Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
19:52
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Переславль

Село Лаврово Переславского района Ярославской области

Село Лаврово

Лаврово — село в Переславском районе Ярославской области.
«Село Лаврово находится в Александровском уезде; отстоит от губернского города в 136 верст. и от уездного в 25 верст». [2]

В 1633 году поместное сельцо в Никитском стане Логина Ивановича Нехорошева Оничкова, а раньше было в поместье за Ориной вдовою боярина Александра Михайловича Нагово. По смерти Логина Оничкова по духовной грамоте душеприказчики продали поместье патриарху Никону по купчей 6 июня 1656 года за тысячу рублей. Затем патриарх променял его в одной части Архангельскому собору на деревню Горенисовку, в другой части Троице-Сергиеву монастырю на село Нахабино Горетова стана Московского уезда. Но по соборному уложению 1667 года и царскому указу 1668 года размен отменён и Лаврово с Родионцевым отданы в вотчину ставропигиальному Воскресенскому, Новый Иерусалим именуемому, монастырю.
В 1764 году при секуляризации оно перешло в казну.
В конце XIX — начале XX века село входило в состав Андреево-Годуновской волости Александровского уезда Владимирской губернии.
Численность населения: в 1859 г. – 84 чел., в 1905 г. – 101 чел. (26 дворов), 1926 г. – 110 чел., в 2002 г. – 0 чел., в 2010 г. – 0 чел.

Лавровский приход

Когда здесь основана церковь в первый раз, неизвестно, но она существовала в XVII столетии; в патриарших окладных книгах значится под 1716 годом: «церковь Николая Чудотворца в вотчине Воскресенского, что на Истре, монастыря в селе Лаврове… дани 1 рубль 8 алтын 4 деньги».
В 1750 году эта церковь оказалась уже очень ветхой и потому на средства прихожан построена новая церковь и освящена в тоже наименование.
Василий Лукьянович (Лукич) (1765 – 1775 ), в 1761 г. – священник с. Лаврова Александр. у., «не имеет ставленой грамоты, неисправен в действии и в служении». К 1765 г. вдов. В 1775 г. отправлен в Лукианову пустынь на жительство «для чтения псалмов».
Филипп Егоров, род. 11 октября 1769 г. в с. Лаврове Александровского уезда. Определен в пономаря с. Бакшева указом Переславской Духовной Консистории от 6 сентября 1784 г., к 1787 г. переведен пономарем в с. Лаврово (был дьячком до 1799 г.). Семья: отец Егор Никитин (дьячок, к 1787 г. — священник с. Лаврово, умер к 1800 г.), братья Иван 1771 г.р. (к 1800 г. священник с. Лаврова), Иван 1781 г.р. (с 1802 г. — диакон с. Корелы), Симеон 1779 г.р. (к 1800 г. дьячок с. Лаврова).
В 1806 году, по благословению Преосвященного Ксенофонта, Епископа Владимирского, в Лаврове начат постройкой каменный храм; придел его был окончен в 1811 году, а настоящий храм в 1817 году на средства прихожан. В это же время построена и каменная колокольня.
1857 г. «Лаврово, село казенное: расстояние от губернского города, верст – 136; расстояние от уездного города, верст – 25; число дворов - 13; число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужского пола - 40, женского пола - 51; число душ по 9 ревизии (1850 г.): мужского пола - 41, женского пола - 51; действительное население: мужского пола - 41, женского пола - 52; господствующие виды производительности – занимаются хлебопашеством; при каменной Николаевской церкви священник – 1, причетник – 1; питейный дом. В 1859 году: число дворов - 16; число душ мужского пола - 45; женского пола - 56.
При нем:
Родионцево, деревня казенная: расстояние от губернского города, верст – 136; расстояние от уездного города, верст – 25 (?), расположена на меньшем расстоянии от Александрова, чем Лаврово, примерно 24 версты; число дворов - 26; число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужского пола - 85, женского пола - 104; число душ по 9 ревизии (1850 г.): мужского пола - 85, женского пола - 104; действительное население: мужского пола - 85, женского пола - 104; господствующие виды производительности – занимаются хлебопашеством; ветряная мельница. В 1859 году: число дворов - 28; число душ мужского пола - 109; женского пола – 119».
1885 г. «Кладбищ — два: одно рядом с церковью, а другое отведено на особливом месте.
В состав прихода, кроме с. Лаврова, в коем 13 дворов, входят следующие селения: дер. Радионцово и д. Васимесино (Переславского у.), отстоящие от церкви в одной версте. Прихожан за 1885 г. числилось 242 м. и 267 ж. пола душ, большинство которых — крестьяне, занимающиеся земледелием; раскольников в приходе нет.
Причта по штату назначено: 1 священник и 1 псаломщик; в настоящее время священником состоит Николай Никольский, студент, который священствует с 1848 г. и награжден камилавкой.
При сей церкви земли: усадебной 1 дес. 400 кв. с. В дополнение оной усадебной земли в 1833 году кстати примежевано 1 ½ д., в числе которой находится некоторая часть земли уже заросшей кочками и потому неудобной к сенокосу, на которую землю план и межевой книги не имеется. Пашенной земли 30 д., из оной 2 д. 2200 кв. с. поступило под Московско-Ярославскую железную дорогу. Сенокосной земли примерно 3 д. Плана и межевой книги на оную землю не имеется. На содержание Причта постоянного оклада и жалованья не получается, а получается им всего в год до 500 рублей.
В с. Лаврове нет никаких благотворительных учреждений». [2]
Престолов в нем два: в холодной – во имя Святого Николая Чудотворца, в трапезе теплой – в честь Казанской иконы Божией Матери. [1]
Утварью, ризницей, Св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из предметов древности хранился только указ Переславской Духовной Консистории на построение церкви в 1750 году. [1]
Церковные документы хранились в целости: копии с метрических книг с 1802 года, исповедные росписи с 1827 года. [1]
Причта по штату положено: священник и псаломщик. На содержание его получалось: а) от земли пахотной и сенокосной – до 160 руб.; б) процентов с причтового капитала – 47 руб. 40 коп.; «от мирских сборов» - до 50 руб. и г) от служб и требоисправлений – 250 руб., а всего – более 500 руб. в год. Дома у причта собственные на церковной земле. [1]
Земли при церкви: усадебной – 1 десятина 400 кв. сажени; в дополнение к усадебной земле в 1833 году прирезано 1,5 десятины; пахотной – 30 десятин; из коих 2 десятины 2200 кв. сажень отошли под Московско-Ярославскую железную дорогу, сенокосной – около 3 десятин; эта земля значилась в общем плане с крестьянами. [1]
Приход состоял из села Лаврова и деревень: Родионцевой (1 верста от церкви) и Василисиной (1 верста), в коих по клировым ведомостям числилось 242 души мужского пола и 292 женского; все православные. [1]

В селе Лаврове имелась школа грамоты; учащихся в 1892 – 93 учебном году было 17. [1]

«Синяя Баба»

Последнее десятилетие ХХ века породило резкий всплеск интереса к сакральной и «неофициальной» истории человечества. Предметами поиска и изучения зачастую были природные или культурные объекты, не имеющие официального статуса «памятника». Одним из подобных мест в Ярославской области можно считать район Берендеева болота Переславского района. Описываемая местность находится на стыке двух областей - Ярославской и Владимирской. Местность эта, без сомнения, представляет определенный интерес в плане существования преданий о некогда существовавших здесь культовых камнях и сохраненной до сих пор уникальной обрядности, так или иначе связанной с ними. Один из культовых объектов, т. н. «Синяя баба» или «Синий камень» хорошо известен в краеведческой литературе, прежде всего благодаря трудам замечательного Переславского исследователя М. И. Смирнова.
О «Синей бабе» Берендеева болота мы знаем достаточно много. Идол простоял на месте много веков, пока в середине XIX века его не постигла участь более знаменитого Синего камня, лежащего у Александровой горы под Переяславлем-Залесским. «... Бабу эту решено было при постройке каменной церкви в селе Лаврове взять для фундамента, но вследствие большой тяжести увезти не удалось; тем не менее, будто бы при наваливании на подводу опрокинули ее и часть отбилась». Остатки расколотого идола (та самая отбившаяся часть), оставалась на месте еще довольно долго. Местное население по-прежнему называло остатки валуна «Синей» или «каменной бабой» и особо чтило ее.
«...Деревенские бабы, чтобы не заблудиться, когда собирают клюкву в Берендеевом болоте, кладут перед камнем ягоды и, выворотивши наизнанку платье, задом уходят от нее; бывают будто бы приношения сюда и по другим поводам, так что временами там можно находить, кроме ягод, и хлеб...». Многие помнят, что камень действительно имел серо-синеватый цвет. В 1932 году отсюда начали брать валуны и камни в качестве балласта для строительства ж/д насыпи. По всей видимости, туда и пошел расколотый камень. Многие пожилые местные жители хорошо помнят, как выглядели остатки идола и уверенно описывают его размеры - 2 х 2,5 х 1,5 метра. Остальные сакральные «объекты» становятся видны только при более широком исследовании всей местности, именуемой Берендеево болото и достаточно обширных территорий, прилегающих к нему. Дело в том, что на данной территории, вплоть до наших дней сохранилась традиция совершать крестный ход вокруг болота (1930-е гг.).

Источники:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 5]. Переславский и Александровский уезды. - 1895. - 520, VI с.
2. Орлов В. М. Описание церквей и приходов Владимирской епархии. Т. 1. Александровский уезд. - Владимир, 1886.

Copyright © 2019 Любовь безусловная


Категория: Переславль | Добавил: Николай (25.04.2019)
Просмотров: 1136 | Теги: Александровский уезд | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru