История Советского народного образования в городе Владимире
История Советского народного образования в городе Владимире
В 1871 г. был открыт отдел Общества любителей духовного просвещения. Общество занималось распространением духовно-нравственных книг. 23 апреля 1905 г. в помещении Владимирской губернской земской управы состоялось общее собрание членов общества вспомоществования учителей (см. Учительский союз Владимирской губернии).
Губернский отдел народного образования (Губоно)
При Владимирском губернском исполнительном комитете с 23 ноября 1917 г. существовала выборная должность комиссара по народному просвещению, но она была номинальной. Фактически в губернии некоторое время после октября 1917 г. народным образованием еще продолжали руководить органы управления, ведавшие делом народного просвещения при царском правительстве. Церковно-приходские школы после февральской революции были переданы временным правительством земству.
В соответствии с декретом ВЦИК от 12 ноября 1917 года «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» были упразднены сословные школы. Постановлением Наркомпроса от 21 января (3 февраля) 1918 г. упразднялись учебные округа и вся их администрация. Руководство народным образованием на местах передавалось местным Советам рабочих и крестьянских депутатов. В составе исполкомов губернских, уездных, городских и волостных Советов предписывалось образовывать специальные органы - отделы народного образования.
С января 1918 г. происходил процесс реорганизации губернских органов управления народным просвещением.
В январе 1918 г. при Губисполкоме был образован комиссариат по народному просвещению, который руководил открытием новых школ, организацией во Владимире народного университета («Рабочего факультета»), народных библиотек, консерватории. Новой властью упразднялось деление школ по типам, вводилась Единая трудовая школа — светская, народная, бесплатная, общеобразовательная, без различия пола и социального положения, с обязательным трудовым воспитанием в виде производительной коммуны на принципах самоуправления и самообслуживания, во главе которой стоял школьный комитет. Преподавание закона Божия отменялось, из классов убирались иконы, вводилась новая орфография, изгонялся «казарменный дух». На предприятиях открывались курсы бухгалтерского учета. С 18 апреля 1918 г. все учебные заведения г. Владимира в учебном отношении перешли в ведение уездного комиссара по народному образованию.
Проект организации губернского комиссариата по народному просвещению был внесен на рассмотрение губисполкома 25 апреля 1918 г. По проекту в комиссариате предполагалось 3 отдела: канцелярский; школьный; дошкольный; статистический; внешкольный. Комиссариат по народному просвещению Владимирского губернского исполнительного комитета, унаследовав делопроизводство и канцелярию земского аппарата по управлению народным просвещением, работал при Владимирской земской управе еще некоторое время после преобразования ее в губернский Совет народного хозяйства (Губсовнархоз).
Положением СНК от 26.06.1918 и Циркуляром Владгубисполкома от 09.09.1918 губернский и все уездные комиссариаты народного просвещения были переименованы в отделы народного образования (ОНО), а комиссары - в заведующих отделами. Отделы народного образования функционировали на принципе двойного подчинения: являясь органами местных Советов, они в то же время представляли собой местный аппарат Наркомпроса. По Положению на ГубОНО возлагалось непосредственное руководство научными, учебными и просветительными учреждениями губернии, рассмотрение и утверждение годовых смет уездных и волостных отделов народного образования и руководство их деятельностью. В функции Губоно входило также: периодический созыв совещаний представителей уездных отделов народного образования, составление отчетов о положении дела народного просвещения в губернии, организация курсов, выставок, экскурсий и т.д., контроль над деятельностью культурно - просветительных организаций.
К октябрю 1918 г. во Владимирском Губоно числилось 4 подотдела: школьный; дошкольный; внешкольный; статистический. Но из-за постоянной текучки кадров существовала постоянная недоукомплектованность подотделов.
К 1 октября 1918 г. во Владимирской губернии созданы Единые Трудовые школы 1-й и 2-й ступени. В школах 1-й ступени (пятилетней) обучались дети с 8 до 13 лет, во 2-й ступени - с 13 до 17 лет. Началось изучение новых дисциплин: политической экономии, истории социальных учений, аграрный и фабричный вопросы, государственное право в связи с Советской Конституцией. Заведующим Подотделом Единой Школы был В. Юдин.
В декабре 1918 г. Губоно отчитывалось на II губернском съезде представителей уездных отделов народного образования: проведено разделение всех школ на 1-ю и 2-ю ступени с совместным обучением на 1 ступени, произведены перевыборы учительского персонала, открыты курсы учителей, проводится реформа школ (главным образом-городских), произведено отделение школ от церкви - не преподается Закон Божий; дело дошкольного воспитания находится в организационном периоде из-за отсутствия специалистов.
В мае 1918 г. на заседании Губисполкома было вынесено решение о преобразовании комитета по охране памятников старины и искусства в комиссию при губернском комиссариате просвещения и передаче в его ведение всех музеев Владимирской губернии, в октябре того же года в ведение Губоно был принят архив нарсуда, «как имеющий историческую ценность».
В 1919 г. В.И. Ленин подписал декрет о ликвидации неграмотности. 1 июля 1919 г. Губком РКП (б) провел губернское совещание учителей — коммунистов и сочувствующих, на котором создан профсоюз работников социалистической культуры и просвещения. Обсужден вопрос о привлечении учителей к партийной работе в деревне. 7 августа 1919 г. по инициативе губкома РКП (б) организованы курсы для учителей.
В 1919 - 1920 гг. в связи с расширением функций уездных отделов народного образования структура их постоянно менялась. В 1919 г. в составе Губоно организован музейный подотдел, а также подотделы статистический и социального воспитания.
В мае 1920 г. согласно Циркуляру Наркомпроса № 3298/13 от 15.04.1920 во Владимирском Губоно был организован подотдел охраны детства. Он ведал детскими домами, вел борьбу с беспризорностью, детской преступностью.
В 1920 г. во Владимирском Губоно существовали следующие подотделы: общий; единой школы; охраны детства; дошкольный; социального воспитания; искусств и музеев; политико-просветительный.
С окончанием Гражданской войны и проведением новой экономической политики была проведена реорганизация аппарата Наркомпроса, вместе с ней происходила реорганизация отделов народного образования на местах. Штаты всех местных отделов народного образования в 1921 г. были в несколько раз сокращены и в последующие годы проводилось сжатие их аппарата и упрощение структуры. Так, в мае 1922 г. Владимирский губисполком просил рассмотреть вопрос о сокращении числа служащих Губоно, «ввиду крайне скудных средств, отпускаемых Наркомпросом для Губоно». Губоно в восстановительный период выполнял задачи организации и руководства делом народного просвещения в губернии. В его ведении находились уездные отделы народного образования и вся сеть просветительных учреждений за исключением вузов и рабфаков. В ведении Губоно были все учреждения профобразования республики, специальных воспитательно - образовательных учреждений для слепых, глухонемых и умственно отсталых детей и другие учреждения губернского значения (центральный губернский дом-сад, совпартшколы, детские городки и др.).
В 1921 г. Владимирский Губоно состоял из подотделов: единой школы дошкольный; охраны детства; социального воспитания; профессионально-технического образования; политико-просветительный; управления делами. Положением Наркомпроса от 11.08.1921 подотделы: единой школы, дошкольный, охраны детства были объединены в подотдел социального воспитания (Губсоцвос).
Улица Летне-Перевозинская, д. 12
После Революции в доме №12 по улице Летне-Перевозинской размещался Владимирский Губернский Отдел Народного Образования (Губоно). Заведующий Губоно – Анатолий Васильевич Соколов. Заведующий Губполитпросветом – Лукаческий Александр Тимофеевич (1921-1923).
«Обязательное постановление Владимирского Губернского Исполнительного Комитета об учете музыкальных инструментов, принадлежностей к ним нот и нотной бумаги. № 10. В целях правильного применения, постановления Совнаркома об установлении порядка реквизиции и конфискации музыкальных инструментов и принадлежностей к ним, а равным образом музыкальных книг, нот, нотной бумаги (№ 163 Известий ВЦИК за 1920 г.) Владимирский Губернский Исполнительный Комитет постановил: 1. Взять на учет все музыкальные инструменты (рояли, пианино, фисгармонии, все оркестровые инструменты – струнные, духовые и ударные) и принадлежности к ним, а равным образом музыкальные книги, ноты, нотную бумагу, находящиеся в пределах Владимирской губернии. 2. Все учреждения, общества, организации и частные лица, имеющие в своем распоряжении перечисленные в п. 1 музыкальные инструменты, принадлежности и пособия, обязаны в месячные сроки со дня опубликования настоящего постановления зарегистрировать таковые в Уездно-Городских Отделах Народного Образования по месту нахождения, согласно прилагаемой анкете. Примечание I. Учреждения, организации и лица, находящиеся в гор. Владимире, регистрируют имеющиеся у них музыкальные инструменты, пособия и принадлежности в Губернском Отделе Народного Образования. Примечание II. Имеющие в своем распоряжении музыкальные инструменты и принадлежности, при перемене местожительства, обязаны сообщить подлежащему Отнаробу новое местонахождение этих предметов. 3. Все ранее выданные профессиональными союзами, музыкальными учреждениями, школами и отдельными преподавателями удостоверения о принадлежности музыкальных инструментов и пособий данному обществу или лицу, должны быть немедленно предъявлены в местный Отдел Народного Образования для регистрации и проверки. 4. Учреждения и лица, производящие реквизицию помещений и выселение из помещений, в коих окажутся музыкальные инструменты, принадлежности к ним и музыкальн. пособия, незарегистрированные в Отделе Народного Образования согласно сего постановления, обязаны сообщить о таковых местному Отделу Народного Образования и без письменного разрешения сего Отдела не могут вывозить из помещения или передавать кому-либо в пользование эти инструменты и пособия. 5. При обсуждении в учреждениях и комиссиях дел о реквизированных и конфискованных имуществах — все дела о музыкальных инструментах, принадлежностях и пособиях выделяются и передаются на рассмотрение Отдела Народного Образования. 6. Воспрещается реквизиция и конфискация музыкальных инструментов и принадлежностей к ним каким-то ни было учреждениями, обществами, организациями и лицами помимо Губернского Отдела Народного Образования. Все дело реквизиции упомянутых инструментов и музыкальных пособий, а равно и распределение их между культурно-просветительными организациями подлежит исключительному ведению Губотнароба и подведомственных ему органов. 7. Уездно-Городские Отделы Народного Образования обязаны все собранные ими сведения по регистрации музыкальных инструментов, пособий и принадлежностей пересылать в Подотдел Искусств Губотнароба. 8. Воспрещается всякая частная торговля музыкальными инструментами и принадлежностями, а равно и передача их без разрешения Отдела Народного Образования. 9. Учреждения, организации и лица, уклонившиеся от регистрации имеющихся в их распоряжении музыкальных инструментов и пособий, а также нарушившие другие пункты настоящего постановления, подлежат судебной ответственности. Председатель Губисполкома - Смирнов. Заведующий Губотнаробом - Плакса. Секретарь Гик - Ершов. 21 февраля 1921 г.» (газета «Призыв»). В кон. 1922 г. Владимирский Губернский Отдел Народного Образования переехал в «здание Губисполкома 3-й этаж (здание «Присутственных мест»)».
В декабре 1921 г. вышло «Положение о Народном комиссариате по просвещению и о губернских отделах народного образования». Положением определялись задачи, функции и структура Губоно.
По Положению «Губоно ведает всем делом народного образования в губернии. Во главе Губоно стоит заведующий, назначаемый Губисполкомом.
Органами Губоно являются:
А. губернское управление социального воспитания и политехнического образования детей от 3 до 15 лет (Губсоцвос) с подотделами школьный, дошкольный, правовой защиты несовершеннолетних.
Б. Губернское управление профессионально-технических школ с 15 лет и профессионального образования рабочих (Губпрофобр) с подотделами: высших учебных заведений; рабочих факультетов; техникумов; образования рабочих подростков; профессионального образования рабочих.
В. Губернское управление политико-просветительной внешкольной работой (Губполитпросвет) с подотделами: агитационный; пропагандистский; художественный.
Г. Научно-методический Совет из 2-х комиссий: учебно-педагогической; художественной. Председателем научно-методического Совета является заведующий Губоно.
Д. Губмузей и Губархив находятся в ведении Губоно.
Е. Административно-организационное управление, состоящее из частей: административной; организационной; материальной.
В состав Губоно входили три основных отдела: Губсоцвос, Губпрофобр, Губполитпросвет. Губсоцвос ведал школами, детскими домами и садами. Губпрофобр руководил профессионально - техническим образованием молодежи, ведал школами ФЗУ, производственно - учебными мастерскими, курсами, техникумами. Губполитпросвет руководил ликвидацией неграмотности, просвещением населения, ведал клубами, избами - читальнями и т.д.
Подотделы Гублит, Губмузей, Губархив или были самостоятельными, как например в 1923-1924 гг., или входили в состав Губполитпросвета.
В 1922 г. в Губоно существовало 8 отделов: административный; организационный; финансовый; социального воспитания; политико-просветительный; профессионально-технического образования; музейный; архивный.
Инструкцией Наркомпроса от 12 августа 1922 г. при Губоно «для планомерного наблюдения и контроля за работой органов и учреждений народного образования в губернии» учреждался институт губернской инспекции народного образования.
К 1 октября 1923 г. в штат Владимирского Губоно были введены 3 губинспектора и 8 уездных инспекторов. В Губоно действовали подотделы: общий; социального воспитания (Губсоцвос); профессионально - технического образования (Губпрофобр); политико-просветительный (Губполитпросвет). Подотдел «общий» осуществлял общее руководство делом народного образования и просвещения в губернии, планировал деятельность Губоно, отчитывался перед Наркомпросом, вел с ним переписку, контролировал работу подотделов Губоно.
К летнему сезону 1924 г. «Владимирское Книгоиздательство», которому Губоно передало летний сад, отказалось от его эксплуатации. Сад передан Народному Собранию.
В 1927 г. произошли некоторые изменения в построении аппаратов местных отделов народного образования: они стали строиться по принципу инспектуры с дифференциацией по специальностям: социального воспитания, политпросвета, профессионального образования и по организационно-плановым вопросам. С конца 1927 г. при Владимирском Губоно действовало организационно-плановое бюро, осуществлявшее общую плановую, организационную, бюджетно-финансовую и учетно-статистическую работу Губоно.
«При губоно создано бюро по руководству школьными кружками юных натуралистов. В бюро входят представители комсомола, губсоцвоса и педагоги естественники. В ближайшее время бюро намерено провести учет работающих в губернии кружков «юнатов» («Призыв», 6 января 1927). «Губоно предполагает развернуть и улучшить постановку преподавания физкультуры во всех школах І-й и ІІ-й ступени. С этой целью создано специальное бюро для руководства физическим воспитанием школьников. По плану, разработанному бюро, главное внимание будет обращено на улучшение преподавания физкультуры в школах 2-й ступени, а также на помощь учителям І-й ступени не специалистам по физкультуре. Вся работа бюро будет вестись под руководством ГСФК» («Призыв», 9 января 1927). «Физическое воспитание в школах (В ПРЕЗИДИУМЕ ГУБИСПОЛКОМА). Высший совет физической культуры обратил внимание губоно и губисполкома на то, что во Владимирской губернии физическое воспитание учащихся поставлено слабо и что губоно совсем не принимает участия и работе губсовета физкультуры. Заведующий губоно тов. Розанов в связи с этим сделал на-днях доклад президиуму губисполкома о постановке физического воспитания в наших школах. В школах 1-й ступени физкультуры, как специального предмета — нет. Но по программе ГУС-а, с первого же момента обучения, детям прививаются санитарные навыки. Здесь есть достижения — учащиеся наблюдают за чистотой, проветривают помещения привыкли мыть руки перед едой и т. д. Заметно даже влияние школьников на население в смысле санитарных навыков. Во втором году обучения, проходится комплекс «Охрана здоровья детей», в третьем году - социальная гигиена и в четвертом — анатомия человека. Во 2-й ступени также изучается анатомия человека, но более углубленно. В тридцати двух школах 2-й ступени (не общего числа 49) еженедельно два часа уделяется физкультуре. Не ведутся занятия по физкультуре, главным образом, лишь в сельских школах 2-й ступени и в школах крестьянской молодежи. Более утешительная картина с физкультурой в школах ФЗУ. Здесь физкультура везде введена. У губоно есть сведения о 10 школах ФЗУ (из общего числа 17). Во всех из них занятия по физкультуре ведутся, помещения в большинстве случаев соответствуют занятиям, в половине школ есть достаточно инвентаря, во всех школах есть специальные инструктора. В детских домах и площадках дело пока только ограничивается еще привитием детям санитарных навыков. Плохо в политпросветительных учреждениях губернии. Кружки физкультуры при избах-читальнях не организуются. В крупных учебных заведениях - техникумы, рабфак и т. д. — занятия физкультурой налажены. Крупные достижения имеет губоно в городе Владимире. С этого учебного года ликвидированы двухсменные занятия в школах, в большинстве школ введены горячие завтраки. Все это способствует улучшению здоровья детей. Теперь губоно принял ряд мер к поднятию физического воспитания в школах. При методической секции организовано бюро физкультуры. На места разослан ряд методических писем, плакаты, книги. Здоровье детей требует к себе особенного внимания. Ряд сведений с мест говорит, что со здоровьем школьников не все обстоит благополучно. Обследование хотя бы опытно-показательной школы во Владимире показало, что 40 процентов школьников страдает малокровием, до 24 проц. — неврастенией и т.д. Здесь нужны крупные мероприятия, которые нам пока еще не под силу. Единственно, что сейчас губоно проект — это с будущего года учредить специальную должность губернского инструктора по физкультуре, а во-вторых — отпустить хотя бы немного средств на покупку инвентаря для занятий физкультурой. Для выработки постановления по докладу, президиум губисполкома выделил особую комиссию, с участием представителя губсовета физкультуры» («Призыв», 8 марта 1927). «Губоно предложил всем уездным отделам народного образования назначить на свободные учительские места в первую очередь окончивших педтехникумы, затем, окончивших школы 2-й ступени с педагогическим уклоном и, в третью очередь,- лиц, выдержавших экспертизу на звание учителя» («Призыв», 21 июня 1927). «Совещание школ повышенного типа. 23 августа при губоно будет впервые созвано совещание школ повышенного типа губернии. Совещание продлятся неделю. На нем будут разрешены все принципиальные вопросы и будут рассмотрены новые программы» («Призыв», 11 августа 1927). Всеобщее обязательное начальное обучение во Владимире по постановлению горсовета было введено в 1926 учебном году. «Ha-днях этот вопрос был снова подвергнут проработке и рассматривался на заседании президиума губисполкома. Губисполком решил обязать всех граждан, проживающих в городе и имеющих детей восьми и девяти лет в предстоящем учебном году обучать своих детей в школах. Эта обязанность возлагается как на родителей, так и опекунов и вообще лиц, имеющих на своем попечении детей указанного возраста. Виновные в неисполнении этого постановления губисполкома будут подвергаться штрафу до 100 руб. или принудительным работам на срок до 1 месяца. Лица, не поместившие детей в школу, не понесут никакой ответственности только в тех случаях, когда школа отказывается принять ребенка за временным недостатком места, по болезни ребенка, или, наконец, в случае какого-либо стихийного бедствия» («Призыв», 11 августа 1927). В 1927 году окончившим школы 2-й ступени впервые выдаются удостоверения, с указанием знаний и навыков по каждому предмету в отдельности. В удостоверении давалась и оценка работы учащегося в ученических организациях.
В мае 1929 г. была произведена ликвидация Владимирского губернского отдела народного образования в связи с ликвидацией Владимирской губернии и передачи ее в состав Ивановской промышленной области. Комиссия по ликвидации Владимирского Губоно работала с 10 по 19 мая 1929 г., согласно инструкции организационного комитета Ивановской промышленной области «О порядке ликвидации губернских, уездных, волостных учреждений и реорганизации их в органы районной системы управления».
Ликвидация неграмотности
«Ликвидация неграмотности. Владимирским Губполитпросветом разработан план ликвидации неграмотности на 1921 г. Одной из боевых задач в текущем году является ликвидация неграмотности полностью в городах и фабричных поселках. Задача эта вполне разрешимa, так как количество неграмотных в этих пунктах не превышает 1600 человек. По отношению ко всему остальному населению предполагается ликвидировать неграмотность у 1/5 части населения с тем, чтобы всю кампанию закончить в 1924 г. Количество пунктов по ликвидации намечается около 2000, количество привлекаемых неграмотных в 2 сезона (весенний и осенний) - около 80000 (между прочим — наибольший процент неграмотности падает на женщин—около 80%). Летний перерыв предполагается использовать для устройства конференций, для инструктирования школьных работников, ознакомления с ходом работ, и затем предполагается устройство курсов для подготовки новых ликвидаторов. По обыкновению очень плохо обстоит дело с учебными пособиями и канцелярскими принадлежностями, хотя букварей — что самое главное — имеется в достаточном количестве. Ч. К. по ликвидации неграмотности организована в составе 5 человек. В нее вошли представители от Губисполкома, Губкома, Губпрофсовета, Всевобуча и Губполитпросвета. Одним из важнейших постановлений Ч. К. можно считать постановление об освобождении обучающихся от разных видов трудповинности. К уклоняющимся от обучения решено применять строгие меры вплоть до предания суду Ревтрибунала. В уездах образованы Уездграм. Ч. К. В волостях также приступлено к организации Ч. К.» («Призыв», 1 марта 1921).
Общество «Долой неграмотность» Владимирское ОДН (Общество «Долой неграмотность») было открыто в апреле 1924 г. «На фронте борьбы с безграмотностью в нашей губернии наступает новая эра. К этому делу большой государственной важности привлекаются активные элементы из среды трудового населения, оно перестает быть только ведомственным делом, а приобретает широкое общественное значение. 24-го апреля в Губ. Доме Просвещения состоялось первое организационное собрание членов Общества «Долой неграмотность», на которое явились представители партийных, профессиональных организаций и работники просвещения. На собрании был принят устав Общества, избрано временное Правление и Ревизионная Комиссия и установлен размер членских взносов. Ставя перед собой определенную задачу — широко пропагандировать идею ликбезграм, вовлекать массы трудового населения в борьбу с нашим заклятым врагом — невежеством, Общество ограничило членский взнос самой минимальной ставкой (10-ю копейками в месяц), твердо веря, что только устремлением энергии и воли широких слоев трудового населения, враг этот будет побежден, и что только при этом условии найдутся силы и средства. Правление Общества сейчас же пристyпaет к открытию во всех уездах отделений Общества и к проведению Майского «трехдневника» по борьбе с безграмотностью» («Призыв», 1 мая 1924). 6 июля 1924 г. Президиум губкома заслушал отчет губполитпросвета о борьбе с неграмотностью в деревне. Из 48980 неграмотных, зарегистрированных в губернии, крестьяне составляли 83,7 процента. Функционировало общество «Долой неграмотность» с отделениями на местах, проведен «трехдневник» по борьбе с неграмотностью, открыто 366 ликпунктов, привлечено к обучению 10524 чел. Центром культурно-просветительной работы в деревне стала изба-читальня. «ОДН в течение летних месяцев вело усиленную работу по организации своих отделений и ячеек и по увеличению числа членов. В настоящее время общество имеет отделения во всех уездах и в 4-х pайонах (Гороховец, Гусь, Кольчугино, Суздаль). К расширению деятельности общества привлечены партийные и профсоюзные организации. Во Владимире прилив членов в общество, начавшийся с майского трехдневника, продолжается до последних дней. В общество вступили школьные работники, печатники, служащие губстраха, студенты педтехникума и члены других организаций. На днях ожидается открытие ячейки в союзе железнодорожников. Общее число членов по городу достигает 500 чел. Владимирское общество имеет связь с центральным правлением в Москве, откуда получают агит. литературу, членские билеты и значки. Губ. правление приступило к издательской деятельности. В июне была им выпущена листовка „Обращение ко всем трудящимся". Сейчас ожидается выпуск брошюры «Общественная помощь в борьбе с безграмотностью», в которой создан инструктивный материал по организации ячеек и отделений общества и по постановке дела ликбезграм в деревне…» («Призыв», 30 окт. 1924). «Владимирское ОДН (Общество «Долой неграмотность») с осени 1925 года усиленно развивает свою работу. Во всех уездах организуются отделения ОДН, число ячеек и членов непрерывно растет. Всего по губернии за минувший период зарегистрировано 143 ячейки, в которых насчитывается 11480 членов. Поступление сведений однако о числе ячеек, сильно тормозится отсутствием налаженной связи, и потому о существовании многих кружков не знают уезды, и они не попали в обще-губернскую сводку. Но и это число учтенных кружков и их членов говорит за то, что общественность наша, главным образом в лице профессиональных организаций, в общем широко откликнулась на призыв правительства помочь ему в борьбе с безграмотностью, и лишь некоторые уезды в частности Судогодский и Переславский, проявляют мало инициативы. Слабо пока развертывается работа и на Гусю-Хрустальном: рабочий район с многотысячным населением дал доселе в ОДН всего лишь 54 члена. Им надо подтянуться. Деятельность отделений ОДН, помимо участия в пропаганде идея всеобщей грамотности, в проведении кампаний по ликбезграмотности, в учете неграмотных и т. п., имеет и определенно практические результаты. В уездах Владимирском, Вязниковском, Ковровском и Муромском открыто на средства ячеек ОДН до 30 ликпунктов, в которых обучается 750 человек. Впрочем, и здесь мы не имеем еще точных данных. Не докатились еще вести и о том, что сделано на местах по поводу празднования пятилетнего юбилея издания декрета о ликвидации неграмотности. Есть основание думать, что этот момент был отмечен особым подъемом в настроении трудового населения в пользу идеи ликбезграмотности». «Конкурс на лучший ликпункт. Правление губ. общества «Долой неграмотность», ставящее своей задачей оказание помощи органам просвещения в деле борьбы с народной темнотой, в числе других мероприятий, способствующих делу ликбезграмотности, выдвигает проект об учреждении конкурса на лучший ликпункт. Правление на этот раз имеет в виду двоякую цель — вызвать соревнование в среде ликвидаторов и сагитировать население в пользу принятия идеи всеобщего обучения. Мысль о конкурсе, высказанная правлением губ. ОДН, встретила одобрение со стороны представителей партийных, профессиональных и советских организаций. Проект положения о конкурсе разослан был по различным губернским организациям для предварительного обсуждения. Союз рабпроса, особенно заинтересованный в идее конкурса, ставил проект на обсуждение общегородского собрания просвещенцев 4-го февраля, где он получил единодушное признание. В субботу, 7-го февраля, на расширенном совещании правления проект был утвержден. Тогда же было намечено и конкурсное жюри, которому поручено заняться разработкой условий конкурса, созданием премиального фонда, собиранием материалов по конкурсу и другими работами, имеющими подготовительный характер, а в июне месяце — заняться назначением премий. Чтобы поставить в известность широкие слои населения губернии, заинтересованные в исходе борьбы с безграмотностью (а в этом должны быть заинтересовали все сознательные граждане)…» («Призыв», 20 февраля 1925). АПРЕЛЬ 1925 г. В губернии по летнему учету 1924 года числилось 65 тыс. неграмотных, из них 5 тыс. рабочих. К 1 апреля 1925 года было обучено грамоте 5 тыс. человек (почти исключительно рабочих); готовились окончить курс обучения к 1 мая еще 17 тыс. человек. Общество «Долой неграмотность» насчитывало 232 ячейки, 47 ликпунктов. 8 ноября 1926 г. Бюро губкома партии, исходя из решений XIV съезда ВКП (б), поставило перед советскими органами задачу ускорения ликвидации неграмотности среди взрослого населения. В губернии в это время насчитывалось 40 тысяч неграмотных. «УЧИТЕЛЬ В ОБ-BE «ДОЛОЙ НЕГРАМОТНОСТЬ». Председатель общества «Долой Неграмотность» М.И. Калинин в своем обращении к работникам просвещения перед 6-й годовщиной издания декрета о ликвидации безграмотности писал: «Учительство уже показало свою преданность делу ликбеза. Каждый учитель должен быть членом ОДН, должен помочь сбросить тяжелый камень — неграмотность, который лежит на пути к культурной революции». ОДН —всего ближе к учителю. До сих пор учительство привлекалось к делу борьбы с безграмотностью, как аппарат, способный вести работу по обучению неграмотных, и в этом отношении учительство не имело конкурентов. В рядах ликвидаторов было очень немного лиц, не связанных с педагогической деятельностью. Но работа учителя-ликвидатора была его профессиональным занятием, мало расширявшим рамки его общественной деятельности. В поисках наиболее рациональных и близких нам по духу форм общественной работы учительство должно остановить внимание на участии в ОДН. Эта молодая организация, закрепляющая свои позиции в деле культурного строительства среди низовых слоев населения, очень нуждается в культурных силах, а потому здесь учительству отводится большое место. Центральным пунктом, где ОДН развивает свою работу, является деревня. Главной задачей деятельности ОДН в деревне - обработка деревенского общественного мнения в пользу безоговорочного принятия идей всеобщей грамотности, так как в этом,— и только в этом,— залог успеха борьбы на третьем фронте. Участие учительства в создании благоприятного настроения в деревне не только является моральным для него долгом, но и принесет ему прямую выгоду, обеспечит ему более легкие условия выполнения его производственной работы, т. е. самого обучения неграмотных, от которого он никоим образом не может отмахнуться. А раз так, значит —учительство в полном составе должно войти в ряды членов ОДН, где найдет широкое применение его культурная активность, и где оно должно оказаться, пожалуй, наиболее заинтересованной в успехе дела стороной. Широкое поле работы. 1-й всероссийский съезд ОДН в своих постановлениях в значительной мере раздвинул рамки работы общества, включив сюда, в качестве одного из важных пунктов, воспитательное начало, понимаемое в смысле организации через ячейки ОДН бедняцких и середняцких слоев деревни и подготовки их к дальнейшим культурным завоеваниям. Здесь открывается широкая перспектива для приложения общественной инициативы просвещенца; здесь перед ним открывается возможность войти в деловое соприкосновение с разнообразнейшими элементами деревенской общественности; здесь учитель сможет, если захочет, упрочить свой авторитет в глазах населения. Чем внимательнее отнесется учитель к работе в ячейке ОДН, чем больше число местных жителей увлечет он примером своей энергичной работы, чем больше поможет выявлению местного актива, тем с большей честью и тем скорее завершит он свое дело. Мы склонны думать, что воспитанный в здоровой деловой атмосфере деревенской ячейка ОДН местный актив с течением времени снимет с плеч учителя часть той подчас непосильной нагрузки, которую сейчас учитель на себе несет, один за многих» («Призыв», 16 янв. 1927). 8 июля 1929 г. Бюро Владимирского окружкома рассмотрело вопрос о ликвидации неграмотности и малограмотности. Окружком разработал единый план ликвидации неграмотности, уделив особое внимание детям, которые обязательно должны быть охвачены обучением в начальной школе. 6—7 февраля 1931 г. Во Владимире состоялся межрайонный слет ударников-просвещенцев Ивановской области. Съезд отметил, что 97 % детей в возрасте 7—11 лет охвачены обучением. Одновременно съезд обратил внимание на усиление работы по коммунистическому воспитанию на основе решений XVI съезда партии. Съезд послал приветствие А.М. Горькому, в котором выразил ему свою поддержку в связи с травлей его капиталистическими странами.
Отдел народного образования исполнительного комитета Владимирского уездного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, г. Владимир Владимирского уезда Владимирской губернии
В конце 1917 г. вышло Постановление СНК о передаче всех духовных учебных заведений в ведение Совнаркома. «Прием ц.-п. школ. Во все церковно-приходские школы Владимир. уезда уездным земством разосланы приемочные ведомости, с тем, чтобы заведующие школами подготовили точный перечень имеющегося при школе инвентаря для сдачи уездному земству. К 1 октября все церк. приход. школы должны быть приняты земством» («Владимирская жизнь», 21 сент. 1917). К 15 октября 1917 г. все церковно-приходские школы во Владимирском уезде приняты земством. В первые месяцы после Великой Октябрьской социалистической революции делом народного образования в уезде ведал Комитет по народному образованию при Владимирской уездной земельной управе. В январе 1918 г. на основании Декрета II Всероссийского съезда Советов создается народный комиссариат по народному образованию Владимирского уездного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. С августа 1918 г. на основании "Положения об организации дела народного образования в Республике" Комиссариат был реорганизован в Отдел Народного образования Исполкома Владимирского уездного-городского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (УГОРОНО / Угороно / УОНО) подчинился Губернскому отделу народного образования и Исполкому Владимирского уездного-городского (уездного) Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Угороно (УОНО) ведал всем делом народного образования в г. Владимире и уезде и руководил деятельностью культурно-просветительных учреждений. В его состав входили подотделы: 1. Школьный, 2. Внешкольный, 3. Дошкольный, 4. Статистический. 1. Школьный п/отдел ведал всеми общеобразовательными учебными заведениями г. Владимира и уезда. 2. Внешкольный подотдел руководил деятельностью всех культурно-просветительных учреждений. 3. Дошкольный подотдел руководил деятельностью всех дошкольных учреждений. 4. Статистический подотдел концентрировал сведения о работе и состоянии всех подведомственных Угороно учреждений. В связи с увеличением объема работы в отделе образуются новые структурные части. В 1920 г. установилась следующая структура отдела: 1. подотдел организационный. 2. подотдел единой школы. 2.1. секция социального воспитания. 3. подотдел внешкольный. 4. подотдел профессионального образования. 5. подотдел финансовый. 6. подотдел хозяйственный. 7. общая канцелярия. 20 сентября 1922 г. Наркоматом просвещения было принято новое положение о Наркомате просвещения, губернских и уездных отделах народного образования. Это положение точно определяло задачи, функции и структуру отделов народного образования. В положении об уездных отделах народного образования говорилось: "Организация и руководство делом народного просвещения в уезде осуществляется уездным отделом народного образования, входящим в состав исполкома уездного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Согласно положения в состав УГОРОНО входили следующие подотделы: 1. Общая канцелярия. 2. Бухгалтерия. 3. Подотдел социального воспитания 4. Подотдел политпросвета. Общая канцелярия ведала учетом личного состава отдела, распределением работников просвещением по городу Владимиру и уезду, сбором всего иформационно-статистического материла по народному образованию в уезде и представлением отчетов в Губоно: 2) бухгалтерская ведала сметно-финансовой частью; 3) подотдел социального воспитания ведал постановкой дошкольного и школьного дела, социально правовой охраной несовершеннолетних и воспитанием дефективных детей в г. Владимире и уезде; 4) подотдел политпросвета ведал работой политекопросветительных учреждений в г. Владимире и уезде. Все профессиональные учебные заведения находились в непосредственном ведении Губоно. Угороно представлялось право наблюдения и текущего контроля без права распоряжения. С 1926 г. дело народного образования г. Владимира перешло в ведение Губоно. Поэтому отдел стал называться Отделом народного образования исполнительного комитета Владимирского уездного совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (УОНО). В 1926 г. школ 1-й ступени в городе было – 11, в 1927 г. – 10. Уменьшение количества проведено за счет увеличения емкости школ (приспособлены новые здания). Учащихся в 1926 г. – 2223 чел, в 1927 г. – 2341 чел. В городе имелось 2 железнодорожных школ 1-й ступени, с числом учащихся в 703 чел. Учителей в 1926 г. – 72, в 1927 г. – 82. Школ 2-й ступени в городе – 4. Учащихся в 1926 г. – 1646 чел., в 1927 г. – 1985 чел. В июне 1929 г. в связи с ликвидацией всех губернских, уездных и волостных учреждений, вызванной изменением административно-территориального деления страны, Владимирский уездный отдел народного образования ликвидируется.
Отдел народного образования исполнительного комитета Владимирского окружного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (Окроно), г. Владимир Владимирского округа Ивановской промышленной области
В связи с проведением реформы административно-территориального деления РСФСР 14 января 1929 г. образована Ивановская промышленная область, в состав которой 10 июня 1929 г. вошел Владимирский округ. Одновременно с этим перестраивалась и система местных органов управления и руководства народным просвещением. Вместо губернских и уездных отделов народного образования учреждались краевые (областные), окружные и районные отделы народного образования в составе исполнительных комитетов соответствующих Советов. Отдел народного образования исполнительного комитета Владимирского окружного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов образован в июне 1929 г. Окроно функционировал по принципу двойного подчинения. Являясь отделом исполкома окружного Совета, он в то же время подчинялся отделу народного образования исполнительного комитета Ивановского областного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Согласно Положению об окружном отделе народного образования, утвержденному на заседании президиума Ивановского облисполкома 27 августа 1929 г., на отдел возлагались следующие функции: - проведение в жизнь постановлений и распоряжений центральных и местных органов власти по вопросам народного просвещения; - руководство работой районных отделов народного образования (районо) и просветительных учреждений, находящихся в непосредственном ведении окружного отдела народного образования, назначение руководящего персонала этих учреждений; - методическое и организационное руководство школами социального воспитания повышенного типа; - принятие мер, обеспечивающих осуществление всеобщего начального обучения и общедоступность школ в округе; -руководство работой в области социального воспитания в дошкольных, школьных и внешкольных учреждениях и учреждениях для физически дефективных и трудновоспитуемых детей и подростков; - руководство работой по социально-правовой охране несовершеннолетних, по борьбе с детской беспризорностью; - содействие организации и развитию детского движения в округе; -руководство политико-просветительной работой в округе, в т.ч. по ликвидации неграмотности и малограмотности среди взрослого населения; - осуществление идеологического контроля над печатью и зрелищными учреждениями; - руководство строительством новых просветительных учреждений, а также наблюдение за состоянием существующих на территории округа. Аппарат окроно строился по принципу инспектуры с дифференциацией ее по специальностям: организационно-плановой работы, социального воспитания, профессионального образования, политико-просветительной работы, по делам печати и зрелищ. Во главе окружного отдела народного образования стоял заведующий, избираемый и отзываемый исполкомом окружного Совета. В качестве совещательных органов при заведующем окроно образованы: совет по народному образованию, коллегия, методический совет, политико-просветительный комитет, совет по рабочему образованию. «Начата реорганизация аппарата горсовета. Кроме существующего до сих пор одного отдела - коммунального создаются при горсовете отделы здравоохранения, финансовый и народного образования. Заведующим горкомхозом утвержден т. Матюшин, заведующим горОНО — тов. Суворова, заведующим горздравотделом — т. Носкова и заведующим финотделом т. Панин» («Призыв», 8 мая 1930). В мае 1930 г. на основании постановления коллегии Ивановского областного отдела народного образования от 20 апреля 1930 г. была проведена реорганизация структуры Владимирского окружного отдела народного образования, в результате которой в его составе организованы сектора: - организационно-плановый и подготовки кадров; - массовой работы; - организационно-методический; - секретариат. В целях привлечения широкой общественности к работе окроно использовался метод культпоходов, для проведения которых при секторе массовой работы организовывались соответствующие штабы ( штаб ликбезпохода, всеобуча, по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью и др.). В соответствии с постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 23 июля 1930 г. «О ликвидации округов», постановлением президиума Владимирского окружного исполнительного комитета от 2 августа 1930 г. отдел народного образования исполнительного комитета Владимирского окружного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов ликвидирован с 20 августа 1930 г.
Постановление ЦИК и Совнаркома СССР от 14 августа 1930 г. предусматривало повсеместное введение всеобщего обязательного обучения детей в возрасте 8-9-10 лет с 1930-31 уч. года, а для 11-летних с 1931-32 уч. года. На основе ускоренных форм обучения – двухгодичных и одногодичных школ-курсов устанавливалось обязательное обучение и для переростков от 11 до 15 лет, не прошедших курса начальной школы. «ГорОНО разработал план реорганизации всех городских школ 1 и 2 ступени в фабрично-заводские семилетки. При существующих ныне школах первой ступени будут открыты 5, 6 и 7 года обучения. Учащиеся в школах 2-й ступени оканчивают в этом году свое учение нормальным порядком. Реорганизация школ будет проведена осенью, к началу нового учебного года. Вместо существующих теперь школ 1 и 2 ступени, в городе будет создано 8 школ-семилеток. Кроме этого, будет работать одна школа для подростков и вспомогательная школа. Производственные совещания при школах. Все школьные советы при школах города распускаются. Признано гораздо целесообразнее создать вместо них производственные совещания. В работе их будут участвовать учащиеся всех старших групп и представители от школьных организаций младших групп. Пионеров — ближе к производству. До сих пор пионерские отряды при школах связи с производством почти не имели. Поэтому, горОНО решил прикрепить каждый пионерский отряд к отдельному производственному предприятию. Пионеры будут изучать там производство под руководством местных комсомольских ячеек. Школьные каникулы. Очередной каникулярный перерыв во всех школах нашего района будет происходить с 20 по 26 апреля. Летние каникулы в школах начнутся с 15 июня» («Призыв», 11 апреля 1931). В августе 1943 г. в Ивановской области начали создавать школы рабочей молодежи. С 1943 года в семилетках и средних школах крупных городов введено раздельное обучение мальчиков и девочек. Это помогло улучшить постановку военно-физической подготовки учащихся, укрепило деловитость школьников в учебной работе. Укреплению дисциплины содействовало также введение в школах «Правил для учащихся», утвержденных правительством. Народное образование в гор. Владимире (1941 - 1945 гг.)
14 августа 1944 г. образована Владимирская область в составе РСФСР. С 1944-45 уч. года впервые в школе введены выпускные экзамены на аттестат зрелости. 10 января 1945 г. указом Президиума Верховного Совета СССР за успешную и самоотверженную работу по обучению и воспитанию детей в школах 57 учителей области награждены орденами и медалями Советского Союза. 1 чел. награжден орденом Ленина, 18 — орденом Трудового Красного Знамени, 15 — «Знак Почета», 23 — медалями «За трудовую доблесть» и «Трудовое отличие». В октябре 1945 г. в области было открыто 46 школ рабочей молодежи, в которых обучалось около 6 тыс. юношей и девушек. 8 февраля 1949 г. на состоявшемся бюро обкома партии были разработаны и утверждены мероприятия по устранению перегрузки школьников общественной и другой внеучебной работой, а также меры по устранению серьезных недостатков в работе комитета по делам физической культуры и спорта. 2 февраля 1962 г. Бюро обкома КПСС обсудило вопрос о выполнении постановления ЦК. КПСС и Совета Министров СССР от 21 мая 1959 года «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» во Владимирской области, отметило серьезные недостатки в развитии дошкольных учреждений в области. Бюро обязало горкомы и райкомы КПСС взять под постоянный контроль строительство дошкольных детских учреждений, систематически рассматривать ход их строительства, оказывать предприятиям и строительным организациям всемерную помощь в деле безусловного выполнения плана ввода детских садов и яслей в эксплуатацию. 28 апреля 1964 г. в соответствии с указаниями ЦК КПСС бюро сельского обкома КПСС и исполком облсовета приняли постановление «О состоянии и мерах улучшения физического воспитания учащихся общеобразовательных школ области» и обязали партийные, советские органы, директоров школ, спорткомитеты, преподавателей физкультуры устранить имеющиеся недостатки, принять меры к улучшению физического воспитания учащихся, повышению качества уроков физической культуры, внеклассных и внешкольных мероприятий. 3 октября 1970 г. 3,5 тысячи юношей и девушек Владимира приняли участие во Всесоюзном комсомольско-молодежном субботнике, посвященном 50-летию речи В. И. Ленина на III съезде РКСМ. Они работали на сооружении драмтеатра, троллейбусного депо, детских садов, занимались благоустройством и озеленением предприятий и улиц города. Пионеры и школьники в этот день активно собирали металлолом и макулатуру. 16 мая 1972 г. во Владимире прошел семинар секретарей партийных организаций учебных заведений области, на котором обсужден вопрос «О повышении роли партийных организаций учебных заведений в решении задач, поставленных XXIV съездом КПСС по завершению перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи». Участники семинара обменялись опытом работы по повышению авангардной роли коммунистов в школах. 1 сентября 1984 г. был проведен первый Всесоюзный день знаний. В школах и профессионально-технических училищах области состоялся Ленинский урок па тему: «Планы партии — в жизнь». В празднике знаний участвовали члены бюро обкома КПСС, многие ответственные партийные н советские работники.
Владимирское областное отделение Педагогического общества РСФСР
На 1-ой областной конференции, состоявшейся 22 июня 1960 г., был избран Совет областного отделения Педагогического общества в количестве 19 человек. В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 21 ноября 1960 г. за №1751 "О педагогическом обществе РСФСР" Исполком областного Совета решает организовать Владимирское областное отделение Педагогического общества РСФСР. Основными задачами Педагогического общества являлись: - содействие научной разработке теоретических проблем советской педагогики и всемерному укреплению связи педагогической науки с практикой; - пропаганда достижений советской педагогической науки среди широкой педагогической общественности и активное участие в распространении педагогических знаний среди населения; - изучение, обобщение передового педагогического опыта и участие в мероприятиях по внедрению в практику работы учебных заведений передового опыта и достижений педагогической науки; - оказание помощи членам общества в расширении и углублении их специальных знаний, в повышении идейно-теоретического уровня. Одним из основных направлений творческой работы общества являлась работа его научно-практические секций. Президиум Совета областного отделения организовал при Совете следующие секции: Родительской общественности; Дидактики; Истории педагогики; Коллектив и личность; Коммунистического воспитания; Дошкольного воспитания; Эстетического воспитания; НОТ в учебно-воспитательных учреждениях; Заочного и вечернего обучения; Дефектологии; Профилактики детских правонарушений; Начального обучения. К руководству этими секциями привлечены деятели педагогической науки, руководители и квалифицированные учителя школ, работники народного образования, сотрудники внешкольных, комсомольских и других организаций. Во Владимирское областное отделение Педагогического общества входили городские и районные отделения. Городские отделения: Александровское, Владимирское, Вязниковское, Ковровское, Кольчугинское, Муромское, Гусь-Хрустальное, Собинское. Районные отделения: Александровское, Вязниковсео, Ковровское, Кольчугинское, Гусь-Хрустальное, Собинское, Гороховецкое, Камешковское, Киржачское, Меленковское, Муромское, Петушинское, Селивановское, Суздальское, Судогодское, Юрьев-Польское. Работу на местах организовывали районное и городское отделения Педагогического общества, для руководства которыми на соответствующих конференциях избирались Советы отделений во главе с председателем и секретарем. Районные и городские отделения создавали первичные организации и секции Общества и направляли их деятельность.