Главная
Регистрация
Вход
Четверг
25.04.2024
16:05
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [135]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Александров

Село Новоселка Александровского района

Село Новоселка

Новоселка – село в Александровском районе Владимирской области России, входит в состав Андреевского сельского поселения.
Село расположено в 7 км к юго-востоку от центра поселения села Андреевского. «Село Новоселка-Кудрино расположено в Александровском уезде, в первом благочинническом округе; отстоит от губернского города в 120 верст. и от уездного в 20 верст». [2]

В документах с. Новоселка при р. Бачевке (Кудрино находится на другом берегу реки и в наше время слилось с с. Новоселка) упоминается в 1517 г., Алексей Андреевич Чулков купил его у своего брата Ивана. В 1546 г. его сын Федор Алексеевич променял Новоселку Троице-Сергиеву монастырю.
Царь Иван Грозный отобрал село в опричнину, с тех пор оно было дворцовым. Приселок Новоселка в старинных актах числится в Ирковской волости.
Село Новоселки раньше, по рассказам сторожил, называлось Крутые горки. Потому что находилось село на берегу реки с крутыми склонами.
Одна из историй, связанная с жителями села, рассказывает о том, что крестьянка Новоселки Ксения Шмарлиха подожгла свой дом. Из-за этого пожара сгорело почти все село. А случилось это потому, что муж ее во время моровой язвы 1770 года был на заработках в Москве. По приезде домой умер сам и уморил двух дочерей. Их похоронили, а Ксению содержали в доме под стражей, чтобы чума не распространилась на других. Тоска по мужу и детям и привела к пожару. Оставшись без дома, Ксения скиталась по селу, но сельчане боялись заразы. Силой ее загнали в вырытую посреди села яму. Ее кормили, но через нескольких дней зарыли, посчитав умершей.
О жизни и укладе новоселковских жителей рассказал в воспоминаниях о детстве Елпатьевский Сергей Яковлевич (1854—1933) , военный врач и писатель, создавший в Крыму сеть лечебных учреждений для бедных. Он писал, что крепостными Новосельские никогда не были, они были приписаны к царским конюшням. «Все было старинное, крепкое, укладистое». Общий подсобный промысел заключался в разведении капусты. Помимо этого, были и кузнецы, и сапожники, и плотники, и столяры.
Очень почитался в селе праздник Ильи-пророка, в который на берегу реки на кострах варили брагу. Одна, мужичья, - горьковатая и более крепкая, а вторая, бабья - густая и сладкая. «Кабака в селе никогда не было, и сколько ни приезжали целовальники с соблазнительными предложениями открыть кабак - сельский сход всегда отказывал».
На Илью-пророка сюда привозили из города разный товар, в особенности по женской части. Продукты свои были, необходимый товар из города привозили. В город ездили только если невесте нужно было что-то необыкновенное купить. В еде были совсем скромны и не привередливы.
«Осенью резали борова и продовольствовались им по праздникам до весны, да осенью и на Красной горке, когда было много свадеб... Молоко доставалось только самым маленьким детям...».

В XIX и первой четверти XX века село входило в состав Андреевской волости Александровского уезда.
Открывается контора для раздачи бумажной пряжи мастерками в с. Кудрине-Новоселках у С.В. Полякова (см. Бумаго-ткацкий промысел в Александровском уезде).

В годы Советской власти до 1998 года село входило в состав Андреевского сельсовета.
Численность населения: в 1859 г. – 366 чел.; в 1897 г. – 523 чел.; в 1905 г. – 604 чел.; в 2010 г. – 78 муж. и 69 жен., всего 147 чел.

Крестьянское Хозяйство "Черный Кот" действует с 28 апреля 1993 г. Организация КРЕСТЬЯНСКОЕ ХОЗЯЙСТВО "ЧЕРНЫЙ КОТ" ликвидирована 14 ноября 2011 г.

Новосельский приход

В Смутное время церковь стояла в запустении, новая деревянная церковь построена только 1632 году и освящена в честь Рождества Христова; дани с нее, по патриаршим окладным книгам, положено в начале семь денег и наказная гривна, но в 1654 г. положено уже 17 алтын 5 денег, заезда гривна; в 1712 году — дани 31 алтын с деньгою, а в 1746 году — 93 ½ копейки.
В 1675 г. «у церкви поп Яков Федоров, у него в пономарях Ромашка 14 лет, Петрушка 12 лет, Никитка 8 лет».
В 1784 году церковь сгорела и на ее месте была поставлена перенесенная из с. Новоселки Переславского уезда, вотчины княгини Анны Голицыной, также деревянная церковь.
Приход Христорождественской церкви был большой, насчитывал несколько деревень - Кудрино, Поречье, Межаково, Николаевка, Прокофьево.
В 1805 году сюда священником был определен сын дьячка из с. Елпатьева Переславского уезда, студент богословия о. Иоанн Кондратьевич Елпатьевский. Он женился на дочери местного пономаря Степана Ивановича, сына предместника, священника Иоанна Яковлевича Кузьминского (прямого потомка попа Якова Федорова). Именно на его время служения пришлось вместо деревянной строительство каменной церкви. Родоначальником священнического рода значился поп Яков Федоров. Потомки его священствовали в Новоселке почти 150 лет.
В 1826 году, вместо перестраивавшейся несколько раз деревянной церкви в честь Рождества Христова, здесь построили каменный храм с приделами Введения во храм Божией Матери и пророка Ильи.
Сын священника Иоанна пошел по стопам отца. В 1847 г. к церкви с. Кудрино-Новоселки был рукоположен во священника окончивший по 1-му разряду курс Владимирской духовной семинарии сын о. Иоанна, Елпатьевский Иаков Иванович. В 1850 году в его доме было открыто церковно-приходское училище. До 1853 г. он обучал крестьянских детей грамоте безмездно. С 1861 по 1871 г. детей обучал пономарь Иван Кузьминский.
С 1854 г. священник Иаков Елпатьевский назначен благочинным, в том же году награжден набедренником, в 1860 г. скуфьей, в 1865 г. камилавкой, в 1869 г. орденом Святой Анны 3-й степени.

В 1854 г. в с. Кудрино-Новоселка, в семье священника о. Иакова Елпатьевского, родился сын Сергей (ум. 1933), в будущем врач и писатель. Он прожил полную труда, творческую, богатую впечатлениями жизнь. В Русско-турецкую войну 1877-1878 гг. он как военный врач был на Кавказском фронте, потом работал земским врачом, за помощь народовольцам выслан. В 1906 г. создал и возглавил Народно-социалистическую (трудовую) партию. Страдая от туберкулеза, он создал в Крыму сеть лечебных учреждений для бедных. В Первую мировую войну трудился в Земском союзе по организации помощи раненым воинам. Большую часть своей жизни Сергей Яковлевич наблюдал и потом увлекательно рассказывал в своих произведениях о местах, где бывал, и о людях, которых знал. В воспоминаниях о детстве говорится о жизни семьи сельского священника в начале 1860-х гг.:
«Несмотря на свое название, наше село было старинное, давно оседлое, помнившее старые времена. И уклад жизни был старый, давний, медленно воспринимавший новое, толкавшееся в жизнь со всех сторон. Крепостными новосельские никогда не были. "Мы конюшенные, к царским конюшням были приписаны", - говорили новосельские крестьяне. Может быть, потому жилось им лучше, исправнее были постройки, крепче хозяйство, и даже физически они" выглядели крупнее и сильнее окрестных помещичьих крестьян.
- Новосельские мужики гордые, - говорили в округе.
Все было старинное, крепкое, укладистое. Жили промежду себя, обходились сами со своими нуждами. Был общий промысел подсобный - разводили капусту, которая как-то особенно хорошо родилась на новосельской земле. И у многих были, кроме исконного полевого хозяйства, подсобные промыслы. Тоже старинные, вроде как наследственные. Соседняя семья испокон веку кузнечила; был бондарь - тоже и отцы занимались; сапожное дело всегда исправлял солдат николаевских времен, выходивший "вчистую". Как лесные люди, многие плотничали и столярничали, ходили по округе, пробирались и в Москву на заработки. Одна семья вся в церковных старостах ходила. По наследству передавалось. Мой отец и сосед-кузнец были, так сказать, общественными пивоварами - тоже от дедушек велось, - к Илье-пророку, нашему новосельскому празднику, на берегу реки взводились костры и в огромных котлах варилось мирское пиво - брага. С каждого двора вносились потребные продукты, и пиво потом соответственно распределялось.
Помню, варились две браги - мужичья, где больше было хмелю и которая сливалась в бочки из-под водки, горьковатая и более крепкая, и бабья - густая и сладкая, которую мы, дети, особенно любили. Пьянства в селе не было. Пили больше брагу, водка появлялась только на свадьбах да в храмовые праздники, и то умеренно. По нашим местам, где между лесами расселились люди небольшими поселками в 15-20 дворов, наша Новоселка с шестьюдесятью домами была значительным селом, стягивавшим к себе окружные деревеньки, но кабака в селе никогда не было, и сколько ни приезжали целовальники с соблазнительными предложениями открыть кабак- сельский сход всегда отказывал. И ближайший кабак был за семь верст. Не было и лавки, если не считать сундук у одного крестьянина, из которого он продавал по воскресеньям во время хороводов, собиравшихся около его дома, стручки, пряники-жамки, подсолнухи - кажется, единственные товары, хранившиеся в его лавочке-сундуке. И не было особой нужды в лавке. Люди жили по-старому, обходились своими средствами. Девки на станах холсты ткали, приезжал крашенинник и красил холсты в синюю крашенину. Приходили осенью шерстобиты и валяли из домашней шерсти валенки. А купцы сами приезжали продавать и покупать. На Илью-пророка "торги" приезжали из города, и все, в особенности по женской части, купить можно было: и ситчик, и полушалки, и всякую сряду.
В определенное время приезжал "щепетильник", привозил всякую мелочь - иголки-нитки, наперстки, зеркальца и Бову-королевича, и Еруслана, и божественные книжки, и иконы холуйского письма нашей же Владимирской губернии. Все, что деревне потребно было. Осенью, когда заморозки начинались, приезжал клюквенник, голос звонкий у него был, и я сейчас помню, как, въезжая в село, он нараспев выкрикивал: "По клюкву! По клюкву! Девушки брали, красавицы брали, с кочки на кочку скакали... клюква удивительно крррупна". А летом бойкий скупщик выкрикивал: "Темнонису, темнонису! Копру, копру!" И мы, подростки, которые давно ждали его, сносили тмин - анис, у нас называвшийся копер, - кажется, это шло, главным образом, на посыпку хлебных изделий в московских булочных, получали пятаки или меняли на сласти. Приезжали скупщики топленого масла, яиц, ржи, овса. В город ездить нужды не было, разве невесту срядить либо по хозяйственной части что-нибудь необычное раздобыть. Ели свое, домашнее, разносолов не было. Во время моего детства чай пили в каких-нибудь трех-четырех домах, по большим праздникам. Чаю и сахару покупать не надо было.
Бабушка часто рассказывала нам, детям, про прадедов, суровых лесных людей, строителей жизни, собирателей, скопидомов. Она блюла старый чин в доме. Женатый сын, имевший уже подраставших детей, не выходил из воли матери, старших в роде; сноха должна слушаться свекрови. Бабушка по старым заветам не позволяла моей матери кормить грудью детей в постные дни, чтобы не оскоромить их. И только когда умерли грудными первые два мальчика, мать взбунтовалась - мои дети, не ваши: как хочу, так и кормлю, и перестала разбирать постные дни. Это был первый бунт матери, за которым последовало много других бунтов, перестроивших нашу детскую жизнь. Младшие должны, по крайней мере внешне, оказывать всякое уважение старшим, а в последний день Масленицы перед Великим постом все кланялись друг дружке в ноги, прося друг у друга прощения.
Детей нужно воспитывать в строгости и послушании, так указывал старый чин; целовали детей только на Пасху да в большие праздники. И бабушка, когда видела нас маленьких, облепивших мать, не соблюдавшую экономии поцелуев, сердито говорила: "Только и знает - лизаться". Должно быть, так же от дедушек-скопидомов повелось питание семьи. Оно было не то что скудное, а скупое. Несмотря на то, что всякой огородины запасалось много и хватало до следующего лета, по бабушкиному распорядку сначала ели только темные, наружные листы капусты, пока не подходила очередь кадки с белой капустой. Рыть молодую картошку до созревания считалось баловством и ущербом для хозяйства. Белый пшеничный хлеб - пшеницу у нас тогда не сеяли, муку надо было покупать на деньги, - который у нас назывался папушником, пекли только при гостях да в большие праздники, и был он как лакомство. Мясо тоже редко бывало за столом. Осенью резали борова и продовольствовались им по праздникам до весны, да осенью и на Красной горке, когда было много свадеб и причту полагалось полбарана, ели обильно. Даже молоко (было две коровы, давали довольно много) доставалось только самым маленьким детям, а взрослым только "забеляли" щи, да изредка давали гречневой каши. Соблюдались среды и пятницы, и в посты еда была скудная, и люди тощали. В особенности Великим постом не только ничего нельзя было скоромного, но даже постное масло - свое домашнее льняное - разрешалось только два раза во весь пост, и обыкновенная еда была - пустые щи, похлебка, каша гречневая и ужасный гороховый кисель, после которого мы, маленькие, два-три дня животом маялись. Все радовались, большие и малые, когда за ужином подавались тюря - у нас называлась мурцовка - тертая редька, квас, соль и порезанные куски черного хлеба, да еще сладковатое блюдо из калины.
По существу, наше хозяйство и уклад жизни были обычного тогда крестьянского типа наших мест. И насчет домашнего чина, и по части питания. Также это было натуральное хозяйство, где деньги играли малую роль. Да, отец был священник, получал деньги за требы, но плата была ничтожная и малую роль играла в бюджете семьи. Бабушка рассказывала про своего деда, священника Кузьму, - может быть, оттуда и пошла бабушкина фамилия Кузьминская, - который служил по летам в церкви в лаптях, зимой в валенках и полушубке, строгий человек, бранивший с церковного амвона в проповедях свою грешную паству деревенскими нецеремонными словами, за что и был уважаем прихожанами... Новшества, которые входили в жизнь, волновали и сердили бабушку: начиналось баловство. Бабушка сердилась, что мать по воскресеньям печет часто папушник (белый хлеб), что покупает девчонкам ситцы да бархотки, да сетки на голову, по-городскому начинает водить детей. "На брюхе-то шелк, а в брюхе-то щелк", - говаривала бабушка. И отец тоже, вместо того, чтобы осаживать мать, сам еще стал баловаться. Каждое воскресенье самовар ставить. А потом и совсем пристрастился к чаю, стали уж и по будням пить».

В 1871 году трудами Асафа Ивановича Баранова в селе открыли образцовое училище. О. Иаков вступил в должность законоучителя при образцовом училище, в 1874 г. награжден наперсным крестом, в 1877 г. перемещен в с. Орехово (ныне г. Орехово-Зуево).
Образцовая крестьянская школа в с. Новоселке («Владимирские Епархиальные Ведомости» Неофициальная часть № 23 (1 декабря 1871 года). 31-е октября для прихожан села Новоселки, было днем радостного, небывалого здесь торжества. В этот день открыта там образцовая школа для крестьянских детей. Мысль, и самая главная доля деятельности в устройстве этого благодетельного учреждения, принадлежит одному из почтенных членов местного училищного Совета — почетному гражданину А.И. Баранову. Еще раньше учредив при мануфактурной своей фабрике училище для детей рабочих, вполне отвечающее цели, в настоящее время, почтенный А.И. Баранов принял намерение устроить на свой счет 4 школы в уезде, — и счастливая доля иметь училище, прежде других местностей, выпала на Новоселку. Надобно сказать, что выбор этот вполне справедлив. Прихожане здешние, лишь только услышали о благодетельном намерении г. Баранова, сами шли навстречу доброму делу. Так, один из них И.О. Поляков, предложил в дар для школы приличное помещение, а остальные прихожане вызвались доставлять отопление, и поставить от себя нужную для школы прислугу. За несколько перед сим временем учредитель школы сам приезжал сюда, сделал нужные распоряжения по переустройству здания, отдаваемого под школу, и затем с назначаемым сюда наставником (студент Моск. Универ. В.В. Руднев) выслал все нужное для школы: парты, значительный запас книг и прочие училищные принадлежности. Приходское общество таким образом заранее ознакомленное с открываемой у них школой, на первых же порах высказало к ней горячее сочувствие готовностью помещать сюда своих детей. И лишь только предложено было местным священником внести в список имена детей, имеющих поступить в школу, то в один день цифра желающих обучаться, переполнила определяемую норму (40 чел.), так что некоторым из детей приходится оставаться кандидатами до нового приема.
31-е октября назначено было днем открытия ново-устроенной школы. К 11 часам того дня г. Баранов, в сопровождении члена училищ. Совета, прибыл в Новоселку. Приходский народ, лишь только перед тем вышедший от богослужения, вполне зная о цели приезда этого дорогого гостя — благодетеля, снова спешил к Церкви. В ½ 12-го местным причтом открыт был крестный ход со св. иконами к училищному зданию.
Прихожане, сколько по близкому интересу к школе для их детей, которых они теперь вели сюда с собою, столько же и из любопытства к небывалому торжеству, густыми толпами спешили за церковной процессией, Перед началом молебствия, настоятелем церкви о. Благочинным И.И. Елпатьевским предполагалось обратиться к предстоящим с приличною времени речью, но, по желанию распорядителя дела, эта речь отнесена на следующий за тем праздничный день, когда и сказана по окончании богослужения. При довольно стройном хоре местных певчих, отправлено было молебствие Спасителю и Божией Матери с водоосвящением, — и как здание школы, так имеющие учить и учиться здесь окроплены св. водою.
Нужно было видеть глубокое внимание, благоговейное чувство крестьян — прихожан при этом новом для них торжестве. Чувства эти особенно резко обозначались на родителях и родственниках детей, предназначаемых в школу. В конце молитвенного торжества г. Баранов благодарил представителя прихода г. Полякова за сочувствие к доброму предприятью, выраженному в даровой уступке приличного для школы помещения, поздравил прихожан с ново-открытой школой, просил их, чтобы не задерживали без нужд детей дома, и не отвлекали от занятий; «здесь», говорит он, «будут учить детей ваших не только читать и писать, но и понимать прочитанное, — усвоять и прилагать к жизни». Глубоко тронутые таким сердечным участием в положении детей крестьяне, искренно благодарили благодетеля, напутствуя его всевозможными благожеланиями, земными и небесными.
Пожелавши успеха учению, простившись с прихожанами, г. Баранов, по приглашению г. Полякова, отправился к нему в дом. Здесь радушным хозяином, по русскому обычаю предложена была хлеб-соль. И виновник торжества за праздничным бокалом еще раз пожелал процветания школе, выразив притом намерение учредить здесь достаточную библиотеку, которой могли бы пользоваться и окрестные поселяне; просил принять на себя труд по преподаванию Закона Божия, местного священника, и, по предложению последнего — дозволить окрестным священникам, занимающимся делом народного образования, иметь свободный доступ в здешнюю школу, для ознакомления с приемами преподавания по новым современным методам, — изъявил полное согласие, передав это и г. наставнику. В 3 часа А.И. отправился в Александров. Напутственное спасибо сопровождало гостя за порог радушного хозяина дома; сердечное спасибо посыпалось вслед уезжавшему и от благодарных крестьян, приветствовавших его на улице. И это спасибо вполне заслуженно. Новосельские прихожане, имеют подручную у себя школу, далеко, выдающуюся из ряда скромных сельских школ, и даже волостных училищ здешней местности, — дети — ученики обставлены всем нужным для учения, — теплое, приличное помещение, учебные книги, бумага, перья, карандаши, доски — все у них даровое. Обучение, в руках опытного в педагогическом деле наставника, нужно надеяться, пойдет удачно. Глубоко понимающий свою задачу, просвещенный наставник, намеревается расширить круг своей деятельности, вызываясь вести беседы и с взрослыми крестьянами, в известные дни и часы, по Арифметике, Истории, Географии, Физике и т. п. По воскресным и праздничным дням, открывается полное удобство предлагать здесь духовно-нравственное чтение; и приходский священник намерен воспользоваться этим удобством. Нельзя не сказать задушевное спасибо учредителю Новосельской школы и нам соседним священникам. Здесь, — для желающих из нас открывается подручная возможность, практически знакомиться с современными методами обучения, пользоваться отселе книгами, руководящими в этом не совсем еще знакомом нам деле, и тем самым плодотворнее развивать, так нужное образование, в кругу своих прихожан.
Пожелаем полного успеха хорошо устроенной школе. Дай Бог, чтобы на нашей св. Руси плодились такие отрадные учреждения, развивающие смысл и сердце в нашем простолюдине, и тем самым мало по малу вытеснялись бы питейные заведения — эти бичи народа, безщадно губящие здоровье его силы! Дай Бод, чтобы чаще являлись и благодетели человечества, подобные А.И. Б-вy.
А. у.с. З.
Свящ. А. Цветаев
Речь при начале учения в новооткрытой, образцовой, села Новоселки-Кудриной, школе
Вчера торжественно мы справляли, братии, открытие местной, школы. По этому поводу я обязанным считаю обратиться к вам с пастырским словом.
Переживаемое нами время представляет ряд реформ, клонящихся к упрочению Государственного, блага. Отец Отечеству - Благочестивейший Государь наш, неусыпно заботясь об общем нашем благополучии, желает, чтобы мы, все поданные Его, общими силами старались устроять свое благо. По этому то ныне на ряду с лицами высшего звания и вы скромные поселяне призваны к участью в делах общественных — в делах суда и самоуправления.
Чтобы быть вам верными долгу своего призвания, — оправдать права, вверяемые вам Верховною властью, необходимо требуется, чтобы каждый из вас достаточно понимал свои обязанности по отношению к обществу и государству, ибо при сознательном, а не машинальном только выполнении тех обязанностей имеет быть вполне плодотворна и ваша общественная деятельность.
А чтобы достаточным образом развить в вас способность самопонимания; чтобы сделать всех вас живыми членами церкви и общества, волею попечительного правительства и призываетесь вы к грамотности в учреждаемых для того школах.
К величайшему нашему утешению таковая школа, по мысли и усердию известного вам благодетеля, открыта и в нашем селении в самом приличном виде — вполне достойном цели.
Благодарение Господу, так промыслительно устрояющему наше благо! Глубокая признательность и тому, кто избран орудием, чтобы послужить этому благу. Мздовоздаятель Небесный да воздаст, по его усердию, воздаянием временным и вечным и Не возбраняющий детей приходить к себе Божественный наш Учитель и Господь да благословит его жертву, оказанную для малых детей наших!
Но и доброе учреждение не достигает иногда, братие, цели, если не пользуются им, как следует. И открываемая школа для детей ваших не принесет им должной пользы, если вы не позаботитесь выполнять тех необходимых требований, от коих зависит успех образования. Нельзя не сказать заслуженного вами слова одобрения за то, что вы охотно вверили детей своих школе, что вы сознаете пользу и надобность образования. Но при этом не опускайте из внимания и того, что успех образования сколько зависит от школы, столько же и от обучаемых в ней и от вас их родителей. Со стороны ваших детей требуется, чтобы они неопустительно посещали школу. Вы знаете, что небрежность в каком угодно роде занятий не создает успеха, — тем более это надобно сказать о грамотном обучении и в особенности об открываемой у нас школе. Здесь предполагается вести дело обучения по упрощенным современным приемам, более ускоряющим успех дела; чтобы усвоить эти приемы преподавания, неопустительно нужно следить за каждым уроком, так как с опущением одного трудно и почти нельзя приниматься за другой. А потому, помимо уважительных причин, не останавливайте детей своих дома и не отвлекайте от школы, а всемерно поощряйте их в книжном занятии, и указывайте им путь в школу, хотя бы они иногда, по свойственной детям рассеянности, и уклонялись от этого. Затем, когда дети ваши приходят из школы, напоминайте им, чтобы они отчетливее выполняли данные им уроки, — наблюдайте, чтобы они вели себя вежливо, почтительно, скромно, чему будут учить их и в школе, так чтобы всякой, замечая благонравие и доброе поведение детей ваших, правильнее ценил пользу самого обучения. Наконец не спешите скоро брать детей из школы, — здесь, кроме уменья читать и писать, будут знакомить их и с другими науками, полезными для жизни. А более здравое и прочное обучение конечно дается временем и требует времени.
И вы, любезные дети, охотно посещайте школу. Она научит вас многому доброму и полезному; ведите себя скромно, вежливо; будьте внимательны к тому, чему будут наставлять вас здесь учители, — от этого и ученье ваше будет успешно, в пользу вам самим, на радость и утешение вашим родителям, и благодетелям устрояющим ваше образование.
А как всякое начинание, братие, успешно бывает при благословении Божием, то и начало дела, в которое посвящаем детей своих, мы освятили молитвою к Отцу Светов, чтобы Он открыл юные умы и сердца детей к восприятию преподаваемого им учения, ниспослал на них Духа премудрости и разума, и впредь не престанем о том молиться, дабы дети наши, преуспевая в учении, преуспевали и в добром честном житии во славу имени Божия, на радость и утешение нас родителей, — во благо обществу и благословенному нашему Отечеству.
Свящ. И. Елпатьевский
