, он указательным пальцем приглашал его выйти из-за парты, приговаривая: «Нуте-ка, нуте-ка, молодой человек, пожалуйте к доске!» Эта привычка старого учителя и вызвала столь забавную кличку. Скончался Алексей Александрович Попов в начале 40-х годов и был похоронен на Князь-Владимирском кладбище.


«Учителя ФЕДОРОВСКИЕ
Дмитрий Дмитриевич
умер 1950 г.
Екатерина Людвиговна
1890 г. – 1963 г.»

С любовью и глубоким уважением вспоминают выпускники 1941 года свою учительницу Екатерину Людвиговну Федоровскую. Неизвестно, в каком году она приехала во Владимир, но в начале 20-х годов уже работала в опытно-показательной школе учителем начальных классов, хотя в 1907 «выдержала экзамен при учительском Виленском институте с правом преподавания немецкого и французского языков в старших группах средних учебных заведений». Жила Екатерина Людвиговна с дочерью на улице им. Воровского в д. № 23. Высокообразованная, интеллигентная, строгая и справедливая, она была образцом для своих учеников во всем. Не считаясь со временем, много занималась со школьниками во внеурочные часы. До сих пор ее ученики вспоминают воскресные поездки с любимой учительницей на станцию Карякинскую, где они отдыхали, играли, разводили костры, устраивали чаепитие. Умерла Екатерина Людвиговна в 1963 г.
«В средней школе № 4 (директор З.И. Василенко) только на словах готовы, но здесь еще ничего не сделано. В школе ни один просвет к затемнению не готов, не вовлечена общественность в это дело» («Призыв», 26 февраля 1941).
«Передовая учительница
Среди учительниц города — много прекрасных работников, добивающихся высоких показателей и в учебной, и в воспитательной работе.
Одной из таких является Валентина Николаевна Краснощекова — классный руководитель 6 «А» класса четвертой средней школы.
Она требовательна к учащимся. Но в то же время она очень чутко, внимательно относится к каждому учащемуся в отдельности. В результате, ее учащиеся отличаются дисциплинированностью, сознательным отношением к труду и из четверти в четверть повышают успеваемость. Такие ученики, как Боровков и другие, сильно отстававшие в прошлом и по дисциплине, и по успеваемости, сейчас, будучи под непосредственным наблюдением тов. Краснощековой, имеют резкий перелом в лучшую сторону.
Тов. Краснощекова ведет большую воспитательную работу с активом класса, со всем классом и с каждым отдельно учащимся, ставит на обсуждение учащихся вопросы дружбы, коллективизма, вопросы борьбы за честь класса и школы. Ведет она большую работу и среди родителей. Родители ее класса являются активными помощниками школы в воспитании детей.
Кроме педагогической, Валентина Николаевна ведет большую агитационную работу среди рабочих — бессарабцев в стройконторе № 3. Ни дождь, ни вьюга не останавливают ее, и она, нагруженная наглядными пособиями, идет к своим слушателям, неся большевистское слово в массы.
Депутат горсовета, учительница третьей начальной школы С. Максимова» («Призыв», 8 марта 1941).
1 мая 1941 года. «В колонне – учащиеся средней школы № 4. Коллектив этой школы получил переходящее красное знамя горкома ВЛКСМ и гороно за оборонную работу. Среди учащихся немало ворошиловских стрелков, гимнастов, значкистов ПВХО, ГСО, юных моряков. Дети, как их отцы и матери, готовятся к обороне, к защите своей родины, рубежи которой священны и неприкосновенны».
«Сегодня настает ответственная пора. Все ученики, начиная с 4 класса, будут держать испытания, вынесут на проверку свои знания, накопленные ими во время учебного года.
Для того, чтобы достойно выдержать испытания, надо было хорошо подготовиться к ним. Я начал готовиться к испытаниям в середине третьей четверти и без поспешности повторил все самые трудные разделы программы.
Приходя из школы в 8-9 часов вечера я занимался литературой — самым легким для меня предметом. Утром учил уроки и к 12 час. дня кончал их. До часу я гулял. Иногда, если было свободное время, ходил в кино. С часу или двух дня повторял наиболее трудные разделы: алгебру, геометрию и т. д. Так, не теряя ни одной минуты, я готовил себя к испытаниям.
Ф. Альбицкий, учащийся 7 класса средний школы №4» («Призыв», 20 мая 1941).
«Двор четвертой средней школы залит солнечными лучами. 8 часов утра. Час довольно ранний, но у ворот появляется по одному и кучками нарядная детвора. Она идет выполнять свой долг перед страной — отчитываться в своих знаниях и навыках, что накопила в стенах школы. Каждый из ребят внутренне взволнован.
Подхожу к одной из групп. Это ученицы 7 класса «а». Спрашиваю о их самочувствии. И вся группа весело и звонко в ответ:
- Очень хорошо, бодро, трусости нет, так как готовились изрядно.
Один вопрос все же всех волнует: что дадут?
Захожу в школу. Администрация - учителя и ассистенты в сборе. Идут последние приготовления: раскладывается бумага для письменных работ, ставятся на экзаменационные столики цветы. Директор З.И. Василенко и завуч С.А. Петров последний раз обходят классы и хозяйским внимательным взглядом окидывают, все ли в порядке.
И здесь все несколько возбуждены — большую ответственность чувствуют перед страной.
По коридорам тихо расхаживают дежурные. Это члены родительского комитета и активисты из родителей.
У дверей одного из классов стоит активистка - родительница Анна Павловна Ремизова. У нее две дочери и обе держат испытания. Одна из них Вера учится в 10 классе «а». Анна Павловна волнуется, пожалуй, больше дочери. Она говорит:
— Как скоро прошли эти десять золотых лет. И девочка это чувствует. Вчера у Веры собрались ее подруги. Как, говорили они, не хочется расставаться и покидать свою родную школу. А я вот,— прибавляет Анна Павловна,— жду результатов. Хочется, чтобы обе дочери сдали испытания на отлично.
Стрелка подвинулась к 9 часам. Первый звонок и в стены школы вливается радостная, возбужденная детвора.
Вхожу в 10 класс «а». Здесь для сочинения даны три темы. Каждая из них широка по своему объему и глубока по содержанию. Среди них особенно привлекает внимание вторая: «Образ товарища Сталина в искусстве».
Но вот темы выбраны и в классе водворяется тишина. Три подруги Лоншова Тоня, Шоофс Ира, Сахарова Галя выбрали вторую тему. Они сосредоточенно пишут. И после, просматривая их сочинения, чувствуешь и глубокое знание современного эпоса, и гордость за свою прекрасную родину и ее героев, и искреннюю любовь к отцу и другу дорогому Сталину.
И то, как организованно начался первый день испытаний, и первые итоги письменных работ по 4 классу (учительница А.Н. Самохвалова, ассистент Е.С. Фомичева), где все 30 человек написали диктант без единой плохой отметки,— есть залог успешного конца учебного года.
Одно мрачное пятно — это неумелое руководство и неповоротливость торгующих организаций, которые не сумели обеспечить школы буфетами. Этот пробел немедленно устранить и исправить.
Учительница С. Максимова» («Призыв», 22 мая 1941).
Эвакогоспиталь № 1890 с 23 июня 1941 по 15 октября 1943 г. занимал школы № 3 и № 4 по ул. Луначарского, дом 13 и дом 13а.
Приказ о развертывании был издан 23 июня 1941 г., по мобилизационному плану госпиталь был рассчитан на 200 коек, ему отводилось здание 4-й средней и 3-й начальной школ, располагавшихся в одном здании по ул. Луначарского, 13а (здание бывшего духовного училища), площадью 1200 кв. метров.
До 15 июля был произведен ремонт здания, побелено почти все помещение изнутри, отремонтированы и подготовлены главные помещения госпиталя: операционная и перевязочная, где должна была поддерживаться стерильность, организовано подсобное хозяйство за городом, построены свинарники, оборудованы склады вещевой и аптечный, создан санпропускник на 50 человек с поточной системой приема раненых, оборудована суховоздушная камера на 50 комплектов обмундирования, в нижней части здания оборудован пищеблок с раздаточной, моечной и разделочной комнатами. Оборудованы кабинеты физиотерапии, лечебной физкультуры, зубоврачебный, лаборатория, общежития сестер и хозкоманды на 50 человек. В бывшем школьном зале был оформлен клуб, являвшийся при необходимости резервом для размещения раненых. Его начальником стал Николай Константинович Воронин.

В 1941 г. состоялся последний выпуск средней школы № 4 им. Крупской. Школа № 4 им. Н.К. Крупской была расформирована. Учителя и учащиеся были распределены по другим городским школам, но большинство оказалось в школе № 3.

Четвертая неполная средняя школа


Спортивный переулок, д. 2

2 октября 1940 г. на базе ФЗУ (фабрично-заводского ученичества) завода «Автоприбор» было открыто ремесленное училище (РУ) №7 на 250 человек. Оно готовило слесарей-инструментальщиков и станочников. РУ заняло здание неполной средней школы №4 (Спортивный переулок, д. 2).
«Во время ВОВ сначала мы ходили в школу на Студеной Горе, где во дворе дома № 6 был барак. В нем устроили два класса. Через две недели нас перевели на ул. Стрелецкую, в пристройку дома для слепых детей. Мы учились в три смены. Уходили из дома очень рано, а возвращались домой к 11 часам. Во втором классе мы вернулись на Студеную Гору, в барак. В 3-4 классах перешли в кирпичное здание рядом (школа № 4). Когда я училась в третьем классе, помню, шили кисеты для фронтовиков. И еще помню, в качестве помощи фронту нам было дано задание насобирать по 3 кг. крапивы и сдать в школу, использовать как лекарственное сырье... И еще осталось воспоминание, как в школе в качестве дополнительного питания нам давали небольшой кусочек хлеба, иногда на него была положена ложка картофельного пюре, а в маленьких кулечках давали 2-3 ложки сахарного песку».
«На сооружение бомбардировщика «Владимирский школьник»
Четвертая неполная средняя школа решила подкрепить свое участие в сборе средств на сооружение бомбардировщика «Владимирский школьник» новым взносом. С этой целью школой был устроен платный вечер, сбор с которого, в сумме 1200 рублей, направлен в оборонный фонд.
Е. Зверева» («Призыв», 27 февраля 1943).
«Четвертая неполная средняя школа. Половина четвертого класса учительницы Е.И. Герасимовой держит испытания по географии. Ребята хорошо знают предмет, любят его. Безошибочно показывают по карте. Когда показывают Сталинград, много и с болью рассказывают о том, что переживал этот героический город от фашистской гадины. Результаты следующие, отличных ответов 10, хороших — 6, посредственных — 4» («Призыв», 1 июня 1943).
В 1943 году по решению правительства в 72 городах страны, в том числе и во Владимире, вводится раздельное обучение в школах. Четвертая неполная средняя школа стала женской.
«4-я неполная средняя школа занимает два здания – основное и филиал. Основное здание прекрасно отремонтировано, вымыто, приведено в порядок и… стоит в полном блеске, ожидая учеников в октябре.
Филиал имеет совсем другой вид: полы не вымыты, не вставлены зимние рамы, кое-где не хватает стекол, в классах не приготовлены вешалки для верхней одежды. Помещения для горячих завтраков нет, завтракать ребята бегают в основное здание.
Несмотря на полную неподготовленность помещения, занятия в две смены начаты именно в филиале. Ученицы начальных классов складывают свои пальто прямо на пол, перемены проводят в грязном коридоре.
Четыре дня идут занятия, но до сих пор не налажены горячие завтраки. ОРС завода, где директором тов. Цаплин (ОЗПО), к которому прикреплена школа, вместо горячих завтраков дает учащимся пока только кипяток.
В 4 классах должна быть пионерская организация. Тов. Артамонова — секретарь комсомольской организации завода, где директором тов. Подозников, не выделила в школу вожатых» («Призыв», 5 сент. 1943).
«Первый день в школе. Приветливо встретила четвертая неполная средняя школа (директор В. Максимова) учащихся – девочек 5-7 классов. Дети уже заранее собрались в зале, тихо делятся впечатлениями прошедшего лета. Чисто одеты, пионеры – в галстуках.
Звонок. Тишина. Ни одного опоздавшего в школу. В классах чисто, портреты, плакаты. Хорошо отремонтированная, светлая, уютная школа говорит о том, что каждому учащемуся надо особенно любовно, бережно относиться к школе, чтобы она сохранила такой же вид до конца. Порядок, чистоту девочки сумеют сохранить. Всего в школе учащихся 364 человека. Явилось в первый день 347. Десять отсутствовали по уважительной причине» (Е. Зверева. «Призыв» 3 октября 1943).
«Все учащиеся неполной средней школы № 4 и средней школы № 1 вовлечены в члены РОКК и сдали нормы на значок БГСО. Ребята хорошо научились оказывать первую помощь раненым бойцам при транспортировке.
Особенно отличились и показали хорошие знания ученики этих школ Сергеева, Палицына, Тарбит, Кузьмина, Соколова.
Остальные школы должны следовать этому примеру и также вовлечь всех учащихся в члены РОКК.
Преподаватель санитарного дела Соколова» («Призыв», 14 марта 1944).
30 сентября 1944 г. Владимирское гороно издает приказ № 90, согласно которому: СШ № 1 (ж) объединяется с НСШ № 4 и размещается на ул. Большая Московская д. 1; СШ № 3 (ж) из клуба Молотова выводится в помещение бывшей СШ № 4 на ул. Луначарского д. № 13; Начальная Школа № 4 вновь организуется в помещении НСШ № 4; из НСШ № 5 выводится два класса в НШ № 4.
Учебные заведения города Владимира

Категория: Учебные заведения | Добавил: Николай (03.12.2019)
Просмотров: 1308 | Теги: учебные заведения, Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru