Главная
Регистрация
Вход
Среда
18.12.2024
12:06
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Александров

Село Андреевское Александровского района

Село Андреевское

Андреевское — село в Александровском районе Владимирской области России. Является административным центром Андреевского сельского поселения. Расположено примерно в 15 км. восточнее от города Александров. По центральной улице села проходит региональная дорога Р75 «Александров — Владимир».

Основание села Андреевское, вероятно, относится к тому времени, когда возвысилась при царе Иоанне Васильевиче IV Александрова слобода и вокруг нее образовалась государева дворцовая волость.
В XVIII веке — центром Андреевской дворцовой волости Переславль-Залесского уезда.
Вокруг этого села царевна Елизавета Петровна во время своей жизни в Александровой слободе нередко увеселяла себя соколиной охотой, где, по преданию, были устроены для нее хоромы и охотный двор.
Во время устройства в Александровой слободе государственного конного завода в 1745 году Андреевская волость была переведена в ведение конюшенного управления, государева десятинная пашня перешла на довольствие фуражем конного завода, впоследствии же часть этой пашни, по приказанию императрицы Елизаветы, была разделена дворцовым крестьянам.
В 1817 году из-за дороговизны содержания конный завод был закрыт, а крестьяне Андреевской волости были причислены к Александровскому уездному ведомству Владимирской губернии.
Раз в неделю в селе проходила ярмарка. Самая большая ярмарка была в мае, в престольный день, на память святителя Николая.
В селе находилось волостное правление. «Андреевское Волостное Правление (почт. адр. г. Александров). Волостной старшина – кр. Андреян Андреянович Корешков. Писарь – Иван Андреевич Вознесенский.
Волостной Суд. Председатель – кр. Григорий Антипович Топорков. Судьи: кр. Петр Степанович Пушняков; Антип Васильевич Офицеров; Семен Алексеевич Булыгин» (Список служащих всех ведомств Владимирской губернии. 1891).
В XIX веке был создан фельдшерский пункт, который потом заменила земская больница.
Андреевская волость, центр —с. Андреевское, существовала в 1917—1929 гг. В 1924 году в состав волости вошла ликвидированная Годуновская волость. В 1926 году дер. Лаврово перечислена в Берендеевскую волость Переславль-Залесского уезда. В составе волости было 36 сельсоветов: Аксеновский, Андреевский, Базуновский, Бакинский, Березниковский, Богановский, Богородский, Владимировский, Годуновский, Горкинский, Демьяновский, Долгопольский, Дудкинский, Еловский, Зубаревский, Ивановский, Кондаковский, Кожинский, Колзаковский, Макаровский, Мало-Весский, Мячковский, Николаевский, Новосельский, Петрищевский, Податьевский, Подсосенский, Покровский, Прокофьевский, Путиловский, Рясницынский, Семенковский, Скомороховский, Федяевский, Чернецкий, Шимохтинский.
В 1929 году волость была ликвидирована, сельсоветы перешли в основном в Александровский и частично в Кольчугинский и Киржачский районы Александровского округа.

Андреевское училище, Андреевской волости, в селе Андреевском основано управляющим Владимирской удельной конторы г. Трохимовским и обществом в 1859 году. Ближайшие училища: Зиновьевское в 3 в., Кудрино-Новосельское и Горкинское — 4 вер.
22 января 1868 г. воспитаннику семинарии Николаю Соловьеву за труды его по должности учителя поселянских детей в Андреевском сельском училище Александровского уезда, объявлены принательность и благословение Его Высокопреосвященства.
В 1884 г. «Помещение наемное, деревянное, отдельное; по свету и теплоте удобное; квартира учительнице есть; классных комнат одна — длиной 10, шириной 10, вышиной З ¼ ар. Учебных пособий достаточно — на 98 р. 50 к. Библиотеки и земли нет. Законоучитель священник Зиновий Добротворский, окончивший курс во Владимиpской духовной семинаpии, преподает с 14-го мая 1874 г.; учительница Мария Голубева, имеет звание учительницы, преподает с 1876 г. Попечительница крестьянка Елена Ермильевна Ермилова; жертвует помещение для училища. Учащихся к 1-му января 1883 г. 37 м. и 9 дев. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 4 м. и 3 дев. Окончило курс со свидетельствами 5 м. и 1 д. Вновь поступило 9 м. и 4 д. К 1-му января 1884 года состояло 37 мал. и 9 дев. Учатся все вместе. Возраст: 7 — 8 л. 2, 8 — 9 л. 5, 9 — 10 л. 10, 10 — 11 л. 12, 11 — 12 л. 8, 12 — 13 л. 4, 13 — и выше 5. Из учащихся: 18 из с. Андреевского, 17 — д. Прокофьева в 2 в., 2 — д. Краинки — 1 в., 4 — д. Папиной — 1 в., 1 — д. Хрущева — 3 в., 1 — д. Аксеновки — 5 в., 1 — д. Кишкина — 3 вер., 1 — с. Степанова — 8 в. и 1 с. Соколова — 4 в. Ночлежного приюта нет. Живут на квартирах 10 уч., с платой по 2 — 3 руб. в год. Вероисповедания православного и все крестьянского сословия. Средства: от земства 123 руб., от общества 25 руб.; платы за учение нет. Расходы: отопление, освещение, прислуга и ремонт 25 руб.; жалованье — учительнице 115 р,; на книги и учебные пособия 8 р. Посещали классы исправно. Прием в сентябре; поступили все неграмотными. За теснотой помещения отказа не было. Учебный год с 9-го сентября по 14-е мая. Пению не обучаются. Учатся в день 6—7 часов и даются уроки на дома. Отделений 3. Уроков в неделю: по Закону Божию 4, по Русскому языку 11, по Славянскому языку 5, по арифметике 4. Получивших награды не было. Получившие свидетельства учились 3 — 4 г. Не окончившие курса учились до 2-х лет. Обозревал училище 1 раз член училищного совета прот. Скворцов. Обучения ремеслам нет, а рукоделию обучаются. Воскресных бесед и чтений нет» (Владимирский Земский сборник 1884. № 12. Декабрь.).
Для училища в 1889 году было построено отдельное здание.
«При содействии Божием, церковно-приходские школы привлекают к себе большее и большее число радетелей о просвещении простого народа в духе Православной веры. Многие из сих школ, благодаря неутомимым о них заботам Епархиального нашего Братства, по сочувствию частных лиц и целых обществ, имеют под собою крепкую почву: хорошо устроены, снабжены учебными пособиями и школьными принадлежностями, и в достаточной мере вознаграждают труды преподавателей. В ряду таковых школ, новоустроенная в селе Андреевском церковно-приходская школа, по всей справедливости, займет видное место.
Несколько лет пред сим в довольно видном и численном приходе Андреевском не имелось ни какой школы. Местный здешний уроженец, постоянный житель Москвы, Федор Степаныч Корнилов, вознамерился устроить здесь церковно-приходскую школу. Приступая к этому доброму предприятию он лично испросил благословение на это у нашего Архипастыря, и с Святительского сего благословения, в продолжение 3 ½ месяцев воздвигнуто в с. Андреевском просторное, очень удобное и красивое школьное здание. Здание это деревянное, на каменном фундаменте, одноэтажное, под железною кровлею, в своем пространстве по переднему фасаду, выходящему на трактовую Александро-Юрьевскую дорогу, имеет 25 аршин, а в поперечнике до 12 аршин. Двумя капитальными стенами разделяется оно на три неравных отделения, из коих среднее — главное отделение, имеющее 12 аршин в квадрате при 5 ½ аршинной вышине внутри - собственно классное; к нему с правой стороны примыкает помещение для учителя 8 аршин в квадрате, с левой — таковых же размеров ночлежная комната для иноселенных учеников и помещение сторожу. Во всем школьном здании 12 окон; к нему примыкает весьма просторный, 24 аршина длины и 5 ширины, светлый, о 6 окнах, коридор. Все здание снаружи обшито тесом с очень красивою орнаментовкой, окрашено светло-коричневою масляной краской, с двух сторон обнесено красивым палисадом. В классном отделении поставлена икона Христа Спасителя благословляющего детей, очень хорошего письма, в красивом киоте,— имеется: портрет Государя Императора в весьма приличной раме, стенные круглые часы и несколько хороших картин. Помещение учителя обставлено хорошею мебелью и всеми хозяйственными принадлежностями. Усердие строителя, как видится, не жалело средств на изящное и вполне удобное устройство школы, каковое обошлось ему до пяти тысяч рублей. Сверх того почтенный Ф.С. Корнилов принял на себя обязательство всесторонне обеспечивать школу, вызываясь, потом, на содержание ее внести соответственный вклад.
Заведующим школой утвержден местный священник, почтенный старец о. Зиновий Добротворский, а законоучителем и учителем — студент духовной семинарии Иван С. Алексинский с окладом от строителя по 300 руб. в год.
В воскресный день 10 числа сентября происходило освящение школы. По желанию строителя, литургию в этот день совершал местный благочинный, протоиерей А.В. Цветаев, с приходским и соседним священниками при диаконе. Народу из прихода Андреевского и соседних приходов собралось множество, так что очень поместительный Андреевский храм был переполнен. В обычное по литургии время протоиереем Цветаевым произнесено было соответственное случаю поучение следующего содержания.
«Нынешний воскресный день для вас, прихожане сего храма, весьма радостен и глубоко-знаменателен, по случаю освящении новоустроенного здания для церковно-приходской школы. По выдающемуся значению здешнего селения, как центру местного волостного управления, школа существовала у вас с давнего времени — вначале волостная, потом земская. Но по некоторым обстоятельствам, года три назад, существование школы здесь прекратилось. При этом, конечно, многие из вас, понимающие нужду начального образования для детей своих, грустили об этом и выражали свое желание и заботу о восстановлении школы. К великому для вас счастию, нашелся благодетель в лице вашего односельчанина, почтенного Федора Степановича Корнилова. Крепкий умом, отзывчивый на добро своим сердцем, этот радетель народного образования сочувственно отнесся к вашей нужде и заботе и, при соучастии своих почтенных братьев, устроил для школы прекрасное здание. Не мало, как то известно всем вам, положил он при этом личных своих хлопот и забот, много потратил средств, чтобы устроить и обставить школу вполне соответственно ее назначению. И вот теперь, с благословения нашего Архипастыря, открывается у вас церковно-приходская школа; и собрались мы сюда, чтобы молитвенно призвать на школьное здание благословение Божие и освятить его по чиноположению церковному.
Слава и благодарение Господу, тако благоизволившему! Он премудрый и всеблагий, вседействующею своею благодатию расположил раба своего к благому делу устроения дома для научения детей правилам нашей св. веры; Он совершит и самое строение, ибо, по слову писания, аще не Господь созиждет дом, всуе трудится зиждущий.
Честь и благодарение Вам, почтенный Феодор Степанович, за устройство школы! Этим Вы открыли себе неиссякаемый источник чистого, нравственного наслаждения и соорудили себе вековечный памятник. Не имея собственных у себя детей и лишенные наслаждений чувства родительского (Федор Степаныч женатый, но бездетный), Вы теперь даете этому чувству самую лучшую пищу. Устроив школу, Вы становитесь благодетельным отцом десятков и сотен детей, которые будут получать обучение и воспитание в этой школе. И эти дети, теперь еще малосмысленные, но чуткие своими сердцами существа, привяжутся к Вам искреннею своею любовию, и по век своей жизни не забудут Вашего теплого, радетельного о них попечения. Поймут и оценят, как должно, Вашу заслугу и родители этих детей и все местное население. А что выше и важнее всего — Ваше доброе это дело не забыто будет у праведного Мздовоздаятеля небесного, Который за Ваше участливое благорасположение к малым сим воздаст Вам воздаянием — и земным во времени, и небесным в вечности.
Радуйтесь и благодарите Господа Бога прихожане храма сего! С нынешнего воскресного дня восстановляется у вас и как-бы воскресает трехлетно погребенная школа; и восстает она в лучшем, вполне желательном виде. Изящно устроенная и прилично обставленная всем нужным, эта школа и по своему внутреннему характеру, и несомненно, придется вам по сердцу и будет вам люба: она будет главным образом наставлять детей ваших истинам веры Христовой и правилам доброй жизни. Отчетливое изучение церковно-славянского чтения с доступным для детей пониманием его; Часослов, Псалтирь и Евангелие, свящ. история, жития Святых — вот книги, которые всего чаще будут в руках детей ваших,— и св. истинами, заключающимися в сих книгах, станет поучаться их ум и питаться их детское сердце. При этом конечно будут сообщаться детям и иные познания, полезные для жизни. Находясь под благонадежным и внимательным руководством наставников, дети ваши, вместо того, чтобы праздно губить золотое для них время, а что всего хуже — в силу праздного любопытства собираться у трактиров и дома питий и заражаться здесь пагубными примерами нетрезвого разгула, будут знать главным образом две из дома дороги — в церковь и школу: в церкви будут не только молиться, но принимать участие в церковном чтении и пении; в школе станут учиться. В часы внеклассных занятий и во дни свободные от ученья не возбранены будут им и прогулки и детские игры; но опасные для них пути-дорожки к названным увеселительным местам всевозможно будут преграждены. В виду такого благотворного воздействия школы на детей ваших старайтесь, братие, помогать ей зависящими от вас способами. И прежде всего, не отказывайтесь отдавать детей ваших в школу, а отданных не удерживайте дома ради домашних дел. Обязанность родителей не в том только состоит, чтобы вскормить детей и обучить и ремеслу или хозяйству, но главным образом в том, чтобы просветить ум их учением Христовым и направить их на спасительный путь в жизни. В этом важнейшем и труднейшем деле школа более всего помогает родителям, а чаще — совершенно заменяет их. Не лишайте же детей своих такого благодетельного воспитания! Наряду с вашими сыновьями ведите в школу и девочек, дочерей ваших: ведь и для дочерей также спасительно и необходимо доброе воспитание, как и для сыновей. Не отрывайте, без крайней нужды, от школьных занятий детей ваших! А то ведь нередкое и весьма нежелательное явление видится между вами, что поучится ребенок в школе год—другой, как уже безвозвратно берут его из школы. Не следует быть тому! Не начало и средина, а конец венчает всякое дело: доводите-же и вы до законного конца школьное обучение детей ваших! При этом помогайте наставнику вашей школы в деле нравственного воспитания детей ваших. Пробывши известные часы в школе, дети большую часть времени все-таки проводят под домашней кровлей, где уже не может наблюдать ними школьный наставник. И потому сами вы бдительно следите за тем, как и в чем проводят дети внеклассное свое время, удерживайте их от непозволительных шалостей, предохраняйте от негодных слов и поступков и внушайте детям, чтобы усерднее изготовляли они задаваемые им уроки.
Порадуйтесь и вы, детки, и благодарите Господа, что Он посылает вам счастие — обучаться в хорошо обставленной школе! Очень не многие из ваших сверстников, крестьянских детей, могут пользоваться таким полным удобством при обучении, какое теперь предоставляется вам. Под уютным, чистым, светлым школьным кровом вы будете находиться как-бы под теплым крылом; матери — св. Церкви. Здесь станут учить вас всему доброму и полезному. Охотно всегда являйтесь в школу, прилежнее занимайтесь ученьем! Теперь самая удобная для вас пора учиться. Видаете конечно вы, как старательно работают пчелки в теплые дни весны и лета: с глубокого утра и до позднего вечера они трудятся, перелетая с цветка на цветок, собирают и несут в свои улейки сладкую пищу и тем самым они обеспечивают себя на всю холодную пору года. И для вас, дети, теперешняя юношеская ваша пора — тоже, что весна: и вы усерднее трудитесь в это цветущее время вашей жизни; из книжек и наставлений учителей ваших на всю жизнь запасайтесь добрыми и полезными для вас познаниями!
Все, предстоящие здесь, с миром изыдем в новоустроенное школьное здание, принесем там общую нашу молитву ко Господу, чтобы Он, благих Податель, ниспослал свое благословение на это здание, освятил его своею благодатию, умудрил наставников, подал смысл и укрепил душевные силы учащихся, дабы вышли из них благовоспитанные дети, послушные чада св. Церкви, полезные члены семьи и общества, верно-преданные слуги Царя и Отечества».
