Главная
Регистрация
Вход
Четверг
14.11.2019
01:13
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [136]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [1127]
Суздаль [349]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [371]
Музеи Владимирской области [59]
Монастыри [5]
Судогда [9]
Собинка [81]
Юрьев [199]
Судогда [84]
Москва [42]
Покров [111]
Гусь [125]
Вязники [230]
Камешково [66]
Ковров [296]
Гороховец [95]
Александров [216]
Переславль [100]
Кольчугино [62]
История [32]
Киржач [69]
Шуя [93]
Религия [4]
Иваново [48]
Селиваново [28]
Гаврилов Пасад [8]
Меленки [70]
Писатели и поэты [15]
Промышленность [76]
Учебные заведения [50]
Владимирская губерния [30]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [75]
Медицина [34]
Муромские поэты [5]
художники [5]

Статистика

Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Учебные заведения

Гимназия № 3, г. Владимир

Гимназия № 3, г. Владимир

В 1918 году Владимирская женская и мужская гимназии были преобразованы в Единую Трудовую школу. Срок обучения был установлен в девять лет. Школа подразделялась на две ступени: первая со сроком обучения четыре года и вторая со сроком обучения пять лет. Было открыто шесть школ II ступени.
В октябре 1918 года в здании бывшего Реального училища открылась 3-я советская школа II ступени.


Улица Никитская, д. 1

В 1923 г. в здании школы открывается Дом работников просвещения. «С 30 июля 1925 г. ежедневно вечерами в ясную погоду на Пушкинском бульваре домом работников просвещения организуются наблюдения в 3-х дюймовый телескоп-рефрактор небесных светил. Плата за каждое наблюдение 10 коп. Весь сбор поступит в кассу взаимопомощи союза рабпроса на улучшение быта инвалидов, не имеющих права на госпенсию. Руководить наблюдениями будет В.А. Юдин» («Призыв», 30 июля 1925 г.).
«Школьная выставка. По инициативе методической секции владимирского УОНО, в помещении 3-й школы 2-й ступени во Владимире (быв. реальное училище) организована общегородская выставка работы школ по новым программам ГУС-а.
Цель организации данной выставки – на основе учета опыта школ 1 ступени гор. Владимира — дать общую картину работы за истекший учебный год и в то же время дать до известной степени образец для массовой школы подхода к работе по программам ГУС-и их проработке.
Выставка не является в полном смысле слова отчетной. Отчетные выставки были своевременно организованы в каждой школе по окончании учебного сезона. Данная выставка мыслится секцией, как один из начальных камней в фундаменте будущего уездно-городского школьного музея, организация которого входит как одна из существенных задач в работу секции.
На выставке установлены дежурства школьных работников, которыми и даются разъяснення.
Выставки открыта два раза в неделю по средам с 3 ч. до 6 ч. и по воскресеньям с 12 до 4 часов. Выставка продолжится до 20-го августа» («Призыв», 1 августа 1925 г.).
В 1930 г. школа № 3 переезжает на Комсомольскую улицу (д. 1), в здании бывшего Васильевского высшего начального училища. В здание на Никитской, д. 1 в 1934 году переехал Владимирский педагогический техникум.
В августе 1930 г. Ю.И. Левитана перевели из школы № 2 в Третью школу II ступени, которая располагалась на Комсомольской улице (д. 1) в здании бывшего Васильевского высшего начального училища.


Улица Комсомольская, д. 1.

В 1931 г. преобразование 3-й школы-девятилетки в школу-семилетку.



Улица Большая Московская, д. №106. Здание бывшей Духовной Семинарии.

В 1934 году Владимирский педагогический техникум из дома № 106 переехал в здание на Никитской, д. 1. В здании техникума разместилась Средняя школа № 3.
До 1941 года Средняя школа № 3 помещалась в здании бывшей духовной семинарии на тогдашней улице III Интернационала, в левом его крыле.
«В 1936 году я поступила в первый класс средней школы № 3. Школа тогда помещалась в здании бывшей до революции Владимирской духовной семинарии, что стоит на улице Большая Московская (тогда им. III Интернационала), в левом его крыле. Когда-то эта часть здания служила пансионом для приезжих из губернии на учёбу в семинарию студентов. В последние годы XIX века там находились также квартиры преподавателей семинарии. Так, на первом этаже, в квартире с окнами на центральную улицу, справа от крыльца, в конце 90-х годов XIX века до 1902 года жил мой дедушка, тогда надзиратель семинарии Дмитрий Флегонтович Гиляревский с семьёй: женой Надеждой Александровной и дочерью Марией - моей будущей мамой. Это было старинное, строгое по внутренней архитектуре и отделке специально выстроенное для учебного заведения здание. Здесь мы проучились пять лет до мая 1941 года».
«Mы, ученики 4 класса «а», будем сдавать испытания первый раз. Поэтому готовились к ним серьезно. Начали повторять пройденный материал с конца третьей четверти. Весь материал, который нам надо было пройти в четвертом классе, повторили.
В классе развернуто соревнование между звеньями, висит доска учета успеваемости. Она заставляет подтягиваться неуспевающих. Еще были организованы дополнительные занятия три раза в неделю. На одном звеньевом сборе мы решили помогать неуспевающим. Вова Осипов сказал, что он хочет помочь Вове Мочалову по арифметике. Лида Крылова по русскому языку помогала Лиде Самариной, а Николаев Шура—Зайцеву.
В нашем классе из 42 учащихся успевает 39.
А о том, как готовиться к испытаниям, с нами учительница Елизавета Александровна Красильщикова провела беседу. Мы к испытаниям подготовились хорошо. Их не боимся. Только все же немного волнуемся, так как нам хочется сдать испытания на хорошо и отлично.
Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!
Л. Крылова, Г. Кувшинова, В. Осипов. Средняя школа № 3» («Призыв», 20 мая 1941 г.).
«Родительский комитет, ознакомившись с инструкцией и мероприятиями, намеченными школой по проведению испытаний, незамедлительно включился в оказание практической помощи школе.
После совместного заседания педагогического совета с родительским комитетом, мы приступили к проведению бесед с учащимися на тему «Как лучше подготовиться к испытаниям», выявляя все недочеты, мешающие и нарушающие нормальные условия в подготовке. Одновременно состоялись выходы на дом к родителям учащихся, отстающих в учебе.
Наглядным примером в оказании помощи могут служить следующие факты.
Ученица Н. из 7 класса не успевала. Она нарушила свой распорядок времени, уделяла больше внимания улице и уклонялась от учебы. И стоило сходить члену родительского комитета к родителям и совместно побеседовать — положение изменилось. Ученица ликвидировала отставание.
Ученик С. из 7 класса тоже не успевал. После беседы с ним он выправился и придет к испытаниям с полной успеваемостью.
Одновременно члены родительского комитета сами занимаются с отстающими учениками по математике и русскому языку.
Для учащихся 10 классов был организован кружок по усовершенствованию разговорной речи немецкого языка и, несмотря на короткий срок — результаты оказались положительные. Учащиеся охотно восприняли оказываемую помощь и остались довольны.
Таких примеров много и все они характеризуют, как необходима родительская помощь в повышении успеваемости.
Имеются случаи, когда некоторые родители не знают, что их дети плохо учатся. Приход к ним на дом представителей родительского комитета исправляет положение в лучшую сторону.
В хозяйственной работе родители также принимают и примут участие на время испытаний — устанавливаются дежурства, улучшается обслуживание буфетом и оказывается практическая помощь во внешнем оформлении школы.
В. Лезов, председатель родительского комитета 3-й средней школы» («Призыв», 20 мая 1941 г.).
«Перед испытаниями десятиклассница Нина Кобяко, ученица третьей средней школы, заболела и ее положили в больницу. Лежа на больничной койке, посматривая в окно, за которым искрился весенний солнечный день, Нина беспокоилась:
— Я лежу, а ребята учатся, повторяют, готовятся к испытаниям.
И она очень обрадовалась, когда ее выписали из больницы. Нужно было полежать дней пять дома, но на второй день Нина явилась в школу, заявив директору:
— Я буду сдавать зачеты...
И вот она перед экзаменационным столом. Она говорит уверенно, свободно о творчестве Брюсове. У нее культурный, красочный язык, богатый выбор слов. Чувствуется, что она выражает мнение не от «сих до сих», а свое и довольно полно. Она заговорила о стихотворении «Ассаргадон».
- Помните его? Прочтите?— предлагает учительница Лидия Васильевна Беляева.
Ученица декламирует с чувством. Ассистент-преподаватель учительского института тов. Соколов спрашивает ее, что же характерного для Брюсова в этом стихотворении.
- Брюсов показывает себя, как большой знаток истории. В цельных и ярких образах Ассаргадона, Александра Македонского, Наполеона Брюсов противопоставляет ничтожность и расслабленность своего дореволюционного круга.
Так же полно отвечает Нина и на другие вопросы — о творчестве Горького, приводит отзыв Ленина о гениальном и любимом писателе современности. И когда Беляева спрашивает ассистента: есть ли вопросы, т. Соколов качает головой и они ставят ученице отличную оценку.
Нина села за парту. Она задумывается.
— Без сомнения, — решает девушка. — я сдам испытания по всем предметам на отлично. В этом уверена. Получу аттестат, а потом...
Она мечтает поступить в станкостроительный институт.
Испытания продолжаются. Один за другим подходят учащиеся, берут билеты.
Замечательны знания у Дмитрия Жоголева. Он лаконично рассказывает содержание «Фауста» — Гете, дает анализ произведению, образам Гретхен, Фауста.
— Коротко, но полно. Пожалуй больше ничего не прибавишь,— замечает директор школы Ольга Васильевна Фокина» («Призыв», 24 мая 1941 г.).
«Испытания в третьей средней школе идут равномерно.
Впервые сдают испытания четырехклассники. В четвертом классе преподавателя Е.А. Красильщиковой ребята писали диктант. Из полученных оценок 13 отличных, 17 хороших, 10 посредственных. Плохих нет. Преподаватель Красильщикова усердно поработала над грамотностью школьников.
В 6 классе «е» у преподавателя Курбатовой по географии 10 человек получили отлично, 13 хорошо, 17 посредственно. Отмечены хорошее знание карт, большая требовательность учителя к школьнику.
На устном ответе по русскому языку в 7 классе 6 отличных, 12 хороших, 11 посредственных отметок.
Испытания вскрывают и серьезные недочеты.
Язык большинства школьников, даже десятиклассников-отличников беден, не красочен. Речь слишком беспомощна.
Десятиклассница К…, рассказывая об образе Гамлета, заявила:
— Трагедия Гамлета появляется с того, что ему появляется призрак...
Таких неряшливых, неграмотных и зачастую просто непонятных выражений много не только у К..., но и у других учащихся. В редких случаях преподаватель поправляет. Учащиеся зачастую оперируют готовыми фразами. Характеристики чересчур «книжны».
В 10 классе учащиеся писали о Шолохове, вкладывая в сочинение такие мысли, какие они слышали в классе. Учащиеся не решаются высказать свои мысли, или они не привыкли мыслить самостоятельно. При этом в сочинениях допущены грубые ошибки. Ученица К., например, пишет: «Нагульнов— секретарь партийной ячейки». А посмотрите какая связь слов в предложении у десятиклассницы! Говоря о Давыдове, ученица пишет: «Это типичный представитель, связанный свою судьбу с большевитской партией».
Поражали своим бескрасочным, бледным языком ответы учащихся по естествознанию в 6 классе «б», хотя знания по этому предмету у учащихся основательны и прочны.
Все это говорит о том, что большая часть учащихся неудовлетворительно знает родной язык, не пытается обогащать его, мало читает художественных произведений. В этом вина и преподавателей, не проявлявших серьезных требований к развитию у учащихся хорошего, литературного языка, к культуре речи.
Выявился другой недостаток. В 9 классе «б» на испытаниях по физике у преподавателя тов. Владычина ученики, как, например, Маргарита Шлеева, не умеют обращаться с приборами, не умеют разрешить практические вопросы» («Призыв», 24 мая 1941 г.).

Опытно-Показательная школа имени Н.К. Крупской

В 1920 году при ИНО открылась 1-я Опытно-Показательная школа. Ее первым директором был Петр Алексеевич Жаровщиков.
«В воскресенье, 4-го декабря (1921 г.), состоялось общее собрание родителей учащихся Владимирской опытно-показательной школы-коммуны при ИНО, на котором постановлено взять на содержание школы одного ребенка школьного возраста из Татреспублики. Ребенок будет на полном иждивении родителей учащихся и педагогов школы вплоть до нового урожая. Жить он будет в общежитии-коммуне при школе. Избрана особая комиссия из родителей и преподавателей, которой и поручено непосредственное наблюдение и заботы за жизнью и состоянием ребенка» (газета «Призыв», 10 декабря 1921).
5 декабря 1921 г. в Опытно-показательной школе состоялся литературно-вокальный вечер в память Н.А. Некрасова. Среди вечера был устроен сбор в пользу голодающих детей Поволжья. Дети и присутствующие на вечере родители охотно жертвовали.
Ученики своими силами оборудовали кабинеты: физико-математический, естествознания, географии, родного языка и истории. Ездили на экскурсии по Волге. Выпускали рукописную газету «Мысли школьника» и журнал «Родная школа». Большую роль в жизни учащихся играл ученический клуб, организованный в феврале 1922 г. Члены клуба готовили доклады, вечера художественной самодеятельности, на которых инсценировались даже отрывки из опер.
Сознательную дисциплину и товарищескую спайку ребят этой школы отмечали учителя, родители, представители различных комиссий. Учащиеся регулярно устраивали выставки своих работ, на каждой из которых представлялось до 700 экспонатов: рисунки, физические приборы, макеты, вышивки, модели электростанций и др.
«Многие знают о существовании Опытно-показательной школы коммуны. Знают о том, что эта школа чем-то отличается от прочих школ города и отличается в хорошую сторону. Многие родители стремятся пристроить своих детей прежде всего в показательную школу. Но что делает эту школу отличительной от других и почему она носит такое, на первый взгляд, витиеватое название «опытно-показательной школы-коммуны», это для широких слоев владимирской публики покрыто мраком неизвестности. Школа эта имеет семилетний курс. На первых трех годах обучения применяется классная система, начиная с 4-ой группы занятия ведутся по кабинетам; применяется точно также и лабораторный метод, к сожалению, не могущий занять преобладающего места благодаря недостаточности помещения и за отсутствием нужных материалов. вполне исчерпывающе проводится в школе принцип наглядности и принцип трудового подхода к изучению дисциплин. Здесь школа являет собой пример показательности школ Республики, где из ребенка развивалась бы не бездушная кукла, набитая бессистемно-книжной премудростью, а гармонически воспитанная человеческая личность. Старая школа, практикуя граммофонный метод преподавания, совершенно не заботилась о создании единой связной программы, тесно сплетенной с жизнью. Школа-коммуна устранила эту ненормальность. Два раза в год (перед зимней и летней школой) педагогические комиссии и совет школы вырабатывают единую программу с удачно подобранным изучаемым материалом из местного края. Программы эти составляются на основании новых принципов школьного воспитания. Программы первых трех групп отличаются тем, что представляют собой единое целое без всякого разделения по отдельным предметам. Для ребенка становится незаметно, что сейчас он изучает арифметику, через час географию и т.д. Здесь, незаметно для него самого, даются ему сведения из всех областей, доступных для его понимания. В старших группах система преподавания предметная, но и там тесная связь между предметами поддерживается тщательнейшим образом. Например – целью преподавания русского языка являются попытки внести жизнь в преподавание путем применения иллюстрированного чтения, развития живой речи учащихся, пробуждения творчества детей, развитие критического отношения к читаемому. Что касается математики, то она не представляется для детей каким-то кавардаком цифр, дробей и проч., а предметом, тесно связанным с жизнью. Учащиеся свободно могут разобраться в различных диаграммах, сами их свободно чертят, умеют составлять графики для переводов одних величин в другие, лично справляются с черчением планов в известном масштабе, умеют произвести измерения и построения на поверхности земли и проч. В школе практикуется метод обучения иностранным языкам посредством бесед и игр. В течение двух лет замечено, что при таком методе дети очень интересуются изучением языков. Большей любовью среди учащихся пользуется рисование, ставящее целью научить детей посредством рисунка излагать свои мысли. В старших группах рисуют с натуры. Во всех группах рисование тесно связано с другими предметами. Учащиеся иллюстрируют при помощи карандаша и кисти, чтения и беседы по изучению языков, географии, истории, естествознанию и математике. Такое рисование пробуждает в детях творческую самодеятельность и развитие художественного вкуса.
Вся жизнь школы построена на вполне сознательной дисциплине. Самое высшее наказание – выговор и вызов в президиум Совета родителей провинившегося ребенка. То послушание, какое поражает посетителя школы, основано исключительно на уважении учащихся к преподавателям, сумевшим установить с детьми истинно дружеские отношения.
Насколько учащиеся любят свою школу, показывает то обстоятельство, что несмотря на пребывание в ней с 9 час. утра и до 3-4 часов вечера, они все-таки не хотят уходить домой, с охотой работая после занятий. Показательной здесь также является сравнительно низкая цифра пропусков,- всего было пропущено из 9714 учеников-дней 10%.
При школе существует общежитие-коммуна на 12 человек,- первая тсупень по переходе всей школы на положение школьной коммуны. Общежитие является действительной маленькой дружной коммуной, построенной на разумном труде, чередующемся с целесообразным досугом. Дети сами регулируют совю жизнь и организуются для выполнения той или иной задачи. Это выработает в них твердую уверенность, что каждый отдельный человек есть часть коллектива, что коллективный труд целесообразнее одиночного…» («Призыв», 11 февраля 1922 г.).
Педагогический Совет Владимирской Опытно-показательной школы cовместно с Губоно ходатайствовал перед Н.К. Крупской (Лениной-Ульяновой) о разрешении назвать школу ее именем. 29 декабря 1922 года от Н.К. Крупской получено согласие и, таким образом, школа стала носить название: «Владимирская Опытно-показательная школа имени Н.К. Крупской».
«Школьная выставка.
10 июня открылась во Владимире выставка работ учащихся опытно-показательной школы. Эта выставка — публичный экзамен школы, т. к. выставлены работы, проделанные в течение настоящего учебного года.
По ним всякий посетитель может ознакомиться и проследить работу школы и состоящего при ней детского сада в течение всего года.
Выставка производит самое отрадное впечатление, и следует горячо рекомендовать посетить ее всем, интересующимся воспитанием и образованием детей.
А для всех учителей посетить эту выставку прямой долг.
Выставка расположена в трех комнатах. Середину самой большой из них занимают работы детского сада. Вы здесь видите рисунки, аппликации, макеты и другие изделия малышей. Вы чувствуете по этим работам, как и в каком направлении развиваются дети. У стены лежат дневники детского сада. Здесь записаны наблюдения над отдельными детьми. Читая их, вы замечаете все разнообразие внутренней деятельности детей, их психологические особенности, их склонности, интересы; видите, что руководительницами все это учтено. Сопоставляя дневник с выставленными тут же работами, вы можете проследить, как развивался тот или иной ребенок.
По бокам большой комнаты выставлены работы школьников по естествознанию, русскому языку, истории и рисованию. Здесь вы видите естественно научные коллекции, собранные и преппарированные детьми разных групп, террариум, несколько аквариумов, диаграммы наблюдений над погодой, тетради-дневники с записями наблюдений — это результат занятий, преимущественно, в летней школе.
Работы по русскому языку и истории заключают в себе иллюстрации прочитанных в школе и дома рассказов, сказок и басен и ученические тетради с работами в том самом виде, как они подавались, со всеми промахами и погрешностями и с замечаниями преподавателей. Выставленные тут же №№ ученического журнала позволяют судить о свободном творчестве детей вне учебной программы.
Две другие комнаты заняты работами учащихся по физике и математике и географии.
Ряд самодельных физических приборов: весы, насосы, мензурки, ватерпасы, блоки, батареи и др. и даже модель целой электрической станции показывают, что дети умеют сделать и, следовательно, что они знают настолько, что могут применить на деле. Тот материал, из которого изготовлены приборы, консервные банки, пробки, трубочки, воск и сургуч, наводит на мысль, что и при нашей бедности, благодаря вдумчивости и находчивости преподавателя и учеников, можно изучать физику и гораздо лучше, чем прежде, на дорогих приборах: что сами сделали, то знают основательно. Масса прекрасно и чрезвычайно показательно исполненных диаграмм показывает, как основательно изучается жизнь школы, города России. Ряд графических изображений математических выкладок показывает, что в этой школе наглядность обучения даже математике доведена до совершенства.
В географической комнате, кроме ряда диаграмм, иллюстрирующих важные стороны человеческой жизни, вы видите макеты разных уголков нашей республики и земного шара и по ним можете судить, насколько правильные представления о них имеются у детей. Остроумная электрическая карта Владимирской губернии останавливает внимание большинства посетителей.
Особый уголок в первой комнате отведен преподаванию иностранных языков по натуральному, в соединении с трудовым, методу. Всем интересующимся обучением языкам рекомендуется заглянуть туда.
На меня лично выставка произвела самое светлое впечатление. Имея такую школу, как опытно-показательная, а по ней должны равняться и все другие, мы смело можем глядеть в будущее. Труд учащихся свободен, легок, бодр и смел и полезен, не в отвлеченном смысле, а на деле. Чувствуется, что окончившие эту школу будут знающими и дельными работниками.
И работа учащих видна: вдумчивая, серьезная, строго продуманная и согласованная с силами и интересом учащихся. Я вышел с выставки удовлетворенным и спокойным за школу. Рекомендую посетить выставку всем и проверить мои впечатления; она бесплатная, помещается за Лыбедью в зд. бывш. Духовного уч., открыта до 1 июля с 10 до 2-х, кроме понедельника, а в праздники с 12 до 4 дня» (Газета "Призыв", 19 июня 1923 г.).
«Еще о выставке Владимирской Опытно-показательной школы имени Н.К. Крупской.
С 10-го июня по 1-е июля в нашем городе была открыта выставка ученических работ, детского творчества в Опытно-показ. школе имени Н.К. Крупской и детсада.
Выставка имела успех, и для подавляющего большинства посетивших ее педагогов она дала нечто новое, заронила желание начать работу по другому.
Уверила многих сомневающихся в своих силах, показав, что труд и любовь к нему могут сделать многое в смысле приближения к идеалу трудовой школы, хотя бы и работали на этой ниве самые обыкновенные работники.
Выставка натолкнула посетителей-педагогов на новую дорогу в своей деятельности.
У некоторых создала непреклонное желание многое виденное на выставке применить у себя в школе.
И все это лишний paз доказывает, насколько сильна тяга у нашего учительства «подучиться», посмотреть новое, позаимствовать его и применить у себя.
Ясно, что того апатичного шкраба 19—20—21-го годов, когда мысль была направлена лишь на то, как бы достать пуд хлеба, как бы получить жалованье,— уже нет.
Сдвиг в сторону самообразования, в сторону горячего желания получше работать в новой школе и правильно ответить на те запросы, какие ставит учительству Советское государство,— этот сдвиг налицо.
В эти 18 дней выставку посетила 600 человек, преимущественно школьных работников и почти 1000 человек детей-школьников I и II ступени в виде экскурсий на выставку. Выставкой интересовалось не только местное городское учительство, но много было и из уезда.
Приходили пешком учителя из Судогды и Судогодского уезда, приезжали учителя с фабрики Карла Либкнехта, Ковровского уезда, с культкомиссией во главе.
Работников опытной школы это ободряет, которые с будущего учебного года имеют в виду еще больше расширить и углубить свою педагогическую деятельность, еще больше «повернуть руль на открытое море жизни и современности» и по «путям к новой школе» добраться до этой новой школы.
Выставка закрыта, но она согласно учебного плана Губернских педагогических курсов по переподготовке учителей будет в течение лета использована для слушателей этих курсов в качестве иллюстрации к некоторым лекциям по педагогическому циклу» (Газета «Призыв», 18 июля 1923 года).
«В ШКОЛЕ «КОММУНА». Гр. Н…., приславший заметку в редакцию о «пролетаризации» опытно-показательной школы «Коммуна», пишет:
— «Мою дочь исключили из школы. И исключили только из-за того, что я имею на руках промысловый патент III-го разряда.
Это происходит в то время, когда в школе остаются учиться дети таких крупных воротил, как Сырунина и Краснощекова».
Правда, по справедливости этого быть не должно.
Что скажет администрация школы?» («Призыв», Среда, 10 октября 1923 года).
«Годовая отчетная выставка школы им. Крупской.
Год трудовой жизни опытно-показательной школы им. Крупской, год напряженной работы закончился годовой отчетной выставкой. Выставка вместе с детсадом занимает семь больших комнат, вместивших 400 экспонатов, не считая некоторых прошлогодних, еще не потерявших своего значения и интереса.
Осмотр выставки, сопровождаемый объяснениями как педагогов, так и учащихся дает полную картину большой работы в школе.
В газетной статье нет возможности подробно описать как впечатления от выставки, так и самую выставку. Остановимся на самом выдающемся.
В первых четырех группах представлена наглядно на схемах и экспонатах, изготовленных детьми, работа по комплексной программе ГУС-а. Каждый комплекс, каждая тема иллюстрирована экспонатами в том порядке, в каком протекала работа.
Материал V группы также расположен по комплексам, а дальше с VI группы экспонаты представлены по предметам.
Тут же, в справочном столе лежат и программы, и задания по Дальтон-плану, и литература, которой пользовалась школа.
За истекший год в школе против прошлых лет можно заметить следующие нововведения: IV группа находилась в руках одного лица, что судя по выставке, дало положительные результаты. В школе в VIII группе введен был Дальтон-план, который, как видно из бесед с учащимися и педагогами, дал тоже положительные результаты.
В школе в этом году был организован кооператив, на выставке со всеми подробностями представлена работа этого кооператива вплоть до образцов всех товаров, продававшихся в кооперативе.
Обращают на себя внимание экспонаты по физике, сделанные из бросового материала, но довольно ярко и наглядно иллюстрирующие курс физики, а также заинтересованность и усвоение детьми этого курса.
Школа, кроме обучения детей, вела еще довольно сложную работу по переподготовке учительского персонала из других школ. На выставке можно видеть, что за истекший год прошло через школу 50 человек школьных работников, которые были в школе по 2 недели, участвуя в жизни школы, в разработке программ, в собраниях, советах и т.д. А всего через двухнедельный практикум в школе за 2 ½ года прошло 212 человек учителей. Эта колоссальная работа педагогического персонала отнимала не мало времени и сил.
На выставке представлена и общественная работа школы. Самоуправление учащихся, пионерское и комсомольское движение в школе отразилось в тех или иных экспонатах. Стенные газеты, плакаты, протоколы собраний, школьный журнал, которого вышло уже 25 номеров – все это говорит за то, что организация детской жизни в школе налаживается и против прошлых лет заметно подвинулась вперед.
Выставку, главным образом, посещают педагоги, учащиеся и родители. Чаще раздаются голоса одобрения и отдается должная дань работе школы.
Некоторые из городских учителей, посетивших выставку, высказывали пожелание теснее связаться с опытной школой в повседневной годовой работе. Этому желанию совет школы, насколько мне известно, вполне идет навстречу и с осени план более тесного единения и связи школы с городским учительством будет проводиться в жизнь.
Есть, конечно, недостатки в школе, но, судя по выставке, достижения в работе школы идут гигантскими шагами и, если прислушаться к беседам и толкам вокруг школы, то можно несомненно утверждать, что школа оправдывает свое назначение опытно-показательного учреждения и, по выражению члена гос. уч. совета т. В. Иванова, является ценным фактором для местного края в области школьного строительства» («Призыв», 6 июня 1925 г.).
«Из жизни Владимирской опытно-показательной школы им. Н.К. Крупской.
13-го сентября 1925 г. состоялось общее собрание родителей учащихся школы. Собрание было сравнительно многолюдным; присутствовало свыше 60 ч. Обсуждались вопросы о задачах работы школы на 1925-26 уч. год и о коллективной закупке учебников.
Следует отметить живой интерес родителей к новой системе преподавания, которая вводится в школе в пяти старших группах (с 5 по 9 гр.). Система эта лабораторно-студийная или, как ее обычно не совсем точно называют, Дальтон-план.
Развивая в детях самодеятельность и воспитывая в них способность к самостоятельной работе, эта система вместе с тем дает возможность не задавать уроков на дом, а всю работу проводить в школе коллективным путем при минимальной количестве учебников. Учебники будут в каждой группе общим достоянием всех, а не у каждого учащегося. Это сократит расходы на учебники.
Собрание родителей в принятой резолюции приветствовало новую систему учебных занятий в школе и постановило на следующем заседании заслушать подробный доклад о Дельтон-плане, а также подтвердило свое весеннее постановление — заслушать план работы школы на первый триместр (от сентября до ½ декабря). Постановлено еще выработать план постоянной работы и связи школы с родительским составом путем периодических собраний, на которые будут приглашаться не только родители учащихся, но и представители всего организованного населения, интересующиеся работой опытно-показательного учреждения» («Призыв», 18 сентября 1925 г.).
По школьному образованию (1926 год): школ 1-й ст. 10, учащихся в них 2348, учителей 78; школ ІІ-й ст. 4, учащихся в них 1717, учителей 73; опытно-показательная школа 9-тилетка 1, учащихся в ней 245, учителей 18.


23 июня 1941 года, на второй день Великой Отечественной войны, во Владимире началась организация госпиталей. Одним из первых был развернут эвакогоспиталь № 1890 (23.06.41 — 15.10.43), в здании бывшего Духовного училища (ул. Луначарского, д. 13, д. 13а), площадью 1200 кв. м. Его начальником стал Николай Константинович Воронин.
«Война застала меня в Плёсе, в доме отдыха. В тот же день мне пришла повестка из Собинского райвоенкомата. Ночью мы прибыли в горвоенкомат, там заночевали. Утром пришёл Николай Константинович Воронин. Он отобрал людей и привёз нас в третью школу. Школа была пустая. Оборудовали госпиталь мы сами. На двуколках ездили за матрасами, бельём. Первые два месяца раненые не поступали. Лишь 29 августа мы приступили к работе. Легко раненые оставались в госпитале, тяжело раненых после санитарной обработки отправляли в глубокий тыл. Я заведовала палатой № 15, которая находилась на втором этаже. Было трудно. Работали и по ночам. Сами стирали, убирали. Начальник госпиталя Н.К. Воронин любил порядок и чистоту, проверял всё сам» (из воспоминаний А.Г. Шишаевой).
«В 1940 году я окончила фельдшерско-акушерскую школу. Год работала в городской поликлинике, потом меня направили в эвакогоспиталь № 1890, где я была фельдшером. Раненых было очень много, и поэтому вместо коек делали нары или иногда клали на пол солому, накрывали простынями и клали на эти «кровати» раненых. Я многое не умела делать, приходилось учиться всему прямо на месте. В дальнейшем приходилось делать все операции: переливать кровь, накладывать гипс, делать уколы. Всему этому я научилась быстро. Сама сдавала кровь для раненых.
Бомбёжек не было, но тревоги объявляли часто. Приходилось уводить и уносить раненых в бомбоубежище. А иногда во время воздушной тревоги делали операции и не выходили из операционной. Работали и днём, и ночью. Ночью принимали раненых, обрабатывали их, а днём их отправляли в тыловые госпитали. Очень тяжело раненых оставляли в госпитале до выздоровления.
Несмотря на тяжёлую работу, мы устраивали концерты для раненых. Вокруг госпиталя было много клумб с цветами, и по приказанию начальника госпиталя Н.К. Воронина мы каждое утро поливали эти цветы.
Помню один случай. В госпиталь поступил тяжело раненный боец по фамилии Баян. Он попал ко мне в палату. Каждый день он спрашивал, не пришло ли ему письмо? Но писем не было. Прожил Баян недолго, от тяжелого ранения умер. После его смерти пришло письмо из дома. Оказалось, что жена и пятеро детей были в эвакуации и поэтому долго не писали. Да и письмо шло долго. Как мне было тяжело, что умер этот человек, да ещё запоздавшее письмо от жены и детей!
Но что делать, шла война, и людей мы теряли постоянно. Раненых было много. Когда по утрам я шла на работу, они сидели на лестнице у входа. Для каждого хотелось найти доброе слово...» (из воспоминаний Н.П. Шубиной).
Уже в июле 1941 года в нем работало 3 операционных и 8 перевязочных, а к концу года действовало 6 хирургических отделений, нейрохирургическое и челюстно-лицевое отделение. В госпитале была оборудована кухня, аптека, сапожная мастерская, прачечная. В классах - палаты. Но их не хватало, приходилось ставить койки и в коридорах. Очень много раненых было в 1941 году. Все сотрудники госпиталя были на военном положении, работали круглосуточно, помогали друг другу. Многое для раненых делали жители ближайших деревень. Они приносили парное молоко, домашнее печенье.
Всего во Владимире было развернуто 18 госпиталей и сопутствующая им инфраструктура из эвакопунктов, станции переливания крови. Уже в 1941 году город Владимир принял не менее 250 тысяч раненых. Учитывая численность населения города, на каждого жителя пришлось 4 раненых красноармейца.
Наряду с ранеными воинами город в мае 1942 г. принял 100 эвакуированных ленинградцев, которых разместили в бывшей школе № 3.


