Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
24.11.2024
13:14
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [257]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Суздаль

Феодор I епископ Ростовский

Феодор I епископ Ростовский


Шитый покров с изображением святителя Феодора

Епископ Феодор I (ум. ранее 1024 г.) - первый епископ Ростовский, святой Русской православной церкви, почитается в лике святителей, память совершается (по юлианскому календарю): 8 июня, 23 мая (Собор Ростово-Ярославских святых) и 23 июня/6 июля в Соборе Владимирских святых.

Жизнеописание

По происхождению грек, прибыл из Константинополя в Киев в составе свиты первого киевского митрополита Михаила.
В 990 г., заботясь об укреплении северо-восточных рубежей Руси и утверждая во всех ее пределах христианство, святой князь Владимир положил основание городу Владимиру на Клязьме. Заселив новый город киевлянами, крещенными ранее, великий князь киевский крестил и часть местного населения.
В Ипатиевской летописи сказано:
«в лето 6498-е пойде Володимер в землю Словенскую и страну Залесскую, в Суздальстей области и в Ростоветей, и постави тамо над рекою Клязьмою град, и нарече его первым своим именем Владимир, и созда церковь Пресвятыя Богородицы соборную; повеле же людей крестити повсюду и церкви ставити, даде же им первого епископа Феодора».
В Степенной книге XIV столетия сказано:
«в лето 6498, от Рождества Христова 990, от Киева подвижеся блаженный Владимир шествовати в Суздальскую землю взем с собою двух епископов, иже придоша к нему в Корсунь с Митрополитом Михаилом, послани от патриарха Фотия, и в Земле Суздальской вся люди крестиша; тамож и град заложи святыя же и красен, и в свое имя нарече его Владимир на реце Клязьме, в нем же и церковь постав деревянную во имя Пресвятыя Богородицы честнаго ея Успения».


Памятник равноапостольному князю Владимиру и Святителю Федору во Владимире

Существует предположение, что обитель святителя Василия (Свято-Васильевский монастырь) обязана своим основанием святому равноапостольному князю Владимиру, который во время пребывания в Суздале просветил здешних жителей святым крещением и воздвиг храм в честь своего Ангела и тем положил начало иноческой обители. В подтверждения такого мнения можно привести то обстоятельство, что все древнейшие церкви во имя Василия Великого в городах, современных началу христианства в России, имеют своим основанием равноапостольного князя Владимира. Это храмы в Киеве, Овруче, Владимире-Волынском и проч. В пользу этого предположения говорит также особенное уважение к Васильевскому монастырю Российских князей и многих царей, выражавшееся в наделении его вотчинами. Предположительно, суздальцы приняли христианство в той церкви, которая раньше располагалась на территории современного Васильевского монастыря.

В состоянии язычества Суздальцы поклонялись: Велесу, Перуну, Яруну, Облупе (праздновали, когда рожь облупливалась, колосилась), Купале и Туру (богу плодородия, сладострастия). Следы поклонения этим богам сохранились в названиях улиц города: от Яруна – Ярунова улица, от Пиная – Пинаиха, от Облупы – Облупа, от Купала – «место на сполье, где во время язычества народъ собирался 24 июня, от Тура – название сел Турабьево, Туртино, дер. Турыгино.
Ключарь Ананий Федоров в своем «Историч. Собр. О гр. Сужд.» о происхождении Суздальского соборного храма говорит, что он имеет свое начало от равноапостольного князя Владимира.
В этом храме новокрещенные Суздальцы в первый раз увидели и услышали христианское богослужение. Торжественное и умилительное архиерейское богослужение, совершаемое святителем Феодором, с глубоким благоговением, производило на юных христиан сильное впечатление, и вера Христова укреплялась в сердцах их. Но многоплодная миссионерская деятельность святителя Феодора среди мирных жителей Суздаля продолжалась не долго,- только до открытия епархиальной епископской кафедры в Ростове.

В 991 г. была учреждена Ростовская и Суздальская епархия с центром в Ростове.
С 1149 г. Ростовская, Суздальская, Владимирская и Муромская епархия.
С 1164 (1172) г. Ростовская и Муромская епархия.
С 1198 г. Ростовская, Суздальская и Владимирская епархия.
С 1213 (1214) г. Ростовская, Переяславская и Ярославская епархия.
С 1215 г. Владимирская и Суздальская епархия.
С 1226 г. Ростовская и Ярославская епархия.
С 1228 г. Суздальская, Владимирская и Переславль-Залесская епархия.
С 1274 г. Владимирская, Суздальская и Нижегородская епархия.
С 1330 г. Суздальская епархия.
С 1347 г. Суздальская, Брянская и Тарусская епархия.
С 1374 г. Суздальская, Нижегородская и Городецкая епархия.
С 1394 г. Суздальская и Тарусская епархия.
С 1464 г. Суздальская, Калужская и Тарусская епархия.
1667-1788 гг. Суздальская и Юрьевская епархия.

В 992 г. Федор I был рукоположен в епископы Ростова. Построил в городе дубовый храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Проповедь христианства, начатая Феодором, была враждебно встречена язычниками и святитель удалился из Ростова в Суздаль.
По сообщению надписи 1635 года в ризнице Богородице-Рождественского собора Суздаля:
«Приям святитель Феодор паству словесных овец в Суждальской стране и, видя их помраченными, начал, возлагая на Бога упование, сеяти семя слова Божия, идольские капища разрушая; храмы же святые во славу Божию созидая и украшая. Зряще бо народи богоугодное житие его и кроткий нрав, и слыша богодухновенное учение его, по премногу удивляшися, обращахуся в веру Христову и приимаху святое крещение».
В 1010 г. когда ростовским князем стал святой Борис Феодор вернулся в город, но после убийства Бориса святитель был вновь изгнан из города и возвратился в Суздаль где скончался около 1024 г.

О мощах святого Феодора

Время прославления, равно как и открытия мощей святителя Феодора, за погибелью письменных сказаний о сем при разных бедственных случаях гор. Суздаля, остается до сих пор в неизвестности. Народное предание говорит, что мощи открыты еще до нашествия Батыя. В донесении, поданном от Суздальского соборного причта 1-го ноября 1749 года тогдашнему преосвященному Суздальскому и Юрьевскому Порфирию о мощах св. Феодора, приводятся многочисленные соображения и документы, неоспоримо свидетельствующие о прославлении сего угодника Божия еще в глубокой древности. К самым древнейшим из этих документов должно отнести «Описную Книгу» соборной Суздальской церкви за 1609 год, в которой прописан дар или приклад покрова на раку мощей св. Феодора удельной княгиней Евпраксией в 1581 году. Вот подлинные слова «Описной Книги»: «Лета 7089 (т.е. 1581 г. от Р. X.), июля 24 дня, на память святых страстотерпцев Бориса и Глеба, при державе Благочестивейшаго Царя Государя и Великаго Князя Иоанна Васильевича всея Русии, и при их государевых благоверных чадех, благоверном царевиче Иване Ивановиче, и благоверном государе царевиче Федоре Ивановиче, и в то время правящу престол богоспасаемаго града Суждаля епископу Варлааму, моля Пресвятой Богородице и великому чудотворцу епископу Феодору Суждальскому, положила сей покров на великого чудотворца епископа Феодора (т.е. на раку мощей его) Князь Володимера Андреевича Княгиня Евпраксея удельная от своего благочестия, на воспоминание вечных благ». На сем покрове между прочим вышиты тропарь и кондак святителю Феодору, неоспоримо свидетельствующие, что прославление сего угодника Божия предшествовало времени царя Иоанна Грозного. А так как составителем молебного пения святителю Феодору, из которого заимствованы вышеозначенные тропарь и кондак, был инок Суздальского Евфимиева монастыря Григорий, об котором «есть достоверно, что оный бысть прежде лет Грозного, в скором времени по кончине святителя и чудотворца Иоанна епископа Суждальского», случившейся 1372 г. 15-го октября; то время прославления святителя Феодора отодвигается еще в большую глубь времени, так что вышеозначенное предание о прославлении святителя Феодора еще до времени Батыева становится весьма вероятным.

Почитание


«ПЕРВОКРЕСТИТЕЛЬ ФЕДОР». 2015 г. Благовещенский Владимир Кузьмич

Феодор был погребен в Богородице-Рождественском соборе Суздаля, его мощи были обретены еще до нашествия Батыя.
Время начала местного почитания святителя Феодора неизвестно, во второй пол. XVI в. его гроб украшал покров с вышитым молитвенным обращением к нему где он был назван «великим чудотворцем».
В сер. XVIII в. начались сомнения относительно состояния мощей святителя Феодора. Ростовский епископ Порфирий (Крайский) в ноябре 1751 г. обратился в Святейший Синод с ходатайством провести освидетельствование мощей, но 27 августа 1755 г. им был получен следующий ответ:
Понеже оные святые Феодор и Иоанн были архиереи православные, в Суждальской стране пастырие благочестивии, и по скончании всея жизни пребыли и ныне пребывают нетленны, и через такое многое прошедшее время бывшими после их преемниками, а вашего преосвященства антецессорами, и народом были почитаемы и почитаются за святых: и тако, не имея никакого о них сумнительства, вновь ныне свидетельствовать несть потребы и оставить в таковом же, как ныне были, состоянии и почитании.

В 1794 г. мощи Феодора поместили в раку из позолоченного серебра и поместили у иконостаса Суздальского собора.


Рака св. Федора. XVIII в. Дерево, левкас, серебро, медь; чеканка, золочение.

Сень. XVIII в. Дерево, левкас; резьба, золочение.

В понедельник 20 августа сего 1879 года прошло переложение из деревянных в серебряные раки мощей суздальских святителей Феодора и Иоанна, открыто почивающих в Богородице — Рождественском соборе г. Суздаля.
Празднование 20-го августа в 1880 г. в г. Суздале.
25 августа 1891 г. в Суздале была открыта Феодоровская церковно-приходская школа при Богородице-Рождественском.

В 1998 г. в связи с аварийным состоянием Рождественского собора мощи святителя Феодора перенесли в Казанскую церковь Суздаля.


Казанская церковь Суздаля.

Меряне поклонялись Вепсу. Во второй пол. XII в., по сообщению митрополита Леонтия Ростовского (из «Ростовского митрополья» на Сухоне), совершилось крещение финно-угров в Присухонье.
Свои языческие верования местное население сохраняло долго, несмотря на раннюю христианизацию. Так, пришекснинские жители (вепсы) «богу молились, а пню лесному поклонялись. Христа прославляли, а вепса славили».
Меряне славили Елса. Так в мерянском языке назывался «леший».

8-го июня 1890 года в Суздале было совершено Торжество девятисотлетней памяти св. Феодора.
Преемником Феодора стал Иларион (епископ Ростовский).
Собор Владимирских святых.
Город Суздаль.
Основание Суздаля.
Основание города Владимира.
Крещение Руси. История Русской Православной Церкви.
Категория: Суздаль | Добавил: Николай (21.02.2018)
Просмотров: 2610 | Теги: Владимир, учебные заведения | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru