Деревня Слотино в Сергиево-Посадском районе Московской области
Деревня Слотино
Слотино — деревня в Сергиево-Посадском районе Московской области России, входит в состав сельского поселения Березняковское. Деревня Слотино расположена на севере Московской области, в юго-восточной части Сергиево-Посадского района, примерно в 62 км к северу от Московской кольцевой автодороги и 15 км к востоку от одноименной станции Ярославского направления Московской железной дороги в Сергиевом Посаде. «Село Слотино находится в Александровском уезде, в третьем благочинническом округе; отстоит от губернского города в 145 верст. и от своего уездного в 23 верст». [2]
Местность занимаемая селами: Гагиным, Никульеким, Исаковым и Слотиным и их приходами, была в древней Руси по актам и документам XV в. в пределах Московского великого княжества, тянула к Залесскому Переславлю и именовалась Кинела. [2] Великая княгиня София Витовтовна (в иночестве Ефросиния) завещала в 1453 г. своей духовной грамотой: «к святой Живоначальной Троице в Сергиев монастырь даю села Кинельские Чечевкино да Слотино и иныя все свои села Кинельские опрично тех всех пустошей, что ми был к тем моим селам дал волостныя пустоши сын мой великий князь; в те си пустоши и игумен с братиею не вступают да и опрично и суда — суд княжеский, да даю те свои села к тем Божиим церквам со всем с своим как было за мною за великою княгинею и с хлебом со всем и с животом, да с половиною издельного серебра, что на людех а половину издельнаго серебра велела есмь христианом серебренником отдавати опрично истрадников; страдники пойдут на слободу».
Слотино село упоминается в 1453 году как село в Кинеле, завещанное вместе со смежным селом Чечевкиным (ныне д. Слободка) и прочими Кинельскими селами великой княгиней Софьей Витовтовной в Троицко-Сергиев монастырь; но Слотино было до и при Великом Князе Василие не только государевым селом, но и попутным станом из Троицко-Сергиева монастыря в слободу; около той дороги — Суровцово (ныне деревня), Тимофеевское (ныне урочище Грачиха), Микульское (ныне село) еще по духовной 1462 года грамоте Великого Князя Василия Темного завещаны были сыну его Борису и значатся в ней: «в Кинеле», т. е. стоящими в Кинельской волости.
Дети Андрея Васильевича - Алексей Андреевич с братом Иваном
Андреевичем, были вотчинниками Переславского уезда Кодяева стана села Новоселки с деревнями и пустошами. За Алексеем Чулковым числилось село Бакино, в 1518 году он купил у своего брата Ивана и село Новоселку с дд. Дураково, Скопино и прикуп брата д. Онтушково у с. Слотина.
Во времена Ивана Грозного (1547 — 1584) здесь останавливались святители и вельможи, следовавшие в Александрову слободу с прошением к царю о его возвращении после первого выезда из столицы.
В Слотине останавливались зимой 1565 г. новгородский архиепископ Пимен (рукоположен во архиепископа Новгородского в 1552 г., в 1558 г. открыл мощи святителя Никиты Новгородского, в 1560 г. основал Введенский Тихвинский монастырь, в 1570 г. во время разгрома царем Иоанном Грозным Новгорода был схвачен, увезен в Москву, подвергнут бесчестью и сослан в Никольский Венев монастырь, где скончался в 1571) и архимандрит Московского Чудова монастыря Левкий. Они ехали в Александрову слободу просить Иоанна Грозного вернуться на царство в Москву. Владыка и архимандрит дожидались в селе разрешения на въезд в Александрову слободу.
По мнению исследователей в Слотине по велению Ивана IV был казнен князь Владимир Андреевич Старицкий в 1569 г.
Князь Владимир Старицкий родился в 1533 году. Его отцом был князь Андрей Иванович Старицкий – младший сын великого князя Московского и Владимирского Ивана III, деда Ивана IV Грозного. Как и будущий царь, его двоюродный брат Владимир рано лишился отца. Вплоть до начала 1550-х гг. он являлся наследником престола, так как единственный родной брат Ивана Грозного Юрий Васильевич Московский с детства был слабоумным и не имел возможности стать правителем. Даже после того, как у Ивана IV родился первенец царевич Димитрий, московские вельможи считались с князем Владимиром как с потенциальным новым государем. Сначала тяжело заболел сам Иван Грозный, потом младенец-царевич Димитрий погиб во время поездки на богомолье (его случайно выронила кормилица во время погрузки на лодку при переправе через реку, ребенок упал и утонул). У царя вскоре родились новые сыновья: Иван (которого потом Грозный в приступе гнева собственноручно убил ударом жезла) и не вполне полноценный, с задержками в развитии Федор – будущий царь, последний из династии Рюриковичей (позже появится еще и царевич Димитрий-младший, погибший при загадочных обстоятельствах в Угличе). Но маниакально подозрительному государю повсюду мерещились заговоры в пользу его двоюродного брата. Пытаясь ослабить влияние Владимира Андреевича в стране, Иван IV отобрал у него родовую Старицу и передал большую часть Стародубского княжества в пределах Суздальского и Владимирского уездах, включая город Стародуб-Кляземский (нынешнее село Клязьминский Городок в Ковровском районе). Однако этого царю показалось мало. У него было тогда всего два сына, из которых Федора считали едва ли не дурачком, а у Владимира Старицкого имелось 3 здоровых сына и 4 дочери, которые в будущем могли составить сильную конкуренцию слабому царскому потомству. Поэтому Иван Васильевич и решился на убийство. Владимира Старицкого с его семьей срочно вызвали в Александрову слободу, где тогда находился государь вместе со своими опричниками. По пути в Слотино посланные царем убийцы перехватили кортеж Владимира Андреевича. Его охрана не посмела сопротивляться. По официальной версии, князя Старицкого и его близких заставили принять яд, от которого они сразу скончались. Это случилось 9 октября 1569 года. Не пощадили даже 9-летнюю дочь княжну Марию, 6-летнего князя Юрия и младенца Ивана Владимировича, которому было всего несколько месяцев.
Прежде в Слотино находился деревянный путевой дворец, в котором останавливались цари и их свита во время путешествий по святым местам. Последним монархом, побывавшим в Слотинском тереме, пруд рядом с которым даже в начале XX века местные жители именовали не иначе, как Царским, стала императрица Екатерина II. Руины и фундамент дворца были видны еще в начале 1900-х годов и служили своего рода достопримечательностью для заезжих любителей старины. Однако теперь от прежнего царского терема видимых следов уже не осталось.
В «Списке населенных мест» 1862 года Слотино — село государевых волостей 1-го стана Александровского уезда Владимирской губернии на Троицком торговом тракте из города Алексадрова в Сергиевский посад Московской губернии, в 25 верстах от уездного города и становой квартиры, при ручье Жуковском, с 39 дворами, православной церковью и 267 жителями (118 мужчин, 149 женщин).
В 1892 году в Слотине была открыта школа грамоты; учащихся в 1892—93 учебном году было 12.
По данным на 1895 год — село Ботовской волости Александровского уезда с 200 жителями (95 мужчин, 105 женщин). Основными промыслами населения являлись хлебопашество, выработка бумажных тканей и размотка шелка, 11 человек уезжали в качестве прислуги на отхожий промысел.
По материалам Всесоюзной переписи населения 1926 года — село Воронинского сельсовета Шараповской волости Сергиевского уезда Московской губернии в 16 км от местного шоссе и 18,1 км от станции Сергиево Северной железной дороги; проживало 249 человек (116 мужчин, 133 женщины), насчитывалось 52 хозяйства (50 крестьянских).
С 1929 года — населенный пункт Московской области в составе:
Сменовского сельсовета Сергиевского района (1929—1930),
Сменовского сельсовета Загорского района (1930—1939),
Березняковского сельсовета Загорского района (1939—1963, 1965—1991),
Березняковского сельсовета Мытищинского укрупненного сельского района (1963—1965),
Березняковского сельсовета Сергиево-Посадского района (1991—1994),
Березняковского сельского округа Сергиево-Посадского района (1994—2006),
сельского поселения Березняковское Сергиево-Посадского района (2006 — н. в.).
Численность населения: в 1859 г. – 267 чел.; в 1886 г. – 205 чел.; в 1895 г. – 200 чел.; в 1905 г. – 208 чел.; в 1926 г. – 249 чел.; в 2002 г. – 14 чел.; в 2006 г. – 9 чел.; в 2010 г. – 3 чел.
К деревне приписано садоводческое товарищество (СНТ).
Слотинский приход
Когда здесь в первый раз построена церковь, неизвестно, но она уже существовала в начале XYII века; под 136 (1628) г. в патриарших окладных книгах значится: «церковь Ивана Богослова в селе Слотине... дани полдевяты деньги, по наказу гривна».
В 1654 году дани положено было 3 рубля 10 алтын 3 деньги, заезда гривна.
В 1708 году при этой церкви был «поп Иван Анофриев», приходских дворов 100; в 1731 году местный вдовый «поп Потапий Димитриев» постригся в монахи, а на место его переведен священник села Мишутино Иродион Иванов.
В 1799 году священник села Слотина Яков Иванов заявлял Переславскому духовному правлению, что в Слотине из давних лет существует беспридельная деревянная церковь во имя апостола и Евангелиста Иоанна Богослова с деревянной же колокольней.
В 1822 году трудами священника этого села Якова Ивановича Богословского († 1848) с прихожанами был выстроен каменный храм типа восьмерик на четверике с престолами во имя святого Иоанна Богослова, в честь Казанской иконы Божией Матери и преподобного Сергия Радонежского. Ее освятили по благословению епископа Владимирского и Суздальского Ксенофонта при настоятеле священнике Иакове Богословском.
В 1865 г. в приделах были поставлены новые иконостасы. Священник Я.И. Богословский был похоронен у алтаря воздвигнутого им храма.
Причт церковный по штату состоял из священника, диакона, дьячка и псаломщика. С 1866 г. диаконское место закрыто.
В последней трети XIX в. храм Погоста Стогово был приписан к Слотинскому храму.
1885 г. «Церковь снабжена ризницей, утварью и св. иконами достаточно; особенно замечательных вещей по своей ценности и древности нет. Кроме богослужебных книг есть книги и для духовно-нравственного чтения. Есть три часовни: 1) В дер. Ботове, издавна устроенная во имя св. пророка Илии; 2) В д. Волоскове, издавна же устроенная во имя св. мученицы Параскевы и 3) В д. Старинках, устроенная в 1877 г. в честь Преображения Господня. Кладбище находится при церкви. В состав прихода, кроме с. Слотина, в коем 52 двора, входят следующие селения: д. Старинки, д. Ботово, д. Волосково, д. Марино и д. Плеханы; последняя деревня отстоит от церкви в 6 верст. и составляет самый дальний пункт в приходе. Прихожан за 1885 г. числилось 405 м. и 458 ж. пола душ, большинство которых принадлежит к крестьянскому сословию и занимамается хлебопашеством и фабричной промышленностью; в приходе раскольников нет. Причта по штату назначено: 1 священник и 1 псаломщик; в настоящее время состоит священником Михаил Эдемский, который священствует с 1851 года и награжден камилавкой. При сей церкви земли: усадебной 1 д., пахотной 9 д., на каковую землю плана нет, но книга межевая общая с крестьянскою землею имеется и хранится в церкви. При оной церкви имеется еще отхожая пустошь, именуемая «Андреевское» — «Кривовское» тож. В ней пахотной земли 71 д., сенокосной 4 д., кустарнику 5 д., под дорогой 1 д. 125 кв. с., под полуречкой, ручьями и водороинами 2 д. 1325 кв. с., а всей земли удобной и неудобной 94 д. 145 кв. с., на каковую план и межевая книга имеются и хранятся в церкви. Оная пустотная земля находится от церкви в 3 верст. О земле дела не производится и всею землею причт владеет сам. Дома у причта собственные — деревянные, на церковной земле. На содержание причта постоянного оклада не получается, а получается им всего в год до 700 рублей. При Богословской церкви нет никаких благотворительных учреждений». [2]
Лебедев Василий Васильевич родился в с. Слотино Александров. у. в 1891 г., сын дьячка, окончил Андреевскую второклассную школу, до революции — писец волостн. правления с. Ново-Воскресенское. Арестован 12.04.1931. Осужден по ст.58 п.10 УК на 3 года высылки в Казахстан.
Престолов в храме три: в настоящей холодной во имя св. апостола Иоанна Богослова, в приделах теплых в честь Казанской иконы Божией Матери и преп. Сергия Радонежского. [1]
Утварью, ризницей, Св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Церковные документы хранились в целости: копии с метрических книг с 1803 года, исповедные росписи с 1823 года. [1]
К церкви принадлежали три часовни: а) в деревне Ботове в честь св. пророка Илии, б) в деревне Волоскове в честь св. мучен. Параскевы и в) в деревне Старинкине с 1877 года в честь Преображения Господня.
Причта по штату положено: священник и псаломщик. На содержание его получалось: от земли до 165 руб. в год, от служб и требоисправлений до 510 руб., а всего 675 рублей. Дома у причта собственные на церковной земле.
Земли при церкви: усадебной 1 десятина, пахотной около 9 десят. Кроме этого церкви принадлежала пустошь Андреевское, в коей пахотной земли 71 дес., сенокосной 4 дееят., кустарнику 5 дес., неудобной 2 дес. 1325 кв. саж. и под дорогой 1 дес. 125 кв. саж. Земля эта приложена Императрицей Екатериной II-й; на плане приложена печать с надписью: «попечением и милостию Императрицы Екатерины II-й». [1]
Приход состоял из села Слотина и деревень: Старинок (5 верст от церкви), Ботова (4 вер.), Волоскова (3 вер.), Марина (2 вер.) и Плехан (6 верст), в коих по клировым ведомостям 1897 г. числилось 434 души муж. пола и 464 женского; все православные. [1]
В 1961 году Богословская церковь была закрыта, в 1992 году возвращена верующим и отремонтирована.
По дороге в Слотино, неподалеку от Воронинских дач, в XX в. на источнике была построена часовня Иоанна Предтечи.
Источники: 1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 5]. Переславский и Александровский уезды. - 1895. - 520, VI с.
2. Орлов В. М. Описание церквей и приходов Владимирской епархии. Т. 1. Александровский уезд. - Владимир, 1886.
Село Гагино Мария Старицкая (ок. 1560—1597) — дочь Владимира Андреевича, князя Старицкого (двоюродного брата Ивана Грозного) и княгини Евдокии Одоевской (двоюродная сестра князя Андрея Курбского), жена Магнуса, короля Ливонии, принца датского. Родители Марии.