Село Алексино Савинского района Ивановской области
Село Алексино
Алексино — село в Савинском районе Ивановской области России, входит в состав Горячевского сельского поселения.
Село расположено в 4 км на северо-восток от центра поселения деревни Горячево в 28 км на восток от райцентра посёлка Савино. «Село Алексино, при прудах, находится от уездного города (Ковровский уезд) в 30 верстах, а от губернского города в 90 верстах».
Одним из центров Стародубского княжества являлась так называемая Алексинская сторона. Состояла она из трех крупных сел — Алексино, Васильевское (ныне село Шапкино) и Лучкино, а также множества небольших деревень и пустошей. Эти села находились недалеко друг от друга — в двух верстах, и составляли вершины своеобразного треугольника. Расположенные в 25 верстах к северо-западу от Коврова, они позднее входили в состав Ковровского уезда. Относясь к древнейшим ковровским селениям, эти села, несомненно, имеют богатейшую историю.
С самого основания Стародубского княжества в XIII веке Алексинская сторона входила в его состав. От княжеской столицы села располагались в пределах 10 верст. И так как они находились на левой низкой стороне реки Клязьмы, то хорошо просматривались с высоких валов Стародуба. Из этих трех сел крупнейшим было Алексино, которое играло значительную роль в истории Стародубского княжества. О его значении и роли свидетельствует уже тот факт, что, когда в 1330 г. в Орде погиб стародубский князь Федор Иванович Благоверный, то погребен он был не в княжеской столице, а в Богородице-Рождественской церкви села Алексино.
До конца ХIV столетия Стародубское княжество не дробилось и оставалось единым. Когда же князь Андрей Федорович Стародубский разделил свои владения между сыновьями, то село Алексино достаюсь его второму сыну — князю Федору, получившему самый большой удел. Тогда он считался правящим князем стародубским — старшим над остальными удельными князьями стародубской династии. Впоследствии удел князя Федора Андреевича подвергся дальнейшему дроблению. Большую часть удела унаследовал его старший сын — князь Федор Федорович Стародубский, живший в середине XV столетия. Среди его владений значилось как село Алексино, так и столица княжества город Стародуб-на-Клязьме. От князя Федора Алексино перешло к его старшему сыну — князю Владимиру, который скончался бездетным. Земли, унаследованные князем Владимиром Федоровичем Стародубским, после его кончины отошли к старшей ветви стародубской династии — князьям Ряполовским. В XV столетии эти князья считались самой сильной ветвью стародубской княжеской династии. Родоначальником князей Ряполовских был третий сын князя Андрея Федоровича Стародубского — князь Иван Андреевич Нагавица-Ряполовский. Свое прозвание он получил по старинной вотчине — селу Ряполово, расположенного в 40 верстах от Коврова. Князьям Ряполовским во второй половине XV века принадлежал и город Стародуб. Неслучайно в это время столица княжества получила новое название — город Стародуб-Ряполовский.
Князья Ряполовские недолго владели доставшимися им землями, в том числе и селом Алексиным. Сделавший блистательную карьеру при великокняжеском дворе, последний владелец Алексина из этого княжеского рода князь и боярин Семен Иванович Молодой 5 февраля 1499 г. был казнен на Москве-реке. Гибель его стала результатом интриг и борьбы за власть при дворе великого князя Ивана III. После этой трагедии все владения князя Ряполовского были отписаны на имя государя. В это время успешно продолжался процесс формирования единого русского государства. Для укрепления централизованной власти великого князя удельные князья всюду лишались своих родовых владений и взамен их получали новые земли, где влияние их было бы не столь велико. В число таких земель попало и село Алексино. В начале XVI века по духовной грамоте великого князя Ивана III оно перешло во владение воеводы князя Михаила Романовича Мелецкого. Князья черниговского рода Мезецкие перешли на московскую службу еще в конце XV столетия. Они не сделали успешной карьеры при Дворе и высоко по службе не поднимались. В начале XVI века князья Мезецкие лишились своего родового гнезда — города Мещевска (Мезецка), находившегося в 85 верстах от Калуги. Взамен на зги земли они получили Алексинскую волость в Стародубе-Ряполовском. Князь Михаил Романович Мезецкий всего лишь около трех лет был стародубским вотчинником. В 1506 г. он вместе со своим вторым сыном Андреем был убит под Казанью, и тогда его земли перешли к его детям — село Алексино унаследовали по частям братья князья Иван Меньшой и Петр Гнуса. По тем временам им досталась довольно крупная вотчина. В селе Алексине, к которому примыкаю более 70 деревень и пустошей, числилось тогда 2866 четвертей земли.
К 1538 г. князь Иван Михайлович Меньшой скончался, и тогда же был произведен новый раздел вотчины между оставшимися наследниками. Село Алексино отошло князю Петру Михайловичу Гнусу и его племяннице княжне Евдокии Ивановне Мезецкой, дочери скончавшегося князя Ивана Меньшого и его супруги Евфимии Васильевны, дочери протопопа Василия Кузьмича Благовещенского. Алексино они поделили пополам: часть села с храмом в честь Рождества Пресвятой Богородицы унаследовал князь Петр, а другую половину с храмом во имя Иоакима и Анны — княжна Евдокий.
В совместном их владении село Алексино оставалось до середины 1550-х гг. Затем по завещанию князя Петра Михайловича Мезецного единственной владелицей села стала его племянница. К этому времени княжна Евдокия Ивановна Мезецкая вышла замуж за князя Юрия Ивановича Шемякина-Пронского, известного воеводу, возглавлявшего походы русских войск на Казань и Астрахань в середине XVI века. В 1555 г. он скончался, и 24-летняя его супруга стала вдовой. Детей у Шемякиных-Пронских не было, поэтому самые крупные свои вотчины княгиня в 1560 г. завещала монастырям на помин души своего мужа, родителей и дяди: село Алексино она передавала Троице-Сергиеву монастырю, а другое свое владение, село Глумово под Суздалем, - в Московский Богоявленский монастырь. Эти два монастыря были выбраны княгиней неслучайно: Троицкая обитель была местом упокоения князей Пронских, а Богоявленский монастырь — местом захоронения Протопоповых и князей Мезецких. В своем завещании княгиня Шемякина-Пронская сделала и оговорку: село Алексино она временно отдавала «до своего живота» своему дяде старцу Богоявленского монастыря Ионе Протопопову с условием ежегодной выплаты им в пользу Троице-Сергиева монастыря 20 рублей (Иона Васильевич Протопопов приходился родным братом матери княгини). Ему же княгиня завешала и деревни, близлежащие к селу Глумову Около 1565 г. княгиня Евдокия Ивановна Шемякина-Пронская скончалась, и погребли ее в Троице-Сергиевом монастыре. Помимо завещания княгини Евдокии Шемякиной-Пронской, на судьбе села Алексино сказалась и начавшаяся тогда же политика опричнины. Все глумовские владения Ионы Протопопова оказались в опричнине и были отписаны на имя царя Ивана IV, т.е. были конфискованы у богоявленского старца. Взамен этих владений он получил от государя село Алексино. Таким образом, из временного владельца Алексина старец Иона превратился в его постоянного вотчинника. Тогда же Иона Протопопов в Алексине воздвиг третий храм во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи с приделами митрополита Петра и Сергия Чудотворна. Около 1570 г. старец завещал свою вотчину село Алексино Богоявленскому монастырю, «что в Китае городе за торгом». За этот вклад в обители должны были поминать старца и его родителей и «кормить братью». Любопытно, что его родители протопоп Василий Кузьмич и Марфа Васильевна Благовещенские были погребены в церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Алексине, там, где почивали мощи князя Федора Стародубского (По народному преданию, тело святого князя было на куски изрублено татарами. К всеобщему удивлению птицы не садились на честные останки благоверного князя Феодора. Святые мощи страдальца отвезли в село Алексино, располагавшееся в удельном княжестве благоверного князя. Благоверный князь Феодор был погребен в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы. От могилы благоверного князя Феодора совершались исцеления болящих. В основном исцелялись страдавшие глазными болезнями. Память благоверного князя Феодора чтилась местно в день памяти мученика Иулиана Тарсийского. Над его могилой была устроена гробница с балдахином, пострадавшая во время пожара в XVIII в.). Старец Иона Протопопов скончался между 1571 и 1576 гг. Вскоре после его смерти начался спор между двумя монастырями: Троице-Сергиевым и Богоявленским за село Алексино. Возникло такое положение, что первому оно досталось по завещанию княгини Евдокии Ивановны Шемякиной-Пронской, а второму это же село завещал старец Иона Протопопов.
Осенью 1578 г. начался громкий судебный процесс - между обителями за обладание старинным стародубским селом. В роли судьи выступил дворецкий князь Федор Иванович Хворостинин. Для начала князь велел представить старцам грамоты на владение Алексиным. Келарь Богоявленского монастыря Герман попросил судью подождать до следующего дня, ссылаясь на отъезд из обители казначея, у которого хранились все владельческие грамоты. Однако и на следующий день от богоявленских старцев документы представлены не были. Выяснилось, что монастырский казначей оставил грамоты слуге Роману Капилову, а тот, оказавшись нечист на руку, захватил документы и бежал в «стан врага», то есть в Троице-Сергиев монастырь. Тамошний архимандрит Варлаам, получив таким образом долгожданные грамоты, сразу же подал жалобу на незаконное владение Богоявленским монастырем селом Алексиным. Со своей стороны, троицкие старцы сразу же представили требующуюся от них духовную княгини Шемякиной-Пронской на Алексино: она жаловала обитель стародубским селом по своему мужу, по себе и по родителям, с условием записи в вечный синодик ее мужа, отца и дядю.
Правду говорили богоявленские старцы про бежавшего монастырского слугу или нет — неизвестно. Но доказать свои права на владение селом Алексиным они и в последующие два года не смогли. Скорее всего, причина этого заключалась в плохой сохранности монастырских документов. В распоряжении современных исследователей нет ни одного подлинного документа этой обители за ХІѴ-ХѴІ столетия. Неоднократные пожары, а также келлисстский устав жизни монастыря, когда наряду с обшей собственностью существовала и личная собственность братии, не способствовали более бережному и внимательному отношению монастырских властей к владельческим документам. Возникшая в 1578 г. тяжба двух обителей из-за владения селом Алексиным закончилась утверждением прав на него Троице-Сергиева монастыря. Почти 200 лет село Алексино оставалось монастырским владением. Лишь в 1764 г. по реформе о секуляризации церковных имений Алексино, вместе с другими монастырскими вотчинами, было конфисковано у прежнего владельца и перешло в ведение Коллегии Экономии. От того времени, пока Алексино оставалось вотчиной Троице-Сергиева монастыря, до нас дошли скудные сведения. Например, описание села за 1593/94 г.: «Село Алексино, на пруде, что была вотчина старца Ионы Протопопова, а по записным книгам 85 году та вотчина записана к Троице в Сергиев монастырь по даной княж Юрьевы Шемякины Пронскии княгини Овдотьи княж Ивановы дочери Мезецкого, а в селе церковь Рожество Пречистые Богородицы, а другая церковь Иоакима и Анны, да церковь Иоанна Предтечи с приделы: придел Сергия чудотворца да придел Петра митрополита, а дворов церковных: во дворе поп, во дворе поп, во дворе церковный дьячок, во дворе пономарь, во дворе пономарь, во дворе проскурница, во дворе проскурница, да 12 келий, а в них живут нищие, питаются от церкви Божии, да в селе же двор монастырский, да двор коровий, а крестьян 50 дворов, да бобыльских 7 дворов, да двор крестьянский да 7 дворов бобыльских пусты; пашни худые земли 300 четей, да перелогом 260 четьи, да лесом поросло 100 четьи в поле, а в двух потомуж, сена по р. Клязьме на пожне на Разсошке 100 копен, да на селище на Огарине сена 5 копен, да на р. Тезе пожня Голуха, сена 10 копен, лесу непашенного болота 15 десятин». Как видно из приведенного описания, в селе по-прежнему оставалось три храма, все они были деревянными. О Предтеченской церкви находятся известия в окладных патриаршего казенного приказа книгах, в которых под 164 (1656) годом записано: «церковь Усекновения честные главы Иоанна Предотечи да в пределе Сергия чюдотворца в вотчине Троицкого Сергиева монастыря в селе Алексине дани два рубли семнатцать алтын полторы денги заезда гривна»; а под 180 (1672) годом о этой церкви показано: «отдана Суздальскому архиепископу,— впредь не писать».
Из дальнейшей истории церковного строительства в Алексине известно, что в 1731 г. началась постройка нового деревянного храма Иоакима и Анны. Новую церковь в 1733 г. освятил настоятель Борковской пустыни (находилась недалеко от села Холуй) иеромонах Сергий. В конце XVIII столетия была обновлена и церковь Иоанна Предтечи. В 1795 г. построили новый деревянный храм, и в ноябре этого же года его освятил настоятель священник Петр Васильевич Марсов. При новом храме воздвигли и крытую тесом колокольню, на которой размещалось один большой колокол в 19 пудов и несколько малых колоколов общим весом 3 пуда. В 1802 г. в Алексине случился сильный пожар, в результате которого полностью сгорели два храма — Богородице-Рождественский и Иоанна Предтечи. С этого времени церковь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи больше в Алексине не восстанавливалась. Приход и причт, по распоряжению Епархиального Начальства, причислены к церкви Рождества Пресвятой Богородицы, вскоре построенной после пожара. Начатое же вскоре после пожара, по благословению Владимирского епископа Ксенофонта, строительство каменного пятиглавого Богородице-Рождественского храма было полностью закончено в 1813 г., тогда же храм и был освящен.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Алексино. Вид начала ХХ века
Новая пятиглавая церковь имела три престола — в честь Рождества Пресвятой Богородицы (освящен в 1813 году) и придельные: в честь Иоанна Предтечи, устроенный в 1806 г. в память уничтоженного огнем храма, и в честь святой Живоначальной Троицы, освященный в 1807 г. При величественной церкви были устроены каменные колокольня и ограда.
Первоначальная каменная колокольня при храме просуществовала недолго. Уже в 1822 г. причт Богородице-Рождественской церкви и ее староста крестьянин Алексей Калинников подали прошение епархиальному начальству о необходимости перестройки колокольни, «на которой звон колоколов по причине тесноты не помещается». В ответ на это прошение велено было Ковровскому благочинному священнику села Большие Всегодичи Ивану Степанову ехать в Алексино и дать заключение, действительно ли прихожане села нуждаются в новой большей колокольне. После своей ревизии о. Иоанн направил во Владимир следующий ответ: «...отправясь я в показанное село Алексино следовал об означенной колокольне, которая при Рождественской церкви каменной, великолепной, преизобильной утварью и имуществом — имеется соединяющаяся с трапезой каменная колокольня шириною только четыре аршина с половиною в окнах, кои в ширин) два аршина находятся, потому, что когда строилась та колокольня, тогда были пять колоколов небольшие, но после выстройки оной доброхотствующими прихожанами привезены в 1818 г. весом в 545 пудов, шириною почти 3 аршина внутри и еще к нему подбором приличным четыре колокола не касаясь ни мало кошельковой церковной суммы, почему показанная колокольня вновь поступивших пять колоколов висящих при церкви на столпах поместить порядочно не может, да верная опасность есть, если все прибылые колокола, выбравши по половине о двух в окнах столпов поднять на оную, и новые малые над большим колокола, то от тяжести их как б не разрушились вовсе, не разбились б колокола и не учинилось б вреда и церкви, по сему обстоятельству нужно на особом приличном церкви месте соответствующую великолепности Рождественского храма выстроить новую каменную обширную колокольню могущую удобно поместить все находящиеся колокола, прихожане же по малости пользы и не усмотрению выгод старую настоящую колокольню оставить стоять по прежнему желают, а по выстройке новой, и по снятии с старой колоколов, по кровлю трапезы, буде нужно для приличности, разобрать согласны, о чем Владимирской духовной консистории сим на благорассмотрение благопочтенно и рапортую». Получив благословение на строительство новой каменной колокольни, прихожане сочли целесообразнее возводить ее не вплотную к храму, а несколько поодаль. При начале строительных работ возникла опасность, что возведение лесов и подмостков, а также выкапывание канавы для бута могут повредить храму, что приведет к его разрушению. По этой причине новую колокольню воздвигли в 4 саженях к западу от церкви, где должны были размещаться святые ворота в каменной ограде. Строительство колокольни при Рождественской церкви продолжалось недолго, и уже в марте 1823 г. все работы были закончены.
Устроенная в 1733 г. деревянная церковь Иоакима и Анны просуществовала без изменений до 1808 г. В это время на средства прихожан начинается строительство каменного храма в то же наименование, которое и было вскоре завершено. Теплый придел новой алексинской церкви освятили во имя преподобного Сергия чудотворца. Построенный в начале XIX века каменный храм Иоакима и Анны простоял недолго. Уже в середине столетия возникла необходимость его перестройки по причине малой вместительности. Расширение этой церкви началось с придельного теплого храма. В 1849-1852 гг. он был разобран и устроен вновь с прибавлением на северной стороне еще одного придела во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В селе Алексине у дьякона 13 февраля 1837 года родился сын - Сервицкий Александр Ильич (общественный деятель во Владимирской губернии) и
в 1840 году родился второй сын - Сервицкий Николай Ильич (учитель Шуйского духовного училища). Более 30 лет отдал Илья Васильевич Сервицкий служению в алексинской Богородице-Рождественской церкви. Настало время уходить диакону Сервицкому на покой, да оставалась не пристроенной его дочь Маша.
Прознал Никанор Фёдорович Кинешемский о том, что в Алексине, что находится в 40 верстах от его родного погоста, открывается диаконская вакансия и наведался он в дом Сервицкого. Были ли до того кандидаты на руку Маши Сервицкой и алексинское диаконское место – того не ведомо, однако Кинешемский пришёлся по нраву Илье Васильевичу и будущие зять с тестем ударили по рукам…
В начале 1860-х гг. началась перестройка и главного холодного храма. Дело по расширению этой церкви зародилось в апреле 1862 г. Инициаторами его выступили настоятель священник Федор Иванович Соловьев, церковный староста крестьянин Ананий Васильевич Чикалов, строитель церкви Алексей Алексеевич Аржанов и купцы выходцы из алексинских крестьян Иван Мартьянович Турушин и Семен Федорович Суслов. Кроме них, были еще «усердные лица, которые обещались жертвовать и помогать до окончания постройки церкви». Для начала строительных работ прихожане села Алексино собрали 2761 рубль, а также 481 рубль выделил из церковной суммы настоятель храма. В 1863 г. прежняя каменная церковь Иоакима и Анны была разобрана, и на белокаменном фундаменте началось строительство новой однопрестольной холодной церкви. 1/3 храма сложили в том же году, израсходовав на это 3183 рубля 26 копеек серебром. К 8 августу 1871 г. строительство нового Иоакимовского каменного храма в Алексине было закончено, и на его освящение причт и прихожане пригласили владимирского архиерея Антония (Павлинского), протоиерея кафедрального Успенского собора Федора Михайловича Надеждина, редактора «Владимирских епархиальных ведомостей» сына диакона Рождественской церкви села Алексино Ильи Васильевича Сервицкого священника Александра Ильича Сервицкого и благочинного, священника села Большие Всегодичи Василия Андреевича Казанского. Приглашение алексинцев ими с благодарностью было принято, и 6 августа владыка со свитой выехал из Владимира к месту освящения новоустроенного храма. На следующий день они прибыли в Алексино. По прибытии в село владимирский архиерей сразу же осмотрел первый приходской Богородице-Рождественский храм, а на следующий день им был «с подобающим торжеством освящен второй приходской храм». При церкви Иоакима и Анны имелись каменные же колокольня и ограда, в черте которой была устроена каменная сторожка. На обратном пути во Владимир владыка Антоний осмотрел церкви в селах Малые и Большие Всегодичи, ковровский собор и строящуюся Феодоровскую церковь при железнодорожных мастерских. 10 августа архиерей вернулся в губернскую столицу. Стоит заметить, что все издержки на проезд архиерея и его свиты из Владимира в Алексино и обратно были оплачены прихожанами алексинского храма.
В церкви три престола: в холодной — в честь святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и в теплых приделах: в честь препод. Сергия Радонежского и в честь святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Колокольня и ограда при церкви каменные. Из священных церковных предметов особенное внимание по ценности заслуживали следующие: 1) серебро-позлащенный крест весом 3 фунта; 2) напрестольное евангелие в серебро-позлащенном окладе, украшенном стразами, печати 1805 г.,— вклад купца Семена Суслова, и 3) плащаница, шитая золотом, с золотыми кистями,— вклад крестьян дер. Таракановой Дмитрия и Семена Сусловых. Церкви принадлежала каменная сторожка, устроенная в черте церковной ограды. Земли при церкви имелось: усадебной две десятины, сенокосной и пахотной 23 десятины. Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик. Причт на содержание получал: процентов с церковного капитала 12 р., от земли 20 р., от хлебных сборов 8 р. и за требоисправления 920 руб., а всего в год 960 руб. Приход составляли: половина села и деревни: Тарбаево, Дяголево, Федьково, Круглово, Максимово, Тараканово, Горюшкино, Тимонино, Ердениха и Сенино. Всех дворов в приходе в 1897 г. 215, душ мужского пола 684 и женского пола 691 душа. Таким образом, к началу 1870-х гг. в Алексине имелись две перестроенные и расширенные приходские церкви, стоявшие в центре села.
Богородице-Рождественской и Иоакимовской церквям принадлежали следующие здания: каменная часовня, устроенная прихожанами в память избавления Императора Александра II от угрожавшей ему опасности 4 апреля 1866 года,— и 82 лавки на торговой площади, приносящие ежегодно дохода церквям около 226 рублей. Из священных предметов, хранящихся в церкви, особенное внимание заслуживало: 1) небольшой серебряный крест с частицеюй ризы Господней, вставленный в икону Страстей Господних, находящейся за правым клиросом; крест этот пользовался глубоким почитанием не только прихожан, но и жителей соседних селений; приобретен он, по преданию, помещиком приходской деревни Ходилок Тимофеем Юсовым в двадцатых годах XIX столетия в одном из Киевских монастырей и пожертвован им в свою церковь; 2) Евангелие печати 1759 года, мерой в длину 1 аршин 2 вершка и в ширину ¾ аршина, весу 2 пуда 1 фунт; оно украшено серебро-позлащенным окладом с чеканными на нем изображениями: на передней доске изображен Спаситель, сидящим на престоле, с предстоящими — Божией Матерью и Иоанном Предтечей, по углам — евангелисты; на нижней доске в верху находятся изображения веры, надежды и любви, в средине — Спасителя, беседующего в храме Иерусалимском, с подписью: «Веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его потекут воды живы. Иоанн. зач. 27 ст. 38»; ниже имеется следующая подпись вкладчицы: «Волод. губ. Ковров. окр. экон. вед. деревни Ходилок вдова Авдотья Тимофеевна с детьми ея Тимофеем Лукиным и супругою его, куплено и украшено сребропозлащением сие св. Евангелие и дано вкладу села Алексина в церковь Рождества Пр. Б-цы в память супруга ея Луки Ивановича Юсова. 1817». На содержание причта при церкви имелось земли: усадебной около двух десятин и сенокосной и пахотной 47 десятин 1323 квадр. саж. Причта по штату: священник и псаломщик. На содержание причт получал: процентов с церковного капитала 15 р., от земли 40 руб. и за требоисправления 730 руб., а всего в год 785 руб. Приход: половина села Алексина и деревни: Федорово, Крестниково, Бабашкино, Сенино, Неверово, Ердениха и Гусина. Всех дворов в приходе в 1897 г. 219, душ мужского пола 636 и женского пола 677 душ.
Алексинское училище, Алексинской волости, в селе Алексине, основано управлением государственных имуществ 23-го ноября 1842 г. Ближайшие училища: Хотимльское в 8 вер., Ряполовское — 15 вер, Зименковское — 18 вер. в Шапкинское церк.-прих. — 4 вер. В 1884 г. «Помещение собственное, деревянное, отдельное; светлое, но холодное; квартира учителю есть; классных комнат две: первая — длиной 8 ар. 4 вер., шириной 7 ар. 15 в., вышиной 4 ар.; вторая — длиной 5 ар. 2 вер., шириной 7 ар. 15 вер., вышиной 4 ар. Учебных пособий достаточно — на 435 р. 75 к. Библиотеки нет, кроме 188 книг. Земли нет. Законоучитель священник Сергей Касторский, студент Владимирской духовной семинарии, преподает с 1862 г., а в настоящем училище с 16-го апреля 1876 г.; учитель Стефан Богоявленский, из 4 класса той же семинарии, преподает с 22-го декабря 1875 г., а в настоящем училище с 17-го августа 1881 г. Попечитель крестьянин Осип Иванович Кудряков; пожертвовал прежде на 60 р., а в 1883 г. на 10 р. Учащихся к 1-му января 1883 г. 35 м. и 23 д. Выбыло до окончания курса: по решению начальства 1 м. и 3 д., по желанию родителей 4 м. и 1 д. Окончило курс со свидетельствами 3 м. и 2 д. Вновь поступило 24 м. и 10 д. К 1-му января 1884 года состояло 51 м. и 27 д. Учатся все вместе. Возраст: 7 — 8 л. 6, 8 — 9 л. 25, 9-10 л. 16, 10 — 11 л. 13, 11 — 12 л. 14, 12 — 13 л. 4. Из учащихся: 47 из села Алексина, 1 из д. Алешева в 15 вер., 1 — дер. Бабашкиной — 5 вер., 1 — дер. Бреховской — 4 вер., 2 — с. Воскресенского — 13 вер., 1 — дер. Горячевой — 4 вер., 4 — дер. Горюшкиной — 3 вер., 1 — дер. Ердинихи — 5 вер., 1 — дер. Ермаковой — 5 вер., 1 — дер. Изотиной — 6 вер., 1 — дер. Клюшниковой — 30 вер., 3 — дер. Кругловой — 8 вер., 2 — дер. Крестниковой — 6 вер., 1 — дер. Крутовой — 10 вер., 1 — д. Кузнечики — 27 вер., 1 — дер. Максимовой — 7 вер., 1 — дер. Михеевой — 7 вер., 3 — дер. Редькиной — 3 вер., 1 — дер. Ступкина — 8 вер., 1 — дер. Тараканова — 8 вер. и 3 — дер. Федькова — 5 вер. Ночлежного приюта нет. Живут на квартирах 27 уч., с платой по 3 р. в год и по 60 к. — 1 р. в месяц на своем хлебе, а на готовом по 4 р. в месяц. Вероисповедания: православного 50 м. и 27 д., раскольн. 1 м. По сословиям: духовн. 2 мещ. 4 м. и 2 д., крест. 45 м. и 25 д. Средства: от министерства народного просвещения 25 р., от земства 350 р. 95 к., от попечителя 10 р.; платы за учение нет. Расходы: отопление, освещение, прислуга и ремонт 70 р.; жалованье — законоучителю 40 р., учителю 240 р., ему же выдано в награду 25 р.; на книги и учебные пособия 10 р. 95 к. Посещали классы исправно. Прием в сентябре; поступили 5 грам., остальные неграмотными. За теснотой помещения отказа не было. Учебный год с 1-го сентября по 6-е мая. Пению обучаются простому, хора нет. Учатся в день 6 час. и даются уроки на дома. Отделений 3. Уроков в неделю: в 1 отд. — по Закону Божию 3, по Русскому языку 15, по Славянскому языку 1, по арифметике 4, по пению 1; во 2 отд. — по Закону Божию 3, по Русскому языку 12, по Славянскому языку 2, по арифметике 6, по пению 1; в 3 отд. — по Закону Божию 3, по Русскому языку 12, по Славянскому языку 3, по арифметике 4, по пению 1. Получили награды 14. Получившие свидетельства учились 2 — 4 г. Не окончившие курса учились до 1 ½ г. Обозревали училище по 1 разу инспектор народных училищ, и. д. председателя училищного совета Н. П. Муратов и благочинный священник Стурницкий. Обучения ремеслам и рукоделию нет. Воскресных бесед и чтений нет» («Владимирский земский сборник, 1884 год, № 12, декабрь.). «В Алексине, Ковровского уезда, до сих пор стоит недостроенным великолепное кирпичное здание для школы II ступени, с большими окнами высокими потолками, хорошими классами. Но окна чернеют без стекол, нет внутренней отделки (не хватило около 10000 рублей), и красные стены да груды мусора кругом уже шестой год бередят душу алексинцев. В 1920—22 годах в селе уже работала школа II ступени в наемных помещениях. Не проходит с тех пор ни одного съезда, ни одной конференции, где-бы алексинцы не выносили резолюции о восстановлении школы ІІ ступени. Самодеятельность населения проявилась в ассигновании на достройку школы со стороны местной кооперации 2500 рублей. Последнее общее собрание алексинского сельсовета постановило ввести самообложение по 1 рублю с двора на тот-же предмет. Торжественное заседание пленума алексинского ВИК-а 6 ноября постановило ходатайствовать перед вышестоящими органами об отпуске средств из 15-миллионного ассигнования центра на школьное строительство. Наконец, под непосредственным давлением населения 16 ноября организовались при библиотеке-читальне общеобразовательные курсы с сельскохозяйственным уклоном. Начинают «самотеком» появляться и средства у курсов на учебные пособия. Все это показывает, насколько назрел вопрос о достройке здания для школы II ступени и об открытии самой школы» («Призыв», 17 дек. 1927 г.).
В селе была богадельня на 5-10 человек. Содержал ее на свои средства устроитель шуйский купец из алексинских крестьян Никифор Петрович Виноградов. По его имени и богадельня именовалась «Виноградовской».
В 1829 году Министерством финансов были утверждены казенные волости во Владимирской губернии: … 5) В Ковровском уезде волости: Алексинская, Вознесенская, Малышевская.
С 1862 г. Алексино стало волостным центром. Здесь было создано волостное правление, почтовая контора («Почтовое отделение в с. Алексине. Начальник - неим. ч. Николай Андреевич Лебедев» (Список служащих всех ведомств Владимирской губернии. 1891)), фельдшерский пункт.
Ежегодно в селе 1 января в память Василия Великого, 21 июня в память Феодора Благоверного, 29 августа в память Усекновения Главы Иоанна Предтечи и 8 сентября на праздник Рождества Пресвятой Богородицы проходили ярмарки.
В 1900 году Воскресенская волость поделена между Алексинской и Быковской.
В Коврове и уезде его (в селе Алексине с принадлежащими к нему деревнями) офеньская торговля получила первое развитие. Большое торговое село Алексино стало центром офенской торговли во Владимирской губернии.
В 1917 г. не была забыта Комитетом и деревня. Туда были брошены агитаторы, и очень скоро там были организованы 12 ячеек со 140 чл. Из этих ячеек особо следует отметить: Тынцовскую, Алексинскую и Бельковскую. Алексинской ячейкой руководил старый подпольщик, прибывший после ссылки из Нарыма, тов. Бобрыкин Василий. Алексинская волость, центр — с. Алексино, существовала в составе Ковровского уезда в 1917—1929 гг. В составе волости был 21 сельсовет: Алексинский, Алешевский, Воскресенский, Горюшкинскнй, Горячсвский, Изотинский, Кисляковский, Княгининский, Крестниковский, Лучкинский, Мартемьяновский, Михалевский, Мокрушинский, Набережновский, Пальховский, Редькинский, Снегиревский, Таракановский, Федьковский, Ходилковский, Шапкинский.
В 1929 году волость была ликвидирована, сельсоветы перешли в Ковровский район Владимирского округа.
С 1929 года село входило в состав Афанасовского сельсовета Ковровского района Ивановской области, с 1935 года — в составе Савинского района, с 1954 года — в составе Вознесенского сельсовета, с 2005 года — в составе Вознесенского сельского поселения.
Численность населения: в 1859 г. – 565 чел. (105 дворов); в 1897 г. – 573 чел.; в 2010 г. – 10 чел.
В советское время храмы были закрыты и разграблены; часовня, сторожка и ограды разрушены. Также уничтожены кладбища при храмах.
В настоящее время от прежнего богатого Алексина мало что осталось. Нет уже в помине ни почты, ни школы, ни больницы. Центральная площадь села заросла труднопроходимой травой. Прежние деревянные на каменном фундаменте торговые ряды обветшали и стоят с заколоченными дверьми и окнами. Несколько десятков жителей сегодняшнего Алексина доживают здесь свой век. Молодежь появляется в селе лишь во время каникул и отпусков. Началось возрождение заброшенных местных храмов - с 2006 г. ведутся богослужения. Наводится порядок в открытой Рождественской церкви, меняется кровля церкви Иоакима и Анны, установлен крест рядом с Рождественской церковью.
Церкви принадлежат Алексиевскому подворью Свято-Воскресенско-Феодоровского мужского монастыря (монастырь в с. Сергеево Шуйского района). Возможно, с развитием подворья будут приведены в порядок местные храмы.
Фролов Н. В. Фролова Э. В. История земли Ковровской. Ковров. 1997.