Русская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская православные церкви, афонские монастыри, а также католики восточного обряда и некоторые протестанты, живущие по Юлианскому календарю, встретят Рождество Христово 7 января. Армянская апостольская церковь, живущая по собственному календарю, встречает Рождество в ночь на 6 января. В иерархии праздников Русской православной церкви Рождество занимает второе место после Пасхи.
В Церквах Восточных до IV века он праздновался 6 января и был известен под именем Богоявления. Этот праздник имел особый характер и был посвящен не воспоминанию собственно Рождества, но вообще явлению Бога во плоти, откровению во Христе Божественной Благодати, отчего и назывался Богоявлением. Первоначальным основанием праздновать Рождество 6 января служило не историческое соответствие этого числа дню Рождества Господня, который и для древности оставался неизвестным, а таинственное понимание соотношения между Первым Адамом и Вторым Адамом. Второй Адам, по таинственному созерцанию Древней Церкви, родился и умер в те же дни, в которые родился и умер первый Адам (т.е. родился 6 января)... С IV века между Восточными и Западными Церквами устанавливается единство относительно времени празднования, именно - 25 декабря. Впервые праздник был введен в Церкви Константинопольской около 377 года по указанию императора Аркадия на обычай Церкви Римской и благодаря святому Иоанну Златоусту, а отсюда он распространился по всему Востоку.
Во многих странах Рождество остаётся государственным праздником, либо этот день объявлен выходным. Правительства этих стран подвергаются критике за декларативный характер приверженности принципам свободы вероисповедания и отделения церкви от государства.
Рождение Иисуса
Иисус родился 7 января в 4 г. до н.э.
Марии подыскали жениха – 48-ми летнего плотника Иосифа, родом из города Вифлиема. У Иосифа умерла жена, и у него было четверо детей. Иосиф обручился с Марией, подписав брачный контракт. По обычаю до свадьбы невеста ещё жила в доме своих родителей, то есть в данном случае Мария оставалась жить при храме. До свадьбы жених с невестой не вступали в интимные отношения.
Когда Иосиф увидел Марию, то её беременность уже была видна. Мария стала объяснять Иосифу, что произошло непорочное зачатие, её посетил святой человек, которого она видела в снах. Иосиф ей не поверил, он был взбешён и рассержен. Он хотел разорвать брачный контракт и отказаться от невесты, бросить её и уйти от неё подальше. И тут ему приснился сон. Тот же самый мужчина, который приходил в видениях Марии – Илья-пророк, сказал ему, что он должен взять эту женщину себе в жёны. Она родит необыкновенного ребёнка, который станет Иосифу ближе собственных родных детей,- это будет божественный мальчик… Иосиф был человеком верующим, богобоязненным. Он воспринял этот сон как знамение свыше и дал соглашение на брак. В те времена люди верили в вещие сны, считая, что таким образом Бог сообщает человеку о своей воле, и полностью им доверяли. Марии в тот момент было 14 лет, Иосифу – 48.
Иосиф в полудрёме лежал на топчане во дворе дома, когда ему неожиданно приснился сон – неведомый человек сообщил Иосифу, что скоро у того родится сын и этому сыну в младенчестве будет сильная угроза жизни. Чтобы избежать этой опасности, Иосиф с женой должны скрыться от людей.В Библии же говорится, что: - Иисус родился в иудейском городе Вифлиеме во время правления царя Ирода. Евангелие Матфея 2.
Иосиф немедленно перевёз жену из города Назарета в его окрестности – в летний домик на пастбище. Мария должна была рожать в обстановке полной секретности. Никому не следовало знать точно – где и когда появится на свет этот ребёнок. Симеон посетил Иосифа и Марию в Назарете, он предсказал, что роды будут очень тяжёлыми, болезненными, но мальчик выживет.Роды начались внезапно. Трое суток Мария находилась на грани жизни и смерти, не было никакой гарантии, что ребёнок выживет. Бабка-повитуха Гелома позвала буквально спасли новорожденное дитя, которое появилось на свет ровно в 4 часа утра 7 января 4 года до н.э. Иисус родился не в Вифлееме, а в 7-ми километрах от Назарета. Чтобы доказать, что Иисус претендовал на царский престол в Евангелия были добавлены якобы настоящие родословные Иисуса, из которых следовало, что он принадлежал к царскому роду и мог претендовать на иудейский трон. На самом же деле Иисус был родом из простой семьи, в его жилах не текла царская кровь, и он никогда не хотел стать Царём Иудейским.
Икона Рождество Христово Сюжет рождественских икон почерпнут из Евангелий и апокрифов. Благочестивой Эммерих (ее почитали католики), было видение: когда пришел час рождения, Мария встала на колени, скрестила руки на груди, обратила лицо к востоку. Вдруг ее объяло пламя, грот озарил ярчайший свет – Марии открылся путь, ведущий на небо, а в небесах – ангельские хоры. Пораженная зрелищем, она опустила глаза вниз и увидела на своих коленях младенца. Богоматерь спеленала его, положила в ясли-кормушку для вола и осла. Рождество Иисуса Христа, каким видела его благочестивая Эммерих, писали западно-европейские живописцы, например, великие немецкие художники Грюневальд, Дюрер и др.; русские иконописцы придавали событию не столько мистическое, сколько символическое значение. В центре композиции они представляли пещеру в виде горок с большим темным входом, указывая тем, что событие происходило внутри пещеры; в проеме ее белели ясли с младенцем, а над ними – склоненные головы вола и осла. Однако осел на Руси животное редкое, его мало кто видел, поэтому рисовали вола и лошадь. Мария возлежала на ложе, на иконах конца XVII – нач. XVIII века – сидела в знак безболезненного рождения младенца. С рождением Иисуса Христа, как сказано в Евангелии, на небе появилась огромная звезда, она сияла с такой силой, что вызвала удивление. Отцы церкви считают, что звезда эта была ангелом и вела поклониться родившемуся Богу «мудрость» - волхвов и «простоту» - пастухов. Над пещерой завезда остановилась. Композицию иконы венчает «вифлеемская звезда». Волхвы изображались пешими или конными, с дарами. В выборе даров толкователи Евангелия видели таинственное предзнаменование. «Принесоша ему, - объяснял митрополит Дмитрий Ростовский,- - злато, яко царю; ливан, яко богу; смирну, яко человеку смертну». Пастухам на иконе, в соответствии с евангельским тесктом, благовестил Ангел. Не отказались иконописцы и от апокрифической бабы Соломии с помощницами. Ее представляли в правом нижнем углу ковчега, вместе с девушками-прислужницами она готовилась мыть новорожденного. Правда в XVIII веке, когда в русской иконописи появилась новая иконография Рождества, утверждающая безболезненное рождение младенца, надобность в повитухе отпала, Соломия исчезла из иконописных композиций. Благочестивого Иосифа «обручника» представляли объятого сомнениями; сомнения олицетворял старец-пастух, одетый в шкуру.
Мальчик родился очень слабым и болезненным, весом 1900 граммов. Две бабки-повитухи натёрли его специальным настоем из трав и завернули в овечью шкуру так, что наружу выглядывало только сморщенное личико малыша.
О Рождестве в Канонических текстах
Подробный рассказ о рождении Иисуса Христа приводится только у евангелистов Луки и Матфея (Евангелие от Матфея 1 глава): Пошёл также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обручённою ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. (Лк.2:4-7)
Мария и Иосиф пошли в Вифлеем из-за переписи населения Римской империи, проходившей при императоре Августе. В это время Сириейуправлял Квириний (Лк.2:1-2). Согласно указу императора, для облегчения ведения переписи каждый житель империи должен был явиться «в свой город». Так как Иосиф с Марией были потомками Давида, они направились в Вифлеем.
