Большое Каринское — село в Александровском районе Владимирской области России, центр Каринского сельского поселения.
Село расположено в 4 км к западу от Александрова на берегу речки Пичкура (приток Шерны), близ автодороги Александров —Струнино. «Старинное село Каринское, при речке Печкуре, находится в Александровском уезде; отстоит от губернского города в 125 верст. и от уездного в 5 верст». [2]
Курган расположен в 1.5 км. к югу от с. Б. Каринское, левый берег р. Пичкура, левого притока р. Молокча. Высота 0.6 м., диаметр 3 м., у основания - кольцевой ровик. Является последним курганом могильника в урочище Братские могилы, насчитывавшего не менее двух насыпей. По внешним признакам может быть отнесен к древнерусским домонгольского времени. [3]
В XV в. Каринское принадлежало митрополичьему дому, позднее входило в состав дворцовой волости, центром которой служила Александрова Слобода.
Выбрал Иван Грозный на крутом надозерном склоне место кары над боярами, и оно поныне зовется «Каринское». Большое Каринское, Малое Каринское. А недалеко от них место, где рубили боярам головы топором,- Топориха называется.
По актам известно, что в так называемое «Литовское разорение» доблестный князь Михаил Васильевич Скопин Шуйский прибыл в Александрову слободу, построил в ней острог и, осенью 1609 года, поразил Сапегу на поле села Каринского. Находясь на пути от Москвы к Переславлю - Залесскому, где в том и другом направлении двигались мятежники, Каринское, по всей вероятности, было разорено в смутное время; разорена была, вероятно, и имевшаяся здесь церковь. Поэтому в патриарших окладных книгах только уже под 1642 годом прибылою вновь «церковь Ивана Предтечи в Государеве дворцовом селе Каринском»; дани с новоприбылой церкви положено было три алтына, 5 денег, десятильничьих гривна.
В годы Советской Власти в селе размещалась центральная усадьба совхоза «Колос».
Администрация Каринского Сельского округа округа Александров Владимирской области действует с 14 июля 2000 г. Глава сельского поселения - Козлов Николай Васильевич. Организация АДМИНИСТРАЦИЯ КАРИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ОКРУГА ОКРУГА АЛЕКСАНДРОВ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ ликвидирована 25 февраля 2016 г.
Численность населения: в 1859 г. – 470 чел.; в 1905 г. – 683 чел.; в 2010 г. - 404 чел.
МБУК "ИДК" ("ИНФОРМАЦИОННО-ДОСУГОВЫЙ КЛУБ") зарегистрирована 26 января 2009 г. Директор - Моисеева Татьяна Юрьевна. Юридический адрес: село Большое Каринское, Деревенская улица, 98.
МБОУ Каринская НОШ № 24 действует с 23 марта 2001 г. Заведующая - Федорова Лидия Васильевна. Юридический адрес: село Большое Каринское, Деревенская улица, 56. Организация МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАРИНСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 24 присоединена 12 ноября 2012 г. к МБОУ МООШ №18.
МБДОУ № 31 действует с 2 марта 2001 г. Заведующий Теперенкова Оксана Николаевна. Юридический адрес: село Большое Каринское, Деревенская улица, 17. Организация МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД № 31" ликвидирована 21 января 2015 г.
СПК "Нива" действует с 10 мая 2001 г. Председатель - Зернов Валерий Александрович. Основным видом деятельности является «Разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока».
Директором совхоза «Колос» был Орлов Григорий Васильевич. «Из-за стеклянной дверцы книжного шкафа на Орлова смотрит бронзовый Клемент Готвальд. Вот уже восемь лет совхоз «Колос» дружит с северочешским госхозом «Цвиков». За это время Орлов дважды ездил в район Чешска Липа. «Молодцы, чехи, — глядя на маленький бюст, думает Григорий Васильевич. — Какие скотные дворы понастроили! Дисциплина у них идеальная... Впрочем, и мы не лыком шиты. Все послевоенные годы хозяйство — одно из лучших в районе. Сейчас, конечно, работать посложнее: объемы производства другие. Пятнадцать лет назад собирали семьсот тонн зерна. А нынче почти две с половиной тысячи. Да и скота стало в несколько раз больше. А люди? Как у них потребности возросли! Особенно с молодыми трудно. Так и норовят некоторые в город, на легкие хлеба. А тут как раз, с одной стороны — Александров, с другой — Струнино, с третьей — Карабаново. Вот и гляди, чтобы не остаться без кадров. Сколько пришлось построить жилья! За несколько лет около восьмидесяти семей справили новоселье. Есть отличная мастерская, два зерносушильных комплекса, агрегаты по производству витаминки. Ну и все прочее». Только жалко оставлять совхоз сейчас. Такие перед селом открылись перспективы. Обозначила их Продовольственная программа. А выполнять ее ему уже не доведется. Григорий Васильевич положил на стол шариковую ручку под гусиное перо и потянулся к сигаретам. Закурив, взглянул за окно. «Да. Опять погода чудит. Середина октября, а вон сколько снега навалило. Не дай бог, поднимется сильный ветер, фермы без света останутся. Никудышно работает «Сельэлектро»... И все же, и все же», — переключился он снова на свое: кто будет его преемником. И не виноват ли он в том, что преемника в самом хозяйстве нет?..» (Ю. АЙДИНОВ. ДИРЕКТОР СОВХОЗА. 1985). СПК "Колос" действует с 3 мая 2001 г. Основным видом деятельности является «Разведение крупного рогатого скота». Организация СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КООПЕРАТИВ "КОЛОС" ликвидирована 24 марта 2009 г.
ООО "Бум-Тв" зарегистрирована 22 апреля 2008 г. Генеральный директор - Степанян Вагаршак Карленович. Основным видом деятельности является «Производство гофрированного картона, бумажной и картонной тары». Организация ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "БУМ-ТВ" ликвидирована 1 февраля 2016 г.
ОАО "Каринское" зарегистрирована 27 декабря 2010 г. Юридический: село Большое Каринское, Деревенская улица, 98. Организация ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "КАРИНСКОЕ" находится в процессе ликвидации (2019)
Каринское сельское поселение
Каринское сельское поселение образовано 16 мая 2005 года в соответствии с Законом Владимирской области № 61-ОЗ. В его состав вошли территории бывших сельских советов (с 1998 года — сельских округов): Каринского, Лизуновского, Махринского.
Администрация Каринского Сельского Поселения Александровского района Владимирской области зарегистрирована 23 декабря 2005 г.
Глава администрации - Амбарова Татьяна Ивановна.
Юридический адрес: село Большое Каринское, Деревенская улица, 98.
Территория Каринского сельского поселения расположена в основном к югу от Александрова. Площадь — 432,6 км². По территории муниципального образования протекают реки Вздериножка, Грязевка, Молокча, Пичкура, Серая.
Церковь Иоанна Предтечи
Село находилось на пути от Москвы в Переславль-Залесский и в Смутное время было разорено, а вместе в ним, вероятно, и имевшаяся здесь церковь. Поэтому в патриарших окладных книгах только под 1642 г. значится прибылою вновь «церковь Ивана Предтечи в государеве дворцовом селе Каринском... дани с новоприбылой церкви доложено было три алтына, 5 денег».
По писцовым книгам 1653 года при этой церкви значится двор попов, дьячков, приходских 35 дворов, пашни церковной по 14 четвертей в поле, сена 15 копен.
По переписным книгам 1703 года у той же церкви показано: «поп Петр Федоров, дьякон Иаков Федоров, дьячок Андрей Федоров, пономарь Иван Федоров, в приходе 74 двора».
В 1736 г. село сгорело, сгорела и деревянная церковь. Приобретена была старая церковь в с. Бужаниново и в 1737 г. освящена также в честь Иоанна Предтечи.
В 1817 г. в Каринском на средства прихожан вместо деревянного построен каменный храм.
Престолов в храме два: в холодной части - в память Усекновения главы святого Иоанна Предтечи, в теплой - святителя Николая Чудотворца.
С 1833 г. при церкви служил священник Иоанн Васильевич Капацинский, сын диакона, окончивший Владимирскую семинарию с аттестатом 1-го разряда, рукоположен во священника к храму с. Карийского, в 1843 г. определен депутатом, в 1859 г. награжден бронзовым наперсным крестом на Владимирской ленте. У о. Иоанна и его жены Анны Васильевны было четверо детей.
До 1864 г. причт Предтеченской церкви состоял из четырех человек, потом из трех: священника, диакона и псаломщика, в 1884 г. - из священника и псаломщика. Священник Иоанн Виноградов был рукоположен во иерея в 1864 г. Он окончил Владимирскую духовную семинарию с аттестатом 2-го разряда, в 1874 г. награжден набедренником.
В 1870 г. при церкви на счет благотворителей устроена каменная ограда.
1885 г. «В селе находится водяная мельница Кладбище находится вне села, на расстоянии 140 сажен. В селе Каринском, в коем 85 дворов, и д. Струнине прихожан за 1885 г. числилось 427 м. и 470 ж. пола душ, большинство которых принадлежит к крестьянскому сословию и занимается хлебопашеством и извозом; есть в приходе и раскольники (11 м. и 17 ж.). Причта по штату назначено: 1 священник и 1 псаломщик; в настоящее время священником состоит Иоанн Виноградов, который священствует с 1864 г. и имеет набедренник. При сей церкви земли: усадебной 900 кв. с., пахотной 30 д., сенокосной 6 д. в том числе неудобной 1200 кв. саж. На усадебную землю и пахотную особого плана не имеется, а означена она в окружном плане. На сенокосную землю плана и межевая книга имеются и хранятся в целости. Дома у причта — собственные — деревянные, на церковной земле. На содержание причта постоянного оклада и жалованья не получается, а получается им всего в год до 450 рублей». [2] Утварью, ризницей, Св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из предметов древности хранилось только Евангелие, печатанное в 1657 году. Церковные документы хранились в целости: копии с метрических книг с 1800 года, исповедные росписи с 1827 года. [1]
Причта по штату положено: священник и псаломщик. На содержание его получалось: а) от хлебного сбора до 60 руб.; б) от служб и требоисправлений до 650 руб.; в) от земли до 80 руб., а всего до 800 руб. в год. Дома у причта собственные на церковной земле. [1]
Земли при церкви: усадебной – 900 кв. сажень, пахотной – 30 десятин, сенокосной – 6 десятин, в том числе неудобной 1260 кв. сажень: на усадебную и пахотную землю особого плана не было, а значилась она в окружном сельском плане; на сенокосную землю план и межевая книга имелись. [1]
Приход состоял из села Каринского, сельца Курганихи (В сельце Курганихе, по преданию, цесаревна Елизавета Петровна, при жизни своей в Александровой слободе, имела свои хоромы для приезда и около них охотный двор. Сельцо Курганиха в 70-х годах XIX столетия принадлежало капитану Ивану Алексеевичу Шубину, сыну известного любимца Елизаветы Петровны Алексея Яковлевича Шубина.), деревень: Топорихи (2 версты от церкви), Струнина (3 версты), в коих по клировым ведомостям числилось 433 души мужского пола и 485 женского, из коих раскольников 33 души обоего пола. Но соседство фабрики, Соколовской мануфактуры, при деревне Струнине, конечно, значительно увеличивало число хотя и временных прихожан. [1]
В Каринском приходе, именно в д. Струнино, при фабрике Товарищества Соколовской мануфактуры существовало Училище, открытое с сентября 1881 года и помещалось в доме п. п. гражданки Е.И. Мамонтовой, в коем к 1 января 1884 г. обучалось мальчиков 115 и девочек 68. [2] Школа содержалась на средства хозяев фабрики; учащихся в 1892 — 93 учебном году было 240. [1]
При церкви в Каринском имелась церковно-приходская школа. Учащихся в 1892—93 учебн. году было 51. [1]
«В самом непродолжительном времени в селе Каринском, Александровского уезда, собирается „собор старообрядческих поморских отцов" для суда над наставником поморской секты из села Ивановского-Соболева Дмитрием Федоровым Егоровым по причине его особого учения в вопросе „о ядении и питии с иноверными". Будучи отставлен от должности наставника за двоебрачие, Егоров в отместку безпоповцам „начинает крамолу", выражающуюся в том, что, по мнению Егорова, нужно отлучать от соборного моления тех, которые едят и пьют с принадлежащими к господствующей церкви. Здесь Д.Ф. Егоров имеет в виду по преимуществу своих противников, проживающих в селе Орехове, поморских наставников Степана Васильева Арсеньева и Ивана Тимофеева Большакова, которые, живя в фабричном центре и приходя в частое соприкосновение с православными, действительно, допускают послабление в вопросе „о ядении и питии с иноверными". Для суда над Егоровым, кроме упомянутых Арсеньева и Большакова, приезжают, как слышно, некоторые „из старообрядческих лиц поморского толка гор. Москвы» (В. Е. В. № 30-й. 1907).
В Каринском, по дороге в Сергиев Посад, стояла небольшая часовня (разрушена в советское время); по преданию, она была построена на месте прежней деревянной церкви.
Священник Нефедов Сергей Васильевич (р. 1884), уроженец с. Вольское Рыбинского района Ярославской области, закончивший духовную семинарию, в 1928 г. был арестован и осужден на год принудительных работ. Арестован повторно 2 февраля 1933 г., обвинялся в участии в «контрреволюционной организации церковников "Автокефальная черная церковь"», проведении антисоветской агитации, и Особым совещанием при НКВД СССР 9 апреля 1938 г. приговорен к заключению в исправительно-трудовой лагерь на 8 лет. Наказание отбыл полностью. Потом жил в г. Гороховце Владимирской области, служил священником в местной церкви.
В советское время храм закрыт и в 40-х годах ХХ века капитально перестроен, в нем размещались почта, дом культуры.
Источники: 1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 5]. Переславский и Александровский уезды. - 1895. - 520, VI с. 2. Орлов В. М. Описание церквей и приходов Владимирской епархии. Т. 1. Александровский уезд. - Владимир, 1886. 3. Археологическая карта России Владимирская область. Под редакцией Ю.А. Краснова. Москва. 1995.
Каринское поле
Со смертью Ивана Грозного остаются его сыновья. Но Федор был не способен к делам правления, а Дмитрий - совсем младенец. Со смертью Дмитрия в 1591 г. и Федора в 1598 г. правящая династия пресеклась. В 1598 г. на трон был возведен Борис Годунов. Три года с 1601 по 1603 были неурожайными, после чего разразился страшный голод. Оставшиеся без средств к существованию, люди объединялись в группы, которые занимались грабежом и разбоем.
Начало Смуты начинается с распространения слухов, что царевич Дмитрий жив, из чего следовало, что нахождение Бориса Годунова на царском престоле незаконно. После признания польским королем Сигизмундом прав Лжедмитрия на русский трон, было собрано войско и в 1604 году пересекло границу России. После череды измен бояр и воевод, а также смерти Бориса Годунова, последовавшей в 1605 г., самозванец вступил в Москву. Большинство Московского боярства признало его законным наследником и князем Московским, а вскоре состоялось венчание Лжедмитрия на царство. Но не все московское боярство признало Лжедмитрия законным правителем. Князь Василий Шуйский через своих людей начал распространять слухе о его самозванстве. На свою сторону Шуйский привлек князей В.В. Голицына и И.С. Куракина. В мае 1606 года боярская оппозиция, воспользовавшись недовольством людей против польских наместников, устанавливавших свои порядки и презиравших православные традиции, подняла восстание, в результате которого Лжедмитрий был убит, на трон был возведен боярин Василий Шуйский. Но не настало мира и спокойствия на Руси. В 1606 году вспыхивает восстание под началом Ивана Болотникова.
Летом 1607 года объявляется новый самозванец, Лжедмитрий II, или «Тушинский вор» (по названию села Тушино, где он расположился лагерем, когда подступил к Москве). Многие города сдались самозванцу (Переславль-Залесский, Ярославль, Владимир, Углич, Кострома, Галич, Вологда), но верными Москве остаются Коломна, Смоленск, Новгород, Нижний Новгород, Казань и другие. Войска литовского гетмана Яна Сапеги осаждали Троице-Сергиевский монастырь, отряды пана Лисовского захватили Суздаль.
Но недовольство польско-литовскими захватчиками все растет. Многочисленные отряды интервентов беспощадно грабят население, даже в тех городах и селениях, которые добровольно сдались на милость нового самозванца. Во многих городах вспыхивали восстания и непрошенные гости изгонялись из своих стен. Юный полководец князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский одерживает одну победу за другой над захватчиками.
Правительство Василия Шуйского заключает с Швецией договор, в результате которого шведское войско под командованием Я. Делагарди начало действовать в союзничестве с русским, освобождая один город за другим. Жители Владимира снова присягнули царю, кроме воеводы Вельяминова. Как пишет Н.М. Карамзин «Народ велел ему (воеводе) исповедаться в церкви, вывел его на площадь, объявил врагом государства, убил каменьем и с живейшим усердием принял воевод царских».
Выгнав неприятеля из Переславля-Залесского в сентябре 1609 г., князь М.В. Скопин-Шуйский вместе с Я. Делагарди, двинулись к Москве, громя немногочисленные шайки ляхов. Вскоре они заняли Александровскую Слободу. Здесь войско остановилось, открыв сообщение с Москвой.
По свидетельству Н.М. Карамзина, князь имел войска, кроме шведов, численностью 18000 человек. С севера к нему шли новые дружины. Боярин Шереметьев с отрядом из Владимира, князья Куракин и Лыков с полками царскими присоединились к князю Михаилу. «Уже Слобода Александровская как бы представляла Россию и затмевала Москву своею важностию. Туда стремились взоры и сердца сынов отечества; туда и воины, толпами, и порознь, конные, и пешие, не многие в доспехах, все с мечом, или с копием, и с ревностию».
Князь М.В. Скопин-Шуйский
Между тем Троице-Сергиев монастырь оставался под осадой Сапеги. Мужественные защитники делали дерзкие вылазки, ослабляя противника. Князь Михаил Скопин-Шуйский послал отряд в 900 воинов и велел проникнуть в монастырь, что им удалось. Встревоженный этим событием и близостью войска Скопина-Шуйского с шведскими союзниками, Сапега с отрядом, численностью около четырех тысяч, выступил из Троицкого стана, чтобы узнать силу и численность княжеской дружины. Встретив передовую заставу княжеского войска у села Коринского, Сапега гнал ее до укреплений Александровой Слободы. Столкнувшись с значительно превосходящим войском, Сапега отступил, его гнали от стен Слободы, возле села Коринского нанеся сокрушительный удар, после которого Сапега отступил в Троицкому монастырю, все еще продолжая его осаду. Но с этого времени он сам едва ли не оказался и осаде. Разъезды, высылаемые из Слободы, Владимира и Москвы, прерывали сообщение интервентов между Троицким монастырем и Тушином, не пускали к ним ни гонцов, ни обозы с продуктами.
В январе 1610 г. была снята осада с Троице-Сергиева монастыря, а в марте того же года князь Михаил Васильевич триумфально входит в Москву.
До начала 2000-х годов местные краеведы немного времени уделяли теме Смутного времени на земле Александровской. Знали только, что существуют «Шуйские полоски» недалеко от села Большого Каринского, которые представляют собой как бы террасированный склон, ориентированный в стороны Сергиева Посада. Не исключено, что здесь стояли так называемые «острожки» с дозорами, чтобы вовремя предупредить основное войско о надвигающейся опасности. А еще - старожилы показывали приблизительное место захоронения участников сражения далекого 1609 года. Более того, в Госинспекции по охране историко-культурного наследия Владимирской области имеются две схемы, на которых схематично указаны места захоронений. К сожалению, на схемах показаны два совершенно разных участка, на одном из них много лет существует свалка бытовых отходов и что-то определить визуально не представляется возможным. В 1991—93 годах по инициативе историко-краеведческого клуба «Отечество» были определены границы историко-природного ландшафта «Шуйские полоски», куда вошли предполагаемые места захоронений, озеро Каринское с водоохраной зоной.
Историко-краеведческий клуб активно участвовал в создании мемориала, посвященного Смутному времени. В 2004 г. на отсыпанной песчаной насыпи А.В. Васенков, В.Н. Ревякин и К.Н. Усанов установили флагштоки, покрасили их. Каждый последующий год старались сделать что-то новое на этом месте. В 2005 г. была увеличена насыпь, в 2006 г. поставлен Поклонный крест, изготовленный предпринимателем Алексеем Сазоновым; и 2009 г. А.В. Васенков и В.Н. Ревякин вырубили из двух сухостойных деревьев высотой примерно по три метра фигуры, которые условно назвали «Воин» и «Ополченец»; в 2010 г. - все теми же участниками установлены бордюры вокруг креста.
Скульптуры были вырублены из двух сухостойных деревьев членами клуба В.Н. Ревякин и А.В. Васенков в 2009 году.
Деревянные скульптуры на Каринском поле были подожжены вандалами в июне 2021 года.
Историко-краеведческим клубом «Отечество» были восстановлены деревянные скульптуры
Таким образом, сформировалась Мемориальная зона, па которой проходила торжественная часть фестивалей «Отчизны верные сыны», которые, начиная с 15 августа 2003 года, проходят ежегодно. 5 августа 2012 года прошел 9-й фестиваль (в 2010 году в районе была высокая опасность возникновения пожаров, фестиваль отменила районная администрация, поэтому фестиваль прошел 9 раз, а водная и пешеходная экспедиции по местам походов Скопина-Шуйского состоялись по 10 раз).
Александровский фестиваль исторической реконструкции «Отчизны верные сыны»
Традиционно, фестиваль начинался со встречи участников межрегиональной экспедиции «Под княжеским стягом», возлагались цветы к Поклонному кресту. Вторая часть - реконструкция сражения Смутного времени с участием клубов исторической реконструкции. С каждым годом количество участников реконструкции и зрителей росло, организаторы приняли решение перенести вторую часть фестиваля, реконструкцию, в пойменную часть озера Каринского. В это время зрители удобно располагались по склону надпойменной террасы.
Одной из традиций стало приносить па Каринское поле частичку земли с мест, где происходили события в разные периоды страны, когда приходилось защищать свою страну от иноземного вторжения. В 2012 году капсулу с землей с разных мест поместили в нишу возле Поклонного креста. Одновременно, туда же поместили послание потомкам от участников межрегиональной экспедиции «Под княжеским стягом», которое, согласно надписи па мраморной плите, надлежит вскрыть через 25 лет. В 2018 году мраморную плиту разбили, капсула с землей и посланием исчезла. В этом же году в камень на насыпи была вмонтирована плита с надписью: «Вечная память предкам, сложившим головы при защите родной земли».
4 ноября, ежегодно, в ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА администрация Александровского района в лице Комитета по социальной политике, совместно с Александровским художественным музеем, проводит патриотическую акцию «Свеча памяти» на территории мемориального комплекса «Каринское поле» близ села Большое Каринское в Александровском районе.
С 2010 года зародилась еще одна традиция на Каринском поле - 4 ноября в День народного единства и память о воинах, павших в разные времена на полях сражений при защите своей Родины, проводить акцию «Свеча памяти». Школьники и взрослые возлагают цветы к Поклонному кресту и зажигают свечи - чтобы не забыть свою историю и тех, кто сохранил страну, не пожалев для этого жизнь.
Источник:
Сквозь годы и века : научно-краеведческий сборник / Владимир Ревякин. - Владимир ; Москва, 2020. - 370 с. : ил.