Село Орехово Покровского уезда Село Орехово на р. Клязьме находится в 95 верстах от губернского города и в 18 от уездного, на границе Покровского уезда с Богородским Московской губернии. Село Орехово и расположенное рядом с ним местечко Никольское является самым крупным центром мануфактурной промышленности во Владимирской губернии: здесь находятся громаднейшие фабрики Саввы и Викула Морозовых, на которых работает более 25000 человек. В первой четверти XIX столетия на месте нынешнего фабричного городка в местечке Никольском был пустырь, прилегавший к погосту «Николы в Орехове». Начало фабричному делу положено было родоначальником дома Морозовых Саввою Васильевичем Морозовым. Сам он был простым ткачом и, приобретя заработком небольшие деньги, начал в 1797 г. шелково-ткацкое производство в самых небольших размерах. Спустя несколько лет вследствие счастливых оборотов и неутомимого труда у него составилось довольно хорошее состояние, он выстроил в Московской губернии Богородском уезде в д. Зуеве (рядом с Ореховым на другом берегу Клязьмы) фабрику и начал кроме шелковых товаров работать сначала преимущественно лучшей доброты нанку, а впоследствии плис. В 1820 г. он откупился от своего владельца Рюмина и таким образом вышел из крепостного состояния: внес за себя и 4 сыновей 17000 руб. ассигнациями. Торговые дела шли успешно и Савва Васильевич, имея хороших помощников в своих сыновьях, построил по другую сторону Клязьмы (близь Орехова) фабрику с ручным ткачеством, а затем в 1846 г. и бумаго-прядильню, которая носила название «Никольской мануфактуры». С тех пор дела по его производству стали развиваться все шире и шире; возводились новые фабричные здания, совершенствовалось их устройство. Так образовалась уже в громадных размерах фабрикация бумаго-прядильного, красильно-отделочного, ткацкого и товаро-отделочного производств. Еще при жизни Саввы Васильевича старшие его сыновья Елисей и Захар Саввичи пожелали выделиться и он выделил первому капитал с участком земли в местечке Никольском, второму же капитал и красильное заведение в г. Богородске; оба они открыли свои фабрики и стали основателями двух громадных мануфактур (ныне Викула Морозова в м. Никольском и Глуховско - Богородская). С ростом фабричного дела конечно возрастало и возрастает население местечка Никольского и на месте бывшего пустыря мы уже видим целый ряд громадных фабричных корпусов, казарм для рабочих и проч. Вместе с увеличением фабричного населения должна была развиться и местная торговля и пустынный погост, вокруг которого были только дома причта, обратился в шумное торгово-промышленное место. Таким образом Ореховский приход во второй половине XIX столетия сделался многолюднейшим и богатейшим приходом во Владимирской епархии. Впрочем, относительно многолюдности Ореховского прихода нужно заметить, что и до развития фабричного дела вблизи Орехова в м. Никольском в приходе Ореховской церкви было несколько тысяч душ прихожан, которые разделились на три самостоятельных прихода: меньшая часть осталась при Ореховской церкви, семь деревень в 1862 г. образовали Горский приход, в 1890 г. четыре деревни образовали Кабановский приход; в этих выделившихся приходах числится 1890 душ муж. пола. Что касается средств прихода, то они помимо увеличения числа прихожан возросли от некоторых особенных обстоятельств. Дело в том, что Ореховская церковь получила когда-то от вотчинников Возницыных очень большой надел земли — 850 десятин. Через эту землю прошла линия Московско-Нижегородской железной дороги; на ней должны были поселиться все торговцы, которых привлекло громадное фабричное дело; на церковной земле устраиваются базары и ярмарки, в церковной земле нуждаются фабрики. Благодаря всему этому Ореховский причт имеет особенные и не малые доходы, каких нет в других приходах епархии.
«Ореховская станция, расстоянием от Покровской в 18 верстах; так зовется потому, что находится при Ореховском погосте (Погостами назывались селения, в которых при церкви жили одни только священно и церковно служители.); она же называется и Зуевской, так как близ ее есть местечко Зуево, где возвышаются здания бумаго-прядильной и ткацкой фабрики Покровского 1-й гильдии купца Морозова. Фабрика эта состоит на крепостной земле Морозова, в отхожей пустоте Плесах, на берегу р. Клязьмы. Главный каменный корпус пяти этажный — для размотки, сновки и паковки пряжи; корпус четырехэтажный с пристройками в коих находятся трепальная, котельные, слесарная и столярная; двухэтажный корпус для складки товаров; одноэтажный корпус для чугунно-и медно-литейной; одна газовая с тремя каменными пристройками для газометров; два каменные же одноэтажные пожарные сараи; каменный дом для директора фабрики; девять деревянных одноэтажных флигелей для помещения иностранцев и других служащих; один деревянный двухэтажный флигель для конторских служителей; одиннадцать двухэтажных и девятнадцать одноэтажных казарм, для помещения рабочего народа; каменная баня и двухэтажный дом для больницы па 56 кроватей, при которой находится вольнопрактикующий доктор. На фабрике действуют 7 паровых машин, из них две в 60 сил, одна в 16 и четыре в £0 сил; при них 13 котлов. Этими паровыми машинами приводятся в действие 18 трепальных машин, 235 чесальных, 9 точильных, 15 пар мюльных ручных, 40 пар мюльных самопрядильных, 1 ручная крутильная, 12 крутильных самодействующих, 1 шпульная, 25 мотовил ватерных, 131 ручных, 11 размотальных, 21 сновальных, 4 клеильных и самоткацких станков: плисовых 115 и миткалевых 36. Фабрика освещается газом. Рабочих на ней русских 2370 человек; иностранцев: директор, его помощник, чесальных мастеров 2, прядильных 3, ткацких 1 и 2 механика. Материалы употребляются на фабрике: бумажный хлопок получаемый из Англии, Америки и частью из Хивы и Бухарии, марена же бухарская и персидская, квасцы, сандал, поташ, оловянная соль, шмак и деревянное масло покупаются в Москве. Вырабатывается на фабрике прядильной белой бумаги 119570 пудов, полушерстяного корусета, из бумаги плиса сурового, бязи суровой, трика, панки, русинета, сарпинки, твина, тика и миткаля 138600 штук на сумму более 2 000 000 р. сереб. Продажа всех означенных изделий производится в Москве, Харькове и Нижнем Новгороде» («Владимирские Губернские Ведомости» Неофициальная часть, № 34, 1861 года.).
Ореховский приход со всеми своими деревнями до 1764 года входил в состав патриаршей, а потом синодальной вотчины в Сенежской волости «в Возницыной половине».
Церковь в Ореховском погосте существовала уже в начале XVII столетия. В писцовых книгах 1687 г. об этой церкви имеются следующие сведения: «погост на Орехове на р. Клязьме, а на погосте церковь великаго Чудотворца Николы да придел великаго Христова мученика Никиты—древяны, а в церквах образы и книги и ризы и клепало железное и всякое церковное строение мирское, церковная деревня Старая, а в ней во дворе поп Иван Прохоров, просвирница Дарьица, дьячек Никифор Прохоров, два двора бобылей». Церковь во имя св. муч. Никиты перенесена была в Орехово с рч. Передельца, где и в настоящее время (кон. XIX века) заметны следы бывшего кладбища, но когда она была перенесена и по какой причине сведений о том в писцовых книгах нет. В патриаршую казну в то время церковь платила дани семь алтын 4 деньги, десятильничьих и заезду гривну. В 205 (1697) г. в Орехове построена была новая церковь; главный престол в новой церкви был устроен уже в честь Рождества Пресв. Богородицы, а придел—в честь св. Николая Чудотворца и св. муч. Никиты. В новопостроенную церковь из патриаршей казны были выданы «трои сосуды служебные оловянные резные средние, весу в них 10 фун. 12 зол., да две лжицы оловянные да 2 звезды медныя и три покрова с воздухами киндяшные». Устройство в новой церкви престола в честь Рождества Пресв. Богородицы местное предание объясняет тем, что в Орехово была перенесена Богородице-Рождественская церковь с Исакиевского озера (верстах в 3-х от Орехова за д. Зуевой в Москов. губ.). На берегу этого озера и в настоящее время местные жители иногда находят надгробные камни, а в Ореховской церкви есть две иконы, доселе называемые Исакиевскими. В писцовых книгах 1705 г. при Ореховской церкви значатся поп Анисим Малафеев, сын его Алексей—диакон, дьячек Василий Яковлев, пономарь Степан Селивестров, просвирня. В 1710 г., как видно из дел патриаршего казенного приказа, диакон Алексей был уже священником в Орехове, остальные члены причта были те же. Эта деревянная церковь существовала в Орехове до 1862 г.; в этом же году она была перенесена в д. Гору, при открытии там прихода; на месте ее построена небольшая каменная часовня. До перенесения деревянной церкви, когда с устройством вблизи Орехова фабрик число прихожан стало сильно возрастать, явилась необходимость в постройке более обширной каменной церкви. Грамота на построение храма была дана еще в 1847 г. К 1855 г. была устроена трапеза, в которой два престола были освящены, как и в деревянной церкви во имя св. Николая Чудотворца и св. мученика Никиты, главный же престол в честь Рождества Богородицы освящен был в 1861 г.; тогда же была устроена и каменная колокольня. Но с постепенным увеличением фабричного населения и эта новая церковь оказалась тесной для массы молящихся, так что в 1872 г. сделано было небольшое расширение ее. В 1883—84 гг. церковь была уже расширена значительно, так что может вмещать уже не одну тысячу молящихся; вся церковь устроена теплая. В эти же годы, как расширилась церковь, устроена и новая каменная колокольня. В расширенном храме остались те же престолы, что и в прежде бывшей церкви т. е. главный в честь Рождества Пресв. Богородицы, а в приделах во имя св. Николая Чудотворца и муч. Никиты. Внутренние украшения церкви весьма богаты. В церкви сохранились некоторые св. иконы из прежде бывших церквей: икона Спасителя, Рождества Пресв. Богородицы, Гребневская и Казанская иконы Божией Матери и св. Николая Чудотворца; надписей на иконах нет, но с ними связано местное предание. Так икона Рождества Пресв. Богородицы, по преданию, перенесена в 1697 г. из церкви, бывшей на берегу Исакиевскаго озера; Казанская икона Божией Матери и икона св. Николая Чудотворца почитаются в среде прихожан чудотворными; о последней местное предание повествует, что она явилась на ореховом кусте, отчего погост и стал именоваться «Орехово». Причта по штату 1885 г. положено: четыре священника, диакон и 4 псаломщика; с 1868 по 1885 г. было три священника, с 1852 по 1868 г. было два священника, с 1849 по 1852 г. — один священник, ранее этого было два священника. На содержание причта получается: 1) процентов с причтового капитала, образовавшегося из разных источников - 3802 руб.; 2) арендной платы за отданную контрактам разным лицам землю под постройку домов и огороды — 6152 руб.; 3) от гостиниц и сбора с лавок во время годовых базаров — 5250 руб. и 4) от служб и требо-исправлений 4821 р. (по книге братских доходов за 1896 г.), а всего 20025 руб. Дома у членов причта собственные на церковной земле. Земли при церкви, приложенной на содержание причта вотчинниками Возницыными, по плану и межевой книге за 1772 г. значится: а) под домами, огородами, гуменниками и коноплянниками причта 3 дес. 225 саж., пахотной 119 дес. 1560 саж., дровяного леса 67 дес. 2159 саж., лесу по болотам 111 дес. 1872 саж., сенокосу 86 дес. 1912 саж., под речками и заводью 8 дес. 1901 саж., под дорогами 2 дес. 1200 саж., под церковью я кладбищем 620 саж., а всего 350 дес. 1849 кв. саж. Из этой земли в 1860—66 г. отчуждено под линию Московско-Нижегородской железной дороги 34 дес. 357 кв, саж. пахотной и болотной земли, за что внесено 4057 руб. Лес дровяной и строевой в 1870 г. продан на сруб; процентами с вырученной суммы пользуются причт и церковь пополам; оставшийся в некоторых местах по болоту и вновь выросший мелкий лес вырублен в 1877 и 1889 г. на отопление домов причта. Пахотная земля отдана в аренду разным лицам под постройку домов и огороды. Часть болотной и находящейся под лесом земли — 57 дес. 287 кв. саж. в 1891 г. продана на обмен товариществу «Саввы Морозова Сын и К»; в обмен от товарищества поступило болотной и под кустарником земли 57 дес. 287 саж. и доплаты 28500 руб. В 1893 г. 25 дес. церковной земли продано было на обмен товариществу Викула Морозова с сыновьями; в обмен от товарищества поступило такое же количество земли и доплаты 15000 руб. В 1895 г. товариществу Саввы Морозова продано еще 9 дес. 968 саж., в обмен получено 16 дес. в урочище «Грива» и доплаты 40000 рублей. Кроме вышеописанной земли церкви принадлежит пустошь Молоствиха — 45 дес. 1010 саж., находящаяся в 20 верстах от церкви. Приход состоит из села Орехова и деревень: Дровосек (2 вер. от церкви. Деревни Дровосеки и Бутьково упоминаются в переписных книгах 1637—1647 гг. и 1705 г. В 1637 г. в Дровосеках было 2 двора в Бутькове 3 дв.; в 1705 г. в первой было 3 двора с населением 7 душ муж. пола, в Бутькове — 7 дворов и 31 душа. В 1896 г. в Дровосеках — 57 дворов — 183 души, в Бутькове — 62 дв. —217 душ.) и Бутькова (2 ½ вер.), в коих по мировым ведомостям числится 594 души муж. иола и 661 женского, в том числе раскольников 139 душ муж. иола и 164 женского. В это число прихожан не вошли, очевидно, все временно-проживающие на фабриках, хотя они посещают Ореховскую церковь и со всеми требами обращаются к Ореховскому причту. О числе этих временных прихожан можно судить по следующим данным: в метрических книгах Ореховской церкви записано в 1895 г. —1880 рождений, 193 брака и 1659 смертей; в церковь поступило дохода 20799 руб. В среде этих прихожан есть немалое число раскольников. На местных фабриках раскол находил особенно благоприятную для себя почву, потому что предки нынешних владельцев фабрик покровительствовали расколу. Особенной ревностью в этом отношении отличался Елисей Морозов; он строил молитвенные дома для раскольников, покупал для них книги и иконы, давал преимущество на фабрике и т.п. В настоящее время для противодействия расколу в Орехове открыто отделение Братства св. благоверного князя Александра Невского, учрежден миссионерский пункт, где для бесед с раскольниками живет особый миссионер. Публичные чтения в с. Орехове на фабрике Тимофея Савича Морозова
В 1881—82 г. публичные чтения производились и производятся при Никольском училище, в центре мануфактурных заведений Саввы Морозова сын и компания. В зале сего училищного здания, вмещающего до 1000 человек, производятся публичные чтения по воскресным дням; в этой зале все прилично приурочено: поставляется несколько десятков, хорошо убранных, скамей рядами, фонарь с прибором устанавливается на возвышенном месте у передней стены, перед этим устройством, в большом размере рама для картин, рядом с нею на возвышении кафедра для лектора, на время показывания картин окна этой залы закрываются так, что нисколько не пропускают лучей дневного света. Посетителями и слушателями чтений бывают рабочий люд, проживающий на фабрике; из этого класса людей бывают и грамотные и начитанные. Публичные чтения начинаются в час за полдень, и продолжаются до двух и трех часов. С посетителей никакой платы не взимается. Все расходы по обстановке залы и по приобретению фонаря производятся на счет г. Морозова. Чтения производились и производятся всеми четырьмя священниками села Орехова — поочередно. Порядок чтений без картин разделялся на два отдела. В первой половине (без постановки картин) читалось, или говорилось о Боге, Творце и Промыслителе, о сотворении мира, первых людей, их жизни из ветхозаветной истории и наконец о потопе. Из истории нового завета — об Иисусе Христе, как Спасителе нашем, о Его жизни и учении, о двунадесятых праздниках, о нагорной проповеди, о чудесах, притчах и о последних днях Его земной жизни. Во вторую половину каждого чтения входили назидательные статьи из журналов — Странника и Душеполезного Чтения, или объяснялись воскресные Евангелия и Апостолы, или прочитывались повествования о жизни Святых, особенно чтимых церковью, и назидательные беседы некоторых святых Отцов. Чтения с объяснительными к темам туманными картинами видимо приносят нравственную пользу тем, что хоть на некоторое время удерживают народ от праздности, поселяют в нем новые и добрые впечатления, которые и бывают предметом разговоров в их семействах и кружках. Многим, долго бы, пожалуй, не узнать, кто это Иисус Христос, в чем заключается вера христианская; но в подобных чтениях для них уясняется и то, что вертелось у них только на языке; они видят, напр., на картине, наглядно, Господа Саваофа, сотворившего мир; видят, в каком состоянии находились первосозданные человеки. Узнают о причинах пришествия на землю Иисуса Христа Сына Божия, о Его учении, о тех святых местах, где Он жил, творил чудеса. Сведения, приобретенные слушателями и артелями во время публичных чтений, распространяются и между теми, которые не могли, или не хотели прийти на чтения. Для постановки теневых картин при чтениях, имеется приобретенный, как выше указано на средства г. Морозова, при Никольском училище, фонарь, с газовым освещением; картины же были получаемы частью от Братства св. Александра Невского, частью же от комиссии по устройству народных чтений в Москве. Постановкой фонаря и картин во время чтения занимался учитель школы Михаил Васильевич Бобров — человек весьма способный и знаток этого дела. Чтения продолжались с 27 декабря 1881 года по 23 мая 1882 года; их было 15, слушателей от 100 до 860, всего же 6522 человека. Наибольшее число посетителей бывало в январе и великим постом. /Владимирские епархиальные ведомости. Неофициальная часть. 1882 г. № 22 (15 ноября)./
16-го мая 1889 года в селе Орехове совершалось торжество по случаю двадцати-пятилетия благочиннической службы протоиерея Льва Егоровича Левшина.
В 1894—95 гг. при фабрике «товарищества Саввы Морозова Сын и К°» устроена на средства М.Ф. Морозовой богадельня и при ней церковь во имя св. апостола Тимофея; богослужение в этой церкви совершает Ореховский причт. Ореховское училище, Кудыкинской волости, в селе Орехове. Основано Покровским купцом Иваном Афиногеновичем Перелыгиным в 1877 г. Ближайшее училище — Никольское в 1 вер. В 1884 году «Помещение церковное, деревянное, вместе с церковной сторожкой; по свету и теплоте удобное; квартира учителю есть; классных комнат одна — длиной 11, шириной 7 ½ , вышиной 3 ½ арш. Учебных пособий достаточно — на 245 р. Библиотеки нет, кроме 200 книг. Земли нет. Законоучитель и учитель Александр Ставровский, окончивший курс во Владимиpской духовной семинаpии, преподает с 20-го сентября 1880 г., а в настоящем училище с 6-го сентября 1882 г. Попечитель Покровский купец Михаил Иванович Дианов; пожертвовал несколько книг. Учащихся к 1-му января 1883 г. 37 м. и 21 д. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 8 м. и 5 д. Окончило курс со свидетельствами 3 м. и 3 д. Вновь поступило 11 м. и 8 д. К 1-му января 1884 года состояло 37 м. и 21 д. Учатся все вместе. Возрасты 7 — 8 л. - 3, 8 — 9 л. - 11, 9 — 10 л. - 11, 10 — 11 л. - 13, 11 — 12 л. - 15, 12 — 13 л. - 5. Из учащихся: 45 из с. Орехова и 13 — д. Дровосеки в 2 вер. Ночлежного приюта и живущих на квартирах нет. Вероисповедания: православного 36 мал. и 21 д., раскольн. 1 м. По сословиям: дух. - 1 м. и 1 д., купеч. - 2 м. и 2 д., мещ. - 2 м. и 5 д., крест. - 32 м. и 13 д. Средства: от земства 120 р., от разных ведомств 406 р.; платы за учение нет. Расходы: отопление, освещение, прислуга и ремонт 50 р.; жалованье — законоучителю и учителю 460 руб.; на книги и учебные пособия 16 р. Посещали классы исправно. Прием в августе; поступили 6 грам., остальные неграмотными. За теснотой помещения отказано 10. Учебный год с 1-го сентября по 5-е мая. Пению обучаются и есть хор. Учатся в день 5 ½ час. и даются уроки на дома. Отделений 3. Уроков в неделю: по Закону Божию - 4, по Русскому языку - 6, по Славянскому языку - 2, по арифметике - 4, по пению - 2. Получивших награды не было. Получившие свидетельства учились 3 — 4 г. Не окончившие курса учились до 2-х л. Обозревал училище 2 раза инспектор народных училищ. Обучения ремеслам и рукоделию нет. Воскресных бесед и чтений нет». Учащихся в 1896 г. было 85 мальчиков и 64 девочки.
На фабрике товарищества «Саввы Морозова Сын и К°» существует начальная одноклассная школа, где в 1896 г. обучалось 786 мальчиков и 393 девочки фабричных и служащих на фабрике. При фабрике товарищества Викула Морозова устроено двуклассное министерское училище, где в 1896 г. обучалось 590 мальчиков и 159 девочек. /Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. 1896 г./
Освящение возобновленного храма в селе Орехове, Покровского уезда Редко на долю сельских жителей выпадают такие торжества, какое происходило 13-го июля 1900 г. в с. Орехове, Покровского уезда. В нем в этот день был освящен возобновленный храм Рождества Пресвятой Богородицы Его Высокопреосвященством, Высокопреосвященнейшим Сергием, Архиепископом Владимирским и Суздальским. Мысль о возобновлении Ореховского храма давно уже существовала как у духовенства, так и у прихожан с. Орехова. Но этой мысли суждено было осуществиться только в последнее время, благодаря энергии недавно избранного церковного старосты, инженер-технолога С.А. Назарова. Когда окончательно решено было приступить к возобновлению храма, то С.А. Назаров предложил произвести все храмовые украшения в стиле XVII века в память древнего Ореховского храма, построенного в XVII столетии. Это предложение было принято духовенством и прихожанами, и немедленно решено было, по совету одного из прихожан М. В. Боброва, обратиться за составлением проекта на украшение храма к Академику архитектуры. С. У. Соловьеву. С. У. Соловьев, одобрив мысль украшения храма, энергично принялся за проект и в непродолжительном времени сготовил его. Этот проект вместе с прошением о разрешении работ был представлен на рассмотрение и утверждение Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Сергия. Архиепископа Владимирского и Суздальского. По рассмотрении проекта, Владыка благословил работы и ведение их возложил на особую комиссию, в состав которой входили: протоиерей Елпатьевский Иаков Иванович, священник В. Рождественский, церковный староста С. А. Назаров, ученый мастер Д. А. Голубков и Покровский мещанин И.И. Панкрашин. Но главным руководителем работ по украшению храма был Академик архитектуры С. У. Соловьев. В нем строительная комиссия нашла не только талантливого архитектора-художника, но и человека, всецело отдавшегося своему делу и с любовью относившегося к мельчайшим деталям его. С. У. Соловьев составил и рисунки иконостаса, замечательного по своей оригинальности, и рисунки орнамента, и рисунки церковной утвари в стиле XVII века. Он же указал и мастеров для выполнения этих работ. Работы по иконостасу были поручены, согласно его указаниям, известному Московскому знатоку иконостасного дела В. А. Астафьеву, орнаментная работа отдана была М. В. Морозову, украшение стен священными изображениями — П.И. Пашкову, написание икон — художнику Молову, который исполнил свое дело по лучшим образцам Строгановского письма, хранящимся в музее при Строгановском училище. Все эти работы были произведены на церковные средства; остальные же работы: по устроению церковной утвари, по сооружению хоругвей, серебряных риз и многих других ценных предметов, произведены на пожертвованные суммы местными фабрикантами, священно-церковнослужителями села Орехова, местными торговцами и массой фабричного люда, проживающего на фабриках товарищества Саввы и Викулы Морозовых. Все работы продолжались около трех лет и были закончены только в первых числах июля 1900 года. Когда храм совершенно был готов к освящению, С.А. Назаров и о. протоиерей Елпатьевский просили Высокопреосвященнейшего Сергия освятить его. Владыка, к общей радости всех жителей села Орехова, исполнил просьбу их представителей. Накануне дня освящения, в полдень 12-го июля Высокопреосвященнейший Сергий прибыл в село Орехово и среди громадной массы народа проследовал в храм. Здесь он долго и внимательно осматривал произведенные работы в храме, а затем, преподав святительское благословение народу, отправился в Ореховскую двухклассную церковно-приходскую школу, где пробыл около часу, занимаясь испытанием учеников по Закону Божию. Отдохнув немного, Высокопреосвященнейший Сергий посетил еще две школы на фабриках Саввы и Викулы Морозовых. На испытание учеников этих школ в знании Закона Божия он употребил более двух часов. Торжество освящения началось с вечера 12-го июля. В 6 час. вечера этого дня начался благовест ко Всенощному бдению. Всенощное бдение совершал чередной священник В.М. Рождественский, а на литию и величание, кроме местных о.о. протоиереев и священников, выходили: Ректор Семинарии Архимандрит Никон, протоиерей В.В. Косаткин и ключарь Кафедрального собора, протоиерей П. Евгенов. Всенощное бдение, совершенное целым сонмом священнослужителей, при стройном пении двух хоров, — произвело сильное впечатление на молившихся. Во время Всенощного бдения горела около храма и на самом храме прекрасная иллюминация, особенно приятно поражало зрителей изображение Св. креста в одном из окон колокольни, сделанное из разноцветных огней. В 7 ½ часов утра, в день освящения храма, совершено было освящение воды. Близился час освящения и самого храма. В это время около храма народ уже толпился в громадном количестве, чтобы видеть торжественный крестный ход и Владыку. В церковь пускали по билетам, которых было роздано около 5000. Ровно в 8 ½ час. прибыл в храм Высокопреосвященнейший Сергий и после торжественной встречи начал освящение храма. Присутствовавшие в храме с необычайным вниманием следили за чином оснащения, который привлекал к себе и своей редкостью и своей необычайной торжественностью. Крестный ход вокруг храма совершен был во главке с Высокопреосвященнейшим Сергием в стройном порядке. Провозглашением обычных многолетий закончился чин освящения храма. После чего началась Божественная литургия, которую совершал Высокопреосвященный Сергий. В положенное время на литургии, с благословения Владыки, священником В.В. Никольским было произнесено слово. Литургия пропета была двумя хорами: на правом клиросе пел хор Архиерейских певчих, а на левом, под управлением Г.Ф. Кузнецова, пел хор фабрики Саввы Морозова. Так закончилось торжество освящения храма. К этому торжеству непосредственно было присоединено чествование церковного старосты С. А. Назарова и архитектора С. У. Соловьева, за их труды и заботы по украшению храма. Высокопреосвященнейший Сергий первый открыл это чествование. Взяв из рук о. Ключаря образ явления Божией Матери Преподобному Сергию и благословив им С. А. Назарова, Высокопреосвященнейший Сергий, между прочим, сказал: «Благословение Божие да пребудет на тебе, на детях твоих, на доме твоем и на делах твоих». На эти слова Владыки С. А. Назаров отвечал: «Преосвященнейший Владыка! Я до глубины души тронут Вашим ко мне вниманием. Икона, которою Вы меня благословили, будет на всю жизнь служить мне дорогим воспоминанием о том счастливом дне моей жизни, в который Вы напутствовали меня Вашим Архипастырским благословением на мое служение нашему храму». После этого выступил о. протоиерей И. Елпатьевский и, обратившись к С.А. Назарову, произнес следующую речь: «Достоуважаемый Сергий Александрович! Перенесемся мыслию к недавнему прошлому. Что было лет шесть тому назад? Не здесь ли, не в этом ли храме наши души скорбели при виде бедного убранства его? Теперь все наши скорби отошли далеко. Вместо скорби мы чувствуем восторг при взгляде на теперешнее убранство настоящего храма. Теперь всякий, с благоговением взирая на чудные лики Господа Вседержителя с целым сонмом святых, невольно творит крестное знамение и молит: «Боже Святый, продли на многия лета жизнь раба твоего Сергия». Вашими трудами, достоуважаемый Сергий Александрович, принял настоящий храм этот благолепный вид. Вы, приняв па себя должность церковного старосты, со всего любовию и со всем рачением принялись за украшение храма нашего. Вы не жалели для церкви того незначительного досуга, который давала вам нелегкая служба; редкий день проходил, когда вы не посетили бы церкви для наблюдения. Вы сумели найти и привлечь к пожертвованиям разных благотворителей. Да возрадуется же душа твоя, благоустроитель сего святого храма, Сергий Александрович! Все в храме благолепно, все прекрасно устроено, все украшено богато и украшено в древне-византийском виде. А потому первая сердечная признательность вам, церковному старосте, как главному деятелю; сердечная благодарность и всем доброхотным дателям, кои полагали посильные ленты свои к алтарю нашего Ореховского храма. Ценя справедливо в вас незаменимаго старосту для нашего храма, мы, духовенство Ореховское и сельчане, просим вас, достоуважаемый Сергий Александрович, принять от нас икону Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца. Мы будем молить Господа Бога: да благословит Он вас за горячую любовь ко храму Божию, да укрепит и поддержит ваши силы еще на много лет для много-полезного служения святому храму Божию. А всем вам, Боголюбивые участники в украшении храма сего, да ниспошлет Господь Бог мир и благословение». После этих слов поднесен был Сергею Александровичу от священно-церковно-служителей и жителей села Орехова образ Преподобного Сергия с адресом в роскошном бюваре. От служащих и рабочих на фабриках Саввы и Викулы Морозовых был также поднесен, чудной работы, в богатой ризе, образ Преподобного Сергия и при этом прочитан был адрес следующего содержания: «Глубокоуважаемый, Сергей Александрович! Вступив 4 ½ года тому назад на служение сему храму, вы первым долгом обратили внимание на должное быть в нем благолепие: все вы благоустроили, ввели всюду чистоту и должный порядок. Нынешним днем за венчались ваши наибольшие труды по переустройству и украшению только что освященного храма. Труды эти были не малые, и вы, неся большую службу по фабрике, весь свой досуг почти посвящали на это дело. Поэтому, в уважение к вам и в благодарность за ваши труды на пользу церкви, прихожане с фабрик Саввы и Викулы Морозовых, служащие означенных фабрик, подносят вам сию св. икону, соименного вам угодника Божия Преподобного Сергия! Да будет он молитвенником за вас и да помогут его молитвы успешно продолжать и далее ваше служение на пользу нашей церкви, благополучно закончить начатое дело: благоустроить и вторую половину сего храма!» Растроганный до глубины души проявлением такой благодарности со стороны прихожан, Сергей Александрович, обратившись сначала ко Владыке, сказал: «Высокопреосвященнейший Владыко, благослови ответить добрым прихожанам нашего храма, почтившим меня столь дорогим для меня подношением; а затем, обратившись к прихожанам, произнес следующее: Господа прихожане, ваша благодарность и иконы, которые я удостоился принять, останутся мне дорогим воспоминанием на долгие годы. Действительно, я работал для нашего храма, насколько мне позволяли мое разумение и мое свободное от занятий время. Все мои помыслы были при этом направлены к тому, чтобы украшаемый храм наш своим великолепным убранством успокаивал и утешал притекающих к нему богомольцев как в радостные, так и в скорбные дни их трудовой жизни. Вам известно, что при разрешении, милостиво данном нам от Его Высокопреосвященства, приступить к делу украшения нашего храма, Его Высокопреосвященству угодно было поручить это нелегкое дело Комиссии, состоявшей из священно-служителей: о. протоиерея И. Елпатьевского, священника о. В. Рождественского, и из прихожан: Д.Л. Голубкова, И. И. Пангкрашина, и меня. Я счастлив, что в присутствии Владыки и всех прихожан могу принести мою искреннюю благодарность членам комиссии, моим сотоварищам, за то дружеское отношение, которое царило между нами за все время работ по украшению храма. Все наши дела мы обсуждали совместно с главным руководителем всего дела, по украшению нашего храма, Академиком архитектуры С. У. Соловьевым, и общее решение принимали к исполнению. Но воздавая справедливую похвалу членам комиссии, нельзя не помянуть словом благодарности и тех лиц, которым поручено было исполнение крупных работ по украшению храма. Подчинив себя руководству С.У. Соловьева, они с глубоким вниманием выслушивали его указания и наперерыв старались исполнять все малейшие его предначертания. Поэтому прошу вас, многоуважаемые В.А. Астафьев. М. В. Морозов, В. Д. Молов. П. П. Пашков, М.П. Овчинников и А. М. Постников, принять от нас искреннюю благодарность и присоединиться к нашему торжеству. Не раз я уже упомянул о том, кто был главный руководитель дела, по украшению нашего храма, это С.У. Соловьев. Он сначала создал художественный план украшения нашего храма в виде искусно нарисованного проекта, а затем, когда этот проект был одобрен Его Высокопреосвященством и было приступлено к его исполнению, он неустанно следил за самыми малейшими деталями его точного исполнения. Много труда положил на славу нашего храма уважаемый Сергей Устинович. Поэтому без преувеличения можно сказать, что сегодняшнее наше торжество есть вместе с тем и торжество его недюжинного таланта и его высоко художественной образованности. Высокопреосвященнейший Владыко! Мы, благодарные прихожане, просим Вас благословить нашего даровитого руководителя сею подносимою ему от всех нас иконою». После этих слов, С. А. Назаров поднес С. У. Соловьеву образ Преподобного Сергия. В это же время одним из прихожан села Орехова, М. В. Бобровым, был прочитан С. У. Соловьеву благодарственный адрес. В ответной речи С. У. Соловьев засвидетельствовал, что работать ему было приятно, благодаря разумному и усердному отношению к делу мастеров: Астафьева, Пашкова, Морозова, Молова, которые всегда старались выполнять все его мельчайшие указания. Торжество закончилось обедом, радушно предложенным со стороны С. А. Назарова, на даче М. Ф. Морозовой. Во время обеда Его Высокопреосвященством был произнесен тост за здоровье Государя Императора. После троекратного «ура» хор певчих с фабрики Морозова исполнил народный гимн «Боже Царя храни». Второй тост был провозглашен С. А. Назаровым за здоровье Его Высокопреосвященства. Высокопреосвященнейшего Сергия, Архиепископа Владимирского и Суздальского. Дружно было пропето трижды, «многая лета». Третий тост произнес Владыка за здоровье С. А. Назарова и супруги его Анны Дмитриевны. В конце обеда секретарем общества истории и древностей Российских Е. В. Барсовым была сказана задушевная речь о значении храма для фабричного люда, «шесть дней в поте лица, в постоянной копоти, добывающего себе кусок хлеба. У этого измученного люда одно утешение — храм Божий, — где он находит отраду и отдых от трудов. Поэтому предлагаю тост за здоровье крестоносного русского сердца, и тех, кто дал ему возможность в день праздничный успокоить свою душу во св. храме». Немного отдохнув после обеда. Владыка отправился осматривать богадельню и церковь при ней на фабрике С. Морозова. Благословив здесь призреваемых старцев и стариц крестиками и внимательно осмотрев храм и помещения, он отбыл для осмотра богадельни при фабрике В. Морозова. Народ, между тем, на всем пути Владыки стоял густыми шпалерами и с радостью принимал посылаемое ему благословение. Вечером в 7 ½ час. Владыка отбыл во Владимир. Александр Васильевич Рождественский
В 1907 г. священником в с. Орехово определен преподаватель Владимирской духовной семинарии Комаров Николай Алексеевич.
Предприниматели Морозовы
Местечко Никольское
Морозовская стачка 1885 года
По вопросу присоединения села Зуева к местечку Никольскому и селу Орехову (1899 г.).
Стачки 1905 года в Орехове-Зуеве
Свято-Никольское Ореховское Общество Трезвости
Copyright © 2016 Любовь безусловная |