После рождения Иисуса первыми из людей ему пришли поклониться пастухи, извещённые об этом событии явлением ангела. Согласно евангелисту Матфею, на небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу волхвов (мудрецов). Они преподнесли Христу дары — золото, ладан и смирну; к тому времени Святое Семейство уже нашло приют в доме (или возможно в гостинице). (Мф.2:1-11)
Узнав о рождении Мессии и желая Его уничтожить, царь Иудеи Ирод приказал убить всех младенцев в возрасте до 2 лет. Однако Христос был чудесно спасён от смерти, потому что ангел повелел Иосифу бежать в Египет вместе с семьей, где они и жили до смерти Ирода (Мф.2:16).
Кстати, царь Ирод умер в 4 г. до н.э., и никакого побега Иосифа с Марией и Иисусом в Египет не было. А вся история о царе Ироде была позднее вставлена в Святое Писание римскими священниками. История о приказе царя Ирода была взята из жизнеописания индийского Кришны.
Пастухи навещают новорожденного Иисуса
В момент рождения Иисуса небо озарилось непонятными яркими вспышками. Пастухи, работавшие у Иосифа, напуганные столь необычным зрелищем, поспешили к дому хозяина. Там они и узнали благую весть спустя всего лишь два часа после рождения. Иосиф выставил на радостях угощение для гостей.
Пастухи навещают новорожденного Иисуса В XVIII столетии иконописцы одевают волхвов в пышные иноземные платья, пастухам вручают затейливые музыкальные инструменты и заставляют так жестикулировать, что изображаемое на иконах напоминает театральное действие. И не удивительно: Рождество Христово – один из любимых сюжетов школьной драматургии. «Рождественская драма» митрополита Дмитрия Ростовского с большим успехом шла на сценах духовных семинарий.
Пастухи носили непривычные для иудейского уха имена - Мельхиор, Балтазар и Гаспар. Это были германцы, доставшиеся Иосифу при распределении пленных рабов. Мельхиор на самом деле была женщиной, но с очень мужеподобной фигурой. Она доила коров и коз, а двое мужчин, Балтазар и Гаспар, работали пастухами, пасли скот.
Индийский царь делает подарки Иисусу
В то самое время в Назарете гостил один из индийских царей, возвращавшийся из путешествия в Египет. Индия в то время не была единым государством и состояла из множества мелких царств. Старец Симеон встретился с этим царём, долго с ним беседовал и предсказал ему будущее. Индиец был поражён тем, с какой точностью иудейский пророк описал царю его жизнь прошлое и настоящее. После этого Симеон сказал царю следующее: "Сейчас в Назарете родился ребёнок по имени Иисус, который в будущем станет Мессией и объединит многие народы одной верой. Этот человек будет путешествовать по всему миру и однажды будет у вас в гостях в Индии. Он придёт в ваш дворец тогда, когда вас постигнет великое горе. Ваш сын будет умирать от страшной болезни. И только Иисус сможет его спасти и вылечить". Эти слова проивели синое впечатление на царя. Многое из того, что говорил Симеон ранее, соответствовало правде, поэтому царь с большим доверием отнёсся к словам старца. Царь взял с собой четырёх человек из свиты, и Симеон повёл всех к месту рождения Иисуса. Старцу было видение о рождении Иисуса, и он знал, где именно его следует искать. Индиец сделал Иисусу поистине царские подарки - золото, богатые наряды и дорогие благовония. Самым главным подарком стал драгоценный перстень с родовым гербом царя. Когда Иисус будет в Индии и зайдёт к царю, именно по этому кольцу он и будет опознан. Мария убедила Иосифа никому не говорить о родившемся сыне. Все свидетели рождения понимали, что эту тайну следует хранить надёжно.
Появление Иисуса в храме
По прошествии 8 дней согласно иудейскому обычаю младенца обрезали и дали ему имя - Иисус. По законам Иудеи женщина после родов не могла даже прикасаться к священным предметам. На сороковой день после рождения мальчика по закону полагалось провести обряд очищения матери. Родители вместе с ребёнком должны были посетить храм в Иерусалиме и принести жертву Богу. Богатая женщина должна была принести однолетнего агнца и молодого голубя; жертва бедной выглядела скромно – два молодых голубя. Когда Иосиф и Мария с Иисусом пришли в храм, их там уже ожидал старец Симеон, 113-летний праведник. Увидев Иисуса, Симеон воскликнул: "Хвала Господу, что я дождался этого!" Вместе с Симеоном находилась 84-летняя пророчица Анна, которая также возрадовалась встрече с Иисусом. Анна предсказала, что у этого ребёнка будет тяжёлая судьба и ему уготовано спасти мир. Анна сделала ещё одно пророчество - когда Иисусу будет три с половиной года, то Иосифу с семьёй нужно будет совершить поездку в Египет. Это путешествие принесёт им удачу, и они вернутся оттуда с крупной суммой денег. Это событие произошло 15 февраля в 4 году до н.э. (праздник Сретение Господне).
Икона «Сретение» Был другой обычай: если в семье рождался первенец, над ним свершали обряд посвящения Богу, в память изведения евреев из Египта. Священник принимал дитя на руки, обратившись к алтарю, поднимал его, как бы вручая Богу. Этот древний иудейский обычай и запечатлен на иконах «Сретение» На иконе «Сретение» живописцы писали Марию с младенцем, Иосифа с горлицами, Анну пророчицу, старца Симеона (иногда младенца держит он, приняв его с рук Марии). Со второй пол. XVII века композиция «Сретения» усложняется обилием бытовых деталей.
Поездка в Египет
Иосиф взял Иисуса и Марию, и они ночью ушли в Египет. Там они пробыли до тех пор, пока Ирод не умер. Евангелие Матфея 2. Весь рассказ о том, что царь Ирод Великий, узнав о рождении Иисуса, приказал убить всех младенцев в городе Вифлиеме, изложенная в Евангелии от Матфея был полностью выдуман римлянами. Ироду было в то время около 70 лет, и через несколько месяцев после рождения Иисуса он умер от страшной болезни. Иосиф со своим семейством совершил поездку в Египет, но она никоим образом не была связана с Иродом и состоялась спустя несколько лет после рождения Иисуса и смерти Ирода (умер в 4 г. до н.э.).
Когда Иисусу исполнилось три с половиной года (1 году до н.э.), Иосиф, помня о пророчестве Анны, собрался в поездку в Египет. Он к этому времени уже перестал сомневаться в предсказаниях и относился к ним серьёзно. Он взял с собой и Марию, которая в это время была беременна вторым ребёнком.
Икона «Вифлеемские младенцы» 11 января - день памяти четырнадцати тысяч Вифлеемских младенцев.
Икона «Избиение Вифлеемских младенцев»
Икона «Явление Ангела Иосифу»
Икона «Бегство в Египет». Иконы конца XVII-XVIII веков подробно рассказывали не только о самом Рождестве, но и событиях, связанных с ним. К их числу относятся «избиение младенцев», рассказывающее о том, как царь Ирод (умер в 4 г. до н.э.), узнав о рождении Божественного младенца, которому суждено стать «царем иудейским», приказывает воинам убить всех новорожденных в Вифлееме. Воины исполняют приказ Ирода; их злодейства показывает сцена «плач жен». Однако Иосифу явился Ангел, повелел взять Марию, новорожденного Христа и, спасаясь от Ирода, бежать в Египет. Композиции так и называются: «Явление Ангела Иосифу», «Бегство в Египет».
В одном египетском городе они попали на интересное, не виданное раньше зрелище: бои гладиаторов с дикими животными – львами и тиграми,- которые проходили на арене местного колизея. В деревянном амфитеатре на первых рядах сидели рабы и слуги, а знать располагалась на верхних ярусах. Арена с дикими животными была огорожена слабеньким забором, и в любой момент какой-нибудь зверь мог броситься на публику, поэтому сидевшие в первых рядах служили как бы живым щитом между хищниками и знатью. Иосиф и Мария, сидевшие на первых рядах, настолько были увлечены захватывающим зрелищем, что напрочь забыли об Иисусе. А тот, затерявшись между зрителями, неожиданно пролез сквозь дырку в ограждении и вышел на арену к диким хищникам. Весь колизей просто ахнул от страха – маленький трёхлетний ребёнок стоял возле разъярённых тигров и львов, которые могли разорвать его в мелкие клочья. Однако произошло невероятное чудо. Звери вопреки всем ожиданиям не стали трогать ребёнка. От Иисуса исходило сияние необычайной силы, незаметное для человеческого глаза, но животные в отличие от людей это сияние видели и чувствовали силу и энергию, исходящую от этого мальчика. На глазах у многотысячной толпы зрителей львы и тигры подошли к Иисусу и мирно улеглись у его ног. Свидетели этого чуда были в полном замешательстве и восторге. Правитель города, видевший всё это своими собственными глазами, приказал щедро одарить удивительного мальчика. Иосиф с семьёй вернулся из Египта с большой суммой денег.
В этой поездке Мария родила ещё одного мальчика, которого назвали Иудой. Это событие произошло в небольшом селении Кариот. Позже, когда мальчик вырос к нему пристало прозвище – Иуда из Кариота.
ТРАДИЦИИ РОЖДЕСТВА
РОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК Накануне Рождества
Назван этот день по обычаю строго поститься "до звезды" и вкушать вечером (для подкрепления сил перед дивной и торжественной службой) сочиво - сваренные в меду зерна пшеницы. Варились в этот день кисели и компоты, и дети, нетерпеливо поглядывая на вечереющее небо, искали звезду, по-детски принося свои первые жертвы являющемуся в мир Богомладенцу. Красивы и благочестивы эти обычаи русской старины. Но не это составляло суть праздника для православной души. Не очень разбираясь в премудрости богословия, не всегда зная во всей полноте Священное Писание, знали и глубоко переживали на Руси, храня в самой глубине души, великую истину: нас ради, человек, и нашего ради спасения. Присносущный и Вселюбящий Бог сходит в эту святую ночь с Небес, покидая невообразимо светлое и прекрасное Свое Царство, чтобы стать на земле Младенцем, вырасти, испытав все немощи человеческого тела, принести людям Благую весть об искуплении - и умереть за них: за каждого в отдельности и за всех вместе. И воскреснуть, взойти на Престол Славы - и открыть дорогу обновленному, рожденному для Вечной жизни человеку.
День навечерия Рождества Христова проводится в строгом посте и называется сочельником или сочевником, так как употребляется в пищу сочиво - сушеные хлебные зерна, размоченные водой, либо постная каша и овощи. Пост хранится до вечерней звезды, в знак воспоминания звезды Вифлеемской.
Сочельник - это прежде всего семейной ужин. По старинному обычаю, стол прежде посыпали сеном - в память о вертепе; и яслях, затем застилали белоснежную накрахмаленную скатерть; в центре ставили ритуальное сочиво и другие кушанья, которых непременно должно быть двенадцать. Непременным украшением была праздно-наряженная елка с зажженными свечами и подарками под ней.
Сочельником заканчивается Рождественский пост; в самый день праздника Рождества верующие разговляются (то есть вкушают скоромную, не постную пищу), и затем на протяжении святок - с 8 по 17 января - пост в среду и пятницу отменяется.
Накануне Рождества детям читали евангелие или рассказывали о рождении Христа. В Сочельник и рождественскую ночь зажигали и ставили на окна свечи. А на улицах жгли костры, чтобы согреть в морозную зимнюю ночь новорожденного Иисуса Христа. Зажгите и вы в сочельник свечи. Это объединит вас с вашими предками и миллионами людей во всем мире, кто празднует в этот день наступающее Рождество и, может быть, именно в этот момент тоже зажигает свечи. Накануне Рождества дети с бумажными звездами и фонариками в сопровождении взрослого ходили по городу и стучались в те дома, где на окнах были зажженные свечи. Они пели рождественские песни, славящие Христа, шутили, разыгрывали целые спектакли, плясали. А хозяева были рады пригласить певцов в дом, к столу, или щедро наградить их рождественскими лакомствами. Не принять христославов считалось грехом для хозяев. Этот обычай называли колядованием - по одной из версий, в честь языческого бога пиршеств и мира Коляды, а песни - колядками.
В светской культуре Рождество связывают прежде всего с ёлкой, дарением подарков и загадыванием желаний.
В праздник Рождества Христова православные приветствуют друг друга словами: «Христос родился!», отвечая на них — «Славим Его!».
СВЯТКИ
Они наступали после Рождества Христова и длились две недели. По преданию, в течение восьми дней после рождения Иисуса Христа бродит по земле нечистая сила, рыскает по улицам, пугает прохожих. Ряженые, представляли нечистую силу, надевали рогатые и бородатые маски, пугали и веселили людей. Во время святок устраивались веселые маскарады. Этот обычай завез в Россию из Европы Петр I.
Зимние святки начинались с колядования. Парни и девушки ходили по деревне и у каждого двора "кликали" Коляду. Хозяевам дома песней желали жизненных благ и требовали вознаграждения. Коляда и Овсень - мифологические персонажи песен - должны были принести крестьянам обильный урожай и домашнее счастье. Зимние святки были шумным и веселым праздником. Молодежь обходила все дома в деревне со святочными песнями. Жгли костры, рядились. Собирались на игрища, устраивали посиделки, девушки гадали.
Как проводить святки
12 дней Святок - святые дни, а не время безудержного разгула. Это гостевой период, когда мы все ходим друг к другу в гости, навещаем родственников, близких, духовника, например. В некоторых приходах в святочные дни принято ходить по домам немощных, больных людей - петь рождественские песнопения, колядки, приносить небольшие подарки, гостинцы. Святки - это особое праздничное время после Рождества и до Крещенского сочельника. Но, к сожалению, многие воспринимают святочные дни как дни необузданного веселья, праздности. К изначальному смыслу Святок это не имеет никакого отношения. Рождество продолжается три дня. Благочестивые верующие стараются провести их в храме. Второй день после Рождества называется Собором Пресвятой Богородицы, христиане в храмах прославляют Ту, от которой родился Спаситель. Святки - дни радости о том, что родился для нашего спасения Господь Иисус Христос. Принято ходить в гости, навещать больных, стариков, заключенных, бедняков, дарить подарки, чтобы и они могли разделить с нами счастье Рождества Христова. На Святки отменяются все посты, трапезы обильны, разнообразны. Специально к этим дням с детьми разучивают духовные стихи, песнопения, рождественские сценки. По неведению святость этих дней часто нарушается "народными обычаями": гаданиями переодеваниями в шутовские костюмы и т.д.
Дорогой мой человек! С Рождеством Христовым! Пусть твой мир и пусть твой век, Будет не суровым.
Божья хлынет Благодать, С Рождеством Христовым, Славим праздник Рождества, Каждый век мы снова,
В Храмах звон колоколов, Слышны песнопенья, И молитвы всех псалмов, Твой славят День Рожденья!
Ты отраду нам принес, Свое Благословенье, И в жару,в лютой мороз, Всем принес Спасенье!
Молим-Господи прости, Наше нераденье, Все грехи нам отпусти, Для душ наших Спасенье!