Публичные чтения в Суздале в 1882 г.
1. Публичные духовно-нравственные чтения во Владимирской епархии
2. Публичные, бесплатные народные чтения религиозно-нравственного содержания в гор. Шуе в 1881 г.
3. Публичные народные чтения в гор. Вязниках в 1882 г.
4. Публичные чтения в Суздале в 1882 г.
Публичные чтения открыты и у нас в гор. Суздале. Начались они с первого воскресного дня Великого поста. Правда, чтения были и раньше: они велись в Воскресенской церкви, которая расположена в центре города, на площади, против гостиного ряда; но те чтения почему-то привлекали к себе слишком мало слушателей. Самим нам не привелось быть ни на одном из этих чтений, а потому мы и не считаем возможным касаться причин такого, по-видимому, безучастного отношения горожан к этим чтениям. Но едва ли можно согласиться, чтобы чтения с религиозно-нравственною целью могли не интересовать Суздальскую публику. Современный дух общества, ни во что ставящий религию и ее интересы, еще не коснулся умов наших горожан. В нашем городе нет ни клубов, ни театров и вообще нет никаких светских развлечений. Попытки некоторых, от времени до времени наезжавших, господ просветить Суздалян на счет своей специальности через разные фокусы, устройство литературных вечеров, на которых, к слову сказать, назначалось чтение в роде «я люблю замужних страстно»... или «тру-ля ля, тру-ли-ля» и проч. т. п., таковые попытки, говорю, действительно не находили сочувствия в горожанах. Посетителями оказывались избранники от 10 — 15-ти человек из Суздальской интеллигенции. Посему, нам кажется, причины холодного отношения горожан к бывшим чтениям в церкви, скорее всего кроются в обстановке чтений. Итак, повторим, чтения открыты и у нас и велись последовательно в течение всего Поста. О начале чтений горожане извещены были объявлениями, прибитыми к столбам. Лица, взявшие на себя почин такому благому делу, боялись, как бы Суздаляне не отнеслись и к этим чтениям, представлявшим нечто новое для города, также равнодушно, как отнеслись они к чтениям в церкви, но боязнь их была напрасна. Еще за час времени до открытия чтений (они назначены были в 6 часов вечера) в земской управе, в зале которой, по любезному предложению, достопочтенного представителя Суздальского земства, Алексея Андреевича Макарова, должны быть чтения, начали собираться жители города. Хотя мы и знали, что в этот день (первое воскресенье поста) будут открыты публичные чтения, но сначала никак не могли уразуметь, чтобы это значило, что народ направляется в таком количестве к одному месту. В гор. Суздале это было редкое явление. Оказалось, что слушателей собралось так много, что тесно было не только в зале земских собраний и смежных с ним комнатах; тесно было в коридоре и на лестнице. Выслушали это чтение только те, кто раньше успел занять место в зале собраний; большая же часть желающих послушать в горьком разочаровании должна была удалиться. Первое чтение открыто краткою речью достопочтеннейшего о. протоиерея Кроткова, на которого одного легли все заботы по открытию чтений. И честь и благодарность о. протоиерею! Не мало труда и забот доставили и доставляют до сего времени эти чтения. Не было места для чтений, нужно было привлечь к чтению и лиц, которые могли бы заинтересовать слушателей. То и другое он сумел уладить, как нельзя лучше, приняв сам лично горячее участие в чтениях. Думали сначала открыть чтения в одном из классов духовного Училища, в зале городского училища, но то и другое место было тесно, да и требовало некоторых приспособлений, а следовательно и средств, на уделение которых Суздальская публика далеко не щедра. Зал земских собраний есть единственно удобное место для чтений, а потому нельзя не выразить благодарности Алексею Андреевичу Макарову.
В своей вступительной речи из слов 4-й заповеди о. протоиерей кратко указав, какими делами христианину следует освящать воскресные дни, и какие из дел по исполнению нам более доступны, очень удачно перешел к пользе и необходимости публичных чтений, на которых каждый имеет возможность научиться вере и нравственности. Речь свою о. протоиерей закончил указанием некоторых необходимых расходов при чтениях, как- то приобретение книг, картин и фонаря, как средств, способных от времени до времени оживлять самые чтения, приглашением принести посильную лепту на означенные предметы и просьбою — снисходительно относиться к самым чтениям, как делу новому, если оные когда либо будут мало интересны.
Затем певчие пропели „Царю Небесный...“ и смотритель духовного Училища г. Стаховский толково, внятно прочитал, применительно ко дню, статью об иконоборстве, а о. протоиерей Кротков — глубоко назидательную статью — о грехе. Здесь опять мы не можем не сказать похвального слова об о. протоиерее. Да не оскорбится его чувство! Чтение о. протоиерея можно назвать в своем роде образцовым. Он умеет владеть голосом, умеет затронуть сердце человека. Его каждое слово, глубоко прочувствованное невольно западает в душу. По окончании чтения, по выходе из зала, нам не от одного пришлось слышать: как хорошо, с каким чувством читает о. протоиерей?? Последним читал учитель городского училища г. Пимерков «о силе и значении русскаго государства». Каждое чтение сопровождалось пением душеспасительных песней.
По тем разговорам, какие велись по окончании чтения, по выходе из залы земской управы, можно было судить, что слушающая публика была вполне довольна только что выслушанным; можно было ожидать, что и следующие затем чтения не останутся без слушателей. И действительно: каждое чтение в течение поста находило такое число посетителей, что желать большего в этом случае, при настоящем помещении, было бы, пожалуй, и не разумно. Жаль только, что не малые заботы о. протоиерея о картинах и фонаре не имели желаемого результата. В картинах, правда, недостатка не было; братство Александра Невского готово было на первых порах снабдить ими, но постановка имеющегося в городском училище фонаря была не удачна, а приобретение нового, по крайней мере в настоящее время, по неимению средств, невозможно. Весь труд по оживлению чтений лег на певчих собора, но и в этом отношении чтения скоро увидели бы недостаток: некоторые из певчих потребовали вознаграждения за труд, грозя отказом от участия в пении. Для них научение вере и нравственности посредством чтений — дело материальных расчетов! Только горячее участие одного из учителей духовного Училища г. Лебедева, невозможности, устраняло этот недостаток. Г. Лебедев с свойственною ему энергией брал на себя немалый труд каждый раз просьбами, обещаниями увлекать на чтения подведомых ему певчих (он состоит регентом соборного хора), а под конец чуть-ли не зазывал к себе всех любителей пения в городе и их подготовлял к пению на чтениях.
Речь свою о чтениях закончим душевным пожеланием, чтобы чтения продолжались в Суздале и на будущее время, чтобы организовались более правильно, чем было до сего времени, и нашли сочувствующих не в слушании только, а и в пожертвовании на такое благое дело. Подписной лист для усердствующих, как это было при открытии чтений в других городах, мог бы, по нашему мнению, принести в этом случае большую пользу. S.
/«Владимирские Епархиальные Ведомости» Неофициальная часть № 8 (15 апреля 1882 года)/
Возобновление публичных чтений в г. Суздале
24-м числом октября начался новый год наших публичных чтений. Недели за две до сего достопочтеннейший протоиерей Кротков взял на себя заботу о возобновлении чтений и о времени возобновления их предуведомил жителей особыми объявлениями на фонарных столбах. Для того, чтобы обеспечить чтения со стороны лекторов, о. протоиерей особым отношением обратился к городскому духовенству, к гг. учителям духовного и городского училищ, прося их заранее определить время и статьи для каждого чтения. Те и другие сочувственно отнеслись к предложению о. протоиерея и уже многие из них записали себя лекторами на тот или другой воскресный и праздничный день. Местом для чтений будет служить зала земских собраний, а предметом чтений, по особо составленной программе, статьи вероучительного и нравоучительного содержания, статьи, касающиеся истории церкви вообще и, в частности, истории русской церкви, истории русского Государства и явлений мира видимого. Первое чтение 24-го октября привлекло слушателей до ста человек. Оно началось вступительною речью о. протоиерея Кроткова, в которой он кратко, но достаточно ясно выяснив нужду чтений религиозно-нравственного содержания для человека-христианина, между прочим остановил свое внимание на радости, что чтения находят себе поклонников, что они посещаются слушателями в достаточном числе. Речь свою о. протоиерей закончил приглашением собравшейся публики к молитвенному призыванию Духа Святого, без чего ни одно дело не может иметь успеха. «Царю небесный», стройно пропетое певчими, сопровождало это приглашение. После сего о. протоиерей с сердечным участием прочитал в два раза глубоко-назидательную статью блаженной памяти митрополита Григория «Свечка во тьму и сумрак», направленную против тех, которые, по безумию своему, отвергают бытие Бога и творение мира объясняют делом слепого случая. Чтение о. протоиерея видимо заняло внимание слушателей. Следующая затем статья, прочитанная учителем дух. Училища М. Снегиревым, касалась комет. К этому чтению подали повод и недавно бывшее появление кометы на восточной стороне нашего небосклона, и обычный предрассудок относительно появления комет, будто они служат предвестницами разных несчастий: мора, голода, войны и т. п. Чтение три раза прерывалась стройным пением певчих, руководимых учителем дух. Училища А. Лебедевым. Пение «Боже, царя храни» закончило чтение первого раза. Остается от души пожелать, чтобы благое начало благого дела дало таковые же результаты, чтобы чтения каждый раз привлекали не праздных, а ищущих научения и назидания слушателей.
С…ъ. /Владимирские епархиальные ведомости. Неофициальная часть. 1882 г. № 22 (15 ноября)./
Братство святого благоверного великого князя Александра Невского Деятельность Братства Александра Невского против раскола Внебогослужебные собеседования Публичные духовно-нравственные чтения во Владимирской епархии Статистические сведения о количестве проповедей за 1873 г. во Владимирской епархии Город Суздаль
Copyright © 2017 Любовь безусловная |