Отдел народного образования исполнительного комитета Владимирского окружного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (Окроно), г. Владимир Владимирского округа Ивановской промышленной области
В связи с проведением реформы административно-территориального деления РСФСР 14 января 1929 г. образована Ивановская промышленная область, в состав которой 10 июня 1929 г. вошел Владимирский округ. Одновременно с этим перестраивалась и система местных органов управления и руководства народным просвещением. Вместо губернских и уездных отделов народного образования учреждались краевые (областные), окружные и районные отделы народного образования в составе исполнительных комитетов соответствующих Советов. Отдел народного образования исполнительного комитета Владимирского окружного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов образован в июне 1929 г. Окроно функционировал по принципу двойного подчинения. Являясь отделом исполкома окружного Совета, он в то же время подчинялся отделу народного образования исполнительного комитета Ивановского областного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Согласно Положению об окружном отделе народного образования, утвержденному на заседании президиума Ивановского облисполкома 27 августа 1929 г., на отдел возлагались следующие функции: - проведение в жизнь постановлений и распоряжений центральных и местных органов власти по вопросам народного просвещения; - руководство работой районных отделов народного образования (районо) и просветительных учреждений, находящихся в непосредственном ведении окружного отдела народного образования, назначение руководящего персонала этих учреждений; - методическое и организационное руководство школами социального воспитания повышенного типа; - принятие мер, обеспечивающих осуществление всеобщего начального обучения и общедоступность школ в округе; -руководство работой в области социального воспитания в дошкольных, школьных и внешкольных учреждениях и учреждениях для физически дефективных и трудновоспитуемых детей и подростков; - руководство работой по социально-правовой охране несовершеннолетних, по борьбе с детской беспризорностью; - содействие организации и развитию детского движения в округе; -руководство политико-просветительной работой в округе, в т.ч. по ликвидации неграмотности и малограмотности среди взрослого населения; - осуществление идеологического контроля над печатью и зрелищными учреждениями; - руководство строительством новых просветительных учреждений, а также наблюдение за состоянием существующих на территории округа. Аппарат окроно строился по принципу инспектуры с дифференциацией ее по специальностям: организационно-плановой работы, социального воспитания, профессионального образования, политико-просветительной работы, по делам печати и зрелищ. Во главе окружного отдела народного образования стоял заведующий, избираемый и отзываемый исполкомом окружного Совета. В качестве совещательных органов при заведующем окроно образованы: совет по народному образованию, коллегия, методический совет, политико-просветительный комитет, совет по рабочему образованию. «Начата реорганизация аппарата горсовета. Кроме существующего до сих пор одного отдела - коммунального создаются при горсовете отделы здравоохранения, финансовый и народного образования. Заведующим горкомхозом утвержден т. Матюшин, заведующим горОНО — тов. Суворова, заведующим горздравотделом — т. Носкова и заведующим финотделом т. Панин» («Призыв», 8 мая 1930). В мае 1930 г. на основании постановления коллегии Ивановского областного отдела народного образования от 20 апреля 1930 г. была проведена реорганизация структуры Владимирского окружного отдела народного образования, в результате которой в его составе организованы сектора: - организационно-плановый и подготовки кадров; - массовой работы; - организационно-методический; - секретариат. В целях привлечения широкой общественности к работе окроно использовался метод культпоходов, для проведения которых при секторе массовой работы организовывались соответствующие штабы ( штаб ликбезпохода, всеобуча, по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью и др.). В соответствии с постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 23 июля 1930 г. «О ликвидации округов», постановлением президиума Владимирского окружного исполнительного комитета от 2 августа 1930 г. отдел народного образования исполнительного комитета Владимирского окружного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов ликвидирован с 20 августа 1930 г.
Отдел народного образования исполнительного комитета Владимирского уездного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, г. Владимир Владимирского уезда Владимирской губернии
В конце 1917 г. вышло Постановление СНК о передаче всех духовных учебных заведений в ведение Совнаркома. «Прием ц.-п. школ. Во все церковно-приходские школы Владимир. уезда уездным земством разосланы приемочные ведомости, с тем, чтобы заведующие школами подготовили точный перечень имеющегося при школе инвентаря для сдачи уездному земству. К 1 октября все церк. приход. школы должны быть приняты земством» («Владимирская жизнь», 21 сент. 1917). К 15 октября 1917 г. все церковно-приходские школы во Владимирском уезде приняты земством. В первые месяцы после Великой Октябрьской социалистической революции делом народного образования в уезде ведал Комитет по народному образованию при Владимирской уездной земельной управе. В январе 1918 г. на основании Декрета II Всероссийского съезда Советов создается народный комиссариат по народному образованию Владимирского уездного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. С августа 1918 г. на основании "Положения об организации дела народного образования в Республике" Комиссариат был реорганизован в Отдел Народного образования Исполкома Владимирского уездного-городского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (УГОРОНО / Угороно / УОНО) подчинился Губернскому отделу народного образования и Исполкому Владимирского уездного-городского (уездного) Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Угороно (УОНО) ведал всем делом народного образования в г. Владимире и уезде и руководил деятельностью культурно-просветительных учреждений. В его состав входили подотделы: 1. Школьный, 2. Внешкольный, 3. Дошкольный, 4. Статистический. 1. Школьный п/отдел ведал всеми общеобразовательными учебными заведениями г. Владимира и уезда. 2. Внешкольный подотдел руководил деятельностью всех культурно-просветительных учреждений. 3. Дошкольный подотдел руководил деятельностью всех дошкольных учреждений. 4. Статистический подотдел концентрировал сведения о работе и состоянии всех подведомственных Угороно учреждений. В связи с увеличением объема работы в отделе образуются новые структурные части. В 1920 г. установилась следующая структура отдела: 1. подотдел организационный. 2. подотдел единой школы. 2.1. секция социального воспитания. 3. подотдел внешкольный. 4. подотдел профессионального образования. 5. подотдел финансовый. 6. подотдел хозяйственный. 7. общая канцелярия. 20 сентября 1922 г. Наркоматом просвещения было принято новое положение о Наркомате просвещения, губернских и уездных отделах народного образования. Это положение точно определяло задачи, функции и структуру отделов народного образования. В положении об уездных отделах народного образования говорилось: "Организация и руководство делом народного просвещения в уезде осуществляется уездным отделом народного образования, входящим в состав исполкома уездного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Согласно положения в состав УГОРОНО входили следующие подотделы: 1. Общая канцелярия. 2. Бухгалтерия. 3. Подотдел социального воспитания 4. Подотдел политпросвета. Общая канцелярия ведала учетом личного состава отдела, распределением работников просвещением по городу Владимиру и уезду, сбором всего иформационно-статистического материла по народному образованию в уезде и представлением отчетов в Губоно: 2) бухгалтерская ведала сметно-финансовой частью; 3) подотдел социального воспитания ведал постановкой дошкольного и школьного дела, социально правовой охраной несовершеннолетних и воспитанием дефективных детей в г. Владимире и уезде; 4) подотдел политпросвета ведал работой политекопросветительных учреждений в г. Владимире и уезде. Все профессиональные учебные заведения находились в непосредственном ведении Губоно. Угороно представлялось право наблюдения и текущего контроля без права распоряжения. С 1926 г. дело народного образования г. Владимира перешло в ведение Губоно. Поэтому отдел стал называться Отделом народного образования исполнительного комитета Владимирского уездного совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (УОНО). В 1926 г. школ 1-й ступени в городе было – 11, в 1927 г. – 10. Уменьшение количества проведено за счет увеличения емкости школ (приспособлены новые здания). Учащихся в 1926 г. – 2223 чел, в 1927 г. – 2341 чел. В городе имелось 2 железнодорожных школ 1-й ступени, с числом учащихся в 703 чел. Учителей в 1926 г. – 72, в 1927 г. – 82. Школ 2-й ступени в городе – 4. Учащихся в 1926 г. – 1646 чел., в 1927 г. – 1985 чел. В июне 1929 г. в связи с ликвидацией всех губернских, уездных и волостных учреждений, вызванной изменением административно-территориального деления страны, Владимирский уездный отдел народного образования ликвидируется.
Постановление ЦИК и Совнаркома СССР от 14 августа 1930 г. предусматривало повсеместное введение всеобщего обязательного обучения детей в возрасте 8-9-10 лет с 1930-31 уч. года, а для 11-летних с 1931-32 уч. года. На основе ускоренных форм обучения – двухгодичных и одногодичных школ-курсов устанавливалось обязательное обучение и для переростков от 11 до 15 лет, не прошедших курса начальной школы. «ГорОНО разработал план реорганизации всех городских школ 1 и 2 ступени в фабрично-заводские семилетки. При существующих ныне школах первой ступени будут открыты 5, 6 и 7 года обучения. Учащиеся в школах 2-й ступени оканчивают в этом году свое учение нормальным порядком. Реорганизация школ будет проведена осенью, к началу нового учебного года. Вместо существующих теперь школ 1 и 2 ступени, в городе будет создано 8 школ-семилеток. Кроме этого, будет работать одна школа для подростков и вспомогательная школа. Производственные совещания при школах. Все школьные советы при школах города распускаются. Признано гораздо целесообразнее создать вместо них производственные совещания. В работе их будут участвовать учащиеся всех старших групп и представители от школьных организаций младших групп. Пионеров — ближе к производству. До сих пор пионерские отряды при школах связи с производством почти не имели. Поэтому, горОНО решил прикрепить каждый пионерский отряд к отдельному производственному предприятию. Пионеры будут изучать там производство под руководством местных комсомольских ячеек. Школьные каникулы. Очередной каникулярный перерыв во всех школах нашего района будет происходить с 20 по 26 апреля. Летние каникулы в школах начнутся с 15 июня» («Призыв», 11 апреля 1931). В августе 1943 г. в Ивановской области начали создавать школы рабочей молодежи. С 1943 года в семилетках и средних школах крупных городов введено раздельное обучение мальчиков и девочек. Это помогло улучшить постановку военно-физической подготовки учащихся, укрепило деловитость школьников в учебной работе. Укреплению дисциплины содействовало также введение в школах «Правил для учащихся», утвержденных правительством. Народное образование в гор. Владимире (1941 - 1945 гг.)
14 августа 1944 г. образована Владимирская область в составе РСФСР. С 1944-45 уч. года впервые в школе введены выпускные экзамены на аттестат зрелости. 10 января 1945 г. указом Президиума Верховного Совета СССР за успешную и самоотверженную работу по обучению и воспитанию детей в школах 57 учителей области награждены орденами и медалями Советского Союза. 1 чел. награжден орденом Ленина, 18 — орденом Трудового Красного Знамени, 15 — «Знак Почета», 23 — медалями «За трудовую доблесть» и «Трудовое отличие». В октябре 1945 г. в области было открыто 46 школ рабочей молодежи, в которых обучалось около 6 тыс. юношей и девушек.
«Исполком Владимирского городского Совета, на основании постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 30 августа 1930 г. «О всеобщем обязательном семилетнем обучении детей в городах и рабочих поселках и постановления СНК РСФСР от 1-го декабря 1943 г. «О введении обязательного обучения детей семилетнего возраста», обязывает всех родителей и лиц, их заменяющих, записать детей от 7 до 15 лет включительно в школы в срок до 20 августа. За отказ посылать детей в школу родители и лица, их заменяющие, будут подвергаться административным взысканиям. Исполком горсовета» («Призыв», 16 августа 1946).
8 февраля 1949 г. на состоявшемся бюро обкома партии были разработаны и утверждены мероприятия по устранению перегрузки школьников общественной и другой внеучебной работой, а также меры по устранению серьезных недостатков в работе комитета по делам физической культуры и спорта. 2 февраля 1962 г. Бюро обкома КПСС обсудило вопрос о выполнении постановления ЦК. КПСС и Совета Министров СССР от 21 мая 1959 года «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» во Владимирской области, отметило серьезные недостатки в развитии дошкольных учреждений в области. Бюро обязало горкомы и райкомы КПСС взять под постоянный контроль строительство дошкольных детских учреждений, систематически рассматривать ход их строительства, оказывать предприятиям и строительным организациям всемерную помощь в деле безусловного выполнения плана ввода детских садов и яслей в эксплуатацию. 28 апреля 1964 г. в соответствии с указаниями ЦК КПСС бюро сельского обкома КПСС и исполком облсовета приняли постановление «О состоянии и мерах улучшения физического воспитания учащихся общеобразовательных школ области» и обязали партийные, советские органы, директоров школ, спорткомитеты, преподавателей физкультуры устранить имеющиеся недостатки, принять меры к улучшению физического воспитания учащихся, повышению качества уроков физической культуры, внеклассных и внешкольных мероприятий. 3 октября 1970 г. 3,5 тысячи юношей и девушек Владимира приняли участие во Всесоюзном комсомольско-молодежном субботнике, посвященном 50-летию речи В. И. Ленина на III съезде РКСМ. Они работали на сооружении драмтеатра, троллейбусного депо, детских садов, занимались благоустройством и озеленением предприятий и улиц города. Пионеры и школьники в этот день активно собирали металлолом и макулатуру. 16 мая 1972 г. во Владимире прошел семинар секретарей партийных организаций учебных заведений области, на котором обсужден вопрос «О повышении роли партийных организаций учебных заведений в решении задач, поставленных XXIV съездом КПСС по завершению перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи». Участники семинара обменялись опытом работы по повышению авангардной роли коммунистов в школах. 1 сентября 1984 г. был проведен первый Всесоюзный день знаний. В школах и профессионально-технических училищах области состоялся Ленинский урок па тему: «Планы партии — в жизнь». В празднике знаний участвовали члены бюро обкома КПСС, многие ответственные партийные н советские работники.
Владимирское областное отделение Педагогического общества РСФСР
На 1-ой областной конференции, состоявшейся 22 июня 1960 г., был избран Совет областного отделения Педагогического общества в количестве 19 человек. В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 21 ноября 1960 г. за №1751 "О педагогическом обществе РСФСР" Исполком областного Совета решает организовать Владимирское областное отделение Педагогического общества РСФСР. Основными задачами Педагогического общества являлись: - содействие научной разработке теоретических проблем советской педагогики и всемерному укреплению связи педагогической науки с практикой; - пропаганда достижений советской педагогической науки среди широкой педагогической общественности и активное участие в распространении педагогических знаний среди населения; - изучение, обобщение передового педагогического опыта и участие в мероприятиях по внедрению в практику работы учебных заведений передового опыта и достижений педагогической науки; - оказание помощи членам общества в расширении и углублении их специальных знаний, в повышении идейно-теоретического уровня. Одним из основных направлений творческой работы общества являлась работа его научно-практические секций. Президиум Совета областного отделения организовал при Совете следующие секции: Родительской общественности; Дидактики; Истории педагогики; Коллектив и личность; Коммунистического воспитания; Дошкольного воспитания; Эстетического воспитания; НОТ в учебно-воспитательных учреждениях; Заочного и вечернего обучения; Дефектологии; Профилактики детских правонарушений; Начального обучения. К руководству этими секциями привлечены деятели педагогической науки, руководители и квалифицированные учителя школ, работники народного образования, сотрудники внешкольных, комсомольских и других организаций. Во Владимирское областное отделение Педагогического общества входили городские и районные отделения. Городские отделения: Александровское, Владимирское, Вязниковское, Ковровское, Кольчугинское, Муромское, Гусь-Хрустальное, Собинское. Районные отделения: Александровское, Вязниковсео, Ковровское, Кольчугинское, Гусь-Хрустальное, Собинское, Гороховецкое, Камешковское, Киржачское, Меленковское, Муромское, Петушинское, Селивановское, Суздальское, Судогодское, Юрьев-Польское. Работу на местах организовывали районное и городское отделения Педагогического общества, для руководства которыми на соответствующих конференциях избирались Советы отделений во главе с председателем и секретарем. Районные и городские отделения создавали первичные организации и секции Общества и направляли их деятельность.