«Было воскресенье, 22 июня 1941 года. Мне шёл десятый год. Я перешла в третий класс школы № 3, которая находилась в одном здании с пехотным училищем» (воспоминания ЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ ЧЕБОТНЯГИНОЙ). «Мне было 9 лет, когда началась война. Занятия в нашей школе № 3 долго не начинались. Помню, что я всегда с нетерпением ждала 1 сентября, поэтому часто ходила домой к своей учительнице Лидии Михайловне и спрашивала её, когда же мы начнём учиться. «Скоро, скоро» - отвечала она. А в школе - мы видели это, потому что жили, недалеко от неё, - останавливались военные из тех воинских частей, которые то ли формировались во Владимире, то ли проходили через наш город».

24 августа 1941 года «около 200 учащихся, а также родители, учителя собрались в Третьей средней школе (помещение бывшей Пятой неполной средней школы на Студеной горе). Родители и учащиеся мыли полы, протирали стены, окна, убирали дрова и т.д. Учителя были заняты разборкой и приведением в порядок оборудования учебных кабинетов» (газета «Призыв», 26 августа 1941 года).
В 1941 году, накануне нового учебного года, ученикам младших классов объявили, что они будут, учиться в здании, бывшей мужской гимназии. Но когда детишки пришли туда 1 сентября на занятия, им ещё в вестибюле сообщили, что их переводят учиться на Всполье. Там школьников разместили в одном из трёхэтажных домов, на самом краю города. В школе было очень холодно, даже чернила замерзали. Сидели в пальто и шапках. «Наша школа, к примеру, расположилась в одном из недостроенных домов на Всполье. Стены и крыша были построены, а отопления ещё не было. Сидели в классе в пальто и варежках» (воспоминания ВАЛЕНТИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ ГАВРИЛОВОЙ).
Десятиклассников школы № 3 осенью 1941 года разместили в свободных помещениях «лесной школы».
В октябре-ноябре 1941 года школы закрыли. Не знаю, была ли причина в напряжённом военном положении - немцы подходили к Москве, но для нас просто физически невозможно было попасть в школу.
«В октябре или в ноябре закрыли школы. Весь учебный год (1941-42) в третьем классе мы занимались по домам: кто из родителей разрешал у себя в квартире, в доме заниматься, там мы и учились. Впервые занимались на квартире у нашей учительницы Екатерины Георгиевны Троицкой. Она жила на улице Ильинской Покатой, второй дом от угла улиц Ильинской Покатой и Златовратского. Комнатка была маленькой для нас - 38 человек. Но, в основном, мы занимались у Вали Кулаковой, которая жила на тогдашней улице III Интернационала, 88. У них была большая комната, мама очень приветливая, простая женщина. Работала, по-моему, на Химическом заводе. Сейчас этот дом снесён, они получили квартиру на улице Луначарского. В школе нам ежедневно выдавали завтраки (кто и где выдавал - не помню). Это была маленькая булочка и три конфеты - разноцветные помадки. У нас в классе училась девочка Мира Рудакова, она жила на улице Ильинской Покатой. Мама её работала на Грамзаводе, который сразу стал номерным; рабочий день там был ненормированным, а папа Миры был на фронте. Кроме Миры, в их семье были ещё маленькие сестрёнка и братишка. Мы всем классом решили отдавать свои завтраки Мире.
Занимались мы и в одноэтажном деревянном доме, что стоял на улице III Интернационала, там размещался и Дом пионеров. Сейчас на этом месте расположено здание областного Управления МВД» (воспоминания ЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ ЧЕБОТНЯГИНОЙ).
К началу 1942 года некоторые классы в школе № 3 ещё занимались через день, учащиеся школы № 1 занимались в пяти разных местах, а учащиеся школы № 5 - на квартирах. Школы были плохо обеспечены топливом, в буфетах было неудовлетворительное питание, не хватало карандашей, тетрадей, перьев и т.д.
«Наша третья школа занималась где-то далеко за полями и огородами на Всполье. Я перешла в железнодорожную школу, там ещё не было госпиталя. Но вскоре и её закрыли. Уроки стали проводить на квартирах учителей. К середине учебного года в двухкомнатной квартире Грибковых на Рабочей улице разместили в большой комнате класс. Хозяйка квартиры извещала о переменах большим колокольчиком. А по карте мира, которую повесили на стене, ползали тараканы. Интересное было занятие: смотреть, куда доползёт таракан из Америки? А в 7 классе я снова перешла в школу № 3, которая разместилась в школе милиции около тюрьмы на ул. им. Фрунзе. Нам не разрешали подходить к окнам, так как напротив были окна тюрьмы» (из воспоминаний Е.П. Керской).
«Из этого периода нашей учёбы запомнилась зима 1941-1942 годов. Стояли сильные морозы, доходящие до - 40°. Правда, при температуре ниже - 25° мы не учились. Ходили в школу в валенках, стареньких, не раз подшитых, закутанные тёплыми платками и шарфами. Ходили по снежной целине, навстречу северному ветру. В самой школе погреться не получалось, было очень холодно, даже чернила замерзали. Сидели в пальто и шапках. Учителя были новые. Из всех запомнилась преподавательница истории Софья Михайловна Коптиевская. Она мне очень нравилась. Рассказывая о ней дома, я говорила, что она «водит нас по закоулкам своего ума». Ближе к весне, или уже весной, нас снова перевели. На этот раз - в центр города. Нас поместили в большом кирпичном здании, стоящем во дворе книжного магазина. Здесь мы закончили шестой класс» (Воспоминания ИРИНЫ НИКОЛАЕВНЫ ПАВЛОВОЙ).
В заготовке топлива принимали участие и дети, причём самого разного возраста, когда в школах возникали критические ситуации: дров совсем не было, чтобы натопить печки. «Я помню, - рассказывает М.Ю. Янович, - как нас, учеников начальных классов школы № 3, построили парами, и мы пошли длинной вереницей по Вокзальному спуску к вокзалу (может быть, там был дровяной склад?). Каждый из нас взял в руки по полену дров, и мы пошли в том же порядке назад, в школу. На обратном пути случилась драка: кто-то у кого-то отнял полено. Обиженному дали другое полено, и инцидент был исчерпан.
На работу в колхозы и совхозы наряду с неработающим населением и служащими учреждений Школьники на полях совхоза «Коммунар» отправляются учащиеся техникумов (кроме выпускников), школьники 6-10 классов. Газета «Призыв» 11 июня 1942 г. писала: «300 учащихся 1-й и 2-й средних школ, 4-й и 5-й НСШ под руководством 30 педагогов работают в огородном хозяйстве совхоза "Коммунар” и “17 МЮД”. 15 июня выезжает ещё одна группа учащихся и педагогов 2-й средней школы. Всего в совхозах будут работать 500 школьников». Уже с 21 июля до конца всех сельскохозяйственных работ учителей с учащимися 6-7 классов направили в совхоз «Коммунар» (по 80 человек из школ 1-й, 2-й, 3-й и по 40 человек из школ 4-й и 5-й).
25 августа 1942 г. было опубликовано объявление о начале учебного года: для учащихся 1-4 классов с 1 сентября, а для 5-10 классов с 1 октября.
1942-1943 учебный год дети младших классов встретили, на новом месте - в «помещение бывших курсов НКВД (у тюрьмы)».
В сентябре 1942 года из Дома колхозника 2-ю Советскую больницу перевели в «помещение бывших курсов НКВД (у тюрьмы)», где до этого занимались учащиеся школы № 3.
« Следующий учебный год мы встретили вновь на новом месте. Оно находилось в здании владимирской тюрьмы, в его левом крыле . Тюрьма тоже продолжала существовать. Все эти годы менялся и состав нашего класса. Многие одноклассники уходили учиться в другие общеобразовательные школы; в ФЗО, в ФЗУ; в наш класс тоже приходили новые ученики. Из учителей помню начинавшую в тот год свою учительскую деятельность молодую энергичную учительницу математики Софью Николаевну Долгову. Забегая вперёд, скажу, что она преподавала нам математику все последующие годы учёбы до выпуска нас из десятого класса. Мы её очень любили. Её уроки проходили интересно, живо. Она умела удерживать наше внимание на протяжении всего урока, и мы не замечали, как шло время. В этом здании мы окончили 7-й класс» (Воспоминания ИРИНЫ НИКОЛАЕВНЫ ПАВЛОВОЙ).
«1942-43 учебный год мы учились в административном здании нашей тюрьмы на улице Фрунзе. Ходили мы в 4-й класс по улице Варварке, мимо забора психбольницы. Там, где гуляли буйные больные, забор был очень высокий. Мы уже знали, где были щёлки в заборе, подглядывали в них, было интересно. Затем шли мимо проходной, поднимались по ступеням крыльца, на какой этаж - не помню, но выше первого. В большую перемену компанией человек в 5-6 мы забрались на чердак. Сначала были ошарашены: в темноте мы разглядели человеческий скелет. Видимо, наши учебные пособия тоже переехали в это здание. Успокоившись, выглянули в чердачное окно - там заключённые гуляли по периметру двора друг за другом на небольшом расстоянии, держа руки за спиной. Конечно, опоздали на урок. Лазили мы ещё раза два, а потом кто-то, видимо, рассказал старшим, и эту лавочку нам прикрыли: то ли дверь заперли, то ли ещё что-то предприняли, но мы больше не смогли попасть на чердак. В этом году мы коллективно ходили в госпиталь с художественной самодеятельностью» (воспоминания ЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ ЧЕБОТНЯГИНОЙ).
К началу следующего учебного года (1943-44) их перевели, уже в последний раз, за, Лыбедь, в здание бывшего духовного училища.


Ул. Луначарского, д. 13а.
Здание духовного училища было построено в 1906 г. Архитектор: П.Г. Беген.

В 1943 году по решению правительства в 72 городах страны, в том числе и во Владимире, вводится раздельное обучение в школах. Третья школа стала женской. Мальчики учились в школе № 14.
«В третьей средней школе с большим подъемом прошел митинг, посвященный постановлению СНК СССР и ЦК ВКП(б) о повышении заработной платы учителям.
Горячо тронула всех преподавателей сталинская забота об учительстве в тяжелые дни войны. В ответ на эту заботу, коллектив школы взял на себя обязательства:
Вести широкую борьбу с отсевом и в будущем учебном году не допустить ни одного отсеявшегося ученика. Повысить качество уроков. Несмотря на то, что вопрос с помещением до сих пop еще окончательно не выяснен, учителя обязались принять все меры к тому, чтобы учебный год начать точно в срок — 1 сентября, и всесторонне к нему подготовиться…» («Призыв», 18 августа 1943 г.).
«В подготовке к новому учебному году большую помощь третьей средней школе оказала психбольница, предоставив рабочую силу. Много помог школе также один из родителей – директор завода тов. Вахромов, представивший транспорт для перевозки школьного имущества в другое помещение. Коллектив школы выражает им благодарность.
По поручению коллектива Лазарева, Долгова, Елисеева» (газета «Призыв», 1 сентября 1943).
«К началу нового учебного 1943 - 1944 гг. нас перевели (в последний раз) за Лыбедь, в здание бывшего духовного училища, построенного архитектором Бегеном. Это большое трёхэтажное кирпичное здание, просторное и удобное для учебных занятий. Здесь мы проучились три года до окончания школы в 1946 году».
«Я пошла в первый класс в 1943 году в школу № 3 на улице Луначарского. Вот когда начались мои мучения! В восемь лет - зимой по сугробам, весной и летом по грязи. Обувь - бурки, сшитые мамой из рукавов старых телогреек. С них постоянно спадали галоши. Между нашим посёлком Кирзавода (он находился между нынешним Госуниверситетом и военным Перекопским городком) и школой почти не было домов, улиц, лишь кое-где начинали строить».
«В пятом классе нас разделили на две группы: изучающих английский язык (его преподавала Заварихина Софья Алексеевна) и изучающих немецкий язык (его преподавала Винер Анна Стахиевна). Когда у нас, «англичан», не было занятий, мы сидели в классе со своими «немцами». Анна Стахиевна - невысокая старая немка, очень добрая, вечно у неё капало с носа. Ещё до нас про неё сочинили песенку, которую распевали ей вслед: «Гром гремит, земля трясётся, Анна Стаховна несётся, с толстым портфелем в руках, на высоких каблуках». Она знала, что над ней подшучивают, но никогда не обижалась. А наша «англичанка» была молодой, красивой женщиной, с вьющимися слегка волосами. У неё были очки в золотистой оправе, алые (не накрашенные!) губы, на пальце - широкое золотое кольцо. Мы были влюблены в неё! Военное дело вёл молодой мужчина, пришедший с войны, может быть, раненый, не знаю. Классным руководителем у нас была Варвара Петровна Разуваева, она же учила нас русскому языку и литературе. Строгая, очень серьёзная, но никогда нас не ругала. Пионервожатой была Нина Пасько, очень симпатичная девушка с толстой косой. Мы любили её. Она до сих пор работает врачом в больнице «Автоприбора». Мы, пятиклассники, уже считались большими, во всяком случае, сами себя считали такими. Участвовали в художественной самодеятельности школы. В наш класс влились другие девочки, из других школ…
Летом 1944 года меня отправили в пионерский лагерь для детей железнодорожников. Устроил мне путёвку папа, за что я была ему очень благодарна. Столько друзей я нашла в этом лагере! Располагался он в школе села Муромцево. Заведующей была Веселовская Зинаида Владимировна, учительница железнодорожной школы, что на улице Урицкого. Старшей пионервожатой была Верочка (Вера Петровна) Зезина. С её именем многое связано у молодёжи, которая училась в школе № 3 и посещала Дом пионеров. В лагере её очень любили. Вечерами она рассказывала малышам истории, пересказывала романы Дюма, вообще у неё был организаторский дар. Помню, она придумала игру «Пропавшее звено». Встали как-то утром на линейку, а самых старших из первого отряда - нет. После завтрака пошли искать их по стрелкам, мелком нарисованным «пропавшими». Шли, находили их знаки, вдруг увидели знак письма. Всё крутом обыскали - нет письма! Куда идти дальше - неизвестно. В парке в то время было много ценнейших пород деревьев, красиво было. И вот кто-то из искавших догадался (или старший, идущий с нами, подсказал), что письмо заклеено между листьями клёна. И снова искали «пропавших» по стрелкам. Игра осталась в памяти надолго» (воспоминания ЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ ЧЕБОТНЯГИНОЙ).


Здание бывшей средней школы № 3 им. Н.К. Крупской.

В 1955 году обучение вновь становится совместным, и при школах создаются пришкольные участки, для приобщения городских учащихся к сельскохозяйственному труду. Все ученики со 2 по 8 класс обязательно проходили сельхозпрактику, за нее в конце четверти выводилась оценка.
В 1958 году в школу приходит работать учителем сельскохозяйственного труда Иван Прохорович Кирф. Под его руководством была построена теплица, в которой круглый год росли пальмы и тропические цветы, плодоносили лимоны и мандарины. На пришкольном участке соорудили крольчатник, поставили ульи. Только капусты выращивалось более 20 сортов. Кроме того, помидоры, кабачки, картофель, фасоль. Участок многие годы был призером областных и всероссийских выставок за высокие результаты научной селекционной работы. А еще в школе жила белка Рыжик, всеобщая любимица. Были и ужи. Один как-то уполз в крыло к малышне. Вот был переполох! С рассказом об этом времени девочки прошли по всем классам.
Праздничные демонстрации трудящихся во Владимирской области 1 мая 1970 года. «Учащиеся средней школы № 3 несут несколько красочных транспарантов. Слова, начертанные на них, составляют клятву Ильичу, которой школьники встречают каждое 1 сентября:
Клянемся так на свете жить,
Как вождь великий жил,
И так же Родине служить,
Как Ленин ей служил».

Средняя школа № 3 располагалась в здании до 1984 г. Школа № 3 переехала в новое красивое трехэтажное здание (улица Луначарского, д. 13б), построенное на месте снесённого в 1978 г. одноэтажного деревянного дома, принадлежавшего семье Столетовых.


«В доме, стоявшем на этом месте, жил и работал архитектор-реставратор Александр Васильевич Столетов. 1896-1966 г.»
Мемориальная доска из белого камня установлена в 2002 г. на здании гимназии № 3 вместо прежней гранитной доски, которая была открыта 26 октября 1996 г.

Музей истории средней школы № 3 был открыт в 1988 году. Экспозиция музея построена в хронологическом порядке и отражает историю учебного заведения со времени её открытия в 1918 до современного периода гимназии № 3.
С 1993 года средняя школа № 3 функционировала в инновационном режиме как школа с гимназическими классами.
ВГОО "ТРЕТЬЯ ШКОЛА" действует с 10 мая 2000 г.
МАОУ г. Владимира "Гимназия № 3" действует с 11 января 2002 г.
В 2001-2002 учебном году педагогический коллектив успешно прошел аттестацию, школе был присвоен статус гимназии.
2002 год - муниципальный социальный грант на проведение проекта"Городской слет юных поисковиков".
2003 год - Почетная грамота Международной ассоциации общественных поисковых объединений "Народная память о защитниках Отечества".
2004 год - Почетная грамота Центрального Совета Российского комитета ветеранов войны и военной службы.
2004 год - активистам поисковой группы "Лыбедь" И. Федоровой, Ф. Рябову, М. Егорову, А. Груздеву, Ю. Донскому вручены нагрудные знаки Российского военно-исторического центра при Правительстве РФ "За активный поиск".
2004 год - гимназия № 3 г. Владимира получила диплом III степени в номинации "Образовательные учреждения" в областном конкурсе на лучшую организацию гражданско-патриотической работы "Патриоты Отечества".
2005 год - музей гимназии № 3 награжден дипломом I степени в областном смотре-конкурсе школьных музеев.
2005 год - музей гимназии № 3 награжден дипломом I степени во Всероссийском конкурсе школьных музеев.
2005 год – обладатель гранта по итогам конкурса «Лучшая школа города Владимира».
2006 год - победитель конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в приоритетном национальном проекте "Образование".
2006 год - дипломант Второго Всероссийского конкурса моделей ученического самоуправления общеобразовательных учреждений.
2008 год - благодарственное письмо от Владимирской областной патриотической организации "Милосердие и порядок" за сотрудничество в реализации программы "Будущее за нами".
2008 год - благодарственное письмо за вклад в реализацию проекта по развитию добровольческого движения "Будущее зависит от тебя" поддержанного грантом Президента РФ.
2010 год - Диплом победителя конкурса "Лучшие школы города Владимира в 2009 году".

Среди выпускников школы выдающиеся конструкторы, руководители крупнейших предприятий, военачальники, ученые, врачи, педагоги, журналисты, актеры.
Выпускники 50-80-х годов В.П. Родовицкий, Н.В. Кочергин, М.В. Миртов являются Лауреатами государственной премии. Удостоены звания Героя Советского Союза С.И. Потапов , В.А. Иванов, И. Е. Жуков. Имена выпускников внесены в областную и всероссийскую энциклопедию.
Музеем «Истории школы» руководит Бузыкова В.С. Систематически оформляются выставки и проводятся тематические экскурсии для учащихся, родителей, учителей школы и города по темам: «П.А. Жаровщиков – первый директор школы № 3 (к 120-летию со Дня рождения)», «Архив учителя В.В. Волской «Школы Владимира в годы войны», «Этот день мы приближали как могли» (к 60-летию Победы). Комплекс документов периода Великой Отечественной войны передан в музей Истории народного образования при ВИПКРО.
В 2018 году гимназия праздновала свое столетие. Серия торжественных церемоний началась 23 октября 2018 года, когда на здании гимназии открыли мемориальные доски летчикам, Героям Советского Союза, которые учились здесь в 30-40-е годы: Сергею Потапову (1921-1991), Александру Артемьеву (1922-1989), Виталию Иванову (1923-2008), Ивану Жукову (р.1934 г.). Иван Ефимович Жуков с 1943 по 1950 годы учился в средней школе № 3. Но аттестат получил в 1953 году в СШ № 2, коллектив которой выступил с инициативой присвоения учебному заведению его имени. Школе №2 присвоено имя Героя Советского Союза И.Е. Жукова.
Директор гимназии - Мартьянова Галина Ивановна.
Адрес: улица Луначарского, д. 15.


Ул. Луначарского, д. 15. Гимназия № 3.

Сайт школы: http://gymnasium3.lbihost.ru/?page_id=87
Основная статья: Учебные заведения города Владимира

Copyright © 2019 Любовь безусловная


Категория: Учебные заведения | Добавил: Николай (14.10.2019)
Просмотров: 47 | Теги: учебные заведения, Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край



Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:


Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика