15 февраля - Сретение Господне, Принесение во Храм.
Сретение Господне 15 февраля
Сретение Господне, Принесение во Храм (греч. Ἡ Ὑπαπαντὴ τοῦ Κυρίου; также συνάντησις — встреча, лат. Praesentatio Domini — представление Господа) — христианский праздник, отмечаемый в католицизме, православии, некоторых протестантских конфессиях, в частности, в лютеранстве.
В православии почитается одним из двунадесятых праздников.
Появление Иисуса в храме
По прошествии 8 дней согласно иудейскому обычаю младенца обрезали и дали ему имя - Иисус.
На сороковой день после рождения мальчика по закону полагалось провести обряд очищения матери. Родители вместе с ребёнком должны были посетить храм в Иерусалиме и принести жертву Богу.
Когда Иосиф и Мария с Иисусом пришли в храм, их там уже ожидал старец Симеон, 113-летний праведник.
Увидев Иисуса, Симеон воскликнул: "Хвала Господу, что я дождался этого!"
Вместе с Симеоном находилась 84-летняя пророчица Анна, которая также возрадовалась встрече с Иисусом. Анна предсказала, что у этого ребёнка будет тяжёлая судьба и ему уготовано спасти мир.
Анна сделала ещё одно пророчество - когда Иисусу будет три с половиной года, то Иосифу с семьёй нужно будет совершить поездку в Египет. Это путешествие принесёт им удачу, и они вернутся оттуда с крупной суммой денег.
Это событие произошло 15 февраля в 4 году до н.э. См. Рождество Христово.
Праздник Сретения Господня относится к древнейшим праздникам христианской Церкви. Известно, что в день этого торжества произносили проповеди святители Мефодий Патарский (+ 312), Кирилл Иерусалимский (+ 360), Григорий Богослов (+ 389), Амфилохий Иконийский (+ 394), Григорий Нисский (+ 400), Иоанн Златоуст (+ 407). Но, несмотря на раннее происхождение, этот праздник до VI века совершался не так торжественно. В 528 году, при императоре Юстиниане (527 - 565), Антиохию постигло бедствие - землетрясение, от которого погибло много народа. За этим несчастьем последовало другое. В 544 году появилась моровая язва, уносившая ежедневно по несколько тысяч человек. В эти дни всенародного бедствия одному из благочестивых христиан было открыто, чтобы празднование Сретения Господня совершать торжественнее. Когда в день Сретения Господня было совершено всенощное бдение и крестный ход, бедствия в Византии прекратились. В благодарность Богу, Церковь в 544 году установила праздновать Сретение Господне торжественнее.
Многими песнопениями украсили праздник церковные песнотворцы: в VII веке - святитель Андрей, архиепископ Критский, и в VIII веке - святитель Косма, епископ Маиумский, преподобный Иоанн Дамаскин, святитель Герман, Патриарх Константинопольский, в IX веке - святитель Иосиф Студит, архиепископ Солунский.
«Сретение». Дуччо, «Маэста», фрагмент, 1308—1311
Во многих древних культурах первые движения дремлющей Природы отмечались праздником в начале февраля. В Британии он был известен как Имболх, что означает «в утробе» (оживание). Позднее он был заменён христианским праздником Сретения, который отмечался 2 февраля. В древности это был праздник очищения, избавления земли от мёртвой растительности, расчистки всего лишнего, что накопилось за зиму и утратило свою ценность. У американских индейцев этот период назывался Временем Очищения.
Русская православная церковь и другие церкви, использующие юлианский календарь, празднуют 2 (15) февраля. Если Сретение Господне выпадает на понедельник первой седмицы Великого поста, что случается весьма редко, праздничное богослужение по Уставу переносится на предыдущий день 1 (14) февраля, Прощёное воскресенье.
На сороковой день после рождества Христова и по исполнении дней законного очищения Пречистая Богородица вместе со святым Иосифом пришла из Вифлеема в Иерусалим ко храму Божию, принеся сорокадневного младенца Христа. По закону Моисееву, родители должны были приносить в храм для посвящения Богу своих первенцев (то есть первых сыновей) на сороковой день после рождения. При этом полагалось в благодарность Богу принести жертву. Во исполнение этого закона Матерь Божия с Иосифом и принесли младенца Иисуса в храм Иерусалимский, а для жертвы принесли двух птенцов голубиных.
Славянское слово «сретение» переводится на современный русский язык как «встреча». Сретение — это встреча человечества в лице старца Симеона с Богом. Симеон Богоприимец был человек праведный и благочестивый — по преданию, один из семидесяти двух учёных толковников-переводчиков, которым египетский царь Птолемей II Филадельф (285—247 до н. э.) поручил перевести Священное Писание с еврейского на греческий язык. Когда святой Симеон переводил книгу пророка Исайи и прочитал слова «Се Дева во чреве приимет и родит Сына», он подумал, что это явная описка и вместо «Дева» должно стоять «Жена», и посчитал своим долгом исправить текст. Но ангел Господень остановил руку святого Симеона и уверил его, что он не умрёт, пока не убедится в истинности пророчества пророка Исайи.
Симеон долго ждал исполнения обещания Божия — он жил, по преданию, около 300 лет. И вот в этот день по внушению Духа Святого он пришёл в храм. И когда Мария с Иосифом принесли Младенца Иисуса, Симеон взял Его на руки и, славя Бога, сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. (Лк.2:29—32)
Сретение. Рогир ван дер Вейден
Эти слова праведного Симеона стали молитвой, получившей название «Песнь Симеона Богоприимца». Иосиф и Богородица были удивлены такими словами. Симеон благословил их и, обратившись к Божией Матери, предсказал Ей о Младенце: И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец.
(Лк.2:34—35)
Данные слова легли в основу иконографии образа Богородицы «Умягчение злых сердец».
Тут же, в храме, была благочестивая вдова Анна Пророчица, восьмидесяти четырёх лет, служившая Богу постом и молитвой день и ночь все долгие годы своего вдовства. И она узнала Спасителя и, подошедши, славила Господа и говорила о Нём всем в Иерусалиме.
Сретение Господне (новгородская икона конца XV века)
Праздник в богослужении
Праздник Сретения возник в церкви Иерусалима и появился в её богослужебном календаре в IV веке. Первоначально он воспринимался не как самостоятельный праздник, а как день, завершающий 40-дневный цикл после праздника Богоявления.
Древнейшим историческим свидетельством о празднике является Itinerarium Aetheriae, отчёт о паломничестве в Святую Землю Эгерии, датируемый IV веком.
Сороковой день от Эпифании празднуется здесь с большою честью. В этот день бывает процессия в Анастасис, и все шествуют, и всё совершается по порядку с величайшим торжеством, как бы в Пасху. Проповедуют все пресвитеры, и потом епископ, толкуя всегда о том месте Евангелия, где в сороковой день Иосиф и Мария принесли Господа в Храм, и узрели Его Симеон и Анна пророчица, дочь Фануила, и о словах их, которые они сказали, узрев Господа, и о приношении, которое принесли родители. И после этого, отправив все по обычному порядку, совершают Литургию, и затем бывает отпуст.
Тенденция к расширению богослужебного прославления событий земной жизни Иисуса Христа получила развитие после Халкидонского собора 451 года, на котором было анафемствовано монофизитство. В качестве самостоятельного праздника годового календаря Сретение утвердилось в Римской церкви в конце V века, а в Константинопольской в первой половине VI века.
Православие
Сретение относится к числу Господских праздников, посвящённых непосредственно Христу, но по своему богослужебному содержанию оно исключительно близко праздникам Богородичным. И в древности, в своём возникновении, рассматривалось как праздник, посвящённый Матери Божией. На иконе праздника изображения Христа и Матери Божией равны по своей значительности: Младенец Спаситель, сидящий на руках Богоприимца Симеона, принимающего на руки свои Спасителя и являющего собою как бы ветхий мир, исполняющийся Божеством, и Матерь Божия, вышедшая на крестный путь — отдание Сына Своего на спасение мира. И вся икона в своём построении выражает эту двойственную природу праздника, радость Сретения и Страстную скорбь, то, что заключено в словах Симеона Богоприимца, пророческий смысл слов старца: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» (Лк.2:34). Эти слова полны эсхатологического смысла, относящегося ко всему служению Спасителя, исполнены прозрения конца времён и чаяния грядущего Суда и Будущего Века.
Свеча символизирует молитвенное горение христианской души пред Богом – На Сретение верующие освящают в церкви свечи, которые затем приносят в дом, и воду.
– Обычай освящать церковные свечи на праздник Сретения Господня пришел в Православную Церковь в XVII веке, когда наш киевский святитель Петр Могила правил «Требник для малоросских епархий». Шествия с зажженными свечами и факелами устраивались в древних Церквях. В Римской Церкви, к примеру, таким образом в свое время пытались отвлечь жителей от традиционных языческих празднеств. Для этой цели свечи специально освящали. В православии чин освящения свечей совершался уже с другим смыслом: в память установленной Моисеем обязанности приносить в жертву Богу всякого первенца, а также как знак очищения мира истинным Светом Христова Евангелия. К тому же свеча символизирует молитвенное горение христианской души пред Богом, поэтому сретенские свечи вместе с водой, освященной в этот день, благоговейно хранятся верующими на протяжении всего года и используются при молитве в особых случаях.
Форма луковицы купола храма символизирует пламя свечи. Луковица купола воплощает в себе идею глубокого молитвенного горения к небесам, через которое наш земной мир становится причастным к потустороннему богатству.
Душа – это наш внутренний храм. Нерукотворный Храм, место обитания в нас Духа Божия. И в этом ее высочайшее достоинство.
Грех противен и чужд ей, вышедшей из рук Творца чистой и безгрешной. Вход в душу – это наше сердце. И для того, чтобы сберечь нашу душу чистой, мы должны старательно оберегать сердце от проникновения в него всего греховного, нечистого, того, что может повредить душе.
Как сад растет и цветет только тогда, когда освежается влагой, так и душа наша зреет для жизни вечной только тогда, когда ее орошает благодатный дождь Святаго Духа. Великим даром наградил ее Бог – дал ей свободную волю, оценить который не в силах ни мысль наша, ни сердце наше. У души, как и у тела, – свои потребности. В ней живет врожденное стремление к святости, к украшению бессмертного духа, тоска по небесному нашему жилищу, искание Бога и томление по Нем... жажда ощутить дыхание Божие. Насытиться им, напитать свою душу и унести полученное святое благодатное чувство в свои дома... Поделиться этой благодатью с близкими.
Душа не находит себе места среди земного шума, она носит в себе нежную и тихую, глубокую, идущую из самых ее недр тоску по небу, по небесной вечной красоте. Жажда души – это жажда нашей мысли расширить свои знания. Не ограничивать их лишь познанием видимого, эта жажда внутреннего благодатного мира, внутреннего покоя, счастья, которые бы не нарушались, несмотря на окружающие нас невзгоды, скорби, бедствия... Это жажда свободы духа, чтобы никакие греховные путы не препятствовали бы ей проявить себя в любом виде доброделания.
Когда мы любуемся красотами природы, мы при этом испытываем наслаждение не только от зрительного ощущения, но, при этом, душа наша видит величие Творца. В эти минуты наша душа встречается с Богом. Душа ищет Бога и общения с Ним, томится по Нем... рвется к своему первоисточнику, тянется к своему Небесному Отцу.
Высшим же проявлением души человеческой является вера в Бога. Это ее крылья, на которых она подымается над землей, проникает своим духовным взором в небо духовное, в мир невидимый. И насущная потребность души – исполнение заповедей Божиих. Душа голодна, когда нет в сердце молитвы. На молитве душа как бы исходит из своего тела, и навстречу ей... идет Сам Всемогущий и любвеобильный Отец. Так как общение нашей души с Богом совершается через молитву, каждый должен вырастить в своей душе духовный плод молитвенного горения, чтобы молитва стала сладкой, радостной потребностью души – как воздух для легких, как пища для тела.
"Ты, Боже, создал нас со стремлением к Тебе, и беспокойно наше сердце, пока не успокоится в Тебе."
Католицизм
В Римской церкви Сретение имеет статус «праздника», более низкий по сравнению с «торжеством»; отмечается 2 февраля. Другие названия праздника: «Очищение Марии» и «день свечей», так как в этот день освящают свечи.
Литургические облачения священников в праздник Сретения — белые, как и другие праздники, посвящённые Спасителю и Богородице.
Перед собственно мессой в день Сретения проводятся обряд благословения свечей и процессия со свечами. Обряд благословения начинается с того, что все присутствующие на богослужении зажигают свечи под пение антифона. Священник после вступительного текста проходит по храму, окропляя молящихся со свечами в руках освящённой водой. После этого священник также берёт приготовленную для него свечу и начинает крестный ход словами: «Пойдём с миром, чтобы встретить Господа». Во время крестного хода поётся гимн на слова Симеона Богоприимца, сказанные им во время Сретения. После окончания крестного хода верующие возвращаются на свои места в храме, тушат свечи, и месса продолжается обычным порядком. Литургические песнопения этого дня посвящены событиям и символике праздника.
Сретение
Сегодня Бога мы встречаем
С Богоприимцем Симеоном.
Коль праведны не по канонам,
К Нему мы доступ получаем.
Неверие Господь прощает,
И Сам приходит веру утвердить,
Давая нам надежды нить.
Что заслужили - получаем!
Своею жизнью и служением
Достигли вы чтоб Узрить Бога,
И вот вам райская дорога,
Согласно вашим достижениям.
Так долго ждал он, жить устал,
Дождался исполнения Завета
И Божью Искру - Светоч Света
В простом ребёнке увидал!
Сергей Ольховой