Троица — День святой Троицы, Пятидесятница
День святой Троицы отмечается на 50-й день после Пасхи (см. Календарь православных праздников и дней памяти).
Рождение праздника Святой Троицы произошло, как считают историки, в конце мая 30 г. н.э. и совпало с ветхозаветным праздником Пятидесятницы; поэтому наш календарь сохраняет оба термина. В Древнем Израиле это был первоначально земледельческий праздник Жатвы, день радости и благодарения, когда в жертву Богу приносились «начатки» собранного к концу мая первого урожая. Затем он стал отмечать и памятную годовщину древнего («ветхого») Синайского Союза-Завета, заключенного Богом с Моисеем и всем израильским народом приблизительно через пятьдесят дней после исхода (выхода) из Египта, драматические события которого и стали основой еврейской Пасхи. Это произошло, по мнению большинства ученых, во второй половине XIII в. до н.э. Так Пятидесятница стала Днем рождения Ветхозаветной Церкви. Теперь постараемся понять – как родилась Церковь Нового Завета, Церковь Христова.
Христианское название «Пятидесятница» (греч. Пэнтэкостэ) имеет формально хронологическое происхождение и не выражает существа чествуемого события, но означает лишь то, что праздник совершается через пятьдесят дней после Пасхи (как у евреев, так и у христиан).
После Вознесения Господа с горы Елеонской апостолы вернулись в Иерусалим. Прошло десять дней, и наступил праздник Пятидесятницы. Ученики и Богоматерь, как и повелел им Иисус Христос, – пишет евангелист Лука в своем продолжении Евангелия, – «были единодушно вместе. И вдруг раздался с неба шум, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и опустились по одному на каждого из них. И наполнились все Духа Святаго, и начали говорить на других языках» (Деян. 2:1-4).
Так Дух Святой, по обетованию Спасителя, сошел на апостолов в виде огненных языков, в знак того, что Он дал апостолам способность и силу для проповеди Христова учения всем народам; сошел же в виде огня в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души.
В Иерусалиме в это время было много евреев, пришедших из разных стран на праздник. Апостолы вышли к ним и стали проповедовать на их родных языках воскресшего Христа. Проповедь так подействовала на слушавших ее, что многие уверовали и стали спрашивать: «Что же нам делать?». Петр ответил им: «Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прощения грехов, тогда и вы получите дар Святого Духа».
Уверовавшие во Христа охотно приняли крещение, таких оказалось в этот день около трех тысяч человек. Таким образом, начало устраиваться на земле Царство Божие, то есть Церковь Христова.Христианская Пятидесятница
Почти две тысячи лет тому назад, в день еврейской Пятидесятницы, мир воспринял тайну Триединого Бога: Ветхий Завет знал Единого Бога, положившего основание Ветхозаветной Церкви; Сын, воплотившись на земле, создал Церковь Нового Завета; Дух Святой открыл ее историческое время и действует в ней «до скончания века». Поэтому праздник ее рождения именуется Днем Святой Троицы.
Богословское учение о взаимоотношении Лиц Святой Троицы было окончательно сформулировано еще в IV веке, в период ожесточенных тринитарных споров, вызванных лжеучением Ария Александрийского, и закреплено в Никео-Цареградском Символе веры. Но далеко не всем известно, что первые храмы во имя Святой Троицы появились в христианском мире гораздо позднее, не ранее XII в., причем, сначала на Западе (этот вопрос требует специальных изысканий). Вскоре, в 1335г., скромный инок Сергий построил первую на Руси деревянную Троицкую церковь посреди глухого Радонежского бора, ставшую основой будущей Троице-Сергиевой Лавры, – центра духовной жизни России.
Празднику Пятидесятницы предшествует Троицкая родительская суббота – день поминовения усопших.
В самый день праздника, после Божественной Литургии, совершается Вечерня в воспоминание сошествия на святых апостолов Духа Утешителя, на которой читаются три коленопреклоненные молитвы, о ниспослании и нам Духа Святого, Духа премудрости, Духа разума и страха Божия (молитва коленопреклоненная после сугубой ектении). В это время, впервые после Пасхи, все становятся на колени.
Святая Церковь молится о даровании благодати Духа Святого всем присутствующим, а также прежде усопшим отцам и братиям нашим и прочим сродникам по плоти, чтобы и они устроились быть участниками Царства Славы в стране живых... «зане ни един есть чист пред Богом от скверн, ниже аще един день живота его есть» (молитва коленопреклоненная после «Сподоби, Господи, в вечер сей»).
Без благодати Духа Святого нет спасения, нет истинного христианства. Сам Господь Иисус Христос неоднократно говорил, что для Его последователей необходим этот Божий дар. Очень определенно сказал Он об этом в беседе с праведным Никодимом, пришедшим к Нему узнать, что нужно делать, чтобы спастись. «Истинно, истинно говорю тебе, - учил Никодима Господь, - если кто не родится свыше... от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие: рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3, 3. 5-6). Смысл слов Спасителя ясен: если не произошло духовного рождения, если не получены благодатные дары Духа Божия, невозможно наследовать Царство Божие.
Но как можно стяжать благодать Святого Духа? Нужно прежде всего иметь искреннее, сердечное желание, соединенное с твердой и непоколебимой верой. Нужно избегать всякой неправды, греховной скверны и творить добро. Средства к стяжанию благодати подаются в Церкви Божией, в святом храме, в церковных таинствах и молитве.
Почему украшают храм на Троицу
Православные христиане в этот день украшают дома и храмы зелеными веточками, цветами.
Обычай этот идет еще от Ветхозаветной Церкви, когда дома и синагоги украшались зеленью в Пятидесятницу в память того, как при Синайской горе все цвело и зеленело в день, когда Моисей получал скрижали закона. Сионская горница, где на апостолов сошел Святой Дух, в то время, по общему обычаю, тоже была украшена ветвями деревьев и цветами.
В праздник Троицы вспоминают и явление Аврааму Троицы в Мамврийской дубраве, поэтому украшенный зеленью храм напоминает и ту дубраву.
А еще цветущие ветви напоминают нам о том, что под действием благодати Божией человеческие души расцветают плодами добродетелей.
Отец и Сын и Дух Святой,
Все в Троице едино.
Несет защиту и покой,
Рублевская картина.
Ты кистью золотом наткал,
Нам вечную икону.
Вложил в нее голубизну морей,
И синь дорог вселенной.
Все чудно и едино в ней,
Молитвою нетленной!
Надежду, веру и любовь,
Господь нам дал,
Себя навечно нам заклал,
Открыл в бессмертие дорогу,
И вечно молимся мы Богу!
Благословен еси, Христа Боже наш,
Иже премудры ловцы явлей,
Низпослав им Духа Святого,
И теми уловлей вселенную,
Человеколюбче, слава тебе.
Достоин прославления Ты, Христос Бог наш,
Который сделал рыбаков (апостолов)
Премудрыми, ниспослав им Святого Духа,
И через них уловил (привлек к вере)
Вселенную (весь мир) Человеколюбче, Слава тебе!
© Инесса Белобородько 2008 г.
Тропарь на День Святой Троицы глас 8
Благословен еси, Христе Боже наш, / Иже премудры ловцы явлей, / низпослав им Духа Святаго, / и теми уловлей вселенную, / Человеколюбче, слава Тебе.
Кондак на День Святой Троицы глас 8
Егда снизшед языки слия,/ разделяше языки Вышний,/ егда же огненныя языки раздаяше,/ в соединение вся призва;\ и согласно славим Всесвятаго Духа.
Величание на День Святой Троицы
Величаем Тя, / Живодавче Христе / и чтем Всесвятаго Духа Твоего, / Егоже от Отца, / послал еси божественным учеником Твоим.
Молитва Пресвятой Троице, творение Марка монаха
Всемогущая и Животворящая Святая Троица и Начало света, всё творение, то, что в мире сем и превыше мира, по единой благости изведшая из небытия и промышляющая о нем, и сохраняющая, и, кроме прочих Твоих неизреченных благодеяний к роду земному, покаяние до смерти ради немощи плоти нам даровавшая! Не оставь нас, несчастных, умереть в наших злых делах, и да не будем посмешищем начальнику зла, и завистнику, и губителю; ибо видишь Ты, Милосердный, и то, как сильны козни и вражда его против нас, и какова наша страстность, и слабость, и небрежение. Но неоскудевающие Твои благодеяния соверши над нами, молим мы, на всякий день и час прогневляющие Тебя нарушением Твоих священных и животворящих заповедей. Итак, все согрешения наши, во всей нашей прошлой жизни и до нынешнего часа в делах, или словах, или помышлениях отпусти и прости. Удостой же нас оставшуюся жизнь окончить в покаянии, и сокрушении, и соблюдении святых Твоих повелений. Если же мы, прельстившись наслаждениями, многообразно согрешили, или провели время, соблазнившись мерзкими пожеланиями, бесполезными и вредными; если, движимые гневом и яростью неразумной, какого-либо брата нашего оскорбили, или из-за языка нашего опутаны были сетями неизбежными, неправыми и крепкими; если каким-либо из чувств наших, или всеми ими, вольно или невольно, в ведении или в неведении, в увлечении или преднамеренно преткнулись безумно; если же злыми и суетными помыслами совесть осквернили; или если каким-либо другим образом согрешили, понуждаемые склонностью и привычкой к злу, прости нам и отпусти всё, Всещедрый, Преблагой и Многомилостивый, и даруй нам на будущее бодрость и силу, чтобы творить волю Твою, добрую, и благоугодную, и совершенную, чтобы от ночного и мрачного зла изменившись световидным покаянием и, как днём поступая благообразно, мы, недостойные, очищенными явились Твоему человеколюбию, воспевая Тебя и величая вовеки. Аминь. Праздник народных ремёсел на Троицу в Суздале
См. Праздник народных ремёсел на Троицу в Суздале.Наука ботаники о Троицких березках
Г. Кайдагоров, профессор СПБ, лесного института в своих недавно вышедших преинтересных «Беседах о русском лесе» между прочим о троицких березках пишет следующее: Уже с незапамятных времен существует у всех северных народов, в том числе и у нас, Русских, обычай украшать в праздник св. Троицы комнаты, дворы и улицы пред домами, молоденькими березками. Это прекрасный, поэтический обычай, доставляющий столько чистых радостей не только детям, но и взрослым. Какое светлое, возвышенное чувство наполняет душу вечером в субботу перед Троицей, когда комнаты наполнены ароматом березовых ветвей, и огоньки лампад, затепленных пред святыми иконами, пробиваются сквозь светло-изумрудную листву березок, расставленных по углам комнат! Как жаль, что в последнее время пришлось прибегать, в видах охранения всюду сильно истребляемой березы, к ограничению этого прекрасного обычая и украшать дома и храмы только зелеными ветками, а не цельными березками. А между тем этот обычай мог бы существовать во всей его неприкосновенности и без всякого ущерба для лесного хозяйства. Дело в том, что для успешного роста береза с первых лет жизни требует много света и вот почему никогда нельзя встретить густого березового леса. Как бы ни был густ этот лес, в ранней молодости, с годами он сам собою изреживается. Изреживание это происходит вследствие того, что березы, получившие недостаточное для них количество света мало-по-малу хиреют и затем умирают. На известном пространстве земли остается только то количество дерев, при котором в каждое пользуется доступом света, достаточным для его успешного роста. Такая борьба из-за света и жизни происходит во всяком, преимущественно молодом лесу и между всякими древесными породами, при чем победителями являются более сильные и зрелые экземпляры, слабейшие же погибают. Почти всегда потому можно вырезать из лесу весьма значительное количество березок безо всякого вреда для леса, а иногда даже с пользой проредить слишком густые участки леса; но только конечно такая выборка должна быть производима не всяким первым встречным, пожелавшим нарубить себе к празднику березок, а под руководством опытных, знающих лиц, как например лесных объездчиков и сторожей, которых вовсе нехитро обучить этому делу. Тем более обычай этот не заслуживал бы уничтожения или даже ограничения, что после праздника березки не бросаются без пользы, а всегда находить себе подходящее употребление, как например на растопку, на метлы, на тычки под горох и т. п., на каковые надобности все равно в свое время было бы срублено почти такое же количество березок, но только не одновременно, как к Троицыну дню, а в разное время. Итак уже наше время склонно без разбора отвергать завещанные нам предками обычаи, а между тем в этих обычаях одна из главных сил, привязывающих человека к родине. «Тамб. Епарх. Вед.» № 15-й, за 1881 г.).
ДЕНЬ СВЯТОГО ДУХА
Первый понедельник после Пятидесятницы именуется Днем Святого Духа (28 мая 2018 года). Он является как бы продолжением праздника Святой Троицы и посвящен особому чествованию Ее Третьего Лица. С этого же дня начинается первая седмица по Пятидесятнице; она именуется «сплошной», потому что пост в среду и пятницу отменяется. А с понедельника второй седмицы начинается Петров пост (12 июня - 11 июля 2017 г. ).
Дух - высшая часть человеческой души В человеке надо различать душу и дух. Дух содержит чувство Божества. Он есть та сила, которая вдохнута в лицо человека при сотворении. Душа - низшая сила, или часть той же силы, назначенная на ведение дел земной жизни. От такого чина, как и душа животных, но возвышена, ради сочетавания с нею духа. Дух из Бога, сочетавшись с душею животною, возвел ее на степень души человеческой. И стал человек двояк. Одно тянет его к Небу, другое - к земле. Когда человек в своем чине держится, то он живет духом, т. е. страхом Божиим водится, и совести слушается, и горнего ищет. А когда он поддается влечениям души дольней, то выходит из своего чина, и то, чего хочет дух, думает достать среди тварей. Этого ему не удается, и он томится и крушится. Дух тут, как пленник в узах, находится в услужении у варваров - страстей похотных. Сам он не удовлетворяется и страсти делает неудовлетворимыми, сообщая им безграничный разлив. Отчего животные потребности у животных все в своей мере, а у человека, когда он предается чувственности, чувственные потребности предела и меры не имеют? Эту безмерность сообщает им дух, попавший в плен к ним, и дух этой безмерностью желает затушить свою жажду бесконечного, по образу Коего создан и в Коем едином благо его. Человек обладает духом, которого истинная жизнь есть жизнь в Боге. Там только он находит покой, там его рай и обетованная земля. "Дух,- говорит свт. Феофан,- как сила, от Бога изшедшая, ведает Бога, ищет Бога, и в Нем Одном находит покой, Неким духовным, сокровенным чутьем удостоверяясь в своем происхождении от Бога, он чувствует свою полную зависимость от Него и сознает себя обязанным всячески угождать Ему и жить только для Него и Им". Это как раз то, о чем говорил еще блаженный Августин: Ты, Боже, создал нас со стремлением к Тебе, и беспокойно наше сердце, пока не успокоится в Тебе. По творениям Святителя Феофана Затворника (Вып. 8, пис. 1462, с. 211-213)
Духом Святым всяка душа живится... Из бесед прп. Серафима Саровского с Мотовиловым о цели христианской жизни - Многие толкуют, что, когда в Библии говорится: "вдунул Бог дыхание жизни в лице Адама первозданного и созданного Им от персти земной - что будто бы это значило, что в Адаме до того не было души и духа человеческого, а была будто бы лишь плоть одна, созданная из персти земной. Неверно это толкование, ибо Господь Бог создал Адама от персти земной в том составе, как батюшка св. апостол Павел утверждает: "да будет всесовершен ваш дух, душа и плоть в пришествие Господа нашего Иисуса Христа". И все три части нашего естества созданы были от персти земной, и Адам не мертвым был создан, но действующим животным существом, подобно другим живущим на земле одушевленным Божиим созданиям. Но вот в чем сила, что если бы Господь Бог не вдунул потом в лице его сего дыхания жизни, т. е. благодати Господа Бога Духа Святаго, возводящаго его в богоподобное достоинство, то был бы он подобен всем прочим созданиям, хотя и имеющим плоть, и душу, и дух, принадлежащие по роду его, но Духа Святаго внутри себя неимущим. Когда же вдунул Господь Бог в лице Адамово дыхание жизни, тогда-то, по выражению Моисееву, и бысть Адам в душу живу, т. е. совершенно во всем Богу подобную и такую, как и Он, на веки веков безсмертную... Когда же вкушением от древа познания добра и зла, преждевременно и противно заповеди Божией, узнали (Адам и Ева) различие между добром и злом и подверглись всем бедствиям, последовавшим за преступление заповеди Божией, то лишились этого безценнаго дара благодати Духа Божия... Когда же Он, Господь наш Иисус Христос, изволил совершить все дело спасения, то по воскресении Своем дунул на апостолов, возобновив дыхание жизни, утраченное Адамом, и даровал им эту же самую адамовскую благодать Всесвятаго Духа Божия. Но мало того - Он обещал им благодать - возблагодать. И вот в день Пятидесятницы торжественно ниспослал Он им Духа Святаго в дыхании бурне, в виде огненных языков, на коемуждо из них седших и вошедших в них и наполнивших их силою огнеобразной Божественной благодати, росоносно дышащей и радостворно действующей в душах причащающихся ея силе и действиям. И вот эту-то самую огневдохновенную благодать Духа Святаго, когда подается она нам всем верным чадам Христовым в таинстве святаго крещения, священно запечатлевают миропомазанием в главнейших, указанных св. Церковью, местах нашей плоти, как вековечной хранительницы этой благодати. Говорится: "печать дара Духа Святаго..." Если бы мы не грешили никогда после крещения нашего, то во веки пребыли бы святыми непорочными и изъятыми от всякия скверны плоти и духа, угодниками Божьими. Но вот в том-то и беда, что мы, преуспевая в возрасте, не преуспеваем в благодати и разуме Божием, как преуспевал в том Господь наш Иисус Христос, а напротив того, развращаясь мало-помалу, лишаемся благодати Всесвятаго Духа Божия и делаемся во многоразличных мерах грешными и многогрешными людьми. Но покаянием (утреневанием к Богу, бдением, многими слезами, творением добрых дел Христа ради, противоположных содеянным грехам), яко вторым крещением омываемся от греховной скверны и опять являемся пред лице Божие паче снега убеленные Его благодатью...
О благодати дара Духа Святаго Слава Господу и Его милосердию: Он так много возлюбил нас, что дал нам Духа Святаго, Который учит нас всему доброму и дает силу побеждать грех. Господь по многому милосердию Своему дает нам благодать, и мы должны крепко хранить ее, чтобы не потерять, ибо без благодати человек духовно слеп. Слеп тот, кто собирает богатства в этом мире; это значит, что душа его не знает Духа Святаго, не знает, как Он сладок, и потому пленяется землею. Святой отец, живший по времени еще ближе к нам, преподобный Силуан Афонский пишет: "Для души нужен Господь и благодать Святаго Духа, без которой душа мертва. Как солнце греет и живит полевые цветы, и они влекутся к нему, так душа, любящая Бога, влечется к Нему и блаженствует в Нем, и от многой радости хочет, чтобы все люди также блаженствовали. Господь для того и создал нас, чтобы мы вечно на небесах пребывали с Ним в любви. Кто познал сладость Духа Святаго, тот знает, что она ни с чем несравнима и не может уже ничем плениться на земле, но пленен только любовью Господа, и покоен он в Боге, и радуется, и плачет о людях, что не все познали Господа, и жалеет их. Когда душа в Духе Святом, то она довольна и не скучает о небесном, ибо Царствие Божие внутри нас, ибо пришел Господь и вселился в нас. Но когда душа потеряет благодать, тогда скучает она о Небесном и слезно ищет Господа". Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) «Размышления о бессмертной душе»
Вход Господень в Иерусалим. Вербное Воскресение.
Страстная Пятница.
Светлое Христово Воскресение - Пасха.
Светлая Седмица
Радоница. Родительский день
Вознесение Господне
|