Главная
Регистрация
Вход
Среда
12.08.2020
02:55
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [139]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [1286]
Суздаль [393]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [417]
Музеи Владимирской области [60]
Монастыри [7]
Судогда [10]
Собинка [109]
Юрьев [219]
Судогда [103]
Москва [42]
Покров [130]
Гусь [151]
Вязники [274]
Камешково [93]
Ковров [374]
Гороховец [119]
Александров [244]
Переславль [111]
Кольчугино [74]
История [39]
Киржач [81]
Шуя [103]
Религия [5]
Иваново [57]
Селиваново [37]
Гаврилов Пасад [9]
Меленки [103]
Писатели и поэты [99]
Промышленность [89]
Учебные заведения [111]
Владимирская губерния [37]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [75]
Медицина [47]
Муромские поэты [5]
художники [23]
Лесное хозяйство [12]
священники [6]
архитекторы [6]
краеведение [41]
Отечественная война [241]
архив [6]
обряды [15]

Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

История народного образования в городе Владимире

История народного образования в городе Владимире

В 1871 г. был открыт отдел Общества любителей духовного просвещения. Общество занималось распространением духовно-нравственных книг.

23 апреля 1905 г. в помещении Владимирской губернской земской управы состоялось общее собрание членов общества вспомоществования учителей (см. Учительский союз Владимирской губернии в 1905-08 годах).
«Министръ народнаго просвѣщенія обратился къ попечителямъ учебныхъ округовъ съ предложеніемъ сообщить начальникамъ среднихъ мужскихъ и женскихъ учебныхъ заведеній, директорамъ и инспекторамъ народныхъ училищъ принять мѣры къ осуществленію реформы русскаго правописанія, съ начала учебнаго года.
Согласно предлож. мин. надлежитъ исключить буквы: ѣ, ѳ, ъ, і.
Признать желательнымъ, но не обязательнымъ употребленіе буквы «э». Писать приставки «из, воз, вз, раз, роз, низ, без, чрез, через», передъ гласными и звонкими согласными съ «з», но замѣнять «з» буквою „с“, передъ глухими согласными, въ томъ числѣ и передъ «с». Писать въ родительномъ падежѣ прилагательныхъ, причастій и мѣстоименій «ого», «его», вмѣсто «аго» и «яго», и т. д.» («Старый Владимирец», 24 мая 1917 г.).
В соответствии с декретом ВЦИК от 12 ноября 1917 года «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» были упразднены сословные школы.

Губернский отдел народного образования (Губоно)

В январе 1918 г. при Губисполкоме был образован комиссариат по народному просвещению, который руководил открытием новых школ, организацией во Владимире народного университета («Рабочего факультета»), народных библиотек, консерватории. Новой властью упразднялось деление школ по типам, вводилась Единая трудовая школа — светская, народная, бесплатная, общеобразовательная, без различия пола и социального положения, с обязательным трудовым воспитанием в виде производительной коммуны на принципах самоуправления и самообслуживания, во главе которой стоял школьный комитет. Преподавание закона Божия отменялось, из классов убирались иконы, вводилась новая орфография, изгонялся «казарменный дух». На предприятиях открывались курсы бухгалтерского учета.
С 18 апреля 1918 г. все учебные заведения г. Владимира в учебном отношении перешли в ведение уездного комиссара по народному образованию.
1 октября 1918 г. во Владимирской губернии созданы Единые Трудовые школы 1-й и 2-й ступени. В школах 1-й ступени (пятилетней) обучались дети с 8 до 13 лет, во 2-й ступени - с 13 до 17 лет. Началось изучение новых дисциплин: политической экономии, истории социальных учений, аграрный и фабричный вопросы, государственное право в связи с Советской Конституцией.
Заведующим Подотделом Единой Школы был В. Юдин.
В 1919 г. В.И. Ленин подписал декрет о ликвидации неграмотности.
1 июля 1919 г. Губком РКП (б) провел губернское совещание учителей — коммунистов и сочувствующих, на котором создан профсоюз работников социалистической культуры и просвещения. Обсужден вопрос о привлечении учителей к партийной работе в деревне.
7 августа 1919 г. по инициативе губкома РКП (б) организованы курсы для учителей.
После Революции в доме №12 по улице Летне-Перевозинской размещался Владимирский Губернский Отдел Народного Образования (Губоно). Завгубоно – А. Соколов.
В кон. 1922 г. Владимирский Губернский Отдел Народного Образования переехал в «здание Губисполкома 3-й этаж (здание «Присутственных мест»)».

К летнему сезону 1924 г. «Владимирское Книгоиздательство», которому Губоно передало летний сад, отказалось от его эксплуатации. Сад передан Народному Собранию.
«При губоно создано бюро по руководству школьными кружками юных натуралистов. В бюро входят представители комсомола, губсоцвоса и педагоги естественники. В ближайшее время бюро намерено провести учет работающих в губернии кружков «юнатов» («Призыв», 6 января 1927 г.).
«Губоно предполагает развернуть и улучшить постановку преподавания физкультуры во всех школах І-й и ІІ-й ступени. С этой целью создано специальное бюро для руководства физическим воспитанием школьников. По плану, разработанному бюро, главное внимание будет обращено на улучшение преподавания физкультуры в школах 2-й ступени, а также на помощь учителям І-й ступени не специалистам по физкультуре. Вся работа бюро будет вестись под руководством ГСФК» («Призыв», 9 января 1927 г.).
«Физическое воспитание в школах (В ПРЕЗИДИУМЕ ГУБИСПОЛКОМА).
Высший совет физической культуры обратил внимание губоно и губисполкома на то, что во Владимирской губернии физическое воспитание учащихся поставлено слабо и что губоно совсем не принимает участия и работе губсовета физкультуры.
Заведующий губоно тов. Розанов в связи с этим сделал на-днях доклад президиуму губисполкома о постановке физического воспитания в наших школах.
В школах 1-й ступени физкультуры, как специального предмета — нет. Но по программе ГУС-а, с первого же момента обучения, детям прививаются санитарные навыки. Здесь есть достижения — учащиеся наблюдают за чистотой, проветривают помещения привыкли мыть руки перед едой и т. д. Заметно даже влияние школьников на население в смысле санитарных навыков. Во втором году обучения, проходится комплекс «Охрана здоровья детей», в третьем году - социальная гигиена и в четвертом — анатомия человека.
Во 2-й ступени также изучается анатомия человека, но более углубленно. В тридцати двух школах 2-й ступени (не общего числа 49) еженедельно два часа уделяется физкультуре. Не ведутся занятия по физкультуре, главным образом, лишь в сельских школах 2-й ступени и в школах крестьянской молодежи.
Более утешительная картина с физкультурой в школах ФЗУ. Здесь физкультура везде введена. У губоно есть сведения о 10 школах ФЗУ (из общего числа 17). Во всех из них занятия по физкультуре ведутся, помещения в большинстве случаев соответствуют занятиям, в половине школ есть достаточно инвентаря, во всех школах есть специальные инструктора.
В детских домах и площадках дело пока только ограничивается еще привитием детям санитарных навыков.
Плохо в политпросветительных учреждениях губернии. Кружки физкультуры при избах-читальнях не организуются.
В крупных учебных заведениях - техникумы, рабфак и т. д. — занятия физкультурой налажены.
Крупные достижения имеет губоно в городе Владимире. С этого учебного года ликвидированы двухсменные занятия в школах, в большинстве школ введены горячие завтраки. Все это способствует улучшению здоровья детей.
Теперь губоно принял ряд мер к поднятию физического воспитания в школах. При методической секции организовано бюро физкультуры. На места разослан ряд методических писем, плакаты, книги.
Здоровье детей требует к себе особенного внимания. Ряд сведений с мест говорит, что со здоровьем школьников не все обстоит благополучно. Обследование хотя бы опытно-показательной школы во Владимире показало, что 40 процентов школьников страдает малокровием, до 24 проц. — неврастенией и т.д. Здесь нужны крупные мероприятия, которые нам пока еще не под силу. Единственно, что сейчас губоно проект — это с будущего года учредить специальную должность губернского инструктора по физкультуре, а во-вторых — отпустить хотя бы немного средств на покупку инвентаря для занятий физкультурой.
Для выработки постановления по докладу, президиум губисполкома выделил особую комиссию, с участием представителя губсовета физкультуры» («Призыв», 8 марта 1927 г.).
«Губоно предложил всем уездным отделам народного образования назначить на свободные учительские места в первую очередь окончивших педтехникумы, затем, окончивших школы 2-й ступени с педагогическим уклоном и, в третью очередь,- лиц, выдержавших экспертизу на звание учителя» («Призыв», 21 июня 1927 г.).
«Совещание школ повышенного типа. 23 августа при губоно будет впервые созвано совещание школ повышенного типа губернии. Совещание продлятся неделю. На нем будут разрешены все принципиальные вопросы и будут рассмотрены новые программы» («Призыв», 11 августа 1927 г.).
Всеобщее обязательное начальное обучение во Владимире по постановлению горсовета было введено в 1926 учебном году. «Ha-днях этот вопрос был снова подвергнут проработке и рассматривался на заседании президиума губисполкома. Губисполком решил обязать всех граждан, проживающих в городе и имеющих детей восьми и девяти лет в предстоящем учебном году обучать своих детей в школах. Эта обязанность возлагается как на родителей, так и опекунов и вообще лиц, имеющих на своем попечении детей указанного возраста.
Виновные в неисполнении этого постановления губисполкома будут подвергаться штрафу до 100 руб. или принудительным работам на срок до 1 месяца.
Лица, не поместившие детей в школу, не понесут никакой ответственности только в тех случаях, когда школа отказывается принять ребенка за временным недостатком места, по болезни ребенка, или, наконец, в случае какого-либо стихийного бедствия» («Призыв», 11 августа 1927 г.).
В 1927 году окончившим школы 2-й ступени впервые выдаются удостоверения, с указанием знаний и навыков по каждому предмету в отдельности. В удостоверении давалась и оценка работы учащегося в ученических организациях.
В 1926 г. школ 1-й ступени в городе было – 11, в 1927 г. – 10. Уменьшение количества проведено за счет увеличения емкости школ (приспособлены новые здания). Учащихся в 1926 г. – 2223 чел, в 1927 г. – 2341 чел.
В городе имелось 2 железнодорожных школ 1-й ступени, с числом учащихся в 703 чел.
Учителей в 1926 г. – 72, в 1927 г. – 82.
Школ 2-й ступени в городе – 4. Учащихся в 1926 г. – 1646 чел., в 1927 г. – 1985 чел.

В 1929 году Владимирская губерния была упразднена. Владимирская губерния вместе с Костромской и Ярославской вошла как округ в Ивановскую промышленную область.
В 1930 году Владимирский округ упразднен. Владимир остался городом областного подчинения в составе Ивановской области и, одновременно, центром Владимирского сельского района.

Постановление ЦИК и Совнаркома СССР от 14 августа 1930 г. предусматривало повсеместное введение всеобщего обязательного обучения детей в возрасте 8-9-10 лет с 1930-31 уч. года, а для 11-летних с 1931-32 уч. года. На основе ускоренных форм обучения – двухгодичных и одногодичных школ-курсов устанавливалось обязательное обучение и для переростков от 11 до 15 лет, не прошедших курса начальной школы.
В августе 1943 г. в Ивановской области начали создавать школы рабочей молодежи.
С 1943 года в семилетках и средних школах крупных городов введено раздельное обучение мальчиков и девочек. Это помогло улучшить постановку военно-физической подготовки учащихся, укрепило деловитость школьников в учебной работе. Укреплению дисциплины содействовало также введение в школах «Правил для учащихся», утвержденных правительством.
Народное образование в гор. Владимире (1941 - 1945 гг.)

14 августа 1944 г. образована Владимирская область в составе РСФСР.
С 1944-45 уч. года впервые в школе введены выпускные экзамены на аттестат зрелости.
10 января 1945 г. указом Президиума Верховного Совета СССР за успешную и самоотверженную работу по обучению и воспитанию детей в школах 57 учителей области награждены орденами и медалями Советского Союза. 1 чел. награжден орденом Ленина, 18 — орденом Трудового Красного Знамени, 15 — «Знак Почета», 23 — медалями «За трудовую доблесть» и «Трудовое отличие».
В октябре 1945 г. в области было открыто 46 школ рабочей молодежи, в которых обучалось около 6 тыс. юношей и девушек.
8 февраля 1949 г. на состоявшемся бюро обкома партии были разработаны и утверждены мероприятия по устранению перегрузки школьников общественной и другой внеучебной работой, а также меры по устранению серьезных недостатков в работе комитета по делам физической культуры и спорта.
2 февраля 1962 г. Бюро обкома КПСС обсудило вопрос о выполнении постановления ЦК. КПСС и Совета Министров СССР от 21 мая 1959 года «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» во Владимирской области, отметило серьезные недостатки в развитии дошкольных учреждений в области. Бюро обязало горкомы и райкомы КПСС взять под постоянный контроль строительство дошкольных детских учреждений, систематически рассматривать ход их строительства, оказывать предприятиям и строительным организациям всемерную помощь в деле безусловного выполнения плана ввода детских садов и яслей в эксплуатацию.
28 апреля 1964 г. в соответствии с указаниями ЦК КПСС бюро сельского обкома КПСС и исполком облсовета приняли постановление «О состоянии и мерах улучшения физического воспитания учащихся общеобразовательных школ области» и обязали партийные, советские органы, директоров школ, спорткомитеты, преподавателей физкультуры устранить имеющиеся недостатки, принять меры к улучшению физического воспитания учащихся, повышению качества уроков физической культуры, внеклассных и внешкольных мероприятий.
3 октября 1970 г. 3,5 тысячи юношей и девушек Владимира приняли участие во Всесоюзном комсомольско-молодежном субботнике, посвященном 50-летию речи В. И. Ленина на III съезде РКСМ. Они работали на сооружении драмтеатра, троллейбусного депо, детских садов, занимались благоустройством и озеленением предприятий и улиц города. Пионеры и школьники в этот день активно собирали металлолом и макулатуру.
16 мая 1972 г. во Владимире прошел семинар секретарей партийных организаций учебных заведений области, на котором обсужден вопрос «О повышении роли партийных организаций учебных заведений в решении задач, поставленных XXIV съездом КПСС по завершению перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи». Участники семинара обменялись опытом работы по повышению авангардной роли коммунистов в школах.
1 сентября 1984 г. был проведен первый Всесоюзный день знаний. В школах и профессионально-технических училищах области состоялся Ленинский урок па тему: «Планы партии — в жизнь». В празднике знаний участвовали члены бюро обкома КПСС, многие ответственные партийные н советские работники.

Дом работников просвещения

В 1919 году возник Владимирский союз работников искусств (Рабис). 1-го октября 1921 г. союз слился с союзом работников просвещения и объединенно существовал до мая 1922 г. Согласно постановлению ВЦСПС, в мае 1922 г. произошло разъединение с союзом раб. просвещения.


Улица Никитская, д. 1

В 1923 г. в здании бывшего Реального училища открывается Дом работников просвещения.
«Среди городских библиотек очень выгодно выделяется библиотека работников просвещения. На это, во всяком случае, имеется целый ряд причин, но не всегда в других организациях умеют их использовать. В б-ке клуба работников просвещения, прежде всего – однородный читатель – школьные работники; удачный подбор книг, как профессиональных, так и по общим вопросам. Кроме этого нельзя не уделить должного внимания и заведующей библиотекой т. Капацинской. Опытная и добросовестная работница, она всегда на своем месте, охотно идет навстречу читателям, знает книгу и способствует приближению ее к читателю, а в этом главная заслуга библиотекаря. Всего книг в библиотеке 2616. Выдано из библиотеки за май месяц – 726 книг… Помимо непосредственной работы в б-ке, зав. б-кой составляет «передвижки» для подшефного селения, таковых около 7 в каждой не менее 150 200 к. Среди школьных работников библиотека пользуется большими симпатиями. Читальню посещает ежедневно определенный состав читателей» («Призыв», 1923 г.).
«Владимирские шахматисты объединяются в шахматный кружок, чтобы создать отделение Всероссийского шахматного союза в г. Владимире.
До сих пор они группировались при клубе работников просвещения, но помимо этого в городе имеется несколько шахматных кружков, покаместь необъединенных в один общий союз.
Турнир. Месяца два тому назад при клубе работников просвещения организовался шахматный турнир на первенство в гор. Владимире. В настоящее время турнир закончился, если не считать несколько несыгранных партий, не имеющих существенного значения для результатов окончательного вывода.
Первое место занял Р.И. Чернышов, выиграв из 19 партий — 17. Второе место получил Ю.К. Климов, имея выигранных из 19 партий — 16 ½.
На предыдущем турнире т. Климов имел также 2 место, но при наличии сильного игрока — Гербановского, не участвовавшего в этом турнире. Молодой шахматист Чернышов, по собственному его признанию, многим обязан в своем шахматном развитии побежденному им т. Климову и можно думать на следующем турнире т. Климов займет подобающее ему место» («Призыв», 22 мая 1924 г.).
«Объединение шахматистов необходимо для данного времени, т. к. игра в шахматы очень популярна в рабочей среде и нет такого клуба, где не было бы любителей этой игры, а иногда и организованного кружка.
Рабочие клубы и руководящие ими профсоюзы должны присмотреться к этой игре и поставить ее на должную высоту, путем выписки шахматных журналов и самоучителей.
Вместе с этим необходимо подумать об объединении шахматистов в более широком масштабе. Объединение в рамках города, на первых порах, необходимо, оно послужит основным ядром для дальнейшего развития шахматной организованности. Очень было бы желательно прочитать на страницах «Призыва», где и когда собираться и поговорить как об организации, так и о других вопросах, связанных с игрой в шахматы. О. Обменин» («Призыв», 12 июня 1924 г.).
«На днях Владимирская организация шахматистов получила извещение от Всероссийского шахматного союза, что согласно ходатайства разрешено организовать Владимирское отделение Всерос. Шахматного союза.
Жалеющие вступить в члены могут обращаться в инициативную группу, избранную на организационном собрании, обстоящую из Ю.К. Климова, Р.И. Чернышева и Александровского.
Членский взнос временно установлен в 50 коп., с учащихся — 25 коп. Адрес группы: III школа II ступени» («Призыв», 12 июня 1924 г.).
«При клубе «Работников просвещения» имеется организованный кружок шахматистов, который и взял на себя инициативу на получение разрешения организации во Владимире отделения Всероссийского шахматного союза.
При заявке на организацию отделения требуется не менее 10 членов, а также необходим и взнос некоторой суммы, на какую цель и были собраны членские взносы на первом совещании. Для полного же городского объединения шахматистов был указан подробный адрес инициативной группы, куда желающие и могут обратиться» («Призыв», 25 июня 1924 г.).
«Один—против 20. 8 июля в 5 ч. вечера в помещении клуба работников просвещения состоится сеанс одновременной игры саратовского чемпиона и первоклассного московского шахматиста тов. Борисовского с владимирскими шахматистами. Тов. Борисовский выражает свое желание играть не менее чем на 20 досках одновременно. Владимирцы организуются. Посланы извещения всем шахматным кружкам города» («Призыв», 2 июля 1924 г.).
«С 30 июля 1925 г. ежедневно вечерами в ясную погоду на Пушкинском бульваре домом работников просвещения организуются наблюдения в 3-х дюймовый телескоп-рефрактор небесных светил. Плата за каждое наблюдение 10 коп. Весь сбор поступит в кассу взаимопомощи союза рабпроса на улучшение быта инвалидов, не имеющих права на госпенсию. Руководить наблюдениями будет В.А. Юдин» («Призыв», 30 июля 1925 г.).
«При владимирском доме работников просвещения организуется краеведческий кружок. Занятия будут происходить под руководством научного сотрудника губоно — краеведа А.И. Иванова.
Все члены союза, желающие принять участие в работах кружка, должны явиться в 6 часов вечера 28 февраля, в ДРП на организационное собрание.
С 25-го февраля по 3-го марта в доме работников просвещения открыта запись на предстоящий шахматный турнир. Запись производится ежедневно, с 5 до 9 часов вечера, кроме четвергов и воскресений» («Призыв», 15 февр. 1927 г.).
«В экскурсионное бюро при доме рабпроса на-днях приезжают представители московского краеведческого общества. В течение нескольких дней они будут знакомиться с историко-культурными памятниками Владимира и Суздаля» («Призыв», 22 июля 1927 г.).
«При доме работников просвещения на-днях открывается «Кабинет учителя». В кабинете будут даваться различные справки по вопросам, возникающим в процессе работы просвещенцев.
Стрелковый кружок организован при доме работников просвещения. Членами его являются местные просвещенцы» («Призыв», 27 сентября 1927 г.).
«Для организованного при доме работников просвещения кабинета учителя губоно закупает на 2000 рублей необходимой литературы. Кроме того, губоно передал в кабинет свою библиотеку в 2000 экземпляров книг» («Призыв», 20 дек. 1927 г.).
В здание на Никитской, д. 1 в 1934 году переехал Владимирский педагогический техникум.

Ликвидация неграмотности

«Ликвидация неграмотности. Владимирским Губполитпросветом разработан план ликвидации неграмотности на 1921 г. Одной из боевых задач в текущем году является ликвидация неграмотности полностью в городах и фабричных поселках. Задача эта вполне разрешимa, так как количество неграмотных в этих пунктах не превышает 1600 человек.
По отношению ко всему остальному населению предполагается ликвидировать неграмотность у 1/5 части населения с тем, чтобы всю кампанию закончить в 1924 г. Количество пунктов по ликвидации намечается около 2000, количество привлекаемых неграмотных в 2 сезона (весенний и осенний) - около 80000 (между прочим — наибольший процент неграмотности падает на женщин—около 80%). Летний перерыв предполагается использовать для устройства конференций, для инструктирования школьных работников, ознакомления с ходом работ, и затем предполагается устройство курсов для подготовки новых ликвидаторов. По обыкновению очень плохо обстоит дело с учебными пособиями и канцелярскими принадлежностями, хотя букварей — что самое главное — имеется в достаточном количестве. Ч. К. по ликвидации неграмотности организована в составе 5 человек. В нее вошли представители от Губисполкома, Губкома, Губпрофсовета, Всевобуча и Губполитпросвета. Одним из важнейших постановлений Ч. К. можно считать постановление об освобождении обучающихся от разных видов трудповинности. К уклоняющимся от обучения решено применять строгие меры вплоть до предания суду Ревтрибунала. В уездах образованы Уездграм. Ч. К. В волостях также приступлено к организации Ч. К.» («Призыв», 1 марта 1921 г.).

Общество «Долой неграмотность»
Владимирское ОДН (Общество «Долой неграмотность») было открыто весной 1924 г.
«На фронте борьбы с безграмотностью в нашей губернии наступает новая эра. К этому делу большой государственной важности привлекаются активные элементы из среды трудового населения, оно перестает быть только ведомственным делом, а приобретает широкое общественное значение. 24-го апреля в Губ. Доме Просвещения состоялось первое организационное собрание членов Общества «Долой неграмотность», на которое явились представители партийных, профессиональных организаций и работники просвещения. На собрании был принят устав Общества, избрано временное Правление и Ревизионная Комиссия и установлен размер членских взносов. Ставя перед собой определенную задачу — широко пропагандировать идею ликбезграм, вовлекать массы трудового населения в борьбу с нашим заклятым врагом — невежеством, Общество ограничило членский взнос самой минимальной ставкой (10-ю копейками в месяц), твердо веря, что только устремлением энергии и воли широких слоев трудового населения, враг этот будет побежден, и что только при этом условии найдутся силы и средства.
Правление Общества сейчас же пристyпaет к открытию во всех уездах отделений Общества и к проведению Майского «трехдневника» по борьбе с безграмотностью» («Призыв», 1 мая 1924 г.).
6 июля 1924 г. Президиум губкома заслушал отчет губполитпросвета о борьбе с неграмотностью в деревне. Из 48980 неграмотных, зарегистрированных в губернии, крестьяне составляли 83,7 процента. Функционировало общество «Долой неграмотность» с отделениями на местах, проведен «трехдневник» по борьбе с неграмотностью, открыто 366 ликпунктов, привлечено к обучению 10524 чел. Центром культурно-просветительной работы в деревне стала изба-читальня.
«Владимирское ОДН (Общество «Долой неграмотность») с осени 1925 года усиленно развивает свою работу. Во всех уездах организуются отделения ОДН, число ячеек и членов непрерывно растет.
Всего по губернии за минувший период зарегистрировано 143 ячейки, в которых насчитывается 11480 членов. Поступление сведений однако о числе ячеек, сильно тормозится отсутствием налаженной связи, и потому о существовании многих кружков не знают уезды, и они не попали в обще-губернскую сводку. Но и это число учтенных кружков и их членов говорит за то, что общественность наша, главным образом в лице профессиональных организаций, в общем широко откликнулась на призыв правительства помочь ему в борьбе с безграмотностью, и лишь некоторые уезды в частности Судогодский и Переславский, проявляют мало инициативы. Слабо пока развертывается работа и на Гусю-Хрустальном: рабочий район с многотысячным населением дал доселе в ОДН всего лишь 54 члена.
Им надо подтянуться.
Деятельность отделений ОДН, помимо участия в пропаганде идея всеобщей грамотности, в проведении кампаний по ликбезграмотности, в учете неграмотных и т. п., имеет и определенно практические результаты. В уездах Владимирском, Вязниковском, Ковровском и Муромском открыто на средства ячеек ОДН до 30 ликпунктов, в которых обучается 750 человек. Впрочем, и здесь мы не имеем еще точных данных.
Не докатились еще вести и о том, что сделано на местах по поводу празднования пятилетнего юбилея издания декрета о ликвидации неграмотности. Есть основание думать, что этот момент был отмечен особым подъемом в настроении трудового населения в пользу идеи ликбезграмотности».
«Конкурс на лучший ликпункт.
Правление губ. общества «Долой неграмотность», ставящее своей задачей оказание помощи органам просвещения в деле борьбы с народной темнотой, в числе других мероприятий, способствующих делу ликбезграмотности, выдвигает проект об учреждении конкурса на лучший ликпункт. Правление на этот раз имеет в виду двоякую цель — вызвать соревнование в среде ликвидаторов и сагитировать население в пользу принятия идеи всеобщего обучения. Мысль о конкурсе, высказанная правлением губ. ОДН, встретила одобрение со стороны представителей партийных, профессиональных и советских организаций. Проект положения о конкурсе разослан был по различным губернским организациям для предварительного обсуждения. Союз рабпроса, особенно заинтересованный в идее конкурса, ставил проект на обсуждение общегородского собрания просвещенцев 4-го февраля, где он получил единодушное признание. В субботу, 7-го февраля, на расширенном совещании правления проект был утвержден. Тогда же было намечено и конкурсное жюри, которому поручено заняться разработкой условий конкурса, созданием премиального фонда, собиранием материалов по конкурсу и другими работами, имеющими подготовительный характер, а в июне месяце — заняться назначением премий. Чтобы поставить в известность широкие слои населения губернии, заинтересованные в исходе борьбы с безграмотностью (а в этом должны быть заинтересовали все сознательные граждане)…» («Призыв», 20 февраля 1925 г.).
АПРЕЛЬ 1925 г. В губернии по летнему учету 1924 года числилось 65 тыс. неграмотных, из них 5 тыс. рабочих. К 1 апреля 1925 года было обучено грамоте 5 тыс. человек (почти исключительно рабочих); готовились окончить курс обучения к 1 мая еще 17 тыс. человек. Общество «Долой неграмотность» насчитывало 232 ячейки, 47 ликпунктов.
8 ноября 1926 г. Бюро губкома партии, исходя из решений XIV съезда ВКП (б), поставило перед советскими органами задачу ускорения ликвидации неграмотности среди взрослого населения. В губернии в это время насчитывалось 40 тысяч неграмотных.
«УЧИТЕЛЬ В ОБ-BE «ДОЛОЙ НЕГРАМОТНОСТЬ». Председатель общества «Долой Неграмотность» М.И. Калинин в своем обращении к работникам просвещения перед 6-й годовщиной издания декрета о ликвидации безграмотности писал: «Учительство уже показало свою преданность делу ликбеза. Каждый учитель должен быть членом ОДН, должен помочь сбросить тяжелый камень — неграмотность, который лежит на пути к культурной революции».
ОДН —всего ближе к учителю.
До сих пор учительство привлекалось к делу борьбы с безграмотностью, как аппарат, способный вести работу по обучению неграмотных, и в этом отношении учительство не имело конкурентов. В рядах ликвидаторов было очень немного лиц, не связанных с педагогической деятельностью. Но работа учителя-ликвидатора была его профессиональным занятием, мало расширявшим рамки его общественной деятельности. В поисках наиболее рациональных и близких нам по духу форм общественной работы учительство должно остановить внимание на участии в ОДН. Эта молодая организация, закрепляющая свои позиции в деле культурного строительства среди низовых слоев населения, очень нуждается в культурных силах, а потому здесь учительству отводится большое место.
Центральным пунктом, где ОДН развивает свою работу, является деревня. Главной задачей деятельности ОДН в деревне - обработка деревенского общественного мнения в пользу безоговорочного принятия идей всеобщей грамотности, так как в этом,— и только в этом,— залог успеха борьбы на третьем фронте. Участие учительства в создании благоприятного настроения в деревне не только является моральным для него долгом, но и принесет ему прямую выгоду, обеспечит ему более легкие условия выполнения его производственной работы, т. е. самого обучения неграмотных, от которого он никоим образом не может отмахнуться. А раз так, значит —учительство в полном составе должно войти в ряды членов ОДН, где найдет широкое применение его культурная активность, и где оно должно оказаться, пожалуй, наиболее заинтересованной в успехе дела стороной.
Широкое поле работы.
1-й всероссийский съезд ОДН в своих постановлениях в значительной мере раздвинул рамки работы общества, включив сюда, в качестве одного из важных пунктов, воспитательное начало, понимаемое в смысле организации через ячейки ОДН бедняцких и середняцких слоев деревни и подготовки их к дальнейшим культурным завоеваниям. Здесь открывается широкая перспектива для приложения общественной инициативы просвещенца; здесь перед ним открывается возможность войти в деловое соприкосновение с разнообразнейшими элементами деревенской общественности; здесь учитель сможет, если захочет, упрочить свой авторитет в глазах населения.
Чем внимательнее отнесется учитель к работе в ячейке ОДН, чем больше число местных жителей увлечет он примером своей энергичной работы, чем больше поможет выявлению местного актива, тем с большей честью и тем скорее завершит он свое дело. Мы склонны думать, что воспитанный в здоровой деловой атмосфере деревенской ячейка ОДН местный актив с течением времени снимет с плеч учителя часть той подчас непосильной нагрузки, которую сейчас учитель на себе несет, один за многих» («Призыв», 16 янв. 1927 г.).
8 июля 1929 г. Бюро Владимирского окружкома рассмотрело вопрос о ликвидации неграмотности и малограмотности. Окружком разработал единый план ликвидации неграмотности, уделив особое внимание детям, которые обязательно должны быть охвачены обучением в начальной школе.
6—7 февраля 1931 г. Во Владимире состоялся межрайонный слет ударников-просвещенцев Ивановской области. Съезд отметил, что 97 % детей в возрасте 7—11 лет охвачены обучением. Одновременно съезд обратил внимание на усиление работы по коммунистическому воспитанию на основе решений XVI съезда партии. Съезд послал приветствие А.М. Горькому, в котором выразил ему свою поддержку в связи с травлей его капиталистическими странами.


Улица Комсомольская, д. 1. Бывшее здание "Васильевского" училища. Департамент образования администрации Владимирской области.

Департамент Образования Администрации Владимирской области действует с 17 декабря 1997 г.
Директор - Беляева Ольга Александровна.
Адрес: город Владимир, Комсомольская улица, д. 1.
Сайт: https://xn--80aakec5bilkue.xn--33-6kcadhwnl3cfdx.xn--p1ai/
Учебные заведения в губернском городе Владимире
Владимирский Губернский комитет политического просвещения (Губполитпросвет)
Детские дома в гор. Владимире в 1920-х годах.
Культурное состояние города Владимира в кон. 1920-х годов
Учебные заведения города Владимира

Copyright © 2020 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Николай (22.05.2020)
Просмотров: 50 | Теги: Владимир, учебные заведения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край



Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2020
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика