Главная
Регистрация
Вход
Среда
24.04.2024
15:46
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [134]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Святые

Радоница - Родительский день - Поминовение усопших

РАДОНИЦА
РОДИТЕЛЬСКИЙ ДЕНЬ

Значение в христианстве

Радоница как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная жизнью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших». Также можно сказать, что смысл Радоницы в том, чтобы поделиться с мёртвыми радостью Воскресения Христова.

До радоницы на кладбища не ходят

Во вторник второй недели по Пасхе, которая называется Фоминой неделей, Православная Церковь отмечает Радоницу — день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи.
Также радоницу называют еще Радовница, Радошница, Радуница, Навий день, Могилки, Гробки. Этимология названия восходит к словам «род» и «радость», и место этого дня в кругу церковных праздников является особым. А именно, Радоница следует за Светлой пасхальной неделей, когда не нужно грустить из-за смерти близких, из-за расставания с ними, а наоборот, нужно порадоваться за их рождение в вечной жизни.

Святитель Афанасий Ковровский пишет, что Радоница обязана своим происхождением тому уставному предписанию, по которому Великим постом поминовение усопших по случаю нарочитых поминальных дней (третьего, девятого и сорокового) не может быть совершено в свое время по случаю великопостной службы. Оно переносится на один из ближайших будничных дней, в который может быть совершена не только панихида, но и полная литургия. В Великом посту это только несколько суббот, а следующий такой день после Страстной, Пасхи и Светлой седмицы — это как раз и есть вторник Фоминой недели.

Посещать кладбища и в сам день Пасхи, и в пасхальную неделю противоречит древнейшим установлениям Церкви: вплоть до девятого дня после Пасхи поминовение усопших никогда не совершается. Даже если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину.
Русская Православная Церковь установила особые дни поминовения усопших. Таких дней в году восемь:
18 февраля 2023 г. - Суббота мясопустная (Вселенская родительская суббота);
25 апреля 2023 г. - Радоница. Родительский день;
9 мая - Поминовение усопших воинов;
3 июня 2023 г. - Суббота Троицкая;
28 октября 2023 г. - Суббота Димитриевская.

Часто для поминовения приносят конфеты на кладбище, кто-то — стакан с водкой, кто-то пасхальные куличи и яйца. Но в христианстве ритуал поминовения — это посещение церковной службы. А на могиле совершается панихида.
Молитва за усопших — самое главное, что живые могут сделать для тех, кто ушел в мир иной. Ведь усопший больше не может сделать добрых дел в этом мире.

Желательно в этот день прийти в храм на службу. Богослужебный устав этого дня не предполагает заупокойных элементов ни в вечернем богослужении, ни в литургии, однако усопших на литургии поминают. После литургии совершается панихида. Затем, если есть возможность, люди идут на кладбище.

Как вести себя на кладбище?

Придя на кладбище, надо зажечь свечку, помолиться. Для совершения чина литии (усиленного моления) при поминовении усопших можно пригласить священника. Однако существует и более краткий чин (его несложно найти в интернете), который может быть совершен и мирянином. По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших. Можно просто помолиться своими словами или молитвой об усопшем, которая есть во многих молитвословах:
"Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь".

Затем можно прибрать могилу, ведь могила — это место упокоения тела, и необходимо чтобы она содержалась в чистоте и порядке. Особое внимание нужно уделить кресту на могиле, поправить, если покосился, покрасить. Ведь крест - главный символ веры.
Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку на могильный холм, оставлять зажженную сигарету - этим оскорбляется память мертвого. Нужно помнить, что если даже, при жизни человек курил и выпивал, то это делала его плоть, грешное тело, но никак не Душа.

См. Обряд похорон.

Календарь православных праздников и дней памяти.

Вербное воскресенье - Вход Господень в Иерусалим.
Великий Понедельник Страстной седмицы.
Великий Вторник Страстной седмицы.
Великая Среда Страстной седмицы.
Великий (Чистый) Четверг.
Страстная Пятница.
Великая Суббота.
Светлое Христово Воскресение - Пасха.
Светлая Седмица
Вознесение Господне
День Святой Троицы. Пятидесятница

НАВИЙ ДЕНЬ

Навий день - праздник воскрешения мертвых, у славян начинались обрядовые посещения могил с приношением треб.
Треба — исконно славянский термин, означающий богослужение, приношение, жертва, отправление таинства или священного обряда. По-славянски «треба» означает «Т» — тею (творю), «Р» — Ра (Бог), «Б» — ба (душа) = «Творю Боговой душе».
Славяне хоронили родичей в курганах, на этих высоких насыпях творили тризну, клали требу, совершали возлияния. В этот день давно умершим людям приносятся требы в воду, приговаривая:

Свети, свети, Солнышко!
Дам тебе яичко,
Как курочка снесет в дубраве,
Отнеси его до раю,
Пусть все души радует.

Требы славян — это пища, предметы обихода, но только те, которые сделаны своими руками. Из еды и питья — это: кутья, пироги, калачи, блины, сырники, крашеные яйца, вино, пиво, канун (род браги).
«Аже се Роду и Рожанице крають хлебы и сиры и мед…». Требы каждому Богу соответственно определены. В воду бросают скорлупу освященного красного яйца. Считается, что скорлупа доплывет до забытых душ умерших (тех, которых давно не поминают) к Русальному дню.
В ночь перед Навьим днем навьи (чужие, заброшенные, закопанные без обряда и вовсе не похороненные мертвецы) встают из могил, отчего на весенние святки люди вновь наряжаются в личины.

Окликание дождя

В этот день детвора «окликала» первый весенний дождь. С самого утра следили за облаками и тучами на небе. Старики утверждали, что не бывает такого радоницкого вторника, в который не капнуло хотя бы одной капельки дождя. При виде облачка ребята выкрикивала:

Дождик, дождик! Снаряжайся на показ.
Дождик, припусти, мы поедем во кусты, во Казань побывать, в Астрахань погулять.
Поливай, дождь, на бабину рожь, на дедову пшеницу, на девкин лен поливай ведром.
Дождь, дождь, припусти посильней, поскорей, нас, ребят, обогрей!

Если после закличек начинался дождь, то все окликальщики наперебой кидались умываться «небесной водицей», — что, по словам стариков, должно приносить счастье. Если же в этот день ударит первый весенний гром, то молодые женщины и девушки умывались дождём через серебряные и золотые кольца. Считалось, что этим сохраняется красота и молодость.
Категория: Святые | Добавил: Николай (09.04.2015)
Просмотров: 3963 | Теги: православие, праздники | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru