"Слушай, Израиль: ты теперь идёшь за Иордан, чтобы пойти овладеть народами, которые больше и сильнее тебя... народом многочисленным и великорослым, сынами Енаковыми, о которых ты знаешь и слышал: "кто устоит против сынов Енаковых?"
В районе нынешнего Дибона в Иордании израильтяне выходят к восточному берегу реки Иордан. Там находится царство Моав, но часть его территории незадолго до прихода израильтян была завоёвана аморейским царём Сихоном. Израильтяне одержали победу и над Сихоном, и над васанским царём Огом, пуская камни из пращей, и овладели их землями.
Бродившим по соседству мадианитянам не помогло их родство с Моисеем: израильтяне напали на них и почти полностью истребили.
Новые грозные соседи так напугали моавитского царя Валака, что он попытался изгнать пришельцев с помощью заклятий пророка Билеама (Валаама). Но сам Валаам и даже его ослица категорически отказались мешать исполнению промысла Иеговы.
Израильтянам приглянулась относительно свободная территория на восточном берегу Иордана, и "колена" Гада, Рувима и часть Манассии решили не идти дальше, а осесть здесь. Большинство же других племён намеревались перейти через Иордан и попытаться отвоевать себе жизненное пространство в Ханаане. В результате переговоров Гад, Рувим и Манассия согласились участвовать во вторжении, оставив на восточном берегу женщин и детей, чтобы после победы вернуться к ним.
Накануне перехода через Иордан скончался Моисей. "И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню".
Вторжение возглавил Осия, сын Навина, которого Моисей переименовал в Иисуса (Иисус Навин). В канун выступления было проведено массовое обрезание в знак подтверждения "Завета" - договора Израиля с Иеговой (за сорок лет кочевой жизни обрезание среди израильтян почти не проводилось).
Иисус Навин призван был перевести израильтян с восточного на западный берег Иордана в Иерихон. Господь обещал Иисусу Навину: "Никто не устоит пред тобою во все дни жизни твоей; и как Я был с Моисеем, так буду и с тобою".
Израильтяне, оставив женщин с детьми, стариков и скот на восточном берегу переправляются через Иордан. Они переправились через Иордан в половодье. Шедшие впереди с Ковчегом Завета жрецы вошли в реку, как повелел Господь, и "вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною на весьма большее расстояние, до города Адама, который подле Цартана; а текущая в море равнины, в море Солёное, ушла и иссякла. И народ переходил против Иерихона… Господь Бог ваш иссушил воды Иордана для вас, доколе вы не перешли его, так же, как Господь Бог ваш сделал с Чёрным морем, которое иссушил пред нами, доколе мы не перешли его".
Иисусу Навину, поднявшему вверх глаза, является "вождь воинства Господня" - Mal'akh, держащий в руке предмет. Малахим дал Иисусу Навину указание взять Иерихон и "находящихся в нём людей сильных".
Неприступные стены города были обрушены с помощью семи "юбилейных труб", позади которых несли "Ковчег Завета". Эти трубы представляли собой мощные инфразвуковые излучатели, а мощным генератором служил "Ковчег", который зарядился в течении шести дней и ночей хождений евреев вокруг стен города.
Шествие возглавляли воины, за ними шли мужчины с дудками и трубами, следом жрецы несли ковчег, а замыкали эту процессию старики, женщины и дети, общим числом 4 млн. человек. На седьмом круге они применили инфразвуковые излучатели и стены Иерихона рухнули. Израильтяне ворвались в город и перебили всех жителей до единого, даже животных. Сам город был выжжен дотла.
Затем израильтянам удалось взять ещё несколько городов, но жители города Гай, расположенного близ Иерихона, нанесли им поражение, убив 38 человек; этого оказалось достаточно, чтобы "сердце народа растаяло и стало как вода". Согласно преданию, Иисус Навин запретил евреям пользоваться каким бы то ни было имуществом местного населения вплоть до полной победы. Теперь было решено, что поражение - это кара Иеговы за то, что кто-то нарушил запрет. Но виновного нашли.
"Колено Ефрема" - Иисус Навин вывел к городу Силому. Здесь они установили скинию с "Ковчегом Завета", а сами расселились вокруг города. Остальные колена также осели в Ханаане, кроме "колен" Гада, Рувима и части Манассии, которые, как и было условлено, вернулись на восточное побережье Иордана.
"...дошли до Хеврона, где жили Ахиман, Сесай и Фалмай, дети Енаковы… В то же время пришёл Иисус (Навин) и поразил Енакимов на горе, в Хевроне, в Давире, в Аване, на всей горе Иудиной и на всей горе Израилевой; с городами их предал их Иисус заклятию; не осталось ни одного из Енакимов в земле сынов Израилевых, остались только в Газе, в Гефе и в Азоте… И Халеву, сыну Иефонниину, Иисус дал часть... Кириаф-Арбы, отца Енакова, иначе Хеврон. И выгнал оттуда Халев трёх сынов Енаковых: Шешая, Ахимана и Фалмая, детей Енаковых".
Ок. 1190 г. до н.э. Адониседек, царь иерусалимский, призвал на помощь своих союзников, пятерых царей аморрейских, чтобы остановить продвижение израильтян, и две армии встретились в битве у горы Гаваон. Израильтяне одержали победу и преследовали своих врагов "по дороге к возвышенности Вифорон". Бог пришёл на помощь израильтянам, убивая аморитов, которые пытались спастись бегством.
"Когда же они бежали от израильтян по скату горы Вифоронской, Господь бросал на них с небес большие камни до самого Азека, и они умирали; больше было тех, которые умерли от камней града, нежели тех, кого умертвили сыны Израилевы мечом".
Вознамерившись полностью уничтожить своих врагов, Иисус Навин воззвал к Богу с мольбой о продлении дня:
"Иисус Навин воззвал к Господу в тот день, в который предал Господь Аморрея в руки Израилю, когда победил их в Гаваоне, и они побиты были перед лицем сынов Израилевых, и воскликнул пред Израильтянами: Стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою!
И остановилось солнце; и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: "стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день?"
И не было такого дня ни прежде, ни после того, в который Господь так слышал бы глас человеческий..."
Иудеи разрушили Иерусалим, заняли всё южно-ханаанское нагорье, вплоть до пустыни, простиравшейся к юго-западу от Мёртвого моря.
По словам Иосифа флавия, "колена Иудово и Симеоново заняли все города в нагорной части Ханаанеи, а из тех, которые были расположены на равнине и у моря,- Ашкелон и Азот, тогда как Газа и Аккарон не сдавались им… Вот те народы, которых оставил Господь, чтобы искушать ими израильтян... И жили сыны Израилевы среди Ханаанеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев; и брали дочерей их себе в жёны, и своих дочерей отдавали за сыновей их, и служили богам их. И сделали сыны Израилевы злое пред очами Господа, Бога своего, и служили Ваалам и Астартам. И воспылал гнев Господень на Израиля, и предал их в руки Хусарсафема (ассирийский царь Тиглатпаласар I правил 1114 - 1076 гг. до н.э.), царя Месопотамского, и служили сыны Израилевы Хусарсафему восемь лет".
Иудеи всю захваченную силой оружия землю разделили на наделы. Эти наделы были переданы отдельным семействам или кланам. Бывших владельцев земли израильтяне повсеместно превращали в своих рабов. Некоторой части населения ханаанеев израильские племена оставили землю и имущество, и они жили в тесном контакте с израильтянами, но считались неполноправной частью населения.
Племя иудеев, осевшее на юге в горной области к западу от Мёртвого моря, раньше всех обособилось от основного ядра израильских племён. Это племя захватило на севере самую большую и наиболее плодородную часть Палестины.
Язык израильтян имел общие корни с ханаанейским, что содействовало слиянию в одну народность завоевателей и покорного населения.
После разрушения Критских городов на побережья Леванта образовалась сильная перенаселённость, в связи с иммиграцией финикийцев и филистимлян. Филистимляне с Крита приплыли в прибрежные долины Ханаана.
Филистимляне (ранее именовавшиеся пеласгами) были воинами и купцами, населявшими земли Палестины. Филистимляне овладели укреплёнными городами, из которых самым значительным был Газа. Пеласги (филистимляне) образуют союз пяти самоуправляемых городов - Газы, Ашкелона, Аккарона, Гата и Ашдода. Они одержали верх над израильтянами и правили ими около двух веков.
Филистимляне направляют свои военные действия на соседнюю с ними область племени иудеев. Были завоёваны некоторые крепости, в том числе и Лахиш, где археологи обнаружили значительное количество керамики филистимлян. Так как в глубине эта территория была гористой, малоплодородной, а потому бедной, то филистимляне той частью не интересовались, а свои основные силы посылали на северо-восток. Они были более сильными и потому смогли нанести ряд серьёзных поражений израильтянам, покорили ряд городов, в том числе и главное святилище Израиля - город Силом. Они одержали верх над израильтянами и правили ими около двух веков.
САМСОН
Племя Дана - сына Иакова и Валлы - поклонялось ханаанскому солнечному богу земледелия - Шамашу. Самсон - богатырь из племени Дана символизировал для них Солнце. Самсон из секты назореев, проповедников - аскетов, вёл святой образ жизни. Он дал обет, как и все назореи: не пить вино не стричь волосы, не присутствовать на похоронах. Погиб Самсон из-за любви к Далиле - филистимлянке, хитростью выведавшей источник его силы.
Царь Саул
Израильтяне были семитским народом, состоящим из 12 кланов (колен). Ими правили вожди, так называемые судьи.
В 1030 г. до н.э. израильтяне обратились к Самуилу, одному из судей, с просьбой избрать им царя для войны с филистимлянами. Так был выбран первый израильский царь Саул (ок. 1030-1010 гг. до н.э.).
Царь Саул
Царь Саул подчинил все израильские племена, в том числе и иудеев, что позволило ему неоднократно побеждать филистимлян. Но вскоре произошло поражение и гибель Саула и его старших сыновей на поле сражения. Саулу отсекли голову, после чего враги носили её "по всей земле филистимлян", а обезглавленное тело было вывешано на стене города Бей-Шеана - бывшей египетской, ставшей филистимлянской крепостью в глубине Израиля.
В гибели Саула был повинен один из его военачальников из племени иудеев - Давид. Он бежал со службы Саула, после чего возглавил военный отряд на юге страны, а затем перешёл на сторону филистимлян. В главном сражении он не принимал участие.
Смерть Саула привела к беспорядкам. Этим и воспользовался Давид, кроме того он чувствовал поддержку со стороны некоторой недовольной части знати различных израильских племён, особенно иудеев, и иудейского жречества.
Царь Давид
Следующим царём Израиля становится Давид (ок. 1.010-970 гг. до н.э.). Давид сделал Израиль наиболее могущественным государством в регионе.
Царь Давид
Царь нисколько не доверял своему народу, поэтому он окружил себя гвардией, набранной из филистимлян. При завоевании одной из областей Заиорданья Давид приказал казнить каждого третьего жителя.
Давид покорил некоторые арамейские государства Сирии, господствовавшие над караванными путями, в их числе и Дамаск, затем заключил союз с царём Тира Хирамом I. Этот союз был благоприятным для обеих сторон в борьбе с филистимлянами на суше и на море, способствовал расширению тирской и израильской торговли.
"И открылась снова война между филистимлянами и израильтянами. И вышел Давид и слуги его с ним, и воевали с филистимлянами; и Давид утомился. Тогда Иесвий, один из потомков рефаимов, у которого копьё было весом в триста сиклей меди и который опоясан был новым мечом, хотел поразить Давида... Потом была снова война с филистимлянами в Гобе; тогда Савохай Хушатянин убил Сафута - одного из потомков рефаимов. Было и другое сражение в Гобе; тогда убил Елханан, сын Ягаре - Оргима Вифлеемского, Голиафа Гефянина (Голиаф был ростом 3.1 м.), у которого древко копья было как навой у ткачей. Было ещё сражение в Гефе; и был там один человек рослый, имевший по шести пальцев на руках и ногах, всего двадцать четыре, также из потомков рефаимов... Эти четыре были из рода рефаимов в Гефе...
И выступил из стана филистимского единоборец, по имени Голиаф, из Гефа; ростом он - шести локтей и пяди. Медный шлем на голове его; и одет он был в чешуйчатую броню, и вес брони его-пять тысяч сиклей меди; медные наколенники на ногах его, и медный щит за плечами его; и древко копья его, как навой у ткачей; а самое копьё его в шестьсот сиклей железа..."
При царе Давиде иудеи победили филистимлян и образовали Израильское царство.
Ок. 1010-926 гг. до н.э. объединённое еврейское государство Израиль.
Иерусалим, захваченный Давидом ок. 1005 г. до н.э., стал столицей Израиля.
Царь Соломон
Израиль достиг вершины своего могущества при царе Соломоне (ок. 970-930 гг. до н.э.), сыне Давида.
Царь Соломон
Стремясь более прочно объединить подвластные ему народы, Соломон построил в Иерусалиме храмы богам разных племён: храм сидонской богине Астарте, ханаанскому Молоху, моавитскому богу Кемош, аммонийскому богу Милькому. Но это не принесло желаемого результата.
Для защиты своих торговых интересов фараон Сай-Амон (978 - 959 гг. до н. э.) захватил город филистимлян Газу и подарил его в качестве приданого своей дочери, которая вышла замуж за израильского царя Соломона.
После смерти Соломона 930 г. до н.э. Израиль разделяется на два государства: Израиль и Иудею. Столицей Израиля стал Сихем (потом Самария), а столицей Иудеи остался Иерусалим.
Каждое из царств имело свой пантеон богов. Яхве сохранил своё значение для южного царства (Иудея). Но и здесь официально были признаны ещё и культы других богов.
Ахав унаследовал Самарийский престол (Израиль).
При Ахаве религия Моисеева оказалась перед лицом новой языческой опасности. Очагом идолопоклонства явилась женская половина дворца. Жена Ахава Иезаевль пользовалась неограниченным влиянием на мужа. Отец её Этбаал в прошлом был жрецом тирского Ваала-Мелькарта. Сиро-финикийские верования вообще были популярны среди женщин. Ахав считал Яхве национальным Богом Израиля. При его дворе были всегда "пророки Яхве", которых он вопрошал перед походами или в делах государственной важности. Однако ему казалось вполне допустимым почитать, кроме Яхве, и других богов, как это повелось со времён Иеровоама I. К тому же он не мог ни в чём отказать своенравной царице, требовавшей от него льгот тирскому культу. По её настоянию в Самарии был построен храм Мелькарта, который первоначально, видимо, посещали только финикийцы. Но Иезавель имела широкие планы и активно способствовала распространению в Израиле своей религии. В честь Ваала устраивались великолепные торжества. Красочные мистерии изображали его борьбу с богом смерти Мотом, его схождение в преисподнюю и оживление. Возможно, участие в этих мистериях обещало преодоление смерти, и поэтому они обладали особой притягательностью. С другой стороны, многие языческие обряды сопровождались захватывающими плясками и исступлёнными вакханалиями, манившими, как запретный плод. Символом Мелькарта был священный бык, образ привычный для израильтян, хотя иногда Ваала изображали в виде бородатого, длинноволосого воина с мечом и молнией в руках и рогатым шлемом на голове. Все места его культа украшались "массебами", каменными столбами, которые также были известны в Израиле. Эти внешние точки соприкосновения с народной верой, соблазнительные стороны культа и покровительство царицы сделали ваализм серьёзным соперником религии Моисея.
Иезавель содержала несколько сотен прорицателей Мелькарта, участвовавших в пышных процессиях. Храм Ваала и его символы постоянно напоминали о добром Господине, повелителе земных благ, и о его супруге Астарте, сулящей все мыслимые радости плоти. Зараза поспешно стала распространяться в Самарии и за её пределами; уже не только финикийцы, но и сами израильтяне участвовали в поклонении Мелькарту.
См. Храм Соломона