Бакино — деревня в Александровском районе Владимирской области России. Входит в состав Андреевского сельского поселения.
Деревня расположена в 10 км на юг от центра поселения села Андреевского и в 19 км на юго-восток от города Александрова. «Людное и торговое село Бакино находится в Александровском уезде, в первом благочинническом округе, близь торговой Владимирской (прямо из гор. Александрова чрез торговые села: Флорищи, Черкутино в г. Владимир) дороги, в 20 верст. по ней от своего уездного г. Александрова и во 120 верст. от губернского города». [2]
Известно оно с 1518 года, затем в 1547-49 гг. упомянуто в документах сложной внутрисемейной купли-обмена, а также купли-обмена с Троицким монастырем землевладельцев Чулковых, где Бакино названо селом, т.е. его история уходит в более давние времена, по крайней мере, 15-го века. С конца 1540-х годов село числится монастырским. По версии М.И. Смирнова село было взято Иваном Грозным из монастыря в опричнину.
В архиве Троицкой лавры хранилась копия с купчей крепости, по которой село Бакино с деревнями Дудкино, Самотекино, Бунково, Болховка и Татаринова, куплено в 1550 году Троице-Сергиевым монастырем у братьев Чулковых за 1300 рублей. Бакино упоминалось в Коведяевом стане.
В монастырской купчей перечислены несколько братьев Чулковых, детей Ивана Чулкова. Принято считать, что Чулковы вышли из рода Остеева. Кто такие Остеевы? Историк Ю.Г. Алексеев писал (1966): «по родословцам Александр Остей – брат Федора Свибла, Михаила Челядни, Ивана Бутурли (потомков знаменитого боярина Ратши). Время деятельности Александра Остея определяется примерно княжением великого князя Василия Дмитриевича (1389-1425).
Историк перечислил всех Чулковых, потомков Василия Чулка – внука Александра Остея, владевших землями в Переславском уезде:
Чулков Алексей Андреевич, вотчинник Кодяева стана (с. Бакино), начало XVI в.;
Чулков Дмитрий Иванов сын Андреевича, вотчинник Кодяева стана, середина XVI в.;
Чулков Иван Андреевич, вотчинник Кодяева стана (село Бунаково), начало XVI в.;
Чулков Иван Иванов сын Андреевича, дворовый сын боярский по Бежецкому Верху, вотчинник Кодяева стана, середина XVI в.;
Чулков Никита Большой Иванов сын Андреевича, дворовый сын боярский по Бежецкому Верху, вотчинник Кодяева стана, середина XVI в.;
Чулков Никита Меньшой Иванов сын Андреевича, дворовый сын боярский по Бежецкому верху, вотчинник Кодяева стана, середина XVI в.; Чулков Федор Алексеев сын Андреевича, вотчинник села Бакино, середина XVI в. (д. Бунково на реке на Чернаве, а купил ту деревню кн. Петр Иванович у Федора у Олексеевича Чюлкова);
Чулков Федор Иванов сын Андреевича, дворовый сын боярский по Бежецкому Верху, вотчинник Кодяева стана, середина XVI в.
Как следует из росписи, в Коведяве стане поселились два брата Чулковы Иван и Алексей. Алексею и его детям принадлежало село Бакино с прилежащими к нему деревнями и пустошами, а Ивану и его детям село Бунаково, с прилежащими к нему деревнями и пустошами.
Каким образом село Бакино с деревнями от детей Алексея Чулкова перешло в руки детей Ивана Чулкова, ведь именно они в 1549 году продали чулковскую вотчину Троицкому монастырю. Предстоит выяснить причину перехода села Бакино в руки братьев Ивановичей. Почему-то дети Ивана Чулкова были расписаны по Бежецкому Верху, т. е. по новгородским землям, а затем по Кодяеву стану. Вероятно, Алексей и его дети поселились в Кодяеве стане раньше Ивана Чулкова и его детей. Переславский историк М.И. Смирнов сведения о землевладении Чулковых передает несколько иначе. Сын Василия Тимофеевича – Андрей Васильевич Чулков считается основателем фамилии Чулковых. Не был ли Андрей Васильевич Чулков не только родоначальником здешней ветви Чулковых, но и хозяином села Андреевского. Род Чулковых и Кобылиных получил в бывшей Великой слободе большие земельные наделы в 14-15 вв. В списке Митрополичьих дворян значатся и Кобылины и Чулковы. При каком митрополите они получили громадные наделы, уж не при Алексее ли Митрополите. И Кобылины и Чулковы выходцы из новгородских земель. Некоторые историки считали митрополичьих дворян по достоинству ниже великокняжеских. Только потому, наверное, что круг их деятельности был ограничен и не всегда открыт.
Дети Андрея Васильевича - Алексей Андреевич с братом Иваном
Андреевичем, были вотчинниками Переславского уезда Кодяева стана села Новоселки с деревнями и пустошами. За Алексеем Чулковым числилось село Бакино, в 1518 году он купил у своего брата Ивана и село Новоселку с дд. Дураково, Скопино и прикуп брата д. Онтушково у с. Слотино.
Что же произошло с Алексеем Андреевичем и его сыном Федором к 1550 году? Почему уже дети Ивана Андреевича Федор, Никита Большой и Никита Меньшой, Иван и Дмитрий (XIII колено) владели селом Новоселка с деревнями и селом Бакино с деревнями Дудкино, Самотекино, двумя Ольховками, Буньково, Татаринское и селищем Кувшиново и продали земли дяди и двоюродного брата Троицкому Монастырю.
В грамоте Троицкого монастыря 1550 (49) г. записана купля у «Ивановых детей Чюлкова брата их вотчину Федора Алексеева сына Чюлкова в Переславском уезде в Слободском (не в Коведяеве) стане село Бакино да того ж села деревни… А та, господине, сказывают брата их вотчина» чиста от всякого рода обязательств». Так братья Ивановичи выступили наследниками своего дяди и его детей, о судьбе которых нет никаких сведений.
По Древнейшей разрядной книге - Чулков Иван Иванович, разряд 7065 (1557) года. По вестям от кн. Вешневецкого о выходе крымского хана со многими людьми, царь Иван IV распределил подчиненных по городам. В Коломну он послал окольничего Никиту Васильевича Шереметьева да Ивана Ивановича Чулкова. По разряду 7073 (1565) царь велел поменять воевод; в Новый город были посланы окольничий Иван Иванович Чулков да голова кн. Данило Бабичев.
Чулков Никита Большой Иванович, боярин и Никита Меньшой Иванович. Разряд 7067 (1559) года. Зимою в Ливонском походе братья Никита Большой и Меньшой Чулковы были записаны головами в Большом полку.
Чулков Федор Иванович, старший из братьев Ивановичей. По разряду 7070 (1562) года в ливонских землях Ф.И. Чулков направлен в крепость Белую воеводой. На следующий год, по росписи, царь поставил его наместником в Белой.
В 7072 (1564) году по росписи Федор Иванович Чулков был направлен воеводой в прибалтийский город Ругодив. По годовой росписи 7073 (1565) года Ф.И. Чулков оставался воеводой в этом городе.
По М.И. Смирнову (Феодальные владения Троице-Сергиева монастыря в Переславль-Залесском уезде XV-XVIII вв. Труды Пер.- Зал. ист.-худож. и краев. музея. VI-VII выпуск. П.-З., 1928. Стр.20-21), Бакино – село Слободского стана. Куплено было властями Тр.-Серг. мон. 9 сентября 1549 г. у Федора, Никиты Большого, Никиты Меньшого, Ивана и Дмитрия у Ивановых детей Чулкова «за 1300 рублев казенных денег да пополика конь бур» (вероятно в связи с государевой службой братья продали монастырю вотчины Чулковых). Вместе с селом Бакино куплены были принадлежащие к этой вотчине деревни: Дудкино, Самотекино, две Ольховки, Бун(ь)ково, Татаринское да селище Кувшиново, «с лесы с луги и с пожнями и с пруды и со всеми угодьи, куды топор и коса и соха и плуг ходили, и со всем с тем, что изстари потягло». Но вскоре эта вотчина была обменена на какую-то другую и сделалась дворцовым владением; на сделку акт, надо думать, утрачен».
По С. Шумакову первоначально владельцами села Новоселки до 1518 года был Иван Чулков, у которого в 1518 г. Новоселку с деревнями и прочими землями перекупил его брат Алексей. Сын Алексея Федор променял в 1547 г. отцовскую куплю село Новоселку Троицкому монастырю на деревню монастырскую Бунково, купленную монастырем у князя Петра Ивановича Шуйского:
(1518) «Се яз Олексей Ондреевич Чюлков купил есми у своего брата у Ивана у Ондр. у Ч. его вотчину, село Новоселку, да д. Дураково, да д. Скопинскую, да его прикуп п. Онтушково, что он купил деревню у Ондрея у Слотина да у его братьи, в Переславском уезде в Кодяеве стане, со всем тем, что … исстари потягло, куды … ходил топор и соха и плух и коса, с лесы и с пожнями и с луги и со всеми угодьи. А дал есми ему на том селе и на деревнях и на пустоши 600 рублев да пополнка конь гнед. А купил есми собе и своим детем впрок без выкупа. А на то послуси: Иван Михайлов сын Онтонова, да Володимер Никитин сын Тороканова, да Федор, да Микита Ивановы дети Дубенского, да Ондрей Федоров сын Воронов. А купчюю писал Бундов сын Головцына…». Внизу подпись продавца (с кратким изложением существа сделки), на обороте – четырех Послухов (Подписи). Ондрей не подписался. Есть копия (9370-35).
(1547). «Се яз Федор Олексеев сын Ондреевичя Чюлкова менял есми землями своею отчиною. А променил есми яз Федор»Троице-Сергиева монастыря «игумену Ионе, да старцу келарю Симану Шубину, да» старцам Селиверсту Ступишину, казначею Меркурью, Орефе Тормосову, Гавриилу Башмакову, Герману Кокошкину, Арефе Корякину, Марку Щеленину «и всей братье свою отчину село Новоселку в Переславском уезде в Кодяеве стане, а в нем церковь Рождество Христово, а деревень к тому селу…: д. Шухмулино, д. Дураково, д. Скопино, с селищи и з с пустошми, на реке на Богане да на реке на Бачевке, с Луги и с лесы, и з с пожнями и з с перевесьи, и с рыбною ловлею, и со всеми угодьи, и со всем с тем, что их к тому селу и к деревням исстари потягло, куды … плуг и топор и коса ходила впрок без выкупа. А выменил яз Федор у монастыря «деревню монастырскую Бунково, что оне купили у кн. у Петра у Ивановича у Шуйского, и с луги и з лесы и з с пожнями и со всеми угодьи и со всем с тем, что х той деревне исстари потягло, куды… плуг и топор и коса и соха ходила, в Переславском уезде в Охтяеве (Кодяеве) стане» с придачей Федору от монастыря 705 рублей. «А что у меня у Федора на то село … и на деревни были отца моего… крепости и мои, и яз Федор те крепости отдал в дом… А на то послуси: Михайло Дмитреевич Ласъкирев, да Никита Меншей да Иван Иванович Чюлков, да Федор Григорьевич Адашев, да царя и государя великого князя дьяки Офонасей Дмитриевич Кузмин да Иван Васильевич Тетерин да Иван Григорьевич Выродков, да сын боярской Ондрей Иванов сын Баскаков. А меновую грамоту писал подъячий Третьяков Гаврилов сын Афонасьева»… На обороте подписи Федора (с кратким изложением существа сделки) и семи послухов. Ив. Ив. Чулков не подписался. Приходится больше доверять историку С. Шумакову, нежели М.И Смирнову, который сам всегда делал ссылки на Шумакова.
В патриарших окладных книгах, начиная с 1629 года Бакино значится государевым дворцовым селом. Историк Добронравов считал, что Михаил Федорович Романов выкупил село у Троицкого монастыря или обменял на другое, чтобы округлить дворцовую Слободскую волость. Как мы видели раньше, село было взято из Троицкого монастыря еще Иваном Грозным, а не Михаилом Федоровичем Романовым.
Село Бакино издревле было людным, торговым, поскольку находилось на дороге, ведущей из Александровой Слободы через Флорищи, Черкутино на Владимир.
В 19-м веке земское и полицейское начальство разрешили проводить в селе еженедельные базары, но они не охотно посещались местным населением.
Крестьянин села Александр Мельников содержал в селе питейное заведение 1 разряда. Крестьяне Ф.И. Горбачев, А.В. Пчелкин, М.С. Трунов и др. имели в Бакине раздаточные конторы с ежегодным оборотом 35 тыс. руб.
Здесь, как и во многих ближних селениях Андреевской волости, процветал бумажный промысел.
Как писал исследователь истории промыслов В.С. Пругавин, в Александровской местности развитие бумаго-ткацкого промысла шло по старинным торговым дорогам. Бакино стояло на такой дороге. Вслед за селами Мячково, Башкино, Андреевское, Кудрино-Новоселки в первой половине 19 в. и в селе Бакино появилась своя раздаточная контора, а именно у Дмитрия Данилова и других мастерков (по В.И. Далю мастерок - слово московского происхождения и означало крестьянина, забирающего рабочий припас у фабрикантов, раздающего его по селениям и сдающего готовую работу на фабрику).
Все мастерки вели дело от александровских фабрикантов Барановых и Зубова С.И, а во второй половине века мастерки действовали самостоятельно. Главной проблемой крестьян села Бакино, как и других селений Андреевской волости, занимающихся промыслом, было отсутствие собственного леса. Бакино находится на окраинных землях Ополья, где леса очень редки. Как поговаривали здесь – «ребятишек даже нечем пороть». В наделе у крестьян своего леса не было, его покупали. Цены на дрова росли непрерывно, ведь лес привозили издалека. Поэтому крестьяне чаще работали на дому, а не в светелках или фабричках, где приходилось платить за отопление. Чтобы не ограничивать производство тканей, за отопление светелок стали платить сами хозяева раздаточных контор. Так было в селе Бакино и соседних селениях. Староста села Бакино жаловался В.С. Пругавину:
«Когда были крестьянами государева ведомства, то на постройку избы выдавали даром 60 корней. Потом это правило отняли и начали продавать лес, но без торгов. Лет 10 назад установили новый порядок продажи здешнего леса – продажу с торгов. Близ села имеется роща в 300 десятин, принадлежащая уделу. Крестьяне много хлопотали о том, чтобы этот лес был отведен им, посылали ходоков в Питер с заявлением о полной готовности платить за лес какие угодно деньги. Три раза посылали ходоков, израсходовали на них 500 рублей и - ничего не добились. В декабре 1879 года удалось купить 4,75 десятин леса за 1000 рублей. Но тогда же этот лес был поделен по душам и вырублен, так что в самом близком будущем крестьяне почувствовали крайнюю нужду в лесе». Принимая во внимание существующие цены на дрова, и полагая, что русская крестьянская печь требует в год 4-5 саж. аршинных дров, да 10-15 возов сучков, то на одно отопление здешнему крестьянину приходится издерживать около 25 руб. серебром. Да при этом еще нужно потратить много времени на дальнюю дорогу за десятки верст на поездки за дровами и сучками.
Из приложенных В.С. Пругавиным таблиц статистики бумаго-ткацкого промысла в нашем уезде следует: к 1880 году в селе Бакино владельцами промышленных заведений были: Яков Федоров, Иван и Андрей Лалуевы, Андрей Бекнев, Иван Ефремов, Григорий Голублев, Матвей Горбачев, Михаил, Степан и Федор Труновы, Андрей Козлов.
У каждого отдельная светелка. Срок основания светелок - в основном более 10 лет. Количество рабочих от 2 до 18, семейных рабочих – меньшинство, больше наемных сторонних, детей в основном - по 1, как местных, так и сторонних. Производимые товары (всеми): тик и сарпинка (основные ткани), а также камлот, твин, кретон. Землю все обрабатывали сами, практически все содержали по 2 лошади, по 3 коровы, от 2 до 6 овец. Некоторые владельцы промышленных заведений в Бакино работали на хозяев: Михаил Яковлев Евдокимов – брал основы из Богородска от Морозова – на 100 станов 2000 штук; Михаил Степанов Трунов брал основы из Гуслиц и Егорьевска Рязанской губернии, на 100 станов – 2000 штук, Степан Степанов Трунов брал основы из Егорьевска, на 50 станов – 600 штук. По Пругавину на 1880 год в Бакино было 200 станов в 13 светелках и 123 стана надомных, всего 323 стана – самое большое число в уезде.
Не с древними ли промыслами связано и название села. Нашла ещеодно толкование слова «бака» - «бакан» - багровая краска из марены или червцы (С.Б. Веселовский). Растение марена красильная в изобилии произрастает у нас, но никогда не культивировалась. Только Барановы оценили ее ценность для красильного производства и стали заниматься мареноводством, но не у нас, а в Дагестане. Так что наверняка в давние-давние времена местное население знало способ крашения тканей, тогда льняных, с помощью бакана. Места здесь открытые, полустепные, марены много, марена-бакан и дала название первым крестьянам, ставшим ее применять для крашения, да и бакинская роща также названа по растению, а не по селу. Но это только версия.
Андрей Козлов построил в Бакино двухэтажный дом для своих сыновей Михаила и Василия. Андрей Козлов построил свою светелку в 1876 году, работало у него 7 рабочих, 3-е семейных мужчин, детский труд не использовался. Хозяин вырабатывал тик и сарпинку, семья сама обрабатывала землю. Держали 14 лошадей, 3 коровы и 6 овец. Андрей Козлов, вероятно, и его сыновья подрабатывали извозом – в примечаниях Пругавина написано – «вощик», извозчик.
См. Бумаго-ткацкий промысел в Александровском уезде.
В XIX и первой четверти XX века село входило в состав Андреевской волости Александровского уезда.
С 1929 года деревня являлась центром Бакинского сельсовета Александровского района, позднее — в составе Елькинского сельсовета.
Численность населения: в 1859 г. – 784 чел.; в 1897 г. – 874 чел.; в 1905 г. – 951 чел.; в 2010 г. – 112 чел.
КХ Головиной Л.Е. действует с 23 июля 1993 г. Организация КХ ГОЛОВИНОЙ Л.Е. ликвидирована 5 февраля 2013 г.
Крестьянское Хозяйство "Головина В.А." действует с 14 мая 1991 г. Руководитель юридического лица Головин Владимир Александрович. Организация КРЕСТЬЯНСКОЕ ХОЗЯЙСТВО "ГОЛОВИНА В.А." ликвидирована 5 февраля 2013 г.
Бакинский приход
Известия о церкви в селе Бакине восходят к началу XVII веку; в патриарших окладных книгах под 1628 г. значится: «церковь Николы Чудотворца в селе Бакине… дани два алтына четыре деньги, по наказу гривна». В 1654 г., дани с этой церкви положено «2 рубля 1 алтын с деньгою заезда гривна». По писцовым книгам 1653 года при этой церкви значилось «79 дворов, пашни 12 четв., сена 30 копен». В 1708 году при этой церкви значится поп Федор Григорьев и 169 приходских дворов. В 1724 году за ветхостью церковь была перестроена и освящена во имя того же святого с приделом во имя св. Алексея человека Божия.
В 1736 году, по указу «Ея Величества и по определению синодальнаго казеннаго приказа, из Бакинскаго прихода перечислены к селу Смольневу сельцо Жердеево и деревня Недерево «за имеющимися онаго села Бакина крестьянскими и тое церкви попа гражданскими и домашними не малыми ссорами».» В 1799 году в Бакине значится также деревянная одноэтажная церковь во имя Николая Чудотворца с приделом во имя св. Алексия человека Божия.
Кирпичный храм Николая Чудотворца с колокольней были построены в 1828 году прихожанами вместо деревянной церкви.
1885 г. «Зданием каменная с таковой же колокольней, — крепка. Вокруг церкви и колокольни устроена каменная ограда с железными решетками. Престолов в ней три: первый, в настоящей — холодной во имя Святителя и Чудотворца Николая, второй — в оной же во имя св. Алексия человека Божия и третий — в приделе теплом во имя свв. Апостолов Петра и Павла. Церковь ризницею, утварью и свв. иконами снабжена достаточно; из церковных вещей особенно замечательных нет. Служебные книги имеются в полном составе; кроме оных в церковной библиотеке находится достаточное количество книг, служащих и к назидательному чтению. Кладбище находится на особо-отведенном близь селения месте.
В состав прихода, кроме села Бакина в коем 100 дворов, входят следующие селения: д. Дубкино и д. Трусково; последняя деревня отстоит от церкви в 4 верст. и составляет самый дальний пункт в приходе. Прихожан за 1885 г. числилось 564 муж. и 590 жен. пола душ, большинство которых принадлежит к крестьянскому сословию. Господствующие виды производительной деятельности — хлебопашество и ткацкая работа. Есть в с. Бакине и раскольники (16 муж. и 10 жен.). Причта по штату назначено: 1 священник, 1 диакон и 1 псаломщик; в настоящее время священником состоит Алексей Борисоглебский, который священствует с 1852 года, награжден камилавкой и состоит членом благочиннического Совета.
При сей церкви земли: усадебной — удобной 1 д., которая значится в селенном плане; пашенной 27 дес. 553 кв. с., сенокосной 1 д. 72 кв. саж.; под дорогами 1239 кв. саж. На оную землю план и межевая книга имеются и хранятся в ризнице церковной. В вознаграждение недостаточного количества земли дано издавна пашенной мерою, приблизительно полагая, 5 д., в том числе десятины две есть неудобной, на каковую землю плана не имеется. Всей церковной земли считается 34 д. 1864 кв. саж. Как по плану значущеюся, так и сею в известность неприведенною землею причт владеет сам; дела о земле не производится, лесных дач и арендных статей при церкви не имеется. Дома у причта собственные — деревянные, на церковно-усадебной земле. На содержание причта постоянного оклада не получается, а от всего получается причтом в год до 516 рублей». [2]
Престолов в церкви три: в холодной во имя св. Николая Чудотворца и во имя св. Алексия, человека Божия, в приделе теплом во имя свв. апост. Петра и Павла. [1]
Причта имелось: священник, диакон и псаломщик. На содержание его получалось: а) процентов с причтового капитала 20 руб.; б) от служб и требоисправлений до 480 руб.; в) от хлебного сбора до 100 рублей и г) от земли с покосами до 200 руб., а всего до 800 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле. Земли при церкви: усадебной 1 десят., пахотной 27 десят. 553 саж.; сенокосной 1 дес. 72 квадратн. саж., под дорогами 1239 саж. В дополнение к этой земле издавна прирезано пахотной земли около 5 дес. [1] Приход состоял из села Бакина и деревень: Дудкина (3 вер. от церкви. Название Дубкино, возможно измененное прежнее Дудкино.) и Трускова (4 вер.), в коих по клировым ведомостям числилось в 1897 г. 590 душ муж. пола и 579 жен.; в том числе раскольников беспоповцев 11 душ обоего пола и поповцев 10 душ. [1]
Бакинское училище, Андреевской волости, в селе Бакине основано училищным советом в 1869 г. Ближайшие училища: Мячковское в 5 вер., Зиновьевское в 6 вер., Рождественское — 7 вер. и Новосельское — 8 вер. В 1884 г. «Помещение наемное, деревянное, отдельное; по свету и теплоте удобное; квартира учительнице есть; классных комнат одна — длиной 8 ½ , шириной 8 ¼ , вышиной 3 ¼ арш. Учебных пособий достаточно — на 105 р. 13 к. Библиотеки нет, кроме 16 книг. Земли нет. Законоучитель - священник Алексей Борисоглебский, окончивший курс во Владимиpской духовной семинаpии, преподает с 1860 г., а в настоящем училище а 1869 г.; учительница - Надежда Былинская, окончившая курс во Владимирском женском епархиальном училище, преподает с 1882 г. Попечитель - крестьянин Василий Михайлович Монахинов; жертвует 2—3 р. каждогодно на переплет книг. Учащихся к 1-му января 1883 г. 28 м. и 9 д. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 6 м. и 2 д. Окончило курс со свидетельствами 4 м. и 1 д. Вновь поступило 14 м. и 2 д. К 1-му января 1884 г. состояло 32 м. и 8 д. Учатся все вместе. Возраст учащихся от 7-ми до 14-ти лет. Из учащихся: 38 из с. Бакина, 1 — д. Боркова в 2 вер. и 1 — д. Алешкина — 2 вер. Ночлежного приюта и живущих на квартирах нет. Вероисповедания: православного 31 м. и 8 д., раскольн. 1 м. По сословиям: духов. 1 м. и 1 д., крест. 31 м. и 7 д. Средства: от земства 300 р., от общества 55 р.; платы за учение нет. Расходы: наем дома, отопление, освещение, прислуга и ремонт 55 руб.; жалованье — законоучителю 60 р., учительнице 240 руб. Посещали классы исправно. Прием в сентябре; поступили все неграмотным. За теснотой помещения отказа не было. Учебный год с 27-го сентября по 14-е мая. Пению обучаются простому. Учатся в день 6 час. и даются уроки на дома. Отделений 3. Число уроков в неделю: по Закону Божию 3, по Русскому языку 12, по Славянскому языку 3, по арифметике 5, по пению 1. Получивших награды не было. Получившие свидетельства учились 3 года. Не окончившие курса учились до 2-х л. Обозревал училище 1 раз член училищного совета прот. Скворцов. Обучения ремеслам и рукоделию нет. Воскресных бесед и чтений нет» (Владимирский Земский сборник 1884. № 12. Декабрь.).
Учащихся в 1892-93 году было 51.
Церковь закрыта в 1930-х годах. Церковь стояла до 1943 года (А.Н. Миронов считает, что ее взорвали в 1941 году – кирпич был нужен для строительства аэродрома под Киржачем).
Нет теперь прихода и его бывших деревень.
Рассказ о селе Бакино Зайцевой Валентины Федоровны
Рассказчица родилась в 1930 г. Уехала из Бакино в 1947 году.
Уничтожение храма происходило на ее глазах. Сначала сбросили колокола. По приказанию председателя сельсовета, жителя села, храм взрывали три раза, развалился только с третьей попытки. А до уничтожения из приговоренного к смерти храма жители беззастенчиво растаскивали все, что попадало в руки. Если вспомнить, то всего 100 лет назад, деды и прадеды тех же сельчан возвели новый каменный храм на свои кровные копейки. Храм строили долго, средства собирались медленно. Со всех прихожан требовалось сдать в пользу строящегося храма определенное количество яиц, которые использовали для приготовления раствора при строительстве. Хороший был раствор, крепкий, долго держал стены от разрушения. Храм находился в центре села. Рядом было небольшое старинное кладбище, а действующее кладбище было на краю села со стороны д. Борково. Обнаружилось, уже в советские годы, еще одно древнее кладбище, которое разворошили при строительстве деревянного моста через речку Ольховку в 1936-37 гг. Как вспомнила Валентина Федоровна, Бакино был очень большим селом – до 150 домов. Если прикинуть на каждый дом по 5 человек в семье, то проживало до середины 20-го века в Бакино не менее 750 душ. Многие жители села, особенно женщины, были заняты ткачеством. Брали пряжу на фабрике в Федяеве (в семье Зайцевых), там были и светелки. Сначала пряжа была одноцветная: белая, голубая, зеленая, позже стали прясть ткани в клеточку – шотландку и сарпинку, работать стало вдвое сложнее. Станки в домах хранились почти у всех жителей. Когда создали колхозы, в селе их было два: «Заречье» и «Новая жизнь», заниматься надомным ткачеством было уже некогда. Так промысел и исчез сам собой.
Учителями Бакинской школы, в годы учебы Валентины Федоровны, были Перемиловские Григорий Никитич и Антонина Васильевна.
Из преданий Невдалеке от села Бакино находился старинный Иоанно-Богословский погост, именуемый Борково, а прежде на его месте был Иоанно-Богословский монастырь с небольшим числом братии.
В.В. БоравскаяАлександровская епархия
Пчелкин Николай Филиппович Наш рассказ о Николае Филипповиче Пчелкине, уроженце села Бакино, который ушел на фронт 18-летним мальчишкой. В марте 1943 года Николаю Пчелкину пришла повестка из военкомата. Из Александровского района набралось 20 человек. Их поместили в товарный вагон и отправили на восток по Ивановской области (тогда Александров входил в состав Ивановской области). Постепенно собралось 160 человек. Конечная остановка — Саратов, второй запасной учебный десантный полк, где все прибывшие проходили военную подготовку, учились прыгать с парашютом. Николай Филиппович вспоминает, что первый раз с парашютом он прыгнул как в холодную воду, и отпустило лишь тогда, когда парашют раскрылся. Происходило это перед операцией по форсированию Днепра, подготовка к которой требовала глубокой разведки. Переправы через Днепр не было, поэтому единственная возможность осуществить разведывательную операцию — выброс десанта. Пока они, не нюхавшие пороха мальчишки, летели с парашютами, многие стали мишенями, по которым прицельно стреляли немцы. Живыми приземлились лишь трое. Да и тех раскидало в разные стороны. Рядовому Пчелкину повезло: он встретил в лесу своего однополчанина — Никифора Радченко, уроженца Свердловской области, которому тогда исполнился 31 год. Радченко был старше, опытнее, и это помогло им выйти из немецкого тыла живыми. Они выбирались 9 дней и ночей, без куска хлеба. По дороге питались дикими ягодами, яблоками. Однажды видели фашистов. Пчелкин предложил: «Давай уничтожим их». Радченко ответил: «Нельзя. Так мы себя выдадим». Понимал опытный солдат: они должны вернуться живыми. И они вернулись, чтобы воевать дальше. В том страшном 1943 при форсировании Днепра нашим советским солдатам пришлось туго: не было рядом полевой кухни, питались тем, что добудут сами. Однажды отбили у немцев 40 коров, но командир отряда велел передать их жителям освобожденной деревни, где оставались лишь старые да малые, откуда одних трудоспособных фашисты угнали в Германию, других расстреляли... Спали солдаты на голой земле, подгребая под себя листву и укрываясь плащ-палаткой. Боеприпасы доставляли самолетом. Всякое случалось на фронте, были и предатели. Однажды немецкая разведка узнала, что для русских знак свободной от фашистов деревни — костер, который должны были зажигать разведчики. Горит костер — можно подтягиваться войскам. И костры заполыхали над деревнями. Обманутые ими солдаты попадали в ловушки. После освобождения Украины Николай Филиппович попал в Белоруссию. Во время одного боя его контузило. После освобождения Советского Союза военнослужащий Пчелкин, 20-летний мальчишка, освобождал Польшу, Чехию, Венгрию, Румынию, Югославию, Австрию, Посмотрел красавицу Прагу, постоял на вершине Альп и понюхал пороху. В 1946 году он был направлен служить на Дальний Восток и лишь в 1949 вернулся в родную деревню.