Дрегалов Василий Григорьевич
Дрегалов Василий Григорьевич (1792 - после 1858) – архитектор, архитектор Московской дворцовой конторы (1838—1842).
Дрегалов Василий Григорьевич
Дрегалов Василий Григорьевич родился в 1792 г. в семье военного. В 1806 г. поступил в архитектурную школу Экспедиции Кремлевского строения в Москве на своё содержание. В 1814 году получил звание архитекторского помощника 3-го класса, а в 1824 году – 1-го класса.
Жил и работал в Москве. Основные работы в Москве. Наблюдал в 1817 году за работами по перестройке Потешного дворца в Кремле, за что был награждён золотыми часами. Наблюдал за перестройкой колокольни и паперти в Троицкой церкви на Капельках (1831, Капельский пер., не сохр.), участвовал в перестройке дома Апраксина (ул. Знаменка, 19) для Александровского сиротского ин-та (с 1832).
Небольшая усадьба Н.Б. Юсупова в Чижово (Московская область, Балашихинский райо) в 1829-1830 г. была создана по проекту архитектора В.Г. Дрегалова его помощником Л. Рабутовским. Дрегалов также работал у Юсупова в Архангельском.
Одновременно со строительством часовни по заказу Б.Н. Юсупова (сын Николая Борисовича Юсупова) архитектор Василий Григорьевич Дрегалов в имении Спасское-Котово (ныне в черте города Долгопрудный, усадьба не сохранилась) занимался обновлением декора церкви во вкусе нового времени. И.П. Витали сделал памятник из мрамора с высеченной в камне и позолоченной надписью «Князь / Николай Борисович / Юсупов». Мраморное основание памятника венчало полушарие с крестом из позолоченной бронзы, выполненное по рисунку архитектора В.Г. Дрегалова. «Рисунок бронзового полушария с крестом, на пьедестале надгробного памятника моего родителя» лично утвердил Б.Н. Юсупов и просил московскую канцелярию заказать эту работу скульптору Витали, выдвигая особое условие, чтобы «полушарие и крест поставил на монумент только тогда, когда новая часовня, где погребено тело родителя моего, будет совсем отделана и окончена». Получив такое предписание от князя, архитектор В.Г. Дрегалов обратился в канцелярию с письмом, обосновывая необходимость передать работу по отливке из бронзы и золочению полушария и креста профессиональному бронзовщику, так как скульптор Витали «не бронзовых дел мастер». Дрегалов предложил передать заказ известному ему бронзовых дел мастеру Тону, к тому же Тон брался выполнить работу на 50 рублей дешевле: «вызвался оный сделать Ассигнациями за 400 рублей». Предложение Дрегалова было принято, и князь передал этот заказ бронзовых дел мастеру Христиану Петровичу Тону. Изготовленный бронзовый золоченый крест на полушарии Тон передал заказчику 30 июля 1833 года. Памятник был установлен в часовне при церкви в Спасском к началу августа 1833 года.
Дрегалов Василий Григорьевич. План церкви Спаса Нерукотворного образа в селе Спасском. РГАДА.
Витали Иван Петрович. Эскиз памятника Н.Б. Юсупову. 1837. РГАДА
Во Владимире по его проекту осуществлена перестройка дома купца Петровского в Дом дворянского собрания и завершение строительства мужской гимназии, начатое архитектором Е.Я. Петровым (ул. Большая Московская, д.д. 33 и 35).
В самом центре Владимира, на Соборной площади, расположены два здания, прекрасно известные всем горожанам и ставшие, пожалуй, самыми главными архитектурными акцентами города. Эти здания, перестроенные в первой половине XIX века из старых купеческих домов для Дома дворянского собрания и губернской мужской гимназии, образовали единый ансамбль - незаурядное произведение архитектуры в стиле позднего классицизма. Строились они по проектам двух архитекторов, но преемственный характер их работы обеспечил редкое единство всего ансамбля.
Дом Дворянского Собрания
Первым по времени - в 1825-1826 годах - был возведён Дом дворянского собрания (ныне ул. Большая Московская, 33), который известный исследователь провинциальной архитектуры Г.К. Лукомский назвал одним из лучших в России.
19 марта 1820 года губернский предводитель дворянства генерал-лейтенант Петр Кириллович Меркулов объявил собравшемуся наличному городскому дворянству, что 6 марта он купил для Дворянского собрания с аукциона продаваемый за долги «каменный о трех этажах дом, состоящий в городе Владимире во 2 части под № 1 купца Алексея и мещанина Осипа Дмитриевых детей Гордеевых, что против Присутственных мест, ценою за 12 тысяч 740 рублей», руководствуясь выгодным местоположением и сходной ценой.
Дом был построен купцом Дмитрием Никитичем Гордеевым на приобретённой им земле. Дом перешёл по наследству к сыновьям Дмитрия Никитича Гордеева - купцу Алексею Дмитриевичу и мещанину Осину Дмитриевичу Гордеевым, у которых он и был куплен владимирским дворянством.
Дом этот, хотя и занимал лучшее место в городе «противу собору и присутсвенныхъ местъ»,– был, однако, в таком жалком виде, что вместо «украшения городу делал одно только безобразие». Это было строение приходившее в ветхость, с проваливающейся крышей и со стеклами выбитыми во многих окнах. Мостовая перед домом не была во всю ширину улицы и против него «не было почти проезду». Дом предположено было капитально перестроить и, притом, с таким расчетом, чтобы Дворянство во время его Съездов для выборов и других совещаний могло бы с удобством помещаться.
Избранный в 1824 г. на трехлетие новый губернский предводитель Александр Борисович Голицын пригласил для разработки проекта перестройки московского архитектора Василия Григорьевича Дрегалова. В то время В. Г. Дрегалов был ещё молодым, но уже опытным архитектором.
3 июня 1824 г. губернатору графу Апраксину и губернскому архитектору Евграфу Петрову князь Голицын представил для утверждения составленный Дрегаловым план, фасад и смету постройки. Петров ничего не подписал, а прислал записку с замечаниями: «на чертежах де не показаны железные связи, в сенях и бельэтаже будет темно без дополнительных окон», на что Дрегалов возражал, что окон в зале достаточно и света будет хватать, «вторые окна делать нет надобности чем сохранится краса залы». Проект был одобрен Чертежной экспедицией, а в мае 1825 г. — Строительным комитетом при МВД.
Проект предполагал капитальную перестройку всего старого здания. Контракт на производство работ был заключен 2 марта 1825 г. с купеческим сыном из Гавриловского Посада Асафом Алексеевичем Зиминым. По плану Дрегалова старое здание дома Гордеевых подвергалось капитальной перестройке. Согласно выставленным кондициям, Зимин должен был в старом доме опустить своды нижнего этажа, перестроить подвалы, выломать старые стены, а «там, где антресоли — разобрать до бельэтажа и сложить вновь», в нижнем и верхнем этажах пробить новые окна и двери, а старые заложить, в парадных сенях сделать арки и столбы. К основному объему пристроить спереди портал входа, а сзади сделать на белокаменном цоколе пристройку, к которой со двора сделать 3 маленьких крыльца. Для постройки подрядчик обязался брать кирпич «лучшей доброты», колонны и пилястры, замки и планбанты над дверьми и окнами, «цокольки» над фронтоном делать из белого камня.
К 1 октября 1825 г. была окончена вся каменная работа, а с весны 1826 г. шла работа в интерьерах и во дворе, где Зимин выстроил деревянный на каменном фундаменте кухонный флигель с голландской, английской и кондитерской печами.
К 1 августа 1826 г. все работы по дому были окончены, началась внутренняя и внешняя отделка. Для этого были приглашены московские мастера - живописец А. Киселём и лепщик И. Емельянов.
Однако вскоре здание потребовало ремонта: провалилась балка под стеной между гостиной и газетной, а надворные два крыльца отошли от стены, каменный пол в сенях и паркет требовали исправления и замены. Кроме того, по рапорту смотрителя Тюрикова, необходимо было во дворе построить сарай, погреб с амбаром и флигель с квартирами, в который следовало переместить 4-х служителей с семьями.
Был приглашен губернский архитектор Евграф Петров, который в 1831 по своему проекту построил деревянный двухэтажный флигель на каменном фундаменте, на первом этаже которого разместились кухня, приспешная и людская, на втором этаже жилые комнаты. Во дворе был устроен колодец с валом и колесом под шатром, ретирада и службы. «Весь двор был обведен двумя заборами: один по переулку до сада, каменный с двумя створчатыми воротами, а другой по стороне купца Петровского из горбылей с каменными столбами, который проведен до половины двора».
Ремонт главного здания был более долгим и велся под присмотром В.Г. Дрегалова подрядчиком П.П. Ильиным. Опустившаяся стена между Гостиной и Голубой газетной была подперта кирпичной стеной со столбами в виде колонн, в 1 этаже сделано помещение для архива.
Для отделки интерьера из Москвы Дрегаловым был вновь приглашен живописец Киселев, который «раскрыл» комнаты разного цвета красками.
К 15 июля 1834 г. ремонт был окончен.
Строгое, но нарядное двухэтажное здание своим главным фасадом выходит на Большую Московскую улицу. Юго-западный скруглённый угол с балконом обращён в сторону Соборной площади, боковой западный фасад - в сторону Почтового переулка. Центральную частъ главного фасада украшает портик из шести пар колонн ионического ордера, поставленных на выступ первого этажа. Здание венчает треугольный фронтон, в центре которого было изображение герба Владимирской губернии и дата постройки. Оживляют здание лепные украшения - медальоны на обоих фасадах, львиные маски над входом, а на главном фасаде - большой барельеф, который не сразу можно увидеть за колоннами. Вход в здание оформлен в виде аркады, за которой три двери ведут в просторный вестибюль с лестницей на второй этаж.
На первом этаже располагались приёмная Дворянского депутатского собрания, квартиры для служителей, канцелярия, архив, подсобные помещения. В 1834 году здесь была открыта первая в городе публичная библиотека, которую посещал А.И. Герцен, живший во Владимире в 1838-1840 годах. На втором этаже находились зал для собраний, гостиные, столовая, буфетная и другие помещения. Здание посещали российские императоры во время своих визитов во Владимир: в 1834 году - Николай I, в 1858 году - Александр II.
Дом дворянского собрания был общественным и культурным центром. Сюда по общественным и личным делам приезжали дворяне со всей Владимирской губернии, здесь устраивались балы, проходили концерты, спектакли, лекции. Его зал был самым большим в городе, поэтому именно там проходили выступления приезжавших на гастроли известных артистов. Прекрасная отделка интерьеров, мебель, люстры, зеркала и другое убранство, которое заказывалось в Москве и Петербурге, поражало великолепием.
Здание бывшей мужской гимназии
С восточной стороны к Дому дворянского собрания пилотную примыкает здание, где сейчас располагается городская Детская художественная школа (ул. Большая Московская, 35).
Детская художественная школа .Улица Б. Московская, д. 35
В должности предводителя (1830-1833) Хметевской Андрей Петрович проводил предварительную работу по устройству во Владимире дворянского пансиона.
В 1833 г. губернский предводитель дворянства генерал-майор Акинфов обратил внимание на соседний с дворянским домом большой 3-х этажный каменный дом купцов купцов Осипа и Якова Михайловичей Петровских; лучшее помещение для дворянского пансиона трудно было найти; дом этот был достаточно обширен, имея по фасаду 26 сажен длины, непосредственно примыкал к дворянскому зданию, имел достаточное количество земли. 8 февраля 1835 г. Акинфов заключил с владельцами владимирскими купцами Осипом и Яковом Михайловыми Петровскими предварительный запродажный контракт в сумме 32500 руб. ас. 21 мая Акинфов уже извещает попечителя округи князя Серг. Мих. Голицына о совершении купчей, а 31 июля состоялся ввод во владение. Оставалось приспособить вновь приобретенное здание для пансиона.
В 1836 году его начали перестраивать под дворянский пансион при мужской гимназии. Первоначальное составление плана и смет, равно как и наблюдение за работами было поручено губернскому архитектору Евграфу Яковлевичу Петрову (ученик известного русского архитектора М.Ф. Казакова) с вознаграждением по 2000 руб. в год. Но выбор этот оказался очень неудачен. За 2 года (1836-37) Петров едва успел окончить вчерне каменную кладку, именно вывести для расширения здания во всю длину его со стороны двора новую каменную стену на расстоянии 5 сажен от старой, заменить внутренние деревянные лестницы каменными и переделать портал по фасаду здания со стороны улицы.
Вскоре Петров умер и не успел закончить начатое дело. Насколько работы эти были сделаны небрежно, можно судить по результатам осмотра, произведенного в мае 1839 года архитектором Московской дворцовой конторы Дрегаловым, которого депутатское собрание пригласило на место умершего Петрова. Осмотр этот дал самые плачевные результаты. Оказалось, что вновь сделанная со двора пристройка дала значительную осадку вследствие дурно исполненного бутовой работы; новая стена дала большие трещины; арки, соединявшие новую стену со старой, по всем трем этажам перекосились и потрескались, угрожая падением; перекосило также все оконные арки в новой стене, и покривились потолки во втором и третьем этажах. Кирпич для кладки стен оказался не лучшего достоинства, и сама кладка – не надлежащей прочности…
Все исправления, затем внутренняя отделка здания и снабжение его необходимым инвентарем было закончено лишь к августу 1841 года. После того как строительство было закончено, оказалось, что здание слишком велико для пансиона. Было решено разместить здесь и гимназию, находившуюся в то время в бывшем губернаторском доме (ныне ул. Большая Московская, 24) и пострадавшую от пожара.
30 августа 1841 г. состоялось торжество открытия гимназии и благородного дворянского пансиона.
Неизвестно, вёл ли Дрегалов работу по проекту Е.Я. Петрова или по собственному плану, но облик пансиона получился очень похожим на Дворянское собрание. В центре фасада - восьмиколонный портик дорического ордера. Но он не диссонирует с ионическими колоннами Дворянского собрания, это сочетание выглядит очень естественно. Здание пансиона завершено таким же треугольным фронтоном, в центре которого, так же, как и на фасаде, - лепные украшения. Колонны поставлены на высокий постамент - выступающую часть первого этажа.
Та же архитектурная стилистика - поздний классицизм, и даже одинаковый цвет фасадов делают оба здания настолько похожими, что они не воспринимаются как отдельные сооружения.
С 1838 года Дрегалов служил архитектором Московской дворцовой конторы. Служил он там в течение двадцати лет, и лишь в 1858 году уволился по состоянию здоровья.
В 1841—42 г. наблюдал за перестройкой Петровского дворца (Ленинградский пр-т, 40), Георгиевской ц. в Коломенском.
Источник:
Творцы застывшей музыки : 25 владимирских архитекторов / В. Г. Толкунова. - Владимир : Транзит-ИКС, 2022.-202 с. : ил.
Владимирское Региональное Отделение Союза Архитекторов России
Владимирская энциклопедия
|