В 1790 году родился Елпатьевский Василий Кондратьевич (1790-22.01.1854). Его отец - Елпатьевский Кондратий Степанович был дьячком в с. Елпатьево, Переяславской округи, с 1784 по 1811 года. В.К. закончил Петербургский университет в 1823 г. Профессор Петербургского университета по теории уголовного права и естественного права. В 1828-1830 гг. преподавал право в Благородном пансионе при университете. С 1823 г. преподавал также в Высшем училище, преобразованном позже в 1-ю Петербургскую гимназию. Печатных трудов не оставил, сохранились почти точно записанные лекции «Теория уголовного права». Его ученик - Пассек Т.П. Сын Иван занимал пост в сенате.
В 1805 году в с. Новоселки священником был определен сын дьячка из с. Елпатьева Переславского уезда, студент богословия о. Иоанн Кондратьевич Елпатьевский. Он женился на дочери местного пономаря Степана Ивановича, сына предместника, священника Иоанна Яковлевича Кузьминского (прямого потомка попа Якова Федорова). Именно на его время служения пришлось вместо деревянной строительство каменной церкви.
Иаков Иоаннович родился 1 декабря 1824 года. Родители его были священник села Новоселки-Кудриной, Александровского уезда, о. Иоанн Елпатьевский и его супруга Анна Стефанова. По окончании курса во Владимиpской духовной семинаpии в 1847 г., о. Иаков поступил священником к церкви с. Кудрино-Новоселки.
В 1850 году в его доме было открыто церковно-приходское училище. До 1853 г. он обучал крестьянских детей грамоте безмездно.
В 1854 г. в с. Кудрино-Новоселка, в семье священника о. Иакова Елпатьевского, родился сын Елпатьевский Сергей Яковлевич (1854—1933), в будущем врач и писатель.
Своею деятельностью скоро обратил на себя внимание высшего Епархиального Начальства и в 1855 г. был назначен благочинным. В этой должности о. Иаков Иоаннович бессменно пробыл 22 года.
В 1855 году награжден набедренником, в 1860 г. скуфьей, в 1865 г. камилавкой, в 1869 г. орденом Святой Анны 3-й степени.
Подведомственное духовенство крепко любило своего начальника. За что любило, это всего лучше видно из нескольких строк речи, сказанной одним из подведомственных о. И.И. Елпатьевскому священником. «В двадцатидвухлетнее Ваше начальствование сжились мы с Вами, достоуважаемый Иаков Иоаннович: ласковое Ваше обращение с нами, умные советы, снисходительность к нашим немощам, кроткое вразумление и предостережение - вот правдивая характеристика начальнических Ваших к нам отношений. И в силу этого не слышно было в ведомстве нашем никаких особенных построений, — тем более судов и следствий: всюду царили мир и тишина, бережно, ревниво хранили Вы честь подведомственных собратов» (Влад. Епарх. Вед. 1877 г. стр. 198). С 1873 по 1877 год по новому расписанию приходов и причтов Благовещенская церковь в Погосте Бачевка стала приписной к Новоселко-Кудринскому приходу, в котором по штату полагался на два храма всего 1 священник и 1 псаломщик. В эти годы таинства совершал священник из села Новоселки-Кудрина Иаков Елпатьевский. Дьячком был Иван Неаполитанский.
Александр Васильевич Цветаев в 1856 г. получил место священника Покровской церкви в с. Зиновьево Александровского уезда, женился на сестре местного благочинного И.И. Елпатьевского. В 1857 г. у них родилась дочь Елена. В 1877 г. Александр Васильевич стал благочинным первого Александровского округа, сменив на этом посту И. И. Елпатьевского.
О. Иаков пробыл священником в Новоселке-Кудриной до 1877 г. В этом году он был переведен в Орехово.
Проводы о. благочинного И. И. Елпатьевского, устроенные ведомственным духовенством, 22 января 1877 года
Известно, как трудно бывает расставаться нам с людьми близкими сердцу, в особенности когда те дорогие для нас лица безвозвратно покидают нас. Горькой слезой заливаются родители, когда в далекий край отпускают свое любимое детище; печалуют родные, знакомые при разлуке с друзьями сердца, дорогими своими приятелями; глубоко грустят подчиненные, расставаясь с своими любимыми и уважаемыми начальниками. Это последнее чувство недавно довелось пережить духовенству 1-го благочиннического, по Александровскому у., округа, при прощании с ведомственным своим начальником, отцом Иаковом И. Елпатьевским. Достопочтенный отец И.И. 22 года бессменно состоял благочинным здешнего ведомства; две трети ведомственных священно-церковнослужителей начали свою службу под управлением о. Иакова, и весьма многие из причтов состоят под его начальством полное число лет благочиннической его службы. Близость отношений к ведомственному братству, чуждая начальнического высокомерия, равно как и заискивающей фамильярности, готовность всем и каждому сделать зависящее от него добро, многолетнею практикою усвоенная опытность по делам службы, — все это вместе взятое крепко сблизило подчиненных с своим начальником. И потому с понятной тревогой ведомственное духовенство встретило весть о перемещении о. Иакова в село Орехово. Движимые одним чувством ведомственные собраты наши непременно пожелали еще раз выразить доброму своему начальнику сердечную свою любовь и признательность, и для этого положили совершить соборную молитву в храме с. Новоселки, месте служения о. Иакова, — и поднести ему св. Икону. Предварительно испросивши на это соизволения Его Высокопреосвященстна, назначили прощальным днем 22 число января. В этот день самим виновником торжества совершена была Литургия; к 10-ти часам утра собрались в Новоселку священники ведомства, и в половине 11-го звуком праздничного колокола приглашались в храм на соборную молитву. И надобно сказать, что молитва в этот раз была поистине соборная: шестнадцать иереев окружали почтенного о. Иакова; двенадцать ведомственных священников и два диакона, во главе с своим бывшим начальником, облачившись заняли средину храма, и по чину началось молебное пение Христу Спасителю и Божией Матери. На клиросе поместились также священники — родные и близкие о. И, — и от такого численного собора священников единым сердцем и едиными устами возносилась молитва к Подателю благ о здравии и благополучии настоятеля здешнего храма. Прихожане, предполагая, по самой численности собравшихся священников, небывалое церковное торжество, толпами спешили в церковь, и простосердечные молитвы за духовного своего отца сливали с молитвою свящ. собора иерейского. Не часто доводится быть свидетелем и участником подобного торжества! По окончании молебствия один из сослужащих ведомственных священников обратился к отцу Иакову с следующею прощальною речью:
