Погост Стогово в Сергиево-Посадском районе Московской области
Погост Стогово
Погост Стогово – бывшее село в Сергиево-Посадском районе Московской области России, сельское поселение Березняковское.
Расположен на севере Московской области, в юго-восточной части Сергиево-Посадского района, у границы с городским округом Красноармейск и Александровским районом Владимирской области, на Московском большом кольце А108, примерно в 62 км к северо-востоку от Московской кольцевой автодороги и 16 км к востоку от станции Сергиев Посад Ярославского направления Московской железной дороги, по правому берегу реки Молокчи бассейна Клязьмы. «Село или правильнее погост Стогов находится в Александровском уезде, в третьем благочинническом округе; отстоит от губернского города в 143 верст. и от своего уездного в 23 верст., от Троице-Сергиевой Лавры в 17 верст., неподалеку от Махрищского монастыря». [2]
Местное предание, неподтвержденное впрочем никакими письменными свидетельствами, начало церкви на этом месте относит к глубокой древности. Чудотворная икона Святителя Николая, по этому преданию, явилась на одном из сенных стогов, в память чего и построена была здесь первая церковь и местность сама получила название «Стогово».
Достоверные сведения о существовании в Стогове церкви относятся к началу XVII века; в 1628 году «в селе Стогове, по патриаршим окладным книгам, значится церковь «Николы Чудотворца», дани она платила в патриаршую казну «полдевяты деньги и по наказу гривну». Под 150 (1642) годом Стогово значится в тех же книгах «дворцовым селом», а в 162 (1654) году церковь платит дани 2 рубля 7 алтын с деньгою. В 1683 году, по свидетельству местного священника Михаила Иванова, данному Переславскому Духовному правлению в 1799 году, церковь в Стогове была перестроена на средства приходских людей.
В XVIII в. Стоговом и окрестными землями владел Семен Кириллович Нарышкин (1710-1775). Он получил прекрасное по тому времени образование в доме своего отца, Кирилла Алексеевича Нарышкина. Был пожалован в камер-юнкеры при дворе императрицы Анны Иоанновны. По смерти ее уехал за границу, в Россию вернулся только после вступления на престол императрицы Елизаветы Петровны. Эта осторожность обеспечила Семену Кирилловичу дальнейшую карьеру. Находясь в Париже, он 4 мая 1741 г. был пожалован в камергеры, 31 декабря того же года назначен чрезвычайным посланником в Англию. В 1743 г. отозван в Петербург, в 1744 г. встречал приезжавшую в Россию принцессу Софию Ангальт-Цербстскую (будущую Екатерину II), избранную невестой наследнику российского престола, великому князю Петру Федоровичу, и был назначен гофмаршалом его двора. Одно время он был фаворитом императрицы Елизаветы, пожалован обер-егермейстером двора, удостоен высшей награды Российской империи, ордена Святого апостола Андрея Первозванного. Во все время царствования Елизаветы Петровны он пользовался ее расположением. Нарышкин был очень богат, считался первым щеголем своего времени, славился не только роскошью, но и изящным вкусом. У него был прекрасный театр. Капельмейстер его оркестра Иоганн Мареш изобрел оркестр роговой музыки, появившейся в России впервые в 1750-х гг. Нарышкинский оркестр достиг хороших результатов, и с тех пор многие русские вельможи стали заводить у себя подобные оркестры. В браке с Марией Павловной, урожденной Балк-Полевой, Семен Кириллович имел двух детей, но они скончались в младенчестве. Стогово перешло к Щербатовым. Сестра Марии Павловны Нарышкиной, Наталья Павловна (1726-1791), была замужем за капитаном гвардии князем Петром Михайловичем Щербатовым (1724 - после 1762).
Погост Стогово, Переслав-Залесская провинция, Московская губерния.
В 1742 г. у священник Ивана Семеновича Подобедова родился сын Андрей (будущий митрополит Новгородский Амвросий). Священник Иван Семенович Подобедов скончался в 1762 году. К юго-востоку от алтаря храма стоял белокаменный надгробный памятник родителям митрополита Амвросия иерею Иоанну и Наталии.
В 1778 году, когда была образована Владимирская губерния, а село Стогово вошло в состав новоучрежденного Александровского уезда, архимандрит Амвросий был рукоположен в сан епископа.
К началу XIX в. деревянная церковь погоста Стогово обветшала настольно, что развалилась ее паперть. Об этом местный священник о. Михаил писал уроженцу села митрополиту Новгородскому и Петербургскому Амвросию.
В 1802 году, в канун своего 60-летия, митрополит Амвросий вспомнил о родном селе. Договорился с местным помещиком, сенатором, тайным советником князем Павлом Петровичем Щербатовым, который в ту пору только что вышел в отставку, о возведении нового каменного храма в Стогово.
Из переписки митрополита со священником погоста Стогово видно, что деньги, необходимые для построения нового храма, высокопреосвященный Амвросий передал князю П.П. Щербатову: «Всечестный отец Михаил! Письмо Ваше я получил. Падение паперти вынуждает на построение церкви новой. Почему и решилися мы с Его Сиятельством на оное. Сумму, ту, о которой говорили в Москве, я назначил и предоставил распоряжению Его Сиятельства. Прошу и Вас поспешествовать всему, что будет от Вас зависеть. Вам поручено будет съездить к Преосвященному Владимирскому для получения храмозданной грамоты, к коему и от меня письмо отдано. Пребывая впрочем Вам все-усердный доброжелатель Амвросий Митрополит Новгородский. Февраля 13-го дня 1802 г.».
Письмо князя П.П. Щербатова настоятелю храма о. Михаилу: «Священноиерей Михайло Иванович. Письмо Ваше от 27 числа генваря я получил, в котором уведомляете меня о ветхости церкви Стоговского погоста, но как уже прежде получения Вашего письма решился я вместо старой построить новую каменную, и на сей случай прилагаю у сего к Его Преосвященству Ксенофонту Епископу Владимирскому просительные письма, одно от меня, а другое от Преосвященнейшего Митрополита Амвросия, оба в одном конверте, с которыми Вы, по получении, должны отправиться во Владимир, и, вруча оныя, просить указа о позволении для построения новой церкви, а как Вы возвратитесь с получением указа, то прошу ко мне о том отписать, еще же прошу уведомить меня, сколько у Вас при церкви имеется ныне наличной денежной суммы, ибо оное сведение нужно мне доставить без замедления для употребления оной суммы на строение новой церкви. Впрочем с почтением навсегда пребуду покорный слуга Князь Павел Щербатов. Февраля 17-го дня 1802 г. С. Петербург».
Храмозданная грамота была получена 16 марта 1802 г.
В церкви сохранялись 17 писем князя Щербатова настоятелю храма с указаниями архитектору.
Вместе со своей супругой Анастасией Валентиновной, дочерью фельдмаршала графа Мусина-Пушкина, князь Щербатов поддержал инициативу владыки и активно наблюдал за строительством. Князь и митрополит поделили расходы пополам.
Построенный в 1803 году митрополитом Амвросием и князьями Щербатовыми храм был сооружен в архитектурном стиле классицизма с невысокой увенчанной шпилем трехъярусной колокольней. Тогда же митрополит установил новые гранитные памятники на могилах своих родителей в Стогово.
Стоговские помещики остались в истории Владимирской губернии еще и благодаря своим родством с генерал-фельдмаршалом графом Суворовым-Рымникским. Дочь князей Щербатовых княжна Наталья Павловна вышла замуж за владимирского помещика графа Александра Николаевича Зубова, внука Суворова, помещика села Фетиньино (что ныне в Собинском районе). В свой черед их внук граф Валентин Платонович Зубов в 1912 году основал первый Российский институт истории искусств…
Портреты строителя храма князя Павла Петровича Щербатова (1762-1831) и его супруги Анастасии Валентиновны (1774-1841) были написаны Орестом Кипренским.
Павел Петрович, сын гвардии капитана Петра Михайловича Щербатова и Натальи Павловны Балк-Полевой (1726-1791), получил воспитание в Сухопутном кадетском корпусе, откуда был выпущен в 1782 г. поручиком в армию. В том же году произведен в капитаны, в следующем переведен поручиком в Преображенский полк. В 1784 г. пожалован в камер-юнкеры, а в 1793 г. - в действительные камергеры. В 1796 г. назначен герольдмейстером, а в 1798 г. пожалован в сенаторы с производством в тайные советники. Павел Петрович был награжден орденами Святой Анны 1-й степени, Александра Невского и Иоанна Иерусалимского. В 1800 г. уволен в отставку с чином действительного тайного советника. Щербатов был также почетным опекуном Петербургского присутствия Опекунского совета. От брака с дочерью фельдмаршала графа Валентина Платоновича Мусина Пушкина (1735-1804), Анастасией Валентиновной, Павел Петрович имел трех дочерей: Прасковью (1795-1820, замужем за князем Борисом Николаевичем Юсуповым), Марию (ум. 1797) и Наталью (1801-1868). Она была замужем за графом Александром Николаевичем Зубовым (1797-1875). Он получил образование в Пажеском корпусе, который окончил успешно: имя его было записано на мраморную доску. 14 апреля 1814 г. выпущен из камер-пажей Императрицы Марии Феодоровны в кавалергарды; в 1816 г. произведен в поручики; в 1817 г. назначен адъютантом к шефу Кавалергардского полка Ф.П. Уварову; в 1819 г. в ротмистры; в 1820 г. вернулся во фронт и получил в командование запасный эскадрон. Однако эскадроном он прокомандовал только около года, 21 августа 1821 г. назначен адъютантом к князю П.М. Волконскому. В этой должности Зубов оставался до 1825 г., когда был произведен в полковники и снова получил эскадрон. 21 января 1827 г. уволен от военной службы для определения к статским делам. В 1831 г., состоя в придворном звании камергера, Зубов был назначен для особых поручений в Министерство внутренних дел. В этой должности он оставался до 1837 г. Впоследствии он дослужился до чина действительного статского советника. В 1821 г. Зубов вступил в браке княжной Натальей Павловной Щербатовой (1801-1868). Наталья Павловна Зубова после отца владела Стоговом, После нее имение перешло к ее сыну графу Платону Александровичу Зубову (1835-1890). У Зубовых было 5 детей, но только один дожил до зрелого возраста: граф Платон Александрович, умерший в 1890 г. в чине тайного советника. У него было трое сыновей: Александр (1877-1940), Сергей (1881 — 1964) и Валериан (1884-1969), доктор философии, профессор истории искусств в Петербургском университете, директор государственного музея в Гатчине.
Перед смертью митрополит Амвросий завещал в дар выстроенному им Никольскому храму села Стогово икону Воздвижения Животворящего Креста Господня и золотой наперсный крест с алмазами с частицей животворящего древа Креста Господня. Этот крест в 1816 году ему прислал патриарх Константинопольский Поликарп. В 1820 г. этот крест был прислан в Стогово и находился в церкви на иконе Воздвижения Честного Креста, украшенной серебряной ризой. Крест вместе с явленной иконой Николая Чудотворца прежде привлекал в Стогово тысячи богомольцев, причем было немало случаев исцелений от этих святынь.
В 1818 г. митрополит Новгородский Амвросий умер.
В 1826 г. у церкви были погребены иерей Михаил Иванов, при котором и была построена каменная церковь, иерей Сергий Алексеевич Сокольский, служивший при храме с 1840 по 1863 гг.
В последней трети XIX в. храм погоста Стогово был приписан к Слотинскому храму.
В 1888 года в Стогове открыта церковно-приходская школа (учащихся в 1892—93 году 5.). В это время священником церкви был Дмитрий Троицкий (рукоположен во священника в 1863 г., награжден набедренником). Его сын Николай (род. 1867) в 1881 г. окончил Переславское Духовное училище и в 1887 г. - Вифанскую семинарию. Отцу Дмитрию Троицкому помогали в служении сверхштатный дьячок Василий Алексеевич Лебедев, сын которого Александр в 1888 г. окончил Вифанскую семинарию, и псаломщик Яков Ключарев, чей сын Николай в 1890 г. также окончил Вифанскую семинарию.
21-го сентября 1899 г. было особенное торжество в церкви с. Стогова: сюда прибыл урожденный этого села о. архимандрит Московского Сретенского монастыря Дмитрий; накануне этого дня о. архимандрит совершил всенощное бдение: утром же 21-го Божественную Литургию совершал в сослужении 5-х священников, между прочим и прибывшего нарочито к торжеству священника Н. Сокольского из Харькова, как уроженца села, с сыном — диаконом из г. Богородска, К Литургии прибыли Попечитель церковно-приходских школ уезда Предводитель Дворянства С.С. Стромилов, Земский Начальник Д.В. Головин и Почетный Мировой Судья Н.П. Яковлев. По окончании Литургии был совершен крестный ход во вновь устроенное школьное здание для освящения его. Перед молебном о. Уездным Наблюдателем сказана была речь, в которой он призывал всех к радости по поводу сего торжества. Как церковь, так и школы были полны народа; хотя день был будничный, но крестьяне устроили праздник и большинством пришли на торжество. И нельзя было в этот день не радоваться и не попраздновать крестьянам!
О. архимандрит устроил здание для школы со всеми удобствами: здание в два этажа, по лицу имеет 25 арш. в ширину 18, с помещениями на два класса, две комнаты для общежития, две для учителя, одна библиотечная и две для кухни и столовой; все здание каменное, с деревянными службами, с колодцем стоили о. архимандриту более 15,000 рублей. Здание устроено в память родных о. архимандрита, как много потрудившихся на поприще обучения детей местных крестьян в духе церкви христианской. Последним из деятелей был брат о. архимандрита, ныне еще здравствующий и несущий обязанности псаломщика того села по преемству от своего родителя. В виду же трудов усопших родных перед литургией была отслужена панихида. По окончании молебна, перед многолетием, о. архимандриту от местных крестьян была поднесена икона Св. Николая, при чем местным священником было сказано трогательное слово. По возвращении крестного хода в храм о. архимандритом во вновь устроенном и освященном молитвой и кроплением св. воды здании была предложена гостям трапеза, на которой Предводитель Дворянства провозгласил здравицу за Их Императорских Величеств, о. Архимандрит провозгласил многая лета архиепископу. Владимирскому Сергию, было также сказано многолетие о. Архимандриту, о. Уездный Наблюдатель приветствовал здравицей Предводителя Дворянства, а в лице его всех дворян уезда, как сочувствующих церковно-школьному делу; также приветствовал Земского Начальника и Почетного Мирового Судью, как гласных земства, а в лице их и всех гласных, как не забывающих и идущих навстречу Церковной школе.
Здесь же за трапезой о. Архимандрит выразил желание, чтобы школа эта была второклассною; если на то последует согласие Училищного Совета, он устроит и еще здание, которое нужно будет по потребностям школы, — устроит также здание для кузнечно-слесарного мастерства, в котором нуждается местность. Выразил желание устроенное им здание содержать на свой счет. Радость о Церкви Стоговской исполнила сердца всех присутствующих и на общем совете постановлено, чтобы 21-е сентября было всегда школьным праздником, освящаемым богослужением в храме и молитвой торжественной в школе: перед Литургией совершать панихиду по усопших родных о. Архимандрита, в школе же молебен Св. Димитрию Ростовскому, как покровителю о. Архимандрита. Дело о преобразовании Стоговской школы во второклассную передано в Уездное Отделение; нужно думать, что желание о. архимандрита осуществится. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 24-й. 1899 г.).
1885 г. «Ризницей, утварью и св. иконами церковь снабжена достаточно. Из икон замечательны: а) Воздвижения честного Креста Господня и б) явленная икона Св. Николая Чудотворца, доселе находящаяся в церкви Стоговской в иконостасе в нижнем поясе. Письмо этой иконы ясно свидетельствует о древности ее и еще особенно замечательно то, что она сохранила до того свежесть красок, как будто бы только недавно была написана, а между тем положительно известно, что икона, со времени самого явления ее, никогда не была поновляема. Кроме богослужебных книг есть книги и для назидательного чтения. Существуют две деревянные часовни: 1) в дер. Воронине устроена в 1871 г. на месте сгоревшей в 1865 г. такой же часовни и 2) в дер. Бобыреве, когда и по какому случаю устроена в честь иконы св. мученицы Параскевы, неизвестно (разрушена в советское время). Кладбище находится при церкви. В состав прихода, кроме пог. Стогова, в коем 4 двора, входят следующие селения: д. Малинники, д. Воронино, д. Взгляднево, д. Бобырево и д. Зажегино; д. Бобырево отстоит от церкви в 5 верст. и составляет самый дальний пункт в приходе. Прихожан за 1885 г. числилось 302 м. и 332 ж. пола душ, большинство которых принадлежит к крестьянскому сословию и занимается хлебопашеством и фабричной промышленностью; в приходе раскольников нет. Причта при сей церкви по штату положено: 1 священник и 1 псаломщик; в настоящее время священником состоит Дмитрий Троицкий, который священствует с 1863 г. и имеет набедренник. При сей церкви земли: усадебной 1 д. 626 кв. с., под кладбищем 746 кв. с., пахотной 30 д. 2126 кв. с., сенокосной 5 д. 2370 кв. с., под проселочными дорогами 1596 кв. с., под полуречкой и водороинами 2 д. 210 кв. с., под болотом 20 д. 1805 кв. с., всей земли с неудобной 61 д. 2278 кв. с., в том числе земли заросшей лесом березовым и осиновым дровяным находится примерно 2 д. Сия земля означена в общем господском плане отдельно. Особенного плана на сию землю и межевой книги при церкви не имеется, причт сею землею владеет сам, дела о земле не производится. Дома у причта собственные — деревянные, на церковной земле. На содержание причта постоянного оклада не получается, а получается им всего в год до 645 рублей». [2]
Престолов в храме два: в холодной во имя св. Николая Чудотворца, а в трапезе теплой во имя святителя Амвросия Медиоланского.
Утварью, ризницей, Св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из Святых икон замечательны: 1) икона св. Николая Чудотворца, очень древнего письма; икона эта почиталась «явленной» и чудотворной. 2) Икона Воздвижения Животворящего Креста Господня; в этой иконе укреплен наперсный золотой с алмазами крест с частицей животворящего древа креста Господня, приложенный в церковь по завещанию митрополита Амвросия по его смерти. Этот крест прислан был Амвросию в 1816 году Константинопольским патриархом Поликарпом, при особой грамоте, которая также хранилась в Стоговской церкви. На поклонение этому кресту по воскресным и праздничным дням стекалось немалое число богомольцев из окрестных селений. Кроме того причт Стоговский с разрешения Духовной консистории посещал с этим крестом и соседние других приходов селения в особенности при несчастных случаях.
Напрестольное Евангелие в церкви очень древнее, печатано в 7142 (1634) году при патриархе Филарете; на нем были подписи по листам: «дал сию книгу Троицкого Сергиева монастыря»... другой рукой: «Евангелие Троицкаго архимандрита Нектария (1633—1640 г.г.) поволочь и Евангелисты приложить отдать в церковь, где скудное место»... первой рукой: «отдано в церковь Николая Чудотворца в доброе село Стогово по себе и по своих родителях будущаго ради покаяния и вечных благ наслаждения». [1]
В церковном архиве хранилось несколько писем Митрополита Амвросия и князя Щербатова, писанных местному священнику во время постройки каменного храма. [1]
Церковные документы хранились в целости: копии с метрических книг с 1802 года, исповедные росписи с того же года. [1]
Причта по штату положено священник и псаломщик. На содержание его получалось: а) от земли пахотной и сенокосной 100 руб.; б) процентов с причтового капитала (886 руб.) 33 руб. 60 коп.; в) от служб и требоисправлений до 400 руб. и г) от посторонних богомольцев, приходящих на поклонение Животворящему древу от 30 до 50 руб., и всего до 580 руб. в год. Дома у причта собственные на церковной земле. [1]
Земли при церкви: усадебной 1 дес. 626 кв. саж., пахотной 30 дес. 2126 кв. саж., под кладбищем 746 кв. саж., под дорогами 1596 кв. саж., под полуречкой и водороинами 2 дес. 210 кв. саж., сенокосной 5 дес. 2370 кв. саж., под болотом 20 дес. 1805 кв. саж., из нее 2 дес. поросли дровяным лесом, а всего 61 дес. Земля эта значится в общем плане с помещичьей землей. [1]
Приход состоял из погоста и деревень: Малинников (1/2 вер. от церкви), Воронина (3 вер.), Взгляднева (4 вер.), Бобырева (5 вер.) и Зажегина (3 вер.), в коих по клировым ведомостям 1897 г. числилось 313 душ муж. пола и 353 женского; все православные. [1]
Настоятель Никольского храма иеромонах Иероним (Иван Васильевич Киселев, р. 1873) арестован 26 января 1938 г. и 17 февраля расстрелян на Бутовском полигоне.
Разоренный в 1930-е годы стоговский храм, лишившийся куполов и колокольни, возвратили верующим в 1997-м году. Его постепенно восстанавливают, в сохранившейся трапезной части совершаются богослужения, хотя расположенное по соседству охотохозяйство несколько лет вело настоящую войну против родины митрополита Амвросия, вновь пытаясь добиться закрытия и разрушения церкви – памятника истории и архитектуры, а также сноса кладбища! И это не в 1937-м году и не в 1960-м, а уже в XXI веке.
Деревня Малинники
Южнее Погоста Стогово находится дер. Малинники.
В «Списке населенных мест» 1862 года — владельческая деревня 1-го стана Александровского уезда Владимирской губернии по левую сторону Троицкого торгового тракта из города Алексадрова в Сергиевский посад Московской губернии, в 24 верстах от уездного города и становой квартиры, при реке Молокче и ручье Войдига, с 46 дворами и 265 жителями (128 мужчин, 137 женщин).
По данным на 1895 год — деревня Ботовской волости Александровского уезда с 310 жителями (150 мужчин, 160 женщин). Основными промыслами населения являлись хлебопашество, выработка бумажных тканей и размотка шелка, 22 человека уезжали в качестве фабричных рабочих на отхожий промысел в Москву и Богородск.
По материалам Всесоюзной переписи населения 1926 года — центр Малинниковского сельсовета Шараповской волости Сергиевского уезда Московской губернии в 17,1 км от местного шоссе и 20,3 км от станции Сергиево Северной железной дороги; проживало 310 человек (152 мужчины, 158 женщин), насчитывалось 61 крестьянское хозяйство.
С 1929 года — населенный пункт Московской области в составе:
Малинниковского сельсовета Сергиевского района (1929—1930),
Малинниковского сельсовета Загорского района (1930—1954),
Березняковского сельсовета Загорского района (1954—1963, 1965—1991),
Березняковского сельсовета Мытищинского укрупненного сельского района (1963—1965),
Березняковского сельсовета Сергиево-Посадского района (1991—1994),
Березняковского сельского округа Сергиево-Посадского района (1994—2006),
сельского поселения Березняковское Сергиево-Посадского района (2006 — н. в.).
Источники: 1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 5]. Переславский и Александровский уезды. - 1895. - 520, VI с.
2. Орлов В. М. Описание церквей и приходов Владимирской епархии. Т. 1. Александровский уезд. - Владимир, 1886.
Город Александров.