По отпуске литургийном открылся крестный ход в училищное здание. Здесь совершено молебствие Спасителю, Божией Матери, Святителю и Чудотворцу Николаю, и св. первоучителям Славян, Кириллу и Мефодию. По прочтении Евангелия следовало водоосвящение, а в конце оного прочтена молитва на обновление дома. После сего учитель школы И.С. Алексинский произнес речь, в которой выяснил назначение церковноприходской школы и ее программу, обещеваясь со всеусердием служить знакомому для него делу школьного обучения. По окончании молебствия провозглашены обычные многолетия. Здание во всех частях его окроплено св. водою. Заведующий школою, приходский священник З. Добротворский, благословил школу иконою Богоматери, и при этом сказал: «Новоустроенное сие училищное здание благословляю сею св. иконою Божией Матери, вручая училище, учащих и учащихся в нем покровительству Царицы небесной, общей нашей Заступницы: да хранит их Матерь Божия на многия лета!»
Крестный ход направился обратно в церковь. После сего крестьяне села Андреевского поднесли строителю школы икону Святителя Николая Чудотворца и хлеб-соль; равно и деревенские крестьяне почтили Ф.С. поднесением ему хлеба,— и все сообща искренно благодарили его за прекрасно устроенную школу. Ко времени освящения школы прибыло несколько сторонних гостей, и между ними — Александровский уездный исправник Александр Николаевич Красюк и земский врач П. А. К., как члены Александровского училищного Совета. Хозяином праздника Ф. Степановичем предложено было духовенству и гостям радушное угощение.
С 16-го сентября школа приступает к занятиям желающих обучаться явилось до 50 человек, но поступит вероятно более сего» (П. А. Ц. «Владимирские Епархиальные Ведомости». Отдел неофициальный. № 17-й. 1889).
В 1892-93 учебном году было 50 учеников.
В октябре 1896 года была открыта второклассная школа, в которой готовили учителей для сельских школ. В нее принимались дети, уже окончившие начальные сельские училища.
«Открытие Второклассной церковно-приходской школы в селе Андреевском, Александровского уезда.
Шестое октября 1896 г. надолго останется памятным не только для села Андреевского, но и для всех, окружающих его селений. В этот день состоялось торжественное открытие в селе Андреевском Второклассной церковноприходской школы, предназначенной для всей восточной половины Александровского уезда.
Второклассная Андреевская школа возникла из одноклассной церковно-приходской школы. Мысль о преобразовании одноклассной школы во второклассную всецело принадлежала Александровскому отделению Епархиального Училищного Совета. Лишь только стало известно, что по воле Императора, в каждом уезде епархии будет открыто по две второклассных церковно-приходских школы, Александровское отделение Училищного Совета немедленно остановило свое внимание на Андреевской школе, как на такой, которая наиболее других школ отвечала всем требованиям второклассных школ и легче других могла быть преобразована в одну из таковых школ. Кроме всех других условий, преобразованию Андреевской одноклассной школы во второклассную благоприятствовали, как нельзя более, прежде всего местные материальные условия.
Устроитель и попечитель одноклассной Андреевской школы, местный крестьянин Ф.С. Корнилов, услышав о намерении Училищного Совета преобразовать эту школу во второклассную, выразил полнейшую готовность помочь этому доброму делу. Кроме дома, в котором уже помещалась школа, и усадебной земли при нем, он пожертвовал в собственность будущей второклассной школы еще здание в 11 арш. длины и ширины и вместе с этим обязался на нужды школы единовременно внести 500 руб., а ежегодно вносить по 100 и более рублей. Местные крестьяне отнеслись к преобразованию школы также весьма сочувственно. Они пожертвовали из своего надела в пользу школы одну десятину земли, а потом уступили еще три десятины в обмен на землю, пожертвованную в пользу той же школы местным причтом. Обмен земли между крестьянами и причтом оказался весьма необходимым; потому что крестьянская земля подходит к самой усадьбе школы, а причтовая земля отстоит от школы на версту и более. Кроме сего, крестьяне выразили готовность, при устройстве разных школьных служб и помещений в будущем времени, помогать личным трудом.
Здание бывшей одноклассной школы имеет 27 аршин по фасаду и 12 аршин в поперечнике. После незначительных приспособлений, это обширное здание оказалось вполне пригодным к тому, чтобы в нем с нынешнего же учебного года открыть второклассную школу и начать учебное дело. Полное же приспособление этого здания ко всем потребностям второклассной школы, со всеми новыми пристройками к нему, немедленно состоится, как только на все это будет утвержден план Училищным Советом при Святейшем Синоде.
Положение села Андреевского также весьма благоприятствовало, чтобы в нем открыта была второклассная школа. Оно находится в центре всей восточной половины Александровского уезда, отстоит от уездного города в 17 верстах, имеет просторный и прекрасно устроенный храм и служит врачебным пунктом, где постоянно живет фельдшер и два раза в неделю бывает земский врач.
Все данные, благоприятствовавшие открытию второклассной школы в селе Андреевском, в свое время были отосланы Александровским отделением Училищного Совета в Епархиальный Училищный Совет, а этот последний, по рассмотрении всех вышеозначенных данных, препроводил их с своим заключением в Училищный, при Св. Синоде, Совет. Училищный Совет при Св. Синоде, по выслушании доклада Владимирского Училищного Епархиального Совета, постановил: в селе Андреевском, Александровского уезда, учредить второклассную школу, на содержание которой с 1-го июля уже испрошены должные суммы.
По получении известия об этом постановлении, немедленно приступлено было к организованно в Андреевской школе I класса и первого отделения II класса; произведены были некоторые работы в школьном здании; состоялось назначение учителей и объявлено было крестьянам как села Андреевского, так и других селений, чтобы они приводили детей в школу и отдавали их учиться. По этому приглашению, в I класс поступило до 70-ти человек, получилась цифра доселе небывалая в Андреевской школе; в первое же отделение II класса поступило пока только 10 человек, но эта цифра, несомненно, увеличится, когда все селения восточной половины Александровского уезда узнают, что школа открыла свои действия.
По окончании всех подготовительных действий к открытию школы, оставалось только отпраздновать день открытия ее с соответственною случаю торжественностью. Днем открытия школы назначено было 6-е октября, которое совпадало с воскресным днем. В село Андреевское к этому времени прибыли член и секретарь Александровского отделения Училищного Совета свящ. о. Н.И. Флоринский и Епархиальный Наблюдатель свящ. о. М.А. Великосельский. Поздний благовест 6-го октября к Божественной литургии дал знать населению о наступлении торжества. Храм немедленно наполнился множеством молящихся. Дети-школьники сначала собрались в школу, а оттуда в стройном порядке, попарно, вместе с своими учителями направились в храм Божий и заняли отведенное для них место. В совершении Божественной литургии, кроме о. Н.И. Флоринского и о. М.А. Великосельского, принимал участие местный свящ. заведующий школой, о. А. Малинин. Стройное пение местного хора, торжественное совершение Богослужения, предстоявшее торжество в школе — все это возбуждало в сердцах молящихся, как взрослых, так и детей, отрадные чувства и невольно повергало перед Богом с словом благодарения за Его милости.
К концу Божественной литургии прибыл в храм местный отец Благочинный, протоиерей А.В. Цветаев и выразил желание сказать к народу слово по случаю торжества. Когда был кратко пропет причастный стих, то о. Протоиерей произнес следующее: «ровно семь лет тому назад, достопочтенные слушатели, открыта была в здешнем селении церковно-приходская одноклассная школа. При благословении Божием, она уже успела принести весьма много пользы здешнему населению, но с нынешнего дня просветительные задачи ее расширяются, труды ее увеличиваются, и на нее, вследствие всего этого, возлагаются большие надежды, большие ожидания. Ныне, по державной воле Благостнейшего Государя Императора, положено, чтобы в каждом уезде нашего обширного отечества было устроено по две, так называемых, второклассных церковно-приходских школы. Во исполнение этой воли, здешняя одноклассная школа преобразовывается теперь в школу второклассную. В эту школу вводится более широкое обучение. Так, здесь будет даваться учащимся более полное знание истин христианской веры и правил доброй жизни; здесь будет сообщаться более обстоятельное знакомство с церковно-славянской и русской грамотой; здесь же будут преподаны сведения из географии родной земли и из истории нашего отечества. Таким образом, новооткрываемая второклассная школа, служа продолжением школы одноклассной, имеет своей целью дать учащимся, по возможности, более цельное образование в духе церковной школы. Затем, новая школа станет подготовлять некоторых учащихся здесь юношей в учителя для наших церковных сельских школ, так называемых, школ грамоты, а при дальнейшем своем развитии, второклассная школа будет давать обучение ремеслам и сообщать полезные знания для правильного ведения огородничества, садоводства и полеводства. При таком расширении задач новой школы, время обучения в ней удлиняется; состав ее преподавателей увеличивается; просветительное влияние ее не ограничивается только здешним приходом, но простирается на всю восточную половину Александровского уезда.
Такова в общих чертах та школа, которая ныне открывается в здешнем селении. Нужно ли говорить о пользе и надобности ее? Польза, достопочтенные слушатели, не подлежит сомнению, когда школа стоит под покровом и руководством Св. Православной Церкви. В этом случае школа делает вместе с церковью одно и тоже великое и святое дело па земле. Цель нашего земного существования состоит в служении Богу верою и жизнью, в нравственном усовершенствовании, в достижении вечного спасения. В этом великом деле нас руководит, конечно, прежде всего Св. Церковь, но вместе с нею к тому же направляет нас и школа. Церковь учит нас молиться Богу, школа объясняет детям значение и свойства молитвы, вводит в дух и содержание церковных чтений и песнопений, разъясняет значение церковных служб и священнодействий. Церковь, как чадолюбивая мать, в своих молитвенных возношениях, часто выражает заботы о наших нуждах и потребностях житейских; школа также немало прилагает старания к тому, чтобы земной труд наш был поставлен правильно и разумно и приносил должный плод. Церковь печется о том, чтобы чада ее были людьми добрыми, и церковная школа главною своею задачею поставляет религиозно-нравственное воспитание учащихся, к этому направляется все обучение, все порядки, весь строй школьной жизни.
Такова польза, какой мы в праве ожидать от новой школы, открываемой ныне в здешнем селении. Да будет же благословен сей достопамятный день, в который десница Всевышнего расширяет и упрочивает насажденный здесь вертоград народного образования! Приветствуем вас, ближние и дальние обитатели здешнего края, с новым счастием видеть у себя второклассную церковно-приходскую школу. От всей души благословляйте имя Отца Отечества, Благочестивейшего Государя нашего Императора Николая Александровича, по воле которого возникают теперь такие школы на всем пространстве нашего дорогого отечества. Пользуйтесь вашей школой и сердечнее относитесь к ней. Охотно ведите в эту школу детей ваших и смело вверяйте их руководству поставленных здесь наставников. А вам, достопочтенные деятели и труженики народного образования, от всей души желаем успешно послужить св. делу обучения и духовно-нравственного воспитания вверяемого вам юношества. Духовная пива пред вами, радостно и бодро исходите на предлежащее вам поприще духовного делания. Бог вам в помощь!
Да благословит же Господь открываемое училище Своим небесным благословением и да дарует Он, смысла податель, мудрость и усердие учащим, смысл, прилежание и благоповедение учащимся, чтобы новый светильник просвещения горел ярким пламенем во многия лета и разгонял тьму неведения на возможно большие пространства.
По заамвонной молитве, сказано было слово местным священником о. А. Малининым. Призывая своих пасомых к ревности о просвещении детей книжным учением, достопочтенный пастырь старался разъяснить в своем слове, с одной стороны, то, к каким добрым последствиям приводит грамотность, а с другой, то, какими гибельными ошибками и заблуждениями часто отражается на жизни крестьянина его темнота.
По окончании Божественной литургии, выступил из храма крестный ход с хоругвиями, Св. иконами и Животворящим крестом и направился, при колокольном трезвоне, к школьному зданию. Крестный ход сопровождали все священники, совершавшие Божественную литургию, с о. Благочинным во главе, хор певчих, дети-школьники и массы народа, молившегося в храме.
По прибытии крестного хода в школьное здание, когда хоругви и св. иконы были установлены на своих местах, из среды духовенства выделился Епархиальный Наблюдатель, о. М.А. Великосельский и перед началом молебствия произнес следующую речь: 12 лет прошло, сказал он, с того времени, как в Бозе почивший Император Александр III поручил духовенству открывать школы церковно-приходские и школы-грамоты и обучать в них детей преимущественно Закону Божию, церковному чтению и пению. Не имея до последнего времени никаких иных средств для первоначального устройства и постепенного развития своих школ, кроме пастырского слова к своей пастве, духовенство Владимирской епархии за двенадцати-летний период времени успело однако открыть до 600 школ. Такой быстрый рост церковных школ нельзя объяснить одной ревностию пастырей к просвещению народа; очевидно, церковные школы дороги и самому народу и любимы им. И, действительно, всегда и везде духовенство, при открытии своих школ, встречало, если не помощь, то полное сочувствие народа. Да иначе и быть не могло. Наш православный, русский народ искони считал и теперь считает церковь — истинной школой своей, духовных пастырей — своими первыми учителями и под грамотой разумел и разумеет, главным образом, грамоту священную. Этой грамоте в давние времена учились и бояре, и князья и даже цари; ей же по Часослову и Псалтири учились и деды наши. В последнее время стали нужны и иные знания, явились и новые школы. Но народ не изменил своего исконного взгляда на начальное обучение. Не смотря на видимое благоустройство земских школ, народ в убогих избах своих, в церковных сторожках и домах причта свято берег свою любимую церковную школу до более благоприятных условий для ее существования. Вот почему, как только настали, по воле Монарха, эти условия, церковные школы стали быстро возрастать в своем числе и принимать более благоустроенный внешний вид. На свои любимые школы даже бедняки находят возможным уделять нечто от своих скудных средств, а люди состоятельные из народа, лучшие представители его, не жалеют и крупных жертв. Пример этому — на лицо: радетель народного блага, проникнутый любовию к православию и церковности, достоуважаемый Ф.С. Корнилов в 1889 году открыл и благоустроил здешнюю школу на собственные средства, и учились в ней дети местного населения всему необходимому в жизни, чтению, письму и счету, а более всего тому, что едино есть на потребу, Закону Божию и чтению священных книг.
Счастливо селение, в котором есть такая школа! Счастливы родители, которые слышат, как нежные голоса их детей возносят в храме Божием славословие Господу Богу! Но сколь многия селения дадут и долго еще будут ждать такого счастия! Как много еще бедных крестьянских детей остается без всякого обучения, или с обучением самым скудным. Между тем, никогда народ так не стремился к просвещению, как в настоящее время. Видя в народе эту жажду учения, видя любовь его именно к церковным школам, продолжатель великих дел своего почившего Родителя, ныне царствующий Государь Император Высочайше соизволил даровать школам церковно-приходским и школам грамоты казенное пособие, чтобы народное образование путем повсеместного распространения этих школ проникло в самые глухие местности, в самые малые поселки, в самые бедные крестьянские избы, всюду разливая свет православного церковного учения. Но для того, чтобы осуществить этот широкий план всеобщего распространения в простом народе грамотности, нужно открыть еще много школ церковно-приходских и школ грамоты, а главное, приготовить способных учителей для этих школ, которые заменили бы малообразованных грамотеев, так часто теперь обучающих по деревням крестьянских детей. Вот для этой последней цели, для приготовления народных учителей из детей самого же народа и предположено Правительством открыть в каждом уезде по две, так называемых, второклассных школы. После трех лет обычного начального обучения, лучшие ученики как из второклассных школ, так и из соседних с ними, церковно-приходских и земских, будут принимаемы во II класс, где они, в течении двух лет, под руководством опытных учителей, должны будут получить вполне законченное и возможно желательное для крестьянских детей образование вместе с строгоправославным церковным воспитанием. По окончании пятилетнего обучения в школе, одни из учеников совсем выходят из школы, а другие, которые пожелают отдать себя на служение святому делу начального обучения своих собратий, остаются во второклассных школах еще на один год. В течении этого года они, занимаясь с младшими учениками этих школ, практикуются в обучении и пополняют свои познания чтением книг, под руководством учителей. Смело можно надеяться, что эти воспитанники, после 6 лет обучения, вынесут из стен второклассных школ достаточный запас сведений и надлежащую подготовку к тому, чтобы быть хорошими учителями школ грамоты. Воспитанные в истинах православной веры, в любви к Царю и Отечеству, они разнесут повсюду и привьют те же свойства и юным ученикам школ грамоты. Вот какова задача второклассных школ.
Первой из таких школ во Владимирской епархии является здешняя школа и переименовывается из одноклассной во второклассную, и это событие поистине светлый праздник для местного населения. Двери этой школы открыты и легко доступны для детей всех состояний, так что каждый последний бедняк в стенах этой школы может не только дать своему сыну надлежащее образование, но и приготовить ему лучшую, если не завидную, участь сельского народного учителя. Простой образ жизни и строго церковное воспитание учащихся в этой школе будут достаточным ручательством того, что школа эта не оторвет своих питомцев от крестьянской среды, не навяжет им нелюбимых народом привычек, но возвратит их народу скромными и умственно и нравственно развитыми юношами с любовию к крестьянскому труду и трудовому образу жизни. Для того, чтобы учащиеся не отвыкли от труда, везде, где только будут благоприятствовать условия, при второклассных школах имеют быть открыты ремесленные или сельско-хозяйственные занятия. Итак, порадуемся, слушатели, и возблагодарим Господа за то, что с открытием школы сей, тьма мимо ходит и свет истинный уже сияет на юных сих питомцев школы, детей ваших; вознесем Господу Богу теплые молитвы, да даст Он детям сим «духа премудрости и откровения в познание Ею» (Еф. 1 — 17).
Теперь к вам, учители и воспитатели, слово мое! Не легка задача учителя этой новой школы и велика нравственная ответственность за исполнение ее. Вам предстоит не только развить и обогатить ум учащихся познаниями, необходимыми в их дальнейшей учительской деятельности, но и практически ознакомить их с способами и приемами начального обучения, а главное, — воспитать их юные сердца в послушании вере и благочестию. Для достойного выполнения столь трудной и великой задачи не достаточно самого умелого и добросовестного исполнения учительских обязанностей, но необходима еще любовь к делу, которое вручается вам, та живая и действенная любовь, которая, по слову Апостола, «долготерпит, не раздражается, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит и николиже отпадает». Возгревайте же в себе этот дар Божий молитвою и чтением; любовь к делу даст вам уменье и силы к достойному прохождению вашего служения.
После речи Наблюдателя, о. М.А. Великосельского начался молебен вместе с водосвятием. В совершении молебна принимали участие о. протоиерей Цветаев и все священники, совершавшие Божественную литургию. Дети-школьники, их родители и все предстоявшие усердно молились Богу, призывая Его благословение на предстоявшие труды.
Перед окончанием молебна, член Уездного Отделения о. Н. Ив. Флоринский произнес следующее слово: «Слава Тебе, показавшему нам свет!» Господу Богу, первоисточнику нашей жизни, нашего настоящего счастия и будущего блаженства, угодно было вложить незабвенному Царю-Миротворцу, Императору Александру Александровичу мысль о воссоздании церковно-приходских школ, которые должны находиться под непосредственным руководством Св. Церкви. Такие школы должны быть особенно дороги нашему сердцу; потому что они завещаны нам, как лучшее наследство, нашею глубокою стариною, нашими благочестивыми предками, и представляют собою давно уже испытанные и надежные средства к истинно-христианскому воспитанию детей.
Начало церковно-приходским школам положено было при первых русских князьях, они были уже при Святом Владимире, при котором Россия сделалась православно-христианской страной, и при Ярославе, преемнике Св. Владимира. Эти князья, искренно заботясь о том, чтобы истины веры Христовой стали достоянием ума и сердца всего русского народа, приказывали священникам и диаконам собирать к себе, под сень Церкви, детей и обучать их книжной мудрости. Под сенью Церкви шло книжное обучение народа и в дальнейшие времена, после Владимира и Ярослава: школьники собирались по домам священников, диаконов и других членов причта и здесь начинали свое обучение по Часослову и Псалтири. Такая школа оказалась в высшей степени живучею, она достигла до самого последнего времени; ибо и теперь есть почтенные старцы, которые воспитались на Часослове и Псалтири и с любовию воспоминают о своем воспитании. Но последнее время было тяжелое время для церковной школы, она теснима была иными школами и иным направлением школ, и только могучей воле Царя-Миротворца церковная школа обязана тем, что не прекратила своего бытия.
В Бозе почивший Император, со свойственною ему проницательностью, по достоинству оценил церковные школы и с высоты своего престола поручил православному духовенству снова открывать эти школы. Духовенство как бы только ожидало мановения Верховного Вождя русского народа, оно воспрянуло духом и с необыкновенною энергией стало изыскивать средства к тому, чтобы поскорее осуществить желание царево. Громко раздался призыв пастырей к благому делу с кафедры церковной и откликнулся на этот призыв весь православный народ; немедленно потекли жертвы его и быстро покрылась русская земля, можно сказать, сетью церковно-приходских школ и школ грамоты.
В нашем Александровском уезде, за 12 лет возрождения церковных школ, открыто до 60-ти таких школ, из них 42 церковно-приходских одноклассных школы и 18 школ грамоты с 1500 учащихся. Но отраднее всего то, что школы охотно посещаются не только мальчиками, но и девочками. В начале своего существования Александровские церковные школы испытывали тяжелое положение. По своей крайней необеспеченности, они ютились то в церковных сторожках, то в убогих крестьянских хижинах. Но к настоящему времени школы стали, можно сказать, неузнаваемы; ныне у большинства из них и помещения просторны, и обстановка прилична, и света довольно. Такою переменою школы обязаны державной воле своего Государя. Ныне царствующему Государю Императору Николаю Александровичу благоугодно было оказать церковно-приходским школам свою монаршую милость: по Его по велению, ныне отпущены суммы из Государственного Казначейства в помощь местным средствам, чтобы церковно-приходская школа развивалась и приносила ожидаемый плод для Церкви Христовой.
Воле же Государевой угодно было учредить, под сенью Церкви, и второклассные церковно-приходские школы, которые должны давать детям крестьян более полное и законченное образование, чем одноклассные школы. Получившие образование во второклассных школах, возвратившись в свои соления, в которых они родились и росли, должны будут проводить в среду своих односельчан свет книжного просвещения, полученного в школе. Радуйтесь же родители, радуйтесь и дети здешнего селения! Вам первым выпало счастие пользоваться светом учения во второклассной школе, — просвещать свой ум и согревать сердце светом Боговедения в гораздо большей степени, чем в одноклассных школах. Радуйтесь и потому, что при живом участии вашем к нуждам этой школы, она может улучшить ваше сельское хозяйство, может дать возможность развить промыслы и ремесла, но это последнее исключительно будет зависеть от сочувствия населения ко второклассной школе.
По окончании речи о. Н.И. Флоринского, провозглашено было многолетие Его Императорскому Величеству Государю Императору и всему Царствующему Дому, Святейшему Синоду и Высокопреосвященнейшему Сергию, Архиепископу Владимирскому и Суздальскому, начальствующим, учащим и учащимся. По окончании молебна, о. Епархиальный Наблюдатель объявил открытие второклассной Андреевской школы; начало учения назначено было с 7-го октября. Все духовные лица, участвовавшие в сем небывалом еще торжестве, поздравили население с началом великого дела на пользу народа. Поселяне были тронуты поздравлением и единогласно все благодарили за устройство в их местности такой школы. Дети приложились ко Св. Кресту; окроплены были святою водой; певчие исполнили: «Тебе Бога хвалим». Крестный ход в прежнем порядке вышел из здания школы; снова раздался колокольный звон, снова толпы народа двинулись ко храму Божию. В храме народ приложился к Животворящему кресту и разошелся по домам, благодаря Царя-Батюшку за его к ним отеческое благоволение в отпуске потребных на содержание и устройство небывалых доселе второклассных школ и за его радение о просвещении народа. Торжество несколько омрачалось болезнью г. попечителя школы Ф.С. Корнилова, который, за недомоганием, не мог принять участия в молитве в храме и школе. Все же он пригласил участников торжества к себе на чашку чая и вместе с ними порадовался о происшедшем. Отец Заведующий школой оделил детей гостинцами, а для духовенства учредил скромную трапезу.
После трапезы состоялся первый педагогический совет открытой второклассной Андреевской школы, в составе Епархиального Наблюдателя, местного о. Благочинного, члена и секретаря Уездного Отделения, о. Заведующего и гг. учителей школы С. Дунаева и М. Магницкого. На совете обсуждались вопросы, касавшиеся внутреннего строя школьной жизни первой еще только такой школы во Владимирской епархии. Так положено было начало второклассным школам в нашей епархии; семя брошено; почва, нужно думать, будет восприимчива; русский поселянин способен трудиться и достигать намеченной цели. Будем же ждать от этого семени всхода, цвета и плодов.
Бог вам в помощь, добрые деятели на поприще развития народа под сению матери нашей Церкви! Благослови Бог вас и детей, ищущих знаний и развития! Будете трудиться при покорности матери Церкви, будет на вас и благословение Божие; тогда цель второклассных школ будет достигнута; тогда радостью исполнится и сердце царево и всех любящих Российскую Церковь и русский народ.
Свящ. Н. Флоринский» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 22-й. 1896 г.).


Учителя и ученики Андреевской школы с протоиерем Николаем Флоринским (около 1909)

Заведующим стал местный священник Артемий Малинин, а учителями М. Магницкий, преподававший ранее в местной школе, и Сергей Дунаев (в 1910 году был награжден орденом Св. Станислава III степени). «Ручное ткачество в Александровском уезде.

Население Андреевской волости, Александровского у., почти сплошь в довоенное время занималось ручных ткачеством. Заработок от ткачества был крупной величиной в бюджете крестьянина. В настоящее время ткачи-кустари без работы из-за отсутствия хлопчатобумажной пряжи. Большие надежды возлагали на Александровский промселькредитсоюз: думали он возьмется за кооперирование кустарей, за снабжение их пряжей. Но идет год за годом, промсельсоюз укрепляет свою финансовую мощь торговыми операциями, о кустарях, об организации их в артели, о снабжении их сырьем не думает.
Отчаявшись, что у промсельсоюза когда-нибудь дойдут руки и до кустарей, андреевский ВИК решил неотложное для населения волости дело — снабдить кустарей пряжей — возложить на волостной комитет крестьянской взаимопомощи. Александровский УИК решение ВИК-а вполне одобрил и постановил ходатайствовать перед ГИКом и ГСНХ о выдаче соответствующего решения на имя андреевского вол. ККОВ о приобретении в госучреждениях необходимого количества хлопчатобумажной пряжи» («Призыв», 17 сентября 1925).

Андреевский приход

Известия о церкви в селе Андреевском относятся к началу XVII столетия; в патриарших окладных книгах под 136 (1628) годом записано: «церковь Николы Чудотворца в государеве дворцовом селе Андреевском… дани 2 алтына 3 деньги, заезда гривна». В 200 (1692) году дани положено 2 рубля 30 алтын. В 203 (1695) году при этой церкви значатся два попа Иван и Петр.
Эта церковь была деревянная и в 1693 г. была заново перестроена прихожанами.
В 1708 году значится та же церковь с приделом во имя св. муч. Параскевы, при ней два попа Григорий и Данила Ефремовы и приходских дворов 171.
1710 год Село Андреевское – 323 чел., деревни Прокофьева (3 версты от села) 265 чел., Колзакова (3 версты) 107 чел., Папина (1 верста) 14 чел., новонаселенная деревня Брануха 22 чел., Кишкина 173 чел., Новинки 159 чел.
1758 год — кроме села в приход входили деревни Прокофьева, Папина, Колзакова, Каменка, Хрущева (3 версты от села), Путилова (3 версты) и сельцо Лугинино. 1788 год – те же, кроме Каменки.
1760 год – 105 дворов — 420 муж, 507 жен. (из них 4 чел. раскольники).
До 1765 года в штате церкви было 2 священника, диакон, дьячек и пономарь. Позже оставили одного священника, дьячка и пономаря.
В главном храме потир был серебряный с позолотой внутри, а в Пятницком приделе до конца XVIII века пользовались оловянными церковными сосудами.
С 1788 г. церковь подчинялась Переславскому Духовному правлению Владимирской епархии.
1797 год - всего в приходе 108 дворов, 377 муж., 359 жен., кроме крестьян казенного ведомства, дворовые помещика Максима Михайловича Ляпунова в сельце Лугинине.
В 1799 г. значится в ведомости о церквях Переславской епархии.
В начале XIX в. - церковь подчинялась Юрьевскому Духовному правлению.
Вместо деревянной церкви в Андреевском в 1828 г. был построен каменный храм с такой же колокольней.
Престолов в храме два: в холодном во имя святителя Николая, в теплой трапезе во имя св. муч. Параскевы.
С 1859 г. приход кроме села — деревни Прокофьева, Колзакова, Папина, Хрущева, Путилова, Краинка.
С 1873 года в штате церкви — священник и псаломщик. Просфорницы отдельной не было, и просфоры пек священник.
С 1873 года к приходу была приписана церковь села Ирково, в которой был свой псаломщик, а богослужения и требы совершались священником села Андреевского.
1885 год – в приходе 495 муж., 543 жен.
В кон. XIX века церковь относилась к 1-му благочинническому округу Александровского уезда.
Утварью, ризницей, Св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена была достаточно. В церковной ризнице хранились ризы шелковые с травами и золотыми оплечьями, такой же стихарь и воздухи, пожертвованные, по местному преданию, цесаревной Елизаветой Петровной.
Церковные документы хранились в целости: копии с метрических книг с 1780 года, исповедные росписи с 1829 года.
Причта по штату положено священник и псаломщик. На содержание его получалось: а) процентов с причтового капитала 7 руб. 80 коп.; б) от требоисправлений и служб до 360 руб.; в) от земли до 130 руб. и г) от хлебного сбора до 70 руб., а всего до 570 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.
Земли при церкви: усадебной 1 дес., пахотной и сенокосной 47 дес. 2003 саж.
Приход состоял из села Андреевского и деревень: Хрущева (3 вер. от церкви), Прокопьева (3 вер.), Колзакова ( 3 вер.), Путилова (3 вер.), Краинки (1 вер.) и Папина (1 вер.), в которых по клировым ведомостям числилось в 1897 г. 502 души муж. пола и 557 жен.; все православные».

В апреле 1922 году при проведении кампании по изъятию церковных ценностей из церкви с. Андреевского было изъято золотых предметов весом 1 золотник 28 долей и серебра весом 16 фунтов 37 золотников.
Храм был закрыт в 1930 году после ареста священника А. Сущевского и старосты Ф. Гусева. Решение о закрытии было принято на общем собрании граждан села Андреевского — членов колхоза им. Урицкого. Церковь переоборудовали под красный уголок и библиотеку. Постановление о ликвидации церкви было вынесено Ивановским Облисполкомом 20 марта 1930 года и утверждено постановлением ВЦИК в июле того же года. Жалобы прихожан на закрытие церкви были безуспешны. Церковные ценности были сданы в РайФО. К 1932 году помещение церкви использовали под склады, к 1936 году и до 1947 года в ней помещалась мастерская МТС.

После 1950 года храм был разрушен и на его фундаменте построили деревянное здание сельского клуба, которое в настоящее время заброшено и не используется.
Недалеко от места бывшего храма существует действующее сельское кладбище.
Установлен крест на месте церкви, совершаются молебны священником с. Зиновьева Евгением Воскресенским.

Причт церкви

- 1695 г. – священники Иоанн и Петр.
- 1708 -1710 гг. – священник Григорий Ефремович ок. 1655 г.р. Жена Василиса Яковлевна ок. 1658 г.р. Дети Герасим ок. 1687 г.р. (его жена Ксения Федоровна ок. 1689 г.р.), Наталия ок. 1691 г.р., Федор и Екатерина ок. 1695 г.р. Родные братья священник Даниил и дьячек Стефан.
- 1708 -1710 гг. - священник Даниил Ефремович ок. 1659 г.р. Жена Василиса Ивановна ок. 1660 г.р. Дети Семен ок. 1681 г.р. (жена Мария Титовна ок. 1682 г.р.), Иван ок. 1685 г.р. (жена Дарья Яковлевна ок. ,1686 г.р., их сын Федор 1710 г.р.), Анна ок. 1695 г.р., Никифор ок. 1698 г.р.
- 1761 г. – священник Василий Сергеев.
- 1758 — 1778 — священник Василий Семенов ок. 1703 г.р., к 1782 г. вдов. Сын Иван ок. 1743 г.р. (см. ниже, свящ.). Дочь Агриппина ок. 1753 г.р. (замужем за диаконом с. Бакшеева Ал. у. Андреем Малининым). В 1780 году диакон с. Андреевского Николай Алексеев жаловался в Дух. консисторию на «незаконное служение в церкви и исполнение мирских треб престарелым священником вместо своего сына».
- 1776 — 1797 гг. – священник Иван Васильевич ок. 1743 г.р. Сын священника с. Андреевского. В семинарии не обучался. К 1769 г. дьячек. Рукоположен во священника к церкви с. Андреевского 29.07.1776 г. епископом Переславским Антонием. Жена Анна Герасимовна ок. 1739 г.р. (дочь свящ. с. Борково Алек. с у. Герасима Иванова). Дети Мария ок. 1769 г.р., Матрона ок. 1771 г.р., Адриан ок. 1775 г.р., Дарья 1778 г.р.
- До 1841 г. — Никита Никитич, к 1845(41) г. за штатом.
- 1823 – 1835 гг. – священник Алякринский Григорий Иванович. ок. 1799 г.р., к 1851 году вдов. Окончил Владимир. Дух. семинарию в 1822 г. по II разряду 60-м учеником. 19.04.1823 г. рукоположен во священника к церкви с. Андреевского. 30.09.1835 низведен на причетническое место в с. Власьево Юрьев. окр., 22.03.1838 допущен к священнослужению в с. Бунаково, 2.06.1839 г. утвержден священником, 16.12.1843 определен в Сольбинскую пустынь. Под запрещением священнослужения за пьянство, неприличное поведение, отправление молебного пения в пьяном виде; за помятие огородных овощей священника Макара Панова с. Андреевского штрафован 100 земными поклонами; в 1840 г. за самовольную порубку леса Лукиановой пустыни штрафован 300 руб. серебром, 31.01.1845 г. «по причине нетрезвенной и буйственной жизни» переведен в Лукианову пустынь, где был до 27 июня 1851 г. под запрещением, после исправлял священнослужение и клиросную должность.
- 1835 – 1840 гг. – священник Панов Макарий Семенович. Окончил богословское отделение Владимир. дух семинарии в 1807 г. Рукоположен во священник к церкви с. Кривдино Юрьев. у. В 1835 г. переведен в с. Андреевское. † к 1860 г., жена Анна Егоровна ок. 1791 г.р., дочь Елизавета ок. 1820 г.р. (замужем за свящ. Аедоницким).
- 1841 – 1869 гг. – священник Аедоницкий Абрам Иванович ок. 1820 г.р. - † 24.06.1869 г. Окончил Владимир. дух семинарию в 1840 г. по I разряду 17-м учеником. Жена Елизавета Макаровна (ок. 1820 г.р., дочь священника Панова), дети Василий ок. 1834 г.р. (ко. ВДС в 1866 г., с 1866 по 85 г. – свящ. с. Ивановское-Ухтомских Алекс. у., вышел за штат вследствие слепоты), Мария ок. 1850 г.р., Николай ок. 1852 г.р.
- 1869 – 1894 гг. — священник Добротворский Зиновий Алексеевич. Ок. 1822 г.р. Сын священника пог. Унжи Меленковского у. Имел двоих братьев и пять сестер. Окончил Муромское дух. училище и Владимир. дух семинарию в 1842 г. по II разряду 25-м учеником. Женат на дочери (?) священника с. Новоселки-Кудрино И.В. Цветаева. 4.02.1844 г. рукоположен во священника в с. Самарино Алекс. у., с 1848 г. исполнял должность ведомственного депутата. В 1869 г. перемещен на лучший приход в с. Андреевское. Много занимался благоустроением и украшением храма, открыл церковно-приходскую школу. С 1877 г. был духовником благочиния. Имел все награды до наперсного креста. † 9.01.1894 г. Отпевание было совершено 17-ю священниками. На его могиле прихожанами был поставлен гранитный памятник.
- 1894 — 1897 гг. — священник Малинин Артемий Дмитриевич, окончил ВДС в 1858 г. по II разряду 34-м учеником. С 1860 г. — священник с. Ельца Юрьев. у., затем с. Андреевского. В 1897 г. определен за штат.
- 1897 – 1910 гг. – священник Тростин Василий Иванович. Окончил Владимир. дух семинарию в 1894 г. по I разряду. В 1897 г. рукоположен во священника к церкви с. Андреевского. 11.03.1910 г. по прошению перемещен в с. Ковырево Юрьевского у.
- 1910 – 1930 гг. — священник Сущевский Алексей Васильевич родился в 1874 г.р. в с. Васильевском Юрьев-Польского уезда Владимирской губ. Семья: Отец – псаломщик, затем священник Покровской церкви с. Васильевского. Братья священники Иосиф (1876 г.р.) и Иоанн (1885 г.р.) Сущевские репрессированы. Жена Александра Ивановна (в девичестве Виноградова, дочь священника с. Каринского Александр у., р. 5.05.1873 г., с 1924 г. лишена избирательных прав); дети: Сергей (р. 18.09.1897 г., окончил ВДС, 1924 г. — учитель в Сергиевском уезде), Александра (р. 31.03.1901 г. окончила женскую гимназию г. Александрова, 1924 г. — замужем за учителем), Николай (р. 1.11.1902 г., в 1924-33 г. лишен избират. прав в с. Андреевском, по болезни не способен к физич. труду), Анатолий (р. 20.12.1906 г., 1924 г. – в с. Андреевском). Образование: ВДУ, ВДС (1894 г. по 2 разряду). Рукоположение: 7.11.1893 г. – посвящен в стихарь. 3.11.1896 г. – во диакона. 6.11.1896 г. – во священника. К 1924 г. – возведен в сан протоиерея. Служение: 27.10.1894 г. – сентябрь 1895 г. — учитель церковно-приходской школы с. Карачарово Муромского уезда. Октябрь 1895 г. – 19.09.1896 г. — законоучитель и учитель церковно-приходской школы д. Сафронова Меленковского уезда. 19.09.1896 г. – 10.03.1910 г. — священник в церкви с. Ковырево Юрьевского уезда. 14.11.1896 г. – 10.03.1910 г. — заведующий и законоучитель церковно-приходской школы с. Ковырево. С 13.08.1908 г. – 10.03.1910 г. — член благочиннического совета церквей округа Юрьевского уезда. 10.03.1910 г. – 9.02.1930 г. — священник Никольской церкви с. Андреевское Александровского уезда. 19.03.1910 г. – 1917 г. — заведующий и законоучитель церковно-приходской школы с. Андреевского. В феврале 1911 г. был уполномоченным на епархиальном съезде. С февраля 1915 г. – член благочиннического совета округа Александровского уезда. С 1916 г. – член Александро-Невского братства. С 1917 г. – «тихоновец», противостоял обновленческому расколу. С 1917 г. состоял в сельском кооперативе потребителей бухгалтером и казначеем. До 1918 г. был гласным Андреевского Волостного земства. К 1925 г. – благочинный «тихоновских» церквей Александровского округа. Награды: 18.11.1903 г. – набедренник; 10.03.1909 г. – скуфья; 6.05.1915 г. – камилавка. Репрессии: С 1920 по 1936 г. был лишен гражданских и избирательных прав как священнослужитель. В 1925 г. был вызван в г. Владимир на допрос, почему он не принадлежит к обновленческой церкви. 9.02.1930 г. – арестован Александровским отделом ОГПУ СССР по обвинению в а/с агитации против общественно-политических мероприятий советской власти. 20.02.1930 г. тройкой при ПП ОГПУ СССР по ИПО приговорен к 3 г. концлагеря. Реабилитация: 14.04.1989 г. – Прокуратурой Владимирской обл.
Диаконы: - 1758 – 1777 гг. – Алексей Федоров ок. 1723 г.р. Сын Николай ок. 1751 г. (диакон).
- 1778 — 1788 гг. — Николай Алексеевич ок. 1751 г.р. — † до 1797 г. В семинарии не обучался. Рукоположен во диакона к церкви с. Андреевского 22.04.1778 г. епископом Переславским Феофилактом. Жена Акилина Андреевна ок. 1751 г.р. (дочь свящ с. Кривдино Киржач.у. Андрея Иванова, † после 1797). Дети: Георгий ок. 1773 г.р. (обучался в Переславской семинарии), Иван ок. 1774 г.р., Марфа 1780 г.р. (к 1797 г. замужем за дьячком), Домна ок. 1783 г.р., Акилина ок. 1785 г.р.
- 1797 – 1807 гг. — Георгий (Егор) Николаевич ок. 1772 г.р. Сын диакона с. Андреевского. Окончил Переслав. дух. семинарию. Жена Матрона Григорьевна ок. 1773 г.р. Был штрафован за пьянство.

Продолжение в комментариях

Категория: Александров | Добавил: Николай (07.07.2016)
Просмотров: 4301 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 Николай • 11:06, 13.10.2022
Дьячки:
- 1710 г. – Стефан Ефремович ок. 1673 г.р. Жена Евдокия Романовна ок. 1674 г.р. Дети: Сергей ок. 1703 г.р., Гликерия ок. 1704 г.р., Пелагия ок. 1705 г.р., Фирст ок. 1709 г.р.
- 1769 – 1776 гг. — Иван Васильевич.
- 1777 — 1782 гг. – Семен Алексеевич ок. 1755 г.р. 28.05.1777 г. посвящен в стихарь епископом Переславским Феофилактом. В 1781 году еще холост. Жена Матрона Никитична ок. 1761 г.р. (дочь дьячка с. Самарово Пересл.у. Никиты Алексеева).
- 1788 г. – Яков Гаврилович. Дети: Екатерина (род. 9.11.1788).
- 1797 г. – Петр Алексеевич ок. 1780 г.р. Жена Марфа Николаевна ок. 1781 г.р. (дочь диакона).
- 1860 –1876 гг. — Успенский Василий Григорьевич ок. 1829 г.р. — † после 1895, к 1892 г. за штатом. Жена Надежда Михайловна (ок. 1827 г.р.- † 08.05.1892 от чахотки), дети Евфросиния ок. 1853 г.р., Екатерина ок. 1854 г.р., Сергий (ок. 1858 г.р. — † 23.05.1892 от чахотки), Евдокия (жена псаломщика Григория Ясминова).
Пономари:
- 1745 — 1782 гг. – Михаил Семенович ок. 1729 г.р. 8.02.1745 г. была выдана новая грамота о служении. Жена Агриппина Васильевна ок. 1731 г.р. (дочь священника Кудрино-Новоселки). Дочь Елена ок. 1761 г.р. Родной брат – священник Василий Семенович.
- 1795 — 1797 гг. – Тимофей Антонович. Жена Евдокия Евдокимовна ок. 1764 гр., дети Мария ок. 1786 г.р., Федор ок. 1789 г.р. Был штрафован за пьянство.
- 1797 — 1798 гг. – Уваров Петр Яковлевич ок. 1783 г.р., сын священника с. Иркова Якова Мих. Уварова. Окончил Суздальскую семинарию. До 1798 г. пономарь в с. Андреевском Ал. у., с 1798 г. – дьячек в с. Далматове Ал. у. Посвящен во священника с. Иркова в июне 1809 г. на место отца и служил до 1852 года.
- 1844 — 1845 гг. — Михаил Кузьмич Соколов, сын Стефан ок. 1831 г.р. по исключ. из низш. отделения ВДУ 30.11.1844 г. опредлен на послушание в Лукианову пустынь
- До 1860 — Федор Самоволов, жена Марфа Ивановна, дочь Дарья (замужем за дьячком Вершинским).
- 1860 г. – Вершинский Иван Васильевич, жена дочь дьячка Дарья.
Псаломщики:
- К 1890 — 1909 гг. — Гавриил Алексеевич Ясминов † 11.05.1909 г.. Жена Евдокия Васильевна (дочь дьячка Вас. Успенского). Дети: Анна (жена псаломщика Ив. Вознесенского), Александр р. 15.08.1893 г., Ольга р. 03.06.1895 г.
- 1910 — 1913 гг. — и.д. псаломщика Иван Александрович Вознесенский. Жена Анна Гавриловна (дочь псаломщика Гавр. Ясминова). Дочь Раиса р. 12.08.1910 г.
- К 1928 г. – до 1930 г. — Кулагин Иван Михайлович, род. в 1898 г. в с. Андреевском, окончил сельскую нач. школу, до революции был крестьянином и рабочим в красильне Ипатова в дер. Недюревке, к 1928 году – псаломщик в церкви с. Андреевского, лишен с женой избирательных прав как служитель религиозного культа.

Церковный староста Гусев Федор Антипович, в 1871 г. родился в с. Андреевском, проживал там же, был старостой местной церкви. 15.01.1930 г. – арестован. 7.02.1930 г. по приговору Александровского окружного суда признан виновным в проведении а/с агитации, осужден по ст. 58-10 к 3 г. ссылки в отдаленные места, не соединенной с принудительными работами. 10.04.1930 г. определением Ивановского областного суда приговор окружного суда был заменен общественным порицанием с освобождением из-под стражи. 16.04.1992 г. реабилитирован Прокуратурой Владимирской обл.
Александровский уезд
Александровская епархия
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru