Церковь Казанской иконы Божьей Матери и Церковь Воскресения на торгу гор. Суздаля
Церковь Казанской иконы Божьей Матери (Казанская церковь)
Местная Религиозная Организация Православный Приход Свято-Казанского Соборного Храма Города Суздаля Владимирской области Владимирской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) действует с 12 ноября 1999 г.
Настоятель, председатель приходского совета - Перебаев Леонид Викторович.
Адрес: город Суздаль, Торговая площадь.
Воскресенская церковь (слева), Казанская церковь (справа)
В писцовой книге Суздаля от 1628 года Казанский храм упоминается как «придел Пречистой Богородицы Казанской с трапезою деревянна клецки во имя Леонтия Ростовского Чудотворца».
В 1711 г. священника Воскресенской церкви Федора Тихоновича родился сын Анания Федоров (ключарь Суздальского Богородице-Рождественского собора, историк-краевед).
Казанская и Воскресенская деревянные церкви сгорели в 1719 г. в результате пожара в Суздале. Сгоревший Леонтьевский придел после пожара не возобновлялся.
Казанская церковь
Каменная церковь Казанской иконы Божьей Матери/Казанская церковь (зимняя церковь на Торговой площади Суздаля рядом с Торговыми рядами) построена в 1739 г.
Казанская церковь была пристроена к Воскресенской и многократно перестраивалась. К двухклетному невысокому каменному храму с глубокой апсидой с восточной стороны примыкает небольшой придел. Храм и придел увенчаны небольшими луковичными главками на невысоких барабанах. Церковь интересна кружевным металлическим гребнем на коньке крыши. Обращает на себя внимание продуманное разнообразие форм покрытий алтарных апсид ансамбля Казанской и Воскресенской церквей: прямой скат апсиды Воскресенской церкви удачно дополняется изогнутым фигурным покрытием апсиды Казанской церкви и сферическим покрытием придела.
Существует предположение, что в здании Казанской церкви похоронен ключарь Рождественского монастыря Анания Федоров, написавший в 1770-х гг. «Историческое Собрание о Богоспасаемом граде Суздаль».
Суздаль. Старый иконостас Казанской церкви. Нач. XX в. Пост. в 1967 г. от Соболева С.А.
После Революции – клуб.
Николай Александрович Цветков (1891-1972) с 13 июля 1955 года стал настоятелем Казанской церкви. В Суздале он жил в доме № 7 на ул. Красной Горки, с августа 1961 года – в доме № 7 на ул. Фрунзе.
18 марта 1969 года по состоянию здоровья протоиерей Николай Цветков был уволен за штат. 4 июня 1972 года он скончался.
Воскресенская церковь/Церковь Воскресения на торгу
Воскресенская церковь/Церковь Воскресения на торгу
Суздаль. Иконостас Воскресенской церкви. Нач. XX в. Пост. в 1967 г. от Соболева С.А.
В описи города Суздаля 1617 года Воскресенская церковь записана так: «позади рядов церковь приходная Воскресения Христова древяна вверх, да церковь с трапезою Леонтия Ростовскаго Чудотворца клецки… у Воскресения служит поп Семен Иванов». В писцовой книге Суздаля от 1628 года Казанский храм упоминается как «придел Пречистой Богородицы Казанской с трапезою деревянна клецки во имя Леонтия Ростовского Чудотворца».
Обе деревянные церкви сгорели в 1719 г. в результате пожара в Суздале. Сгоревший Леонтьевский придел после пожара не возобновлялся. Каменная холодная Воскресенская церковь появилась на месте сгоревшей в июле 1719 г. деревянной церкви, позже к ней пристроили придел святого Архистратига Божия Михаила. Церковь отличается простой и лаконичной архитектурой. Строгий четверик скупо украшен ажурным фризом из килевидных арочек и трех рядов выступающих углами лекальных кирпичей. Окна храма лишены наличников и лишь парадное крыльцо с арками и круглыми столбами украшает южный фасад здания. Оригинальная конструкция сводов, опирающихся всего на два столба, делает внутреннюю часть церкви более светлой и просторной по сравнению с четырехстолпными храмами. Стены церкви украшены клеевой живописью конца XIX в., на столбах сохранились фрагменты росписи первой пол. XVIII в. Колокольня Воскресенской церкви, построенная одновременно с основным зданием, является доминантой всей торговой площади. В первоначальном виде, как и окружающие ее колокольни Антипиевской, Скорбященской и Предтеченской церквей, она была невысокой. Однако позже восьмерик на четверике был надстроен и украшен карнизами и ширинками с разноцветными изразцами. Старые арки звона были заложены (следы их видны и сейчас примерно на половине высоты колокольни) и добавлен еще один ярус. Вопреки суздальским традициям, башня колокольни завершается не шатром, а лопостным сферическим колпаком с высоким шпилем.
Казанская-Суздальская чудотворная икона Божией Матери
В 1625 г. преподобный инок-иконописец Иоаким в Шартомском монастыре сподобился видения Царицы Небесной. Явившись подвижнику, Она повелела ему написать список с явленной и чудотворной иконы Ее Казанской и затем послать его в Суздаль, для поставления в церкви Воскресения Христова, на защиту и охранение того города от врагов видимых и невидимых. Преподобный с радостью потщился исполнить повеление Божией Матери. Написав Ее образ, он послал его в Суздаль. Духовенство Воскресенской церкви и множество граждан Суздальских встретили икону с молебным пением. День сретения ее — 23 ноября — торжественно праздновался в Суздале. Вскоре икона прославилась чудесами. Слух о них дошел до святейшего Филарета, патриарха Всероссийского. По его повелению, Суздальский архиепископ Арсений производил, путем особого следствия, проверку их, и они официально признаны действительными. Но и после того от иконы происходили чудеса. Так, от нее получил исцеление некоторый человек, болевший подагрой. В благодарность за исцеление он еженедельно в пятницу (должно быть, в день исцеления) заказывал молебен перед Казанской иконой Божией Матери.
Послав икону в Суздаль, инок Иоаким через несколько времени сам последовал за нею туда же. «По неколицем же времени сему затворнику святому отцу Иоакиму явися Пресвятая Богородица в видении и повеле ему пречистыми своими усты новоявленный свой образ, иже явися во граде Казани, преписати и списав повеле ему послати во град Суждаль и поставити во святей церкви Воскресения Господа нашего Иисуса Христа; поведа же ему и благодать свою и силу быти с тем образом, глаголя, яко будет тот мой образ, его же напишеши, стена крепкая и забрало твердое, защищение присное и избавление от видимых и невидимых врагов непрестанное тамо обитающему народу, еже и бысть, и ныне есть, и будет. Той же отец святый Иоаким повеленное, еже ему Пресвятая Богородица повеле в видении, с любовию велиею и усердием исполнити обещася, и обещание свое, немедлив, начат исполняти. И в лето 7133, а от Рождества Христова 1625 года, совершив оный образ, о нем, же ему Пресв. Богородица завеща, во град Суждаль посла и о поставлении того, идеже ему Пресв. Богородица и на коем месте завеща поставити, извести. Тогда сущии тоя церкви священнослужители, и клирицы, и множество народа, старии и младии, богатии и убозии, мужие и жены, вдовицы и девы, собрашася во сретение оныя святыя иконы, и сретоша ю вси со псалмы и песньми духовными, славяще Бога, благодаряще Пресв. Богородицу, яко не остави людей, своих, но благоволи и посещением посетити образа своего пречестнаго, и не токмо благоволи посетити, но присно в защищение оному народу обещася зде пребывати, и сицевым образом встретивши, поставиша на место, идеже сама Пресв. Богородица завеща. И тако в той день вси праздноваша праздник велий и всерадостный; и от того дне и до днесь повселетнюю память и празднество велие начаша совершати и совершают, радующеся и веселящеся о таковом посещении, защищении и заступлении о них Пресвятыя Владычицы Богородицы. Колики же тогда чудеса от тоя пресвятый иконы, яко реки, излияшася, неудобно вси изглаголати; но елико возмогохом, толико возвестихом: слепии прозреша, бесновавшиеся исцелеша, хромии яко елени воскочиша, немощнии здравие получиша и, вкратце рещи, кийждо своему недугу, скорби и болезни приличну цельбу получаше, тако благодарственно в дом свой возвращашеся; которая чудеса того образа Пресв. Богородицы услышана быша и царствующаго града Москвы церковное кормило правящему, святейшему кир-Филарету всея России патриарху, иже благоизволением своего архипастырства повеле сущему тогда в Суздале Арсению архиепископу о бывающих от образа сего чудесех прилежно и достоверно испытати; той же архиепископ вся по повелению архипастыря своего управив и истинная вся, за свидетельством своею рукою, к святейшему патриарху послание. От того же времени даже и до днесь приходящим к нему, Пресв. Богородицы образу, и молящимся с верою во всякой болезни, помазанием елея от лампады, яже пред пречистым Ея образом, многое врачество бывает и есть. И что нам вяшще много глаголати паче сих? Ныне очеса наша созерцают таковаго человека, иже по вся седмицы в каждый пяток молебное пение сотворяет пред образом сим Пресв. Богородицы и благодарение воздает за исцеление скорби своея. Какая, же бе скорбь его, о том может всяк известие от самых его уст и истину паче нас уведети; обаче повемы обще и мы: скорбь его бе подагра, неисцельное ног боление, которая весьма никиим же исцельна, яко же и сами врачи повествуют, яже единою Божиею помощию. Прочая же, за множеством, молчанию предаем, сими удовляющеся; веруяй бо о мале и о мнозе бывает верен, и тако кийждо по вере своей получает и спасение свое, и небесного царствия сподобляется, еже дабы и всем нам получити о Христе Иисусе Господе нашем, ему же слава со Отцем и со Святым Духом во веки. Аминь» (Сказание об иконе Казанской Божией Матери в Воскресенской церкви г. Суздаля. стр. 195-196). Кстати об этом сказании... Оно, как синаксарь, читалось в означенной церкви, на всенощном бдении, под праздник принесения чудотворной Казанской иконы Божией Матери из Шуйского Николо-Шартомского монастыря в Суздаль, 23 ноября, и начинается следующими словами: «Месяца Ноемврия, в 23 день, воспоминание сретения образа Пресв. Богородицы Казанския, списанное с истории сущия в церкви Воскресения Христова, что за рядами, во граде Суждале. В сей день празднуем образа Пресв. Богородицы Казанския (сретение). Кто же сей образ написа, и како семо того предпосла или киим повелением, и в кия лета, и от котораго времени начася сей праздник праздноватися, о сем, яко же мню, еще и доныне мнози обретаются в неведении, кийждо за своим небрежением; чесого ради возмнеся нам быти, во славу Божию, яко о сем всему ныне и впредь будущему православному роду христианскому достоит ведети; того ради повесть сотворим прежде о том, кто сей образ написа, и яков бе человек, и по чиему обещанию или завещанию того написа, потом же о сретении сего образа, таже и о чудесех бывающих от него». Сказание это составлено, на основании древних записей, в ХѴIII веке, именно в царствование императора Петра III-го. Сама икона Казанско-Суздальская не отличалась большими размерами: она имела в длину всего 6 вершков, в ширину 5. Лик Богоматери изображен превосходно и поражает свежестью и отчетливостью письма. Риза золотая, с жемчужными венцами; оклад серебряный вызолоченный. Икона вставлена была в другую, изображающую разные события из истории этой самой Казанской иконы Пресв. Богородицы, напр., явление Божией Матери в Николо-Шартомском монастыре преп. Иоакиму и т. под.
У ключаря Анании Федорова сказано, что Иоаким сам принес в Суздаль Казанскую икону (Истор. собр. о гр. Суждале, стр. 189); за ключарем Федоровым то же повторяет и магистр иеромон. Иоасаф в своей книжке: «О святых иконах, особенно чтимых, находящихся во Владим. епархии» (Владимир, 1859 г., стр. 25). Но это противоречит более древнему свидетельству (внесенному самим же Ананией в свой труд) — сказанию о Казанско-Суздальской иконе, где именно говорится, что Пресв. Богородица повелела Иоакиму написать образ Ее и послать (а не самому отнести) в Суздаль и что подвижник написанную им икону действительно «посла» туда, известив о месте, где она должна быть поставлена (Временник, стр. 195-я). Здесь, при Воскресенской церкви, он устроил себе малую келлию и начал проводить в ней, по прежнему, строго-подвижническую жизнь.
Сказании ключаря Анании Федорова говорится, что инок Иоаким Николо-Шартомский, написавший Казанскую икону Божией Матери в Суздальскую Воскресенскую церковь, «скончася и положен бысть близ той церкви, на месте весьма незнаменитом». Спустя много лет, именно в 1728-м году, при копании рва под фундамент для западной стены новой теплой Казанской церкви, строившейся в честь написанной преп. Иоакимом чудотворной Казанской иконы Божией Матери, найден был, глубоко в земле, гроб сего великого подвижника целым и неповрежденным. Когда донесли об этом тогдашнему Суздальскому епископу Иоакиму, преосвященный, сам бывший Суздальским уроженцем и знавший, по преданию от предков, чей это гроб, повелел отнюдь не трогать его, но обложить каменными плитами и оставить на прежнем месте. Таким образом прах благочестивого инока Иоакима под западной стеной теплой церкви – Казанской Богоматери, образ которой он сподобился написать по откровению Свыше. В Воскресенской церкви с кон. XVII в. и до 1920-х гг. хранилась чудотворная Казанская-Суздальская икона Божией Матери, местно-чтимая. В послереволюционные годы, после закрытия многих суздальских храмов Казанская-Суздальская икона была утрачена, и ее дальнейшая судьба остается неизвестной.
В кон XIX века церкви принадлежали две прикладные земли – одна мерою 1000 кв. саж., другая – 490 кв. саж.; из арендной платы в свою пользу церковь получала: с первой – половину аренды 12 р. 50 к., а со второй – ¼ платы 4 р. 50 к.; остальные арендные деньги получал причт. Кроме сего, церковь имела восемь лавок и за них получала 494 р. 50 к., без участия в этой сумме причта. [1]
Причт по штату священник и псаломщик. Годовой доход причта: от земли, процентов с госуд. бумаг и за требоисправления простирался до 1500 руб. [1] Дом для причта церковный, деревянный. [1]
В приходе в 1897 г. значилось 57 дворов, душ мужского пола 186, а женского пола 206 душ. [1]
После Революции – склад.