В 1884 г. «Помещение И. И. Баранова, деревянное, отдельное; по свету и теплоте удобное; квартиры учительницам есть; классных комнат две: первая — длиной 8, шириной 8, вышиной 4 ½ арш.; вторая — длиной 8, шириной 11, вышиной 4 ½ арш. Учебных пособий достаточно — на 1522 р. 43 к. Библиотека есть - 595 книг. Земли ½ дес. садовой и огородной. Законоучитель - священник Василий Снегирев, окончивший курс во Владимирской духовной семинарии, преподает с ноября 1876 г.; учительница Александра Вагина, окончившая курс в Смольном институте, преподает с 1875 г., а в настоящем училище с 1878 г., помощница учительницы Евдокия Дмитриева, имеет звание учительницы, преподает с 1881 г. Попечитель — основатель И.И. Баранов; содержит училище на свой счет. Учащихся к 1-му января 1883 г. 39 м. и 24 д. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 7 м. и 7 д. Окончило курс со свидетельствами 2 м. и 3 д. Вновь поступило 26 м. и 8 д. К 1-му января 1884 г. состояло 56 м. и 22 д. Учатся все вместе. Возраст: 7—8 л. 2, 8-9 л. 14, 9—10 л. 14, 10—11 л. 11, 11—12 л. 10, 12—13 л. 6, 13 — и выше 21. Из учащихся: 26 из с. Новоселок, 10 — д. Шиховской в 7 вер., 3 — д. Богани — 7 вер., 3 — д. Бутыр — 7 вер., 2 — д. Локотково — 5 вер., 4 — д. Клемячева — 5 вер., 5 — д. Каблукова — 3 вер. и 5 — д. Шимахтина — 3 вер. Ночлежный приют есть в 2 комнаты: для 26 мал. — длиной 12, шириной 9, вышиной 4 ½ арш.; для 12 дев. — длиной 8, шириной 5, вышиной 4 ½ арш.; ночуют на своем хлебе. Живущих на квартирах нет. Вероисповедания православного. По сословиям: духов. 1 м. и 1 д., крест. 55 м. и 21 д. Средства: от попечителя г. Баранова 1845 руб. 75 к.; платы за учение нет. Расходы: отопление, освещение, прислуга в ремонт 200 р.; жалованье — законоучителю 150 р., учительнице 900 р., помощнице 450 р.; на книги и учебные пособия 145 р. 75 к. Посещали классы исправно. Прием в сентябре; поступили 2 грам., остальные неграмотными. За теснотой помещения отказа не было. Учебный год с 9-го сентября по 20-е мая. Пению не обучаются. Учатся в день 5 час. и даются уроки на дома. Отделений 3. Уроков в неделю: по Закону Божию 4, по Русскому языку 14, по Славянскому языку 4, по арифметике 6. Получивших награды не было. Получившие свидетельства учились 3 года. Не окончившие курса учились до 2 л. Обозревал училище 1 раз член училищного совета прот. Скворцов. Обучения ремеслам и рукоделию нет. Воскресных бесед и чтений нет» (Владимирский Земский сборник 1884. № 12. Декабрь.).
1880–1881 уч. год. «Новоселко-Кудринское – в селе Новоселка-Кудрино Андреевской волости. Учительниц – 2, законоучитель – 1. За счет частных лиц. Школа имеет высокое и просторное помещение (4,5 аршина высотой). Классы занимают две громадные комнаты; в них 13 больших окон. Когда идут вечерние занятия с огнем, то весь дом имеет вид большой ярко освещенной фабрики. При школе имеются всевозможные учебные пособия: рельефные глобусы, шведские счеты, электрические машины, приборы для опытов по аэростатике и т.п. Здесь устроена и прекрасная ночлежная с нарами на 25 – 30 человек для тех из крестьянских детей, которые, придя в школу из далеких селений, не захотят возвращаться домой поздно вечером. Многие из них по целым неделям, от понедельника до субботы, живут в школе. В школе прекрасная библиотека для детей и учительниц. Учительниц две: старшая – получает 900 рублей жалованья, ее помощница – 450 рублей. В здешних земских школах учительница получает самое большое 240 рублей в год. Постройка Новоселковской школы обошлась в 6000 рублей. Благодаря существованию при школе ночлежной, сюда приходят учиться крестьянские дети за 10 – 12 верст. В школе же их и кормят. Вечером школа имеет оживленный вид: одни пишут, другие занимаются чтением, третьи – упражняются в гимнастике (лазят по веревочным лестницам, устроенным в ночлежной и т.п.). Иногда устраивают беседы с учительницами. Перед ужином дети общим хором поют молитву, а потом готовят себе постели на нарах и ложатся спать. На ночь долго рассказывают друг другу сказки. В школе учится 42 человека: 28 мальчиков и 14 девочек».
Школа содержится на счет А.И. Баранова; помещается она в особом его доме, устроенном на церковной земле; в школе обучалось в 1884 г. мальчиков 56, а девочек 22. [2]
Министерское Новоселко-Кудринское училище, 1 кл., открыто в 1895 г.
«ПОЛВЕК А В ШКОЛЕ
Почтальон остановился у крыльца, старательно обмел с валеных сапог снег и постучался. Навстречу ему вышел добродушный, слегка сутуловатый и седой учитель.
— Газеты, голубчик, принес?
— Поважнее. Иван Михайлович, — ответил почтальон и торжественно подал три телеграммы. В них поздравляли учителя Лазунского с высокой правительственной наградой — орденом Трудового Красного Знамени, — и желали дальнейших успехов на ниве народного образования.
Весть настолько была неожиданной, что Иван Михайлович растерялся, невпопад произнес несколько слов благодарности:
— Значит, и мой труд не забыли.
В это время в школе, расположенной по соседству с квартирой Ивана Михайловича, зазвенел колокольчик. В классах хлопали крышки парт, шумела детвора. Лазунский взял контрольные работы по грамматике и направился на урок.
Как только он открыл дверь, в классе наступила строгая тишина. Десятки детских глаз устремились на учителя. Подобно ярким цветам на солнечной поляне, они привлекали к себе жизнерадостностью и прелестью красок. Иван Михайлович невольно вспомнил первый день своего посещения этого класса полвека тому назад. Тогда он, окончив учительскую семинарию, безусым юношей приехал в деревню Новоселки.
В то время она насчитывала около 70 дворов. Большинство построек отличалось ветхостью и лишь изредка попадались пятистенные избы и двухэтажные дома кулаков. Почти вся земля принадлежала им. Крестьяне арендовали ее исполу и занимались ткацким промыслом. В долгие зимние вечери в каждой избе стучали станки и желтыми пятнами разливался свет от тусклых лампад и лучин.
Следы нищеты лежали и на школе. Формально она принадлежала министерству просвещения, но действительным ее хозяином был фабрикант Баранов. Он любил рядитъся в тогу радетеля народного образования и делал небольшие подачки на содержание учителя. Денег министерства едва хватало на мелкие хозяйственные расходы.
Наступала осень. Густая зелень лесов постепенно сменялась яркой позолотой увядающих листьев. Давно уже истек срок начала занятий в школе, а кассы ее были пусты. По грязным улицам деревни от избы к избе целые дни неутомимо ходил Лазунский. Он уговаривал крестьян послать детей в школу, но везде слышал одно и то же.
— Рады бы это сделать, да нужда не велит. Мы своим чадам не враги и от добра не бежим. Но что поделаешь, коль без них не управляемся в хозяйстве.
Как ни трудно было договориться с родителями, все же в конце октября Ивану Михайловичу удалось собрать в школу учеников. Он горячо взялся за их образование. Каждое занятие проходило интересно и увлекательно. Дети полюбили своего учителя за доброе сердце, теплое и ласковое обращение с ними. После каждого урока они окружали его и просили рассказать что-нибудь...
Школа была трехклассной. Все классы обслуживались одним учителем. Несмотря на большую нагрузку. Лазунский аккуратно готовился к занятиям. Он проводил бессонные ночи за проверкой тетрадей учеников, исправлял их ошибки, много читал. Для некоторых школьников не хватало учебников. Иван Михайлович купил их на свои деньги. Это еще больше сблизило его с учащимися и подняло авторитет среди населения.
Но началась зима и приумолкла школа. С каждым днем в ее классах все меньше становилось учеников. Дети со слезами покидали полюбившуюся им школу. До рассвета они наматывали на шпули пряжу, из которой их матери ткали холст, ткали до свинцовой тяжести век, а утром сдавали его за гроши местным ростовщикам.
К весне от 60 учащихся осталось менее половины. Так продолжалось ежегодно. Очень мало детей оканчивало начальную школу. Обычно никто дальше не учился. Иван Михайлович с трудом вспомнил лишь одного своего бывшего ученика Бучкина, который окончил семинарию и стал тоже сельским учителем.
Много изменилось с тех пор, как Лазунский приехал в Новоселки. И деревня стала другой. На месте покосившихся куриных избушек выросли добротные постройки колхозников. Новые, крытые железом и свежей дранкой, дома весело смотрят широкими окнами. В избах белеют кружевные и тюлевые занавески, зеленеют цветы и расставлена богатая мебель.
На фермах колхоза вдоволь скота, а в закромах грудой золота лежит чистое, отборное зерно. С избытком его и в сусеках колхозников. И люди совсем стали иными чем прежде. Они чувствуют себя свободными, уверенными и сильными. Среди них совершенно нет неграмотных.
Не одно поколение людей обучил Лазунский. Первые его ученики уже стали глубокими стариками. Многие его учащиеся получили высшее и среднее образование, стали инженерами, врачами, техниками, агрономами, офицерами Красной Армии, бригадирами и председателями колхозов. Константин Силантьев окончил дорожный институт, Иван Фроловичев — педагогический техникум, Александр Жирнов — полковник, братья Иван и Александр Герасимовы - тоже офицеры Красной Армии.
Ученики Лазунского не забывают его. Со всех концов страны и с фронта он получает письма. Его бывшие питомцы благодарят учителя за воспитание и за то, что он еще с детства научил их ненавидеть и презирать врагов. Лейтенант Герасимов в своем письме сообщал:
— Дорогой Иван Михайлович! Только что закончился бой. Немцы сегодня шесть раз контратаковали наши позиции, но мы не дрогнули. Фашисты бросали против нас танки и самолеты. Земли гудела от страшного грохота снарядов и бомб, но наши сердца оказались сильнее стали. Мы выиграли сражение и наголову разбили подлых захватчиков. Только здесь и почувствовал всю силу любви к Родине, которую вы воспитали в нас. Большое вам спасибо за это!
Летние каникулы школьники проводят на полях. Среди них можно нередко видеть не по годам бодрого и энергичного Лазунского. В прошлом году его учащиеся собрали в колхозе четыре центнера колосьев, высушили на лугах много скошенной травы и убрали десятки центнеров свеклы. Ученики Ивана Михайловича вежливы, культурны. Кого бы они ни встретили из старших — обязательно поздороваются, всегда вежливо ответят на вопросы.
В классах Лазунского высокая успеваемость. Среди школьников нет недисциплинированных. Римма Курочкина, Лида Рогачева, Галя Лазунская и многие другие — отличницы.
Вечереет. Над скованной морозом окрестностью плывут лиловые сумерки. Женщины, старики и подростки направляются в школу.
— Все в сборе. Начнем,— спокойно произносит учитель. Присутствующие внимательно слушают его простую речь об успехах Красной Армии, о событиях за границей.
Затем разговор переходит на колхозные дела. Учитель интересуется засыпкой семян, ремонтом инвентаря, состоянием кормов на ферме.
— Замечательный человек! — восхищаются им члены артели, покидая школу. — Подумать только - семьдесят второй год ему, а трудится он, словно молодой.
Кипуч и неутомим характер Ивана Михайловича. Он лучший в здешних местах агитатор и самый почтенный человек.
Н. Глаздин. Новосельская начальная школа, Александровского района» («Призыв», 28 января 1945).
Кудрино-Новосельская Начальная Школа действует с 16 января 1996 г. Директор - Куликова Маргарита Михайловна. Организация КУДРИНО-НОВОСЕЛЬСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ликвидирована 9 января 2007 г.

Указом Св. Синода, от 24 декабря 1876 года в Ореховском приходе, Покровского уезда, открыты вакансии: 3-го помощника настоятеля и 4-го псаломщика. На вакансию помощника настоятеля 2 января 1877 г. перемещен Александровского у. с. Новоселки-Кудриной священник Иаков Елпатьевский.
Суздальского у. с. Стебачева свящ. Василий Снегирев (рукоположен во священника в 1849 г., награжден камилавкой) 8 января 1877 г. перемещен в с. Кудрино-Новоселку, а на его место 28 янв. определен окончивший курс Дух. Семинарии Иван Либеровский. Служил до 1892 года.
1885 г. «Церковь в достаточной мере снабжена ризницей, утварью и св. иконами; из вещей церковных особенно замечательных нет; служебными книгами церковь снабжена в полном составе и кроме их имеются в церковной библиотеке книги и для назидательного чтения.
Кладбище имеется на особо-отведенном месте.
В состав прихода, кроме с. Новоселки, в коем 49 дворов, входят следующие селения: д. Кудрина, д. Дуракова, д. Калачева, д. Межикова; последние деревни отстоят от церкви в 3 верст. и составляют самый дальний пункт в приходе. Прихожан за 1885 г. числилось 495 м. и 533 ж. пола душ. Прихожане большею частью — крестьянского сословия; занимаются хлебопашеством и фабричной промышленностью; раскольники в приходе (3 м. и 2 ж.) есть.
Причта при сей церкви по штату назначено: 1 священник и 1 псаломщик, в настоящее время состоит священником Василий Снегирев, который рукоположен в 1849 г. и награжден камилавкой.
При сей церкви земли: усадебной 3 д., пашенной 30 д., сенокосной 3 д., на каковую землю план и межевая книга имеются и хранятся в ризнице, владеет сей землей причт сам, дела о земле не производится, лесных дач не имеется и арендных статей нет. Дома у причта собственные — деревянные, на церковной земле. На содержание причта постоянного оклада не получается, а получается им всего в год до 600 рублей». [2]
Престолов в церкви два: в холодной во имя Рождества Христова, в приделе теплом во имя Введения во храм Пресв. Богородицы. [1]
Утварью, ризницей, Св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена была достаточно. Церковные документы хранились в целости: копии с метрических книг с 1803 года, исповедные росписи с 1829 года. [1]
Причта по штату положено священник и псаломщик. На содержание его получалось: а) процентов с причтового капитала (1250 р.) — 57 р.; б) от служб и требоисправлений до 400 р.; в) от хлебного сбора и земли до 140 р., а всего около 600 р. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле. [1]
Земли при церкви: усадебной 3 десят., пахотной 30 десят. и сенокосной 3 дес.
Приход состоял из села Новоселки и деревень: Кудрина (рядом с церковью), Дуракова (1 верста), Калачева (3 вер.) и Межакова (3 версты), в коих по клировым ведомостям числилось в 1895 г. 503 души муж. пола и 553 женского, из коих раскольников перекрещенцев 8 душ. [1]

В 1976 году, по рассказам бывшей старосты села Валентины Афанасьевны Гориной, в храме уже ничего не было, все растащили, а вот колокол сохранился, правда, без языка. В 90-х гг. XX века его приехали снимать рабочие и человек в священнической рясе, правда, Валентина Афанасьевна сразу заподозрила неладное. Собрала народ и прогнала охотников за колоколом. Через 2 года в село опять приехали. Раннее утро посчитали самым удобным временем. Уверяли, что приехали по разрешению сельского Совета. Колокол просили для храма в селе Зиновьеве. Но и в этот раз местные отстояли церковное имущество. Несколько раз около храма проводили субботники.
Служить молебны сюда приезжали священники. Сначала службы проходили в храме, но поскольку здесь был сильный сквозняк, из-за которого гасли свечи, настоятель храма отец Борис освятил комнату в библиотеке, в музее Елпатьевских. Библиотеку закрыли, книги перевезли в местный клуб. Здесь же в клубе устроили и музей.
В 2007 г. занялись восстановительными работами в храме, установили леса, завезли материал, но свои же, местные, все растащили.
Н. Никитина (2009)

История одного колокола

Снег под ногами похрустывает, ночной ледок прихватил лужи, но сугробы уже рыхлые, осевшие. Небо сероватое, и маленькие почки на вербе серые, мягкие и пушистые. Серое- серое, туманное Вербное воскресенье. Ну и что с того, что весна не радует солнышком? Будет и на нашей улице праздник — да почему будет? Как раз сегодня в нашем селе двойной праздник.
Построенный в 1826 году на месте старой деревянной церкви, видел он и деревенские венчания, и престольные праздники, и крестные ходы. В советское безвременье облетала с его стен штукатурка, обнажая кирпич. Осыпался подземный ход, шедший когда-то от храма к часовне перед прудом — кто его проложил, для чего? И правда ли, что такой же подземный ход вел от новоселкинской церкви к зиновьевскому храму, что в трех километрах от нас?.. Некому уже ответить на эти вопросы. Сельчане помнят, что в 1950-е годы в храме еще бывали службы, а потом, скорее всего, в 1960-е — храм закрыли и переоборудовали под склад. Говорят, сделали это специально, чтобы не дать сломать здание — мол, используем по делу, так, может, сохраним здание. Тогда же вокруг храма высадили липы — чтобы не бросался он в глаза с дороги.
Колокола сняли. Самый большой, говорят, был отправлен в Сергиев Посад. Второй по величине колокол остался на колокольне, а колокола поменьше разослали по соседним деревням, чтобы в случае беды использовать их как набатные.
Так, с тех пор ни разу еще в нашем селе колокол не звал прихожан на службу. До 1980-х колокольный звон иногда еще звучал в селе — так трактористы звали нерадивого кладовщика, не вовремя закрывшего на амбарный замок высокие церковные двери.
Да будил иногда по ночам набат — «Беда! Пожар! Горим!».
А в 80-е и «языка» на колоколе не стало. Онемел наш храм. И стоял беззвучно много лет. Со временем совхоз развалился. Из бывшего совхозного склада куда-то подевались хранившиеся там «материальные ценности». Еще горше стала судьба у храма — остался он без дверей и окон, открытый всем ветрам. Выломали и погнули кованые церковные решетки в окнах. Изрисовали стены. От времени провалилась крыша. Не один и не два раза приезжали в село охотники за ломом. Пригоняли и краны, чтобы снять сельский колокол. Но в деревне все на виду, все заметно — тут же собирались сельчане и не отдавали колокол никому — ни лихим сборщикам лома, ни каким-то людям в рясах, невесть откуда взявшимся и невесть куда собиравшимся увести наш колокол…
В 2001 году стараниями сельской старосты Валентины Афанасьевны Гориной, местного жителя Николая Евгеньевича Сергеева и инициативной группы сельчан началось восстановление храма. Трудно оно шло и до сих пор не окончено. Начали с того, что расчистили заросли вокруг храма. На субботниках всем миром вывозили мусор, освобождали строение от обрушившихся кирпичей и хлама. Деньги на ремонт появлялись нерегулярно, и, бывало, закупленные стройматериалы лежали в храме по нескольку месяцев, постепенно прилипая к чьим-то вороватым рукам. Но все-таки силами прихожан удалось отреставрировать правый придел церкви. После многочисленных писем в епархию в храм был назначен постоянный священник, отец Евгений. С его появлением восстановление пошло быстрее — батюшка координировал всю работу, подсказывал, что нужно в первую очередь, сам работал на строительстве. В храме начались регулярные богослужения.
Я разговаривала с Николаем Сергеевым, прихожанином нашей церкви. То, что наш колокол заговорил, — полностью его заслуга.
— Николай Евгеньевич, а где вы «язык»-то купили?
— Нигде не покупал! — смеется Николай. — Мы его сами сделали. В своих мастерских, в Андреевском. Токарный станок у нас есть, токарь тоже есть. Дело, конечно, было новое, но я помнил, какой язык был на старом колоколе. Выточили похожий, и угадали — не перевязывать, ни переделывать не пришлось. Удача!
— А давно ли вы задумали «оживить» наш колокол?
— Задумал-то давно, но проблемы были чисто технические. Деревянная лестница на колокольню давно обрушилась. И как прикажете привязать «язык» к колоколу?..
А недавно я увидел рекламное объявление о «вышке» высотой в 22 метра. Подумал — то, что нам нужно! Подошел к церкви, посчитал ряды кирпичей, насчитал 18 метров высоты до колокола и понял — будет у нас колокольный звон! Колокол по-прежнему висит на колокольне, а веревка от его «языка» ведет вниз, к самой земле. Юрий Антонов, еще один наш прихожанин, выходит из церкви:
— Батюшка звонил, подъезжает уже! Ну, я позвоню?
— Звони!
Провисший трос натягивается и во все стороны разливается мягкое и глубокое:
«Боооом… Бооооом….Бооооом».
(Надежда Яцык)

Источники:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 5]. Переславский и Александровский уезды. - 1895. - 520, VI с.
2. Орлов В. М. Описание церквей и приходов Владимирской епархии. Т. 1. Александровский уезд. - Владимир, 1886.
Александровская епархия
Категория: Александров | Добавил: Николай (08.08.2017)
Просмотров: 2601 | Теги: Александровский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru