Начиная с ранней христианской Церкви событие Благовещения рассматривалось как первый акт исполнения Богом Своих обетований о Христе.
Христос - это Греческое слово, значащее помазанник, слово же Мессия есть Еврейское и означает то же самое, что и Греческое. Посему Иудеи или Евреи называют Господа Мессиею. Современное название праздника Благовещенье (в переводе с латинского – «возвещение») стало употребляться в церковном лексиконе по прошествию 600-700 лет от Рождества Иисуса Христа.
История праздника Благовещение на основе первоисточника Слова Божьего звучит так: «-
В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Евангелие от Луки, глава 1, стихи 26-33).
Дата праздника Благовещение связывается с датой Рождества Христова. Между ними ровно 9 месяцев.
В дополнение можно сказать, что Бог и ранее через пророка Даниила уже упоминал о Христе: «И когда я еще говорил и молился, и исповедывал грехи мои и грехи народа моего, Израиля, и повергал мольбу мою пред Господом Богом моим о святой горе Бога моего; когда я еще продолжал молитву, муж Гавриил, которого я видел прежде в видении, быстро прилетев, коснулся меня около времени вечерней жертвы и вразумлял меня, говорил со мною и сказал: "Даниил! теперь я исшел, чтобы научить тебя разумению. В начале моления твоего вышло слово, и я пришел возвестить его тебе, ибо ты муж желаний; итак вникни в слово и уразумей видение. Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых. Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения. И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя» (Книга пророка Даниила, глава 9:20-27).
Более того, через пророка Михея, Бог предупредил даже о месте, где надлежало родиться Иисусу Христу: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Книга пророка Михея, глава 5:2).
Так, праздник Благовещение, когда Ангел Господень донёс эту благую весть Марии о рождении Своего Сына Иисуса, есть значительное событие в жизни христианской Церкви и отмечается праздничными Богослужениями в Церквях, исповедующих Иисуса Христа, как Единородного Сына Божьего, Спасителя, пролившего в последствии Свою Святую Кровь за наши грехи. И теперь каждый верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем. (Иоан.3:36)
Важность таинства Благовещения таинство Благовещения обладает крупное значение, т.к. от него начинается Новый Завет. С этим днем исполнилась Божье обетование послать Спасителя, ибо в данный день «Слово стало плотью, и обитало с нами» (Иоанн 1, 14).
В проповеди на Благовещение, которую приписывают св. Иоанна Златоуста, читаем: "Ангел Гавриил был послан возвестить спасение всех. Гавриил был послан принести Адаму обетование о возвращении из плена. Гавриил был послан, чтоб создание обручить с Творцом. Гавриил был послан в живой палаты Правителя ангелов. Гавриил был послан в Девы сохраненной для Сына. Был послан ангел, чтоб указать на Солнце правды. Был послан утро, предшествующего свету дня. Был послан Ангел Гавриил, который указывает на Того, Кто состоит у Отца Небесного". (Произведения, Том 8, ст. 854).
С момента Благовещения, Сын Божий начинает I-е минутки Божьего земной жизнедеятельности в девичьем лоне Девы Марии. На фоне этого праздникапонятно выступают ее привилегии Богоматеринстве и Приснодевы.
От Введиння до Благовещения невозможно возделывать земли, так как "земля отдыхает и силы набирается", а от Благовещения возможно трудиться у нее, ибо в этот день Господь благословляет землю «и всякое дыхание» или — как говорят гуцулы: "Господь вкладывает голову в землю , чтоб ее подогреть, и от того пробуждается вся живности, которая спала в земле: муравли, лягушки, гады".
В этот день в церквях освящают просфоры. Их после по традиции зарывают в землю, что не было никаких градов или ураганов. Чтоб те беды не побили урожай.
Традиционно в любой праздник есть свои приметы. Не обошли они и праздник Благовещения Пресвятой Богородицы.
Народные приметы на Благовещение
Какая погода на Благовещение, такая и на Пасху.
Если 7 апр. еще лежит на крышах снег, то и на 1 и на 6 мая он в поле будет.
Каков этот день — таков и конец мес..
Если на Благовещение солнце восходит на чистом небе , то весна ранняя, если в полдень — средняя, если понятно вечером — поздняя.
Если 7 апр. Солнце светит до обеда, а позже прячется за облака, кукуруза будет ранняя, если же наоборот: выглядывает из-за туч лишь после обеда, то кукуруза будет поздняя. Если в тот день вообще будет облачно, непогода, то кукуруза не уродится.
Ночь перед Благовещения. Если она теплая, то весна будет дружная: если за ночь мокрое полотенце высохнет дворе - г. будет урожайный, если наполовину высохнет — на средний урожай, а если останется мокрым или замерзнет — будет мокрое лето.
Если на Благовещение весьма тепло, то на Пасху будет холодно.
Благовещение без ласточек - прохладная весна.
Если появятся лягушки и исчезнут, то столько еще будет холодно.
На Благовещение неплохая погода-хороший урожай.
Если вечером звездно, то родят конопли.
Если на Благовещение летит снег-лето неурожайный.
Если на Благовещение петух на пороге напьется, то на Юрия (6.05) вол напасеться.
Имя праздника «Благовещение Пресвятой Богородицы» установилась в средние столетия как на Востоке, так и на Западе, серьезно потом Католическая Церковь после второго Ватиканского собора (1962-1965) возвратила ему более раннее наименование - «Благовещение Господне» (русские католики, сПринимая во внимание необычность такого названия для русской традиции, зовут праздник просто «Благовещением»).
Правитель Маврикий (582-602) делает данный праздник обязательным во всей Римской империи. Его первоначальные наименования - «Христово Зачатие», «Благовещение о Христе», «Старт искупления», «Благовещение», «Благовещение Ангела Марии», «День Приветствие», «День или Праздник Благовещение». Лишь в VII-м столетии утверждается сегодняшнее наименование для целой Восточной Церкви: «Благовещение Пресвятой Богородицы.
Александрийская Пасхальная Хроника с 624 г. и тоже Константинопольская Пасхальная Хроника с начала VII-го столетия. вспоминает о празднике Благовещения 25 мар. (Схид. 7 апр.). Службу на праздник составили св. Иоанн Дамаскин, св. Косма Маюмский, Феофан, епископ Никейский.
Следующий день после праздника Восточная Церковь празднует «Собор Св. Ангела Гавриила». Это древний обычай Восточной Церкви, чтоб на следующий день после великого праздника отдавать почесть тем лицам, которые в его события принимали непосредственное участие.
Праздник Благовещения с Востока на Запад приходит где-то между 660 и 680 годом. Он сперва считался Господский праздником и имел разнообразные наименования, как «Господне Благовещение», «Христово Благовещение», «Зачатие Христа», «Праздник Воплощение» , «Благовещение Ангела Пресвятой Деве Марии», «Благовещение Св. Марии о Зачатие».
Церковный Собор в Толедо в 656 г. утверждает о Благовещения в дни 25 марта, однако переносит его на 18 декабря. Причиной этого было то, что старинный обычай не позволял ничего праздновать в ходе Великого поста. Впоследствии в XI в. все Церкви на Западе вновь начинают праздновать Благовещение 25 марта.
Событие Благовещения становится излюбленной темой в иконографии.
Праздник Благовещения на Руси был после Успения II-й Богородичным праздником, которому в Киеве посвящалась церковь в первом веке христианства. Князь Ярослав Мудрый на золотых воротах в Киеве построил храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. "В 1037 г. - утверждает наш старейший летопись — основал Ярослав великий город Киев, который обладает золотые ворота. Построил и церковь св. Софии, Премудрости Божией, митрополичью, а после каменная церковь Благовещения Св. Богородицы на Золотых воротах. А это поэтому построил премудрый князь Ярослав церковь Благовещения на воротах, чтоб постоянно была радость тому городу Благовещением Господним и молитвою Пресвятой Богородицы и ангела Гавриила".
В храме Благовещения князь Ярослав Мудрый в 1037 г. отдает под опеку Божьей Матери весь русский народ.
Богослужение на Благовещение полное торжественных, величественных и радостных гимнов. Немало раз тут повторяется неплохо небезызвестный нам здорово ангела: «Радуйся!» Главные мотивы той неземной и святой радости — воплощение в плоть Сына Божия, это привилегии Богоматеринстве и невинности, это спасение человеческого рода. В радости Благовещения принимает участие небо, наша планета и все творенье. Издавна есть обычай в день Благовещения отпускать на волю птиц из клеток. Данный простой земной знак обозначает возвещение свободы всему миру, и небеса, которые открываются для человеческой души.
Благовещение Пресвятой Богородицы Иконография Благовещения восходит к древнехристианскому и византийскому искусству. На Руси она появилась еще в домонгольские времена. Иконописцы изображали в полный рост архангела Гавриила, обращающегося с «благой вестью» к Марии, и саму Марию, сидящую или стоящую. Следуя за первоевангелием, иконописец представлял Марию у колодца, куда та пришла за водой. Если событие развертывалось в доме Иосифа, Мария занималась прядением алого занавеса для храма и держала в руках клубок пряжи. Последнее изображение символизировало предстоящее прядение младенческого тела Иисуса Христа из «пурпура» материнской крови в утробе матери. С отдаленных времен на груди Марии иконописцы тонкой кистью рисовали младенца Христа. Эта особенность иконографии восходит к восточно-христианскому искусству. Она должна была наглядно объяснить сверхъестественность зачатия Христа, воплощение божества. Поэтому иконографический вариант, представляющий Богоматерь с младенцем Христом на груди, называли иногда Богоматерь Воплощение. В древнерусской живописи широкое хождение имели все варианты композиции, с XVI столетия, особенно в XVII веке, композицию усложняли введением бытовых деталей.