«Достопочтеннейший отец благочинный, Иаков Иванович! С известного времени доносилась до нас тревожная весть о перемещении Вас из нашего ведомства. Не хотелось нам этому верить. Но, к прискорбию нашему, слухи те были верны и оправдались самым делом. И вот теперь в последний раз предстоите Вы между нами, добрый начальник наш, — и мы собрались, чтобы проститься с Вами. Тяжела, до боли тяжела для нас эта разлука! Вы и сами знаете, какою любовью, каким уважением всегда окружали мы Вас. С того времени, когда волею нашего Архипастыря, предоставлено нам было право избирать себе ведомственного начальника, мы всякий раз единодушно и единогласно избирали Вас на эту почетную должность, — а в последний выбор почтили Вас благодарственным от себя адресом, получившим общеепархиальную известность. Это уже одно достаточно свидетельствует о нашем сердечном доверии и почтении к Вам. И теперь, при неизбежной разлуке с Вами, еще сильнее сказались наши задушевные отношении к Вам, — и нам невольно хочется еще раз выразить перед Вамп искренние наши чувства. В двадцатидвухлетнее Ваше начальствование сжились мы с Вами, достоуважаемый отец Иаков Иванович; ласковое Ваше обращение с нами, опытные советы, снисходительность к нашим немощам, кроткое вразумление и предостережение — вот правдивая характеристика начальнических Ваших к нам отношений. И в силу этого не слышно было в ведомстве вашем никаких особенных нестроений, тем более — судов и следствий: всюду царили мир и тишина, — бережно, ревниво хранили Вы честь подведомственных собратов. Как же после всего этого не грустить и не тужить нам, расставаясь с Вами! Но скорбь наша, в данном случае, значительно умеряется тою уверенностью, что все происходящее с нами в жизни несомненно бывает по незримой для нас воле Провидения, — и что Архипастырь наш, указуя иную обширную духовную ниву для Вашего делания, в этом самом внимании к Вам дарить Вас новым почетом. А при сознании этого вправе ли мы пререкать Вашему перемещению и удалению от нас? Нет, нам остается сердечно лишь желать, чтобы исход Ваш был благоуспешен, и чтобы на новом месте служения привязали
Вы к себе сердца новых своих собратий такою же крепкою любовью, какою пользовались среди нас. Для того-то мы и стеклись сюда, чтобы соборною молитвою в этом святилище испросить у Подателя всякого блага небесное благословение на дальнейшее течение Вашей жизни. В знамение сих братских наших благопожеланий, во свидетельство благодарной нашей к Вам любви и уважения, вручаем Вам сию св. Икону. Примите ее, как залог нашего братского единения, — поставьте в молитвенной у себя храмине и всякий раз, когда взор Ваш будет сретаться с Божественным ликом изображенного здесь Пастыреначальника, вспоминайте нас словом молитвенным. С своей стороны и мы не забудем Вас молебною нашею памятью. А при таком взаимном нашем соотношении, одушевляемом духом Евангельской любви, ни местность, ни расстояние не составят преграды для духовно-братского нашего союза, — и мы, находясь друг от друга вдали, останемся одинаково близкими. Верится, сердечно верится, что все это будет так, потому что искренняя любы николи же отпадает: так говорит само слово Божие»! По окончании речи поднесена была о. Иакову св. Икона Христа Спасителя, в серебро-позолоченной ризе дов. искусной работы. Благоговейно приложившись к Иконе, и положив ее на аналой, он отвечал на выслушанное приветствие следующими словами:
«Достопочтеннейший отец духовный и достолюбезные отцы и братие! С сердечным умилением выслушал я Ваше задушевное братское слово; до глубины души тронуло оно меня. Я не нахожусь, чтобы достаточно выразить мою к Вам благодарность за Вашу любовь, за братское Ваше благопожелание, высказанное при предстоящей нашей разлуке. Действительно, по мере моих сил и уменья, я всем и каждому из вверенных моему управлению старался и желать и делать добро. Но должен сознаться, что я и не мог относиться к Вам иначе: Ваша исправность, безукоризненная трезвенная жизнь, Ваше ко мне доверие, послушание, задушевная искренность всегда меня радовали и облегчали тяготу начальствования. И находясь среди такой единодушной, доброй семьи ведомственного братства, я не мог ставить себя в иные к Вам отношения, как только в такие, какие существуют у старшего между равными ему. Нe обинуясь скажу, что двадцати двухлетний период моего здесь управления был самым отрадным для меня временем и по гроб не изгладится из моей памяти. А сия Святыня, врученная мне от Вас, как нельзя более уверяет меня в Вашей сердечности, в Вашей благородной признательности к моему посильному для Вас доброделанию. Могу ли при всем этом забыть Вас, достопочтенные мои собратие? Нет, никогда! Всякий раз, при взгляде на Божественный лик сего святого образа, я не премину молитвенно вспоминать Вашу ко мне любовь и благорасположения. Усерднейше прошу и меня не позабывать в братских Ваших молитвах. Пространство, разлучающее нас, не помешает нам блюсти это святое братское единение духа в союзе мира. За тем, молю и прошу Вас, любезные собратие, — простите меня, если кого из Вас оскорбил я или неосторожным словом или каким либо незлонамеренным поступком, — простите ради Бога, и в предстоящее мне место служения отпустите меня с миром! Я, с своей стороны, обнимаю всех Вас сердечною моею любовью, и молю небесного Пастыреначальника, Господа I. Христа, да благодать и милость Его пребудет со всеми нами от ныне и до века»!
От души лилась эта теплая, простая речь; плавные звуки ее сливались с слезами говорившего и слушавших: и духовенство и народ навзрыд плакали. С трудом окончены были последние слова речи: глубокое чувство сдавило силу голоса, связывало язык. — Вслед за речью провозглашено было многолетие Государю Императору и царствующему дому, Святейшему Синоду и Высокопреосвященнейшему Антонию, Архиепископу Владимирскому и Суздальскому, и затем Высокопреподобному священноиерею о. Иакову и проч. Братски, затем, облобызавшись с духовенством, о. Иаков пригласил всех сослужащих к себе в дом на братскую хлеб-соль. — Здесь, в доме один из почтенных и заслуженных ведомственных священников обратился к о. Иакову с следующими словами: «Достоуважаемый иерей Иаков Иванович! Уступая честь первых слов к Вам старшим и достойным моим собратиям, я не в силах, в настоящие прощальные с Вами минуты, сдержать чувств искренней благодарности и признательности к Вам за все Ваши добрые, отеческие отношения к нам. Вы неутомимо заботились о благе, спокойствии и счастии нас — собратий, вверенных Вашему смотрению и управлению. Исполняя возложенную на Вас благочинническую обязанность. Вы всегда проявляли неутомимую деятельность, примерную распорядительность и беспристрастное доброжелательство ко всем. На мою долю пришлось двадцать два года находиться под Вашим руководством в нравственном и административном отношении, — и я всегда пользовался от Вас искренним советом в недоумениях, прямым, кротким словом вразумления в ошибках, и благосклонным вниманием к посильной моей пастырской деятельности. А забыть ли мне и всему нашему Романовскому причту ту начальническую Вашу ревность и мудрую Вашу опытность, с которыми Вы так стойко и вместе правдиво обстаивали нашу честь, ограждали наше спокойствие от посягательства хитрой против нас неблагонамеренности известных Вам личностей? В это незабвенное для нас время Вы явили себя истым ревнителем чести и славы управляемых Вами собратий. При воспоминании всего этого в нас является невольно грустное чувство в настоящую минуту, достоуважаемый отец Иаков Иванович: нам желательно бы навсегда жить с Вами, пользоваться Вашею опытностью, руководительством и доброжелательством. Но Провидению угодно было предназначить Вас к деятельности на новом месте, более, видном и может быть более требующем Вашей пастырской опытности и изведанного бескорыстия. Поэтому перемещение Ваше на новый, изобильный средствами, приход встречаем мы с живым сочувствием: в этом перемещении усматриваем и благоволение к Вам небесного Пастыреначальника, воздающего коемуждо по делам его, и вместе с тем лестный знак милости нашего Архипастыря, умеющего ценить и поощрять действительные заслуги в подчиненном ему духовенстве. Утешаясь этими мыслями, мы напутствуем Вас на новое место Вашего служения искренним желанием Вам новых успехов в Вашей благоплодной деятельности. Ценя беспристрастно все то, чем мы Вам обязаны, считаем долгом и будем — молить Бога, чтобы Он ниспослал свое благословение на Вас, на Ваше семейство и на Вашу новую паству. Что касается лично меня, то, прощаясь с Вашим Высокоблагословением, усердно прошу Вас, во-первых, принять уверение в моем искреннем и признательном к Вам уважении и благопожелании, и во-вторых — не забывать в Ваших молитвах моего не достоинства»! На эти слова последовал краткий благодарный ответ о. Иакова, приблизительно следующий:
«Всегда я был уверен в искреннем к себе благорасположении ведомственного моего братства; опытно уверяюсь и теперь в этом, видя и слыша привет и сердечность в эти знаменательные часы разлуки с Вами. Еще раз благодарю Вас от всей моей души, любезные мои собратия»!
Усевшись за стол радушного хозяина, почти каждый из присутствовавших священников выразил свое одушевляющее в эти минуты чувство, и наперерыв, один перед другим, благодарил бывшего своего начальника за то, другое и третье — оказанное им добро. В третьем часу пополудни, еще раз обменявшись взаимными благожеланиями, ведомственное духовенство простилось с добрым своим о. благочинным, через день после сего имевшим оставить свою родную Новоселку. Грустно-приятное чувство испытывал каждый: из нас под живым впечатлением пережитых часов. Здесь, в описанных проводах, с одной стороны, наглядно выразилось братское единодушие нашего ведомственного духовенства, с другой — представляется опытное доказательство той, напрасно иными оспариваемой, истины, что духовенство вообще умеет отличать, ценить, любить и уважать достойнейших из своих начальников.
Свящ. А. Цветаев.
Указом Св. Синода, от 24 декабря 1876 года в Ореховском приходе, Покровского уезда, открыты вакансии: 3-го помощника настоятеля и 4-го псаломщика. На вакансию помощника настоятеля 2 января 1877 г. перемещен Александровского у. с. Новоселки-Кудриной священник Иаков Елпатьевский, а на вакансию псаломщика, 7 января, — Владимирского у. Арбузовского прихода диакон Александр Чернобровцев.
Суздальского у. с. Стебачева свящ. Василий Снегирев 8 янв. 1877 г. перемещен в с. Кудрино-Новоселку, а на его место 28 янв. определен окончивший курс Дух. Семинарии Иван Либеровский.
В Орехове о. Иаков, в продолжении двадцатилетнего служения, своею простотой в обращении, своим богатым житейским опытом приобрел себе любовь, как со стороны сослуживцев по Ореховскому храму и подведомственнаого духовенства, так и со стороны прихожан.
Протоиерей Яков Елпатьевский преподавал в училище Местечка Никольского с 23-го октября 1879 г.
24-е июля 1897 г. долго будет жить в памяти прихожан села Орехова. Им в этот день пришлось быть очевидцами одного из торжественнейших событий в истории родного храма, именно торжества пятидесятилетнего юбилея о. Протоиерея Иакова Иоанновича Елпатьевского. Само торжество началось всенощным бдением 23-го июля. Весь храм был освещен по праздничному. На литию и величание выходило 9 священников и два диакона во главе с юбиляром (протоиерей Левшин, священники: Загорский. Приклонский, Рождественский, Никольский, Розанов, Молчанов, Костинский). Помазание народа елеем совершал сам юбиляр. За всенощным бдением пел хор с фабрики Викула Морозова. Богослужение кончилось довольно поздно. Все оставили храм в ожидании следующего дня, как торжественнейшего в приходской жизни села Орехова. 24-го июля благовест к литургии начался в 8 часов. Спустя немного времени, в церковь прибыл и сам юбиляр. Выслушав входные молитвы, юбиляр прошел в алтарь. По прочтении часов, началась Божественная литургия. Вместо причастного стиха кандидатом богословия Петербургской Академии А. Рождественским было сказано поучение на текст: «Пред линем седаго востани и почти лице старче, да убоишися Господа Бога Твоего» (Лев. XIX 32). По окончании литургии, когда юбиляр, окруженный целым сонмом священно-церковно-служителей, вышел на середину храма для принесения ко Господу Богу благодарственного молебствия, к нему обратился с приветственною речью о. протоиерей Л. Г. Левшин. Достоуважаемый старец, сам всего пять лет тому назад праздновавший пятидесятилетие служения в священном сане, высказал своему сотоварищу следующее: «Ваше высокопреподобие, достопочтеннейший отец Протоиерей Иаков Иоаннович! Вот, наконец, сподобил Вас Господь дожить и до юбилея, благополучно совершить 50-ти летнее служение в священном сане. В благодарность за сие Всемилостивому Богу, по Вашему желанию, с приглашением Вами родных, сослуживцев Ваших и прочих присных и знакомых, и совершается сие молитвенное торжество. Совместная моя служба с Вами, товарищество и дружба вызвали меня стать к Вам лицем к лицу, не как только участника в сем торжестве, а как должника, для оплаты Вам своего долга. Какой же это пред Вами мой долг? Припомните пять лет тому назад, когда в сем же священном храме, тоже, при большом стечении народа, совершалось точно такое же церковное торжество и по такому же случаю, т.е. по случаю исполнившегося в то время срока моего пятидесятилетнего служения тоже в священном сане. Тогда Вы, досточтимый о. Протоиерей, во главе с духовенством нашего округа, среди такого же народного собрания, дружелюбно приветствовали меня, отмечая добрые стороны моей службы, и вообще отнеслись ко мне в лестных выражениях. Что же я могу сделать в уплату сего долга? А вот тоже, обязательно должен приветствовать и приветствую Вас, должен сердечно поздравить и поздравляю Вас с благополучно совершившимся Вашим юбилеем. Позвольте, впрочем, оговориться при сем: «от дряхлаго телесе трудно ожидать здраваго словесе». Я сказал, пять лет прошло от прежнего моего подобного торжества. Стало быть, сколько в эти пять лет надвинувшаяся на меня старость похитила у меня телесных и душевных сил, сколько поглотила умственных способностей, как сильно ослабила мою память? Поэтому могу ли я с должною обстоятельностью высказаться за достоинство совершаемого торжества, за правоту воздаваемой Вам чести, по Вашим заслугам? Да и нужно ли, мне говорить о сем? Bсе ваши заслуги давно оценены уже начальством: знаки этой начальственной оценки у Вас на груди. И вот, еще приготовлена целая коллекция приношений, как от собратий подчиненного Вам духовенства, так и от признательных и благодарных Вам прихожан, и с своей стороны я должен только прибавить, что в сем настоящем торжестве, в этих задушевных приветствиях, в этих дорогих ценных приношениях, истинно, достойно, вполне заслуженно воздается Вам чествование. Да послужит же оно напоминанием Вам о великой к Вам милости Божией, даровавшей Вам долгоденствие и укрепившей душевные и телесные силы Ваши к прохождению полувекового поприща священного служения Вашего. А это напоминание да возбудит в Вас чувства благодарения и мольбы ко Господу, чтобы продолжились прочие дни жизни Вашей в том же мире и преуспеянии на радость детям Вашим, ко благу служения Св. Церкви, к пользе подчиненным и ко спасению души Вашей». Когда старец кончил свое приветствие, то его сменили о. духовник В. М. Рождественский и депутат от духовенства о. П. И. Розанов. О. В. М. Рождественский приветствовал юбиляра от Ореховского причта следующею речью: «Ваше высокопреподобие, глубокочтимый о. Протоиерей Иаков Иоаннович! Ныне исполнилось пятьдесят лет Вашего служения в сане священника, в том числе двадцать лет в сем храме. В эти двадцать лет. Вы, о. Протоиерей, много потрудились на долю святого храма, и для нас, Ваших сослуживцев, и для прихожан. Сей благоукрашенный храм служит самым разительным доказательством Ваших забот и трудов. Для нас, сослуживцев Ваших, Вы всегда служили образцом и в служении своем и жизни своей. По этому в этот знаменательный день, когда пасомые Ваши готовятся принести заслуженную дань уважения и любви своему пастырю, мы, ближайшие сослуживцы Ваши, члены причта, не можем удержаться, чтобы и с своей стороны не выразить своего глубокого уважения и искренней любви к Вам, как нашему руководителю и соработнику на одной и той же ниве. Ваша молитва во Христе, всегда полная глубокого религиозного чувства, невольно воодушевляла и нас и побуждала к тому же благоговению. Мы всегда видели в Вас доброго и опытного советника в наших делах, находили в доброй душе Вашей всегда отклик на наши нужды, в горе — утешение и поддержку, в радости сочувствие и благожелание. На трудном пути, как мудрый и любящий отец, нашу неопытность Вы восполняли своею мудростью, наши немощи покрывали своею любовью и снисходительностью. При Вашем мудром правлении, всегда жил среди нас дух братства и любви христианской. В залог взаимной нашей во Христе и глубочайшей признательности к Вам за неизменно добрые, истинно братские ко всем нам отношения, примите же, возлюбленнейший наш о. Протоиерей, сей Св. образ Рождества Пресв. Богородицы, приносимый Вашей любви в этот знаменательный день нашею братскою любовью. Мы, благодарные за все доброе, содеянное для нас, Ваши сослужебники, радуемся Вашею радостию и сердечно от всей души молим Бога: да прибавит Он Свою милость к Вам и да приложит дни на дни, и лето на лето». С этими последними словами о. В. Рождественский передал о. Протоиерею И.И. Елпатьевскому «дар любви» Ореховского духовенства, — образ Рождества Богородицы. После о. Рождественского, к юбиляру обратился депутат о. Розанов и приветствовал его следующими словами. «Дорогой мой брат! Многочисленное собрание твоих пасомых, твоих родных и почитателей, сегодня собравшихся вокруг тебя, ясно свидетельствуют, что жизнь твоя прожита не напрасно, что ты много любил, много сделал во имя этой любви и стяжал любовь многих. Пусть же это сознание утешает тебя и освещает дальнейший твой путь! Мы же будем молить Всевышнего, да воздаст Он тебе за добро, которое ты делал для нас во все время своего управления нами, да хранит Он тебя на многие годы, да даст тебе силу и крепость для дальнейшего служения на благо Св. Церкви, на благо и радость для всех почитающих и любящих тебя». После этого о. А. Молчановым была поднесена юбиляру от подведомственного духовенства Казанская икона Божией Матери. После о. Розанова, выступил с приветствием церковный староста инженер-технолог С. А. Назаров, имея по правую руку от себя своего помощника по ведению церковного хозяйства И. Л. Лонцева, у которого в руках был наперсный крест. С. А. Назаров приветствовал о. Елпатьевского такою речью: «Многоуважаемый о. Иаков! В знаменательный день Вашего полувекового служения у престола Всевышнего — хозяева и служащие фабрик Саввы и Викула Морозовых, желая почтить Вас, просят принять от них сей подносимый Вам Св. крест; пусть сей крест напоминает Вам всегда о той любви и глубоком уважении, которые питают к Вам все вышепоименованные лица, как к пастырю Церкви Христовой и как к человеку, всегда отзывчиво относившемуся ко всем нашим нуждам». Приняв и возложив на себя наперсный крест, юбиляр обратился с такими словами к С.А. Назарову. «Я считаю Вас главным виновником такого дара, а поэтому первая моя благодарность Вам, Сергей Александрович. От всей души благодарю также и всех участников дара. Чем отблагодарю Вас? Вуду молиться о вас всех и памятовать всегда». Как только произнес эти слова о. И.И. Елпатьевский, к нему приблизились М. В. Бобров и С. Ф. Адамов — от жителей с. Орехова с иконой Преподобного Сергия и адресом в роскошном бюваре. Бобров прочитал адрес следующего содержания. «Досточтимый о Иаков! В знаменательный для Вас день пятидесятилетнего служения Церкви Христовой позвольте нам, вашим прихожанам, жителям села Орехова, выразить свои мысли и чувства. Господь, Владыка живота нашего, времена и лета в своей власти положивший, благословил венец лет жизни Вашей благостию Своею и судил Вам ныне видеть пятидесятилетие Вашего служения Православной Церкви, служения, по-видимому, «не великого пред человеки», но великого пред Богом. И здесь в этом,- под Вашим руководством, богато убранном и роскошно отделанном храме, и там, в родной и милой для вашего сердца Новоселке-Кудриной, в Вас всегда видели пастыря доброго, «душу свою полагающаго за овцы». В знак нашей любви и признательности примите от нас этот образ угодника Божия Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца и адрес. Да напоминает Вам святой образ этот о тех, которые постоянно в своей трудовой жизни нуждаются в молитвах пастырей за них пред престолом Божиим». Глубоко тронутый всеми этими речами и подношениями, достопочтенный юбиляр, еще раз преклонивши колена пред поднесенными ему образами, вышел на амвон и начал держать ответную речь. Не велика была эта речь! Но ее слова шли от искреннего сердца и сильно тронули всех присутствовавших. Вот эта речь: «Благодарю вас, честнейшие протоиереи, иереи и все высокочтимые мои гости,- благодарю за любовь, честь, и добрые пожелания выраженные вами в речах и адресах, благодарю и за другие приношения. Да послужит все это для меня источником утешения и ободрения на продолжение моей пастырской деятельности! И я за молитву молитвою, за любовь любовию буду воздавать вам, дондеже есмь. А когда Господу Богу угодно будет воззвать меня из сей жизни, умоляю вас собраться еще раз на христианские проводы меня туда, «идеже несть печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная». Аминь». После этого началось благодарное ко Господу Богу молебнов пение. Молебен закончился провозглашением обычных многолетий и особенного — виновнику торжества, досточтимому о. Протоиерею И.И. Елпатьевскому. Из храма все гости юбиляра отправились в прекрасное здание Ореховской церковно-приходской школы. В школе юбиляра встретили его дети, зятья и внуки во главе с сыном о. Иакова доктором С. Я. Елпатьевским. Последний от лица всех детей и внуков поднес громадную фотографическую карточку, на которой были помещены фотографии со всех детей и внуков о. И.И.. Елпатьевского. Затем выступили зятья о. Протоиерея и поднесли ему Библию с рисунками Доре, причем одним из зятьев были сказаны следующие слова: «Примите от ваших детей и внуков священные книги Ветхого и Нового Завета! В течение 50 лет Вы были усердным проповедником высоких христианских истин, которые заключаются в этих священных книгах. Примите этот дар в злак нашего благоговейного почтения к долголетнему священническому служению». О. Иаков долго обнимал своих детей и внучат. Потом к юбиляру приблизились депутации от училищ при фабрике С. Морозова и В. Морозова; из среды их выделился законоучитель священник А. В. Молчанов и обратился к о. Протоиерею с такою речью: «Высокопреподобнейший о. Протоиерей! Преподаватели и преподавательницы Никольского училища при фабрике Саввы Морозова, движимые чувством искреннего и глубокого уважения к Вам, как к достойнейшему пастырю Церкви, считают своим священным долгом в настоящий многознаменательный для Вас день, день полувекового служения Вашего Церкви Христовой в священном сане, выразить пред Вами чувство своей душевной радости и искренней преданности, и вместе с тем вознести о Вас усердную молитву к Великому Пастыреначальнику, да помянет честное священство Ваше в Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков!» Проникнутые чувством глубокого уважения к Вам, преподаватели и преподавательницы Никольского училища, усердно просят Вас принять сию подносимую Вам священную книгу, как слабую дань своей к Вам искренней признательности». После этого радушным хозяином в одной из школьных комнат, красиво убранной зеленью, были предложены гостям чай и трапеза. В средине обеда юбиляр провозгласил здравицы Императору, а затем Высокопреосвященнейшему Архиепископу Владимирскому Сергию, встреченные громогласным «ура» и пением многолетия. После этого встал сын юбиляра, доктор С. Я. Елпатьевский и сказал приблизительно следующее: «Дорогой отец! Нe нам, Вашим детям, оценивать Вашу общественную деятельность, не нам подводить итоги тому, что внесли Вы в жизнь, что сделало Ваше полувековое служение, Вы уже слышали эту оценку. Позвольте нам, вашим детям, приветствовать Вас в этот светлый день вашей жизни, как дорогого, любимого отца, и позвольте присоединить к вашему юбилею юбилей нашей матери, пятьдесят лет несшей вместе с Вами нелегкое бремя нашего воспитания. И невольно оглядываюсь на прошлое, невольно вспоминаю те давние времена, когда мы росли, те тесные, трудные времена, когда мы жили в Новоселке. Первое, что мне вспоминается, когда я пробую восстановить в себе эту жизнь, — это твой труд. Я живо представляю себе отца, работающего в поле, на земле, на той скупой, неласковой Новосельской земле, которая так бедно вознаграждала человека и так много требовала от него упорного труда. Это был труд, не знавший отдыха, не ведавший вакаций отпуска, упорный, напряженный труд. Не пир пировал ты в жизни и не розами был усыпан твой путь, — это было не богатство, но и не нужда, — то были, как я уже выразился, тесные и трудные времена. Если они не сделались теснее и труднее, то это было, только благодаря твоему непрерывному труду: если нам, детям, все-таки жилось хорошо, то только благодаря неусыпным заботам твоим о нас. Эта забота о нас — второе, что ярко встает в моих воспоминаниях о нашем детстве. Я живо помню, с каким тревожным и пристальным вниманием следил ты за моим учением, как много заботился ты о нашем моральном и физическом воспитании, как неустанно и тяжко думал о нашем будущем. Я помню твое, постоянно озабоченное лицо, с каким ты начинал свой трудовой день, шепот наших имен во время вечерних молитв твоих. Твой непрерывающийся труд и твоя неусыпная забота о нас была та атмосфера, в которой мы росли, те, думаю, самые глубокие, прочные впечатления, которые мы вынесли из детских лет. Дорогая мать, позволь сказать и тебе несколько слов. Мы помним бессонные ночи, которые ты проводила над нашими постелями, бесчисленные слезы, пролитые над нами, неиссякаемую нежность сердца, бесконечную ласку, которой хватало на всех нас. Ты любила говорить в те годы, когда мы спрашивали, кто из нас лучше и кого ты любить больше: «вы, как пальцы на моих руках, какой ни отрежишь, все больно»! Благодарю вас, дорогие, за труды, которыми вы трудились для нас, за заботы, которыми неусыпно заботились об нас, — за все то, что вы сделали для нас, — за то, что вы воспитали нас так, как воспитали. Еще одно слово. Года два назад ты, дорогой отец, по поводу устройства внучки говорил: «мне только нужно свезть этот последний сноп, чтобы убраться с поля». Ты ошибался, дорогой отец: поле еще не убрано; тебе нельзя убираться с поля; ты только-что видел, сколько снопов и снопиков стояло около тебя. Живите же, дорогие, долгие годы, окруженные уважением всех, знающих вас, и горячей, глубокой любовью и преданностью нас ваших детей». Было сказано много и других тостов за о. Протоиерея и его достойную уважения супругу, за некоторых из гостей и за родную всем Владимирскую Семинарию. Во время обеда были получены поздравительные телеграммы от некоторых родственников и почитателей: от Владимира Елпатьевского (внука), Ваникова (зятя), игумении Александровского монастыря матери Евфрасии, преподавателя Влад. Семинарии И. Левкоева, доктора Скворцова, священника гор. Александрова Флоринского, от помощника смотрителя Муромского духовного училища Н.П. Травчетова, студента Киевской Академии Миртова, от бывшего церковного старосты М.И. Дианова, от секретаря Высокопреосвященнейшего Сергия A. И. Переборова. Не мало также, особенно с места прежнего служения, из Александровского уезда, было прислано и поздравительных писем. Так достопочтеннейшего юбиляра приветствовали письмами оо. Борисоглебский, Елпатьевский, Солертовский, Радугин, Цветаев. Особенною сердечностью и знанием жизни о. И.И. Елпатьевского дышит письмо бывшего духовного отца юбиляра протоиерея села Зиновьева А. Цветаева. Приводим это письмо целиком: «Многоуважаемый и достолюбезнейший отец Протоиерей Иаков Иванович! По воле Провидения достигли Вы пятидесятилетия своего служения в священном сане. И нынешнее 24 число июля есть нарочитый и светлый из дней Вашей жизни, и вместе время высокой духовной радости! Разделить эту Вашу радость, приветствовать Вас с достославным Вашим юбилеем, собрались, конечно, около Вас и члены родной Вашей семьи, и ближние Ваши почитании. И мне с издавна близко стоящему к Вам лицу весьма желательно было самолично присутствовать на Вашем празднике. Но известные обстоятельства препятствуют мне в том. И я заочно переношусь к Вам в знаменательный Ваш день словом любви и благопожелания. Из полувекового, доблестного Вашего служения, досточтимый от. Протоиерей И. Иванович, ведомы мне, как ближайшему из бывших Ваших соседей, почти 40 лет. Заступив родительское место в скромном приходе родной Вам Новоселки. Вы 29 лет, благочестно и славно, прожили на своей родине. И на первых же служебных годах, отметив себя усердием, способностями административными, Вы обратили на себя внимание Епархиального Начальства. И по воле, блаженной памяти Преосвященнейшего Иустина, Вы, будучи еще очень молодым, почтены должностью Ведомственного Начальника. В продолжении 23 лет, состоя Благочинным нашего округа, Вы всегда пользовались от окружного духовенства заслуженною любовью и должным уважением. И лично предо мной и в воспоминании ведомственных моих собратов предноситесь Вы. о. Протоиерей И. Иванович, как начальник добросердечный, правдивый и многоопытный. Памятно конечно и Вам то, с каким единодушным сожалением, — с какою сердечностью расставалось с Вами в начале 1877 г. ведомственное наше братство, — при переселении Вашем в Орехово. В ту пору, духовенство окружное, приподнося Вам икону Христа Спасителя, молитвенно благожелало Вам в счастии и долгоденствии послужить Церкви Божией на новом — видном месте вашего жительства. И не напрасны были тогдашние общие наши Вам благопожелания! За все время свыше двадцатилетнего Вашего служения при Ореховском храме и приходе мы слышим об Вас лишь самое хорошее и отрадное, а именно — исполнительностью по службе, — пастырскою учительностию, — примерным поведением, добросердечным ласковым со всеми обхождением Вы и там снискали любовь и уважение от своих собратий и пользуетесь общим почтением, — доверием, — авторитетностью и признательностью от своих прихожан. За всем сим, особенною милостию и благоволением взыскует Вас Господь на месте теперешнего Вашего служения, так, при свыше 70 летней Вашей поре жизненной, Вы, относительно, бодренно стоите на страже разностороннего своего служения, и до последнего времени сохранили Вы присущую Вам энергию и бодрость духа. Потом, — глубоко порадованы Вы благоуспешным воспитанием и устройством численной Вашей семьи. И теперь на склоне жизненном пользуетесь высоким удовольствием, лицезрея пред собою чада чадом. И что отраднее, между этими живыми Вашими леторослями виднеются не только зеленеющие и цветущие ветви: но и самостоятельные великие растения, красующиеся плодами научного развития. И мы, воочию, усматриваем, что род правых благословляется Господом Богом в лице Ваших деток и внучаток! Приветствуя Вас, достопочтимый от. Протоиерей И. Иванович, и от себя лично и от ведомственных моих собратий с великим, счастливым днем пятидесятилетия Вашего священства, приискренне желаем мы Вам новых милостей от Господа Бога: да хранит Он Всеблагий Вас во много лет, на счастье и радость ваших родных и знакомых, и на пользу Церкви Божией. Глубоко уважающий Вас и вседушно Вам преданный собрат протоиерей Ал. Цветаев. Высокоуважаемую Анну Осиповну приветствую с дорогим юбиляром и счастливым юбилейным праздником». Да сохранит же Господь Бог доброго пастыря своего Протоиерея Иакова на многие годы.
В 1895 г. Покровское градское благочиние было причислено к 1-му благочинническому округу Покровского уезда, где в то время о. Благочинным был, всеми глубоко-чтимый протоиерей с. Орехова о. Иаков Иоаннович Елпатьевский.
Отмеченный вниманием духовного и гражданского Начальства, о. протоиерей был в то же время настоящим отцом для подведомственного ему духовенства. Обладавший недюжинным умом, отец Иаков прямо поражал своей духовной чистотой, добротой сердца и приветливостью. При первой же встрече с ним, когда пришлось представляться ему, как начальнику, по вступлении на приход, у меня блеснула мысль, что вот человек, которому можно без страха поверять все свои задушевные мысли и от которого можно ждать неложного и прямого ответа на все мучающие сомнения. И действительность оправдала даже в большей степени, чем я предполагал, мои ожидания. Как неопытному, о. Иаков на первых же порах преподал мне массу советов и указаний из приходской практики, — без всякого вызова с моей стороны иногда, а лишь по доброте сердца увлекаемый к тому опытной предусмотрительностью, чем особенно приходится дорожить молодому священнику. Этими наставлениями мудрого старца я и до сих пор не перестаю руководиться в своей жизни и приходской деятельности. Благодаря всеобщему глубокому уважению к личности о. Протоиерея, окружным духовенством весьма сочувственно было встречено приглашение присутствовать на его юбилейном торжестве в ознаменование 50-ти-летия его священства, происходившем 24 июля 1897 г. Много было тогда воспомянуто хорошего из светлой жизни о. Иакова, но особенной душевной теплотой и любовью к отцу-старцу поразила всех присутствовавших речь его сына, небезызвестного писателя С.Я. Елпатьевского. В своем красноречивом слове последний особенно рельефно оттенил личность о. Иакова, как руководителя в семейной жизни. Каким почтением и прямо благоговением к родителю дышали слова сына, когда он вспоминал ту незавидную сельскую обстановку, в которой с любовию и доброжелательностью ко всем пастырствовал о. Иаков на первых порах своего служения, как последний сам трудился в молодости на поле, с какой душевной лаской ухаживал за ними — детьми. Глубокое душевное удовлетворение чувствовал каждый бывший на торжестве.
На память о себе после юбилея о. протоиерей преподнес всем подведомственным священникам по большому своему портрету с собственноручной надписью имени адресата и с таким задушевным прибавлением: „дар искренней любви и признательности". Эти портреты у каждого получившего висят на особенно видном месте, как дорогое воспоминание о выдававшемся своими достоинствами, и пастырскими, и чисто человеческими, о. Благочинном. Но и без портрета, сам по себе, светлый образ о. Иакова Иоанновича такими неизгладимыми чертами врезался, по крайней мере, в мою душу, что вызывает самые благодарные воспоминания о нем.
В марте 1898 г. Покровское градское благочиние получило самостоятельность и было отчислено от ведомства о. Иакова. Тогда о. Протоиерей, по поводу расставания со своими подчиненными сослужителями, как сроднившийся с ними, несмотря на недолгое время своего начальствования, не преминул обратиться к каждому из них с теплым словом прощания в письме, которое, как редкий пример задушевности характера и смирения, я считаю нравственным долгом сообщить. „Многоуважаемый и достолюбезнейший (следует имя и отчество адресата)!
Волею Божиею и благоизволением нашего Архипастыря Вы перечислены из моего ведомства в ведомство Покровского благочиния. В этом деле, как и во всем с нами случающемся, мы должны видеть Десницу Божию, а потому всецело должны вверить себя водительству Господню.
По человечески, — грустно мне расставаться с Вами, Высокочтимым Батюшкою, так как прожил я с Вами около трех лет, и за это время привык к Вам, а Вы — ко мне. Привычка же и частое обращение обыкновенно сближают людей, а при согласии, проникнутом взаимным уважением, переходят во взаимную любовь, вследствие чего и Вы всегда относились ко мне с особенно-доброю, простою и сердечною любовию. Будучи строгим исполнителем возложенных на меня Епархиальным Начальством поручений, я требовал и от Вас своевременного исполнения. А это, можно думать, хотя немного, но возмущало Вас по временам. Посему прошу Вас и умоляю: простите мне все, в чем согрешил пред Вами, чем огорчил, обидел словом и делом. Но, впрочем, положа руку на сердце, я не могу не сказать Вам искренно, возлюбленный, что я всегда старался пребывать с Вами в мире и согласии, но как человек, подобострастный Вам, я не мог действительно не погрешить в чем-либо против Вас. Отходя от Вас телесно, я не разлучаюсь с Вами духовно. Доселе я поминал Вас в молитвах пред Престолом Божиим, и Вас, досточтимого и достолюбезнейшего Батюшку, вседушно прошу не оставить меня в своих молитвах. Вот я уже на закате жизни продолжаю свое служение, а потому особенно нуждаюсь, дорогой Батюшка, в ваших молитвах, и недостатки мои покройте Своим снисхождением. И я за молитвы молитвою, за любовь любовию буду воздавать Вам, дондеже есмь. А когда услышите, что Господь Бог отозвал меня из сей жизни, то умоляю Вас помянуть меня еще тогда: да упокоит Господь душу мою в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, идеже присещает свет лица Божия. Ваша молитва за меня будет лучшею наградою для меня за всю начальственную любовь к Вам. Искренно уважающий Вас и вседушно Вам преданный, Благочинный Протоиерей Иаков Елпатьевский". На сие прощание было отвечено о. Иакову благодарными письмами. Предчувствие не обмануло глубокочтимого о. Иакова Иоанновича, — недолго он жил после прощания с нами. Завет его молиться, „воздать ему за любовь любовию" — свято хранится его подчиненными сослужителями. А сии строки да послужат от автора данью „искренней любви и признательности" достойному вечной памяти священно — протоиерею Иакову! Священник Димитрий Либеровский (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 10-й. 1908).