Иезекииль - сын священника Вузия, родился в городе Сарире. Стал жрецом в храме Яхве. Его учеником был древнегреческий философ Пифагор.
Иудейский царь Иоаким решил сбросить иго Вавилонского царя Навуходоносора II. Вавилоняне осадили Иерусалим. В 597 г. до н.э. в Иерусалиме стали царствовать вавилоняне. Иоаким был схвачен и казнён. Иудейское Царство пало. Навуходоносор II сжёг Иерусалимский Храм, вывез из города сокровища. 10 тысяч израильтян были отправлены в ссылку в Халдею, среди них был 25-летний священник Иезекииль и царь Иехонией II.
В 592 г. до н.э. Иезекииль стал пророком и участвовал в движении "пророков". Его учение гласило: "Государство - крепкое единое царство управляется иерусалимскими жрецами во главе с "мессией", потомкадинастии Давида. Поклонение только Яхве".
В плену Иезекииль жил при реке Ховар. Там, на 30-м году жизни, в видении ему было открыто будущее еврейского народа и всего человечества. Он увидел сияющее облако, в середине которого был пламень, а в нем - таинственное подобие движимой духом колесницы и четырех крылатых животных, имевших каждое четыре лица: человека, льва, тельца и орла. Перед их лицами находились колеса, усеянные очами. Над колесницей возвышался как бы кристальный свод, а над сводом - подобие престола как бы из сверкающего сапфира. На этом престоле сияющее "подобие Человека", а вокруг Него радуга (Иез. 1, 4-28). При этом видении святой пророк от страха упал на землю, но глас Божий повелел ему встать и затем объявил, что Господь посылает его на проповедь к народу израильскому. С этого времени началось пророческое служение Иезекииля. Пророк Иезекииль возвестил народу израильскому, находившемуся в плену вавилонском, о предстоявших испытаниях в наказание за заблуждения в вере и отступничество от Истинного Бога. Пророк возвещал также и наступление лучших времен для своих пленных соотечественников, предсказывал возвращение их из вавилонского плена и восстановление Иерусалимского храма. Святой пророк Иезекииль имел от Господа дар чудотворения.
В 572 г. до н.э. бог Ишкур\Яхве показал пророку храм который он хотел построить с помощью Иезекииля.
Написав Книгу о пережитом и увиденном, Иезекииль был убит сыном иудейского царя, которого Иезекииль обвинил в идолопоклонстве в 570 г. до н.э. Привязанный к диким коням, он был разорван на части. Благочестивые евреи собрали растерзанное тело пророка и похоронили его на поле Маур, в усыпальнице Сима и Арфаксада, прародителей Авраама, недалеко от Багдада. Пророчества Иезекииля записаны в книге, названной его именем и включенной в Библию.
Святитель Димитрий Ростовский обращал внимание верующих на следующие слова в книге пророка Иезекииля: если праведник, надеясь на свою праведность, дерзнет грешить и в грехе умрет - будет отвечать за грех и подлежит осуждению; а грешник, если покается, и умрет в покаянии - его прежние грехи не воспомянутся перед Богом (Иез. 3, 20; 18, 21-24).
Персидский царь Кир II (559-529 гг. до н.э.),- в первый же год своего владычества над Вавилоном (538 г. до н.э.), разрешил иудеям возвратиться в свое отечество. Такая продолжительная неволя привела их к осознанию, что только Храмом Иеговы может стоять Иерусалим и все иудейское царство. Это убеждение было настолько твердо в них, что они покинули Вавилон, как только заручились царским разрешением вновь строить Храм в Иерусалиме.
Сорок две тысячи иудеев отправились в свою землю. Оставшиеся в Вавилоне оказали им помощь золотом, серебром и другим имуществом и сверх того богатыми пожертвованиями на Храм. Царь отдал иудеямсвященные сосуды, которые были взяты Навуходоносором из Храма Соломона (см. Храм Соломона).
Возвратившись в Иерусалим, иудеи сначала восстановили жертвенник Господу, а на другой год положили основание Храму. Через девятнадцать лет строительство Храма было окончено. Новый Храм был не таким богатым и великолепным, как Храм Соломона, и старцы, помнившие великолепие прежнего Храма, плакали о том, что Второй Храм беднее и меньше прежнего.
В периоды массовых переселений иудеев и их жизни в плену монотеистическое учение приобрело свою окончательную форму и было канонизировано после возвращения из плена, в 444 г. до н.э. Сделал это Ездра - автор одноимённой книги Ветхого Завета. В это время были сформулированы основные догматы иудаизма: монотеизм, мессианизм, богоизбранность.
В Иерусалиме был построен новый - "второй храм Яхве", создалась новая религиозная община. В неё принимали только тех иудеев, которые побывали в вавилонском плену. А израильтянам, оставшимся в Палестине, было в этом отказано, так как считалось, что они смешались с людьми, почитающими других богов.
В 332 г. до н.э. Палестина была завоёвана Александром Великим, затем перешла под контроль Птоломеев (301 г. до н.э.), а потом Селевкидов (198 г. до н.э.).
В это время большая часть иудеев была выселена эллинистическими завоевателями в Египет, Сирию, Армению. Обстановка в Иудее сложилась напряжённая. Стали возникать различные течения внутри иудаизма. Например - ессеи. Они осуждали фарисеев, поддерживавших официальное направление в иудаизме и ратовавших за аскетизм.
В 63 г. до н.э. Палестина стала римской провинцией.
Иерусалим был взят римскими войсками под командованием Помпея.
В 37 г. до н.э. Иерусалим завоевал Ирод, сын иудейского наместника.
В царствование Ирода (37-4 гг. до н.э.), который приложил много усилий для его расширения и украшения, Храм Соломона достиг особенного расцвета и великолепия. Иосиф Флавий оставил следующее описание Храма: «Храм блистал так ярко, отражая солнечные лучи, что никто не мог смотреть на него. А на расстоянии он выглядел, как сверкающая снегами горная вершина. Террасы Храма состояли из огромных гранитных глыб до 20 метров длиной. Эти каменные блоки были тщательно подогнаны друг к другу с тем, чтобы их не сдвинуло даже землетрясение. Местами они возвышались сплошной стеной до 150 м высоты. Стена заканчивалась двойной колоннадой, которая окружала Храмовый двор для не евреев. От него поднимались лестницы к девяти золотым и серебряным воротам. Они вели во дворы для женщин и мужчин иудеев. Над ними располагался Двор для священников, а еще выше поднимался 50-метровый фасад собственно Храма. Все сооружения были украшены белым мрамором и золотом, и даже шипы на крыше Храма, сделанные специально, чтобы голуби не садились на нее, были золотыми».
В 6 г. до н.э. Иудея была присоединена к Сирии и управлялась римлянами.
21 июля/3 августа - память пророка Иезекииля.
Гробница пророка Иезекиля в Кифле
Молитва пророка Иезекииля
Тропарь пророка Иезекииля
глас 2
Пророче Божий Иезекииле, предзревый затворенная Духом врата и Плотоносца, во исходе сих, Единаго сказавый Бога, Того моли, молимся, да отверзет дверь милости Своея и спасет души благочестно поющих память твою.
Ин тропарь пророка Иезекииля
глас 2
Пророка Твоего Иезекииля память, Господи, празднующе, тем Тя молим: спаси души наша.
Кондак
глас 4:
Божий явился еси пророк, Иезекииле чудне, Господне воплощение всем провозвестил еси, сего Агнца и зиждителя Сына Божия явльшася во веки.