Главная
Регистрация
Вход
Среда
24.04.2024
02:56
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [134]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Учебные заведения

Народное образование в гор. Владимире (1941 - 1945 гг.)

Народное образование в гор. Владимире (1941 - 1945 гг.)

Н.В. Корешкова. ИЗ ИСТОРИИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ ВЛАДИМИРЕ (1941 - 1945 гг.). Материалы седьмой городской краеведческой конференции (г. Владимир, 8 сентября 2011).

«Без отрыва от производства
В нашем городе есть средняя школа взрослых. Она открыта в 1934 году.
В нынешнем году школа произвела второй выпуск десятиклассников. Наши учащиеся кончают школу без отрыва от производства.
Есть учащиеся, которые за все время пребывания в школе не получали ни одной посредственной отметки, учились и кончали школу только на хорошо и отлично. Примером может служить тов. Челнова, кончившая прошлый год 7 классов на отлично, тов. Толчин — 10 классов и другие.
Тов. Веселовская кончает 9-й класс, не имея за все время учебы в школе ни одной посредственной отметки. Она староста класса, член редколлегии стенгазеты, хороший организатор по массовым выходам школы на лучшие кинокартины. Девятый класс отличается сознательной дисциплиной и высокой успеваемостью, он занимает в школе первое место. За первое полугодие класс имел почти 100-процентную успеваемость.
Я работаю в школе взрослых с ее основания и мне приходится наблюдать, с каким интересом советская жизнерадостная молодежь идет в школу, как внимательно и серьезно слушает преподавателей на уроке, жадно ловит каждое слово.
Наша школа дает те же права, как и массовая средняя школа, и уже многие из наших учащихся кончили техникумы и работают по своей специальности. Некоторые учатся в высших учебных заведениях и готовятся встать в ряды советской трудовой интеллигенции.
При школе есть оборудованный зал для отдыха и культурных развлечений учащихся, неплохо организован физический кабинет.
До 8 класса, как и во всех школах, дается бесплатное образование и если нет возможности кончить 10 классов, можно из 7 класса сдать в любой техникум. Были случаи, когда сильные учащиеся кончали за один год два класса. Так кончила т. Мирошник, которая в утреннюю смену слушала курс 6 класса, а вечером училась в 7 классе и кончила успешно, сдав испытания за тот и другой класс.
Прошлый год также сделал и тов. Федоров. Он учился в 9 классе и одновременно готовился с помощью преподавателей за 10 класс. Выдержал все испытания и осенью поступил в высшее учебное заведение в Москве.
Желающие поступить в школу взрослых могут подать заявление на имя директора школы и в августе держать приемные испытания во все классы, начиная с 5 и кончая 10.
Учительница школы взрослых Е. Жаровщикова» («Призыв», 15 мая 1941).

22 июня 1941 г. разделило жизнь владимирцев на два этапа: «до» и «после». «До» - светлое, счастливое, спокойное - осталось далеко в прошлом. Совсем недавно, радуясь весеннему теплу и первой зелени, шли ребята на экзамены в школу. Рассказ об этом событии газета «Призыв» напечатала под символичным названием «Перед испытаниями». Слово «испытание» и для учеников, и для учителей, и для всех жителей Владимира вскоре наполнится совершенно иным смыслом, а те весенние экзаменационные дни многим покажутся счастливым сном. Газетные страницы пестрели сообщениями о предстоящем летнем отдыхе, о школьных вечерах и пионерских лагерях. Некоторые ребята уже выехали в пионерские лагеря. В лагерь в Красное Сущево отправилось 110 детей работников Грамзавода, в лагерь в с. Погребищи - 103 ребенка работников химического завода, а 186 детей рабочих завода «Автоприбор» и фабрики «Пионер» с нетерпением ждали 24 июня, когда они уедут в с. Устье и в с. Лукинское. 21 июня молодежь города, мечтая о сражениях и подвигах, с восторгом смотрела в кинотеатре «Художественный» фильм «Фронтовые подруги» с лауреатами Сталинской премии Зоей Федоровой и Юрием Толубеевым в главных ролях. Выпускники владимирских средних школ в этот вечер прощались с любимыми педагогами на выпускных балах, получали вместе со свидетельствами об окончании школы пожелания: «В счастливый путь».
В первые дни войны боль, слезы, страх за будущее уживались с уверенностью в том, что война будет, если не молниеносной, то достаточно короткой. Активно шла подготовка к новому учебному году. Проводился ремонт школ. По инициативе учащихся и педагогического коллектива ивановской школы № 31 обком ВЛКСМ решил 24 августа провести по всей области «День школы». Общими силами учителей, учащихся, родителей были приведены в порядок учебно-наглядные пособия, отремонтированы парты, вымыты окна, двери, очищены от мусора школьные дворы. Но начало войны внесло свои коррективы. На предприятиях и в учреждениях проходили митинги. 5 июля в помещении Владимирского городского комитета партии состоялось многолюдное собрание учителей города. Было прочитано выступление по радио И.В. Сталина. Заведующий городским отделом народного образования Александр Иванович Березин поставил ряд практических задач: «развернуть массовую разъяснительную работу среди населения, делая упор на наглядную агитацию, вести работу с учащимися, держать их в курсе событий, показывать героизм Красной Армии, готовить детей к противовоздушной обороне, организовать работу по устройству укрытий и убежищ, организовать участие учителей и учащихся в сельхозработах». При этом заведующий подчеркнул: «Не забывайте о тщательной подготовке к новому учебному году». С поста заведующего городским отделом народного образования А.И. Березин в декабре 1941 г. был направлен на партийную работу. Его сменила М.В. Лукьянова, а с 1942 г. - В.Г. Гусева, которая проработала в этой должности до 20 марта 1946 г.
Начался призыв военнообязанных в Красную армию. Ушли на фронт многие учителя. До сих пор не установлено, сколько их было. Не знаем мы и имен всех погибших земляков-учителей. Установлено, что не вернулись с фронта Александр Павлович Воскресенский - учитель русского языка и литературы СШ № 3, 4; Виктор Семенович Лебедев - директор СШ № 3; Георгий Сергеевич Никифоров - военрук школ города, Иван Пантелеевич Пантелеев - директор педагогического училища в 1930-е гг.; Александр Александрович Сиротинский - заведующий начальной школой № 11; Борис Алекс. Русаков - учитель начальной школы № 4; Александр Иванович Вавакин - учитель математики СШ № 3; Смолин - учитель СШ № 1. Не известна судьба директора СШ №1, 2 - Александра Николаевича Казарина, директора СШ № 2 - К.П. Зайцева.
Вместе с учителями на призывные пункты приходили ученики. Вчерашние школьники, которые еще не достигли призывного возраста, использовали любую возможность, чтобы попасть на фронт. Из 10 «А» класса СШ № 5 г. Владимира ушли на фронт все юноши, вернулись только двое, из параллельного 10 «Б» - все до одного пали смертью храбрых в боях за Родину. Это лишь один из примеров. Так сложилась судьба большинства выпускников 1940/41 учебного года.
Среди учителей, вернувшихся к прежней работе, - Знаменский Сергей Анатольевич - до войны директор НСШ № 5, после войны - директор СШ № 14; Иосиф Аркадьевич Капуста - директор машиностроительного техникума; Серафим Михайлович Тихомиров - преподаватель энерго-механического колледжа; Михаил Николаевич Денисенко - директор школы-интерната № 30; Иван Михайлович Петухов - первый директор института усовершенствования учителей и другие.
После войны директорами школ г. Владимира стали фронтовики Федор Устинович Сочнев (СШ № 29), Александр Владимирович Дунаев (школа-интернат № 4), Платон Дмитриевич Фетисов (СШ № 31), Анатолий Сергеевич Никифоров (СШ № 8), Александр Михайлович Артамонов (СШ № 9), Вячеслав Петрович Плутов (СШ № 33), Александр Михайлович Дятлов (СШ № 13), Альвиан Павлович Гостев (СШ № 6) и др.
Многие из тех, кто вернулся к любимой работе или встал к учительскому столу после фронта, стали высокопрофессиональными педагогами, получили звание заслуженных учителей школы РСФСР: Семен Никитович Гришин - заведующий Владимирским гороно, Павел Кузьмич Зайцев - учитель математики СШ № 1, Федор Иванович Мухин - директор СШ № 19, Евгений Игнатьевич Мырзиков - директор СШ № 16, Сергей Иосифович Рубис - директор школы-интерната № 1, инспектор Октябрьского районо; Мария Васильевна Степанова - директор СШ № 21, Григорий Иванович Чернов - заведующий областным отделом образования.
В 1940-е гг. во Владимирском педагогическом институте работал Герой Советского Союза Александр Иванович Шишкин. Герой Советского Союза Иван Михайлович Гусев связал судьбу с ПУ № 7.
Наравне с мужчинами на фронте воевали женщины. Имена 49 женщин-учительниц названы на страницах книги «Будущего достойные» (книга сделана на электронном носителе, имеется в областной библиотеке). Всю войну прослужила в войсках ПВО Анна Антоновна Павлова - учительница русского языка и литературы СШ № 1, награжденная медалями «За оборону Москвы» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.». Связисткой была учительница начальных классов школы-интерната № 27 Нина Георгиевна Соколова. Александра Ивановна Арзуманова, учительница начальных классов школы № 17 награждена орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Заполярья», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.». Зинаида Ивановна Семина, учительница иностранного языка СШ № 13 отмечена медалями «За оборону Москвы», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.».
28 августа 1941 г. СНК РСФСР принял Постановление № 578, в котором обязал Наркомпрос и его органы полностью осуществить закон о всеобуче, не ссылаясь на трудности военного времени.
Наконец 1940/41 учебного года в городе Владимире работали средние школы - № № 1, 2, 3, 4, 6 и 4-я железнодорожная; семилетние - № № 5, 10, начальные - №№ 1, 2, 3, 4, 5, 5а, 6, 7, 8, 9. Работали и другие учебные заведения: детская школа-санаторий, детский дом им. К. Либкнехта, средняя школа взрослых (открыта в 1934 году), школа взрослых при тюрьме НКВД, школа слепых, школа глухонемых детей, фельдшерско-акушерская школа, школа среднего сельскохозяйственного образования, вспомогательная школа № 12, школа подростков, политпросветшкола, а также техникумы: библиотечный, сельскохозяйственный, химический, механический, физкультурный, энерго-механический. Работали рабфак, Владимирский заочный сектор за курс педучилища, ФЗО № 1, 18, ФЗУ фабрики «Пионер», ремесленное училище № 7, Дом пионеров, школа шоферов, музыкальная школа, Владимирский учительский институт.
В годы войны органы управления образованием, педагогические коллективы школ уделяли большое внимание вопросам сохранения школьной сети и контингента учащихся. Но, как видно из отчетов гороно, количество учащихся в школах города в годы войны сокращалось. Сократилось и количество учебных заведений. В августе 1941 г. как самостоятельные единицы были закрыты средние школы №№ 3, 4, 6; начальные №№ 3, 11, 5а, средняя школа взрослых, НСШ при тюрьме НКВД. К сентябрю 1941 г. установлена следующая нумерация школ города: средние школы: № 1 (директор З.В. Смирнова), № 2 (директор К.П. Зайцев), № 3 (директор О.В. Фокина); неполные средние школы № 4 (директор В.И. Березина), № 5 (директор М.В. Лукьянова); начальные школы № 6 (бывшая № 1), № 7 (бывшая № 2), № 8, № 9, № 10 (бывшая № 5), № 11 (бывшая № 6), № 13, вспомогательная № 12. Была законсервирована школа для глухонемых детей. В октябре-ноябре закрыты НШ № 13 и школа подростков. 2 июля 1941 г. состоялся последний выпуск рабфака. Владимирский учительский институт, сделав первый выпуск, переехал в Суздаль. 16 октября 1941 г. приказом Наркомпроса он был закрыт, а его имущество и оборудование переданы Шуйскому учительскому институту.

Отсев учащихся из массовых школ начался еще в 1940/41 учебном году в связи с проведением в жизнь принятого 2 октября 1940 г. закона об организации ремесленных училищ и школ ФЗО. Потери в численности учащихся 7-х классов в 1940-1941 гг. составили 31%. Только 55% учащихся 4-х классов продолжили обучение в 5-м классе. Прием в 8-е классы снизился на 33%. Эта тенденция наблюдалась и в годы войны, т.к. многие школьники стремились в кратчайший срок получить специальность и начать работать.
Были и другие причины отсева, например, переезд родителей в связи с эвакуацией предприятий области в восточные районы страны. Многие городские школьники шли на производство, чтобы материально помочь семье. Кроме заработка они получали рабочую карточку. Если в начале войны по карточке иждивенца норма хлеба составляла 400 гр., то по рабочей карточке - 800 гр. Позднее нормы были снижены до 250 гр. и 600 гр. соответственно. Причинами отсева учащихся было и отсутствие одежды и обуви; детям приходилось больше заниматься домашними делами, работать в качестве нянь младших братьев и сестер в семье. В годы войны увеличилась детская смертность. В 1944 г. газета «Призыв» указывала на плохое обеспечение топливом как на главную причину отсева учащихся НСШ № 5 и НСШ № 14 г. Владимира.
Ни в одном из отчетов того времени не указывается немаловажная причина отсева - плата за обучение в 8 - 10 классах. Она была введена в 1940 г. и к концу войны составляла 75 руб. в месяц. При средней зарплате в 400 руб. многим семьям оказалось не под силу платить за обучение детей.
Все школы города работали в перегруженных до крайности, приспособленных зданиях, учебные занятия проводились даже на квартирах, т.к. в четвертом квартале 1941 г. все школьные здания были заняты госпиталями.

Результаты работы по всеобучу во многом зависели от учителей. Они посещали квартиры учащихся, беседовали с родителями, с детьми, обращались на производство, в уличкомы. Большую работу приходилось вести с родителями, некоторые из них довольно безразлично относились к образованию и воспитанию своих детей. Многим учителям при поддержке общественности удавалось сохранить контингент учащихся в школах. Сохранили классы полностью учителя СШ № 1 - В.П. Агапитова и А.И. Плескова; учителя СШ № 2 - М.А. Александровская и Баборина. Учительница НШ № 9 М.Ф. Журавлева вернула 7 малышей в третий класс, Е.И. Смирнова из СШ № 1 вернула 5 детей.
Учителя делали все возможное, чтобы обеспечить нормальный учебный процесс, боролись за успеваемость. «Приходилось доставать оберточную бумагу, серую, грубую, из нее можно было выбирать древесные стружки и щепки. Ночью при свете коптилки расчерчивала эту бумагу в три косые линии для 42-х человек, а утром шла в класс и раздавала эти листочки. Наградой за труд были светящиеся глазки ребятишек. Они бережно брали листочки и старательно выводили палочки, овалы, а затем буквы и слова. Только в конце войны стали появляться настоящие тетради, ручки, чернила» - вспоминала учительница НСШ № 13 С.Ф. Корженьяну.
В 1941 г. во Владимире успеваемость составила 72,5%, самый низкий показатель по области. В 1942/43 учебном году ситуация немного улучшилась. Средний процент успеваемости - 76,5%, СШ № 2 - 81%, НШ № 11 - 94,6%. В старших классах: СШ № 1 - 85,1%, СШ № 2 - 70,9%, СШ № 3 - 70,6%. В средних классах успеваемость оставалась низкой: 55,6 - 65,5%. Остро стояла проблема второгодничества. Второгодники составляли треть всех учащихся. По итогам 1943/44 учебного года из 5816 учащихся г. Владимира 707 человек были оставлены на второй год, 659 получили задание на осень. Учителя самоотверженно вели борьбу за повышение качества знаний: посещали учащихся на дому, организовывали соревнование между классами, требовали с учащихся ежемесячные отчеты о выполнении взятых обязательств, создавали платные репетиционные группы для дополнительных занятий с учащимися.
Среди лучших учителей в отчетах гороно названы М.К. Лукьянова - заведующая НСШ № 13, педагогический стаж которой к концу войны составлял 51 год; А.П. Пиримидина - НШ № 11, Н.П. Тихомиров - завуч СШ № 2, А.А. Жоголева - учитель начальных классов СШ № 3. В 1940 г. было введено высшее почетное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР». Первыми в городе его получили Вера Павловна Агапитова, учительница русского языка и литературы СШ № 1, Варвара Васильевна Касаткина - учительница НШ № 6.
В годы войны школы города испытывали кадровый «голод». Некоторые учителя начальных классов работали в две смены. В 1944 г. не хватало десяти учителей начальных классов; не было учителей рисования и физики в НСШ № 5, учитель появился только 20 апреля и учебный год для учащихся был продлен до 20 июня. Не хватало учителей математики, немецкого языка, истории, военного дела. В 1942/43 учебном году, несмотря на нехватку собственных кадров, из числа учителей школ области были отобраны для работы в освобожденных от фашистов в населенных пунктах Сталинградской области 70 человек, в Смоленской - 20 человек. В Тульскую область были направлены: Л.В. Филадельфина (НСШ № 4), М.П. Александрова (СШ № 3), П.И. Семенова.
Среди учителей города Владимира было много так называемых «староучителей», тех, кто получил педагогическое образование в досоветский период. Они запомнились своим ученикам высокой эрудицией, глубочайшим знанием преподаваемого предмета, истинной интеллигентностью. Многие из них умерли в годы войны: Н.А. Мясоедова, В.Ф. Шарашкин, Е.И. Филадельфина, Ф.А. Альбицкий, Н.И. Пятницкая и др. В 1944 г. рабочий стаж свыше 20 лет имели 97 учителей из 233.
23 июля 1943 г. СНК РСФСР принял Постановление № 671 «О раздельном обучении мальчиков и девочек в неполных средних и средних школах крупных промышленных городов».
Педагоги города Владимира, которым посчастливилось работать в женских школах, дали положительные отзывы о разделении школ. «С первых дней этого учебного года, несмотря на долгий летний перерыв, почувствовалось, что кто-то веселый и беспокойный ушел из школы. В ней воцарилась атмосфера спокойствия и тишины, которую не нарушали даже визгливые классы. Шум их в перемены не настолько был силен, чтобы выходить за пределы класса. На протяжении целого года не слышно о поломанных учащимися столах, партах, изорванных плакатах и т.д. Самыми грубыми нарушениями дисциплины на уроках стали считаться разговоры и оспаривание отметок у педагога. Класс более послушен воле педагога, чем смешанный. Дисциплина возросла, реже встречаются опоздания, невыполнение учебных заданий и общественных поручений. Почувствовалось, что девочки более остро воспринимают плохие и хорошие отметки. У них повысилась чувственность. Присутствие мальчиков, видимо, еще сдерживало их слезы. Теперь слезы стали чаще из-за отметок...». По-другому обстояло дело в мужских школах. «В мужских школах стрельба из рогаток, драки, курение... Первые дни учебы дали почувствовать учителям, что мальчики - это народ, в котором жизнь кипит ключом, их энергию надо организовать. У тех учителей, которые не могли быстро перестроиться, уроки проходили мучительно при плохой дисциплине <...> Наполняемость в 8 - 10 классах мужской школы такова, что в г. Владимире в 1944 - 1945 учебном году средняя школа должна быть преобразована в семилетнюю, т.к. на 10 июля 1944 года в 8-е классы не подано ни одного заявления. В 9-м классе осталось 9 человек, в 10-м - 3 человека». Мальчики чаще девочек покидали школу, многие дети малоимущих даже при наличии способностей вынуждены были уходить в техникумы или на работу.
В 1943 г. начался прием детей в школу с семилетнего возраста. В этом году контингент учащихся неполных средних школ города Владимира вырос по сравнению с предшествующим учебным годом почти на 1000 человек, хотя из школ выбыли дети, находившиеся в эвакуации. Они вернулись в освобожденные к этому времени районы.
«Улучшить воспитательную работу в школах (С городской и районной конференции учителей).
25 сентября 1943 г. состоялась городская конференция учителей 5-10 классов.
Доклад о международном положении тов. Березин. Затем с докладом об итогах работы школ за 1942-43 учебный год и задачах на 1943-44 учебный год выступила зав. гороно тов. Гусева.
В прениях по докладу высказалось 15 человек.
Основной задачей нового учебного года, как докладчик, так и выступавшие, поставили улучшение воспитательной работы и условиях раздельного обучения учащихся, повышение дисциплины, оживление методической работы.
27 сентября открылась районная конференция учителей. Доклад заведующего районо тов. Невского «Об итогах работы неполных средних и средних школ в 1942-43 учебном году и задачах школ в 1943-44 году» вызвал большой интерес. На ярких примерах т. Невский рассказал, как работали учителя в истекшем учебном году. Вскрыл те большие недостатки педагогической работы учительского коллектива, которые мешали школам района выйти на первое место.
В этом учебном году прошлогодние ошибки снова повторились. В начальных классах из школ отсеялось более 200 детей. Школьные работники не борются, по-настоящему за реализацию постановления о всеобуче.
28 сентября конференция продолжала свою работу. После прений обсуждался вопрос о воспитательной работе в средней школе. В заключение была секционная работа» («Призыв», 29 сент. 1943).
В связи с освобождением школьных зданий из-под госпиталей школьная жизнь во Владимире медленно налаживалась.
30 сентября 1944 г. Владимирское гороно издает приказ № 90, согласно которому предполагается произвести следующую реорганизацию и перемещение школ:
- СШ № 1 (ж) объединяется с НСШ № 4 и размещается на ул. Большая Московская д. № 1;
- СШ № 2 (м) переводится в помещение СШ № 3 (клуб Молотова);
- СШ № 3 (ж) из клуба Молотова выводится в помещение бывшей СШ № 4 на ул. Луначарского д. № 13а;
- из начальной школы № 9 (помещение рабфака) выводится 1-й класс в женскую школу;
- НШ № 4 вновь организуется в помещении НСШ № 4;
- из НСШ № 5 выводится два класса в НШ № 4;
- без изменений остаются НШ № 6, НШ № 9, НШ № 10, НШ №11, НСШ №13;
- организуется новая НШ № 16 в помещении бывшей СШ № 1 на ул. Муромской д. № 10.

21 июня 1944 г. было опубликовано Постановление СНК СССР «О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе». Для учащихся, оканчивавших начальную и семилетнюю школу, устанавливалась обязательная сдача выпускных экзаменов, а для выпускников средних школ - экзамены на аттестат зрелости. Согласно этому постановлению «для награждения учащихся средней школы, показавших при сдаче на аттестат зрелости выдающиеся успехи и имеющих отличное поведение», были введены золотые и серебряные медали. Первым «золотым» медалистом женской СШ № 1 г. Владимира стала Любимова Нина.

Героический труд многих владимирских учителей в годы Великой Отечественной войны отмечен медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.». К концу 1947 г. ее получили 1190 учителей области. В 1945 г. Анна Васильевна Плескова была награждена орденом Трудового Красного Знамени; Екатерина Герасимовна Орлова, инспектор гороно - орденом «Знак Почета»; Анна Федоровна Бурова (учительница начальной школы №7 гор. Владимира) и Ольга Никандровна Модестова - медалью «За трудовую доблесть»; Валентина Ивановна Березина и Клавдия Ивановна Тихонова, учительница школы слепых - медалью «За трудовое отличие».


Анна Федоровна Бурова


Учебные заведения города Владимира
Город Владимир в начале ВОВ
Город Владимир в 1945-м году

Категория: Учебные заведения | Добавил: Николай (09.12.2019)
Просмотров: 1094 | Теги: Владимир, учебные заведения, вов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru