Главная
Регистрация
Вход
Пятница
22.11.2024
00:27
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [256]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Александров

Село Зиновьево Александровского района

Село Зиновьево

Зиновьево — село в Александровском районе Владимирской области России. Входит в состав Андреевского сельского поселения.
Село расположено в 3 км к югу от центра поселения села Андреевского и в 20 км к западу от города Александрова. «Село Зиновьево находится в Александровском уезде, в первом благочинническом округе; расположено при речке Бачевке. От губернского города отстоит в 100 верст., а от уездного в 20 верстах». [2]

Село Зиновьево в половине XVII века было вотчиной стольника князя Самойла Шайсунова, с 1684 года стало писаться в вотчине князь Ивана княжь Петрова сына Львова.
В середине XVII в. село было вотчиной стольника, князя Самойла Шайсунова.
С 1680 г. село во владении князя Петра Ивановича Львова, мужа дочери князя Шайсунова, Марии. У П.И. Львова было два сына: Федор, умерший бездетным, и стольник, князь Михаил Петрович (ум. 1715), отец двух дочерей, при его смерти бывших несовершеннолетними.
В конце XVIII столетия принадлежало помещикам Соленниковым.
За помещиком Николаем Васильевичем числилось с. Зиновьево, сельцо Скопино, д. Податнево и сельцо Берестянка. Из них и состоял приход.
«№ 18 (2). О непослушании крестьян помещика Соленикова, Александровского уезда, с. Зиновьева и дер. Податневой. 1797 г. На 18 листах.
20 января 1797 г. Поручик Ник. Вас. Солеников подал в Александровский Нижний Земский Суд объявление, в котором сообщил, что, по приезде из Москвы в сельцо Берестенку, он узнал от выборного дер. Податневой крестьян, Елисея Иванова о чинимых крестьянами с. Зиновьева и дер. Податневой «великих заговорах, которые уже неоднократно у них продолжаются», при чем «оных селений ткачи уже и совсем вышли из послушания». Солеников просил привесть его крестьян в послушание и спросить находящихся при фабрике его мастеровых людей, не имеют ли они «с оными возмутителями таковаго ж согласия, учинить разсмотрение, а с винными поступить по законам». Командированный для исследования исправник подпоручик Попов, по приезде на место, собрав крестьян и дворовых людей мастеровых села Зиновьева, дер. Податневой и сельца Берестенки, спросил: «для чего вы заговоры чините и господину своему ослушание делаете?» На спрос его крестьяне показали, что «они ослушания проливу господина своего никакого не имеют и навсегда повиноваться ему будут, а заговоры имели для того, что господин их отягощает фабричною работою и от того отягощения они в летнее время от хлебопашества своего лишаются и хлеб жатвою и посевом исправляют не во время, от чего и пришли в раззорение». Дворовые же люди, находящиеся при бумажной фабрике, тоже «ослушания никакого не имеют, но только тем недовольны, что господин, их производит им жалованье самое малое, на каждого человека с семейством по семи рублей в год, ржи по три, да овса по одному четверику в месяц», почему дошли «почти до раззорения». А «для того они, крестьяне и дворовые люди, по совету своему все единогласно послали от себя в С.-Петербург к Его Императорскому Величеству двух человек крестьян с. Зиновьева, Якова Никифорова и Алексея Семенова, с просьбою, с написанным от них приговором, чтобы подать им на господина их просьбу в том, чтоб он их крестьян тою фабричною работою на трех фабриках не отягощал и на оную не требовал, о коей работе об остановлении оной и прежде сего они господина своего просили», но однако он им «никакого удовольствия не сделал», а дворовые люди, «что им господин дает жалованье и месячну производит самую малую и одежды не имеют, а ту работу на тех фабриках они крестьяне и дворовые люди исправлять будут до того времени, когда те посланные возвратятся». Об изложенном Александровский Нижний Земский Суд сообщил рапортом правящ. должность Владимирского и Костромского Генерал Губернатору ген. поручику Ив. Александ. Заборовскому и в Володимирское Губернское Правление.
Как видно из дела, исправник Попов также с своей стороны донес о происшедшем Сенатору тайн. сов. П. Г. Лазареву, который состоял в то время Правителем Владимирской губернии (самого рапорта в деле не имеется), при чем просил о присылке к нему воинской команды для усмирения крестьян. Лазарев предписал советнику Губ. Правления Извольскому, в виду «разнообразности» представлений земского Суда и исправника, отправиться на место происшествия и «прежде, нежели приступить к средствам сильным, узнать и обстоятельно наведаться обо всем», взяв с собою земского исправника или и обоих о ним заседателей, а по приезде в вотчину Соленикова, «если представится точное неповиновение крестьян и дворовых людей своему господину сначала употребить средства кроткия и человеколюбивыя, подражая в сем случае милосердию отеческой воли Всемилостивейшаго Государя, прочитав и внушив им Высочайший манифест 29 января 1797 г. и, укротив их таким образом, обязать всех круговою друг за друга подпискою, что пребудут помещику послушны и повинны во всех своих к нему обязательствах; буде же кроткия и миролюбивыя меры не подействуют и они останутся упорны, в таком уже случае» Извольскому надлежит «употребить для укрощения бунтующих силу воинской команды, которую истребовать из близь квартирующаго в гор. Переславле Рижского пехотного полка», числом сколько нужно будет по усмотрению Извольского, для чего дан ордер на имя командующего полкового офицера.
По получении предписания, советник Извольский 28 февраля отправился в поместье поручика Соленикова, взяв с собою заседателя и секретаря Александровского Нижнего Земского Суда. Исправник Попов находился в отлучке. «Утром на другой день», как доносит Извольский рапортом на имя Лазарева, «он приказал собрать всех дворовых людей села Берестенки и крестьян с. Зиновьева и дер. Податневой» и при приходском священнике с. Зиновьева читал им манифест Его Императорского Величества от 29 января, а затем «увещевал их помещику быть послушными», на что они все, как дворовые люди, так и крестьяне отвечали, «что они помещику своему послушны и всякия работы на фабрики и в дома исправляют». Но помещик заявил, что крестьяне и дворовые люди показывают только «вид послушания», так как, «хотя и подлинно на работу на фабрику и в дом его ходят, но исправляют оную по своей воле, а не по его расположению, и неисправности ни на ком из работников взыскивать не дают»; в доказательство указал на то, что «в бытность здесь по сему же делу земского исправника, когда велено было взять двороваго человека Григорья Лукьянова, ради отдачи под суд за возмущение против помещика», дворовые люди его взять исправнику не дали. На вопрос Извольского, почему они не допустили взять дворового человека, все ответили, что «точно они его Григорья Лукьянова не дали для того, что без него фабрика остановится, будто как бы исправность работ на фабрике нужнее для них была, нежели для помещика». Несмотря на многократные увещания и «внушения силы Высочайшего манифеста», Извольский «ничего более от них не слыхал, как коварныя и ложныя обещания быть у своего помещика в повиновении, ибо подписки», какую велено было взять от них о повиновении, они «совсем дать отказались, показывая что им оную дать нельзя и не дадут ни под каким видом потому, что они отправили двоих из них с просьбою к Его Императорскому Величеству». Видя «толикое сопротивление власти начальству», Извольский отправил к Ген. майору Кн. Алексею Ив. Горчакову, недавно прибывшему в Переславль с Рижским полком, рапорт и требовал роту, прося расположить ее по квартирам в селениях возмутившихся крестьян, а сам вернулся во Владимир, для получения дальнейших приказаний. В заключении своего рапорта Извольский писал, что, по его мнению, «без, наказания сих грубых упрямцов привесть в должное повиновение никак не можно, в противном случае от всякого снисхождения лишь только дерзость оных возрастать будет» (Рапорт 2 марта 1797).
Ген. майор Горчаков уведомил советника Извольского (2 марта), что он по получении рапорта «сей же час отрядил г. порутчика Костелевского с полною ротою и патронным ящиком, предписав ему следовать наипоспешнейше» в с. Зиновьево и «явиться в полную команду» г. Извольского, «расположиться, действовать и во всем поступать по его предписанию». Об этом же Горчаков сообщает (7 марта) и Сенатору Лазареву.
Встревоженный донесением Извольского, Лазарев предписал (2 марта) Александровскому исправнику Попову «немедленно доставить с посланным курьером обстоятельный рапорт обо всем, что посейчас в дер. г. Соленикова происходит, совершенно ли послушны стали его люди и крестьяне, была ли прислана из Переславля воинская команда или нет и какие способы употреблены к их укрощению», при чем указывал, чтобы исправник, «не приступая отнюдь к крутым и неприятным средствам, ожидал приказания» и оставался в деревнях Соленикова «без выездно для содержания людей в должном порядке».
4 марта исправник Попов рапортом доносил, что помещика Соленикова дворовые люди и крестьяне, по прибытии советника Извольского были им многократно увещеваемы, но «однако они не взошли в должное повиновение, а содержат себя в смысле таковом же, как и прежде»; что 3 марта «прибыла Рижского пехотного полку одна рота с нарядом поручика и трех прапорщиков, коими тож и им (Поповым) уговариваемы были, но однако и засим остаются таковыми ж, как и прежде, которая команда и поныне находится в тех селениях помещика Соленикова».
Губернатор нашел необходимым обратиться к Александровскому Предводителю дворянства Баскакову. «Доныне, писал он ему 3 марта, получаю я неединообразныя донесения от Александровского Земского исправника Попова о обстоятельствах оказавшагося непослушания в деревнях г. Соленикова от дворовых людей и крестьян своему помещику. Советник Извольский также доносил мне о том двояко, показывая с одной стороны, что крестьяне помещику послушны и всякия работы на фабрики исправляют, с другой по объявлению ему от помещика, что они показывают один только вид послушания. Ненаходя тут ничего имоверного (?), нужным почитаю адресоваться к Вашему Высокоблагородию и Вас просить, благоволите, как дворянский Предводитель округи, принять на себя труд отправиться с земским исправником и со всем Нижним Земским Судом в дер. г. Соленикова и обо всем там происходящем наидостоверно осведомясь, уведомить меня подробно и обстоятельно, как наипоспешнее с нарочным; будучи же на месте непослушным крестьянам и дворовым людям вразумительно прочесть Высочайший Его Императорского Величества манифест 29-го января сего года и оного силу им всемерно истолковать».
Вместе с тем Лазарев поручил другому советнику Старошершавину отправиться в деревни г. Соленикова, где «первее всего узнать о намерении, в каком мужики и дворовые люди поныне остаются, также хотя слегка и о притчинах к ослушанию противу помещика их подвигнувших, потом употребить все силы ко внушению им повинностей, коими они в силу законов обязаны своему господину, паче всего истолковать им внимательно силу всемилостивейшаго Его Императорского Величества манифеста, 29 января состоявшагося», который более всего «спомоществует к укрощению заблудших их умов». При этом Губернатор поручал Советнику сказать командующему офицеру, «чтобы он был осторожен» и чтобы «не покушался ни на какия крутыя и неприятныя средства». «Я не прежде на то решусь, писал Лазарев, как когда получу от вас обстоятельное обо всем том происходящем сведение и то разве в самой крайней необходимой нужде». В заключение он выражал «совершенную уверенность», что Старошершавин «во всем порученном ему дела поступит с усердием и благоразумием» (Предписание 5 марта).
Несмотря на все старания Советника Старошершавина, который в точности исполнил все, что ему было предписано Губернатором, крестьяне и дворовые люди (в числе 238 ревиз. душ) продолжали упорствовать. На словах выражали покорность, но на деле выказывали прежнее неповиновение воли помещика и подписки в послушании выдать отказались. Сообщая об этом рапортом от 8 марта, Советник Старошершавин добавляет, что он «зачинщика первоначального прекословия и склонения всех к неповиновению двороваго человека Григорья Лукьянова с прежде отсыпанными в Александровский Уездный Суд двумя крестьянами вторично по воле помещика взяв, за караулом отослал при письменном уведомлении для суждения по узаконениям в Александровский Уездный Суд».
Предводитель дворянства Баскаков с своей стороны рапортом донес Лазареву (10 марта) о незадаче своей миссии. «Упорность крестьян, по словам Баскакова, состоит токмо в том, что они не отступают от грубозатверделаго мнения своего о подаче просьбы и по оной остаются в непременном уповании освободиться от повинностей помещика. Помещик же их Солеников неудовольствие свое на дворовых людей и крестьян объясняет следующим: 1) что дворовые люди без просу его сами собою наряжают крестьян на фабричную работу; 2) при отпуске от него в Москву бумаги для домашнего расходу оной ничего не оставили; 3) в бытность у него гг. советников Губ. Правления сколь не были ими увещаемы о приведении их в должное повиновение и о прошении у него прощения — не согласились и о бытии в послушании подписки не дали; 4) после сего при находящемся с воинскою командою поручике дворовые люди сказали, чтоб и не трудились их увещевать до возвращения посланных от них с просьбою». Для прекращения дела помещик требовал, чтобы «дворовые его люди и крестьяне все единогласно клятвою затвердили, что будут ему во всем послушны и никакого злого умыслу как на него, так и на всю его фамилию иметь не будут» и тогда он будет спокоен, но крестьяне и дворовые люди на это не согласились.
Лазарев предписал (10 марта) исправнику Попову взять от помещика Соленикова письменное объявление о том, «кто именно из дворовых людей или крестьян его наиглавнейшие ослушники и зачинщики открывшагося к нему неповиновения» и «по тому его объявлению тех людей по воле его забрать под стражу», и как их, так и прежде отосланных к суждению в уездный суд троих, «привесть в губернский город для заключения в смирительный дом, дондеже они от заблуждения своего исправятся». «Впротчем, добавил Губернатор, подтверждаю вам сие мое предписание выполнить с благоразумием и осторожностью и не допускать произойти из того какого либо безпорядка, а еще менее вреда кому либо. Воинская команда, находящаяся при том, долженствует дать вам во взятии людей пособие».
Вместе с тем Сенатор Лазарев обратился с следующим письмом к Соленикову: «Государь мой! Ко успокоению Вашему приказал я земскому исправнику, по принятии от Вас письменного объявления забрать под стражу, по воле Вашей, первейших начинщиков непослушания к Вам и возмутителей и привести их в Владимир для заключения в смирительный дом, где они и останутся до тех пор, когда Вы их обратно к себе потребуете. Затем обстоятельства всего происшествия, о которых имею точное сведение, понуждают меня подать Вам совет, дабы Вы во управлении людей и крестьян своих в пропитании их и во всем, как их так и семейства их, содержании держались более правил, в законах Божеских и гражданских предписанных. В противном случае должно Вам ведать, что закон и правосудное, а притом и милосердное правительство не оставляет никогда угнетенных людей без защиты и покровительства. Пребываю в протчем Вам покорным слугою Лазарев».
От Соленикова между тем было подано прошение на имя Губернатора, в котором помещик, указывая на то, что крестьяне его «невзирая и на присланную воинскую команду находятся в прежнем упрямстве и не приходят, в совершенное рабское как должно помещику своему послушание», просит «о командировании в страх упорствующих учинить телесное на местах наказание чрез кого» Губернатор «соблаговолить, по исполнении коего» Солеников «уповает, что буйственность их, от невежества, происходящая, укротиться может».
16 марта сделано распоряжение об отозвании воинской команды из поместий г. Соленикова, а 22 апреля крестьяне, содержавшиеся в смирительном доме в числе 10 человек, по резолюции Губернского Правления были освобождены» (Владимирская ученая архивная комиссия. Труды: Кн. 1. - 1899.).

В 1836 г. Соленниковым пожалован диплом, подтверждающий их права на потомственное дворянство.
Прихожан на 1885 г. числилось 315 мужского и 269 женского пола. Большинство занималось земледелием.
В Берестянке была фабрика Солениковых, производившая «оберточную, спичечную, бутылочную и низшие сорта газетной бумаги». В 1878 г. было выработано бумаги 23 575 стоп на сумму 14 282 руб. 24 коп.

Соленикова Наталия Алексеевная, «коллежская советница», † 7 октября 1829, на 71 г. (с. Зиновьево)
Солеников Василий Николаевич, титулярный советник, р. 17 мая 1779, † 22 сентября 1847. Похоронен с женою Наталией Николаевной Солениковой, р. 10 авгутса 1789, † 12 ноября 1848 (с. Зиновьево).
У церкви с. Зиновьево был похоронен действительный статский советник Дмитрий Васильевич Солеников (1801-1875). С 1848 г. он служил контролером Сенатского казначейства в Москве, был награжден орденами Святого Владимира 4-й степени и Святой Анны 3-й степени. С 1860 по 1862 г. - владимирский губернский предводитель дворянства. Во время исполнения Дмитрием Васильевичем должности предводителя дворянства было введено в действие Положение об освобождении помещичьих крестьян. Д.В. Солеников удостоился монаршего благоволения «за прекращение недоразумений, возникавших первое время по обнародовании новых законоположений о крестьянах». В пользу причта церкви с. Зиновьево Дмитрий Васильевич пожертвовал 3000 рублей.
Соленикова Александра Евгеньевна, урожд. Мезенцова, р. 2 февраля 1830, † 3 июля 1886. Похоронена с мужем Д.В. Солениковым в с. Зиновьево.

В XIX и первой четверти XX века село входило в состав Андреевской волости Александровского уезда.
На начало XX в. в селе числилось 52 двора и 287 жителей,
Зиновьевский сельсовет. Совет объединяет три селения: Зиновьево, Податнево, Ирково и 6 хуторов с общим количеством 115 домохозяйств.
Сельсовет работает по плану в соответствии с наказом избирателей. С момента перевыборов проведено 14 заседаний. Разобрано 52 вопроса, из них организационных 20, налоговых 2, административных 5, земельных 12, отчетных 4 и разных 9.
Для поднятия активности крестьян в деле советского строительства, заседания сельсовета проводились в каждом селении поочередно.
На заседаниях присутствовали 6— 8 чел. из рядовых крестьян.
Проведено два отчетных собрания избирателей. Сельсовет отчитался также перед ВИК-ом и уисполкомом,— оценка работы положительная.
При сельсовете имеются секции:
Секция благоустройства объединяет 10 человек актива.
Проселочные дороги починены, мосты в исправности.
Для постройки новых мостов совет добился отпуска 80 корней леса бесплатно.
В 1926 году приобретена цилиндровая 4 ½ дм. машина и новые рукава (125 метров). Всего машин две, обе на-ходу. Весь инвентарь и пожарный сарай в порядке.
В пожарной дружине 23 члена и 6 лошадей. Намечен к постройке новый пожарный сарай и «каланчи». Мысль о „каланче" не сходит с уст крестьян.
— Ведь она в волости будет первой.
В дер. Податнево и Ирково имеются подсобные команды и в каждой по одной машине.
Сельсовет имеет сельский бюджет, на средства которого около села дорога обрыта канавой (по гати) и предполагается выложить ее камнем.
В с.-хозяйственной секции работает 10 чел. актива. Своевременно проведена сортировка и протравливание семян. В с. Зиновьеве пользование лугами участковое, что дает возможность маломощным семьям управляться с уборкой сена без найма.
Отменено поочередное кормление и квартирование пастухов.
Изолированы от стада неплеменные производители-жеребчики.
В дер. Податнево и с. Зиновьево молотьба производится молотильной машиной с участием трактора вол-ККОВ.
В с. Зиновьеве занимаются клеверным семеноводством. Часть семян, помимо удовлетворения своих потребностей, идет на продажу. Заложено три яблонных питомника. Появилась массовая посадка кормовой свеклы. Производится лущение ржаного поля. Введен массовый черный пар., в нужных случаях и боронование озимей.
Вообще каждая новинка агрономии активом с. Зиновьева через с.-х. секцию подхватывается и осуществляется на своих полях.
Культурная работа. В культурно-просветительной секции 15 человек актива; работают не все. Созданы кружки — драматический (25 чел.) и литературно-художественный.
При школе имеется красный уголок.
Литературно-художественный кружок (10 чел.) выявляет свою работу через стенгазету «Блоха», которая с 1924 года выходит два раза в месяц.
Статьи сопровождаются художественными рисунками.
В с. Зиновьеве насчитывается 12 чел. «безбожников», все они в активе при сельсовете. Есть три случая похорон без попа, и 3 случая октябрин. В четырех домах удалены иконы, порвана всякая связь с религией.
Проводились лекции по безбожию и агрономии.
Во всех 3 селениях имеется передвижка-библиотека.
Школьный совет состоит из трех членов. Основная работа его заключается в ликвидации неграмотности (24 чел.). Всем женщинам выданы подарки по головному платку.
Гр. из дер. Податнево, Данилова, получила от ВИК-а премию — соломорезку и серебряный значок «ОДН». Работой руководил сельсовет.
Работа среди женщин возложена на местную школьную работницу т. Алексееву. В день 8-го марта проведена массовая манифестация по с. Зиновьеву. Торжественное заседание сопровождалось спектаклем и вечером самодеятельности. Праздник прошел хорошо.
Взаимопомощь и кооперация. Комитет взаимопомощи имеет натуральный фонд (30 пуд. овса), 2 сортировки, 2 окучника и общественную запашку. В с. Зиновьеве пять бедняцких хозяйств снабжены семенами. При разделе земли беднячки-вдовы (жены убитых в гражданскую войну) наделены лучшими участками и в большем количестве, чем рядовым едокам. Крестьяне с. Ирково кооперированы на все 100 проц.
Работа совета налицо. Во всем районе в трехполку вбит «осиновый кол» — с 1924 года соло Зиновьево ввело шестипольный севооборот, а с 27 года Зиновьево и Ирково перешли на 9-полье. Дер. Податнево имеет клиновой засев клевера.
С переходом на многополье появился излишек корма.
Питание скота улучшилось.
— Лошадь хоть к забору приваливай,— говорили прежде.
— Скидаешь рабочую сбрую, а она играет,— говорят теперь.
Усиливается питание, увеличивается и количество молочного скота» («Призыв», 21 октября 1927).
В годы Советской власти до 1998 года село входило в состав Андреевского сельсовета.

Численность населения: в 1859 г. – 235 чел.; в 1905 г. – 287 чел. (52 двора); в 1929 г. - 53 дома; в 1960 г. – 21 дома; в 1990 г. - 13 домов; в 2010 г. – 6 чел.
Коренные жители живут в пяти домах, еще в четырех дачники, в остальных - наследники, приезжающие на лето.
Крестьянское Хозяйство Блохина А.В. действует с 6 июня 1994 г. Организация КРЕСТЬЯНСКОЕ ХОЗЯЙСТВО БЛОХИНА А.В. ликвидирована 26 сентября 2011 г.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

По писцовым книгам 1628 года, здесь была деревянная церковь Николая Чудотворца — пуста без пения; пашни церковной перелогу 20 четв., сена 30 копен.
В церкви имелось евангелие печати 1677 г. с надписью: «Сию книгу глаголемую св. Евангелие положила в церковь великого чудотворца Николы, что в Переславском уезде в Кодяеве стану в с. Зиновьеве князя Петра Ивановича Львова, жена его вдова княгиня Марья Самойловна по своим родителям при попе Никите Иванове, а кто сию книгу продаст или заложит или каким обычаем от церкви Николая Чудотворца отлучит, и тот человек рассудится со мною в будущем веке на Страшном суде».
На средства князя Самойла Шайсунова в 1680 г. построена новая церковь и освящена во имя св. Николаи Чудотворца, как это значится в патриарших окладных книгах. Дани с нее положено десять алтын, десятильничьих гривна; в 1680 году дани положено 18 алтын; в 1692 году церковь платит 30 алтын 4 деньги, заезда гривну, а в 1746 году — 81 копейку.

Вместо деревянной церкви в 1788 году на средства помещика Николая Васильева Соленникова начат постройкой каменный храм с такой же колокольней; этот храм построен в 1793 году, освящен в 1794 году по благословению Виктора, епископа Суздальского и Владимирского. Сам владелец села жил поблизости, в сельце Берестянка. Приход состоял из с. Зиновьево, Берестянки, Скопино и д. Податнево.
Согласно расписанию приходов и причтов Владимирской епархии, утвержденному 7 апреля 1873 года, церковь села Иркова с этого времени была приписана к Покровской церкви с. Зиновьево и своего штатного причта не имела.
С 1856 по 1897 г. священником прихода был Александр Васильевич Цветаев († 30.05.1898, г. Таруса Калужской губ. По отпевании в Петропавловском соборе в Тарусе предан земле в с. Зиновьево, у церкви, 4 июня 1898 г.), протоиерей с 1888 г.
Цветаева А.М. – мать А.В. Цветаева. Суздальского у. села Стебачево вдовая попадья Авдотья Михайловна Цветаева, умерла от престарелости, на 75 году жизни, 18 августа 1876 года. Обряд погребения исправлял священник села Новоселки о. Яков Елпатьевский 21.08.1876 г. (На отведенном кладбище села Зиновьево).
1885 г. «В предалтарной стене настоящей церкви есть трещина, которая, по уверению опытных в строительном деле лиц, не опасна. Вокруг церкви обнесена каменная, с деревянными решетками, ограда. Престолов в ней два: в настоящей — холодной в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в трапезе — теплой во имя Святителя и Чудотворца Николая. Утварью, св. иконами и ризницею церковь снабжена достаточно; особенно замечательного по древности или высокой ценности в церкви нет. При полном круге книг Богослужебных в библиотеке церковной есть книги и для духовно-нравственного чтения. Кладбище отведено вблизи села.
В состав прихода, кроме с. Зиновьева, в коем 31 двор, входят следующие селения: сельцо Берестенка и дер. Податнева; первое селение отстоит от церкви в 4 верст. и составляет самый дальний пункт прихода. Прихожан за 1885 г. числилось 315 м. и 269 ж. пола душ; большинство прихожан — крестьянского сословия, но есть военные, уволенные дворовые люди и мещане; занимаются, кроме земледелия, на фабрике, принадлежащей гг. наследникам д. с. с. Д.В. Соленикова, которая находится при сельце Берестенке. На ней производится бумага оберточная, спичечная, бутылочная и низшие сорта печатной бумаги, ценностью от 1 р. 80 коя. до 3 р. за пуд. В 1878 году выработано бумаги газетной 6564 стопы, бутылочной 3670 и оберточной 13341, а всего 23575 стоп, на сумму 14282 р. 24 коп. Сбыт товара производится в Москве.
Раскольников в сем приходе нет.
Причта при сей церкви по штату положено: 1 священник и 1 псаломщик; в настоящее время священником состоит Александр Цветаев, который, по окончании курса наук в духовной Семинарии с званием студента, рукоположен в 1856 году, награжден наперсным крестом и состоит в должности благочинного первого округа.
При сей церкви земли: усадебной 2 дес., на которую плана не имеется; пашенной 22 дес. 1802 кв. с., покосной 2 д., на которые план и межевая книга имеются и хранятся в ризнице. По недостатку оной земли в 1817 году примежевано из дач помещика Соленикова земли пашенной 8 д. и покосу 1 д. 1200 кв. с. Копия с плана на сию прирезку при церкви имеется; земли неудобной под речкой и дорогой 460 кв. с., а всей земли церковной 36 д. 1062 кв. с. Причт владеет землею сам. Дома у причта собственные — деревянные, на церковной земле. На содержание причта особого определенного оклада не имеется, но на упрочение при сей малоприходной церкви штатного причта прихожанами, сообща с помещиком д. с. с. Дмитрием Васильевичем Солениковым, взнесен капитал в 3000 р., заключающийся в процентных бумагах. Всего на причт в год получается до 670 рублей». [2]
Престолов в церкви два: в холодной в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в трапезе теплой во имя св. Николаи Чудотворца. [1]
Утварью, ризницей. Св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена была достаточно. В церкви хранились два Евангелия печати 1677 года: на одном из них по листам подпись: «Лета 7188 Ноября в 14 день сию книгу глаголемую св, Евангелие приложила в церковь великого чудотворца Николы, что в Переславском уезде в Кодяеве стану в селе Зиновьеве князя Петра Ивановича Львова жена его вдова княгиня Марья Самойловна по своим родителем при попе Никите Иванове, а кто сию книгу продаст или заложит или каким обычаем от церкви Николая Чудотворца отлучит, и тот человек разсудится со мною в будущем веце на страшном суде» . [1]
Церковные документы хранились в целости: копии с метрических книг с 1793 года, исповедные росписи с 1829 года. [1]
Причта по штату положено священник и псаломщик. На содержание его получалось: а) процентов с капитала (3000 р.), внесенного в обеспечение причта,— 140 р. и капитала (1079 р.), положенного на поминовение усопших,— 50 руб.; б) от служб и требоисправлений до 250 руб.; в) от хлебного сбора и от земли до 160 руб. в год, а всего до 670 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле. [1]
Земли при церкви: усадебной 1 1/3 дес., пахотной 22 дес. 1802 кв. саж., сенокосной 2 дес. По недостатку земли церковной в 1871 г. прирезано из дачи помещика Соленникова 8 десят. пахотной и 1 дес. 1200 кв. саж. покосной земли. [1]
Приход состоял из села Зиновьева, деревни Податнева (1 вер. от церкви) и сельца Скопина (2 вер.), в коих по мировым ведомостям числилось в 1897 г. 226 душ муж. пола и 253 женского; все православные. [1]

Зиновьевское училище, Андреевской волости, в селе Зиновьеве основано в 1881 г., по почину священника Александра Цветаева, на частные пожертвования. Ближайшие училища: Мячковское в 3 вер. и Бакинское — 5 вер.
В 1884 г. «Помещение собственное, деревянное, отдельное; по свету и теплоте удобное; квартира учителю есть; классных комнат одна — длиной 10, шириной 10, вышиной 3 ½ арш. Учебных пособий достаточно — на 109 р. Библиотеки нет. Земли 40 кв. саж. — для гимнастики. Законоучитель - священник Александр Цветаев, студент Владимирской духовной семинарии, преподает с 1861 года, а в настоящем училище с 1881 г.; учитель - Федор Левкоев, окончивший курс в той же семинарии, преподает с 1882 г. Попечительница - дочь действительного статского советника Мария Дмитриевна Соленикова; пожертвовала прежде на 315 р., а в 1883 г. на 20 руб. Учащихся в 1-му января 1883 года 26 м. и 10 д. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 2 м. Окончило курс со свидетельствами 3 м. Вновь поступило 13 м. и 5 д. К 1-му января 1884 года состояло 34 м. и 15 д. Учатся все вместе. Возраст: 7 — 8 л. 3, 9 — 10 л. 15, 10 — 11 л. 17, 11 — 12 л. 12, 12-13 л. 2. Из учащихся: 27 из с. Зиновьева, 14 — д. Податнева и 8 — д. Иркова. Ночлежного приюта и живущих на квартирах нет. Вероисповедания православного и все крестьянского сословия. Средства: от земства 300 р., от общества 65 р., от попечительницы 20 р.; платы за учение нет. Расходы: отопление, освещение, прислуга и ремонт 65 р.; жалованье - законоучителю 60 р., учителю 240 р.; на книги и учебные пособия 20 р. Посещали классы исправно. Прием в сентябре; поступили все не грамотными. За теснотой помещения отказа не было. Учебный год с 10-го сентября по 14-е мая. Пению обучаются простому. Учатся в день 7 час. и даются уроки на дома. Отделений 4. Уроков в неделю: по Закону Божию 4, по Русскому языку 14, по Славянскому языку 3, по арифметике 5, по пению 2. Получили награды 2. Получившие свидетельства учились 2—3 г. Не окончившие курса учились до 1 г. Обозревал училище 1 раз член училищного совета прот. Скворцов. Обучения ремеслам и рукоделию нет. Воскресным бесед и чтений нет» (Владимирский Земский сборник 1884. № 12. Декабрь.).
В 1884 г. в нем мальчиков обучалось 34 и девочек 15. [2] Учащихся в 1892—93 учебном году было 39. [1]

В 1929 г. был организован колхоз и церковь закрыли (то, что в селениях, полностью охваченных коллективизацией, церковь закрывали и священника выселяли, чуть позже признал сам ЦК ВКП(б), включив в постановление о борьбе с искривлениями партийной линии в колхозном движении от 14 марта 1930 г. требование «решительно прекратить практику закрытия церквей в административном порядке»).
Последним священником был о. Николай Авивович Жданов, затем служивший в Богоявленском храме в Бавленах, а потом в Никольской церкви села Мячково. Храм разорили, из риз сшили скоморошьи одежды для участников шумового оркестра, организованного в селе в начале 1930-х гг. (одна штанина золотая, другая серебряная). При снятии колокола присутствовал милиционер в белой форме. При погрузке на телегу колокол сорвался, дал трещину, и его увезли для сдачи в металлолом.
Вокруг церковного двора была ограда, в которой лежало несколько надгробных плит из черного и красного мрамора. Куда их дели, неизвестно, а столбики из-под плит выкопали и использовали под углы амбара. И еще была металлическая ограда размером примерно 4x6 метров, где похоронен был какой-то барин (Солеников), привезенный из Франции в свинцовом гробу. Эту могилу зиновьевцы стали вскрывать в 1932 г., надеясь найти золотые вещи, но драгоценностей не нашлось, кроме золотого креста и кольца, а свинец с гроба сдали в металлолом.
В 1939 г. церковь в Мячкове еще действовала, ее взорвали в июле-августе 1941 г. Тогда же взорвали и Бакинскую церковь. Кирпич от них возили на строительство аэродрома около д. Слободка Киржачского района, который так и не был построен.
В церкви с Зиновьево, в теплом приделе, устроили детский сад, холодное помещение использовали под клуб. Колокольня разрушена в 1960 г.
