По древнему еврейскому пророчеству, Израиль должен спасти Мессия, который однажды въедет в город Иерусалим на ослице под всеобщее ликование всех иудеев. В Священном Писании говорилось (Захария 9,9): «Не бойся, Град Сионский! Вот грядет Царь твой, верхом на осленке».
Мятежники желали в точности осуществить пророчество, решив воспользоваться приходом Иисуса в Иерусалим. Расчёт был на то, что сторонники Иисуса, которые уже собрались в Иерусалим со всей Иудеи, увидев пышное шествие, воодушевятся и присоединятся к своему Учителю. Эта акция поможет повстанцам убедиться в их силе и единстве, укрепит веру колеблющихся и сомневающихся. Римляне же воспримут всё происходящее как часть праздничного торжества и не станут предпринимать каких-либо действий. Восстание должно начаться в пасхальную ночь, когда по иудейским законам все евреи должны находиться в своих домах и вкушать жертвенного ягнёнка. Римляне, зная, что в пасхальную ночь по религиозным правилам правоверным иудеям запрещено передвигаться по городу, будут беспечно отдыхать, не заботясь об охране. Именно в эту ночь иудеи должны были произвести неожиданное нападение на иерусалимский гарнизон и разоружить ничего не подозревающих солдат. Внезапность атаки должна была обеспечить успех всей акции.
Вход Господень в Иерусалим
За шесть дней до Пасхи, Иисус пришёл в Вифанию, туда, где жил Лазарь, которого Он воскресил из мёртвых. Здесь в честь Иисуса был устроен обед. Евангелие Иоанна.
Иисус с учениками возвращался из Капернаума, побывав при этом в Вифании, где воскресил Лазаря. Паломники остановились недалеко от Иерусалима. Христос, как всегда, шёл босой и сильно растёр ноги в кровь и теперь с трудом передвигался, хромая и опираясь на палочку. К тому же путешественники отравились водой из придорожного источника. Иисус ослаб и побледнел. Повстанцы, сторонники Вараввы, решили обманом осуществить свой план. Проходя под видом паломников мимо учеников Иисуса, они предложили им для Учителя молодого осла.
Икона «Вход Господень в Иерусалим» Как правило, композиции на эту тему сложны, многолюдны, полны движения, так как иллюстрировали слова: «И когда вошел он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил, кто сей!» В центре композиции иконописцы размещали Иисуса Христа, едущего «на осляти», сопровождавших его апостолов, толпу людей, встречавших Христа. Жители Иерусалима славили Христа как сына Давидова – художник показывает это: люди на иконе расстилают перед Христом свои одежды, приветствуют ветвями, даже дети забрались на деревья, чтобы видеть и приветствовать его.
На следующий день весь народ, пришедший на праздник Пасхи, прослышал о том, что Иисус идёт в Иерусалим. Они взяли пальмовые ветви и вышли Ему навстречу с возгласами: - «Осанна! Благословен идущий во имя Господа! Благословен царь Израиля!» Иисус нашёл молодого ослёнка и сел на него, как об этом и написано: «Не бойся дочь Сиона! Смотри! Вот идёт царь твой, сидя на молодом ослёнке!» Евангелие Иоанна.
Наконец наступил долгожданный момент – когда Иисус верхом на осле стал спускаться с Масличной горы к стенам города со своими учениками, им навстречу вышла большая толпа людей из числа заговорщиков, которые стали громко провозглашать приход нового Мессии.
Ожидаемого единения народа не произошло, вместо того чтобы последовать за Иисусом и показать свою готовность к борьбе за свободу, евреи осторожно смотрели на всё происходящее со стороны. Никто не хотел рисковать раньше времени. Фарисеи же опасались Иисуса больше римлян. Иисус же сразу разгадал все планы заговорщиков, но он не стал никому ничего говорить. Он хотел уберечь евреев от ненужного кровопролития, потому что был убеждён, что еврейский народ не был готов к борьбе. Они не могли верить, как об этом и говорил пророк Исаия: «Их глаза ослеплены, и сердца их окаменели, так что они не могут видеть глазами, не могут понять сердцем и не обратятся, чтобы Я исцелил их» Евангелие Иоанна.
Иуда Искариот (23 марта 1 г. до н.э. – 15 апреля 29 г.) – родной младший брат Иисуса – сын Марии и Иосифа.
"Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сёстры?" Евангелие Марка.
У Марии и Иосифа было семеро детей. Иисус имел четырёх братьев и двух сестёр.
У Иуды и Иисуса были очень доверительные отношения с детства, оба настолько крепко, по-настоящему любили друг друга. Иуда пользовался исключительным доверием своего брата, который во всём полагался на него, как на себя. Иисус очень часто уединялся с Иудой от другой учеников, чтобы обсудить с ним самые важные вопросы. Именно Иуде было доверено наиболее важное и ответственное поручение – контроль за деньгами. Иуда держал при себе казну, вёл учёт и расход всех денежных средств и отчитывался за них перед Иисусом. Другие ученики из-за этого недолюбливали Иуду, завидуя тому особому положению, на котором тот находился. Их самолюбие страдало из-за того, что Иисус, имея какие-то дела с Иудой, не делился этими секретами с другими учениками. Иуда, будучи импульсивным и вспыльчивым от природы, постоянно теребил и тормошил Иисуса, считая, что надо действовать как можно активнее и энергичнее. Иисусу приходилось постоянно успокаивать и сдерживать своего брата от непродуманных действий.
Разговор Иисуса с Иудой
Иуда Искариот был тесно связан с повстанцами. Встретившись с Иисусом, Иуда рассказал ему о планах мятежников. По замыслу, в пасхальную ночь заговорщики должны были неожиданно напасть на римлян и вызволить из плена своего вождя Варавву. И главную роль в освобождении Вараввы должен был сыграть Иуда Искариот. Именно он должен был возглавить вооружённый отряд, который начнёт боевые действия. Иисус как мог отговаривал своего любимого брата не совершать этого, доказывая несостоятельность всех их замыслов. Но Иуда был непреклонен.
"- Делай быстро то, что собираешься делать,- сказал Иисус". Евангелие Иоанна 13.
Двое людей так увлеклись беседой, что не заметили стоявшего неподалёку апостола Иуду Заакия, который услышал весь разговор. Иуда Заакий решил, что нужно остановить Иуду Искариота любой ценой. Для этого Иуда Заакий тайно обратился к иудейским священникам и рассказал им о готовящемся мятеже. Первосвященник Каиафа, узнав о восстании, пришёл в ужас. Каиафа опасался Иисуса больше, чем римлян. Иисус своими речами и действиями подрывал авторитет иудейского духовенства.
Священники и фарисеи тогда созвали совет. – Что нам делать?- спрашивали они, - Этот человек совершает великие чудеса. Если мы позволим Ему продолжать, то все уверуют в Него, и тогда римляне придут и уничтожат и наш храм, и наш народ. Каиафа, один из них, который в тот год был первосвященниким, сказал: - Вы ничего не понимаете! Вы не можете понять, что лучше, чтобы один человек умер за весь народ, чем погиб бы весь народ. Евангелие Иоанна.
Иуде Заакию за его предательство было заплачено 30 сребреников. Характером этот Иуда был завистлив и корыстолюбив, деньги эти он взял.
Понтий Пилат
В 26 году н.э. прокуратором Иудеи был назначен римлянин Понтий Пилат. Понтий Пилат в отличие от своих предшественников на этом посту считал, что не стоит особо церемониться с покорённым народом - не надо подстраиваться под их непонятные религиозные правила, а нужно жёстче проводить римскую политику.
С самого начала Пилат решил показать иудеям, кто настоящий хозяин в стране,- он приказал войскам вступить в Иерусалим и внести в город изображение императора на древках знамён. Этим грубо нарушался иудейский обычай, который запрещал иметь в городе любые изображения живых существ. Предыдущие правители Иудеи знали об этом законе и вводили войска в город без этих украшений на знамёнах.
Сын Пилата жил в городе Кесарии на берегу Средиземного моря, примерно в 120 километрах от Иерусалима. Узнав о нарушении закона, иудеи толпами повалили в Кесарию, чтобы упросить Пилата убрать изображения императора со знамён. Шесть дней евреи досаждали Пилату, пока он не выдержал и не приказал войскам окружить иудеев.
"Каждый, кто не перестанет шуметь, будет сейчас убит",- объявил Пилат.
Возмущение собравшихся не прекращалось, и римские солдаты по приказу Пилата начали избивать иудеев. Часть евреев были убиты на месте, остальные разбежались в разные стороны.
Этим Пилат дал понять, что его правление будет жёстким и бескомпромисным. И в дальнейшем Пилат придерживался этой политики - при малейшем сопротивлении иудеев он тут же применял силу и доводил дело до кровопролития".
Иисус Христос у Пилата
От Каиафы Иисуса повели в преторию, в которой находился римский наместник. Пилат вышел к нежданным гостям и с любопытством стал разглядывать Иисуса – человека, о котором он слышал столько необычного и удивительного. Пилат в жизни был справедливым человеком. Обладал сильным даром предчувствия и интуиции. Поэтому при первом же взгляде Иисус ему понравился.
Пилат спросил: - В чём вы обвиняете этого человека?
Священники сказали ему в ответ: - Если бы он не был злодей, мы не привели бы его к тебе.
Пилат сказал им: - Тогда возьмите его сами и судите его по вашему закону.
Иудеи ответили ему: - Нам не позволено никого предать смерти. Мы выяснили, что он развращает народ наш и запрещает платить налоги кесарю, называя себя Христом Царем.
Священники не стали говорить Пилату, какой именно приговор Иисусу вынес синедрион. Пилат был римлянином, к иудейской вере относился с пренебрежением и, естественно, не стал бы осуждать Иисуса за нарушение иудейских законов.
Тогда Пилат опять вошёл в преторию и, призвав Иисуса, сказал ему: - Ты царь иудейский?
Иисус ответил: - От себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе обо мне?
Пилат сказал: - Разве я иудей? Твой народ и первосвященники предали тебя мне. Что же ты им такого сделал? Что ты проповедуешь? Чему учишь?
Пилат, живущий по принципу «Враг моего врага – мой друг», как только увидел искажённые злобой лица священников, тут же проникся симпатией к самому Иисусу. Прокуратор недолюбливал иудейское духовенство, будь его воля – он давно бы разрушил их храм и перебил бы всех его служителей. Но римский император Тиберий осуждал чрезмерную жестокость по отношению к покорённым народам империи, говоря: «Умный пастух только стрижёт своих овец, но не убивает их».
Пилат, поразившись в душе спокойствию осуждённого, отвёл его в сторону и имел с ним продолжительную беседу с глазу на глаз без свидетелей. Прокуратора интересовало. Чем Иисус мог вызвать столь ярую ненависть у священнослужителей. Иисус стал рассказывать о новой вере, которую он проповедовал, о едином для всех народов Боге, о своих путешествиях по миру, о мирном будущем всего человечества.
Пилат, внимательно выслушав собеседника, пришёл к выводу, что ничего опасного в его речах нет – Иисус не походил на бунтовщика и возмутителя покоя, он был абсолютно мирным и невоинственным человеком, и все его проповеди были наполнены любовью к ближнему.
Искушённый в дворцовых интригах прокуратор, большой специалист по людским порокам, он совершенно растерялся при виде этого праведника – настолько тот отличался от обычных людей, что казался каким-то неземным существом.
Пилат решил про себя, что лучше всего будет не брать грех на душу и отпустить осужденного на волю. Пилат вышел к иудеям и объявил им: - Я никакой вины не нахожу в нём.
Возмущённые священники и старейшины начали громко роптать и требовать наказания. Прокуратор, еле сдерживаясь, хмуро смотрел на негодующую толпу и думал про себя, с каким удовольствием он отдал бы сейчас приказ солдатам разогнать всё это сборище. На днях в Иудею приехал высокий сановник из Рима, проверяющий, как обстоят дела в дальних провинциях империи – нет ли каких злоупотреблений власти, в точности ли соблюдаются законы римского права, исправно ли платятся налоги, какие настроения бродят среди простого народа и т.д. Злой, жестокий, алчный ревизор недолюбливал Пилата и с удовольствием выслушал все доносы с критикой прокуратора. Иисус был родом из Галилеи – это соседняя с Иудеей область, находящаяся под управлением иудейского царя Ирода Антипы. Царь Ирод, приехавший в Иерусалим на праздник Пасхи, остановился в собственном дворце. Понтий Пилат отправляет Иисуса к Ироду.
Ирод, увидев арестованного Иисуса, стоявшего перед ним, развеселился. И этот человек считает себя Богом! Ирод со своими придворными, вдоволь поиздевавшись над Христом, отправил его обратно к Пилату. Ирод, зная об огромной популярности Иисуса среди простого народа, не решился взять на себя ответственность за его смерть, предоставив возможность римлянам своими руками совершить это грязное дело.
Прокула (жена Пилата) видела сон: Иисус, в золочёных одеждах с нимбом над головой, стоял коленопреклонённый перед человеком, который излучал свечение. Он был в несколько раз выше Иисуса и благославляя Христа, говоря при этом: «Сын Мой Возлюбленный, благославляю тебя и наделяю Верой и Силой Небесной».
Наутро Прокула встала встревоженной и слёзно просила Пилата пощадить Иисуса. Пилат очень любил и уважал свою жену, всегда прислушивался к её мнению. И тогда Пилат решил использовать последний шанс для спасения Иисуса – отпустить по иудейскому обычаю в честь празднования Пасхи одного заключённого на свободу по воле народа. На выбор толпе было решено предложить две кандидатуры – мятежник Варавва или проповедник Иисус…
В толпе было много завистников Иисуса, которые, так же как и он, пытались ходить среди людей, лечить, читать проповеди, но они не получили такого признания, как Иисус. И естественно, перед преторией собралось множество священнослужителей, которые пришли к месту суда в первую очередь. Здесь и собрались сторонники Вараввы…
Пилату пришлось отпустить Варавву, а Иисуса осудить на казнь.
Казнь Иуды
Лишь небольшая кучка людей, возглавляемая Вараввой и Иудой Искариотом, выступила на защиту Иисуса, но их тут же схватили, и они были казнены ещё раньше, чем Христос был распят. Варавве и его сторонникам римские солдаты отрубили головы. На этот раз Пилат не колебался, потому что заговорщики были схвачены с оружием в руках. 15 апреля 29 года Иуда Искариот был повешен римлянами. Две тысячи лет он нёс на себе позорное клеймо предателя Сына Божиего.
«Вечером ученики и Иисус собрались на пасхальный ужин, и дьявол побудил Иуду Искариота, сына Симона, предать Иисуса». Евангелие Иоанна.
Казнь Иисуса назначили на вторник, 17 апреля. Поскольку Ирод Антипа и Понтий Пилат отказались признать Иисуса виновным, то они разрешили Каиафе самому наказать Иисуса.
В этот день совершается освящение ваий (пальмовых ветвей), в память того, что жители Иерусалима встречали Господа с пальмовыми ветвями в руках. От обычая употреблять в этот день вайи (ветви финиковой пальмы) День Входа Господня в Иерусалим называется Неделею "Ваий" или "Цветоносною". На Руси он получил название "Вербного воскресенья", потому что на севере верба ранее других древесных ветвей дает почку. Молящиеся приходят в храм с вербами и на богослужении таинственно встречают невидимо грядущего Господа букетиками вербы с зажженными свечами.
Благочестивая традиция освящения верб совершается на праздничном Всенощном бдении. После чтения Евангелия священник совершает каждение верб, читает молитву и окропляет ветви святой водой. При освящении верб читается молитва:
"Освящаются вербы сии, Благодатию Всесвятаго Духа и окроплением воды сия священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь!"
Часто прихожане волнуются, попала ли святая вода на принесенные ими веточки, настойчиво требуют окропить снова и снова. Но мы должны помнить, что освящается верба благодатью Духа Святаго, по нашей вере и упованию, поэтому неважно – попала ли на веточку капелька святой воды или нет – верба освящена.
Народные обычаи, глубоко укоренившиеся в религиозной традиции, усваивают этому празднику большое значение. Принято сохранять, принесенные в этот день из церкви ветви вербы, до следующего года, полагая их в святой угол вместе с иконами.
Великий понедельник
В этот день: вспоминают притчи проклятие бесплодной смоковницы и притчу о блаженном Иосифе.
Ветхозаветные истории Страстной седмицы тесно переплетаются с происходящим в последние дни земной жизни Спасителя. Православная Церковь в Великий Понедельник вспоминает целомудренного Иосифа, который был продан в рабство своими братьями, и бесплодную смоковницу, засохшую по слову Христа.
Как Иосиф, который из зависти был продан своими единокровными братьями, так и Иисус Христос был предан и осужден на смерть иудеями - своими единоплеменниками. Согласно Божественному промыслу освобожденный из темницы Иосиф господствует над Египтом, так и Иисус Христос восстает из гроба и приемлет власть над миром.
Именно в день настоящего Великого понедельника по слову Господа усохла бесплодная смоковница – символ духовной смерти человека, который живет без веры, молитвы и добрых дел. На примере смоковницы Спаситель показал, что в его власти являть и правосудие свое.
Как мы можем применить к себе евангельскую притчу о бесплодной смоковнице?
Задумайтесь:
- Являем ли мы в своей жизни те плоды христианской любви и праведности, которые ждет от нас Господь: милосердие, смирение, великодушие и другие добродетели?
- Стремимся ли мы к духовному росту и самосовершенствованию?
- Не уподобляемся ли мы своим безверием и отсутствием добрых дел бесплодной смоковнице?
О чине мироварения
Великий Понедельник - начало чина мироварения. Миро используется во время Таинства Миропомазания, которое совершается после Крещения, а также при освящении новых престолов в храме. Его делают из смеси благовонных смол, растительных масел и душистых трав и варят три дня под непрестанное чтение молитв.
Через Миропомазание – «печать Дара Духа Святаго» - человек:
- посвящается Церковью быть храмом Божьим, в котором живет Дух Божий;
- вводится в литургическую жизнь Церкви (получает возможность участвовать в Таинстве Евхаристии и других таинствах).