Главная
Регистрация
Вход
Вторник
24.10.2017
03:38
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 371

Категории раздела
Святые [132]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [691]
Суздаль [236]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [176]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [46]
Юрьев [98]
Судогда [30]
Москва [41]
Покров [51]
Гусь [46]
Вязники [115]
Камешково [46]
Ковров [131]
Гороховец [29]
Александров [132]
Переславль [80]
Кольчугино [21]
История [14]
Киржач [35]
Шуя [63]
Религия [2]
Иваново [26]
Селиваново [5]
Гаврилов Пасад [4]
Меленки [14]
Писатели и поэты [7]
Промышленность [0]
Учебные заведения [0]
Владимирская губерния [1]

Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 4
Пользователей: 1
Jupiter

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Суздаль

Церковь Казанской иконы Божьей Матери гор. Суздаля

Церковь Казанской иконы Божьей Матери/Казанская церковь


Воскресенская церковь (слева), Казанская церковь (справа)

В писцовой книге Суздаля от 1628 года Казанский храм упоминается как «придел Пречистой Богородицы Казанской с трапезою деревянна клецки во имя Леонтия Ростовского Чудотворца».
Казанская и Воскресенская деревянные церкви сгорели в 1719 г. в результате пожара в Суздале. Сгоревший Леонтьевский придел после пожара не возобновлялся.




Казанская церковь

Каменная церковь Казанской иконы Божьей Матери/Казанская церковь (зимняя церковь на Торговой площади Суздаля рядом с Торговыми рядами) построена в 1739 г.
Казанская церковь была пристроена к Воскресенской и многократно перестраивалась. К двухклетному невысокому каменному храму с глубокой апсидой с восточной стороны примыкает небольшой придел. Храм и придел увенчаны небольшими луковичными главками на невысоких барабанах. Церковь интересна кружевным металлическим гребнем на коньке крыши. Обращает на себя внимание продуманное разнообразие форм покрытий алтарных апсид ансамбля Казанской и Воскресенской церквей: прямой скат апсиды Воскресенской церкви удачно дополняется изогнутым фигурным покрытием апсиды Казанской церкви и сферическим покрытием придела.

Существует предположение, что в здании Казанской церкви похоронен ключарь Рождественского монастыря Ананий Фёдоров, написавший в 1770-х гг. «Историческое Собрание о Богоспасаемом граде Суздаль».


Суздаль. Старый иконостас Казанской церкви. Нач. XX в. Пост. в 1967 г. от Соболева С.А.

В храме находятся мощи епископа Феодора I Ростовского (Суздальского) (ум. 1024 г.).

Воскресенская церковь/Церковь Воскресения на торгу


Воскресенская церковь/Церковь Воскресения на торгу


Суздаль. Иконостас Воскресенской церкви. Нач. XX в. Пост. в 1967 г. от Соболева С.А.

В описи города Суздаля 1617 года Воскресенская церковь записана так: «позади рядов церковь приходная Воскресения Христова древяна вверх, да церковь с трапезою Леонтия Ростовскаго Чудотворца клецки… у Воскресения служит поп Семен Иванов».
В писцовой книге Суздаля от 1628 года Казанский храм упоминается как «придел Пречистой Богородицы Казанской с трапезою деревянна клецки во имя Леонтия Ростовского Чудотворца».

Обе деревянные церкви сгорели в 1719 г. в результате пожара в Суздале. Сгоревший Леонтьевский придел после пожара не возобновлялся.
Каменная холодная Воскресенская церковь появилась на месте сгоревшей в июле 1719 г. деревянной церкви, позже к ней пристроили придел святого Архистратига Божия Михаила.
Церковь отличается простой и лаконичной архитектурой. Строгий четверик скупо украшен ажурным фризом из килевидных арочек и трёх рядов выступающих углами лекальных кирпичей. Окна храма лишены наличников и лишь парадное крыльцо с арками и круглыми столбами украшает южный фасад здания. Оригинальная конструкция сводов, опирающихся всего на два столба, делает внутреннюю часть церкви более светлой и просторной по сравнению с четырёхстолпными храмами. Стены церкви украшены клеевой живописью конца XIX в., на столбах сохранились фрагменты росписи первой пол. XVIII в. Колокольня Воскресенской церкви, построенная одновременно с основным зданием, является доминантой всей торговой площади. В первоначальном виде, как и окружающие её колокольни Антипиевской, Скорбященской и Предтеченской церквей, она была невысокой. Однако позже восьмерик на четверике был надстроен и украшен карнизами и ширинками с разноцветными изразцами. Старые арки звона были заложены (следы их видны и сейчас примерно на половине высоты колокольни) и добавлен ещё один ярус. Вопреки суздальским традициям, башня колокольни завершается не шатром, а лопостным сферическим колпаком с высоким шпилем.

Казанская-Суздальская чудотворная икона Божией Матери

В 1625 г. преподобный инок-иконописец Иоаким в Шартомском монастыре сподобился видения Царицы Небесной. Явившись подвижнику, Она повелела ему написать список с явленной и чудотворной иконы Ее Казанской и затем послать его в Суздаль, для поставления в церкви Воскресения Христова, на защиту и охранение того города от врагов видимых и невидимых. Преподобный с радостью потщился исполнить повеление Божией Матери. Написав Ее образ, он послал его в Суздаль. Духовенство Воскресенской церкви и множество граждан Суздальских встретили икону с молебным пением. День сретения ее — 23 ноября — торжественно праздновался в Суздале. Вскоре икона прославилась чудесами. Слух о них дошел до святейшего Филарета, патриарха Всероссийского. По его повелению, Суздальский архиепископ Арсений производил, путем особого следствия, проверку их, и они официально признаны действительными. Но и после того от иконы происходили чудеса. Так, от нее получил исцеление некоторый человек, болевший подагрой. В благодарность за исцеление он еженедельно в пятницу (должно быть, в день исцеления) заказывал молебен перед Казанской иконой Божией Матери.
Послав икону в Суздаль, инок Иоаким через несколько времени сам последовал за нею туда же.
«По неколицем же времени сему затворнику святому отцу Иоакиму явися Пресвятая Богородица в видении и повеле ему пречистыми своими усты новоявленный свой образ, иже явися во граде Казани, преписати и списав повеле ему послати во град Суждаль и поставити во святей церкви Воскресения Господа нашего Иисуса Христа; поведа же ему и благодать свою и силу быти с тем образом, глаголя, яко будет тот мой образ, его же напишеши, стена крепкая и забрало твердое, защищение присное и избавление от видимых и невидимых врагов непрестанное тамо обитающему народу, еже и бысть, и ныне есть, и будет. Той же отец святый Иоаким повеленное, еже ему Пресвятая Богородица повеле в видении, с любовию велиею и усердием исполнити обещася, и обещание свое, немедлив, начат исполняти. И в лето 7133, а от Рождества Христова 1625 года, совершив оный образ, о нем, же ему Пресв. Богородица завеща, во град Суждаль посла и о поставлении того, идеже ему Пресв. Богородица и на коем месте завеща поставити, извести. Тогда сущии тоя церкви священнослужители, и клирицы, и множество народа, старии и младии, богатии и убозии, мужие и жены, вдовицы и девы, собрашася во сретение оныя святыя иконы, и сретоша ю вси со псалмы и песньми духовными, славяще Бога, благодаряще Пресв. Богородицу, яко не остави людей, своих, но благоволи и посещением посетити образа своего пречестнаго, и не токмо благоволи посетити, но присно в защищение оному народу обещася зде пребывати, и сицевым образом встретивши, поставиша на место, идеже сама Пресв. Богородица завеща. И тако в той день вси праздноваша праздник велий и всерадостный; и от того дне и до днесь повселетнюю память и празднество велие начаша совершати и совершают, радующеся и веселящеся о таковом посещении, защищении и заступлении о них Пресвятыя Владычицы Богородицы. Колики же тогда чудеса от тоя пресвятый иконы, яко реки, излияшася, неудобно вси изглаголати; но елико возмогохом, толико возвестихом: слепии прозреша, бесновавшиеся исцелеша, хромии яко елени воскочиша, немощнии здравие получиша и, вкратце рещи, кийждо своему недугу, скорби и болезни приличну цельбу получаше, тако благодарственно в дом свой возвращашеся; которая чудеса того образа Пресв. Богородицы услышана быша и царствующаго града Москвы церковное кормило правящему, святейшему кир-Филарету всея России патриарху, иже благоизволением своего архипастырства повеле сущему тогда в Суздале Арсению архиепископу о бывающих от образа сего чудесех прилежно и достоверно испытати; той же архиепископ вся по повелению архипастыря своего управив и истинная вся, за свидетельством своею рукою, к святейшему патриарху послание. От того же времени даже и до днесь приходящим к нему, Пресв. Богородицы образу, и молящимся с верою во всякой болезни, помазанием елея от лампады, яже пред пречистым Ея образом, многое врачество бывает и есть. И что нам вяшще много глаголати паче сих? Ныне очеса наша созерцают таковаго человека, иже по вся седмицы в каждый пяток молебное пение сотворяет пред образом сим Пресв. Богородицы и благодарение воздает за исцеление скорби своея. Какая, же бе скорбь его, о том может всяк известие от самых его уст и истину паче нас уведети; обаче повемы обще и мы: скорбь его бе подагра, неисцельное ног боление, которая весьма никиим же исцельна, яко же и сами врачи повествуют, яже единою Божиею помощию. Прочая же, за множеством, молчанию предаем, сими удовляющеся; веруяй бо о мале и о мнозе бывает верен, и тако кийждо по вере своей получает и спасение свое, и небесного царствия сподобляется, еже дабы и всем нам получити о Христе Иисусе Господе нашем, ему же слава со Отцем и со Святым Духом во веки. Аминь» (Сказание об иконе Казанской Божией Матери в Воскресенской церкви г. Суздаля. стр. 195-196).
Кстати об этом сказании... Оно, как синаксарь, читалось в означенной церкви, на всенощном бдении, под праздник принесения чудотворной Казанской иконы Божией Матери из Шуйского Николо-Шартомского монастыря в Суздаль, 23 ноября, и начинается следующими словами: «Месяца Ноемврия, в 23 день, воспоминание сретения образа Пресв. Богородицы Казанския, списанное с истории сущия в церкви Воскресения Христова, что за рядами, во граде Суждале. В сей день празднуем образа Пресв. Богородицы Казанския (сретение). Кто же сей образ написа, и како семо того предпосла или киим повелением, и в кия лета, и от котораго времени начася сей праздник праздноватися, о сем, яко же мню, еще и доныне мнози обретаются в неведении, кийждо за своим небрежением; чесого ради возмнеся нам быти, во славу Божию, яко о сем всему ныне и впредь будущему православному роду христианскому достоит ведети; того ради повесть сотворим прежде о том, кто сей образ написа, и яков бе человек, и по чиему обещанию или завещанию того написа, потом же о сретении сего образа, таже и о чудесех бывающих от него». Сказание это составлено, на основании древних записей, в ХѴIII веке, именно в царствование императора Петра III-го. Сама икона Казанско-Суздальская не отличалась большими размерами: она имела в длину всего 6 вершков, в ширину 5. Лик Богоматери изображен превосходно и поражает свежестью и отчетливостью письма. Риза золотая, с жемчужными венцами; оклад серебряный вызолоченный. Икона вставлена была в другую, изображающую разные события из истории этой самой Казанской иконы Пресв. Богородицы, напр., явление Божией Матери в Николо-Шартомском монастыре преп. Иоакиму и т. под.
У ключаря Анании Федорова сказано, что Иоаким сам принес в Суздаль Казанскую икону (Истор. собр. о гр. Суждале, стр. 189); за ключарем Федоровым то же повторяет и магистр иеромон. Иоасаф в своей книжке: «О святых иконах, особенно чтимых, находящихся во Владим. епархии» (Владимир, 1859 г., стр. 25). Но это противоречит более древнему свидетельству (внесенному самим же Ананией в свой труд) — сказанию о Казанско-Суздальской иконе, где именно говорится, что Пресв. Богородица повелела Иоакиму написать образ Ее и послать (а не самому отнести) в Суздаль и что подвижник написанную им икону действительно «посла» туда, известив о месте, где она должна быть поставлена (Временник, стр. 195-я).
Здесь, при Воскресенской церкви, он устроил себе малую келлию и начал проводить в ней, по прежнему, строго-подвижническую жизнь.
Сказании ключаря Анании Федорова говорится, что инок Иоаким Николо-Шартомский, написавший Казанскую икону Божией Матери в Суздальскую Воскресенскую церковь, «скончася и положен бысть близ той церкви, на месте весьма незнаменитом». Спустя много лет, именно в 1728-м году, при копании рва под фундамент для западной стены новой теплой Казанской церкви, строившейся в честь написанной преп. Иоакимом чудотворной Казанской иконы Божией Матери, найден был, глубоко в земле, гроб сего великого подвижника целым и неповрежденным. Когда донесли об этом тогдашнему Суздальскому епископу Иоакиму, преосвященный, сам бывший Суздальским уроженцем и знавший, по преданию от предков, чей это гроб, повелел отнюдь не трогать его, но обложить каменными плитами и оставить на прежнем месте. Таким образом прах благочестивого инока Иоакима под западной стеной теплой церкви – Казанской Богоматери, образ которой он сподобился написать по откровению Свыше.
В Воскресенской церкви с кон. XVII в. и до 1920-х гг. хранилась чудотворная Казанская-Суздальская икона Божией Матери, местно-чтимая. В послереволюционные годы, после закрытия многих суздальских храмов Казанская-Суздальская икона была утрачена, и её дальнейшая судьба остаётся неизвестной.

В кон XIX века церкви принадлежали две прикладные земли – одна мерою 1000 кв. саж., другая – 490 кв. саж.; из арендной платы в свою пользу церковь получала: с первой – половину аренды 12 р. 50 к., а со второй – ¼ платы 4 р. 50 к.; остальные арендные деньги получал причт. Кроме сего, церковь имела восемь лавок и за них получала 494 р. 50 к., без участия в этой сумме причта.
Причт по штату священник и псаломщик. Годовой доход причта: от земли, процентов с госуд. бумаг и за требоисправления простирался до 1500 руб.
Дом для причта церковный, деревянный.
В приходе в 1897 г. значилось 57 дворов, душ мужского пола 186, а женского пола 206 душ.


Воскресенская церковь.

Златоустовская церковь

До XVIII в. Златоустовская церковь находилась близ торговых рядов, рядом с Воскресенской церковью, и была деревянной. В описи города 1617 г. записано: «позади рядов… церковь Иоанна Златоустаго стоит без пения», после Литовского разорения. По распоряжению Митрополита Илариона Златоустовская церковь была перенесена на сполье, «понеже церквей не имелось в тех слободах», объясняет Анания Федоров.


Суздаль. Златоустовская церковь. Нач. XX в. Пост. в 1967 г. от Соболева С.А.


Златоустовская церковь в Суздале

Некоторые жители Суздаля еще помнят, что в районе нынешней поликлиники, неподалеку от тамошнего пруда, стояла большая двухэтажная с высокой колокольней церковь. Теперь здесь прогулочный дворик детского сада. И нет никаких видимых следов строения. Это была Златоустовская церковь, построенная в XVIII в.
Тут, в 1729 г., при Суздальском епископе Иоакиме, прихожанами была построена каменная летняя (холодная) церковь Святого Иоанна Златоуста, с приделом во имя Григория Богослова.
Зимнюю теплую церковь, также каменную, прихожане поставили в 1733 г. в честь Введения во храм Пресвятой Девы Марии. Церковь просуществовала до 1799 г. и была разобрана. Вместо нее был сделан второй этаж над летней Златоустовской церковью, с престолом Введения Божией Матери.

20 января 1866 г. зачислено причетническое место при Златоустовской церкви за семейством умершего диакона Алексея Надеждина.
18 ноября 1868 г. определен во священники Суздальской Златоустовской церкви студент Владимирской семинарии Василий Сперанский.

Из старинных вещей в церкви хранились в кон. XIX века: 1) два антиминса: один дан в Златоустовскую церковь при Царе и Великом Князе Михаиле Феодоровиче в 1648 году, а другой – при Патриархе Адриане; 2) иконы: Спасителя, сидящего на престоле, и Иоанна Златоуста. На иконе Иоанна Златоуста на серебряной цепи повешены крест с мощами Георгия Победоносца и панагия; 3) два евангелия: одно – 1703 г., а другое – 1735 года; 4) потир, дискос и лжица – 1779 г.; 5) грамоты: благословенная грамота Иоакима, епископа Суздальского и Юрьевского, данная в 1729 году мая 6 дня, на построение каменной церкви во имя Св. Иоанна Златоустаго; благословенная грамота Гавриила, епископа Суздальского и Юрьевского, данная в 1733 г., на построение теплой Введенской церкви; благословенная грамота Виктора, епископа Суздальского и Владимирского, данная в 1799 году, на освящение Введенской церкви, устроенной во втором этаже Златоустовской церкви.
Причта при церкви по штату положено священник и псаломщик. Годовой доход причта до 934 руб. Дома для причта церковные.
Приход в 1897 г.: 31 двор, мужского пола 58 душ, а женского пола 59 душ.

По сведениям Н.Н. Антонова, коренного суздальца, колокола с колокольни Златоустовской церкви были сброшены в 1939 г., сама колокольня порушена.
«В 1958 году, - рассказывает жительница Суздаля А.И. Лужнова, - стояли еще стены, правда, уже без перекрытия, церковь была бесхозной, в годы войны ее занимало военное училище - в ней жили курсанты».
В 1959 г. Златоустовская церковь была снесена.

Храмы и монастыри города Суздаля.

Кресто-Никольская церковь, ул. Ленина, д. 65а
Торговые ряды.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Суздаль | Добавил: Jupiter (03.05.2015)
Просмотров: 1820 | Теги: Церковь, Суздаль | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика