Религиозная Организация "Свято-Васильевский Мужской Монастырь Города Суздаля Владимирской области Владимирской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" действует с 29 декабря 1999 г. Настоятель — игумен Рафаил (Нечитаев Игорь Юрьевич). Адрес: Владимирская область, г. Суздаль, ул. Васильевская, 32б
Васильевский монастырь основан в XIII в. на дороге, ведущей от Суздальского Кремля в Кидекшу.Свято-Васильевский мужской монастырь в Суздале является единственным монастырем в России, носящим наименование свое в память святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской.
Первое известное упоминание о нем находим в записи Ростовской княгини Марии о дарованных монастырю землях в 1253 г. на владение. В грамоте сказано: «Се яз раба Божия Марина черница управила ми есми по его острижение ко св. Василью в монастырь на поминок душе его».
Существует предположение, что обитель святителя Василия обязана своим основанием святому равноапостольному князю Владимиру Святому, который во время пребывания в Суздале просветил здешних жителей святым крещением и воздвиг храм в честь своего Ангела и тем положил начало иноческой обители. В подтверждения такого мнения можно привести то обстоятельство, что все древнейшие церкви во имя Василия Великого в городах, современных началу христианства в России, имеют своим основанием равноапостольного князя Владимира. Это храмы в Киеве, Овруче, Владимире-Волынском и проч. В пользу этого предположения говорит также особенное уважение к Васильевскому монастырю Российских князей и многих царей, выражавшееся в наделении его вотчинами. Предположительно, суздальцы приняли христианство в той церкви, которая раньше располагалась на территории современного Васильевского монастыря. См. Феодор I
В летописном рассказе под 1096 годом говорится, что Олег Черниговский овладел Суздалем «городом» и, отступая под напором дружины Мстислава Новгородского, сына Владимира Мономаха, сжег Суздаль, в котором остался только «двор монастырский Печерского монастыря и церковь яже там есть св. Дмитрия, юже бе дал Ефрем и с селы». Битва на реке Колочке окончилась победой Мстислава. Полоненные Олегом суздальцы были освобождены.
Васильевский могильник
Очередное открытие в Суздале сделано владимирскими археологами в 2016 году. В ходе охранных археологических раскопок внутри квартала, ограниченного улицами Васильевской и Садовой, обнаружен могильник XII-XIII вв. Могильник по местоположению получил название «Васильевский». Васильевский могильник – четвертый могильник древнерусского времени, открытый археологами на территории современного Суздаля. Археологическими раскопками 90-х гг. ХХ века открыты могильники на территории Кремля и Ризоположенского монастыря. Самый известный и наиболее изученный могильник на Михайловой стороне, где
сохранилось 248 непотревоженных насыпей и сделало его ценным памятником для истории древнерусских городов, некрополи которых, как правило, не сохранились. Васильевский могильник благодаря своему местоположению сохранился хуже. Археологам удалось исследовать восточную оконечность памятника. Вероятно, могильник занимает обширную территорию, и вытянут вдоль улицы Васильевской в сторону Посадских валов. Благодаря тому, что раскопы закладывались на территории, отведенные под сельскохозяйственные нужды, сохранность захоронений хорошая. В раскопах общей площадью около 700 кв. м исследовано 90 захоронений. Исследователи обнаружили как курганные, так и грунтовые захоронения. Удалось выделить 10 курганов. К сожалению, до наших дней курганные насыпи не сохранились. Очевидно, курганные насыпи были срыты в середине – второй половине XVIII века, когда появляется на этом месте жилая и хозяйственная застройки. Котлованы построек второй половины XVIII века прослежены археологами в раскопах. Что из себя представляют древние курганы при отсутствии насыпей? Это прямоугольная грунтовая яма, ориентированная восток-запад размерами 2-2,5 м в длину при ширине до 1,5 м. Глубина ямы взрослого захоронения составляла 50-80 см. В могилах прослежены погребальные сооружения двух типов – деревянные клети и колода, повторявшая форму погребенного человека. Вокруг могильной ямы выкопана кольцевая или полукольцевая канавка – следы курганной ограды, рядом располагается курганный ров – яма вытянутой формы, из которой бралась земля для возведения насыпи. Установить высоту насыпи не представляется возможным. Размеры курганов в поперечнике составляли 5-7 м. Из 90 захоронений 1/3 составляют детские, преимущественно грудного возраста. Такая картина характерна для могильников средневековых городов по причине высокой младенческой смертности. Один из десяти курганов имел вытянутую овальную форму. Это разновременное семейное захоронение. Насыпь кургана сооружалась постепенно и приобрела подобные черты. Под курганной насыпью захоронены двое взрослых – женщина и мужчина и четверо детей. Семейные захоронения прослежены и в грунтовых захоронениях. К такому выводу пришли исследователи на основании факта неравномерности расположения могильных ям по площади раскопа. Для грунтовых могильников характерен такой признак как рядность захоронения. Такой признак установлен и в раскопе, однако, могильные ямы образуют гнезда захоронений при достаточном пространстве для совершения захоронения, что косвенно указывает на возможные родственные связи индивидов. Васильевский могильник по сравнению с ранее исследованными памятниками в Суздале наиболее скромный по находкам. Помимо железных гвоздей от погребальных сооружений в захоронениях найдены немногочисленные находки – детали женских украшений (наборы перстневидных бронзовых височных колец), бронзовые пуговки от воротничков и в одном захоронении найдено медное кольцо. Такие находки известны по раскопкам средневековых могильников и эти вещи встречаются в культурном слое Суздаля XII-XIII вв. Редкая находка для средневековых городов – тканевые элементы одежды. Такие находки обнаружены в захоронениях Васильевского могильника. В двух женских погребениях найдены тканевые золотные очелья. Очелье – женский головной убор – лента шириной 1-2 см, располагавшаяся на лбу. Золотая тесьма с узором плетенка известна по раскопкам Суздальского некрополя. Фрагменты таких лент находили во Владимирских курганах у сел Васильки, Осиповицы, Сизино, Быково, в Сунгиревском могильнике. Такие ленты шли на украшение головных уборов, ими обшивали воротники и обшлага рукавов. Данные находки в очередной раз свидетельствуют о тесных торговых связях Владимиро-Суздальской Руси с Византией. Подобный текстиль был одним из важнейших объектов византийской международной торговли. Данил КАБАЕВ, ведущий специалист ООО «Владимирский областной центр археологии при ВлГУ», руководитель раскопок.
Колокольня и Васильевский собор Васильевского монастыря. 1973 г.
Васильевский собор Васильевского монастыря. 1973 г.
Васильевский собор
Собор Василия Великого Васильевского монастыря был построен в 1662—1669 гг. на месте прежней шатровой деревянной церкви архиепископом Суздальским Стефаном. Его форма чрезвычайно проста: кубовидный объем увенчан главкой, поставленной на восьмигранную призму. Под кровлей собора сохранились основания еще двух барабанов, так что задуман он был как трехглавый. Декор собора также чрезвычайно прост, наиболее изысканной его частью являются входные порталы. Здесь находится гробница блаженной Евдокии, Христа ради юродивой с ее изображением.
Главка Васильевского собора
Трехъярусная колокольня
Небольшая трапезная соединяет с собором трехъярусную колокольню XIX в., скромно украшенную пилястрами и резными карнизами.
Колокола на монастырской колокольне
Иконостас в колокольне
Сретенская трапезная церковь
Сретенская трапезная церковь
Одноглавая Сретенская трапезная церковь возведена в кон. XVII в. Ее восьмискатная крыша напоминает церковь Архиерейских палат в Суздальском кремле.
В теплой церкви в 1867 году были освящены два придела: 1) в честь Священномученника Харлампия 23-го ноября и 2) в честь Святителя Митрофана 24 ноября.
10 января 1867 г. в Васильевском монастыре разрешено открыть училище для детей мужского пола.
Святые ворота монастыря
Башня монастырской стены
В 1764 г. Васильевский монастырь был переведен в разряд заштатных.
При нахождении епископа Геннадия II на Суздальской архиерейской кафедре в 1770 г. вместо часовни Крест, устроенной еще в 1654 г. в память от избавления Суздаля от моровой язвы, была построена усердием суздальцев каменная церковь Кресто-Никольская и, как не имеющая прихода, распоряжением епископа Геннадия была причислена к Васильевскому монастырю.
В 1899 г. Св. Синод особым указом, упразднивши мужской Васильевский монастырь, приписал его к Ризположенскому монастырю, переименовав его в женский. Св. Синод, приписавши Васильевский монастырь к Ризоположенскому монастырю, имел в виду улучшить его благосостояние. И действительно, в течение первого же года заботливой игуменией Серафимой весь Васильевский монастырь как храмы, так и корпуса, был обновлен, и сюда переведены для жительства более 20 сестер из Ризположенского монастыря; надворные и хозяйственные постройки частью перестроены, частью построены вновь.
Псаломщик села Сидоровского, шуйского уезда, Константин Борисоглебский 10-го мая 1899 г. определен диаконом в Суздальский Васильевский женский монастырь. Псаломщик Гавриловского посада, суздальского уезда, окончивший курс семинарии Михаил Соловьев 28-го мая 1899 г. определен в Суздальский Васильевский женский монастырь священником. Псаломщик Входоиерусалимской города Суздаля церкви Иван Троицкий 8-го июля 1899 г. перемещен в Суздальский Васильевский женский монастырь.
Указом Св. Синода от 31 октября 1899 г. преподано благословения Св. Синода с грамотой Суздальскому купцу Стефану Абрамову Жадину за пожертвование 1000 р. в пользу Суздальского Васильевского монастыря и братии оного.
18 декабря 1907 года скончалась после непродолжительной, но тяжкой болезни, Настоятельница Суздальских Ризположенского и Васильевского женских монастырей игумения Серафима на 85-м году от рождения и на 33 году своего настоятельского служения.
Экскурсия в Суздальский Васильевский женский монастырь 4 ноября 1912 года.
«Игуменьей Васильевского монастыря (Сузд. уезда) Капитолиной и священником Соловьевым Михаилом при изъятии ценностей не был включен в опись и передан комиссии один сосуд. Сокрытие носило умышленный характер, хотя оба обвиняемые упорно это отрицают. Они ссылаются на то, что сосуд ими был оставлен для совершения богослужений, так как, согласно церковному уставу, совершать два богослужения в день с одним сосудом не разрешается. Но тогда зачем же игуменья, спрятав сосуд, подписала ходатайство верующих о возвращении в церковь второго сосуда, из взятого по описи? Тоже для совершения богослужений? За такие дела — «за ушко да на солнышко». Голодающие поволжане не простят «святым отцам» ни одного скрытого золотника серебра» («Призыв», 13 июня 1922).
Архив Васильевского монастыря хранился в каменных палатках на монастырской колокольне. Из архива Малицкий изъял самые ранние вотчинные и монастырские описи XVIII века и три рукописные книги и перевез во Владимир, оставив остальной архив на колокольне под наблюдением. В архиве имелись указы консистории, клировые ведомости и приходо-расходные книги, все документы были увязаны в связки и сложены на полках. Дальнейшая судьба архива неясна. В 1931 г. фонд монастыря на хранении во Владимирском архиве не значится. Он поступил в ГАВО на хранение лишь в 1952 г. и состоял из 2 единиц.
Иконостас Васильевского собора.
Монастырь закрыт советской властью 15 февраля 1923 г. Церковь бывшего суздальского Васильевского монастыря в настоящее время пустует, одни галки и воробьи вьют гнезда под церковными сводами. Ни одна община верующих не подала заявку на эту церковь, Учитывая это, суздальский волисполком возбудил перед президиумом губисполкома ходатайство о передаче церкви огородному совхозу, для хранения сельхозпродуктов. Владимирский уездный исполком поддержал инициативу. («Призыв» 10 августа 1926 г.).
В соборе будет кузница совхоза. Запах гари останется до наших дней.
Васильевский собор реставрировался в 1959—1961 гг. В.В. Гасперовичем.
В 1959 г. восстановлена ограда Васильевского монастыря с востока. Осенью закончили реставрацию всех стен, ворот и башен Васильевского монастыря (архитектор Гасперович). 15 ноября начата реставрация трапезной палаты и церкви Васильевского монастыря. 1961 г. окончили крышу Васильевского собора. С 1960-х гг. в монастыре расположились склады. 31 января 1995 г. вновь зарегистрирована община мужского Васильевского монастыря. Монастырь передан Русской Православной церкви, но не весь.
Братский корпус XVIII в.
Дом Архимандрита. XIX век.
ВАСИЛЬЕВСКАЯ ВИШНЯ
В прошлом, многие монастыри разводили сады, но название очень немногих их них вошли в название садовых культур. Среди них еще до сер. XX в. была известна «Васильевская вишня», созданная в садах Суздальского Васильевского монастыря.
Попала она сюда из резиденции Юрия Долгорукого, которая находилась поблизости в с. Кидекша, и была завезена из Киева. По другой версии саженцы вишни или ее семена привез Андрей Боголюбский. А по третьей версии в Суздаль она попала с Афона. Усердием монахов монастыря был выведен удивительный сорт, ягоды которого были настолько сладкие, крупные и ароматные, что еще его называли «царский». Можно себе представить, что это была за ягода, которую только ели и не пускали на варенье. Современники описывали ее так: «крупная почти шарообразная ягода нежнаго изжелта-красноватаго цвета. При созревании она делается так прозрачна, что ясно видна косточка; вкуса очень приятнаго сладкаго, с едва заметной кислотой и легким ароматом. Цвет коры ореховый, на старых деревьях бурый с серым оттенком; крона раскидистая, концы веток загнуты вверх. Лист ярко-зеленаго блестящаго цвета, нижняя сторона светлее верхней, часто загнут лодочкой, по краям круто, неровно, дважды зубчат, форма у основания большею частью яйцевидная, иногда широколанцетовидная с наибольшею шириною почти посредине и сразу суживающимся острым концом. Ягоды Васильевской вишни чрезвычайно нежны, трудно выдерживают перевозку, лежат не более двух дней; деревья легче других сортов страдают от морозов и засухи и менее плодородны. Вследствие этих качеств эта прекрасная вишня никогда не может стать настоящим коммерческим сортом». Еще этот сорт называли «патриаршим», так как его возделывали во Владимире в саду, принадлежавшем патриарху Филарету. До сих пор этот сад носит название «Патриарший», а вот сама Васильевская вишня была утеряна во второй пол. XX в., хотя еще в 1936 г. она была известна садоводам нашего края. Может быть, где-то на Российских просторах еще и сохранилась эта аристократическая вишня. Будем надеется.