Главная
Регистрация
Вход
Четверг
28.03.2024
22:53
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1589]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [179]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2393]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [126]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Александров

Митрополит Санкт-Петербургский Амвросий (Подобедов)

Митрополит Амвросий (Подобедов)

Род дворян Подобедовых генеалогами возводится к первой половине XVI столетия, но их родословие во многом представляется легендарным. Странным кажется то, что благородные господа Подобедовы при Петре Великом и его ближайших преемниках перешли в духовное звание, став служить священниками и даже дьячками. Для XVIII столетия подобное превращение было исключением из правил. Возможно, благородных предков митрополит получил, так сказать, задним числом, приписавшись к дворянам-однофамильцам.
Родился Андрей 30 ноября 1742 года в семье священника храма Св. Николая Погоста Стогово Переслав-Залесской провинции Московской губернии Ивана Семеновича Подобедова (†1762) и его жены Наталии Алексеевны (†1757). При крещении ему было наречено имя Андрей.
С 1757 года обучался в Троицкой семинарии (на территории Троице-Сергиевой лавры), где продемонстрировал блестящие способности.
В 1762 году скончался его отец, тому времени Андрею уже исполнилось 20 лет. После окончания курса семинарии в 1765 г. был оставлен в качестве преподавателя.
С 17 ноября 1765 года назначен катехизатором и библиотекарем; с 25 июня 1767 года — преподавателем латинского грамматического класса.
Принял монашеский постриг 12 февраля 1768 г. и был наречен Амвросием и в том же году рукоположен в иеродиакона, а затем в иеромонаха. В августе 1768 года переведен в московскую Славяно-греко-латинскую академию в Москве – в ту самую, где прежде учился Ломоносов, на должность второго проповедника.
5 сентября 1771 г. иеромонах стал префектом академии. С 1773 года — профессор богословия. 18 августа 1774 года назначен ректором академии с возведением в сан архимандрита Заиконоспасского монастыря.
В качестве проповедника Амвросий стал известен императрице Екатерине II. В 1778 году, когда была образована Владимирская губерния, а родина Подобедова село Стогово вошло в состав новоучрежденного Александровского уезда, архимандрит Амвросий 5 июня 1778 года хиротонисан во епископа Севского и Брянского, викария Московской епархии архиепископами Гавриилом (Петровым) и Платоном (Левшиным). Открыл в Севске семинарию, а в Орле и Брянске духовные училища.
Его проповеди «не отличались ни блистательными картинами, ни свободным течением речи, но в них есть сила мысли и достаточная чистота русского языка». В 1779 году опубликовал первый на русском языке учебник «Руководство к чтению Священного Писания Ветхого и Нового Завета», который выдержал семь переизданий за 60 лет.
С 1781 года член Московской синодальной конторы. 25 апреля 1781 года переведен в Крутицкую епархию - епископ Крутицкий. Возобновил Крутицкую семинарию, открыл духовные училища в Боровске и Белеве.
27 марта 1785 года - архиепископ Казанский и Свияжский. В Казани восстановил после пожара здания семинарии, собора, консистории и новокрещенских школ. Выписывал преподавателей из Москвы, посылал лучших учеников учиться в Москву и Санкт-Петербург. Настолько повысил уровень преподавания, что в 1797 году семинария была преобразована в Казанскую духовную академию.
Наследник престола великий князь Павел Петрович познакомился с Амвросием Подобедовым не позже 1775 года в Москве, когда архимандрит Амвросий произносил приветственную речь на дне рождении первой супруги Павла Петровича. Когда Амвросий Подобедов был в 1785 году переведен в Казань архиепископом, то Павел Петрович направил ему приветственное письмо.
В 1795 году Амвросий назначен членом Святейшего Правительствующего Синода.
После 1795 года Казанский архиепископ Амвросий (Подобедов) из Санкт-Петербурга дважды выезжал в Казань для организации встречи в Казани императора Павла I. В 1797 году во время коронационных торжеств архиепископ Амвросий узнал о желании императора посетить г. Казань. 19 апреля владыка Амвросий испросил императорского соизволения на поездку в Казань для подготовки встречи императора. Первая поездка Павла I в Казань не состоялась, 18 Декабря 1797 г. именным указом Павел I вызвал Амвросия в Санкт-Петербург: «Преосвященный архиепископ Казанский! Находя прибытие ваше сюда нужным, Я желаю, чтоб ваше преосвященство оным поспешили».
10 февраля 1798 году владыка Амвросий был отпущен из Санкт-Петербурга в Казань, чтобы подготовиться к встрече императора. В мае 1798 года для высочайшего смотра вновь сформированных пехотных частей император Павел I в сопровождении великих князей Александра и Константина и свиты направился в Казань. 25 мая император со свитой прибыли в Свияжск, где их встретил архиепископ Амвросий. После переправы через Волгу архиепископ Амвросий отправился в Казанский кремль, где с высшим духовенством и представителями гражданской власти и дворянства во главе с гражданским губернатором Д. С. Казинским, встречал императора и свиту на паперти кафедрального Благовещенского собора в Казанском кремле. 30 мая 1798 года, сопровождаемые архиепископом Амвросием, казанскими дворянами и чиновниками, император со свитой отправились в экипажах к берегу реки Волги, которую переехали в шлюпке, и, в заранее переправленных придворных экипажах, пустились в обратный путь.
3 июня 1799 года император издал указ, по которому предписывал управлять делами московских старообрядцев архиепископу Казанскому Амвросию (Подобедову). Последний высказал ряд требований (поминовение на Великом входе царя, Синода и правящего архиерея) выполнить которые старообрядцы отказались. Новый императорский указ от 22 августа 1799 года предписывал прекратить с московскими старообрядцами всякие отношения.
С 16 октября 1799 года, по увольнении митрополита Гавриила (Петрова) от управления Петербургской епархией, был назначен архиепископом Санкт-Петербургским, Эстляндским и Выборгским. 19 декабря 1800 года в его ведение была включена также и Новгородская епархия.


Митрополит Амвросий

10 марта 1801 г. владыка получил сан митрополита - митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Выборгский (впоследствии, после присоединения Финляндии, — «Финляндский» вместо «Выборгский»).
Как первоприсутствующий в Синоде, был в конфликте с обер-прокурором Синода А. А. Яковлевым, добился его увольнения за превышение полномочий, законодательно закрепленных за должностью обер-прокурора.

В 1802 году, в канун своего 60-летия, митрополит Амвросий вспомнил о родном селе. Договорился с местным помещиком, сенатором, тайным советником князем Павлом Петровичем Щербатовым, который в ту пору только что вышел в отставку, о возведении нового каменного храма в Стогово. Вместе со своей супругой Анастасией Валентиновной, дочерью фельдмаршала графа Мусина-Пушкина, князь Щербатов поддержал инициативу владыки и активно наблюдал за строительством. Князь и митрополит поделили расходы пополам.
Историю села вели с чудесного обретения иконы Николая Чудотворца в стоге сена (отсюда и название Стогово), прославившейся как чудотворная, поэтому и старая деревянная, и новая каменная церкви там именовались Никольскими. Построенный митрополитом Амвросием и князьями Щербатовыми храм был сооружен в архитектурном стиле классицизма с невысокой увенчанной шпилем трехъярусной колокольней. Тогда же митрополит установил новые памятники на могилах своих родителей в Стогово.

В 1805 году митр. Амвросий поручил своему викарию Евгению Болховитинову подготовить проект преобразований духовных учебных заведений. Проект был одобрен и в 1807 году был организован Комитет о усовершествовании духовных училищ, который возглавил митрополит Амвросий. Комитет разработал положение о преобразовании и в 1808 году Комитет был преобразован в постоянную Комиссию духовных училищ при Св. Синоде, на которую была возложена реализация преобразования. Митрополит Амвросий был назначен первенствующим членом этой комиссии. В 1808-1814 годах была проведена реформа духовных учебных заведений.
Всю свою жизнь владыка Амвросий заботился о просвещении и улучшении жизни приходского духовенства. В Новгородской епархии было возобновлено училище при архиерейском доме, где 20 неимущих воспитанников содержались за его счет. При нем были открыты или возобновлены училища в Кириллове, Александро-Свирском и Старорусском монастырях, в городах Тихвине, Каргополе, Боровичах, Валдае, Устюжне, Болозерске, Петрозаводске и Вытегре, а также более 100 церковно-приходских училищ.
При нем в 1811 году была упразднена автокефалия Грузинской православной церкви, с ее предстоятеля Антония II (Багратиони) снят сан Католикоса-Патриарха и грузинское духовенство оказалось в зависимости от Святейшего Синода.
15 сентября 1811 года освятил Казанский собор в С.-Петербурге (ставший кафедральным).
Он являлся одним из руководителей государства и главным идеологом в Отечественную войну 1812 года. Во время войны митрополит не только составил и опубликовал за собственный счет воззвание к защитникам Отечества, но и возглавляемая им Комиссия духовных училищ пожертвовала полтора миллиона рублей на вооружение и обмундирование ополчения.
По случаю первого выпуска слушателей преобразованной Александро-Невской духовной Академии в 1814 году получил первым в России звание почетного доктора богословия.
В конце жизни добился открытия викариатства в Санкт-Петербургской епархии. Его викарием с титулом «епископ Ревельский» в августе 1817 года стал Филарет (Дроздов), к которому он весьма благоволил. Пытался противостоять деятельности обер-прокурора Синода князя Александра Голицына, покровительствовавшего христианскому мистицизму и протестантизму.
Владыку, как когда-то патриарха Никона, сгубило сознание собственной незаменимости. В своей гордыне митрополит Амвросий приказал служкам сшить новую архиерейскую мантию, используя церковные покровы из ценнейшего меха горностая. Обычно горностаевые мантии носили лишь цари и короли. К тому же перешитые покровы были вкладами в храмы великих княгинь – членов императорской фамилии. Когда Александру I доложили о таком проступке иерарха, тот повелел сместить митрополита.
26 марта 1818 года митрополит по личной просьбе получил увольнение от управления Петербургской епархией, а 6 апреля получил совершенное увольнение на покой и 6 мая приехал в Великий Новгород. Правда, из уважения к длительной службе за Амвросием оставили сан митрополита Новгородского. Но удаленный в Новгород из Петербурга опальный владыка не прожил там и двух месяцев. 21 мая 1818 года он скончался. Погребен в Софийском соборе, в приделе св. Иоанна Предтечи.
О кончине его рассказывали следующее. Однажды он вошел в Знаменский собор. Масло из лампады пред образом Богоматери нечаянно пролилось ему на голову. В этот же вечер он занемог. Наутро причастился Святых Тайн и сказал при этом: «Собороваться маслом не надобно, меня соборовала Богоматерь». Через некоторое время сам стал читать отходные молитвы и предал дух Господу.

Перед смертью митрополит Амвросий завещал в дар выстроенному им Никольскому храму села Стогово икону Воздвижения Животворящего Креста Господня и золотой наперсный крест с алмазами с частицей животворящего древа Креста Господня. Этот крест в 1816 году ему прислал патриарх Константинопольский Поликарп. Крест вместе с явленной иконой Николая Чудотворца прежде привлекал в Стогово тысячи богомольцев, причем было немало случаев исцелений от этих святынь.
Разоренный в 1930-е годы стоговский храм, лишившийся куполов и колокольни, возвратили верующим в 1997-м году. Его постепенно восстанавливают, хотя расположенное по соседству охотохозяйство несколько лет вело настоящую войну против родины митрополита Амвросия, вновь пытаясь добиться закрытия и разрушения церкви – памятника истории и архитектуры, а также сноса кладбища! И это не в 1937-м году и не в 1960-м, а уже в XXI веке.

Награды:
О заслугах митрополита Амвросия (Подобедова) свидетельствуют полученные им награды и отличия:
- Орден Святого Александра Невского (1796)
- Большой крест ордена Святого Иоанна Иерусалимского с бриллиантовыми знаками (1798)
- Орден Святой Анны 1-й степени (1799)
- Орден Святого апостола Андрея Первозванного (1799)
- Бриллиантовые знаки ордена Святого апостола Андрея Первозванного (1804)
- Орден Святого Владимира 1-й степени (1808) — за успешное окончание дел Комитета, учрежденного для образования духовных училищ
- многочисленные кресты и панагии.

Исследователь Муромских святых

Помимо митрополита другим известным представителем рода Подобедовых стала его праправнучатая племянница (ее отец – правнук родного брата владыки Амвросия Сергея Ивановича) Ольга Ильинична Подобедова. Человек непростой судьбы, интеллигент с большой буквы, она даже в самые страшные годы сталинского режима оставалась человеком верующим и высокопорядочным.
Работая в Институте истории искусств АН СССР, Ольга Подобедова написала диссертацию о старинной рукописи «Повести о Петре и Февронии – Муромских чудотворцах». Она кропотливо сравнивала миниатюры рукописи с клеймами житийных икон Муромского музея и фресками Муромского собора, причем, будучи беременной третьим ребенком, поднималась по лесам реставрируемого храма на многометровую высот у. Однако когда диссертация была почти готова, «церковную» тему запретили.
Тем не менее, Ольга Ильинична стала не только кандидатом, но и доктором наук, получив признание в качестве одного из лучших специалистов по древнерусскому искусству в СССР. В 1993 году по просьбе новгородского архиерея Льва (Церпицкого, нынешнего митрополита) она написала биографию великого родственника митрополита Амвросия, а в 1999-м ее не стало.

Николай Фролов
Святители, священство, служители Владимирской Епархии
Владимиро-Суздальская епархия.

Категория: Александров | Добавил: Николай (20.01.2018)
Просмотров: 1578 | Комментарии: 2 | Теги: люди, Александровский уезд | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
avatar
0
1 s_malkin • 11:18, 21.08.2018
В статье о Подобедовых Николай Фролов хотя и пользовался доступными в Сети источниками, но ухитрился их не правильно понять.  Так например Николай Фролов пишет: 
Цитата
В 1795 году был вызван в Санкт-Петербург для присутствования в Святейшем Синоде. ......Однажды в городе на Волге проездом побывал Павел Петрович, сын императрицы. На него казанский архиерей произвел большое впечатление умом, красноречием и величественным видом. В 1799 году Павел I, ставший к тому времени самодержцем, перевел архиепископа Амвросия в Петербург.
Наследник престола великий князь Павел Петрович познакомился с Амвросием Подобедовым не позже чем в 1775 году в Москве, когда архимандрит Амвросий произносил приветственную речь на дне рождении первой супруги Павла Петровича. Когда Амвросий Подобедов был в 1785 году переведен в Казань архиепископом, то Павел Петрович направил ему приветственное письмо. После 1795 года Казанский архиепископ Амвросий (Подобедов) из Санкт-Петербурга дважды выезжал в Казань для организации встречи в Казани императора Павла I. В 1797 году  во время коронационных торжеств архиепископ Амвросий узнал о желании императора посетить г. Казань. 19 апреля владыка Амвросий испросил императорского соизволения на поездку в Казань для подготовки встречи императора. Первая поездка Павла I в Казань не состоялась, 18 Декабря 1797 г. именным указом Павел I вызвал Амвросия в Санкт-Петербург: «Преосвященный архиепископ Казанский! Находя прибытие ваше сюда нужным, Я желаю, чтоб ваше преосвященство оным поспешили». 
10 февраля 1798 году владыка Амвросий был отпущен из Санкт-Петербурга в Казань, чтобы подготовиться к встрече императора. В мае 1798 года для высочайшего смотра вновь сформированных пехотных частей император Павел I в сопровождении великих князей Александра и Константина и свиты направился в Казань. 25 мая император со свитой прибыли в Свияжск, где их встретил архиепископ Амвросий. После переправы через Волгу архиепископ Амвросий отправился в Казанский кремль, где с высшим духовенством и представителями гражданской власти и дворянства во главе с гражданским губернатором Д. С. Казинским, встречал императора и свиту на паперти кафедрального Благовещенского собора в Казанском кремле. 30 мая 1798 года, сопровождаемые архиепископом Амвросием, казанскими дворянами и чиновниками, император со свитой отправились в экипажах к берегу реки Волги, которую переехали в шлюпке, и, в заранее переправленных придворных экипажах, пустились в обратный путь.
Неизвестно откуда Николай Фролов почерпнул сведения, что Амвросий обладал "крутым нравом" и что его погубила "гордыня". 
В конце 1817 года митрополиту Амвросию доложили, что моль попортила сшитые из меха горностая покровы на надгробиях великих княжон, похороненных в Александро-Невской лавре. Митрополит распорядился украсить надгробия золотой парчой. А на вопрос, что делать с испорченным мехом ответил, что им надо подшить его зимнюю рясу. В этой зимней рясе митрополит служил на празднике Крещения Господня, освятив воду в прорубе на Неве. Это была грубая ошибка обычно очень осторожного митрополита. По закону, изданному в царствование императрицы Анны Иоановны, употреблять горностаевый мех в одежде имели право только члены императорского рода. О нарушении закона доложили императору Александру I, который распорядился передать митрополиту, чтобы митрополит написал прошение об увольнении.
Неточностей в статье очень много. Например,  
Цитата
митрополит установил новые гранитные памятники на могилах своих родителей в Стогово
На кладбище около Никольского храма в Стогово действительно есть один памятник родителям митрополита Амвросия Подобедова, священнику Ивану Семеновичу и супруге его Наталии Алексеевне, но сделан он не из гранита, а из песчаника.
Сведения о том, что отец Ольги Ильиничны Подобедовой  
Цитата
– правнук родного брата владыки Амвросия Сергея Ивановича
так же не достоверны.
avatar
0
2 s_malkin • 11:26, 21.08.2018
Подробную и достоверную информацию о митрополите Амвросии Подобедове можно почерпнуть на сайте http://www.podobedov.ru
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru