Село Ирково Александровского района Владимирской области
Село Ирково
Ирково — село в Александровском районе Владимирской области России, входит в состав Андреевского сельского поселения. Село расположено в 4 км к юго-западу от центра поселения села Андреевского.
В Смутное время (1608) дворцовое село Ирково было разорено, как и все села в окрестностях Александровской Слободы.
В XVII в. – 1 пол. XVIII в. Ирковская дворцовая волость Переславль-Залесского уезда.
В конце XVIII в. входит в Киржачский уезд Александровского округа Владимирского наместничества, относится к Переславскому Духовному правлению.
В XIX и первой четверти XX века село входило в состав Андреевской волости Александровского уезда.
В годы Советской власти до 1998 года село входило в состав Андреевского сельсовета.
Численность населения: в 1859 г. – 194 чел.; в 1905 г. – 225 чел.; в 2010 г. – 1 чел.
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
В 1608 году священник и крестьяне дворцового села Иркова подали челобитную Лжедимитрию следующего содержания: «приезжают, государь, в нам в село Ирково многие твои ратные загонные люди и твое царское богомолье церковь разорили и нас, сирот твоих, бьют и пытают разными пытками из денег и животишки наши и платье поймали, и женишок наших и дочеришек емлют на постелю сильно и позорят, а иные девки и жонки со страсти по лесам в нынешнюю зимнюю пору от стужи померло... да на нас же сиротах твоих, правят на себя великих кормов, яловици и кабанов и овец, а нам взяти негде, стали и наги, и босы и голодни и головы приклонити негде… Царь Государь Дмитрий Иванович всея Руси, смилуйся пожалуй». Челобитная закапчивается просьбою дать своего государева пристава и освободить село от наезда ратных людей. Из этой грамоты видно, что уже в то время в Иркове была церковь во имя Введения Пресвятой Богородицы, которая и была разорена ратными людьми. Как велико было разорение и потребовалась ли постройка новой церкви, сведений о том не сохранилось. Писцовая и межевая книга на дворцовое село Ирково Т. Маракушева и подьячего Я. Перфильева 1675-1676 гг. (РГАДА): «… церковь деревяна рублена клецки… строение блаженной памяти Великого князя Ивана Васильевича всея Руси».
В 1692 году в патриарших окладных книгах значится: церковь Входа во храм Пресвятыя Богородицы в дворцовом селе Иркове … дани 29 алтын 3 деньги, заезда гривна».
В 1752 году вместо этой деревянной церкви прихожанами построена была новая деревянная церковь и 20 ноября освящена епископом Переславским и Дмитровским Амвросием (Зертис-Каменский) в честь того же праздника.
В 1867 г. начали строить трапезную часть каменной церкви, которая была освящена придел Святителя Николая.
Согласно расписанию приходов и причтов Владимирской епархии, утвержденному 7 апреля 1873 года, церковь села Иркова с этого времени была приписана к Покровской церкви с. Зиновьево и своего штатного причта не имела.
В конце 1870-х гг. богослужение совершал заштатный священник Василий Петрович Виноградов (66 лет).
В 1876 г. крестьяне на церковной усадьбе построили скудный домик для прожития священнику.
В 1878 г. церковным старостой (избран на первое трехлетие) был крестьянин Иван Герасимович Веденеев. «Строгие порядки были на богослужении в Ирковской церкви. Долгую службу не все дети спокойно могли простоять. Отвлекались, слегка шалили. В тишине изредка раздавались звонкие пощечины - это кто-нибудь из стариков "учил" молодежь... За своих провинившихся детей не заступались, а дома непременно добавляли ремешком».
Каменный храм построен в 1880 году на средства прихожан и сторонних благотворителей, в 1880 г. освятили холодный храм с престолом в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Руководил строительством настоятель храма с. Зиновьево священник Александр Васильевич Цветаев. Тогда же была построена и каменная колокольня. 1885 г. «Особенно ценного в церкви нет. Круг книг богослужебных имеется в полном составе, кроме сего в библиотеке церковной есть книги и для духовно-нравственного чтения. Кладбище отведено вблизи села. В 26 дворах с. Иркова прихожан — крестьян числится 105 м. и 117 ж. пола душ, которые занимаются хлебопашеством и торговлей хлебом. Есть в селе и один раскольник. Причта при сей церкви по штату не положено; в настоящее время находится здесь входящий священник из заштатных. При сей церкви земли: усадебной 1 д. 28 кв. с., пашенной 30 д. и покосной 3 д., а всего 34 д. 28 кв. саж. План и межевая книга на сию землю взяты во Владимирское Губернское Правление землемером Добролюбовым в 1860 г., командированным Губернским Начальством для проверки и нарезки земли церковной, значившейся по генеральному межеванию в количестве 25 д. 613 кв. с. Сею землею пользуется причт с. Зиновьева, согласно Указа Владимирской Консистории, от 28 февраля 1877 г. за № 1415. Лесных дач и арендных статей при церкви не имеется. Для прожития викарному священнику устроен прихожанами небольшой домик на церковной усадьбе. На содержание Зиновьевского причта определенного оклада не получается. Денежного от прихожан дохода и от хлебного сбора получается до 120 рублей в год. При Введенской церкви нет никаких благотворительных учреждений». [2] Престолов в церкви два: в холодной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, в трапезе во имя св. Николая Чудотворца. [1]
Утварью, ризницей, Св. иконами и богослужебными книгам церковь снабжена была достаточно. [1]
Церковные документы хранились в целости: копии с метрических книг с 1803 года, исповедные росписи с 1829 года. [1]
Причта особого в Иркове не было; для требоисправлений и служб приглашался викарный священник, который жил в устроенной прихожанами избе. [1]
Доходов получалось: от служб и требоисправлений до 80 руб. в год, от хлебного сбора до 20 руб., от земли до 44 руб.; землей пользовался причт села Зиновьева. [1]
1687 год – в приходе кроме села (15 дворов) также деревни Кудрино (10 дворов), Курманиха (3 двора), Старинки (3 двора). XVIII в. – 1880 г. в приход входила также деревня Курманиха. В кон. XIX в. приход состоял из одного села Иркова, в котором по клировым ведомостям числилось 100 душ муж. пола и 96 женского, из коих 1 раскольник беспоповец. [1]
Численность прихода: 1762 г. – 33 двора, прихожан 245 человек (131 муж., 114 жен.). Приписана к церкви с. Зиновьева, отдельного причта по штату не положено. 1770 г. — прихожан 116 муж., 11 жен.; 1877 г. – 27 дворов, прихожан 189 человек (97 муж., 92 жен.); 1886 г. – 26 дворов, прихожан 222 человека (105 муж., 117 жен.); 1907 г. – 40 дворов, 225 прихожан; 1929 год – 101 прихожанин, 1 священник.
«Строгие порядки, по рассказу моего отца, — пишет А.Н. Миронов, — были на богослужении в Ирковской церкви. Долгую службу не все дети спокойно могли простоять, отвлекались, слегка шалили. В тишине изредка раздавались звонкие пощечины: это кто-нибудь из стариков «учил молодежь». Отец провинившегося ребенка посмотрит на него и продолжает молиться. За своих провинившихся детей не заступались, а дома непременно прибавляли ремешком».
1 июня 1922 года Александровской Уездной Подкомиссией по изъятию церковных ценностей в фонд помощи голодающим в присутствии секретаря сельсовета Илариона Валчева, священника Александра Недешева, дьякона Василия Миронова, церк. старосты Никиты Антонова, верующих Петра Веденеева, Ивана Антонова, Петра Трофимова из церкви с. Иркова Андреевского сельсовета изъято серебра 5 фунтов 78 золотников, золота 2 фунта 6 золотников, венцы с икон Божией Матери Казанской и Введения, мц. Параскевы, Николая Чудотворца, лампада с цепочкой, дарохранительница. Взамен украшений с Евангелия и напрестольного среднего креста внесено общиной серебро и золото.
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
Церковь закрыта по решению жителей в 1929-30 году. Ценности изъяты в РайФО. Колокола сняты. Использовалась под склад совхоза: главный алтарь использовали под склад зерна, а трапезную часть — под свинарник.
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
В 1974 году при директоре совхоза «Андреевский» В.С. Горине были разобраны «в целях безопасности» колокольня и трапезная с Никольским приделом. В 1989 году храм был поставлен на государственную охрану. В 1990 году рядом с храмом установлен скромный памятник жителям села — участникам русско-турецкой войны 1877-78 гг. В 1987-2007 гг. церковь восстановлена на старом фундаменте усердием уроженца с. Иркова А.Н. Миронова.
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
За храмом сохранился Святой пруд, вырытый, по преданию, в 1812 году русскими солдатами, квартировавшими здесь.
25 августа 1996 года состоялся первый молебен, который служил благочинный протоиерей Борис Толкачев.
28 сентября 2008 года была совершена первая после возрождения храма Божественная Литургия благочинным Александровского округа протоиереем Александром Шестопаловым в со служении с настоятелем Свято-Введенского прихода протоиереем Николаем Ростовцевым.
Священники:
1608 – Архипп.1632 – Автоном. 1642 – Петр. 1675 – 1687 — Андреян Алексеевич, сыновья Савва (дьячек), Иван (пономарь).
1751 – 1788 — Михаил Федорович (Уваров) ок. 1722 г.р., уволен по старости в 1788 г., † 1791 г. Жена Ирина Никитична ок. 1724 г.р. († после 1795 г., дочь священника с. Фролищева Киржач. у.). Дети: Николай 1744 г.р. (см. ниже, дьячек), Иаков 1751 г.р. (см. ниже – священник), Иван ок. 1760 г.р. (с 23.05.1773 г. по 1783 г. учился в Лаврской Троицкой семинарии на казенном коште, в 1783 г. по указу Синода отослан в СПб главное народ. училище), Феодосия ок. 1754 г.р., Федор ок. 1770 г.р. (ок. Переслав. семинарию, в 1791 г. посвящен во священника в пог. Шихово Суздальской округи), Стефанида ок. 1763 г.р. (замужем за канцеляристом Александровского уездного казначейства Никитой Петровичем Лызловым), Екатерина ок. 1763 г.р. (замужем за пономарем, с 1795 г. священником, с. Долматова Алекс. у. Петром Гавриловым), Екатерина ок. 1763 г.р., Андрей ок. 1767 г.р..
1788 — 1809 – Иаков Михайлович Уваров ок.1751 г.р. — † 28.11.1807 г., сын священника с. Иркова. В 1769 г. определен в пономаря в с. Рясницыно, с 1770 г. пономарь, затем дьячек с. Горки Алекс. у., в 1788 г. посвящен во священника к церкви с. Иркова, в 1809 г. по старости и слабости здоровья от должности уволен за штат. Жена Васса Ивановна 1753 г.р. † после 1820 г. (дочь священника с. Фетиньина Киржач. окр.). Дети: Анна (к 1795 г. замужем за дьячком Знаменской церкви г. Переславля Никитой Ивановым), Дмитрий 1775 г.р. — † 1804 г. (ок. Сузд. семинарию), Феодосия 1780 г.р. (девица, † после 1834), Петр ок. 1784 г.р. (см. ниже – священник), Евдокия 1785 г.р., Илья 1786 г.р. — † 1797 г., Василий ок. 1792 г.р. (фамилия Цветков, 8.01.1806 г. переведен из Переславского дух. училища в Лаврскую семинарию, в 1816 г. закончил ВДС по 1 разряду, в 1820 г. обучался в Моск. Дух. Академии, затем преподаватель ВДС и священник собора Рождества Христова г. Александрова), Иван 1796 г.р. (фамилия Цветков, в 1811 г. обучался в Вифанской семинарии, в 1822 г. окончил ВДС по 2 разр., с 1824 г. — свящ. с. Ивановского-Прозоровских Покр. у., с 1829 г. — Киржачской Николаев. церкви, с 1847 г. — Покровской церкви г. Покрова).
Июнь 1809 – 1852 — Петр Яковлевич Уваров-Михайловский ок. 1784 г.р., сын священника с. Иркова. Окончил Суздальскую духовную семинарию. Пономарь в с. Андреевском Ал. у., с 1798 г. – дьячек в с. Далматове Ал. у. Посвящен во священника в июне 1809 г. на место отца. Семья: Жена Дарья Васильевна ок. 1785 г.р. († до 1850). Дети: Мария ок. 1807 г.р., Павел ок. 1808 г.р. — † 8.06.1816 г., Иван ок. 1818 г.р. (учился в Пересл. ДУ, за ним с 1824 г. утверждено пономарское место), Василий ок. 1823 г.р. (учился в Пересл. ДУ).
1852 – 1862 — Григорий Федорович Розанов 1828 г.р. — † 1867 г. в с. Бережок Юрьевского уезда. Ок. ВДС в 1848 г. по II разряду 60-м учеником, с 1852 г. – священник с. Иркова, с 1863 г. — с. Бережок Юрьевского уезда.
1863 – 1866 – Голубев Андрей Сергеевич ок. 1822 г.р. -†7.07.1867, сын пономаря, ок. ВДС в 1844 г. по I разряду 21-м учеником, с 25.03.1846 г. – священник с. Шижегда Юрьевского уезда, с 10.01.1861 г. – с. Рязанцева Переславс. уезда, 11.07.1863 г. перемещен к церкви с. Иркова предположением при открытии вакансии переместить на лучшее место. Семья: Жена Анна Ивановна 1822 г.р. (получала пенсию по вдовству из духовного попечительства 15 р. в год). Дети: Любовь 1848 г.р. (жена священника с. Аксай Астраханской губ. Иоанна Сахарова, к 1877 г. вдова), Александра 1853 г.р. (замужем за крестьянином), Надежда 1858 г.р. (в 1877 г. учительница в Юрьевском женском училище), Василий 1850 г.р. (ок. ВДС (учился на казенном содержании) в 1881 г., с 1884 г. – свящ. с. Шапкина Ковров. у., с 1990 г. – с. Песятков Гороховец. у.), Анна 1865 г.р.
1866 – 1869 – Петр Иванович Никольский ок. 1812 г.р., ок. ВДС в 1832 г. по II разряду 75-м учеником. С 1835 г. – священник с. Будовского Переслав. у., с 1856 г. – за штатом, с 1866 г. – свящ. с. Иркова, 1869 г. – свящ. с. Головенцына Владимир. у., с 1876 г. – за штатом.
1869 – Иван Николаевич Сахаров ок. 1849 г.р., ок. ВДС в 1866 г. по II разряду 32-м учеником, с 1869 г. – свящ. с. Иркова.
1875 – 1888 — Василий Петрович Виноградов (заштатный) 1812 г.р., сын дьякона, ок. ВДС с аттестатом I разряда. 22.10.1832 г. посвящен во священника к церкви Григоро-Неелова Александр. у., за штатом. Указом Дух. Консистории от 8.11.1875 г. «дозволено служить в с. Иркове и пользоваться денежным доходом и сбором от прихожан хлебом». Жил в построенном ему при церкви доме. Жена Агриппина Семеновна 1822 г.р. Дети: Феогния 1853 г.р. (девица), Сергей 1849 г.р. (ок. Пересл. ДУ, к 1877 г. рясофорный монах Новоспасского монастыря г. Москвы), Мария 1850 г.р. (жена священника с. Григоронеелова Иоанна Тихомирова), Иаков 1860 г.р. († к 1877), Петр (уволен из дух. звания, находился в безвестности), Анастасия 1865 г.р.
С 1888 по 1895 гг. – священники села Зиновьева.
1895 – 1899 – Андрей Никанорович Соколов (заштатный). Ок. 1840 г.р. Ок. ВДС в 1860 г. по II разряду 27-м учеником. С 1863 г. – священник с. Черницкого Александр. у., несколько лет дил в с. Ирково, с 1882 г. – свящ. с. Титовского, с 1886 г. – с. Бужанинова Александр. у., в 1891 г. уволен а штат.
1918 — 1923 г.– Александр Ильич Недешев, 1886 г.р. — † 19.02.1923 г., уроженец с. Крутец Вязниковского у. Владимирской губ., окончил Шуйское ДУ и ВДС (1910 г., по 2 разряду), старший брат Феодор – свящ. с. Бакино (с 1916 до 1924 г., отказался от сана), Сын Алексей (р. 16.03.1922 в с. Ирково — † 28.12.1999, г. Чита, фронтовик, ученый-географ). 1922 – 1923 г. – священник Введенской церкви с. Ирково Александровского у., лишен гражданских и избирательных прав как служитель религиозного культа.
Диакон: 1922 — 1923 — Василий Михайлович Миронов 1861 г.р. — † 02.04.1932 г., похоронен в с. Ирково, из крестьян с. Иркова, 1918 – 1919 г. – и.д. псаломщика в с. Ирково, к 1922 г. – в сане диакона, в 1924 г. – священник в с. Степаново. Лишен избирательных прав. Жена Евдокия Никитична (Рунова) 1867 г.р. — † 1947 г., сын Иван (в 1929 г. жил в г. Александрове). С 1925 г. не служил. В 1929 г. подавал прошение на восстановление в правах вместе с сыном Иваном.
Дьячки:
До 1762 г. – нет. 1769 – май 1802 – Николай Михайлович Уваров 1744 г.р. — † после 1811 г., сын священника с. Иркова. В 1802 г. уволен за штат. Двоеженец. Первая жена умерла до 1768 г. Вторая жена: Евдокия Ивановна ок. 1747 г.р. (дочь пономаря с. КишкиноАлекс. у.). Дети: Иван 1769 г.р. (см. ниже – дьячек), Гавриил 1776 г.р. — † 1811 г. (ок. Сузд. семинарию), Татиана 1771 г.р., Мария 1782 г.р. — † 1782 г., Надежда 1784 г.р., Иаков р. 1787 – † 5.06.1788 (от «родимца» — судорожного припадка).
Май 1802 – 1811 — Иван Николаевич Уваров, род. 30.03.1769 г., в 1787 г. определен пономарем в с. Бакино Алекс. у., в 1793 г. переведен в с. Ирково, с 1802 г. переименован во дьячка на место отца. Жена Феодора Афанасьевна 1772 г.р. (дочь священника с. Бакина Афанасия Стефанова). Дети: Василий 1793 г.р. (см. ниже – дьячек), Феодор Розов 1796 г.р. (с 22.02.1803 г. по 1811 г. обучался в Лаврской семинарии, «довольно похвальных успехов»)
После 1811 — 1855 — Василий Иванович Уваров ок. 1794 г.р. — † после 1865 г., сын дьячка, определен в пономари на место отца в мае 1802 г. Позже на его же месте — дьячек. Семья: Первая жена Анастасия Алексеевна ок. 1791 г.р. † до 1840 г. Вторая жена Татьяна Гавриловна ок. 1811 г.р. Дети: от 1б рака Дмитрий ок. 1809 г.р. — † в февр. 1833 г., от 2б рака: Евдокия ок. 1831 г.р., Татиана 1833 г.р. († до 1850), Иван ок. 1835 г.р. (обучался в Пересл. ДУ), Дмитрий Введенский ок. 1836 г.р. (см. ниже — дьячек).
1855 — 1877 – Дмитрий Васильевич Введенский, ок. 1836 г.р., сын дьячка, ок. высшее отделение Пересл. ДУ, 14.03.1855 г. определен во дьячка, 9.03.1856 г. посвящен в стихарь. С 1873 г. сверхштатный. Исполнял должность ризничего. Жена Екатерина Дмитриевна 1841 г.р. Дети: Евдокия 1859 г.р., Мария 1865 г.р., Андрей 1866 г.р. (обуч. в Пересл. ДУ), Иван 1872 г.р., Василий 1875 г.р.
Пономари: 1758 — 1762 – Иван Иванович 1718 г.р., к 1762 г. вдов. Сын Иоаким 1741 г.р. 1769 — 1771 — Петр Иванович Поспелов ок. 1749 г.р., до 1769 г. церковник церкви с. Георгиевское, в 1769 г. определен пономарем в Ирково, в 1771 г. переведен в с. Георгиевское, к 1782 г. был за штатом. Семья: в 1770 г. холост, к 1782 г. вдов. Дети: Екатерина ок. 1770 г.р., Иван ок. 1874 г.р. 1775 — 1777 – Ермолай Васильев. 08.11.1775 г. женился на дочери диакона с. Богородского Юрьевского у. Татьяне Васильевне. 1782 – 1791 – Иосиф Сергеевич Синицын 1766 г.р., сын священника с. Зиновьева Ал. у., 21.01.1788 г. в с. Иркове вступил в брак с дочерью священника Егора Никитина с. Лаврова Алекс. окр. Иустинией Егоровной, в 1791 г. переведен пономарем в с. Зиновьево Алекс. у., с 1806 г. – священник там же. 1793 – май 1802 г. — Иван Николаевич Уваров (см. выше – дьячек). 1802 – 1811 – Василий Иванович Уваров (см. выше — дьячек). 1811 — 1822 — Андрей Дмитриевич, ок. 1805 г.р., сын умершего дьячка с. Баринова Гороховской округи Дмитрия Макарова, окончил Владимир. ДУ, в 1882 г. переведен пономарем в Переславскую Ямскую слободу; холост.
1822 — 1834 — Александр Козьмич, сын пономаря с. Даниловского Юрьевского уезда Козмы Никитича; определен пономарем в Ирково в 1882 г., в 1824 г. переведен к Покровской церкви г. Юрьева Польского.
1824 — 1834 — Иван Петрович Уваров ок. 1818 г. р., сын священника с. Иркова, во время учебы в Пересл. ДУ. за ним утверждено пономарское место.
Старосты: 1877 г. – крестьянин Петр Васильевич Гущин 1830 г.р. 1878 – 1881 — крестьянин Иван Герасимович Веденеев 1887 — 1916 – крестьянин Иван Алексеевич Павлов 1859 г.р. 1922 г. – крестьянин Никита Антонов
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
Уроженцы с. Иркова: Недешев Алексей Александрович, сын священника, р. 16.03.1922 в с. Ирково — † 28.12.1999, г. Чита, Участник Великой Отечественной Войны. В 1952 г. — с отличием окончил географический факультет Ленинградского университета. В 1956 г. — направлен на работу в Восточно-Сибирский филиал АН СССР (г. Иркутск), а с 1958 г. – в Читинской комплексной лаборатории СО АН СССР. В 1964 г. — возглавил Читинскую географическую лабораторию ИГС и ДВ СО АН СССР. Заведующий лабораторией экономики и социальной географии ЧИПРа СО АН СССР (1981–87). Научный руководитель целевой комплексной программы «Медные руды Удокана», части программы «Сибирь» (1977), член Научного совета АН СССР по проблемам БАМа. Автор более 200 работ. Награды: Доктор географических наук (1973), профессор, почетный гражданин Читинской области (1997). Награжден орденом Отечественной войны 2-й ст., медалями. Миронов Александр Николаевич (р. 8.06.1936) — инженер, писатель, краевед.
«Всех жалею да ничего не помогу»
Согласно «Списку населенных мест Владимирской губернии» (г. Владимир, 1905) на начало двадцатого столетия в Иркове насчитывалось 40 дворов и 225 жителей обоего пола. Русско-японская война 1904-1905 гг. и первая мировая война снизили численность мужского населения села. Мало письменных свидетельств об ирковских солдатах этого периода. Известно, что Гущин Иван Симеонович и Рунов Иван Григорьевич были в германском плену. Можно привести письмо моего деда Миронова Григория Архиповича, написавшего его в 1914-1915 году. Сквозь каждую строчку сквозит почтение и уважение к родителям и близким, тоска по родному дому. Приведу письмо полностью: «... Августа 6 дня Первым долгом уведомляю, что я 6-го числа в праздник Преображения Господня ходил в Храм господний за службу и приложился к святым мощам, к святому князю Андрею, Борису, Глебу, Георгию. Кланяюсь моей родительнице Агафье Григорьевне, кланяюсь дорогой супруге Степаниде Моисеевной и дорогой моей дочке Тане, ниско кланяюсь и дорогой дочке Маше, ниско кланяюсь и дорогим дочкам Саше и Дуне, дорогому моему милому сыночку Коле кланяюсь, целую тебя безчотно раз. Вся дума об вас и о домашнем положении. И я думаю, что вы сегодня сейте, а мне ничего не видно. Мы приехали благополучно. На другой день выдали ружьи старого калибру - берданки и производили занятия в своей одеже. Мы стоим рядом с вокзалом. Каждый день везут на тиятр войны по несколько тысяч. Около 15 числа будет разбивка. Не знаем останемся здесь или угонят дальше. Нас пригнали около пяти тысяч. Если будут нас отпускать на 3 дня на Успение, то все приедем. Больше не стану себя расстраивать, жив и здоров. Если не приеду, то пришлите мне письмо. Адрес мой: 490-ю дружину, 4-ю роту Владимирскую, Григорию Архиповичу Миронову. Всех жалею да ничего не помогу»... Двоюродный мой дед Федор Архипович Миронов (родился 4.11.1876 года в селе Ирково) также был участником I Мировой войны. В 1903 году, отслужив срочную службу, Ф.А. Миронов уволился в запас в звании ротного фельдшера. Был призван в 1914 году на фронт. В тридцатые годы (примерно до 1940 года) работал начальником Струнинской милиции. Его дочь Лидия Федоровна, окончив медицинский институт, работала в Кремлевской больнице, одно время – личным лечащим врачом маршала Советского Союза С.М. Буденного. Много рассказывал мне о своем детстве и юношестве Иван Петрович Мокеев, уроженец села Федяево, 1908 года рождения, одногодок моего отца, Николая Григорьевича Миронов. Читая записки И.П. Мокеева, постоянно мысленно говорю себе: «Это мне рассказывал отец». «В 1914 году началась война с Германией. Вот как запечатлелось это в детской памяти И. П. Мокеева. «Мне начало войны помнится так. - Приехали какие-то люди в форменных шинелях и фуражках с кокардами, со станком для измерения роста лошадей. Они осматривали зубы лошадей, прощупывали мускулы ног. У нас был сильный и красивый конь. Вот эти люди и забрали гнедого, да и не у одних нас. Правда, оплатили за него какие-то деньги. В шесть лет, в 1914 году я пошел в школу. 1906 - 1907 - 1908 годы были очень урожайными на детей. В нашей деревне Федяево общее количество мальчишек и девчонок этих годов рождения достигло 25 человек... Германская война, начавшаяся 1 августа 1914 года, явилась полной неожиданностью для крестьян. В деревнях стало тревожно жить. В семьях был плач по убитым, раненым и пленным. Чувствовалась неустойчивость жизни, недостаток привычных товаров. Хозяйства приходили в упадок.
Стал дорожать хлеб...
А. Миронов
Владимирская Русь. Золотая свадьба в селе Ирково
На Владимирщине, в восемнадцати километрах от города Александрова, стоит село Ирково. А как говорит русская пословица, не стоит село без праведника. В шутку это, или это всерьез, но недавно арифметические подсчеты в этом селе закончились золотой свадьбой в семье Мироновых. Подсчитали – ведь действительно полвека совместной доброй жизни Александра Николаевича и Лидии Павловны. Как быстро пронеслись эти годы! Дети… Внуки… Это головокружительное время вместило все: и счастье, и беды, и радости и горести.
Ведь, казалось бы, давно ли это было – познакомились на танцах приехавший в отпуск юный механик из Челябинской области и еще более юная вышивальщица фабрики «Квалифицированный труд». И через год соединили свои судьбы. А все эти прошедшие годы – это годы ежедневного труда, которым они дополняли судьбы друг друга. Они земляки – оба из Александровского района Владимирской области.
Александр Николаевич родился в крестьянской семье села Ирково. И до сих пор всей жизнью связан с этим дорогим для него местом. Окончил в юности Кольчугинский механический техникум, куда несколько десятков километров ходил пешком. А потом долгое время работал инженером-механиком на одном из александровских предприятий.
Лидия Павловна родом из крестьянской семьи Демичевых деревни Николаевки - по другую сторону от города Александрова. Хватила горя, как военного, так и послевоенного времени. Так что оба вышли из трудолюбивых крестьянских семей, и сами жили и живут постоянным трудом… Они собрались на скромную семейную трапезу в своей деревянной избе, построенной своими руками, – родственники и близкие друзья. А хозяин дома – Александр Николаевич в той самой белой рубашке, которую полвека тому назад прекрасными узорами вышила своими руками его заботливая невеста-мастерица!
А за окнами – все на виду: здесь и кладбище, где похоронены предки, и сияющий купол церкви Введения Пресвятой Богородицы во Храм. Позади избы – огород – кормилец в трудные времена. Все родное, все под руками. А прежде чем сесть к столу, все отправились в церковь, где всякий кирпич помнит прикосновение твоих рук. Вот уже двадцать лет, как Александр Николаевич с неизменной поддержкой своей верной подруги-жены восстанавливает здешний храм, разрушенный колхозными руководителями. Надо ли говорить, что разрушать было быстрее и легче? В старые русские времена, когда собирались что-то строить, прежде всего устраивали кирпичный завод. В наши знаменитые пятидесятые стали действовать по-другому – из своей лени и падения душ из церковных зданий умудрялись устраивать каменоломни. Так было и с ирковской церковью. На всякие мелкие колхозно-совхозные нужды разобрали не только колокольню, но даже и трапезную с Никольским храмом (Скажем задним числом - все, что было построено из сворованных церковных камней, скоро развалилось). Теперь же, по собственному зрелому движению души, Миронов сначала стал организовывать земляков, как здешних, так и уехавших когда-то из села, на благоустройство своей малой родины. А потом общими силами приступили и к восстановлению церкви. И оказалось немало тех, кто своими малыми средствами начал помогать, вкладывая даже и малую лепту, как та евангельская вдова. Сам же Александр Николаевич, проявляя организационную смелость и инициативу, используя личное время, а зачастую собственную зарплату и пенсию, вел строительные работы, привлекая людей - мастеров, способных хорошо делать свое дело, привлекая и упрашивая благотворителей. И все получалось. Понемногу, но получалось. И попутно возникло другое стремление – возвратить селу его историю. С перерывами вышли – сначала буклет, а потом три тома «Истории села Ирково», где Александр Миронов проявил себя как писатель с хорошим литературным дарованием. Минувшие годы как бы отмечали этапы восстановления Введенской церкви, а закреплялись появлением из печати книг: «История села Ирково», том первый (1995), том второй (1997), том третий («Введение во Храм» (2000). Третий том стал особенным – он представлял собою не только летопись восстановления храма, но и хронику становления самого автора как воцерковленного человека. Нужно ли удивляться тому, что в библиотеках российских тюрем выстраивались очереди заключенных на прочтение книги, чтобы поучиться у Миронова, как найти дорогу к храму! А потом следовали книги «Восемь дней на Святой Земле» (2000), «Сотворение мира» (2005), «Конец времени» (2002), «Моя Русь», части первая и вторая (2007). Невелики были тиражи, но кое-какие средства от продажи экземпляров – копейка к копейке - тоже шли на строительство и тоже способствовали восстановлению. Так удалось не только привести в порядок главный - Введенский престол, но и построить заново на старом фундаменте обширную трапезную с престолом святителя Николая Чудотворца. В этом году, летом, с благочинным отцом Александром и священником отцом Николаем вместе с прихожанами отслужили Божественную литургию! Так что заново построенный храм стал памятником не только архитектуры и истории села, не только памятником предкам, но памятником и нынешним поколениям, которые вложили силы и средства в восстановление Свято-Введенско-Никольской церкви! Вот потому-то во время праздничной «золотой» трапезы Александр Николаевич и Лидия Павловна Мироновы с волнением и радостью бросали свои взгляды за окна своей избы, где сияло белизной церковное здание и возвышался отливающий ярким солнечным сиянием купол с православным крестом. Валентин Иванович Стариков Очерк и фото опубликованы в журнале "Русский дом" 2009 г., №6. Фото Аллы Добросоцких
Источники: 1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 5]. Переславский и Александровский уезды. - 1895. - 520, VI с. 2. Орлов В. М. Описание церквей и приходов Владимирской епархии. Т. 1. Александровский уезд. - Владимир, 1886.
Деревня Бакино Александровская епархия