Главная
Регистрация
Вход
Пятница
22.11.2024
10:29
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [256]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Александров

Деревня Гагино Сергиево-Посадского района Московской области

Село Гагино

Гагино — деревня в сельском поселении Березняковское Сергиево-Посадского района Московской области. Население — 1 чел. (2010).
«Село Гагино находится в Александровском уезде, в третьем благочинническом округе; отстоит от губернского города в 140 верст. и от своего уездного в 20 верст.; стоит на р. Кондровке — притоке р. Каменки, впадающей в р. Мологчу, а эта впадает в р. Шерну, составляющую притоки, р. Клязьмы». [2]

Местность, занимаемая селами: Гагиным, Никульским, Исаковым и Слотиным и их приходами, была в древней Руси по актам и документам XV века в пределах Московского великого княжества, тянула к Залесскому Переславлю и именовалась Кинела (Кинельская волость или Кинельский стан), так великий Князь Московский Василий Дмитриевич ее завещал в 1410 г. своею духовною граматой жене своей Софье Витовтовне: «княгине моей из Переславля Кинела»; а великая княгиня Софья Витовтовна (в иночестве Евфросиния) завещала в 1453 г. своею духовной грамотой: «к святой Живоначальной Троице в Сергиев монастырь даю села Кинельские Чечевкино да Слотино и иныя все свои села Кинельския»... [2]
В 1462 году великий князь Василий Васильевич Темный завещал сыну моему Борису, князю Волоцкому, «в Кинеле Суровцово да Тимофеевское да Микульское». Под именем села Тимофеевского нужно разуметь нынешнее село Гагино, потому что последнее название появляется только в документах XVIII века; в 1769 году о Тимофеевском сказано «Гагино-тож»: деревня же Суровцово сохранила свое название и доселе.
С начала XVI века Гагино с деревнями перешло во владение князей Гагиных или Велико-Гагиных, от коих и получило свое название: в роде этих князей село и оставалось до 1725 года. Писцовые книги 1628 и 1829 годов так отпивают вотчину Велико-Гагиных: «село Стан (т.е. место остановки волостелей во время объезда ими Кинельской волости) да к нему ж припущено в пашню сельцо Тимофеевское, пашня паханые церковные середние земли 3 четверти да перелогу и лесом поросло 7 четвертей в поле, сена 8 копен; да вотчинниковы пашни паханые середние земли 50 четвертей да перелогу и лесом поросло 96 четверт. в поле, сена 30 копен: деревня Истоминская на реке на Вздериноге, а в ней пашни паханые крестьянские середние земли 4 четверти да перелогу и лесом поросло 20 четвертей в поле, сена 150 копен; деревня Путятина на Суходоле, а в ней пашни середние земли 5 четвертей да перелогу и лесом поросло 15 четвертей в поле, сена 18 копен: деревня Яковлева, а в ней пашни середние земли 6 четвертей да перелогу и лесом поросло 50 четвертей в поле, сена 39 копен: деревня Шейна, а в ней пашни середние земли 2 четверти да перелогу и лесом поросло 8 четвертей в поле, сена 20 копен, лесу непашенного 8 десятины; деревня Суровцова вверх речки Молохчи, а в ней пашни середние земли 10 четвертей да перелогу и лесом поросло 4 четверти в поле, сена 25 копен, лесу непашенного 5 десятин, а всего — земли церковные 10 четвертей и 8 копен, вотчинниковы 146 четвертей и 30 копен, и крестьянские 124 четверти, 243 копны и 8 десятин».
В 1722 году со смертью князя Николая Ивановича Гагина пресекся род князей Гагиных в в 1725 году Государь Император Петр I указал: «отписныя по смерти князя Ивана Велико-Гагина жены вдовы Авдотьи деревни приписать в ведение к госпиталю». В царствование же Императрицы Елизаветы Петровны эта вотчина была пожалована ее любимцу генерал-аншефу Василию Ивановичу Чулкову. Другая половина Гагинского прихода находилась в то время во владении генерал-поручика князя Федора Федоровича Щербатова. Во время генерального межевания в 1775 году Гагино с деревнями значится в общем владении обоих помещиков и замежевано одною окружною межою. По смерти Чулкова и князя Щербатова имение последовательно переходило к их потомкам.

Первоначальные сведения о существовании церкви в Гагине относятся к началу XVII века. В патриарших окладных книгах 1628 г. значится: «в селе Тимофеевском церковь Дмитрея Селунскаго.... дани два алтына с полуденьгою, десятильничьих в заезда три алтына». Это село Тимофеевское называется вотчиной князя Степана Велико-Гагина, следовательно тоже, что и Гагино. В 1654 г. церковь платила дани 2 рубля 3 деньги.
В 1700 г. эта церковь была перестроена по какому-то случаю и освящена также во имя св. в.-мученика Димитрия Солунского; антиминс для новой церкви взял в Москве «тоя ж церкви поп Михайла».
Вместо этой деревянной церкви во второй половине XVIII столетия помещиком Василием Ивановичем Чулковым построена каменная церковь во имя Всемилостивого Спаса с приделом во имя в.-мучен. Димитрия Солунского. Придел этот с разрешения Преосвящ. Парфения, архиепископа Владимирского, упразднен, так что ныне в Спасской церкви один престол. Крест: на главе железный позолоченный четвероконечный с короною вверху и полулунием внизу.
Колокольня соединена с церковью, на ней глава медная, крест медный с короною. На одном из колоколов сохранялась надпись: «1769 года марта и 14 день Переславскаго уезда Залеескаго в село Тимофеевское Гагино тож к церкви Всемилостиваго Спаса сей колокол лит усердием действительнаго камергера и кавалера Василия Ивановича Чулкова».
Вид церкви снаружи продолговатый, алтарь полукруглый; трапеза с настоящею церковью под одним сводом. Предалтарный иконостас старого устройства прямой с тяблами в двух ярусах; царские двери резные искуссной работы, внизу на них неизвестные по имени два святителя, вырезанные молящимися на коленях.
В иконостасе против правого клироса образ Божией Матери всех скорбящих радости старинного письма, на нем риза серебряная; по правую сторону царских врат образ «Нерукотворенного Спаса» греческого письма, на нем риза серебряная позолочена чеканной работы, венец также серебряный вызолоченный с драгоценными камнями; внизу иконы греческая надпись; по левую сторону образ «Божией Матери Знамения» в серебряной вызолоченной ризе чеканной работы старинного греческого письма, на нем по бокам угодники: пр. Никита Столпник, праведная Елизавета, Алексий Божий человек, Козьма и Дамиан; против левого клироса образ Божией Матери в сребропозлащенной ризе с таковым же венцом старинного греческого письма, вокруг венца греческая надпись. Перед означенными иконами лампады висящие серебряные.
За левым клиросом у столба в киоте образ «Тихвинской Божией Матери» в серебряной вызолоченной ризе чеканной работы, убрус на золотом глазете вынизан жемчугом с драгоценными камеями, у Предвечного младенца цата по золотому же глазету вынизана средним жемчугом; образ этот замечателен по древности, местно чтимый прихожанами и окрестными жителями чудотворным.
Кроме Св. икон в церкви еще замечательны следующие священные предметы:
1) Напрестольный крест серебряно-вызолоченный чеканной работы, в нем до 70 частиц св. мощей разных угодников, часть дуба Мамврийского, часть от яслей Господних и часть камня, на котором почивал св. пророк Даниил, земля святых мест; на этом кресте вырезано: «сие здание Василия Ивановича Чулкова, весу в нем 6 фунтов, 1745 года».
2) Небольшой серебряно-позолоченный футлярчик в виде коробочки, в котором вложена по размеру коробочки кипарисовая доска и в ней врезано место для девяти частиц мощей разных святых, а в коробочке записка старинного письма: «Высокопревосходительный Господин Василий Иванович Милостивый Государь мой; послал я вам, государь мой, серебряную коробочку и в ней святыя мощи от обители великаго Златоуста за ваши милостивые по обители труды, а сам я не посмел без позволения Св. Синода ехать ко дворцу, ко дворцу запрещено духовным. Вашего Высокопревосходительства богомолец Лаврентий архимандрит Златоустовский с братиею».
3) Сосуды — потир, дискос, блюдца и лжица серебряные вызолоченные, весу 8 фунтов; по преданию, они приложены также генералом Чулковым.
4) Евангелие, доски серебряные вызолоченные, в средине Восстание из гроба, а по углам евангелисты серебряные позолочены, на другой стороне свв. в.-муч. Димитрий и мученица Параскева, сделаны из серебра и позолочены, весу в Евангелии 25 фунтов, дано вкладом помещиком П.П. Яковлевым.
В церкви на-право от входа погребено тело генерала и кавалера Василия Ивановича Чулкова; на столбе прибита медная доска, на которой вырезаны следующие стихи:
«Возрите смертные своими днесь очами.
Загладте место вы прежалкими слезами.
Безсмертной славы муж повержен здесь лежит. Молчанья вечнаго приняв спокойный вид.
Закрыв свое лицо отечества любитель.
Императрицы Елизаветы Петровны раб и вернейший служитель.
За многие труды кои назван камергер.
Был Аншев генерал, великой кавалер.
И препровождая жизнь хранил он добродетель.
Для бедных и сирот усердный благодетель.
Он ближних как себя любил и почитал.
С Законом Божиим согласно поступал.

О! смерть презлая смерть, кого ты поражаешь.
Ни на достоинство и славу не взираешь.
И чем в дальния страны стремится человек.
Тем в скорости его ты пресекаешь век.
Какую печаль грусть горечь учинила.
Какою болезнию сердце отяготила.

Однакож выше мер должны мы сожалеть.
За тем, что сами тож принуждены терпеть.
Да будем проливать молитвы повсечастно.
И избегнул чтоб чрез то сей адовых оков. Блаженства вечнаго чтоб сделался причастный.
Да будем помнить мы, что здесь Василий Иванович, лежит Чѵлков.
В 700 году кой от матери рожденный.
В семидесятом же служить определенный.
Но в 1775 году
Похитил и сразил для всех любезный плод.
Четвертаго числа июня показал.
И пополудни во 2 часу жизнь свою скончал».

Кроме этой каменной церкви в Гагине есть другая холодная каменная же церковь; построена она в 1845 г. попечением прихожанки помещицы вдовы капитана Екатерины Васильевны Барбашевой, урожденной Чулковой, на иждивение ее тетки также прихожанки помещицы вдовы капитана Анны Васильевны Спечевой, урожденной Чулковой, которая и погребена под алтарем храма.
1885 г. «Церковь сия прежде не имела купола: глава и крест водружены на кровле, наверху креста корона, под крестом полулуние; при церкви с правой стороны был пристроен придел во имя святого великомученика Дмитрия Солунского и освящен, как видно из грамоты, данной священнику Егору Ферапонтову в 1811 г., коей разрешалось освятить благочинному села Слотина священнику Иакову Богословскому на прежнем антиминсе, а тот антиминс освящен при Императрице Екатерине Алексеевне преосвященным Феофилактом, епископом Переславским и Дмитровским в 1779 году, декабря 27 дня, как видно из надписи на этом антиминсе, теперь возлежащем на престоле придельного храма во имя св. великомученика Дмитрия Солунского у холодной церкви; престол же тот во имя великомученика Дмитрия Солунского был уничтожен прежде, с разрешения преосвященного Парфения, архиепископа Владимирского, и стена заложена и вся церковь сделана под один купол, иконостас в ней резной, царские врата также резные искусной работы, внизу на них, неизвестные по имени два святителя, вырезаны молящимися на коленях. Вид церкви снаружи продолговатый, алтарь полукруглый, крест на главе железный позолоченный без цепей, четвероугольный, над крестом корона в виде венца. Трапеза с настоящей под одним сводом в св. алтаре, престол на столбах. Предъалтарный иконостас старого устройства прямой с тяблами в двух ярусах: в верхнем ярусе дванадесятые праздники, а внизу на правом клиросе образ Божией Матери всех скорбящих «Радости» старинного письма, на нем риза серебряная; по правую сторону царских врат образ Нерукотворенного Спаса греческого письма, на нем риза серебряная позолочена чеканной работы, венец также серебряный позолоченный с драгоценными камнями; по левую сторону образ Божией Матери Знамения в серебряно-позолоченной ризе чеканной работы старинного греческого письма, на нем по бокам Угодники: преп. Никита столпник, праведная Елизавета, Алексий Божий человек и Козьма и Дамиан. На левом клиросе образ Божией Матери в серебро-позлащенной ризе с таковым же венцом, старинного греческого письма, на нем вокруг венца в виде полуциркуля греческая надпись. Перед означенными иконами лампады висящие серебряные. За левым клиросом у столба в киоте образ «Тихвинской Божией Матери» в серебряно-позолоченной ризе чеканной работы, убрус на золотом глазете вынизан жемчугом с драгоценными камнями, у предвечного Младенца цата по золотому же глазету вынизана средним жемчугом; образ этот замечателен по древности, местно чтимый прихожанами и окрестными жителями чудотворным.
Церковь достаточно снабжена ризницей и утварью; в ней особенно замечательны по своей ценности и древности: 1) Напрестольный крест серебряно-позолоченный чеканной работы, в нем до 70 мощей разных Святых, часть дуба Мамврийского, часть от яслей Господних и часть от камня, на котором почивал святой пророк Даниил, земля святых мест; на сем кресте вырезано: «сие здание Василия Ивановича Чулкова, весу в нем 6 фунтов 1745 г.»; 2) небольшой серебряно-позолоченный футлярчик в виде коробочки, в котором вложена по размеру коробочки кипарисная доска и в ней врезано место для девяти частиц мощей разных Святых, а в коробочке под деревянной кипарисной доской хранится на маленьком лоскуточке записка старинного письма следующего содержания: «Высокопревосходительный господин Василий Иванович. Милостивый Государь мой послал я вам, государь мой, серебрянную коробочку и в ней святыя мощи от обители великого Златоуста за ваши милостивые по обители труды, а сам я не посмел без дозволения Святейшаго Синода ехать ко дворцу, ко дворцу запрещено духовным. Вашего Высокопревосходительства богомолец Лаврентий Архимандрит — Златоустовский с братиею». Сосуды в сем храме замечательны по своей ценности; потир, дискос, блюдца, так и лжица серебряные позолоченные, весу в них 8 фунтов, надписей нет; а по преданию известно, что они даны вкладом также генералом Чулковым; паникадило медное литое, евангелие в сребро-позлащенном переплете, в средине восстание из гроба, а по углам евангелисты серебряные позолоченные, на исподней доске св. великомученик Дмитрий и мученица Параскева, сделаны из серебра и позолоченные, весом сие евангелие 25 фунтов, дано вкладом покойным прихожанином — помещиком Павлом Павловичем Яковлевым. — Колокольня соединена с церковью, на ней глава медная, крест медный с короною, на большом ее колоколе вырезано: «сей колокол вылит весом 130 пуд Александровской округи к церкви Всемилостиваго Спаса с приделом великомученика Дмитрия Селунского в селе Гагине, иждивением блаженной покойной памяти генеральши Дарьи Семеновны, внизу надпись 1827 года, марта 13 дня, во славу живоначальныя нераздельныя Троицы, повелением при Благочестивейшем Государе Императоре Самодержце Николае Павловиче всея России»; на втором колоколе вырезано: «1769 года марта 14 дня Переславского уезда Залесского в село Тимофеевское Гагино тож к церкви Всемилостиваго Спаса, сей колокол лит усердием действительного камергера генерала и кавалера Василия Ивановича Чулкова.
Другая холодная церковь также каменная в честь Казанской Божией Матери, с двумя приделами: по правую сторону придел во имя св. великомученика Дмитрия Солунского; на старом антиминсе, освященном Феофилактом, епископом Переславским и Дмитровским, 1779 года генваря 27 дня, а антиминс этот из упраздненного соименного придела Спасской церкви,, а по левую сторону придел св. мученицы Параскевы, нареченной «Пятницы». Антиминс в нем на престоле освящен преосвященным Иустином, епископом Владимирским, 1856 года сентября 7 дня, а в настоящей в честь Казанской Божией Матери — антиминс освящен преосвященным Антонием, Архиепископом Владимирским, 1871 года, июня 6 дня. Эта церковь построена в 1845 году, попечением прихожанки помещицы вдовы капитана Екатерины Васильевны Барбашевой, урожденной Чулковой, на иждивение своей тетки также прихожанки, помещицы вдовы капитана Анны Васильевны Спечевой, урожденной Чулковой заложившей этот храм и погребенной под его алтарем. Особенно замечательного в ней по древности или ценности не имеется; иконы все нового письма, ризы на них все серебряные. Около церквей погребены из рода Чулковых и на имеющихся над ними памятниках значатся: 1) Василий Васильевич Чулков, 2) Его сестра Ольга Васильевна девица, 3) Сестра Анна Васильевна, но муже Спечева, погребена под алтарем холодной Казанской церкви и 4) Племянница их Ольга Васильевна по 1 мужу Зезевитова, а по 2 мужу Писемская, погребена рядом с теткою своею Ольгою Васильевной Чулковой. Против алтаря холодной Казанской церкви два белых надгробных камня (в виде саркофага) с начертаниями, трудно разбираемыми для прочтения и догадываться можно, что составляют надгробия князей. Beлико-Гагиных или князей Щербатовых. В селениях, приписных к сей церкви, имеются две часовни: 1) В сельце Дивове каменная в честь пророка Илии, построена прихожанкой — помещицей Елизаветой Васильевной Яковлевой в 1856 году, на место ветхой деревянной, построенной издавна в честь тогож пророка Илии, а по какому случаю не известно и 2) В сельце Яковлеве деревянная, в честь же пророка Илии, построена прихожанами того сельца — помещиками Чулковыми, а по какому случаю тоже не известно.
В состав прихода входят, кроме села Гагина, в коем 10 дворов, следующие селения: дер. Гальнево, сельцо Дивово, д. Терпигорево, д. Сыровцово, д. Истомино, д. Шеино, сельцо Яковлево, д. Путятино и дача Отрада, расположенная от села на расстоянии не более трех верст. Прихожан за 1885 г. числилось 442 муж. и 492 ж. пола душ. Прихожане — преимущественно крестьяне и занимаются, кроме земледелия, возкой дров и, по близости их поселения от фабрик и заводов уезда и от г. Александрова и Сергиева посада, а равно и Ярославской железной дороги, имеют отхожий промысел. Раскольников в приходе нет.
Причта по штату назначено: 1 священник и 1 псаломщик; в настоящее время священником состоит Александр Чижев, который священствует с 1868 г. и имеет набедренник.
При сей церкви земли: под селением священно церковнослужителей 3 дес., пашни 30 д., покосу 2 д., под водами 3 д. 575 кв. саж.; а всего церковной земли 38 д. 575 кв. с., на которую особого плана не имеется, а значится она в плане приходского владельца Николая П. Яковлева; сею землею владеет причт сам, лесных дач нет. Дома у причта собственные, на церковной земле. На содержание причта постоянного оклада не получается, а получается им всего в год до 500 руб.». [2]

Престолов в этой церкви три: 1) в честь Казанской Божией Матери (антиминс освящен преосвящ. Антонием, архиепископом Владимирским 1871 года); 2) во имя св. в.-мучен. Димитрия Солунского (антиминс освящен Феофилактом, епископом Переславским и Дмитровским в 1779 году, перенесен из упраздненного одноименного придела Спасской церкви) и 3) в честь св. мученицы Параскевы, нареченной «Пятницы» (антиминс освящен преосвящ. Иустином, епископом Владимирским, в 1856 году).
Утварью, ризницей, Св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Особенно замечательного в ней по древности и ценности не имеется; иконы все нового письма, ризы на них серебряные. [1]
Вблизи церквей погребены некоторые представители рода Чулковых; против алтаря Казанской церкви два белых надгробных камня с надписями, трудными для прочтения; можно предполагать, что это надгробие князей Велико-Гагиных или Щербатовых.
В селениях, приписанных к Гагину, имеются две часовни: 1) в сельце Дивове каменная в честь пророка Илии, построена помещицей Е.В. Яковлевой в 1856 г. на место ветхой деревянной, построенной издавна в честь того же прор. Илии, а по какому мучаю, неизвестно; 2) в сельце Яковлеве деревянная в честь пр. Илии, построена помещиками Чулковыми, а по какому случаю, тоже неизвестно.
Причта по штату положено священник и псаломщик. На содержание его получалось: а) от требоисправлений и служб до 408 руб. в год; б) от сбора рожью и овсом 40 р.; в) от земли 40 руб. и г) процентов с причтового капитала 16 руб. 36 коп., а всего 504 руб. 36 коп. Дома у причта собственные на церковной земле. [1]
Земли при церкви: пахотной 30 де с., сенокосной 2 дес. и усадебной 1 дес.. под ручьями и водороинами 2 дес.: особого плана на землю не было, а значилась она в плане земли помещика Н.П. Яковлева. [1]
Приход состоял из села Гагина, сельца Дивова (в 2 вер. от церкви) и деревень: Гальнева (2 вер.), Терпигорева (2 вер.), Сыропцева (3 ½ вер Местное предание повествует, что здесь когда то была деревянная церковь во имя св. Троицы, почему в этой деревне и бывает, богомолье в Троицын день; по преданию, и икона запрестольная Божией Матери, имеющаяся в Спасской села Гагина церкви перенесена из того храма; храм же тот разорен во время нашествия Поляков. Записей о сем никаких не сохранилось.), Истомина (1 вер.), Шеина (2 ½ вер.), Яковлева (1/4 вер.) и Путятина (2 вер.), в коих по клировым ведомостям числилось 434 души муж. пола и 466 женского; все православные. [1]

В селе Гагине было народное училище, содержится на средства земства; учащихся в 1892—93 учебном году было 40. [1]

Не в дальнем расстояния от села Гагина находится гора именем Волкуша; на этой горе в конце 1609 года во время осад Сергиевой лавры Поляками и Литовцами было кровопролитное сражение Русских с Поляками под предводительством Валуева и князя Михаила Скопина- Шуйского. Есть сказание, что в 1611 году 16 августа Троицкий архимандрит Дионисий на горе Волкуше, совершив молебствие, благословил Русское воинство на брань с Поляками. [1]
При сельце Яковлеве в приходе села Гагина помещицей Екатериной Васильевной Барбашевой (урожденной Чулковой) устроена в память ее мужа и сына богадельня, которая по утвержденному для нее уставу называется «Барбашевский богаделенный дом».

Устройство и освящение Барбашевского Богаделенного дома в Александровском уезде

Барбашевский Богаделенный Дом устроен помещицей Екатериной Васильевной Кондратьевой-Барбашевой, в своем родовом имении — в сельце Яковлеве Александровского уезда, для призрения бесприютных вдов и сирот всякого звания.
Почтеннейшая старица Екатерина Васильевна владеет богатыми средствами, которые, при скромной ее, истинно-христианской, жизни и по благословению Божию, растут и посвящаются ею на благотворение ближнему и во славу Божию. Еще несколько лет назад, Екатерина Васильевна, в селе Гагине устроила, при церкви Всемилостивого Спаса, другой прекрасный каменный храм, во имя Божией Матери, в честь ев. иконы Ея Казанской, — снабдивши его богатой утварью. Храм этот мог бы быть украшением любого города и, по своей светлости и богатству утвари, заслуживает особенного слова. Кроме главного Алтаря, в нем два в ряд придела, — на правой стороне — во имя св. великомученика Димитрия Солунского, а на левой — во имя св. мученицы Параскевы. Эти две иконы, более двух аршин в вышину, украшены серебряными ризами с отволоченными венцами, — в которых много драгоценных камней. Кроме того в сребропослащенном напрестольном кресте заключается более 70 частиц св. мощей. Святыня эта приложена в храм села Гагина предком г-жи Барбашевой, генералом Чулковым, — а ризы на все св. иконы возложены сребропозлащенныя Екатериной Васильевной. При двух этих храмах, было очень желательно храмоздательнице устроить и богадельню, — что было бы и весьма прилично; но жители села Гагина воспротивились желанию Екатерины Васильевны, — пожалевши дать на то несколько сажен земли. Отказ этот, впрочем, не охладил в Екатерине Васильевне христианского рвения на благотворение ближнему; в своей усадьбе, вблизи своего дома, она устроила дом призрения бесприютных; а 9 июля 1872 г., с Архипастырского благословения Высокопреосвященнейшего Антония, Архиепископа Владимирского, освящено близ богадельни основание двух-этажного каменного храма, во имя св. великомученика Димитрия Солунского и великомученицы Екатерины.
Екатерина Васильевна, впоследствии времени, предполагает устроить при богадельне лечебницу для приходящих больных и школу для детей обоего пола и, в конце всего, завершить свою благотворительность устроением обители.
К освящению Богадельни приглашен был ведомственный Благочинный, села Новинок священник Иоанн Успенский, — который, прибывши к 6-ти часам вечера 2 января, перед храмовой иконой Спасителя и местно-чтимою Тихвинскою иконою Божией Матери, совершил в Богадельне всенощное бдение, в сослужении приходского священника села Гагина Иоанна Златоустова и приглашенного Г-жей Барбашевой священника села Алексина Александровского уезда, Стефана Смирнова и двоих сельских диаконов.
После бдения, по желанию Г-жи Барбашевой, совершена была панихида об упокоении бояр: Димитрия и Василия и прочих ее сродников.
3-го Января Божественная Литургия началась в десять часов, и Благочинным совершена была с помянутыми духовными лицами — соборне. На ней воспоминалось имя Высокопреосвященнейшего Попечителя Богадельни, Исидора Митрополита Новгородского и С.-Петербургского (Богадельня состоит в ведении Императорского Человеколюбивого Общества, от которого имеет и Устав.). По заамвоииой молитве Благочинный произнес слово о видах христианского благотворения. После Божественной Литургии и служившие и молившиеся в храме села Гагина отправились в Богадельню, отстоящую от церкви в полуторе версте.
Здесь, перед началом водоосвящения, — когда собрались в Богадельну все приглашенные Г-жей Барбашевой, лица и прихожане — и когда призреваемые старицы и сироты заняли в зале указанные им места, ближайшие к священнослужителям — Благочинный произнес речь, в которой объяснил важность благотворения Г-жи Барбашевой через устроение Богаделенного, для призрения вдов и сирот всякого звания, дома, удостоенного Августейшего покровительства Государыни Цесаревны и принятого Императорским Человеколюбивым Обществом под свое попечительство. За сим приступлено было к водоосвящению, по окончании которого, все здание Богадельни было окроплено освященною водою и Благочинным устно прочтена была молитва ко Христу Спасителю, положенная на благословение нового дома. За сим возглашено было многолетие: Государю Императору, Государыне Императрице, Госудырю Наследнику Цесаревичу и Покровительнице Богадельни Государыне Цесаревне и всему Царствующему Дому, Святейшему Синоду и Попечителю Богадельни Высокопреосвященнейшему Исидору, Митрополиту Новгородскому и С.-Петербургскому и Господину нашему Высокопреосвященнейшему Архиепископу Антонию и наконец учредительнице Богадельни, боярыне Екатерине.
После сего, присутствовавшие при Богослужении останавливались перед Фотографическим портретом Высокой Покровительницы Богадельни Государыни Цесаревны, присланным учредительнице от имени Ея Высочества, и осматривали Богадельню.
В четыре часа, в доме Г-жи Барбашевой, и служившим и присутствовавшим при Богослужении, почетным лицам предложен был роскошный обед, за которым, в свое время, сыном учредительницы — Г. Барбашевым предложен был тост за здоровье Высокой Покровительницы, Государыни Цесаревны, который был сопровождаем единодушным Ура! Потом провозглашен был тост за здоровье учредительницы Богадельни и наконец — помощницы ее — Надежды Васильевны Есиповой.
После описания торжества освящения, не излишне сказать несколько слов о самой Богадельни и привести несколько параграфов из ее устава, относящихся до поступающих в Богадельню. Богадельня — это каменный трехэтажный дом, новейшей архитектуры. В верхнем и среднем — этажах очень удобно и просторно устроены четыре залы, для помещения 40 и более призреваемых, с комнатою для надзирательницы, и теплыми коридорами. Отделка во всем чистая и обстановка приличная и удобная. В нижнем этаже помещена кухня и духовая печь, для нагревания всех комнат, — от чего во всем доме (разделенном коридорами на две половины), и тепло и сухо. Там же помещаются и подвалы, для хранения всяких запасов.
В настоящее время (1873), в доме призрения помещено 12 лиц, в том числе 1 дворянка.
В обеспечение Богадельни, внесено Г-жей Барбашевой в Государственные Кредитные учреждения более 80000 р. сер., а устроение стоило ей — 35000 р. с.; на обеспечение священника и псаломщика, через наше епархиальное начальство, уже внесено ею — 10000 руб. с., равно готовы средства на устроение храма, лечебницы для приходящих, школы для детей обоего пола и — самой обители, — с полным во всем обеспечением. Г-жа Барбашева, принятое ею на себя дело благотворения совершает неспешно, под собственным своим наблюдением, — но на прочных началах. Дай Бог, для нашего трудного времени, побольше таких благотворительниц!
В нашей, как и во всякой, местности есть личности всякого звания, истинно нуждающиеся в призрении. Г-жа Барбашева, живя постоянно в своем имении, подметила эту нужду, и с истинно христианским участием помогает ей. Дай Бог ей жизни, для продолжения начатого ею дела Божия! Благословение призреваемых будет воодушевлять ее в подвиге и дальнейшего делания и поможет совершить задуманное!

Поступление в Богадельню и жизнь в ней устав определяет следующими §§:
§ 7. В Богадельню принимаются престарелые и убогие женщины всякого звания. Комплект призреваемых, на первый раз, определяется в 40 человек; но это число, если позволят денежные средства и помещение, может быт, с разрешения Совета Императорского Человеколюбивого Общества, увеличено.
§ 8. В Богадельный дом принимаются, кроме штатных призренниц, пансионерки, сколько окажется возможным помещению, с платою за содержание и на первоначальное обзаведение, количество которого определяется Комитетом Богадельни.
§ 33. Принимаются в Богадельню женщины престарелые и убогие всех сословий, по надлежащем удостоверении, что они находятся в крайней бедности и не в состоянии снискивать себе пропитание трудами.
§ 34. Желающие поступить в Богадельню представляют в Комитет свои виды и выданные от общества или полиции свидетельства о бедности.
§ 35. Просьбы о призрении по мере поступления, записываются в особый кандидатский список. Кандидатки принимаются в Богадельню по старшинству, при чем исключения из этого правила делаются Комитетом только в экстренных случаях.
§ 36. Вновь поступающим в Богадельню производится врачебный осмотр и те из них, кои окажутся одержимыми прилипчивыми болезнями или умопомешательством, не принимаются — последние вовсе, а первые до выздоровления.
§ 37. Призреваемые, помещаясь в Богадельне, пользуются от нее полным содержанием и в случае болезни лекарствами.
§ 38. Пища призреваемых состоит ежедневно из двух сытных блюд в обед и ужин. В праздничные дни прибавляется пирог. В предупреждение жалоб со стороны призреваемых, смотрительница составляет на всякий месяц расписание кушанью, которое каждый раз утверждается Комитетом.
§ 40. Призреваемые находятся в полном послушании у смотрительницы и надзирательниц. Они обязаны вести себя благопристойно, соблюдать чистоту и опрятность, как в одежде, так и в занимаемых помещениях; сохранять все принадлежащие заведению вещи, убирать и мыть свои комнаты, оправлять постели, отнюдь не требуя содействия прислуги в том, что может быть исправлено самими, при взаимной помощи.
§ 41. Каждый день призреваемые начинают и оканчивают молитвою, которая читается ими по очереди, равным образом совершается молитва перед обедом и ужином и после оных. Накануне праздников и в праздничные дни призреваемые должны ходить в церковь. Все они говеют в великий пост, а по желанию и в прочие посты.
§ 42. В дни рождения и ангела учредительницы Богадельни, в церкви оной совершается молебен; после же ее кончины, в те же дни служится панихида.
§ 43. Здоровые призреваемые должны обедать в общей столовой, больным же и слабым пища подается особо.
§ 44. Призреваемые не должны просить милостыню ни на улицах, ни у посетителей Богадельни, вообще же они обязаны соблюдать в точности установленные для них правила, в случае нарушения коих, они, по представлению смотрительницы, исключаются, с разрешения Комитета из Богадельни.
§ 45. Призреваемым не только не воспрещается заниматься работою, не нарушая общего спокойствия и опрятности; но начальство Богадельни, имея в виду, что праздность вредна во всяком возрасте, обязано с своей стороны всеми средствами поощрять их к труду и содействовать к доставлению им рукоделий по их силам и знанию. Зарабатываемые деньги призреваемые употребляют в свою пользу, они имеют также право располагать и собственным своим имуществом, как принесенным с собою в Богадельню, так и в ней приобретенным.
§ 46. Призреваемые не должны отлучаться из Богадельни без разрешения смотрительницы, которая выдает им билет, не далее впрочем как на 8 дней. Отпуск на более продолжительный срок разрешается Комитетом.
§ 47. Увольнение в отпуск к родственникам и знакомым разрешается только призреваемым безукоризненного поведения и пользующимся достаточными Физическими силами.
§ 48. Заболевающие призренницы пользуются медицинским пособием.
§ 49. Призреваемые увольняются вовсе из Богадельни за предосудительные поступки, или же по собственному желанию их, если они найдут приют у родственников или у благотворителей; но не для бродяжнической жизни. В последнем случае Комитет должен разъяснить призреваемым порочность бродяжничества воспрещенного законом.
§ 50. Посещение Богадельни посторонними лицами дозволяется в назначенные Комитетом дни и часы; о чем объявления выставляются на наружных дверях Богадельни.
§ 51. Посетителям запрещается приносить в Богадельню крепкие напитки, а равно покупать у призреваемых вещи и припасы принадлежащие Богадельне. Нарушители сего правила лишаются права входа в Богадельню.
§ 52. Относительно имущества, оставшегося после умерших призренниц, Комитет руководствуется правилами, установленными законом для благотворительных учреждении ведомства Императорского Человеколюбивого Общества.
§ 53. Паспорта и другие документы умерших возвращаются по принадлежности.

Речь перед освящением Богаделенного дома

В доме милосердия прилично быть и слову о милосердии. Смиренная раба божия, боярыня Екатерина, предавшись всецело христианскому благочестию, христианское свое настроение выражает в устроении благодетельного приюта, для бесприютных вдов и сирот,— и задуманному ей делу христианского милосердия, в сем приюте полагается начало, имеющее, при помощи Божией, развиваться и укрепляться, и — подобно зерну горушичну — возрасти в древо великое. Уже приступлено к сооружению храма, — за тем, в недалеком будущем, имеет устроиться лечебница для приходящих, школа для детей обоего пола, и наконец, если Господу будет угодно, совершится и иноческая обитель.
Не будем раскрывать того, как родилась и как созревала святая мысль о милосердии в душе благотворительницы, — поопасемся нарушить ее глубокое, христианское смирение. Но всем и каждому ясно, что в начатом и сделанном ею уже отражается свет благословения Божия. Да пребудет сей свет на делании благотворительницы в славу Божию и на пользу ближнего, до самого окончания святого дела! Да позволено будет сказать, что лучи сего благодатного света уже отражаются и в апостольском благословении Высокопреосвящеинейшего Попечителя, Новгородского Владыки, Митрополита Исидора и в Августейшем благоволении к благотворительнице Ея Императорского Высочества, Государыни Цесаревны Марии Феодоровны, соизволившей осчастливить сей приют Высоким Своим покровительством. Дай Бог, чтобы при сих благодатных пособиях, укреплялось и совершалось дело Божие, и сим и дельнейшим духовным деланием услаждалась любвеобильная душа благотворительницы! Дай Бог, чтобы и призреваемые в сем приюте ценили заботу благотворения и признательное чувство к ней свидетельствовали усердной молитвой и хранением взаимного мира!
Призреваемые старицы и сироты! Вас бесприютных в сей богоугодный приют воззвала христианская благотворительность знаемой вами благотворительницы. По милости Божией, она взыскала вас своею милостью. Доселе бесприютные, вы будете обитать в светлом и теплом приюте, — не нуждаясь ни в пище, ни в одежде. Горькая доля ваша миновала навсегда! В доме призрения вы отселе будете призреваемы одною любовью. Но на благодетельствуемых лежит справедливый долг молиться за благодетельницу и хранить взаимный мир. Враг спасения нашего сеет неприязнь особенно там, где видит и добрые отношения и ревность о спасении. Поопаситесь его наветов! — ими он расстраивает и колеблет мир душевный и охлаждает самую заботу о спасении. Приют устроен для спасения от холода и голода, и вместе с тем от греха. Освободившись от первых, освободите себя от последнего. Храните мир в душе и между собою, — молитвенно благословляя благодетельные имена: Высокой Покровительницы, Высокопреосвященного Попечителя и Учредительницы приюта рабы Божией боярыни Екатерины.
Пред Господом сил, благословений и любви вознесем, в открываемом приюте, общую молитву о процветании и преспеянии его, — под благодетельным вниманием учредительницы, под святительским осенением Высокопреосвященнейшего Попечителя, под Высоким благоволением Августейшей Покровительницы и наконец, под благодатным Покровом Небесного Милосердия.
И. У — кий.
С. Новинки
/«Владимирские Епархиальные Ведомости» Отдел неофициальный № 5 (1 марта 1873 года)/
При богадельне больница, лечебница для приходящих и школа; состоит богадельня в ведении Императорского человеколюбивого общества и под Августейшим покровительством Государыни Императрицы. В обеспечение богаделенного дома внесено Барбашевой в государственные кредитные учреждения 72000 руб. Земли при ней значится 1 дес.— под огороды и сад и 35 дес. и пустоши Тухановой с покосом, произрастающим на нем лесом для ремонта и отопления зданий Барбашевского дома.
При богадельне в 1879 году той же помещицей Барбашевой устроена каменная с такой же колокольней церковь, двух-этажная.
«Причта при Барбашевской богаделенной церкви положено: 1 священник и 1 псаломщик; в настоящее время священником состоит Павел Воскресенский, который священствует с 1861 г. и награжден скуфьей.
При сей церкви земли назначено: 20 д. из дач храмоздательницы; плана на сию землю нет. Причт помещается в доме, выстроенном для него храмоздательницей. Процентов с капитала получается в год 620 р.; на отопление отпускается от богаделенного дома». [2]
Престолов в церкви два: в нижнем теплом храме во имя си. в.-муч. Екатерины (освящен 21 января 1879), в верхнем холодном во имя св. в.-муч. Димитрия Солунского (освящен в 1884 году).
Утварью, ризницей. Св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. В церкви есть только 3-я часть метрических книг, копия с которой хранится в целости с 1880 года, исповедные росписи с 1879 года.
Причта при церкви положено священник и псаломщик. На содержание его: 1) внесены в совет Императорского - человеколюбивого общества 10000 рублей, проценты с коего выдаются причту, 2) два непрерывно-доходных билета в 2000 руб. и 350 руб., проценты с коих идут в пользу причта и 3) получается доходов от проскомидии до 40 руб. в год.
Причт помещается в доме, устроенном для него храмоздательницей. Кроме того в пользу его отведено из дач помещицы 20 дес. земли.
При богадельне имеется начальная школа, состоящая в ведении Императорского человеколюбивого общества. Обучалось 20 мальчиков и 3 девочки в 1884 г. [2] Учащихся в 1892—93 учебном году было 27. [1]


Источники:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 5]. Переславский и Александровский уезды. - 1895. - 520, VI с.
2. Орлов В. М. Описание церквей и приходов Владимирской епархии. Т. 1. Александровский уезд. - Владимир, 1886.
Александровский уезд
Владимиро-Суздальская епархия
Категория: Александров | Добавил: Николай (25.11.2016)
Просмотров: 2402 | Теги: Александровский уезд | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru