I Всесоюзный фестиваль самодеятельного творчества проходил в Суздале в 1986 году. «1987 г. ЯРМАРКА РЕМЕСЕЛ. II Всесоюзный фестиваль самодеятельного творчества В минувшее воскресенье в Суздале состоялся праздник самодеятельного творчества. Сюда приехали жители близлежащих сел и деревень, гости из Меленковского, Юрьев-Польского, Судогодского районов, из Москвы, Подольска, Наро-Фоминска, Иванова, Костромы. Гончары, вязальщицы, мастера, занимающиеся ковроткачеством, резьбой по дереву, певцы, плясуны, музыканты, самодеятельные художники — вот те участники большого народного представления, которые задали тон, к которым потянулись люди, — посмотреть, послушать, задать вопросы. Затем под предводительством суздальских гармонистов все направляются на луг, к реке Каменке встречать Берендея и Прекрасную Елену, прибывающих на разукрашенной лодке. И снова песни и пляски, и переливы гармошки, и перезвоны гуслей. Да, был на празднике и свой гусляр — Валерий Гаранин, сотрудник Владимиро-Суздальского музея-заповедника. И музыка была, и отдохнул народ под сенью суздальской старины. Заслуга в этом и местных культпросветработников, и научно-методического центра областного управления культуры. И все-таки есть несколько замечаний. Не первый раз организовывается такое массовое гулянье в Суздале, и каждый раз его участников одолевает обида: почему столь робко проявляют себя торгующие организации, почему общепит будто застеснялся и остался в стороне? — Конечно, были прилавки, ларьки, пирожки. Но количество их ничтожно мало, посему и очереди выстраивались, и толчея была. Где же офени и коробейники, лотошники и разносчики, которые могли бы нести не только утилитарную нагрузку, но могли бы стать и красочным символом ярмарочного гулянья? Где продавцы «петушков», мороженого, сладостей, почему не увидели их ни на лугу, ни на площади? Почему торговля не включилась в нужное дело не формально, а заинтересованно? Почему недостает некоторым руководителям гибкости, предприимчивости, деловитости, почему много лет подряд они не хотят внять устной и письменной критике? Почему работники культуры, извините за вынужденную тавтологию, срабатывают на «пятерку», а торговли и общепита — едва на «тройку»? И еще десятки «где» и «почему» хотелось бы произнести по этому поводу. И не только в адрес торговли, но и в адрес устроителей этого мероприятия. Итак, праздник ремесел становится традицией: это второй по счету. Первый состоялся в прошлом году. Хочется надеяться, что он наберет силу, ведь многие тянутся к такому отдыху. Может быть, и потому, что на улицах, площадях и лугах Суздаля нам пришлось увидеть очень много веселых людей и ни одного человека — навеселе. С. БАРАНОВА» («Призыв», 16 июля 1987 г.).
Ежегодно на Троицу в Суздале в Музее деревянного зодчества отмечают День народных ремесел. Этот имеющий глубокие народные корни праздник органично вписывается в колорит маленького русского городка.
Святая Троица – это один из самых значимых праздников для православных христиан, которые отмечают его через семь недель (на 50-й день) после Пасхи, поэтому он еще называется Пятидесятница. К дню Троицы природа оживает после долгой зимы, наполняется силой и свежестью, запахом зелени и цветов. Это – символ обновления жизни, символ становления и роста христианской церкви. День Троицы обычно отмечали шумно и весело, как правило, на свежем воздухе, ближе к природе. Даже праздничное застолье часто устраивали на улице, а то и в лесу под деревьями, прихватив с собой медовуху, пироги, да караваи. Водили хороводы, разжигали костры, пели песни, придумывали игры. Молодые люди в этот день занимались гаданием на суженого, плели венки из трав или березовых веток, пускали их по реке, пытаясь узнать свою судьбу на дальнейший год, а, возможно, и определить свою вторую половинку. В некоторых районах на Троицу устраивались ремесленные ярмарки. Традиции своих предков стараются сохранять и сотрудники Владимиро-Суздальского музея-заповедника, с размахом организуя на Троицу ярмарку ремесел в Музее деревянного зодчества. Со всего Владимирского края и из соседних областей съезжаются в Суздаль мастера народных промыслов – гончары и вышивальщицы, кузнецы и резчики по дереву, ткачи и художники.
Прямо на глазах из золотистой соломки сплетается куколка, из бесформенного куска глины рождается добротный кувшин, а на белом льняном полотенце распускается диковинный цветок. И этому чуду можно научиться! Ведь мастер-классы для всех желающих давали ремесленники из нескольких регионов России.
Ткацкий стан
Мастер-класс по работе с берестой
Мастер-класс по гончарному делу
Токарь Евгений Анурин из села Мишино Муромского района на глазах изумленных зрителей создает посуду из дерева. На старинном станке он вытачивает чашки, ложки, плошки.
Токарный станок по дереву
Мастер-класс
Токарь Евгений Анурин
Со всей округи съехались в Суздаль мастера и рукодельницы — гончары, кузнецы, ткачи, резчики по дереву.
На зеленой лужайке, среди старинных деревянных изб, — музыканты, танцоры, приехали в Суздаль из Владимира, Москвы, чтобы славить березку.
Для гостей выступали фольклорные ансамбли «Радуница» из Суздаля, «На огородной слободе» и «Улица» из Москвы. В их репертуаре народные песни. Пожаловал на праздник старый друг Борис Ефремов — знаток традиционных народных инструментов.
Ох и весело было на празднике!
Для всех желающих — мастер-класс по изготовлению «троицкой куклы-кукушечки».
Троицкая кукла-кукушечка
«Театр на трех стульях» приглашал на премьеру кукольного спектакля «Как сестры платочек делили».
«Театр на трех стульях»
Дети с удовольствием резвились на зеленой лужайке — играли в городки, катались на троицких качелях. А их родители в это время могли угоститься ядреной медовухой, заедая ее сдобным пирогом.
Плетение венков
И конечно, всех увлек за собой яркий, зажигательный троицкий хоровод.
Гвоздь праздничной программы — исполнение традиционного женского обряда «вождения колоска». Как и много веков назад по дорожке из скрещенных рук прошла к ниве маленькая, нарядно одетая девочка. Сорвала она на поле колосок, побежала к церкви и кинула его… Так наши предки загадывали добрый урожай. Хоровод же начинался с торжественного обряжения маленькой «ворожеи».
И какой же праздник Троицы без благословенной березы? Троица без березки — что Рождество без елки. И песни зеленой «имениннице» поют, и «кудри» ей «завивают». По русскому обычаю наряженная красавица-березка должна отдать свою силу пшеничному полю — на радость людям.
На Троицу даже медовуха не по усам течет, а в рот попадает. Гуляет православный люд на празднике народных ремесел — красоте дивится, мастерам поклоняется.
«Проводы березки»
Завершилось яркое действо обрядом «проводы березки». Все гости и участники праздника по русскому обычаю пронесли наряженную березки через весь музей и бросили дерево с моста в реку Каменку. Некоторые девушки пустили по течению и свои венки.
Воды реки приняли березку.
«Умелец из Суздаля Тот, кто бывал в ресторанах Суздаля, заказывал похлебку по-архиерейски, суп русский, жаркое по-суздальски, рыбу, запеченную с хреном, тот, несомненно, восхищался их вкусовыми качествами, культурой приготовления, обращал снимание на то, что эти блюда подаются, как правило, в небольших по размеру глиняных горшочках. Специалисты предприятий общественного питания утверждают, что пища, приготавливаемая в глиняной посуде, действительно ароматнее, вкуснее. Захотелось узнать того, кто снабжает рестораны Суздаля этой посудой, о которой так лестно отзываются работники общепита. Мастера гончарных дел я отыскал на одной из тихих улочек древнего города. — Зинин, Яков Макарович, — отрекомендовался он при знакомстве. По узкой лестнице мы спустились в подвал его дома. Первое, что резко бросилось в глаза, это стеллажа, заставленные различными изделиями из глины. Здесь были и горшочки — заказ какого-то ресторана, и кувшины нескольких видов, кружки, цветочные плошки и даже миски. Всё это ожидало обжига и отделки глазурью. — Полуфабрикат, — не то шутя, не то серьезно произнес Яков Макарович и стал показывать другие до удивления интересные вещи. — Это вот греческая ваза, — объяснил он, — это букетница, а это, — улыбнулся Яков Макарович, — самовар. И действительно, перед нами стоял глиняный самовар, но только уменьшенных размеров. Интерес вызвали также изделия сувенирного типа. Прежде всего, комбинированный кувшин «конёк-горбунок». Была видно, что Яков Макарович не только гончар, но и художник, любитель пофантазировать. — Мечта у меня, — делился творческими задумками Зинин, — сборную многоярусную вазу создать, а на ней виды Суздаля изобразить. Я и эскиз уже набросал. Гончарное ремесло не основное занятие Якова Макаровича, он боец городской пожарной команды. В Суздале широкий размах набирает сувенирная торговля. И здесь мастер-гончар мог бы приложить руки. Пока Зинин к этому важному делу не привлекается. А сувениры из глины нашли бы своего покупателя. Слава о Зинине как гончаре давно уже перешагнула границы древнего Суздаля. Его заказчиками на изготовление глиняной посуды были ресторан «Детинец» из Новгорода, Владимирский трест столовых, ряд заказов выполнял Яков Макарович и для москвичей. Н. ВАХТАНОВ» («Призыв», 24 июня 1970).
Музей деревянного зодчества и крестьянского быта. Дом купцов Агаповых. Экспозиция «Суздальское купечество. Портрет в интерьере». День огурца в музее деревянного зодчества и крестьянского быта Суздаля. Праздник русской печки «Печки-Лавочки».