Читаем запись на пожелтевшей от времени бумаге: «В Александровский РИК (районный исполнительный комитет) от группы верующих мячковской никольской церковной 20-тки с. Мячково мячковского сельсовета Александровского района заявление. Ввиду отказавшегося у нас от служб священника Боголюбского Владимира просим зарегистрировать священника Жданова Николая Авивовича. 16.03.38 год. Подписи: Щербаков, Тихомиров, Синева...» - один из немногих уцелевших документов.
Николай Авивович Жданов был женат на Марии Григорьевне Парфеновой. В семье было 5 детей. Арестован 27 января 1933 года. 40-летний священник был приговорен к пяти годам ИТЛ. Когда забрали отца Николая, его младшему сыну Александру было 6 лет.
Александр Николаевич рассказывает, что в школе к нему относились хорошо, но не давали паек как сыну служителя культа, врага народа. Когда отец Николай вернулся (его освободили по болезни), семья переехала в Мячково. Здесь храм в честь святителя Николая действовал до 40-х гг., а весной 1942 года, по словам внучки, отца Николая не стало.
Из воспоминаний внучки Марии Александровны:
- В войну церковь в Мячкове взорвали, кирпичи хотели использовать для аэродрома. Но этого сделать не удалось, потому что от здания остались лишь большие глыбы. Церковь сгубили, а ничего от нее не получили... По рассказам помню, что у деда в доме всегда была служба. К нему бабушки ходили. Он по деревням ездил покойников отпевал... Сейчас жалею, что в свое время не интересовалась его судьбой, а все, что с ним могло быть связано, уничтожено.
11 лет назад церковь в Зиновьеве передали в безвозмездное пользование Владимирской Епархии Русской Православной Церкви.
Благодаря одному из местных жителей, в чьей собственности в советское время находилось здание, храм удалось сохранить. Сейчас в нем совершаются службы. На богослужения приходят из Андреевского, Ирково, Новоселок, Башкино, Мячково. По словам старосты, на большие праздники собирается до 200 человек. Под храмом находится пять ключей и один родник. На Крещение здесь собирается много людей...
Юрий Михайлович Воробьев с родственниками, переехав сюда из Москвы на постоянное жительство, взялся за восстановление памятника архитектуры. На протяжении 10 лет он является старостой храма.
- Постоянный наш приход - 30 человек. В Зиновьеве было 15 домов, сейчас 28. Когда мы начали восстанавливать храм, даже те, которые хотели уезжать, передумали. Сейчас по мере сил ведем восстановительные работы. Внутри была одна чернота, правда, сохранились росписи - лики целителя Пантелеимона, святителя Тихона Задонского, а в одном из приделов сохранилась немецкая плитка 1825 года...
Местная Религиозная Организация Православный Приход Храма Покрова Божией Матери села Зиновьево Александровского района Владимирской области Александровской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) зарегистрирована 27 мая 2003 г.
Колокольня - третья на этом месте. В 2007 году вышел закон из-за которого финансирование колокольни из федерального бюджета прекратилось. С тех пор она стоит недостроенной.
Настоятель храма отец Евгений Воскресенский рассказывает:
- С дорогой была очень серьезная проблема: и зимой, и летом, и весной, и осенью, и в гололед, и в дожди невозможно было пройти пешком. Приходилось, конечно, и пешком ходить. После общей молитвы три года назад на зимнего святителя Николая пришел ответ на наше письмо о готовности правительства выделить средства из федерального бюджета на строительство дороги при наличии проектно-сметной документации. Теперь у нас есть дорога. Людей стало приходить больше. Около 30 взрослых и 30 детей.
Активная приходская жизнь, конечно, начинается летом, когда приезжают дачники. Тогда у нас и певчих, и алтарников хватает - даже очередь занимают. На первую Пасху было около 100 человек... Очень важно сейчас достроить колокольню (осталась звонница), потому что она из-за погоды разрушается, а навес, который мы делали, уносило ветром - ветра здесь сильные.
Отец Евгений говорит, что рост внешнего и внутреннего идет параллельно - внешний вид храма меняется ровно настолько, насколько меняется внутренний мир, духовный рост каждого прихожанина: «Если люди начинают жить по святому Писанию, по Евангелию, у них начинает в жизни все приходить в норму. Мы это видим на приходе. Нужно не забывать, что Господь не обещал нам рай в этой жизни. В этой жизни мы его только должны заслужить, заработать».
Привезенные колокола - радость прихожан - пока на подставке, но православные надеются, что они в скором времени займут свое достойное место на колокольне и, как в старину, своим звоном будут возвещать заблудившимся путникам дорогу (Н. Отчева, 2011).
Настоятель, председатель приходского совета Воскресенский Евгений Евгеньевич.

Источники:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 5]. Переславский и Александровский уезды. - 1895. - 520, VI с.
2. Орлов В. М. Описание церквей и приходов Владимирской епархии. Т. 1. Александровский уезд. - Владимир, 1886.
Село Годуново
Александровская епархия

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Александров | Добавил: Николай (12.08.2017)
Просмотров: 2447 | Теги: Александровский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru